Мониторинг личностного роста (начальная, основная, средняя школа)
материал (11 класс)

KONAKOVA elen

Рекомендуемый опросник представлен в двух модификациях: для

учащихся 4–8-х классов и для учащихся 9–11-х классов. Структура этих

опросников, способы их обработки и интерпретации результатов

принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только некоторые

формулировки вопросов.

Опросник состоит из двух частей.

Первая часть – это перечень утверждений, к которым школьникам

предлагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя,

насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и

оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах: от «+4» до «–4».

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Инструментарий оценки качества воспитания школьников

(их личностного роста)

Новые стандарты общего образования указывают, что предметом

итоговой оценки освоения школьниками основной образовательной программы не могут являться результаты их воспитания: ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики и т.п. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований, которые должны быть направлены, в первую очередь, на выявление проблем воспитанности школьников, с которыми предстоит работать педагогам. То есть оценка качества воспитания школьников – это внутренняя оценка, производимая самим педагогическим коллективом в своих профессиональных целях.

Новые стандарты указывают также, что такого рода исследования

должны быть неперсонифицированными, то есть дающими общую картину

результатов воспитания по школе, классу и т.п., но не указывающими на

результаты воспитания конкретного ребенка (подобные исследования

недопустимы). То есть оценка качества воспитания школьников – это

неперсонифицированная оценка.

Итак, оценка качества воспитания школьников:

1) не является оценкой конкретного ребенка;

2) производится на основе неперсонифицированных диагностических

методик;

3) осуществляется самим педагогическим коллективом образовательного

учреждения;

4) используется для выявления проблемного поля школьного воспитания

и совершенствования воспитательной деятельности педагогов.

Основанием для оценки качества воспитания школьников являются результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников.

В начальной школе в качестве главной методики рекомендуется использовать педагогическое наблюдение за поведением и эмоциональнонравственным состоянием школьников в их повседневной жизни; в специально

создаваемых педагогических ситуациях; в играх, погружающих ребенка в мир

человеческих отношений; в организуемых педагогом беседах по тем или иным

нравственным проблемам. В качестве вспомогательной методики могут быть

использованы проективные рисуночные тесты.

В основной и старшей школе рекомендуется использовать специально

разработанные опросники, обязательно сверяя их результаты с результатами

педагогических наблюдений. Выбор конкретного опросника всегда остается за

педагогическим коллективом образовательного учреждения. В качестве

возможного варианта такого опросника педагогам может быть рекомендован

опросник «Личностный рост». Его особенностью является то, что он

предполагает не сравнение детей с неким универсальным стандартом

воспитанности (например, с заданными уровнями воспитанности), а

отслеживание динамики личностных изменений школьников (какими они были

– какими стали), что позволяет отслеживать продвижение педагогов в решении

тех или иных проблем школьного воспитания.

Рекомендуемый опросник представлен в двух модификациях: для

учащихся 4–8-х классов и для учащихся 9–11-х классов. Структура этих

опросников, способы их обработки и интерпретации результатов

принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только некоторые

формулировки вопросов.

Опросник состоит из двух частей.

Первая часть – это перечень утверждений, к которым школьникам

предлагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя,

насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и

оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах: от «+4» до «–4».

Содержащиеся в первой части опросника утверждения формулируются так,

чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо

общественно одобряемой. Это позволяет избежать возможного в таких случаях

конформного поведения участников опроса, попыток «угадать» ответ,

«правильно» отнестись к тому или иному тезису – что, безусловно, может

снизить объективность диагностики. По окончании опроса оценки, которые

школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по

нескольким шкалам, соответствующим различным аспектам их личностного

роста. На этой основе делается вывод об имеющихся у ребенка социальных

знаниях и его отношениях к базовым общественным ценностям.

Вторая часть – это перечень возможных социально-ориентированных

акций, общественно-полезных дел, контактов ребенка с представителями

общества, которые могли быть организованы в образовательном учреждении.

Школьнику предлагается указать те из них, в которых он был задействован, а

также отметить, в каком статусе он был задействован в этих делах: участника

или организатора. На этой основе делается вывод о том, какой опыт

самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия

школьники приобретают в образовательном учреждении.

Поскольку личностный рост – явление динамическое, то и опросник

необходимо задействовать несколько раз. При этом не следует предлагать один

и тот же опросник одним и тем же детям более двух раз – у них может

сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов.

Можно использовать данные опросники следующим способом:

- первый раз – среди четвероклассников или пятиклассников,

- второй раз – среди семиклассников (в этих двух случаях используется

опросник для 5–8-х классов),

- третий раз – среди девятиклассников,

- четвертый раз – среди тех же школьников, но уже учащихся 11-го класса

(в последних двух случаях уже используется опросник для 9–11-х классов).

Таким образом, каждые два года отслеживается, насколько школа

преуспевает в достижении тех целей, которые ставили перед собой педагоги.

                                        ОПРОСНИК «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»

                                           ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 8-Х КЛАССОВ

(самостоятельно заполняется школьниками, время заполнения – не более 1

часа, частота заполнения – не чаще одного раза в два года)

                                                                 Часть 1.

