Программа воспитания
рабочая программа

Ольга Анатольевна Филиппова

Цель воспитания школы -  личностное развитие школьников, через усвоение обучающимися социально значимых знаний, развитие позитивного отношения к общественным ценностям и приобретение опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_vospitaniya_2021.docx42.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Семенниковская средняя общеобразовательная школа»

Красноярский край,

Ермаковский район,

с. Семенниково, ул. Трактовая 38

тел. 8(39138)41-3-17.

 e-mail: semen-ou@mail.ru

Согласовано на заседании педагогического совета                              Утверждаю___________А.Д. Фельдман

Протокол №      от 02.06.2021 г.                                                                 директор МБОУ «Семенниковская СОШ»

Приказ №_____  от  «____»  ________ 2021 г.

Рабочая программа воспитания

в МБОУ «Семенниковская СОШ»

с. Семенниково, 2021 г.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МБОУ «Семенниковская СОШ» находится в 15 км. от районного центра.  Численность обучающихся составляет около 110 человек. Среди них есть дети с ОВЗ, инвалиды, дети из приёмных и опекаемых семей.

      Положительным моментом в организации воспитательного процесса является то, что школа по количеству учеников малокомплектная, это способствует стопроцентному вовлечению обучающихся в общественную жизнь села и школы.

      Отрицательное влияние на воспитательный процесс школьников оказывает отсутствие в селе эффективных предприятий, в результате чего - основной статус семей -  малообеспеченные. В школе имеются семьи, требующие особого внимания, которые состоят в «группе риска», СОП. У большинства родителей невысокий уровень образования, и, как следствие – низкая мотивация школьников к обучению.

      Значимыми партнёрами школы являются СДК, сельская библиотека, Администрация сельского совета, сельский ФАП, Молодёжный центр Звёздный,

Ермаковский «ЦДО», ФСК «Вымпел», ООО «Ермак», Шушенский и Минусинский с/х колледжи, СРЦН «Ермаковский».

      Совместно с учреждениями культуры проводятся сельские праздники. Администрация села помогает организовать ежегодную работу трудового отряда старшеклассников. Молодёжный центр Звёздный и Ермаковский «ЦДО» оказывают помощь в осуществлении волонтёрскую деятельности. Организации ООО «Ермак», Шушенский и Минусинский с/х колледжи, СРЦН «Ермаковский» способствует профессиональному самоопределению и трудоустройству школьников.

Воспитательная работа строится на принципах:

- неукоснительное соблюдение законности, прав семьи и ребёнка;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребёнка и взрослого;

- системность и целесообразность воспитания как условия его эффективности;

Традиции школы:

В школе, традиционными являются мероприятия празднования «Дня Осени», «Дня самоуправления», сельские митинги в честь павших земляков в годы ВОВ, районные спортивные соревнования «памяти имени Ус Василия Ивановича», которые направлены на формирование и развитие чувств патриотизма, интереса к здоровому образу жизни и творческого потенциала у детей.

Данные мероприятия служат объединяющим фактором всего школьного сообщества.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ

Цель воспитания школы -  личностное развитие школьников, через усвоение обучающимися социально значимых знаний, развитие позитивного отношения к общественным ценностям и приобретение опыта применения сформированных знаний и отношений на практике.

Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:

  • реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и мероприятий, направленных на усвоение знаний о ценностях семьи, труда, природы, о ценности здоровья, миролюбия и уважительного отношения друг к другу, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
  • реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся через изучение личностного развития обучающихся, формирование коллектива класса, индивидуальную работу; поддерживать активное участие классных коллективов в жизни школы через организацию совместных интересных и полезных дел для личностного развития ребенка;
  • вовлекать учащихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленных на приобретение социально значимых знаний, отношений к коллективному взаимодействию в различных видах деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
  • использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках активных и интерактивных форм занятий с учащимися;
  • инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных коллективов для формирования понимания своей роли в классном коллективе, ответственности за порученное дело;
  • организовывать профориентационную работу с обучающимися через игровую деятельность, классные часы, дополнительное образование, участие в профориентационных проектах;
  • организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными представителями несовершеннолетних), направленную на совместное решение проблем личностного развития детей.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это главные традиционные общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. В школе используются следующие формы работы:

На внешкольном уровне:  Всероссийские патриотические акции, проекты, праздники (в том числе дистанционно):

-«Бессмертный полк», где учащиеся совместно с жителями с. Семенниково принимают активное участие в шествии с портретами своих прадедов, которые были участниками Великой Отечественной войны, митингах, там учащиеся читают стихотворения, возлагают цветы у памятника павшим солдатам, чтут память минутой молчания.

День Неизвестного солдата» - Всероссийская акция, где обучающиеся 9-11 классов участвуют в митингах, принимают участие во Всероссийских исторических онлайн-тестах, выставляют хештеги у себя в социальных сетях по проводимым акциям и проектам.

-«Почетный караул» - сельская акция, в которой принимают участие воспитанники 9-11 классов, цель - почтить память погибших солдат в Великой Отечественной войне. Почетный караул выставляется 9 мая, где обучающиеся дежурят у памятника павшим воинам во время проведения митинга.  

- активное участие воспитанников 1-11 классов совместно с работниками Дома культуры с. Семенниково в концерте, посвященному Дню Победы, где ребята читают стихотворения, поют песни на патриотическую тематику, разыгрывают инсценировки, участвуют в вокально-инструментальной группе «Балагуры».  

  • Благотворительная акция «Помоги пойти учиться», которая организуется администрацией Семенниковского сельского совета в августе- октябре каждого года, где обучающиеся совместно с родителями приносят в пункт приема  сельсовета одежду б/у, обувь книги, канцелярские товары и др. Целью такой благотворительности  является воспитание чувства милосердия и взаимопомощи, развитие благотворительной деятельности, поддержка и развитие гражданской инициативы у обучающихся,  включение их в деятельную заботу об окружающих.
  • Экологические акции: «Чистое село», «Мы не хотим жить на свалке!» проводимые в с. Семенниково. В данных акциях участвуют все обучающиеся школы. Учащиеся 1-11 классов наводят чистоту на школьном дворе. Такая деятельность формирует экологическую культуру, сознание и мировоззрение обучающихся. Экологические акции проводятся осенью и весной каждого года.
  • Спортивные состязания: организуемые спортивно-массовые соревнования – Кросс Нации (осень, зима), «Веселые старты», турниры по волейболу, баскетболу, способствуют развитию у учащихся командного духа, воли к победе, ведению здорового образа жизни.

На школьном уровне:

  • Ежегодные Дни Здоровья для обучающихся 1-11 классов, которые проводятся в школе 3 раза в год (осень, зима, весна). В рамках Дней Здоровья обучающиеся школы проходят препятствия по маршрутным листам по окрестностям села. Целью таких дней является формирование у воспитанников здорового образа жизни, развитие умения действовать в команде, воспитание чувства патриотизма, ответственности, дружелюбия.
  • Общешкольные традиционные праздники, в которых участвуют все классы школы:

Традиционное мероприятие «Мисс и мистер Осень», включающее в себя конкурсную программу для воспитанников 1-4 классов. Цель – развитие творческих способностей, укрепление дружеских взаимоотношений в коллективах, воспитание  культуры досуга обучающихся.

Осенний бал – конкурсная развлекательная программа для обучающихся 5-11 классов. Каждый класс готовит представление своей команды в осенней тематике, участвует в заданиях, организованных ведущими праздника. Целью бала является формирование и развитие эстетических чувств воспитанников, формирование личности, способной к творческой деятельности.

День Учителя – день самоуправления, при реализации которого обучающиеся 10 - 11 классов в этот день становятся в роли педагогов. День самоуправления заканчивается праздничным концертом для учителей, организованный обучающимися 1-11 классов. Цель данного мероприятия – создание условий для самореализации личности старшеклассников, проведение профориентационной работы с ними, повышение интереса воспитанников к общественной жизни школы, воспитание самостоятельности, ответственности, креативности.

