Мониторинг личностного роста (начальная, основная, средняя школа)
материал (11 класс)
Рекомендуемый опросник представлен в двух модификациях: для
учащихся 4–8-х классов и для учащихся 9–11-х классов. Структура этих
опросников, способы их обработки и интерпретации результатов
принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только некоторые
формулировки вопросов.
Опросник состоит из двух частей.
Первая часть – это перечень утверждений, к которым школьникам
предлагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя,
насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и
оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах: от «+4» до «–4».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Инструментарий оценки качества воспитания школьников
(их личностного роста)
Новые стандарты общего образования указывают, что предметом
итоговой оценки освоения школьниками основной образовательной программы не могут являться результаты их воспитания: ценностные ориентации, индивидуальные личностные характеристики и т.п. Их предлагается осуществлять в рамках других мониторинговых исследований, которые должны быть направлены, в первую очередь, на выявление проблем воспитанности школьников, с которыми предстоит работать педагогам. То есть оценка качества воспитания школьников – это внутренняя оценка, производимая самим педагогическим коллективом в своих профессиональных целях.
Новые стандарты указывают также, что такого рода исследования
должны быть неперсонифицированными, то есть дающими общую картину
результатов воспитания по школе, классу и т.п., но не указывающими на
результаты воспитания конкретного ребенка (подобные исследования
недопустимы). То есть оценка качества воспитания школьников – это
неперсонифицированная оценка.
Итак, оценка качества воспитания школьников:
1) не является оценкой конкретного ребенка;
2) производится на основе неперсонифицированных диагностических
методик;
3) осуществляется самим педагогическим коллективом образовательного
учреждения;
4) используется для выявления проблемного поля школьного воспитания
и совершенствования воспитательной деятельности педагогов.
Основанием для оценки качества воспитания школьников являются результаты педагогических наблюдений и применения иных методик изучения личностного роста школьников.
В начальной школе в качестве главной методики рекомендуется использовать педагогическое наблюдение за поведением и эмоциональнонравственным состоянием школьников в их повседневной жизни; в специально
создаваемых педагогических ситуациях; в играх, погружающих ребенка в мир
человеческих отношений; в организуемых педагогом беседах по тем или иным
нравственным проблемам. В качестве вспомогательной методики могут быть
использованы проективные рисуночные тесты.
В основной и старшей школе рекомендуется использовать специально
разработанные опросники, обязательно сверяя их результаты с результатами
педагогических наблюдений. Выбор конкретного опросника всегда остается за
педагогическим коллективом образовательного учреждения. В качестве
возможного варианта такого опросника педагогам может быть рекомендован
опросник «Личностный рост». Его особенностью является то, что он
предполагает не сравнение детей с неким универсальным стандартом
воспитанности (например, с заданными уровнями воспитанности), а
отслеживание динамики личностных изменений школьников (какими они были
– какими стали), что позволяет отслеживать продвижение педагогов в решении
тех или иных проблем школьного воспитания.
Рекомендуемый опросник представлен в двух модификациях: для
учащихся 4–8-х классов и для учащихся 9–11-х классов. Структура этих
опросников, способы их обработки и интерпретации результатов
принципиально не отличаются друг от друга – разнятся только некоторые
формулировки вопросов.
Опросник состоит из двух частей.
Первая часть – это перечень утверждений, к которым школьникам
предлагается выразить свое отношение. Для этого они должны решить для себя,
насколько они согласны (или не согласны) с данными утверждениями, и
оценить степень своего согласия (или несогласия) в баллах: от «+4» до «–4».
Содержащиеся в первой части опросника утверждения формулируются так,
чтобы та или иная их оценка не выглядела в глазах школьника заведомо
общественно одобряемой. Это позволяет избежать возможного в таких случаях
конформного поведения участников опроса, попыток «угадать» ответ,
«правильно» отнестись к тому или иному тезису – что, безусловно, может
снизить объективность диагностики. По окончании опроса оценки, которые
школьники дали содержащимся в опроснике утверждениям, распределяются по
нескольким шкалам, соответствующим различным аспектам их личностного
роста. На этой основе делается вывод об имеющихся у ребенка социальных
знаниях и его отношениях к базовым общественным ценностям.
Вторая часть – это перечень возможных социально-ориентированных
акций, общественно-полезных дел, контактов ребенка с представителями
общества, которые могли быть организованы в образовательном учреждении.
Школьнику предлагается указать те из них, в которых он был задействован, а
также отметить, в каком статусе он был задействован в этих делах: участника
или организатора. На этой основе делается вывод о том, какой опыт
самостоятельного ценностно-ориентированного социального действия
школьники приобретают в образовательном учреждении.
Поскольку личностный рост – явление динамическое, то и опросник
необходимо задействовать несколько раз. При этом не следует предлагать один
и тот же опросник одним и тем же детям более двух раз – у них может
сформироваться привыкание к нему, снижающее достоверность результатов.
Можно использовать данные опросники следующим способом:
- первый раз – среди четвероклассников или пятиклассников,
- второй раз – среди семиклассников (в этих двух случаях используется
опросник для 5–8-х классов),
- третий раз – среди девятиклассников,
- четвертый раз – среди тех же школьников, но уже учащихся 11-го класса
(в последних двух случаях уже используется опросник для 9–11-х классов).
Таким образом, каждые два года отслеживается, насколько школа
преуспевает в достижении тех целей, которые ставили перед собой педагоги.
ОПРОСНИК «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 – 8-Х КЛАССОВ
(самостоятельно заполняется школьниками, время заполнения – не более 1
часа, частота заполнения – не чаще одного раза в два года)
Часть 1.
Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай –
согласен ты с этими высказываниями или нет. Если согласен, то поставь положительную
оценку (+1, +2, +3 или +4; чем больше ты согласен, тем более высокую ставь оценку) в
специальном бланке рядом с номером этого высказывания.
Если ты не согласен с каким-нибудь высказыванием, то поставь в бланке отрицательную оценку (–1, –2, –3, или –4; чем больше ты не согласен, тем большее число со знаком минус ты можешь поставить).
«+4» – несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» – да, конечно (сильное согласие);
«+2» – в общем, да (среднее согласие);
«+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» – ни да, ни нет;
«–1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» – в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» – нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайся быть честным. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они выражали только твое личное мнение. Спасибо!
1. Те люди, кто критикует порядок в стране, не могут считаться настоящими
патриотами.
2. Бродячих собак надо уничтожать, потому что они могут быть опасны.
3. Любые ссоры можно уладить, не прибегая к дракам.
4. Я люблю трудиться.
5. То, что взрослые называют культурным достоянием прошлого, на самом деле часто
оказывается просто старыми ненужными вещами.
6. Даже если мне что-то непонятно на уроке, я не стану задавать уточняющие
вопросы учителю – ведь это не так уж и важно.
7. Человек, совершивший преступление, в будущем никогда не сможет стать
хорошим.
8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями должны иметь
право защищать себя и свои взгляды.
9. Занятия физкультурой и спортом – необходимость для здоровья каждого человека.
10. Большинство моих ровесников предпочитает общаться с красивыми людьми.
11. Мне повезло, что я живу именно в России.
12. Человек – царь природы, а потому он может делать с ней все, что захочет.
13. Люди, выступающие против войны, наверное, просто трусы.
14. Чистить улицы, убирать помещения, собирать мусор – это работа, недостойная
нормального человека.
15. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
16. Я люблю узнавать значения незнакомых мне слов.
17. Наша страна станет лучше, если мы избавимся от всех психически больных людей.
18. Есть такие народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
19. Я думаю, что курение и алкоголь помогают людям расслабиться, снять напряжение
после трудной работы.
20. Я часто недоволен тем, как я живу.
21. Когда вырасту, я буду стараться защищать свою Родину.
22. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью помогают детям стать смелыми и
мужественными.
24. Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу до конца.
25. Нецензурные выражения – признак бескультурья.
26. Учеба – занятие для зануд и зубрил.
27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества
справедливости.
28. Мне кажется, что большинство преступлений в нашем городе (районе) совершают
люди, приехавшие к нам из других мест.
29. Я считаю, что от одной дозы наркотиков нельзя стать наркоманом.
30. Я очень сильно переживаю любые свои неудачи, даже самые маленькие.
31. День Победы (9 мая) – праздник не для всех, а только для ветеранов и пожилых
людей.
32. Торговля редкими животными – вполне нормальное занятие, ведь людям надо
зарабатывать деньги.
33. Военнопленных нельзя жалеть, ведь они наши враги и сами не жалели бы нас.
34. Мне нравится помогать родителям в их домашней работе.
35. Ребенку должно быть разрешено перебивать разговор взрослых, ведь он тоже
имеет право высказаться.
36. Человек не может всего знать, поэтому меня и не волнует, что я не знаю многих
важных вещей.
37. Лучше отпустить на свободу 10 преступников, чем казнить одного невиновного
человека.
38. Судейство в отношении наших спортсменов на международных соревнованиях
часто несправедливо, потому что россиян никто не любит.
39. В жизни очень важно поддерживать свою хорошую физическую форму.
40. Мне тяжело знакомиться с новыми людьми: я часто при этом стесняюсь и
смущаюсь.
41. Вставать, когда заиграл гимн страны – довольно непонятный и странный обычай.
42. Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен делать только
тот, кто намусорил.
43. Уступить в споре – значит показать свою слабость.
44. Для выполнения учебных заданий надо прилагать усилия, и я люблю это делать.
45. Меня нисколько не смущают надписи и рисунки в подъездах, на заборах и домах,
ведь не я же их там оставил.
46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти
много интересного.
47. Если рядом со мной находится человек, который чем-то расстроен, то я тоже
чувствую себя плохо.
48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
49. Я больше люблю подвижные игры, занятие спортом или рыбалкой, чем сидение у
компьютера или телевизора.
50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
51. Бывает, что я испытываю сильное волнение и чувство гордости, когда слышу песни
о своей Родине.
52. Не случится ничего страшного, если после мытья рук я случайно забуду закрыть
кран в школьной столовой, ведь в нашей стране самые большие запасы воды в мире.
53. Сильную военную державу, в том числе и Россию, другие страны должны уважать
и бояться.
54. Я считаю, что мое участие в субботнике по очистке территории двора или школы
особо никому не нужно, ведь есть дворники и уборщицы, которые за эту работу получают
деньги.
55. Если взрослый человек ругается матом, в этом нет ничего плохого – ведь он уже
взрослый.
56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем устроиться на
неплохую работу.
57. Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
58. Надо запретить въезд в нашу страну беженцам из Азии и Африки, так как их
приток увеличивает уровень преступности.
59. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное для человека.
60. Я не грущу и не тоскую, когда остаюсь в одиночестве.
61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я хочу в своей стране.
62. Я считаю, что нужно обязательно подкармливать бездомных животных и
зимующих птиц.
63. Мне кажется, что у нашей страны слишком много опасного оружия и это плохо –
его количество можно было бы уменьшить.
64. Если нужно, то я могу делать даже ту работу, которая мне не нравится.
65. Я могу оскорбить человека, если он мне чем-то не нравится.
66. Телевизор необходим для развлечения и отдыха, а не для того, чтобы узнавать чтото новое – ведь на это есть школа.
67. Нищих и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять работать.
68. Люди другой национальности могут быть нормальными людьми, но в друзья я
предпочел бы их не брать.
69. Вкус еды для меня важнее, чем ее польза.
70. Мне кажется, что во мне больше плохого, чем хорошего.
Часть 2.
Пожалуйста, вспомни: в каких организованных школой делах общественной направленности ты участвовал за последние два года твоей учебы в этой школе. Запиши эти дела в соответствующие разделы таблицы (при этом совсем не обязательно стараться
заполнять все разделы).
Напротив каждого, указанного тобой дела, отметь, в каком статусе ты участвовал в нем:
организатора (тогда в правой колонке поставь букву «О») или участника (тогда в правой
колонке поставь букву «У»). Спасибо!
№ Дела (впиши их в соответствующие разделы)
Статус
(укажи свой
статус одной
буквой: «О» или
«У»)
1. Беседы, дискуссии, дебаты, круглые столы с представителями общества
(в том числе и представителями других образовательных учреждений)
2. Митинги, шествия, распространение наглядной агитации экологической, патриотической,
правозащитной, миротворческой и иной гуманитарной направленности
3. Непосредственная деятельная помощь
ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.
4. Непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве
улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов
5. Поисковая деятельность, связанная с захоронением останков воинов,
погибших в Великой Отечественной войне, установлением личности погибших воинов,
розыском их родственников
6. Деятельное участие в восстановлении памятников истории и культуры
7. Оказание деятельной шефской помощи малышам
8. Деятельное участие в фольклорных, этнографических, краеведческих экспедициях
ОПРОСНИК «ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ»
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 – 11-Х КЛАССОВ
(самостоятельно заполняется школьниками, время заполнения – не более 40
минут, частота заполнения – не чаще одного раза в два года)
Часть 1.
