Классный час «Это нужно-не мертвым! Это надо-живым!»
классный час (7, 8 класс)
Данный классный час был разработан с целью способствовать формированию патриотических качеств школьников через уважение к подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны , а также формировать непримиримое отношение к проявлению нацистской и неонацистской идеологии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_eto_nuzhno_-ne_mertvym.docx | 19.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Это нужно-не мертвым! Это надо-живым!»
1.Цели:
1.Способствовать формированию патриотических качеств школьников через уважение к подвигу советских людей в годы Великой Отечественной войны
2.Формировать непримиримое отношение к проявлению любой нацистской и неонацистской идеологии
2.Этапы проведения:
1.Групповые задания
1.Проверка коллективного группового задание по поиску материала о фашистских преступлениях на территории Брянского края в период оккупации.
2.По итогам групповой работы подготовить газеты по населенным пунктам, где произошел расстрел мирного населения.
3.Проведение беседы с учащимися класса по теме «Это нужно-не мертвым! Это надо-живым!», сопровождая ее показом презентации.
3.Ход беседы:
- Ребята, кто из вас может сказать, что такое фашизм? А нацизм? В чем их различия? (Высказывания учащихся)
- Послушайте определение данным понятиям, сравните их с вашими предположениями.
(слайд 3)
Фашизм — это националистическая идеология и политика в ряде европейских государств 20ых- 40ых годов, основоположником которой считается Бенито Муссолини.
Нацизм — это политическая идеология, которая была официальной в Германии с 1933 по 1945 год. Другое название — национал-социализм. Создателем данной идеологии является Адольф Гитлер. Нацизм является одной из форм фашизма и несет в себе черты расизма и антисемитизма.
Нацизм- это одна из форм фашизма, официально действующая в Германии в период нахождения у власти фашистской партии во главе с Адольфом Гитлером.
В настоящее время все чаще и чаще можно услышать попытки оправдания пособников нацизма. Их пытаются представить защитниками национальных интересов, борцами с тоталитарным режимом И.В. Сталина, игнорируя решения Нюрнбергского международного военного трибунала.
На мой взгляд, это возможно только тогда, когда нет подлинных знаний, конкретных фактов об их античеловеческих преступлениях и почти не осталось живых свидетелей.
-Как назывался порядок, установленных гитлеровцами на захваченных землях и что вы о нем знаете?
(Высказывания учащихся)
Выслушав ответы учащихся ведущий классного часа дополняет сведения фактическим материалом.
(слайд 4)
Рассказ ведущего:
На захваченных территориях гитлеровцы устанавливали так называемый «новый порядок», при котором формировались фашистские комендатуры, назначались органы власти и вводились правила, обязательные для соблюдения местными жителями. За нарушение этих правил следовало строгое наказание, в большинстве случаев — смерть.
Немецкий порядок принёс на нашу землю много горя и страданий. Отныне все было подчинено идее превосходства немецкой расы над другими народами. Неосторожное высказывание в адрес нового порядка, любое неповиновение немецким законом наказывалось очень сурово — исключения не делались никому.
Я хочу привести примеры воспоминаний узников концлагеря Дулаг-142, который располагался на современной территории 85-го ремонтного завода в Володарского района города Брянска в годы оккупации. (слайд 5) Пересыльный концлагерь Дулаг-142- самый крупный немецкий концлагерь на Брянщине, служивший сборно-пересыльным пунктом, откуда трудоспособное население угоняли на принудительные работы в Германию. В архивах ГКУ БО ГАБО – ЦДНИБО сохранились показания
узников лагеря: военврача Д.И. Миминошвили, граждан А.М. Сахненко,
Лукашевой, Прудникова.
Вот как они описывают лагерь и условия жизни в нем.
Вокруг лагеря были двойные проволочные ограждения. Сама территория лагеря была перегорожена множеством заборов из колючей проволоки.
На территории базы находилось более 10 бараков, предназначенных при советской власти для складских целей. В каждом таком бараке было размещено по 1200-1500 человек на деревянных четырехэтажных нарах, которые кишели насекомыми всех видов. Кормили военнопленных очень скудно: утром чай и 200 гр. хлеба для взрослых и 100 гр. для детей, в 5 часов – литр баланды из непросеянной гречневой муки на взрослого и 0,5л. на ребёнка.
Когда в лагере находились только военнопленные, питание было еще хуже, давали не проваренную гречиху или полусырые отбросы от овощей, а порой и вовсе ничего не давали.
За малейшие проступки следовали наказания. Например, если военнопленный вышел из шеренги или гражданское население собирало палки и щепки для приготовления пищи, людей избивали резиновыми плетками и лишали пищи. Евреев, политруков и коммунистов они привязывали к шесту на расстоянии 1,5-2-х метров друг от друга и гнали на минные поля, где они взрывались. Старух, женщин с детьми они наказывали за неправильное пользование уборной тем, что заставляли стоять в течение 2-3-х суток в холодном помещении без воды и пищи. За съеденный лишний кусочек хлеба систематически били розгами, заставляли лежать на льду.
В бараках царили сырость и холод. Первыми жертвами становились дети, затем стали умирать и взрослые, особенно старики. От голода и грязи вспыхнула эпидемия инфекционных заболеваний. От тифа, дизентерии, чесотки, заболеваний желудка умирало не менее 80% заболевших, так как ни медикаментов, ни питания для больных узников немцы не выделяли. Два раза в день вывозились на свалку телеги, нагруженные трупами военнопленных и гражданских.
Помимо того, что люди умирали от голода, их подвергали избиениям, расстреливали. Комендант Дулага-142 майор Вейзе лично расстрелял около 200 военнопленных и примерно столько же забил до смерти. Помимо того, что люди умирали от голода, их подвергали избиениям, расстреливали. Одновременно в лагере размещалось до 80 тысяч человек и ежедневно из него вывозили от 100 до 250 трупов.
Еще мне хотелось бы рассказать вам о трагедии, произошедшей в деревне Хацунь Карачевского района 25 октября 1941 года. (слайд 6)
24 октября 1941 года в деревне Хацунь Карачевского района несколько красноармейцев, выходящих из окружения, напали на трех фашистов и освободили группу из 6 военнопленных. Двое немцев были убиты, а третий, раненый, успел скрыться в лесу.
В то время в фашистских войсках действовал указ: за каждого убитого немецкого солдата казнить сто местных жителей. И утром 25 октября три отряда карателей собрали всех, кто находился в деревне. Некоторых жителей казнили с особой жестокостью. Остальных расстреляли, а деревню сожгли. В Хацунской трагедии погибло 318 человек, включая малолетних детей.
Хацунь стала одной из первых жертв немецкого геноцида на русской земле. Ее судьбу повторили 12 населенных пунктов Брянской области, а всего за годы оккупации на Брянщине были уничтожены свыше тысячи деревень.
Решение о создании в Хацуни музейного комплекса в память о жертвах фашизма было принято еще в 1977 году, однако воплотить в жизнь первоначальный проект в силу ряда причин не удалось. В 2009 году начались работы по полной реконструкции мемориала, открытие состоялось в день 70-летия трагедии Хацуни – 25 октября 2011 года. В торжественной церемонии открытия принимал участие и премьер-министр Владимир Путин. Сегодня в состав мемориального комплекса входят: музей, часовня, братская могила погибших жителей, 28 стел с мемориальными досками, стена памяти и другие объекты. Экспозиция музея поделена на две части. Первая часть рассказывает о мирной жизни довоенной деревни, вторая посвящена трагедии 25 октября 1941 года. Стена памяти с шестиметровой скульптурной группой: старик закрывает собой от штыков рыдающую мать с ребенком. Автор композиции — скульптор Александр Ромашевский. На площади возле музея установлены 28 гранитных стел с мемориальными досками в память о жертвах фашизма во всех 28 районах Брянской области. На месте захоронения жертв Хацуни установлены плиты с именами погибших в том порядке, в котором располагались дома расстрелянных семей.
Последствия действий оккупационных властей на территории Брянска с августа 1941 по сентябрь 1943 ужасают своей жесткостью. (слайд 7)
За этот период только в Брянске замучено и расстреляно 21011 человек, замучено и расстреляно 41640 военнопленных. Было установлено, что за время оккупации гор. Брянска и его окрестностей истребили 14318 чел. русского, еврейского и цыганского населения. Много советских граждан умерщвлено на пересыльном концлагере Дулаг-142. Кроме того, угнано в немецкое рабство было более 18000 человек. Население Брянщины уменьшилось за этот период на 725 тысяч.
За два года немецкой оккупации были разрушены все промышленные предприятия, более 70 процентов жилого фонда в городах и 85 тысяч домов сельских жителей. Враг уничтожил 930 населённых пунктов, 2930 колхозов, 23 совхоза. Ущерб, причинённый гитлеровцами народному
4.Подведение итогов.
Ребята, мы сегодня узнали о преступлениях фашистов на оккупированной территории Брянщины. Какой главный вывод можно сделать по итогам нашей совместной работы?
Подобной трагедии не должно повториться. Поэтому задача всех прогрессивных людей не допустить любые попытки реабилитации нацизма, противодействовать фальсификации истории, героизации нацистских преступников. Сделать все, чтобы подвиг советского народа остался в веках.
И закончить классный час хочу отрывком из стихотворения «Реквием» советского поэта Роберта Рождественского.
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою
ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Песню свою
отправляя в полёт, -
помните!
О тех,
кто уже никогда
не споёт, -
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб
запомнили!
Детям
детей
расскажите о них,
чтобы тоже
запомнили!
Во все времена
бессмертной
Земли
помните!
К мерцающим звёздам
ведя корабли, -
о погибших
помните!
Встречайте
трепетную весну,
люди Земли.
Убейте
войну,
прокляните
войну,
люди Земли!
Мечту пронесите
через года
и жизнью
наполните!..
Но о тех,
кто уже не придёт
никогда, -
заклинаю, -
помните!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час" Милосердие: нужно ли оно мне?"
классный час о милосердии для 6 класса...
Это нужно не мертвым, это нужно живым!
Сочинение о земляке, ветеране Великой отчественной войны....
Классный час "Права нужны, а обязанности важны"( презентация к классному часу)
Презентация к классному часу в 7 классе "Права нужны, а обязанности важны"...
Сочинение – рассуждение по теме «Великая литература о великой войне» в рамках проекта «Это нужно не мертвым – это нужно живым». ( Совместная работа учеников и родителей 10 Б класса)
Правду о войне нам могут рассказать не только ветераны, но и книги тех авторов, которые не понаслышке знают, что такое война. Юрий Бондарев, Борис Васильев, Валентин Катаев, Василь Быков, Михаил Шолох...
Это нужно не мертвым – это надо живым!
Публикация в периодической печати "Народная газета" по итогам поездки к мемориалу "Большой дуб" в Железногорский район, где 75 лет назад фашисты расстреляли всех жителей вместе с д...
27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым.
27 января-День памяти жертв Холокоста.Помнить надо не мёртвым,помнить надо живым. Вечер содержит стихи.танцы,сценки,презентацию.Участники ребята-5.6.7,8 классов....
Классные часы, которые нужно провести в мае. Классный час-интеллектуальная игра.
Классный час-интеллектуальная игра...