работа с родителями
консультация (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Резевич Ольга Юрьевна

Предварительный просмотр:

 Родительское собрание в 8-м классе по теме: "Особенности подросткового возраста».

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.

Задачи:

  • Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;
  • Найти пути преодоления подросткового кризиса;
  • Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста.

Цитаты для обсуждения:

  1. Воспитание – это процесс жизни, а не подготовка к будущей жизни. Дж. Дьюи
  2. Структура личности подростка…. В ней нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней – переход, все течет. Л.С.Выгодский
  3. Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно. А.Макаренко
  4. Школа – это мастерская человечности. Я.А.Каменский

Материал: результаты диагностики, герб семьи.

Ход (по плану)

  1. Анализ учебных достижений учащихся класса.
  2. Знакомство родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе
  3. Психолого-педагогическое просвещение: “Взять сторону подростка”.

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ранит и обижает родителей. Но прежде чем бороться с этим злом, давайте разберемся в причинах ее возникновения.

К 13 годам у ребенка накапливается немало проблем переходного возраста. Постепенно нарастает неуверенность в себе. Появляется тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей. Подростки готовы “застревать” в положении “обиженного”, “непонятого”, искать выход из трудных ситуаций путями, нередко чрезвычайно опасными для здоровья, стремятся освободиться от зависимости от взрослых. Порой возникают агрессивные, непредсказуемые реакции защиты себя даже в ситуации, когда и угрозы-то никакой нет.

Теснейшая эмоциональная зависимость от родителей вступает в противоречие с жаждой признания среди сверстников, что тоже становится причиной невротических реакций. Возникает желание изменить свое состояние, приняв “что-либо” для быстрого улучшения настроения. Все это очень опасные предпосылки, которые нельзя оставлять без внимания.

Что же нужно делать взрослым, чтобы избежать конфликтов в общении с подростком? Конечно, терпеть хамство собственного ребенка очень трудно. Так и хочется дать грубияну достойный отпор и поставить его на место. Но будет ли от этого прок? Ведь мы, взрослые, прекрасно знаем: всякое обострение отношений лишь подольет масла в огонь. Будьте мудрее, не провоцируйте своего ребенка на грубость. В этом вам помогут следующие правила поведения в ранней ситуации.

1. Дайте свободу. Спокойно свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос, и далее удерживать его возле себя не удастся, а непослушание — это стремление выйти из-под вашей опеки.

2. Никаких нотаций. Больше всего подростка бесят нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный, вежливый тон и откажитесь от категорических оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд и собственные выводы.

3. Идите на компромисс. Еще ничего никому не удалось доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей. Когда и родители, и подростки охвачены бурными негативными эмоциями, способность понимать друг друга исчезает.

4. Уступает тот, кто умнее. Костер ссоры быстро погаснет, если в него не подбрасывать дров, чтобы скандал прекратился, кто-то должен первым замолчать. Взрослому это сделать легче, чем подростку с его неустойчивой психикой. Запомните: лавры победителя в отношениях с собственными детьми не украшают.

5. Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у нас.

6. Будьте тверды и последовательны. Дети — тонкие психологи. Они прекрасно чувствуют слабость старших. Поэтому, несмотря на вашу готовность к компромиссу, сын или дочь должны знать, что родительский авторитет незыблем. Если же взрослые демонстрируют подростку собственную несдержанность, истеричность, непоследовательность, трудно ждать от них хорошего поведения.

Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, признавали, уважали, чтобы он был кому-то нужен и близок, чтобы у него был успех в делах, учебе и на работе, чтобы он мог реализовать себя, развивать свои способности, совершенствоваться, уважать себя. Основа самооценки ребенка закладывается в зависимости от того, как с ним обращаются родители. Если они понимают и принимают его, терпимо относятся к его недостаткам и промахам, он вырастет с положительным отношением к себе. Если же ребенка постоянно “воспитывают”, критикуют и муштруют, самооценка его оказывается низкой, ущербной.

Общий закон здесь прост: в детстве мы узнаем о себе только из слов и отношения к нам близких. Образ ребенка строится извне, рано или поздно он начинает видеть себя таким, каким видят его другие. Каждым обращением к подростку — словом, делом, интонацией, жестом, нахмуренными бровями и даже молчанием — мы сообщаем ему не только о себе, о своем состоянии, но и всегда о нем, а часто именно о нем.

От повторяющихся знаков приветствия, любви и принятия у подростка складывается ощущение: “со мной все в порядке”, “я — хороший”. А от сигналов осуждения, неудовольствия, критики — ощущение: “со мной что-то не так”, “я плохой”. Наказание, а тем более самонаказание только усугубят его ощущение неблагополучия и несчастливости. В результате подросток, в конце концов, может прийти к выводу: “Плохой, ну и пусть! И буду плохим!” Это вызов, за которым скрывается горечь отчаяния. Чтобы не допускать глубокого разлада ребенка с самим собой и окружающим миром, нужно постоянно поддерживать его самооценку, чувство самоценности. Это можно сделать, следуя таким принципам:

1. Безусловно принимать его.

2. Активно слушать его переживания и потребности.

3. Бывать (читать, заниматься) вместе.

4. Не вмешиваться в те его занятия, с которыми он справляется сам.

5. Помогать, когда просит.

6. Поддерживать успехи.

7. Делиться своими чувствами (значит доверять).

8. Конструктивно решать конфликты.

9. Использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: “Мне хорошо с тобой...”, “Мне нравится, как ты...”, “Ты, конечно, справишься...”, “Как хорошо, что ты у нас есть...” и другие.

10.Как можно чаще обнимать его, но не “затискивать”.

И в заключение напомню мудрое напутствие известного американского педиатра Бенджамина Спока: “Любите вашего ребенка таким, какой он есть, и забудьте о качествах, которых у него нет... Результат воспитания зависит не от степени строгости или мягкости, а от ваших чувств к ребенку и от тех жизненных принципов, которые вы ему прививаете”.

Обсуждение организационных вопросов.

Памятка для родителей.

Правила поведения для родителей:

  1. Дайте свободу.
  2. Никаких нотаций.
  3. Идите на компромисс.
  4. Уступает тот, кто умнее.
  5. Не надо обижать.
  6. Будьте тверды и последовательны.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание «Почему дети врут»

Ученые выяснили, что дети, которые начинают лгать родителям в раннем возрасте, в будущем оказываются «большими» людьми.
       Если ребенок в раннем возрасте начинает привирать, это не так уж плохо: в дальнейшем это поможет ему в жизни добиться значительных карьерных успехов. К таким выводам пришли канадские ученые из Торонтского университета, которые изучили 1200 детей в возрасте 2-17 лет. Умение лгать, говорят они, свидетельствует, прежде всего, о напряженной работе мозга, что, в свою очередь, приводит к интенсификации развития когнитивных способностей ребенка. «Чем лучше молодому человеку удается скрывать ложь, тем больше шансов, что в будущем он может стать успешным банкиром», - говорит один из авторов исследования, доктор Канг Ли из Университета Торонто.
       В рамках проведенного специалистами эксперимента детей проверяли на лживость весьма просто: за их спинами клали игрушки, после чего велели не смотреть на них и выйти из комнаты. Затем в комнату возвращались, а у ребенка спрашивали, смотрел ли он на игрушку. Полученные ответы сверяли с и
зображением на видео, которое снимала скрытая камера. Выяснилось, что среди двухлетних малышей врал только каждый пятый, в трехлетнем возрасте лжет уже каждый второй, а в четырехлетнем возрасте предпочли солгать четверо из пяти. К 12 годам врали почти все испытуемые. Но, что важно, к 16 годам этот показатель снижается до 70%: у детей появляется чувство социальной ответственности и справедливости. А потому, говорят ученые, если ребенок часто врет, не нужно тут же его записывать в патологические врунишки с будущими социальными проблемами.
      Интересный момент: повернулись, чтобы посмотреть на игрушку, девять из десяти детей, и делали они это вне зависимости от возраста. Одна из участниц эксперимента даже рассказала, что игрушку не видела, а только «щупала», и по ощущениям это был фиолетовый динозавр.
       Детям постарше давали пройти тест посложнее: им предлагали пройти письменный тест. На обратной стороне листа с вопросами были ответы. Некоторые вопросы были очень простыми и очевидными, но дети все равно подсматривали - очевидно, для того, чтобы лишний раз удостовериться в верности своих выводов. Была в тесте и «обманка»: вопрос о том, какой мореплаватель открыл Тунис. «Правильным» вариантом на обороте значился Акеман Президиус, которого в действительности никогда не существовало. Дети, однако, называли его в ответах, а потом утверждали, что слышали о нем на уроках истории.
      Канг Ли отмечает: «Родителям не стоит особенно волноваться, если они видят, что их ребенок часто лжет. Ведь скрывают правду, хотя бы периодически, почти все дети. Когда ваш ребенок попытается обмануть вас в первый раз, это будет свидетельствовать лишь о том, что в его развитии наступил новый этап, а сам он демонстрирует серьезный прогресс в вопросах познания мира и мышления. Те, кто начинает врать раньше, имеют шансы быстрее адаптироваться к внешнему миру и в будущем быть успешнее».
      По мнению исследователя, для маленьких детей врать довольно-таки сложно: их мозгу еще тяжело говорить одно, а думать другое. Правду приходится буквально загонять в отдаленные уголки мозга. Что еще более важно, ученые не выявили никакой связи между строгостью родителей, «хорошим» или даже религиозным воспитанием и способностью ко лжи. «Правильно» воспитанные дети ничем в этом тесте не отличались от «обычных».
       Канг Ли дает также простой дельный совет родителям, чьи дети не достигли 8-летнего возраста. Метод определения, врет ли ребенок, основан на разделении функции левого и правого полушарий головного мозга. Если, отвечая на любой вопрос, ребенок смотрит вправо, то, скорее всего, он выдумывает, т.е. описывают картину, сконструированную его мозгом. Если же он смотрит влево, то, очевидно, описывает свое реальное воспоминание. Дело в том, что за память и логическое мышление отвечает левое полушарие, за воображение - правое. С возрастом дети учатся смотреть прямо в глаза и скрывать это движение глаз. Но когда им нет еще и восьми лет, это делать их мозг не в состоянии. Поэтому объяснить ребенку, что врать - плохо, у родителей есть шансы только до вышеозначенного возраста.
       Еще один забавный вывод ученых: мужчины лгут чаще женщин. 82% женщин после того, как солгут, чувствуют угрызение совести. Среди мужчин таких «переживательных» только 70%.

Не проси у Бога денег —
Злато счастья не дает…
Не проси успеха в деле —
есть талант -- успех придет.
Попроси любви и веры,
силы всех простить и жить,
чтобы сердце не черствело…
Попроси… себя простить.

Родители и дети: взгляд педиатра

          Мнение педиатра о родителях, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, зависит все-таки не от того, что он врач, а от его личности, знаний, психологического чутья. Зачастую истинное лицо взрослого, занимающегося воспитанием ребенка, можно увидеть только по детскому поведению и реакциям. Дети, в отличие от взрослых, не умеют лгать.

       Человек всегда склонен систематизировать свои знания о мире. Мы тоже сейчас попытаемся разделить всех родителей по их типичным реакциям на поступки ребенка и по методам воспитания.

Идеальное равновесие: родитель-ребенок

         Самый желанный, «идеальный» тип родителей сейчас является «редким видом», который пора заносить в «Красную книгу». Такие родители любят своего ребенка просто за то, что он есть. На него не возлагают ответственность за собственное рождение. Его не дрессируют, а воспитывают собственным примером, лишь в случае необходимости подсказывая и направляя.

       Идеальные родители много общаются с ребенком, они чувствуют его, поэтому обращаются к врачам на самых первых этапах развития болезни, зачастую еще до появления внешних признаков. Таких родителей можно узнать по первым словам в кабинете педиатра: «Доктор, с моим ребенком что-то не так». А вот здесь огромную роль начинает играть личность врача: один, проведя поверхностный осмотр и ничего не обнаружив, отправит пациента домой, посмеявшись над «мнительной» мамочкой, а другой, внимательно расспросив родителей и сделав соответствующие назначения, сможет предупредить или остановить развитие недуга.

        Материнская интуиция – великая сила, которая помогает защитить ребенка от многих проблем, и ей надо доверять. Любящие родители всегда четко выполняют инструкции врача, а самое главное, их дети счастливы, поэтому если и болеют, то обычно в легкой форме и без осложнений.

       В моей практике был такой случай. В одной семье родилась девочка с пороком сердца, у нее было 15 дефектов межжелудочковой перегородки разного размера, в том числе три – в мембранозной перегородке. От операции мама отказалась, сославшись на плохое предчувствие. Она регулярно посещала с дочкой врачей, выполняла все инструкции. Я ни разу не слышала от нее раздраженного тона или отчаяния в голосе. Прошло десять лет. У девочки самостоятельно закрылись почти все дефекты. Остались три маленькие дырочки в мышечной части межжелудочковой перегородки, которые никак не влияли на работу ее сердца. Вы скажете – чудо? Нет, материнская любовь и порядочность.

Не плачь, маленький!

         К сожалению, чаще приходится сталкиваться с другими родителями. Гиперопекающие мамы и папы путают любовь к ребенку со вседозволенностью. В таких семьях ребенок – настоящий диктатор. Выполняются любые его пожелания и капризы. Все члены семьи сдувают с «дитятки» пылинки и оберегают его от всех проблем. Попробуйте сказать что-нибудь нелицеприятное об их любимце – вас изничтожат, даже не попытавшись разобраться в ситуации.

        Все, наверное, хотя бы раз наблюдали в песочнице ситуацию, когда один малыш непрерывно всех обижает, отнимает игрушки, а его мама или бабушка с умилением наблюдают за происходящим. Но стоит кому-нибудь из детей дать сдачи, как поднимается жуткий визг и плач, и «воспитатели» уводят «обиженного», приговаривая: «Не плачь, маленький. Я тебе сейчас конфетку дам. А с этими гадкими детьми мы больше играть не будем!»

      Для педиатра такие семьи – сущее наказание. Основной рацион «дитяток» составляют конфеты, пирожные, булочки, жвачки и т.д. Они не занимаются спортом («Дитя может убиться»), мало двигаются, просиживая часами за компьютером и телевизором. Большинство детей страдают с раннего возраста от лишнего веса, а в подростковом периоде начинаются эндокринные сбои, поднимается давление. Когда проблемы становятся явными, во всем начинают винить врачей – недоглядели, не выписали нужное лекарство и т.п. Дело иногда доходит до абсурда.

          Одну мамочку я на протяжении нескольких лет убеждала изменить семейные стереотипы: прекратить пичкать мальчишку пирожками (в девять лет он весил 64 кг), наладить нормальное питание, заняться физкультурой. Мама отвечала только одно: "Мне для сыночка ничего не жалко. Раз он любит булочки, я буду ему их покупать, а заниматься спортом ему тяжело". Когда в тринадцать лет у подростка стали появляться проблемы со здоровьем, мне заявили, что я как врач должна была их убедить в необходимости изменения образа жизни. Встает вопрос – как?! Что должен сделать врач, если словами до родителей достучаться не удается?!

         Продолжим наши попытки разделить всех родителей по их типичным реакциям на поступки ребенка и методам воспитания. И одна из самых страшных групп - равнодушные родители.

Парадокс современности

          Часто стали встречаться равнодушные родители. Для них ребенок – предмет интерьера. Родили, потому что так принято. В этих семьях если и потакают детским желаниям, то не из болезненной к ним любви, а просто, чтобы не мешались под ногами. Такие родители усердно демонстрируют перед посторонними свою «любовь» к ребенку. Он, как правило, хорошо одет, причесан, сыт, только в глазах читается озлобленность и тоска или равнодушие и презрение к родителям и всему миру.

          Сколько раз приходилось слышать: «Такая порядочная семья, а сын (или дочь)! И в кого только уродился! С жиру бесится!» Беда в том, что благополучие семьи стало измеряться достатком. У нас, к сожалению, вообще многое стали мерить на деньги. Но разве малышу, только что появившемуся на свет, нужны мамины деньги? Разве есть ему разница, лежит он в дорогих памперсах и ползунках от кутюр или в пеленках, которые мама шила по ночам? Детям нужна родительская любовь, искренняя и беззаветная! А к деньгам, дорогой одежде мы приучаем их сами, откупаясь за свою вину, за свою неспособность любить.

          У равнодушных родителей дети часто становятся алкоголиками и наркоманами. Их тянет в дворовые компании, не всегда безобидные, потому что человек существо общественное, а там есть ощущение если не семьи, то стаи, где «один за всех, и все за одного». Страшно, когда дети убивают своих родителей из-за денег (к сожалению, такие случаи - уже не редкость), но ведь когда-то родители тоже променяли их на деньги.

          Когда ребенок в такой семье заболевает, родители пунктуально выполняют рекомендации врача, покупают лекарства, но дети все равно болеют часто и долго, пытаясь неосознанно, хотя бы таким способом, привлечь к себе их внимание. Как правило, тщетно, потому что заботу о больном ребенке спихивают на бабушек и нянечек. Когда ребенок поймет, что он лишний, он перестанет болеть, но тогда приходят беды пострашней…

        В 90-е годы произошла не просто смена общественного строя, перевернулись все представления о жизненных ценностях. Многие люди не смогли адаптироваться к изменившимся условиям жизни, найти своего места. Они озлобились на весь мир, даже на своих собственных детей. Но, может быть, дело и не в «смутном времени» вовсе?..

        Не секрет, что всегда, в любые времена, есть родители, которые срываются на детях, пытаясь компенсировать собственное чувство неполноценности. Ребенок оказывается единственным более слабым существом, и на нем «отыгрываются» за все унижения и обиды, которые выпали на долю его мамы и папы. Вместо того, чтобы найти в ребенке свое счастье, создать в доме «гавань, в которой можно укрыться от житейских бурь», люди упиваются своей властью над зависимым от них существом, своим собственным ребенком.

         Его бьют, унижают, оскорбляют, забывая, что это частица их самих. Если бы женщина (назвать ее мамой язык не повернется) сделала аборт, она поступила бы гуманней, потому что убила бы только тело своего ребенка, а так она убивает его душу.

       Если Вы заметили на ребенке следы побоев или стали свидетелем издевательств над ним, не бойтесь обращаться в органы опеки и попечительства. Когда речь идет о педиатре, это его прямая обязанность. Возможно, вы спасете не только ребенка. Может быть, родители наконец смогут понять, что стоят на краю пропасти.

       Общество сейчас как бы раскололось на две половины: одна половина женщин стремится сделать карьеру, не заботясь о появлении детей, даже, напротив, всеми силами стараясь предотвратить эту возможность. Тенденция к увеличению возраста рожающих впервые женщин наблюдается в первую очередь в магаполисах, где основные усилия направлены на создание материального благополучия и достижение определенного социального статуса. Другая половина женщин бросается в омут семейной жизни, не задумываясь ни о карьере, ни о работе вообще, посвящая себя только семье и детям. По статистике в России стремительно продолжает увеличиваться количество домохозяек, что, конечно же, говорит об определенном достатке семей, при котором женщина может не работать. Но и тот, и другой вариант – это крайности, но ведь возможен еще и компромисс…

      Возвращаясь к разговору о здоровье ребенка, мне хочется обратиться и к родителям, и к врачам: не будьте равнодушными, научитесь прислушиваться друг к другу. На стороне родителей – интуиция, на стороне врача – знания. Если Вы сможете объединить свои усилия, наши дети станут не только меньше болеть, но и вырастут здоровыми и счастливыми людьми, а значит, и жизнь вокруг станет лучше.



Предварительный просмотр:

Филиал МБОУ СОШ с. В-Ломов в с. Атмис

Лекция для родителей

«Формирование здорового образа жизни

Учащихся начальной школы»

2014год

Всё чаще вспоминаются слова Ж. Ж. Руссо: «Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым».

Школьные годы - очень важный период в жизни ребёнка. При поступлении в школу изменяется не только среда, но и образ жизни ребёнка. Вместо полной свободы движения его ждёт сидение часами в вынужденной позе. Ко всему этому присоединяется ещё умственная работа, предъявляющая повышенные требования к мозгу. До сих пор живой детский ум мог беззаботно, по прихоти и настроению, переходить от одного предмета к другому, от одной игрушки к другой. Теперь ребёнка заставляют выполнять определённые задачи, сосредоточивать внимание на определённых предметах преподавания, не считаясь с тем, что его больше интересует, чувствует ли он утомление или нет. Он должен напрягать своё внимание, свою память для успешного выполнения подчас нелёгких задач, требующих умственного напряжения.

Для здоровья и правильного развития школьника необходимы хорошие санитарно-гигиенические условия и строгое соблюдение режима в семье. Если домашнее воспитание, уход и надзор поставлены неудовлетворительно, то дети приходят в школу, имея  физические  недостатки или они развиваются у них в первые годы учёбы. Таким детям трудно учиться.

Младший школьный возраст - это период перехода от детства к зрелости. В этот период происходит быстрый физический рост, изменение физиологических функций и органов. Этот процесс происходит на фоне умственного и психосоциального развития - ростом самосознания, перехода от конкретного к более абстрактному мышлению. Формируются навыки поведения и привычки, связанные со здоровьем.

Ребенок испытывает потребность в знаниях о теле, биологии человека, проблемах здоровья и заболеваемости, а также поведенческой адаптации.

Ускоренным темпам роста и массой тела порой не соответствуют темпы развития грудной клетки, а также размеры сердца и других органов. Это создает предпосылки для нарушения осанки и деформации позвоночника.

В последнее время все большее внимание придается соответствию соматического здоровья и его соответствия паспортному возрасту, так называемый биологический возраст. То есть фактически достигнутый ребенком уровень морфо-функционального развития, соответствующий среднему для этой популяции уровню, характерного для этого хронологического возраста.

Центральная нервная система младшего школьника функционирует в измененных режимах гормональных влияний. Это неизменно сказывается на регулирующей функции высших отделов мозга, отражается на поведении ребенка, что проявляется повышенной возбудимостью, эмоциональной лабильностью, отражается на состоянии психофизиологических функций (неадекватность внимания, снижение работоспособности). Эти изменения носят функциональный характер и проходят по мере взросления.

У младших школьников отмечается более низкий уровень силы нервной системы, худшие показатели уравновешенности основных нервных процессов - отсюда неадекватная реакция на воздействие внутренних и внешних факторов.

Значительные изменения имеет функция сердечнососудистой системы: так объем сердца резко отстает от объема тела.

Довольно характерной является реакция у младших школьников на длительное стояние: побледнение кожи лица, сердцебиение, головокружение, тошнота, вплоть до кратковременной потери сознания.

Младший школьный возраст характеризуется лабильностью артериального давления.

Необходимо помнить, что и мышечная система у школьников развита слабо, особенно мышцы конечностей, что объясняется тонкостью мышечных волокон, бедностью их белком, большим содержанием воды.

Правильная посадка за столом означает, во-первых, сидеть на стуле во всей глубине так, чтобы спина упиралась в спинку стула; во-вторых, локти должны свободно располагаться на столе при прямом положении туловища, чтобы не приходилось нагибаться к столу или поднимать локти до уровня груди. Прямолинейная посадка на стуле рекомендуется и при просмотре кинофильмов, телевизионных программ.

Основными профилактическими направлениями в предупреждении нарушений осанки у детей являются: принятие правильного положения тела во время длительного сидения; достаточная двигательная активность, недопущение нарушений возрастного питания, особенно недостатка натрия, калия, кальция и фосфора; предупреждение утомления.

Необходимо объяснить ребенку, что хорошая осанка нужна ему не только для красоты, но и для здоровья.

Родители, отдавая ребёнка в школу, должны заранее позаботиться о детской рабочей мебели, которая должна соответствовать росту ребёнка.

Успешное обучение требует устойчивой концентрации возбуждения в коре головного мозга ребенка. Вместе с тем, относительная функциональная незрелость нервных клеток ЦНС, слабость процессов активного торможения наряду с преобладанием возбуждения характерны для детей младшего школьного возраста и требуют особого подхода к построению режима умственной деятельности, чтобы она не превратилась в фактор негативного воздействия на здоровье. Образовательная работа требует также длительного сохранения определенной статистической позы, создающей нагрузку на опорно-двигательный аппарат. Для предупреждения диспропорции между статистическим и динамическим компонентами образовательной части режима дня ребенка (что имеет существенное неблагоприятное значение для здоровья) следует вводить дополнительные виды двигательной активности (физкультминутки и физкультпаузы), гимнастику до начала занятий, подвижные перемены и др.

Огромное значение в формировании позитивного отношения к здоровому образу жизни имеют привычки.

В процессе психофизиологического развития меняется форма мышления от наглядно-действенной через наглядно-образную к словесно-логической. Базовой гигиенической проблемой учебной деятельности школьника является: нормирование учебной нагрузки; регламентация длительности урока и перемен; время и продолжительность каникул; количественный регламент уроков в течение дня и недели и их оптимальное сочетание; разумное чередование работы и отдыха; обеспечение оптимальных условий для учебы и отдыха.

Школа как социальная среда, в которой дети находятся значительное время, нередко создает для них психологические трудности. Ученику приходится приспосабливаться к давлению, оказываемому на него требованиями учебного процесса.

 Детско-подростковый возраст – это тот уникальный период, в течение которого наиболее легко и естественно происходит обучение методам самоконтроля и самореализации, основным стратегиям конструктивного поведения, приводящим впоследствии к эффективной самореализации, наиболее полному проявлению интеллектуального и творческого потенциала личности.

Оздоровление общества немыслимо без признания человеком с самого раннего возраста стандартов здоровья как жизненно необходимых ценностей.

Здоровый образ жизни – залог счастливой и благополучной жизни ребёнка в гармонии с миром сегодня и в будущем. 

         Здоровье является признаком культуры. Оно даёт здоровому человеку значительно больше возможностей для  реализации себя во всех сферах жизни.

   Изучение состояния здоровья подрастающего поколения является важнейшей медико-социальной задачей.

От любого компонента здоровья, будь то физическое, психическое или социальное зависит успешность (или неуспех) ребенка в школе,  в свою очередь, организация образовательно-воспитательного процесса влияет на состояние здоровья школьников.

ОВП включает в себя урочную, внеурочную и внеклассную деятельность. Я как классный руководитель расскажу о внеклассной деятельности.

 Традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, но не менее важно сохранить в процессе обучения здоровье детей.

Принцип «Не навреди!» должен стать основополагающим в работе педагогов.

Цель моей педагогической деятельности -  внедрение  здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс. Именно учитель может сделать для сохранения здоровья обучающихся гораздо больше, чем врач. Знания о здоровье человека, социальной среде, умения и навыки по их сохранению помогают развитию личностных качеств ребёнка, то есть формируют  культуру здоровья, имидж   здорового образа жизни.    

Для достижения поставленной цели я поставила перед собою задачи:

  1. Изучить состояние здоровья детей в адаптационный период
  2. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья  обучающихся    в образовательно-воспитательном процессе
  3. Формировать мотивацию  к здоровому образу жизни

Работа с младшими школьниками по воспитанию здорового образа жизни имеет свою специфику, определяемую с одной стороны, организацией обучения в начальной школе (один учитель, возможность осуществлять воспитание в тесной связи с обучением), а с другой – психологическими особенностями школьников младших классов.

Учитель является для младших школьников авторитетом, поэтому не только отдельные его высказывания, но и стиль поведения оказывают учебное и воспитательное воздействие. Негативное мнение учителя о вредных привычках должно многократно повторяться, иллюстрироваться житейскими примерами, наблюдениями, обосновываться ссылкой на другие авторитетные для ребенка мнения.

Тяга и склонность ребенка к игре обуславливает необходимость максимально активного использования игровых форм и методов учебно-воспитательной работы.

При проведении воспитательной работы по пропаганде ЗОЖ, профилактике зависимостей (курение, алкоголизм, наркомания), пропаганде физкультуры и спорта, а также выработке теоретических знаний и убеждений о здоровом образе жизни, мною используются следующие формы работы:

  1. беседы
  2. работа с книгой (чтение и обсуждение);
  3. классные часы: «Грязные руки», «Мойдодыр», «Что такое Здоровье», «Правильное питание» «Здоровые зубы» «Профилактика вирусных заболеваний» и другие
  4. конкурсы: рисунков «Здоровый образ жизни»
  5. занятия по ОБЖ и ПДД;
  6.  игры, соревнования, с использованием знаний правил уличного движения, личной гигиены («В гостях у  Мойдодыра», «Светофор»);
  7. Экскурсии «Природа моего края» и туристические походы.

Школьник должен понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, для жизни, отдыха, учебы; понимать, почему движение, закаливание, правильное питание способствует хорошему состоянию, настроению, здоровью своему и окружающих людей. Он должен твердо усвоить и понять, какие привычки вредны для здоровья.

С учетом всего сказанного следует особо обратить внимание на индивидуальную оздоровительную программу, включающую:

 Приемы учебной работы:

·Правильная организация режима дня ребенка.

·Рациональное питание ребенка.

·Адекватные физические нагрузки.

·Правильное трудовое воспитание и занятия физкультурой.

·Различные виды занятий на свежем воздухе.

·Разъяснение вреда курения и приема алкоголя, наркотиков.

·Создание благоприятного микроклимата в семье и в школе.

·Повышение общекультурного уровня семьи, медицинских, экологических и санитарно-гигиенических знаний о человеке, природе и обществе.



Предварительный просмотр:

Закаливание, профилактика простудных 
и инфекционных заболеваний
(беседа)

Цели: пропагандировать знания по профилактике простудных и инфекционных заболеваний; ознакомить с основными принципами закаливания.

Примерное содержание беседы

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье человека как «состояние полного физического, психического и социального благополучия».

Важнейшим условием высокого уровня здоровья человека, его большой работоспособности и активности является сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения.

Общепризнано, что здоровье детей определяется не только наличием или отсутствием заболеваний. Оно определяется также гармоничным соответствующим возрасту развитием.

Очень важным в сохранении и укреплении здоровья детей является закаливание организма. Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию внешней среды. Из всех факторов внешней среды наиболее длительное, по существу непрерывное, воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.

Закаливание в школьном возрасте следует рассматривать как важнейшую составляющую часть физического воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.

Под закаливанием понимают повышение сопротивляемости организма, главным образом низким температурам, поскольку в возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма. Цель закаливания – выработать способность организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно меняющейся внешней средой. Способность организма приспосабливаться к определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением воздействия того или иного фактора и постепенного повышения его дозировки.

В результате закаливания ребенок становится менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью, жизнерадостностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.

Чтобы получить положительные результаты от применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:

1. Постепенность в увеличении дозировки раздражителей.

Постепенность заключается, прежде всего, в том, что первые закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее время, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее не бывают резкими.

2. Последовательность применения закаливающих процедур.

К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того, как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в организме; к обливанию не допускать детей, прежде чем они не привыкли к обтиранию, а к купанию в открытых водоемах, – раньше чем с ними не проведены обливании.

3. Систематичность начатых процедур.

Нельзя прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при этом исчезают те приспособительные изменения, или «механизмы», которые вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность его к внешнему раздражителю снова повышается.

4. Комплексность.

Специальные закаливающие процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т. п.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой. Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими потребность в глубоком дыхании.

5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.

Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и психическое развитие каждого ребенка. На основании данных медицинского обследования, педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, составляется характеристика ребенка.

6. Активное и положительное отношение детей к закаливающим процедурам.

Результаты закаливания во многом зависят от того, как относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.

Воздух является наиболее действующим средством закаливания для всех детей в любое время года. Использование воздуха в оздоровительных целях начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Большое влияние на укрепление организма детей оказывают прогулки на свежем воздухе. В летнее время, когда температура воздуха в тени достигает 18–20 градусов, жизнь детей должна обязательно быть на воздухе: в холодное время года длительность пребывания детей зависит от погоды, но в среднем до 6 часов. Детей не стоит лишать прогулки даже при температуре воздуха 20–25 градусов. В холодную погоду всем детям перед прогулкой следует смазать лицо детским кремом. Во время прогулок надо следить, чтобы одежда хорошо предохраняла от холода, не мешала при этом их дыханию и движениям.

Лучистая энергия солнца оказывает огромное влияние на жизнедеятельность организма. Солнечные лучи, кроме видимых, содержат невидимые лучи: ультрафиолетовые и инфракрасные. Эти лучи главным образом и оказывают биологическое влияние на живой организм. Солнечные лучи оказывают благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут причинить вред, вызвать тяжелые отеки, заболевание глаз. Даже при кратковременном действии солнца на кожу у детей, не привыкших к нему, может появиться покраснение или ожог I степени. Солнечные ванны нужно проводить осторожно, с учетом состояния здоровья детей, время пребывания детей 7 лет на солнце, например, 30–40 минут. На время солнечных ванн все тело ребенка, кроме головы, остается открытым, а на глаза надевают очки с темными стеклами. Для равномерного облучения всего тела ребенок должен сделать через одинаковые промежутки времени 4 оборота. После солнечной ванны хорошо провести обтирание водой или купание в открытом водоеме.

Водные процедуры могут быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах. Водные процедуры имеют перед воздушными то преимущество, что их можно легко дозировать.

Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно снижают на 1 градус через каждые 2–3 дня.

Ножные ванны являются хорошим средством закаливания. Как известно, переохлаждение ног нередко приводит к простудным заболеваниям, так как при сильном их охлаждении сужаются кровеносные сосуды носоглотки. Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Закаливание ног можно проводить в любых условиях, обливая их либо из лейки, либо погружая в таз с водой, температура которой постепенно, через каждые 3–4 дня, снижается на 1 градус и доводится с 36 градусов до 18–16 градусов для детей 7–8 лет.

Перед обливанием водой в течение 1–2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой тканью до слабого покраснения.

Обливание из лейки и душа считается наиболее сильным средством закаливания, чем обтирание, т. к. при обливании вода попадает сразу на все тело.

Купание в открытых водоемах является одним из любимых детьми закаливающим мероприятием. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода. Нельзя купать детей натощак или раньше чем через 1,5 часа после приема пищи. Продолжительность первых купаний должна быть не более 2 минут, в дальнейшем ее постепенно можно увеличить до 8–10 минут. Если во время купания какой-либо ребенок (и не обязательно ваш собственный) синеет, начинает дрожать, его надо немедленно вывести из воды, хорошо растереть полотенцем и одеть. Принимать солнечные ванны после купания не рекомендуется.

Важным мероприятием наравне с закаливанием является профилактика заболеваний: простудных, инфекционных.

Простудными заболеваниями болеют люди всех возрастов, но особенно они опасны для детей. Грипп, ангина вызывают обострение хронических заболеваний, таких как ревматизм, туберкулез, дизентерия, заболевание почек, печени и других органов. Такое распространенное заболевание, как грипп, с удивительной быстротой распространяется по территории. Во время эпидемии гриппа заболеванию подвергаются 10–20, а в некоторых городах 40–50 процентов населения. Источником заражения является больной человек. Больные со слабовыраженными формами заболевания опасны для окружающих в такой же степени, как и больные с отчетливыми симптомами. Остановимся на профилактических мероприятиях.

Если ребенок почувствовал себя плохо, ни в коем случае нельзя отправлять его в школу. Особенно важно исключить возможность общения больного с другими детьми. Следует помнить, что больному выделяют отдельную посуду, постельное белье, полотенце. Ухаживающий за ребенком должен носить маску.

Нужно помнить, что грипп опасная болезнь, которая может протекать в тяжелой форме и приводить к летальным исходам. Кроме того, грипп значительно подрывает защитные силы организма, что обуславливает частые осложнения, опасные для жизни.

Самый верный способ профилактики острых респираторных вирусных заболеваний – закаливание ребенка. Закаливание, конечно, не следует рассматривать как полную гарантию от болезней. Закаленный организм переносит инфекцию намного легче, чем незакаленный.

В период эпидемии следует придерживаться ряда правил, выполнение которых в какой-то степени обезопасит детей. Следует как можно реже выводить детей в общественные места (кино, театры). Необходимо учитывать, что больной заразен не только в первые дни болезни, но и во все последующие, вплоть до исчезновения всех клинических признаков заболевания. В связи с этим отводить детей в школу можно только с ведома врача. Следует помнить, что выполнение таких широко известных и доступных гигиенических мер, как частые проветривания классных помещений, влажная уборка, также снижает вероятность заболевания.

Другим важным мероприятием является профилактика инфекционных заболеваний.

К острым инфекционным заболеваниям относятся корь, краснуха, ветряная оспа, коклюш, скарлатина, свинка, дифтерия, полиомиелит. Взрослые болеют этими болезнями редко, потому что перенесли их в детстве. Источником заражения инфекционной болезнью чаще всего является больной и его выделения: слюна, слизь, мокрота. Микробы передаются в процессе непосредственного контакта с больным, через зараженные им предметы. Распространителями некоторых болезней (дифтерия, дизентерия и др.) могут быть бактерионосители – люди, переболевшие определенной болезнью и продолжающие некоторое время после выздоровления выделять микробы.

Одной из основных причин распространения инфекционных заболеваний является несоблюдение требований гигиены.

С раннего возраста дети должны научиться всегда поддерживать свое тело и одежду в чистоте, пить кипяченую воду из чистой посуды, при кашле и чихании прикрывать рот и нос носовым платком. Обязательно должны быть приучены после туалета и перед едой мыть руки. Необходимо, чтобы о болезни ребенка члены семьи своевременно сообщали в школу.

Соблюдение профилактических мер является необходимым условием нормального развития, сохранения и укрепления здоровья детей.



Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 8-м классе по теме "Здоровый образ жизни подростка"

Разделы: Классное руководствоРабота с родителями

Учитель: Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья,
  • отсутствие вредных привычек,
  • правильное питание,
  • альтруистическое отношение к людям,
  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни подростков является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.

Психологи установили, что самым благоприятным возрастом для формирования полезных привычек являются дошкольный и школьный. В этот период ребенок значительную часть времени проводит в семье, в школе, среди родных, воспитателей, педагогов, сверстников, чьи образ жизни, стереотипы поведения становятся сильнейшими факторами формирования их представлений о жизни.

Здоровый образ жизни — это радость для больших и маленьких, но для его создания необходимо соблюдение нескольких условий:

  • создание благоприятного морального климата, что проявляется в доброжелательности, готовности простить, понять, стремление прийти на помощь, сделать приятное друг другу,
  • тесная искренняя дружба детей, родителей, педагогов. Общение — великая сила, которая помогает понять ход мыслей ребенка и определить склонность к негативным поступкам, чтобы вовремя предотвратить их,
  • повышенное внимание к состоянию здоровья детей.

Ничто так не влияет на микроклимат в коллективе, как экскурсии на природу, подготовка к праздникам, которые обладают большими возможностями и преимуществами по сравнению с учебной работой.

Здоровый образ жизни — залог счастливой и благополучной жизни ребенка в гармонии с миром в будущем.

Да, настало время, когда каждый должен не только думать о своем здоровье, но и действовать, так как к здоровому образу жизни, счастью, долголетию дорогу ты выбираешь сам! Дорога жизни бывает трудна. Хотелось бы, чтобы на вашем жизненном пути и на пути ваших детей никогда не встречались губительные дорожные знаки: “СПИД”, “Алкоголь”, “Наркотики”, “Никотин” и др.

Подрастают наши дети. Из маленьких и беспомощных они превращаются в подростков. Растут дети, серьезнее становятся проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Главной ценностью является здоровье, и наша, и ваша задача, помочь им сохранить этот дар природы.

Подростковый возраст – это возраст самоутверждения и основной задачей педагога, работающего с подростком, становится – помочь понять, какие ценности главные в жизни. Дети пытаются самоутвердиться, занять свое место в этом мире, в семье, в школе, в классном коллективе и на улице.

Задачей школы и родителей является – объяснить подростку, что красота (а ведь каждый из них хочет быть красивым и любимым) – это красота физическая, духовная, это здоровье. К нашему большому сожалению, медицинские обследования детей, ежегодно проводимые в школе, выявляют все больше и больше заболеваний у подростков. Наши дети, еще только начинающие жить, зачастую уже имеют целый “букет” достаточно серьезных хронических заболеваний.

По исследованиям ученых здоровье человека на 50% - его образ жизни, на 20% - наследственность, еще 20 % - окружающая среда и только 10% - здравоохранение.

Как классным руководителям нам приходится уделять здоровью детей больше времени. Из опыта работы скажу, что привлечение учащихся этого возраста к занятиям физической культурой и спортом, организация туристических походов на природу – действенная мера. Тем более, что это еще и дополнительная порция общения (а подростки люди общительные), это и формирование коллектива единомышленников. Знаете, как раскрываются дети в походах. Здесь и общение “глаза в глаза”, чего так не хватает часто нашим детям, общение на-равных с учителем и своими одноклассниками, заряд положительных эмоций, и здоровье.

Правильное питание – это то, о чем должны заботиться родители в первую очередь, желая увидеть своего ребенка здоровым. Некогда древнегреческий философ Сократ дал человечеству совет “Есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть”. Никто еще не оспорил Сократа, но следуют его советам немногие. Родителям нельзя забывать о том, что соблюдение режима питания – основа здорового образа жизни. Правильное питание организовать не просто. Нужно заботиться о том, чтобы в рационе ребенка правильно сочетались различные продукты и химические вещества. Нужно учитывать и продолжительность приемов пищи и продолжительность интервалов между этими приемами. Разумный режим питания обеспечивает слаженную, без перебоев и перегрузок, работу желудочно-кишечного тракта, хорошее усвоение пищи и нормальное течение обмена веществ, а в результате прекрасное самочувствие. Растущему организму подходит четырехразовое полноценное питание. Перекусы в школе на переменах, булочками без чая, приносят скорее вред, чем пользу желудку. В ваших силах обеспечить ребят знаниями о правильном режиме питания. Особенно хочу обратиться к родителям девочек. В подростковом возрасте недовольство собой и своей внешностью, может подвигнуть их на применение различного рода диет, которые не всегда полезны для растущего организма, а часто приносят ему непоправимый вред.

Сегодня я хотела бы предложить вам еще раз задуматься и о привычках, здоровых и нездоровых. Как уберечь своего ребенка от курения, алкоголя, наркотиков. Возможно, мы не найдем с вами сегодня уникального рецепта, но попытаемся.

Привычка – вторая натура. Мы часто слышим эти слова. Привычки – это автоматические действия, которые проявляются у человека независимо от их желаний. Полезные привычки помогают почувствовать себя собранными, готовыми к преодолению трудностей. Они помогают человеку при стрессе, в условиях дефицита времени. Но есть и вредные привычки и в наших с вами силах сделать так, чтобы у наших детей их было как можно меньше.

Как я уже сказала, переходный возраст – возраст самоутверждения. Как просто почувствовать себя взрослым, затянувшись сигаретой или попивая пивко, сидя на лавочке в компании сверстников. Наши дети считают, что таким образом они станут старше, с ними будут считаться.

Что же можем сделать мы с вами, именно вместе, а не по отдельности. В школе проблему вредных привычек решают педагоги, психологи, с вредными привычками борются родители.

Все люди, в том числе и подростки, владеют информацией о вреде курения, алкоголизма и наркотиков, они уже знают, к чему ведут эти невинные шалости. Сложно одними увещеваниями учителю бороться с рекламными плакатами на улицах и в магазинах, с нечистоплотными продавцами, продающими детям эту продукцию. И, тем не менее, раз за разом на классных часах, в индивидуальных беседах, мы повторяем детям прописные истины. Очень хочется в вас, родителях, найти поддержку, чтобы мы с вами шли в одном направлении и прививали нашим детям тягу к здоровому образу жизни.

И, наконец, самый сложный этап нашего разговора. Это проблема, о которой каждый из нас не хочет думать, считая, что уж нас точно она обойдет стороной. Но Сенека был прав, говоря: “Что есть благо? Знание. Что есть зло? Незнание. Чтобы противостоять злу, надо быть сильнее его”. И проблема эта – наркомания. Мы живем в сложное время, и главное уберечь наших детей от этого зла. К сожалению, возрастает подростковая преступность, чаще мы слышим о наркомании, токсикомании среди подростков (ведь именно они обладают неустойчивой психикой, именно их легче вовлечь в эту авантюру, надавив на “слабо?”).

В настоящее время появились публикации, несущие информацию о том, каковы причины, по которым подростки впервые пробуют одурманивающие вещества, о позиции, которую должны занять родители, желая противостоять этому злу.

Итак, наркотики сегодня – реальность, а с ними:

  1. Наркотик – средство, которое постоянно увеличивает потребность в его использовании. Это прием ядов, которые становятся частью обменных процессов в организме, и вызывает привыкание.
  2. Привязанность к наркотикам ведет к деградации личности подростка, резко снижается работоспособность, память, внимание.
  3. Наркотики – это постоянные траты денег, а подросток может либо взять их у родителей либо украсть, отсюда возрастание подростковой преступности.

Специалисты выделяют факторы, способствующие привлечению подростка к наркотикам и родители должны их знать и иметь в виду:

Сложность взаимоотношений со старшими или отсутствие контроля со стороны родителей;

Отдельные подростки стараются таким образом привлечь к себе внимание коллектива сверстников любой ценой, из-за того, что привыкли к повышенному вниманию со стороны родителей.

Нередко, используется сила принуждения, особенно к слабовольным, либо к подросткам, лишенным внимания взрослых.

По данным соцопросов 12% подростков в возрасте до 16 лет хотя бы аз в жизни пробовали наркотики, 1% употребляет их постоянно. А ведь это – наши дети.

Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия ребенка к наркотикам:

  1. резкая смена друзей
  2. резкое ухудшение поведения
  3. изменение пищевых привычек
  4. случаи забывчивости
  5. резкие перемены настроения
  6. полная утрата прежних интересов
  7. частое упоминание о наркотиках в шутках и разговорах.

Однако быть внимательным, это не значит пристально следить за каждым шагом ребенка и подозревать его во всем плохом. Это значит – любить и поддерживать его. Известная актриса Марлен Дитрих так сказала о своей маме: “Тверже пола под ногами, когда я была малышкой. Тверже скалы, когда нужна поддержка и много тверже скалы в тот момент, когда стоишь без помощи и готов бежать сломя голову”.

И в заключение своего выступления я сформулирую основные принципы поддержки подростка:

  • терпение
  • внимание
  • тактичность и деликатность
  • точные используемые слова, как важного инструмента в отношениях
  • умение поставить себя на место ребенка
  • гибкая система контроля, не довлеющая, над сознанием ребенка и поддерживающая его
  • ознакомление подростка с научными фактами и сведениями о вреде вредных привычек.

Нельзя забывать о том, что семья для подростка – это опора, именно в семье ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и понятым. Именно в семье закладывается самооценка ребенка, его отношения к самому себе и к окружающим его людям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями. Ошибки родителей.

Являюсь руководителем ШМО классных руководителей. Постоянно нахожусь в творческом поиске. Приходиться выбирать темы заседаний ШМО, которые вызвали бы интерес у каждого классного руководителя. Данная п...

формы работы с родителями - Пикник с родителями и учениками

Я подобрал игры для нетрадиционной формы работы с родителями - Пикник.Это пикник с родителями и учениками....

Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.

Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....

Инновационный проект « Школа успешных родителей» как форма работы с родителями одарённых детей.

Реализация  проекта позволит оптимизировать систему работы с талантливыми и одарёнными детьми в рамках интегрированного образовательного пространства семьи  школы и поднять ее на более высок...

Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"

Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...

Работа с семьёй и родителями. Как наиболее эффективно организовать работу с родителями в школе?

В статье рассматривается взаимодействие образовательного учреждения и семьи. Интеграция педагогов образовательного учреждения, осуществляющих воспитательную деятельность по созданию благоприятных усл...

Программа работы с родителями «Мы вместе» предназначена для работы с родителями (законными представителями)

Одним из важных направлений в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей не рассматривать, всегда оказыва...