 Новогодние утренники – коллективно творческие дела, к которым готовятся заранее. На уровне начального общего образования разрабатывается и организуется сценарий утренника, в котором принимают участие учителя, родители и воспитанники 1-4 классов. На уровне основного общего образования выбирается (5-8 классы) ответственный за мероприятие класс, им разрабатывается и организуется сценарий, остальные классы готовят игры, поздравления, номера художественной самодеятельности. В 9-11 классах разрабатывается и организуется праздничный сценарий, где старшеклассники являются и сценаристами, и режиссерами, и оформителями зала для новогодних праздников в школе. Основной целью проведения новогодних утренников является позитивное межличностное отношение между учащимися, педагогами и родителями школы, поддержание и укрепление традиций празднования Нового года в России, раскрытие творческих способностей детей, создание праздничной атмосферы перед новогодним праздником.

  • Театрализованные выступления педагогов, родителей и обучающихся на различные темы: экология, патриотизм,  жизнь учащихся и учителей на  творческом отчете школы «Таланты без границ», который проводится  в марте каждого года. Творческий отчет школы демонстрируется перед жителями села. Лучшие номера художественной самодеятельности отправляются в район для участия в общерайонном концерте. При подготовке к творческому отчету в школе создается атмосфера творчества и неформального общения, которая способствует сплочению детского, педагогического и родительского сообществ  школы.
  • Торжественные линейки для обучающихся 1-11 классов: «День Знаний», «Последний звонок», целью которых является поздравление всех участников образовательного процесса с началом/окончанием учебного года, награждение обучающихся и педагогов за активное участие в жизни школы, значительный вклад в ее развитие, сплочение обучающихся в единый коллектив, создание положительного эмоционального настроя. Линейки проводятся в официальном стиле с элементами номеров художественной самодеятельности.

Еженедельные общешкольные линейки (по понедельникам) на которых сдается и принимается дежурство по школе, происходит награждение за активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.п. Это способствует поощрению социальной активности обучающихся, развитию позитивных межличностных отношений между педагогами и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения друг к другу.

На уровне классов:

  • Выбор и делегирование 2-х представителей от 2-11 классов в общешкольный Совет обучающихся, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел.
  • Торжественные ритуалы посвящения: «Посвящение в первоклассники», «Посвящение в пятиклассники». Цель -  формирование социальной роли воспитанников, развитие индивидуальных особенностей каждого обучающегося, раскрытие интеллектуальных, творческих возможностей обучающихся, создание атмосферы положительной мотивации к учебе, воспитание положительного отношения к школе, развитие школьной идентичности детей.
  • Участие обучающихся 1-11 классов в реализации общешкольных ключевых дел, что способствует сплочению коллектива класса, развитию коммуникативных умений обучающихся, вызывает гордость за своих одноклассников.
  • Проведение  итогового анализа участия во внутриклассных и общешкольных ключевых делах, а  также анализ работы 2-х представителей в ученическом самоуправлении «Совет  обучающихся» для выявления успехов и неуспехов участия обучающихся класса в мероприятиях, формирования и развития ответственного отношения к порученному делу, умения принимать критику и выстраивать дальнейшую работу на основе полученного результата. Анализ деятельности обучающихся класса происходит  на классном часе в мае каждого года.

На индивидуальном уровне:

  • Сотрудничать, по возможности, с каждым обучающимся в ключевых делах школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п. с целью выявления и развития индивидуальных способностей воспитанников, преодоления страха публичного выступления.
  • Индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) классным руководителем, педагогом-организатором,  в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел через  индивидуальное консультирование, психологические тренинги и т.п.
  • Коррекция  поведения ребенка (при необходимости) через индивидуальные  беседы с ним, включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы с целью эффективного развития личности воспитанника.
  • Деятельность по подготовке материалов талантливых и одаренных обучающихся для участия в конкурсе на присуждение стипендии Главы Ермаковского района с целью материального и морального поощрения  обучающихся, стимулирования их к дальнейшей активной деятельности в обществе.

3.2. Модуль «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель, организует работу с коллективом класса; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками, преподающими в данном классе; работу с родителями (законными представителями) учащихся.

Работа с классным коллективом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития воспитанника совместных дел с учащимися вверенного ему класса: внутриклассные праздники, концерты, выставки, акции, проекты и т.п., позволяющие вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса;
  • проведение классных часов (тематических, игровых, проблемных, организационных, здоровьесберегающих), часов общения, совместного планирования воспитательной деятельности на учебный год, организация и анализ проведенных мероприятий по итогам четверти, полугодия, года. Данные события служат для плодотворного и доверительного общения педагога и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления учащимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; празднования в классе знаменательных дат, традиционных внутриклассных мероприятий, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши, дающие каждому обучающемуся возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • Выработка, совместно с учащимися, законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе через изучение локальных нормативно-правовых актов школы: Устава, положений, правил поведения и т.п.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через педагогическое наблюдение за поведением воспитанников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам. Результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями обучающихся, с преподающими в его классе учителями-предметниками, а также (при необходимости) – со школьным педагогом-психологом.
  • поддержка каждого воспитанника класса в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями,  успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить.
  • коррекция поведения, обучающегося через индивидуальные беседы с ним, его родителями (законными представителями), с другими воспитанниками класса; через включение в проводимые школьным педагогом-психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.
  • Работа с обучающимися, состоящими на разных видах учета, группы риска, оказавшихся в трудной жизненной ситуации через вовлечение их в кружки и секции, поручения в классе, ежедневный контроль посещаемости, успеваемости и поведения.

Работа с учителями-предметниками, преподающими в классе:

  • Посещение учебных занятий, регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение малых педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах (акциях, проектах), дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной обстановки деятельности;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, для обсуждения важных и неотложных дел класса, о жизни обучающихся в классе через создание и активную работу родительских чатов в интернет мессенджерах: ВКонтакте, WhatsApp, Viber  и др. (беседы класса);
  • помощь родителям (законным представителям) обучающихся в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками через индивидуальное консультирование с классным руководителем, школьным педагогом-психологом, социальным педагогом и др. специалистами школы;
  • создание и организация работы родительских советов классов, участвующих в управлении школой и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению мероприятий в классе через мастер-классы, выставки, праздники, соревнования;
  • организация в рамках  класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
  • осуществление тематических родительских собраний с целью повышения педагогической грамотности родителей в области воспитания и обучения своего ребенка;
  • посещение семей классным руководителем, социальным педагогом, участковым инспектором и др. специалистами, состоящих на разных видах учета с целью выявления жилищно-бытовых условий проживания детей, контроля и профилактики употребления родителями вредных веществ.

Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках, следующих выбранных обучающимися и их родителями (законными представителями) ее видов:

Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу учащимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к  экологическим, гуманитарным  проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. Познавательная деятельность в школе организуется в рамках общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности через следующие программы курсов: «Занимательная информатика», «В мире английского», «Избирательные вопросы математики», «Мир химии», «Безопасность в финансовой сфере», «Социальная технология», «Занимательный английский».

Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре, здоровью и их общее духовно-нравственное развитие. В школе данная деятельность организуется в рамках социального, общекультурного направлений через курсы: «Праздник своими руками», «Ритмика», «Занимательная мультипликация»,  

 Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей. Данная деятельность организуется в рамках курса внеурочной деятельности: «Я гражданин России»

Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых. С этой целью в школе разработаны и действуют следующие курсы внеурочной деятельности: «Расти здоров».