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –

согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную

оценку (+1, +2, +3 или +4; чем больше ты согласен, тем более высокую ставь оценку) в

специальном бланке рядом с номером этого высказывания.

Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (–1, –2, –3, или –4; чем больше ты не согласен, тем большее число со знаком минус ты можешь поставить).

«+4» – несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» – да, конечно (сильное согласие);

«+2» – в общем, да (среднее согласие);

«+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» – ни да, ни нет;

«–1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» – в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» – нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»

оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо!

1. Те люди, кто критикует порядок в стране, не могут считаться настоящими

патриотами.

2. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.

3. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.

4. Я люблю трудиться.

5. То, что взрослые называют культурным достоянием прошлого, на самом деле часто

оказывается просто старыми ненужными вещами.

6. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие

вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.

7. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать

хорошим.

8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь

право защищать себя и свои взгляды.

9. Занятия физкультурой и спортом – необходимость для здоровья каждого человека.

10. Большинство моих ровесников предпочитает общаться с красивыми людьми.

11. Мне повезло, что я живу именно в России.

12. Человек – царь природы, а потому он может делать с ней все, что захочет.

13. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.

14. Чистить улицы, убирать помещения, собирать мусор – это работа, недостойная

нормального человека.

15. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

16. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.

17. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.

18. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

19. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение

после трудной работы.

20. Я часто недоволен тем, как я живу.

21. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину.

22. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.

23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и

мужественными.

24. Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу до конца.

25. Нецензурные выражения – признак бескультурья.

26. Учеба – занятие для зануд и зубрил.

27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества

справедливости.

28. Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают

люди, приехавшие к нам из других мест.

29. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.

30. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.

31. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых

людей.

32. Торговля редкими животными – вполне нормальное занятие, ведь людям надо

зарабатывать деньги.

33. Военнопленных нельзя жалеть, ведь они наши враги и сами не жалели бы нас.

34. Мне нравится помогать родителям в их домашней работе.

35. Ребенку должно быть разрешено перебивать разговор взрослых, ведь он тоже

имеет право высказаться.

36. Человек не может всего знать, поэтому меня и не волнует, что я не знаю многих

важных вещей.

37. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного

человека.

38. Судейство в отношении наших спортсменов на международных соревнованиях

часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.

39. В жизни очень важно поддерживать свою хорошую физическую форму.

40. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесняюсь и

смущаюсь.

41. Вставать, когда заиграл гимн страны – довольно непонятный и странный обычай.

42. Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен делать только

тот, кто намусорил.

43. Уступить в споре – значит показать свою слабость.

44. Для выполнения учебных заданий надо прилагать усилия, и я люблю это делать.

45. Меня нисколько не смущают надписи и рисунки в подъездах, на заборах и домах,

ведь не я же их там оставил.

46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти

много интересного.

47. Если рядом со мной находится человек, который чем-то расстроен, то я тоже

чувствую себя плохо.

48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми

людьми.

49. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у

компьютера или телевизора.

50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

51. Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни

о своей Родине.

52. Не случится ничего страшного, если после мытья рук я случайно забуду закрыть

кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.

53. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать

и бояться.

54. Я считаю, что мое участие в субботнике по очистке территории двора или школы

особо никому не нужно, ведь есть дворники и уборщицы, которые за эту работу получают

деньги.

55. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь он уже

взрослый.

56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на

неплохую работу.

57. Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

58. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их

приток увеличивает уровень преступности.

59. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное для человека.

60. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.

61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.

62. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и

зимующих птиц.

63. Мне кажется, что у нашей страны слишком много опасного оружия и это плохо –

его количество можно было бы уменьшить.

64. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.

65. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.

66. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать чтото новое – ведь на это есть школа.

67. Нищих и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять работать.

68. Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я

предпочел бы их не брать.

69. Вкус еды для меня важнее, чем ее польза.

70. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.

                                                               Часть 2.

Пожалуйста, вспомни: в каких организованных школой делах общественной направленности ты участвовал за последние два года твоей учебы в этой школе. Запиши эти дела в соответствующие разделы таблицы (при этом совсем не обязательно стараться

заполнять все разделы).

Напротив каждого, указанного тобой дела, отметь, в каком статусе ты участвовал в нем:

организатора (тогда в правой колонке поставь букву «О») или участника (тогда в правой

колонке поставь букву «У»). Спасибо!

№ Дела (впиши их в соответствующие разделы)

Статус

(укажи свой

статус одной

буквой: «О» или

«У»)

1. Беседы, дискуссии, дебаты, круглые столы с представителями общества

(в том числе и представителями других образовательных учреждений)

2. Митинги, шествия, распространение наглядной агитации экологической, патриотической,

правозащитной, миротворческой и иной гуманитарной направленности

3. Непосредственная деятельная помощь

ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.

4. Непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве

улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов

5. Поисковая деятельность, связанная с захоронением останков воинов,

погибших в Великой Отечественной войне, установлением личности погибших воинов,

розыском их родственников

6. Деятельное участие в восстановлении памятников истории и культуры

7. Оказание деятельной шефской помощи малышам

8. Деятельное участие в фольклорных, этнографических, краеведческих экспедициях

                                   

                                  ОПРОСНИК «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»

                                   ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 – 11-Х КЛАССОВ

(самостоятельно заполняется школьниками, время заполнения – не более 40

минут, частота заполнения – не чаще одного раза в два года)

                                                             Часть 1.

Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите,

насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или

несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):

«+4» – несомненно, да (очень сильное согласие);

«+3» – да, конечно (сильное согласие);

«+2» – в общем, да (среднее согласие);

«+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие);

«0» – ни да, ни нет;

«–1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие);

«–2» – в общем, нет (среднее несогласие);

«–3» – нет, конечно (сильное несогласие);

«–4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).

Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»

оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете

занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими

патриотами.

2. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.

3. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.

4. Я способен с радостью выполнять разную работу.

5. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто

оказывается примитивной старой рухлядью.

6. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.

7. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.

8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами

должны иметь право защищать себя и свои взгляды.

9. Занятия физкультурой или спортом – жизненная необходимость для каждого

человека.

10. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.

11. Я многим обязан своей стране.

12. Человек – царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и

манер.

13. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.

14. Физический труд – удел неудачников.

15. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.

16. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.

17. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.

18. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.

19. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять

напряжение.

20. Я часто чувствую разочарование от жизни.

21. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.

22. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.

23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.

24. Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу в полной

мере.

25. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.

26. Учеба – занятие для зануд и зубрил.

27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества

справедливости.

28. Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе)

совершают приезжие.

29. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.

30. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.

31. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.

32. Торговля редкими животными – вполне нормальное занятие, ведь людям надо както зарабатывать деньги.

33. На военнопленных не должны распространяться права человека, ведь война есть

война.

34. Я хотел бы попробовать свои силы в какой-то взрослой работе.

35. Какое общение без бутылочки пива!

36. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания

некоторых важных вещей.

37. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.

38. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто

несправедливо, потому что россиян никто не любит.

39. Если ты хочешь добиться чего-то в жизни, надо стараться поддерживать в себе

хорошую физическую форму.

40. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.

41. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как

россиянина.

42. Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен делать только

тот, кто намусорил.

43. Идти на уступки – значит проявлять слабость.

44. Мне нравится прилагать усилия для выполнения сложных учебных заданий.

45. Вандализм – это современная форма молодежного протеста против «взрослого»

мира.

46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти

много интересного.

47. Если рядом со мной находится человек, который чем-то расстроен, то я тоже

чувствую себя плохо.

48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми

людьми.

49. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.

50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.

51. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.

52. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных

отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

53. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

54. Я считаю, что мое участие в субботнике по очистке территории двора или школы

особо никому не нужно, ведь есть дворники и уборщицы, которые за эту работу получают

деньги.

55. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.

56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую

карьеру.

57. Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.

58. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически

отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.

59. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное в жизни.

60. Меня не угнетает временное одиночество.

61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.

62. Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если, конечно, это не связано с

суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно.

63. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.

64. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.

65. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.

18

66. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и

только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.

67. Бомжей и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять работать.

68. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.

69. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.

70. В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.

                                                         

                                                                 Часть 2.

Пожалуйста, вспомни: в каких организованных школой делах общественной

направленности ты участвовал за последние два года твоей учебы в этой школе. Запиши эти

дела в соответствующие разделы таблицы (при этом совсем не обязательно стараться

заполнять все разделы).

Напротив каждого, указанного тобой дела, отметь, в каком статусе ты участвовал в нем:

организатора (тогда в правой колонке поставь букву «О») или участника (тогда в правой

колонке поставь букву «У»). Спасибо!

№ Дела (впиши их в соответствующие разделы)

Статус

(укажи свой

статус одной

буквой: «О» или

«У»)

1. Беседы, дискуссии, дебаты, круглые столы с представителями общества

(в том числе и представителями других образовательных учреждений)

2. Митинги, шествия, распространение наглядной агитации экологической, патриотической,

правозащитной, миротворческой и иной гуманитарной направленности

3. Непосредственная деятельная помощь

ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.

4. Непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве

улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов

5. Поисковая деятельность, связанная с захоронением останков воинов,

погибших в Великой Отечественной войне, установлением личности погибших воинов,

розыском их родственников

6. Деятельное участие в восстановлении памятников истории и культуры

7. Оказание деятельной шефской помощи малышам

8. Деятельное участие в фольклорных, этнографических, краеведческих экспедициях


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преемственность математического образования начальной и средней школы"

Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....

Краеведческий компонент в тематическом планирование по ИЗО в начальной и средней школе

Тематическое планирование по предмету ИЗО в начальной и средней школе по краеведческому компоненту....

Мониторинг «Личностный рост школьника»

Мониторинг  «Личностный рост школьника»...

Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых в МБОУ "Родомановская средняя школа"

Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых в школе...