Классный час "Мои права и обязанности"
классный час (8 класс)
Предварительный просмотр:
МОУ Гильбиринская СОШ
КЛАССНЫЙ ЧАС
«МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»
Классный руководитель 8 класса Дашиева Саяна Николаевна
ТЕМА: «Мои права и обязанности»
Цель: Повышение уровня правовой грамотности учащихся, развитие гражданско – правовой культуры; познакомить их с Конвенцией о правах ребёнка, Декларацией прав ребёнка, раскрыть суть понятий: «закон», «право», «обязанность», подвести к выводу о том, что прав без обязанностей не бывает; формировать у учащихся представления о том, что значит быть гражданином;
развивать умение работать в команде; память, речь, умение классифицировать и обобщать, понимать, что в основе документов о правах человека лежат главные потребности всех людей;
воспитывать уважение к себе и другим, милосердие, осознание связи между свободой личности и ответственностью, умение выражать собственную мысль, воспитывать чувство ответственности за свою жизнь и благополучие общества, гражданскую позицию, чувство патриотизма.
Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстративный
материал, карточки для работы в командах.
І.Организационный момент.
ВСТУПЛЕНИЕ
Учитель: Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом, видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать, обучаться, отдыхать,
Быть веселым и здоровым, восхищаться чем-то новым
И любить, и быть любим. Он на свете не один!(Слайд 1)
- Ребята как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем разговаривать? (ответы детей)
Тема нашего классного часа: «Мои права и обязанности».(слайд 2)
Послушайте одну народную мудрость, которая и будет эпиграфом нашего классного часа: (слайд 3
«Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.
Уважать права других – значит быть справедливым.
Жить по праву – значит жить в мире и согласии».
ІІ.Актуализация опорных знаний.
1. Отгадайте загадку: (Слайд 4)
Самое ценное сокровище планеты Земля,а, правильнее, – не имеет цены и стоимости?
- Правильно, ЧЕЛОВЕК!
- Каждый из вас – ЛИЧНОСТЬ, которая имеет индивидуальные особенности, способности, чувства, характер… И точно такого человека, как вы, больше нет на планете.
2. Упражнение «Представьте себе»(Слайд 5)
- Представьте себе, что вы оказались на необитаемом острове.
- Чего вам будет не хватать больше всего? (Телевизора, еды, друзей, общения…) (Слайд 6)
- Большинству не будет хватать друзей, общения, потому что мы с вами – люди, и живём среди нам подобных. А делает нас людьми не рождение, не страна, в которой мы родились, а то, что мы живём в обществе людей.
3. Упражнение «Кто я?» (Слайд 7)
- Для семьи – РЕБЁНОК, для детей – ДРУГ, для школы – УЧЕНИК, для окружающего мира – ЧЕЛОВЕК, для Республики – ГРАЖДАНИН.
- В какой Стране? Республике мы живём?
- Кто мы по национальности?
- Кого называют гражданином?
(Гражданин – это, прежде всего, человек неравнодушный, знающий и любящий свою Родину, своё Отечество, ценящий и приумножающий культурное наследие своего народа, семьи, сохраняющий их традиции, обладающий совокупностью прав и обязанностей, задекларированных законами данного государства).(Слайд 8)
-Как же сделать так, чтобы такие разные люди жили с уважением друг к другу?(Ответы детей)
- Правильно, для этого существуют ПРАВИЛА, которые определяют отношения между людьми. Жизнь заставила людей установить много разных правил, и мы встречаемся с ними на каждом шагу.
Давным – давно, тысячи лет назад, на земле появились люди. Одновременно с ними возникли и главные вопросы: что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право, а на что не имеют? И взялись они за решение этих вопросов: в беседах между собой, с помощью различных решений, путем международных переговоров. Так 10 декабря 1948г. ООН принимает Всеобщую Декларацию прав человека, согласно которой каждый гражданин имеет право чувствовать себя в обществе защищенным. (Слайд 9)
20 ноября 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка. Ребенком считаются граждане до 18 лет. В Декларации утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.(Слайд 10)
Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.
Другое дело - конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. В 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 32 года, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка. (Слайд 11)
Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей.
А еще наши права защищает Конституция – основной закон Государства.
Конституция обеспечивает защиту прав, как взрослым, так и детям. (Слайд 12)
Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?
Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова) (Слайд 13)
Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.
Сегодня мы подробно поговорим о правах и обязанностях детей.
Внимание на доску. (Комментарии учителя по ходу показа данных иллюстраций).
Право ребенка - это определенные возможности, которые даются детям для того, чтобы жить и взрослеть.
Давайте вспомним какие у вас есть права? (ответы детей)(Слайд 14-16)
Право на жизнь и на жилье
Право на имя
Право на медицинскую помощь
Право на сохранение семейных связей
Право на заботу со стороны взрослых
Право на полезную и качественную пищу и воду
Право на образование
Право выражать свое мнение и собираться вместе с целью высказывания своих взглядов
Право на защиту от эксплуатации и физического насилия
Дети инвалиды имеют право на особую заботу и обучение
Право на отдых и на игру
Все дети независимо от цвета кожи, языка, религии пола имеют равные права.
Но не забывайте реализация ваших прав не должна нарушать права других, дети – это будущее любой страны.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:
Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.
Сын:
- Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)
Мать:
- С грязными руками за стол?! Помой руки!
Сын:
- Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!
Бабушка:
- Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.
Сын:
- Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.
Мать:
- Помой посуду, сынок.
Сын:
- Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).
Отец:
- Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!
Сын:
- Это проявление жестокости, папа.
Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.
Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова). (Слайд 17)
- Какая самая главная обязанность у вас в семье?
- У кого больше всего обязанностей в семье?
-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?
Где могут быть записаны обязанности учеников? (Устав школы).
А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:
Обязанности:
- Соблюдать законы.
- Охранять природу.
3. Защищать Отечество.
- Заботиться о родителях.
- Получить образование.(Слайд 17)
Вывод: Все мы имеем права. Защищая свои права, мы не должны забывать и о своих обязанностях, а также не должны нарушать права других людей.
Все должны соблюдать законы. А что же такое закон?
ФИЗМИНУТКА .ИГРА «Да» или «Нет». (Слайд 18)
Если ответ «Да» - поднять руки над головой;
если ответ «Нет» - покачать головой.
«Знаешь ли ты содержание Конвенции о правах ребенка?»
- Все дети имеют право на любовь и заботу.
- Каждый ребенок имеет право есть только гамбургеры, чипсы.
- Все дети равны в своих правах.
- Ни один ребенок не должен быть жертвой насилия или войны.
- Особенная забота – детям-инвалидам.
- Все дети имеют право на полноценное питание.
- Все дети имеют право на отдых.
- Ни один ребенок не должен мыть посуду.
- Все дети имеют право на образование.
- Ни один ребенок не должен убирать свою комнату.
- Дети имеют право свободно выражать свои взгляды.
- Все дети имеют право на медицинскую помощь.
- Дети имеют право на свободное общение.
- Ни один ребенок не должен быть обижен и унижен.
- Каждый ребенок имеет право получать завтрак в постель.
- Дети имеют право на свободу совести, мысли и религии.
- Дети, которые имеют брата или сестру, должны получать дополнительную защиту и заботу.
Закрепление:(Слайд 19)
Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности.
- Я буду перечислять права и обязанности, а вы должны назвать.
Принимать участие в конкурсах и соревнованиях. (П)
Соблюдать правила дорожного движения. (ОБ)
Соблюдать правила личной гигиены. (ОБ)
Бесплатно учиться. (П)
Бережно относиться к имуществу школы. (ОБ)
Беречь и охранять природу. (ОБ)
Отдыхать. (П)
Соблюдать устав школы. (ОБ)
Добросовестно учиться. (ОБ)
Помогать родителям. (ОБ)
Уважать честь и достоинство других учеников. (ОБ)
Бесплатно пользоваться библиотекой. (П)
- Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.
- Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения (обязанность).
- Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
- Совокупность установленных и охраняемых государством норм и правил об отношениях людей в обществе (права).
- Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).
- Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
- До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
- Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка (27лет)?
-молодцы ребята!
- Думаю, что все вы согласитесь с тем, что нужно соблюдать правила; вести здоровый образ жизни. И тогда на земле воцарится справедливость, благополучие и доброта!
Рефлексия: (Слайд 20)
- Все наши права защищает суд, и в каждом суде стоит статуя «Фимины» – богини правосудия. Она имеет чаши весов – это весы правосудия, ее глаза перевязаны лентой, что означает – независимость в принятии решений, ведь решению суда – подчиняются все люди, а суд – подчиняется только закону. Меч в ее руках – означает власть закона. На одной чаше нарушение закона и порядка в стране, а на другой правопорядок в стране, уважение и защита прав человека.
- ребята оцените себя, на сколько тема нашего классного часа вами была усвоена.
- зеленая галочка – многое узнал, все понял;
- красная галочка – многое узнал, но не все запомнил.
Закончить нашу встречу я хочу такими словами:
Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
Песня «Мир ребенка»
Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Права и обязанности ребенка".
Классный час "Права и обязанности ребенка"....
Классный час "Права и обязанности"
Презентация "Права и обязанности" может быть использована как иллюстрация к рассказу классного руководителя или сообщениям учащихся....
Классный час «Права и обязанности ребенка».
Классный час «Права и обязанности ребенка».Цели:- повторить основные положения Конвенции о правах ребенка;- соотнести права и обязанности детей;- способствовать осознанию ответственности за свои права...
классное руководство права и обязанности
права и обязанности родителей , учеников и учителя рецепт хорошего урока экзамен ( советы)...
Классный час "Прав без обязанностей не бывает"
Правовое воспитание учащихся...
Классный час "Права и обязанности детей"
Тема: Права и обязанности детей.Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка.Задачи: Разделить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей. Сформировать отрицатель...
Классный ча "Права и обязанности детей"
Цель: - дать детям первоначальные правовые знания.; ...