Вам будет предложен ряд высказываний. Пожалуйста, прочитайте их и определите,
насколько вы согласны или не согласны с ними. Оценить степень вашего согласия или
несогласия можно в баллах (от «+4» до «–4»):
«+4» – несомненно, да (очень сильное согласие);
«+3» – да, конечно (сильное согласие);
«+2» – в общем, да (среднее согласие);
«+1» – скорее да, чем нет (слабое согласие);
«0» – ни да, ни нет;
«–1» – скорее нет, чем да (слабое несогласие);
«–2» – в общем, нет (среднее несогласие);
«–3» – нет, конечно (сильное несогласие);
«–4» – нет, абсолютно неверно (очень сильное несогласие).
Постарайтесь быть искренними. Здесь не может быть «правильных» и «неправильных»
оценок. Важно лишь, чтобы они отражали ваше личное мнение. Свои оценки вы можете
занести в специальный бланк рядом с порядковым номером утверждения анкеты. Спасибо!
1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими
патриотами.
2. Бродячих собак надо уничтожать, так как они могут быть опасны.
3. Любой конфликт можно уладить, не прибегая к силе.
4. Я способен с радостью выполнять разную работу.
5. То, что многие называют культурными ценностями прошлого, на деле часто
оказывается примитивной старой рухлядью.
6. Не стоит на уроке обращаться к учителю с вопросами: они отвлекают от главного.
7. Человек, совершивший преступление, никогда не сможет измениться к лучшему.
8. Даже самые странные люди с самыми необычными увлечениями и интересами
должны иметь право защищать себя и свои взгляды.
9. Занятия физкультурой или спортом – жизненная необходимость для каждого
человека.
10. Большинство моих сверстников предпочитает общаться с красивыми людьми.
11. Я многим обязан своей стране.
12. Человек – царь природы, а потому он вправе усовершенствовать ее на свой лад и
манер.
13. Люди, выступающие против войны, на самом деле трусоваты.
14. Физический труд – удел неудачников.
15. Внешний вид – показатель уважения не только к себе, но и к окружающим.
16. Я стремлюсь узнать значения незнакомых мне слов.
17. Стране станет легче, если мы избавимся от психически больных людей.
18. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились.
19. Я считаю, что курение или алкоголь способны помочь мне расслабиться, снять
напряжение.
20. Я часто чувствую разочарование от жизни.
21. Я готов защищать свою Родину в случае серьезной опасности.
22. Держать животных в передвижных зверинцах – бесчеловечно.
23. Фильмы-боевики со стрельбой и кровью воспитывают мужество.
24. Мне стыдно и неловко, когда я не выполняю порученную мне работу в полной
мере.
25. Нецензурные выражения в общении – признак бескультурья.
26. Учеба – занятие для зануд и зубрил.
27. Убийство человека может быть оправдано, если совершено ради торжества
справедливости.
28. Что бы ни говорили, я уверен: большинство преступлений в нашем городе (районе)
совершают приезжие.
29. От одной дозы наркотиков я не стану наркоманом.
30. Я очень сильно переживаю любые, даже незначительные, неудачи.
31. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов и пожилых людей.
32. Торговля редкими животными – вполне нормальное занятие, ведь людям надо както зарабатывать деньги.
33. На военнопленных не должны распространяться права человека, ведь война есть
война.
34. Я хотел бы попробовать свои силы в какой-то взрослой работе.
35. Какое общение без бутылочки пива!
36. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу своего незнания
некоторых важных вещей.
37. Лучше оправдать 10 преступников, чем казнить одного невиновного.
38. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто
несправедливо, потому что россиян никто не любит.
39. Если ты хочешь добиться чего-то в жизни, надо стараться поддерживать в себе
хорошую физическую форму.
40. Мне тяжело заводить знакомства с новыми людьми.
41. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как
россиянина.
42. Я не стал бы убирать чужой мусор в лесу, потому что это должен делать только
тот, кто намусорил.
43. Идти на уступки – значит проявлять слабость.
44. Мне нравится прилагать усилия для выполнения сложных учебных заданий.
45. Вандализм – это современная форма молодежного протеста против «взрослого»
мира.
46. Мне нравится копаться в энциклопедиях, журналах, словарях: там можно найти
много интересного.
47. Если рядом со мной находится человек, который чем-то расстроен, то я тоже
чувствую себя плохо.
48. Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми
людьми.
49. Я предпочту активный отдых сидению у телевизора или компьютера.
50. Я неловко себя чувствую в незнакомой компании.
51. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.
52. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных
отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.
53. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.
54. Я считаю, что мое участие в субботнике по очистке территории двора или школы
особо никому не нужно, ведь есть дворники и уборщицы, которые за эту работу получают
деньги.
55. Я не могу представить русскую разговорную речь без мата.
56. Я думаю, что и без получения хороших знаний смогу в будущем сделать неплохую
карьеру.
57. Пыток не заслуживают даже отъявленные преступники, ведь они тоже люди.
58. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически
отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности.
59. Я думаю, что здоровье сегодня – не самое главное в жизни.
60. Меня не угнетает временное одиночество.
61. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.
62. Я считаю, что носить шубы из натурального меха (если, конечно, это не связано с
суровыми условиями жизни на севере или в Сибири) безнравственно.
63. Мне кажется, что в нашей стране слишком много оружия.
64. Я могу заставить себя делать работу, которая мне не нравится.
65. Я могу нахамить человеку, если он мне чем-то не нравится.
18
66. Телевидение в первую очередь должно быть средством развлечения и отдыха и
только во вторую – источником информации о событиях в стране и мире.
67. Бомжей и попрошаек необходимо арестовывать и заставлять работать.
68. Различия в религиозных взглядах людей мешают объединению общества.
69. Вкусовые качества продуктов питания, на мой взгляд, важнее их полезности.
70. В глубине души я знаю, что недооцениваю себя.
Часть 2.
Пожалуйста, вспомни: в каких организованных школой делах общественной
направленности ты участвовал за последние два года твоей учебы в этой школе. Запиши эти
дела в соответствующие разделы таблицы (при этом совсем не обязательно стараться
заполнять все разделы).
Напротив каждого, указанного тобой дела, отметь, в каком статусе ты участвовал в нем:
организатора (тогда в правой колонке поставь букву «О») или участника (тогда в правой
колонке поставь букву «У»). Спасибо!
№ Дела (впиши их в соответствующие разделы)
Статус
(укажи свой
статус одной
буквой: «О» или
«У»)
1. Беседы, дискуссии, дебаты, круглые столы с представителями общества
(в том числе и представителями других образовательных учреждений)
2. Митинги, шествия, распространение наглядной агитации экологической, патриотической,
правозащитной, миротворческой и иной гуманитарной направленности
3. Непосредственная деятельная помощь
ветеранам, пожилым людям, инвалидам, детским домам и т.п.
4. Непосредственное деятельное участие в наведении чистоты и благоустройстве
улиц, скверов, парков, лесов, водоемов и прочих социальных и природных объектов
5. Поисковая деятельность, связанная с захоронением останков воинов,
погибших в Великой Отечественной войне, установлением личности погибших воинов,
розыском их родственников
6. Деятельное участие в восстановлении памятников истории и культуры
7. Оказание деятельной шефской помощи малышам
8. Деятельное участие в фольклорных, этнографических, краеведческих экспедициях
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Преемственность математического образования начальной и средней школы"
Переход учащихся из начального в среднее звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения....
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/22/picture-61562.jpg)
Краеведческий компонент в тематическом планирование по ИЗО в начальной и средней школе
Тематическое планирование по предмету ИЗО в начальной и средней школе по краеведческому компоненту....
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-450625-1524838182.jpg)
Типовые правила деятельности педагогического совета и порядок его избрания в организациях дошкольного воспитания и обучения, начального, основного среднего, среднего общего и дополнительного образования.
данный материал предоставлен для работы зам.директорам по учебной работе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/27/picture-450625-1524838182.jpg)
Типовые правила приема в организации образования, реализующие образовательные учебные программы начального, основного среднего, общего среднего образования
данный материал предоставлен для работы зам.директорам по учебной работе...
Мониторинг «Личностный рост школьника»
Мониторинг «Личностный рост школьника»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/29/picture-1229356-1588143386.jpg)
Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых в МБОУ "Родомановская средняя школа"
Личностные результаты обучающихся по итогам мониторингов, проводимых в школе...