Профориентационная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование взглядов на выбор будущей профессии. С этой целью в школе разработаны и действуют следующие курсы внеурочной деятельности: «Мир труда, мир профессий»

3.4. Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

  • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя через неформальное общение с учениками до урока и после него, использование методов поощрения и порицания; привлечение внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности через мотивационные приемы, постановку проблемных вопросов; побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (учащимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации через «Заявку на оценку», критерии оценивания на каждом уроке, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся;
  • привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения через выстраивание, решение, анализ проблемных ситуаций;
  • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через уроки памяти, уроки мужества, подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения  проблемных ситуаций  и т.п.;
  • применение в практике школы для реализации познавательной и творческой активности обучающихся в учебном процессе современных образовательных технологий, таких как: ИКТ и дистанционно образовательные технологии, Смешанное обучение, работа на цифровых платформах: «Яндекс-учебник, РЭШ, Учи.ру и др., которые позволяют повысить качество образования не за счет зубрежки и памяти, а вследствие развития мышления у учащихся, формирования у них умения учиться;
  • применение на уроках активных форм деятельности таких как: учебные дискуссии, викторины, настольные игры, ролевые игры, учебные проекты способствует возможности занять обучающимися активную позицию к учебному материалу, выразить свое отношение к поднятому вопросу, приобрести опыт ведения конструктивного диалога; применение интерактивных форм работы учащихся таких как: онлайн-обучения через Открытие уроки ПРОэКТОриЯ, интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; групповой работы или работы в парах, которые формируют и развивают умения обучающихся работать в команде, слышать и слушать другого человека, строить позитивные взаимоотношения с одноклассниками;  
  • включение в урок игровых приемов, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока через нестандартные учебные занятия: уроки-путешествия, уроки-исследования, уроки-открытия, уроки-экскурсии и др.;   
  • организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего учащимся социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи через выстраивание учебного диалога на уроке, индивидуальные консультации во внеурочное время;
  • инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает им возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения через защиту группового или индивидуального проекта перед школьной комиссией, выступление на школьных, районных, краевых научно-практических конференциях.

3.5. Модуль «Самоуправление»

Поддержка детского самоуправления в школе помогает педагогам воспитывать в детях инициативность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, чувство собственного достоинства, а школьникам – предоставляет широкие возможности для самовыражения и самореализации. Целью данного модуля является инициирование и поддержка ученического самоуправления – как на уровне школы, так и на уровне классных коллективов.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом:

На уровне школы:

  • Через деятельность органа ученического самоуправления «Совет обучающихся».

В «Совет обучающихся» входят учащиеся-лидеры по 2 представителя от 2-11 классов. Совет  формируется путем соответствующих выборов сроком на один год. Руководит Советом Председатель, который избирается из состава Совета обучающихся простым большинством голосов при тайном голосовании на собрании ученического самоуправления.  Совет состоит из центров: «Образование и просвещение», «Пресс-центр», «Спорт и здоровье», «Порядок и уют», «Милосердие», «Культура и досуг», которые отвечают за проведение тех или иных конкретных мероприятий. Члены Совета активно принимают участие в организации досуга и быта, в проведении традиционных мероприятий школы через планирование, организацию и анализ проведенных дел. Так, традиционными стали общешкольные мероприятия: «Осенний бал», «Дни Здоровья», «День учителя», поддержание дисциплины и порядка в школе через ученическое дежурство по школе, проведение патриотических, социальных акций, интеллектуальных, спортивных, творческих праздников, соревнований, конкурсов, флешмобов и т.п.

  • Через деятельность созданной из наиболее авторитетных старшеклассников и курируемой школьным педагогом-психологом/социальным педагогом Службы Примирения «Союз» (медиация) по урегулированию конфликтных ситуаций в школе. Основными  задачами деятельности службы Примирения «Союз» являются: проведение программ примирения для участников школьных конфликтов, профилактика правонарушений среди обучающихся школы.

  На уровне классов:

  • Через деятельность выборных лидеров класса (старост, старших дежурных). Ежегодно в сентябре на классных часах проходят прямые выборы актива класса, а также 2-х лидеров, представляющих интересы класса в Совете обучающихся, общешкольных делах и призванных координировать работу класса с работой общешкольных органов самоуправления.

На индивидуальном уровне: 

  • Через сотрудничество каждого учащегося в классном коллективе в планировании, организации, проведении и анализе общешкольных и внутриклассных дел.

Деятельность обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию гражданской культуры, активной гражданской позиции, содействует развитию самостоятельности, способности к самоорганизации и саморазвитию, формирует у обучающихся умения и навыки самоуправления, готовит их к компетентному и ответственному участию в жизни общества.

3.6. Модуль «Профориентация»

Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение школьников; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб школьников. Задача совместной деятельности педагога и ребенка – подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационные значимые проблемные ситуации, формирующие готовность школьника к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в информационном обществе, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через: 

  • Профориентационные игры, классные часы:

На уровне начального общего образования через:

- игру-знакомство с профессиями «Бюро находок» рассчитана для обучающихся 1-4 классов, целью которой является формирование представлений, обучающихся о профессиях. Через игру «Доскажи словечко» происходит закрепление знаний, обучающихся 1-4 классов о профессиях.

- цикл классных часов: «Мир моих интересов», «Профессии наших родителей», «Труд на радость себе и людям» и т.п. на которых учащиеся познают мир разных профессий.

На уровне основного общего образования через:

- игру «Угадай профессию». Цель данного игрового упражнения — познакомить участников со схемой анализа профессий. Упражнение проводится для обучающихся 6-9 классов.

- игровое упражнение «Походка» (поступь профессионала) рассчитана для обучающихся 5-7 классов Смысл упражнения — в веселой форме смоделировать некоторые типичные черты и особенности поведения тех или иных профессионалов, позволяющие лучше понять обобщенные образы представителей данных профессий и соотнести их с представлениями о собственном Я-образе.

-цикл классных часов

На уровне среднего общего образования через:

- деловую профориентационную игру «Перспектива», которая рассчитана для обучающихся 10-11 классов.  Основная цель игры — помочь обучающимся, определяющимся в выборе профессионального обучения, более осознанно подойти к своему будущему, осознать взаимосвязь различных жизненных этапов и событий.

- ролевые игры: «Устройство на работу», «Представление резюме», которые проводятся на уроках: «Основы регионального развития» (11 класс) и «Индивидуальный проект» (10 класс). Основная цель – приобретение социального опыта обучающимися при устройстве на работу.

  • Посещение обучающимися 9-11 классов профориентационных выставок, ярмарок профессий, дней открытых дверей в средних специальных учебных заведениях и вузах Красноярского края, республики Хакасия и др. субъектах России с целью получения более полной информации об учебных заведениях, специальностях, которые получают в них. На ежегодной ярмарке профессий, которая проходит в с. Ермаковское приезжают представители от Шушенского с/х колледжа, Минусинского колледжа культуры и искусства, Минусинского педагогического колледжа им. А.С. Пушкина, ХГУ, ХТИ филиал СФУ (Хакасия), СФУ, Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева и др.;
  • Изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий происходит через:

на уровнях основного и среднего общего образования:

- курс внеурочной деятельности «Твой выбор» для обучающихся 9 класса, целью которого является повышение у обучающихся уровня профессиональной зрелости, способности сделать профессиональный выбор, используя при этом собственные ресурсы и имеющуюся информацию.

-  профориентационные классные часы в 9,11 классах по теме: «Сайты, которые мне помогут определиться с будущей профессией» проводятся в первой половине учебного года, чтобы обучающиеся смогли определиться с выбором профессии. Прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования для развития умения ориентироваться в потоке интернет-информации;

  • Участие в работе региональных профориентационных проектов, созданных в сети интернет

На уровнях основного и среднего общего образования через:

- участие обучающихся с 6 по 11 классы в региональном проекте: «Билет в будущее», основной целью которого является прохождение учащимися онлайн-тестов для диагностики интересов к современным перспективным отраслям и востребованным компетенциям, а также получение практического опыта в той или иной профессии, работа обучающихся с преподавателями других учебных заведений; участие во Всероссийских открытых уроках «ПРОэКТОриЯ» с целью  выбора востребованных в будущем профессий для себя;

  • Индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных индивидуальных особенностей детей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии.
  •  На уровне основного общего образования  организуются

- диагностика способностей обучающихся школьным педагогом-психологом через тесты на профессиональную ориентацию, например, тест «Кем быть?». Тест рассчитан для обучающихся 5-11 классов. Целью данного теста является определение типа личности обучающегося, далее идет подбор профессий к данному типу.

- Часы общения для обучающихся 5-11 классов, направленные на  подготовку воспитанников к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего. Часы общения могут проходить с приглашением выпускников школы, которые на данный момент обучаются в ссузах, вузах для большего понимания какие компетенции необходимы в той или иной специальности;

3.7. Модуль «Работа с родителями»

Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы в данном вопросе. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: 

На групповом уровне:

  • Общешкольный родительский совет, участвующий в управлении школой и решении вопросов воспитания  обучающихся (http://семенниковскаясош.рф/) Положение об общешкольном родительском совете на сайте школы);
  • родительские гостиные «Воспитываем вместе», на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей детей, формы и способы доверительного взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастер-классы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
  • общешкольные межведомственные родительские собрания по совместному плану профилактической работы, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся с приглашением специалистов: педагога-психолога, участкового инспектора, администрации Семенниковского сельсовета, представителей ФАПа и др.;
  • семейный всеобуч для родителей обучающихся 1-11 классов (весной и при необходимости) совместно со службами Ермаковского района: КДН и ЗП, ПДН от которых родители получают ценные рекомендации и советы, а также обмениваются собственным опытом и находками в деле воспитания детей;  
  • родительские опросы при школьном интернет-сайте «Удовлетворенность образовательным процессом школы», «Питание в школе» и т.п., на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы.  

На индивидуальном уровне:

  • работа специалистов: педагога-психолога, социального педагога, педагога-дефектолога  по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций через индивидуальные консультации;
  • участие родителей в малых педагогических советах, психолого - педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
  • помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности через мастер-классы, благоустройство школьного двора  и т.п.;
  • индивидуальное консультирование родителей классным руководителем, администрацией школы по вопросам обучения и воспитания детей c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА

 ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Основные направления анализа организуемого в школе воспитательного процесса:

  • Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с педагогом – организатором с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета школы.

Направление анализа воспитательного процесса

Критерий анализа

Способ получения информации о результатах воспитания

Результат анализа

Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников

Динамика личностного развития школьников каждого класса.

Педагогическое наблюдение

Методика диагностики личностного роста школьников;

Диагностика уровня воспитанности обучающихся

Получение представления о том, какие, прежде всего, существовавшие проблемы личностного развития обучающихся удалось решить за прошедший год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых

Направление анализа воспитательного процесса

Критерий анализа

Способ получения информации о результатах воспитания

Результат анализа

Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых

Наличие в ОУ интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование.

Карта оценки деятельности классных руководителей

Анкетирование детей и родителей «Удовлетворенность воспитательным процессом школы»

Обратная связь «Оценка деятельности школы» родителями, обучающимися (на школьном сайте)

Получение представления о качестве совместной деятельности обучающихся, педагогов, родителей

Вопросы, которые помогут проанализировать проделанную работу:

  • Качество проводимых общешкольных ключевых дел
  • Качество совместной деятельности классных руководителей и их классов
  • Качество организуемой в школе внеурочной деятельности;
  • Качество реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков;
  • Качество существующего в школе ученического самоуправления;
  • Качество проводимых в школе экскурсий, экспедиций, походов;
  • Качество профориентационной работы школы;

Качество взаимодействия школы и семей школьнико


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа Программа воспитания подростков в классном коллективе «Вера в себя

1. Программа воспитания подростков в классном коллективе "Вера в себя"...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой».

Тематическое планирование индивидуальных занятий «Формирование и развитие высших психических функций у старших дошкольников» 6-7 лет. Базовая программа : «Программа воспитания и обучения в детском сад...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....

Обновление структуры и содержания рабочей программы воспитания в контексте требований Федеральной программы воспитания

В статье я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания....