Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….
классный час (5, 6, 7 класс)
Цель: познакомить детей с историческими фактами о блокаде Ленинграда; формировать у обучающихся знаний о героическом прошлом народа, чувства патриотизма и представление о герое; воспитывать уважение к защитникам Родины; чувства сострадания к людям, которые пережили страшное время; продолжать воспитывать такие качества, как: любовь к близким, чувство гордости за членов их семьи, которые пережили Великую Отечественную Войну, которые погибли во время ВОВ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dnyu_snyatiya_blokady_leningrada_posvyashchaetsya.docx | 23.41 КБ |
blokada.pptx | 2.93 МБ |
Предварительный просмотр:
Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….
Цель: воспитание патриотизма, духовности, любви и чувства гордости за свою страну.
Задачи: приобщение подростков к историческому, культурному и духовному наследию Санкт-Петербурга;
воспитание уважения к ветеранам, участникам ВОВ;
раскрытие творческих способностей обучающихся.
Материалы и технические средства: компьютер, мультимедиапроектор, хлеб, презентация, видеофрагменты, музыкальная фонограмма, запись метронома.
Ход классного часа
(Звучат вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает тишина. В тишине звучит стук метронома…)
Ученик: (слайд 1)
Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая, правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Видеофрагмент 1
Учитель:
22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.
Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения, в первую очередь русских, украинцев, белорусов, цыган и евреев.
Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград с целью стереть его с лица земли.
Ученик: 1
Но жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.
Ученик 2:
А женщины рыли окопы вокруг города. (слайд 2)
Ученик 1:
Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.
Ученик 2:
Началась эвакуация мирных жителей.
Ученик 1:
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.
Ученик 2:
Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.
Ученик 1:
Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Видеофрагмент 2
Ученик 2:
Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.
Ученик 1:
Перед вами Невский проспект. В те годы он назывался проспектом 25 Октября.
Ученик 2:
Чтобы как-то обезопасить людей, предупредить их, на стенах домов делали надписи: «Эта сторона наиболее опасна при артобстреле». (слайд 3)
Ученица: (Слайд 4 на все три стихотворения)
Домов затемненных громады
В зловещем подобии сна
В железных ночах Ленинграда
Осадной поры тишина
Но тишь разрывается воем
Сирены зовут на посты
И бомбы свистят над Невою
Огнем обжигая мосты.
Ученик:
Как бы ударом страшного тарана
Здесь половина дома снесена
И в облаках морозного тумана
Обугленная высится стена.
Ученица:
И пусть я все забуду остальное-
Мне не забыть, как на ветру дрожа,
Висит над бездной зеркало стенное
На высоте шестого этажа.
Ученик 1:
Санкт-Петербург называют музеем под открытым небом. Трудно представить его без граненых шпилей Адмиралтейства, Петропавловской крепости, Инженерного замка, без круглого златоглавого купола Исаакиевского собора. Они радуют глаз даже в ненастный осенний день. Но когда фашисты так близко, эти яркие шпили становятся прекрасными ориентирами для вражеских артиллеристов и летчиков. Решили тогда их срочно замаскировать. (слайд 5)
Ученик 2:
Купол Исаакия и шпиль Петропавловского собора решили покрыть серой краской.
Ученик 1:
Многие памятники не успели снять с пьедесталов и спрятать. Тогда решили обложить их мешками с песком и обнести толстыми досками, как этот памятник Николаю I и Петру I – основателю города. (слайд 6)
Ученик 2:
Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей. (слайд 7)
Выходят ученики. Они передают бережно из рук в руки кусочек хлеба.
Вот он кусочек хлеба! (Слайд 8)
1-й ученик. Соевой муки 12% (передает хлеб).
2-й ученик. Пищевой целлюлозы - 10% (передает хлеб).
3-й ученик. Хлопкового жмыха - 12% (передает хлеб)
4-й ученик. Отрубей - 2% (передает хлеб)
5-й ученик. Кукурузной муки - 3% (передает хлеб)
6-й ученик. Ржаной муки - 71%.
Ученик
Вместо супа – бурда из столярного клея,
Вместо чая – заварка сосновой хвои…
Это б все ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не свои.
Только сердце внезапно сожмется, как ежик,
И глухие удары пойдут невпопад…
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь…
Не смолкай! Ведь на наших сердцах Ленинград!
Бейся, сердце, стучи, несмотря на усталость.
Слышишь, город клянется, что враг не пройдет.
…Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оказалось еще восемьсот.
Учитель
Вскоре жертвы голода исчислялись уже тысячами. Только за первую блокадную зиму голод унес в Ленинграде 252 тыс. человек.
(Слайд 9) Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на 2-ой линии Васильевского острова . Женя, старшая сестра Тани, работала в конструкторском бюро на Невском машиностроительном заводе. Лека, то есть Леонид, брат Тани, работал строгальщиком на судостроительном заводе. Дядя Вася и дядя Леша, братья Таниного отца, работали в книжном магазине. Мать Тани Мария Игнатьевна и бабушка Евдокия Григорьевна домовничали. Большая дружная семья Савичевых погибла на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала сиротой. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.
● "Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"
● "Бабушка умерла 25 января в 3 ч. дня 1942 года"
● "Лека умер 17 марта в 5 ч. утра 1942 года"
● "Дядя Вася умер в 2 ч. ночи 14 апреля 1942 года"
● "Дядя Леша умер 10 мая в 4 ч. дня 1942 года"
● "Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"
● "Савичевы умерли"
● "Умерли все"
● "Осталась одна Таня"
29 декабря 1941 года. Директор 251 - й школы Октябрьского района представил в РОНО отчет о посещаемости:
“Из шестисот двадцати пяти учащихся, пришедших в школу 01 сентября 1941 года, систематически продолжают занятия 55 человек. Эвакуированы на Большую землю – 58 учеников, умерли от голода – 78, убиты или ранены при бомбежке и обстреле - 64 человека. Оставшиеся дети столь обессилены, что не могут добраться до школы.
Ученица (Слайд 10)
Девчонка руки протянула,
И – головой на край стола…
Сначала думали – уснула,
А, оказалось, – умерла.
Ее ребята на носилках
Домой из школы понесли.
В ресницах у подруг слезинки
То исчезали, то росли…
Никто не произнес ни слова.
Лишь тихо, сквозь метели стон,
Учитель вымолвил, что снова
Занятья, после похорон.
Ученик 1:
Снабжать город приходилось довольно сложным путем. Подвозили по железной дороге к восточному берегу Ладожского озера, а затем доставляли в Ленинград. Это был тонкий ручеек, лишь в малой степени удовлетворявший потребности Ленинградцев. С приходом зимы трасса, названная Дорогой жизни стала проходить по льду.
Ученик 2:
Первыми по ней пошли конные обозы с хлебом. (слайд 11)
Ученица:
Лютует беспощадная зима
Снарядов гул висит над Ленинградом
И, словно люди, падают дома
Лежат в снегу дома и люди рядом
Но далеко, за лесом, там,
Где белый лед сомкнулся с белым небом
Уже идут, идут машины к нам
Идут по Ладоге машины с хлебом.
Песня «Ладога» на фоне видео (исполняет ученик)
Ученик 1:
А когда лёд стал толще продукты повезли на грузовиках. На обратном пути из города вывозили слабых, обессиленных ленинградцев. (слайд 12)
Ученик 2:
Много трудностей подстерегало шоферов. Днем и ночью налетали на колонны с грузом вражеские бомбардировщики, вражеская артиллерия вела прицельный огонь.
Часто лед трескался и машины тонули. (слайд 13)
Ученик 1:
На Дороге жизни хорошо знали шофёра Максима Твердохлеба.
В канун 1942 года он должен был доставить мандарины из Грузии детям на новогоднюю ёлку. Ехать пришлось ночью. Но фашисты не спали. Два «мессера» атаковали грузовик и изрешетили его пулями. Разбилось смотровое стекло, водителя ранило в руку, из машины повалил пар.
Можно было выскочить из машины! Но как же детишки?
Отважный шофёр довёл машину до берега, в ней потом насчитали 49 пробоин. Ленинградские дети получили на новогодней ёлке мандарины. (слайд 14)
Ученик 1:
Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков. (слайд 15)
Ученик 2:
Дров тоже было очень мало. На топливо разбирали разбомбленные дома, мебель…
Учитель:
Вот как вспоминают блокаду сами Ленинградцы
Видеофрагмент 3
Ученик 1:
За водой приходилось ходить на Неву или к колонкам, которые специально установили на улицах города. (слайд 16)
Ученица:
Я в гору саночки толкаю.
