Классный час в 7а классе "Бородинское сражение"
классный час (7 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Овгортская школа-интернат среднего общего образования»
Методическая разработка
классного часа для учащихся 7а класса
«Бородинское сражение»
Подготовила и провела: Рыжикова О.М.,
учитель истории МБОУ
«Овгортская ШИСОО»
С.Овгорт
2022- 2023 учебный год
Методическая разработка классного часа
Тема: «День Бородинского сражения»
Класс: 7а
Цель - создание условий для:
- развития и формирования интереса у кадет и воспитанников к истории страны, к ее героическому прошлому через изучение подвигов предков;
- формирования представлений о воинском долге и верности Отечеству;
- систематизации знаний кадет о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков;
- воспитания чувства патриотизма и гордости за свою страну и ее народ.
Задачи:
- Образовательная: систематизировать знания кадет о бородинской битве как об одном из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков; сформировать целостное представление о роли и значении Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года;
- Развивающая: развивать критическое мышление, речевые компетенции обучающихся; способствовать повышению информационной культуры кадет;
- Воспитательная: активизировать военно-патриотическую воспитательную работу в корпусе; воспитание патриотизма, любви к Родине.
Планируемые результаты:
- познакомиться с одним из величайших сражений русской армии против иноземных захватчиков в Отечественной войне 1812 года;
- оценивать свои и чужие поступки;
- находить необходимую и достоверную информацию в разных источниках (книги, электронные ресурсы); анализировать; обобщать и делать выводы;
- умение излагать своё мнение, аргументируя его; создавать тексты (как устные, так и письменные).
Оформление: выставка книг, посвященная Отечественной войне 1812 года, мультимедийная презентация.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, иллюстрации.
Ход занятия
I. Организационный момент
Перед началом мероприятия звучит солдатская песня «Солдатушки, бравы ребятушки». (слайд 1)
II. Освоение нового материала
(Слайд 2)
«Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые?
Да, говорят, еще какие!
Не даром помнит вся Россия
Про день Бородина!»
(М. Ю. Лермонтов[1])
(Слайд 3) Ребята! Вам знакомы эти строки? Сегодня мы с вами собрались, чтобы вспомнить об одном из великих событий в истории нашего Отечества - победе русского народа в войне с Наполеоном в 1812 году. Мы будем говорить о Бородинском сражении русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией, которое произошло 26 августа (7 сентября) 1812 года. Это день воинской славы России. Дни воинской славы России (Дни славы русского оружия) – это победные дни России в ознаменование побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории нашей Родины.
Бородино! Эта мало кому известная до 26 августа 1812 г. подмосковная деревушка стала местом славы русского солдата, славы России. В этот день на Бородинском поле произошло генеральное сражение Отечественной войны 1812 г. против французских захватчиков. Его целью было упорной обороной добиться истощенья Наполеоновской армии и прекратить наступление французов к Москве.
На Бородинском поле русские солдаты нанесли непобедимой ранее наполеоновской армии удар такой силы, что эта армия уже не могла оправиться. Бородинское сражение положило начало разгрому «великой армии» Наполеона. Европа с помощью России получила свой шанс на свободу.
(Слайд 4) К 1812 году император французов Наполеон I покорил и подчинил своему влиянию почти все страны Европы. Решив убрать последнее препятствие к мировому господству, на рассвете 12 июня 1812 года армия Наполеона, переправившись через Неман, вторглась в пределы Российской империи. Главной целью Бонапарта было взятие Москвы. Он говорил, что если возьмет Киев, значит, возьмет Россию за ноги; если овладеет Петербургом - возьмет ее за голову, но, захватив Москву, тем самым поразит Россию в самое сердце. Русская армия по целому ряду причин не могла дать генерального приграничного сражения. Она начала вынужденное отступление вглубь своей территории. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство. Император Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим М. И. Кутузова.
Чтец 1: Война Отечественной стала:
Патриотизм достиг высот,
Каких страна ещё не знала,
И в ополчение идёт
И стар, и млад из всех сословий,
Чтоб доказать горячей кровью,
Как им Отчизна дорога,
И все хотят побить врага.
Деревни, сёла, города
Не пожалели средств и силы,
Отдали всё родной России,
Чтобы спасти её тогда.
(Слайд 5) Кутузов начал подготовку к сражению, которое произошло на широком, просторном поле у села Бородино, в 125 км на запад от Москвы. 26 августа 1812г. (по старому стилю), в половине шестого утра началось знаменитое Бородинское сражение. «Чуть рассвело – а неприятель уже послал свое первое ядро. Одно из первых ядер пролетело над нашими головами и попало прямо в крышу того дома, где находился Кутузов!» - вспоминал ординарец М.И. Кутузова И.Р фон Дрейлинг. Наша артиллерия тотчас открыла ответный огонь.
Чтец 2: Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
(М. Ю. Лермонтов Бородино)
Педагог: Сражение продолжалось до 6 часов вечера. В течение дня бои происходили на разных участках Бородинской позиции русских. Вот что вспоминал один из участников битвы, офицер и русский поэт Ф.Н. Глинка: - «В рассветном воздухе шумела буря. Ядра визжали пролетными вихрями над головами. Гранаты лопались. В пять минут сражение было уже в полном разгаре».
Самые длительные и напряжённые бои происходили за Багратионовы флеши и за батарею Раевского. Наполеону пришлось восемь раз атаковать Багратионовы флеши, пока, наконец, ценой ужасающих потерь удалось взять их около полудня.
Чтец 1: Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.
Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.
(М. Ю. Лермонтов Бородино)
Чтец 2: Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась, как наши груди
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...
(М. Ю. Лермонтов Бородино)
Сражение, которое продолжалось около 15 часов, стихло лишь с наступлением сумерек. Русские войска отошли от занимаемых первоначально позиций не более, чем на 1 км, и их настроение было таково, что все, от рядового до генерала считали баталию выигранной. Была уверенность, что «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным».
(Слайд 6) Сражение при Бородино было невиданным по численности. В нём с обеих сторон приняло участие 250 тысяч человек (примерно 115 тысяч россиян и 135 тысяч - французов). Оно было невиданным по потерям: только за один день было убито и ранено 100 тысяч человек и упорству обеих сторон в достижении победы.
В сражении не было ни победителя, ни побежденного: обе стороны имели как потери, так и трофеи. Французская армия уже не могла победить россиян, а русская армия была еще не в силах разгромить французов. Но свою славу непобедимости Наполеон Бонапарт потерял. Бородино надломило моральный дух французской армии, пошатнуло её уверенность в победе и предопределило поражение Наполеона в этой захватнической войне. Так и случилось вскоре.
Кутузов принимает решение отступить, дав отдых войскам и собрав новые силы. Французы вошли в Москву. Город был пуст, москвичи покинули его. Москва горит. Положение армии неприятеля быстро ухудшалось. Тыловые базы французов остались далеко позади. Солдаты Наполеона изымали продукты у местного населения. Всюду бесчинствовали фуражиры и мародеры. Приближалась зима. Наполеон понимает, что зимовать в сожженной Москве, тогда как подмосковные крестьяне, как прежде смоленские, ушли в леса, было бы безумием. Император французов дает приказ отступать на Смоленск и с жалкими остатками своей многоязычной армии покидает Россию.
(Слайд 7) Педагог: «Много мужества, стойкости и великую сыновнюю преданность родине проявили наши прадеды, защищая свою Отчизну», - отмечает С.П. Алексеев.
Чтец 1: России быть, нам быть дано,
Пока жив дух Бородино.
Бородино!.. Да кто в России
Не знает про Бородино?
Прошли века, но с прежней силой
Волнует нашу грудь оно.
Отвага, мужество, и слава,
И небывалый героизм,
И гордость за свою державу
Навечно в слове том слились.
Чтец 2: Оно как символ русской славы
Вошло в историю навек,
И без него своей державы
Не мыслит русский человек
(Слайд 8) Ребята! Более подробно узнать о том славном времени вы сможете, познакомившись с дополнительной литературой по теме. Вашему вниманию также предлагается библиографический список литературы «Что читать о Бородино» (Приложение 2). Ряд изданий представлены на экспонируемой в библиотеке выставке.
III. Закрепление изученного материала
(Слайды 9-15) А теперь, ребята, я предлагаю вам викторину. Из трех предложенных вариантов ответов нужно выбрать один правильный. Тогда представленная на слайде картинка из серой станет цветной. Готовы?
1. В каком году было Бородинское сражение?
а) 1917 г.; б) 1812 г.; в) 1380 г.
2. Кто правил Российской империей во время Отечественной войны 1812 г.? (Императоры: а) Александр I; б) Николай II; в) Павел I).
3. В скольких километрах от Москвы находится село Бородино? (а. 80; б) 105; в) 125).
4. Полководец и дипломат, в Отечественную войну 1812 г. главнокомандующий русской армией (П.И. Багратион; М. И. Кутузов; А.В. Суворов).
5. М. И. Кутузов утверждал: «Перед сражением главное — ...». (Вставьте пропущенное слово вместо многоточия).
а) подкрепиться; б) выспаться; в) помолиться.
6. Продолжите поговорку: «Пришел Кутузов » (а. бить французов; б) убить Наполеона; в) освободить Европу).
IV. Подведение итогов. Рефлексия (Слайд 16)
Ребята, как вы считаете, битва у Бородино чему нас учит? Можно ли покорить Россию? (Дети отвечают). Россия никогда не будет покорена. Битва у Бородино – это яркий пример героической борьбы русского народа за независимость своей страны. Своих героев народ помнит и чтит.
Спасибо всем за работу. Наш классный час окончен (В конце мероприятия звучит солдатская песня «Взвейтесь соколы орлами». На экране демонстрация заключительного слайда (слайд 16)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час на тему Бородинское сражение
200 лет Бородинскому сражению...
классный час "Бородинское сражение. Прах здесь, слава - везде..."
Классный час посвящен 200-летию Бородинского сражения...
Сценарий классного часа «О подвигах, о доблести, о славе…», посвящённого 200-летию Бородинского сражения.
Сценарий классного часа, посвящённого 200-летию Бородинского сражения. Исторические факты, стихи, инсценировка. указание на музыкальное сопровождение...
Классный час "Наш земляк, военачальник и партизан, участник Бородинского сражения Александр Никитич Сеславин".
Материал о старинном роде Сеславиных. Образование и военная служба Сеславина, участие в Бородинском сражении. Заслуги Сеславина. Место захоронения Сеславина в сельце Есемово под Ржевом....
Классный час, посвящённый 200-летию со дня Бородинского сражения
Классный час, проводимый в рамках 200летия Отечественной войны 1812 г. Направлен на формирования у обучающихся чувства патриотизма, получение обучающимися исторических знаний. Широко используютс...
Классный час на тему: "Бородинское сражение. Прах здесь, слава- везде..."
Классный час посвящён 200- летию Бородинского сражения...
Классный час, посвященный 200 -летию Бородинского сражения.
Осмысление значимости Отечественной войны 1812 года в личности каждого учащегося. Пополнить знания учащихся по истории страны, активизировать изучение учащимися исторических явлений...