Еще немного - и конец.
Вода, в дороге замерзая,
Тяжелой стала, как свинец.
Как хорошо, что ты замерзла,
Святая невская вода!
Когда я поскользнусь под горкой
На той тропинке ледяной,
Ты не прольешься из ведерка,
Я привезу тебя домой.
Ученик 1:
Но в те дни не затихала культурная жизнь города. Давал представления блокадный театр.(слайд 17)
Ученик 2:
Работала Публичная библиотека. (слайд 18)
Ученик 1:
Работали школы. (слайд 19)
Ученик 2:
Подростки работали на заводах и фабриках, встав за станки за ушедших на фронт братьев и отцов. Бывали случаи, когда дети не доставали до станка и им под ноги подставляли скамеечку. Они знали, что своей работой помогают фронту. (слайд 20)
Ученик 1:
Девочки тоже не отставали от мальчишек. Они вместе с мамами и старшими сестрами собирали посылки для бойцов. Вязали варежки, носки. (слайд 21)
Ученик 2:
Помогали в госпиталях. (слайд 22)
Ученик 1:
Разбирали письма на почте.
Многие мальчики и девочки были награждены медалями. (слайд 23)
К прорыву блокады войска Ленинградского фронта готовились долго и тайно. И, наконец, настал день штурма. Бои продолжались несколько дней.
Ученик 2:
18 января 1943 года утром воины Ленинградского фронта соединились с бойцами Волховского фронта. (слайд 24)
Ученик 1:
И весь мир узнал, что блокада прорвана! И пусть узкий, но все же постоянный коридор соединял Ленинград с большой землей.
Ученик 2:
А через год, 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
Ученик 1:
Горожане собрались у репродуктора, чтобы услышать радостную новость.
Пришла долгожданная победа! Конец войне! (слайд 25)
Ученик 2:
В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком. (слайд 26)
Ученик:
Улицы, ограды парапеты
Толпы, толпы.. Шпиль над головой
Северным сиянием победы
Озарилось небо над Невой.
Ученица:
Гром орудий, но не грохот боя
Лица, лица… Выраженье глаз
Счастье, радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Ученик:
Рыдают люди и поют
И лиц заплаканных не прячут
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
(Видеоколлаж. Звучит Песня Герои былых времен)
Заключительное слово учителя
За своё освобождение Ленинград заплатил дорогой ценой. 650 тысяч ленинградцев погибло от голода. Более 500 тысяч солдат погибли под Ленинградом, защищая город и участвуя в прорыве блокады.
(Слайд 27) Пискарёвское кладбище в Ленинграде – огромный мемориальный памятник. В вечном молчании, высоко-высоко поднялась здесь фигура скорбящей женщины. Кругом цветы. И как клятва, как боль, слова на граните: «Никто не забыт, ничто не забыто».
Безгранична наша скорбь о погибших в блокаду. Но силу, а не слабость рождает она. Силу восхищения подвигом ленинградцев. Благодарность людям, отдавшим свою жизнь во имя нашей Родины. За мужество, стойкость и невиданный героизм в дни тяжелой борьбы с немецко-фашистскими захватчиками город Ленинград 20 января 1945 года был награжден орденом Ленина, а 8 мая 1965 года получил почетное звание "Город-Герой".
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
Метроном. Слайды с Пискаревского кладбища.
Я благодарю вас за внимание! До свидания.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества 70-летию снятия Блокады Ленинграда посвящается...
Урок мужества посвящён снятию блокады Ленинграда...
70 - летию снятия блокады Ленинграда посвящается...
Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.Рядом с ними солдаты - красноармейцы.Всею жизнью своей они защищали тебя,Ленинград - колыбель революции.Их имен благородных мы здесь пер...
Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...
70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается.
Классный час, воспитывающий патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважение к защитникам Родины....
Классный час "Дню снятия блокады Ленинграда посвящается"
Общешкольное мероприятие, посвященное 71 годовщине снятия блокады Ленинграда...
Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….
Формируем патриотизм...
Дорога жизни. Снятию блокады Ленинграда посвящается...
Разработка классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда...