Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….
учебно-методический материал на тему
Формируем патриотизм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
70 лет со дня снятия блокады Ленинграда…
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Задачи:
образовательная - изучение роли операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
развивающая – способствовать развитию творческих способностей учащихся, мышлению, речи и познавательной активности.
воспитательная - формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
Ожидаемые результаты:
-осознанное чувство благодарности ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт;
-духовное и физическое совершенствование,
-формирование стойкой патриотической позиции;
-воспитание потребности в духовном обогащении;
-общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Оборудование:
-Мультимедийный проектор
-Компьютер/ноутбук
Оформление помещения:
Плакаты, рисунки, газеты, посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда.
Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….
(Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает тишина. В тишине - стук метронома…)
Ведущий1: Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
Ведущий2: И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая правда – не права!
Ведущий1: Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ведущий2: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.
Ведущий1: Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения.
Ведущий2: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.
(стихотворение Галины Станиславской «8 сентября, обычный день недели…»)
(звучит песня «В далеком, тревожном году»)
Ведущий1: Жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.
Ведущий2: Женщины рыли окопы вокруг города.
Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.
Ведущий1: Началась эвакуация мирных жителей.
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.
Ведущий2: Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.
Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Ведущий1: Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.
Ведущий2: Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
Ведущий1: Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и практически единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась.
Ведущий2: И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года на еще неокрепший лед вышли первые грузовики с мукой.
(стихотворение «Казалось солнце не взойдет», Ольга Берггольц отрывок из «Ленинградской поэмы»)
Ведущий1: На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:
- Хлебное зерно и мука на 35 суток;
- Крупа и макароны на 30 суток;
- Мясо и мясопродукты на 33 суток;
- Жиры на 45 суток;
- Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.
Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
(стихотворение Игоря Робертовича Белова «900 черных дней и ночей…»)
Ведущий2: Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.
( Сценка- воспоминание: мать, чтобы накормить дитя, продала все. Осталась шаль- самое дорогое воспоминание о погибшем муже. Продается и шаль, а что потом…)
Ведущий1: Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
(стихотворение Юрия Воронова «Девчонка руки протянула»)
Ведущий2: Голод! Какое страшное слово! Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей.
Ведущий1: Речь идёт о тех маленьких ленинградцах, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел.
Ведущий2: Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами -работниками детских домов во время опасности.
Ведущий1: "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили.
Все дети - их было сто семьдесят - были спасены".
Ведущий2: Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
(стихотворение Ольги Берггольц «Ленинградка»)
(сценка: голодная мать отдает последний кусок хлеба дочери, а сама умирает; звучит песня «Журавли»)
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий1: К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. На его улицах и площадях продолжали рваться бомбы и снаряды, гибли люди, рушились здания.
Ведущий2: Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября
Ведущий1: В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения.
Ведущий2: Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.
Ведущий1: В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.
Ведущий2: 18 января 1943 г. в Москву поступили сведения о прорыве блокады.
Ведущий1: Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни.
Ведущий2: Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячной борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной.
Ведущий1: Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».
Ведущий2: 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
Ведущий1: В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.
Ведущий2: Гром орудий, но не грохот боя
Лица, лица… Выраженье глаз
Счастье, радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Ведущий1: Рыдают люди и поют
И лиц заплаканных не прячут
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
( стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов»; песня «О героях былых времен»- видеоролик)
Читают участники мероприятия:
1 участник:
И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!
2 участник:
...Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.
3 участник:
Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
- Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!
4 участник:
А та зима... Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек -
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.
5 участник:
Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской -
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!
6 участник:
Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
- Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!
7 участник:
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
8 участник:
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград! (произносится хором)
(поклон, песня «День победы»)
Все стихотворения исполняются под сопровождение музыки.
К словам ведущих прилагается презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/02/15/picture-59542.jpg)
Урок мужества 70-летию снятия Блокады Ленинграда посвящается...
Урок мужества посвящён снятию блокады Ленинграда...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-394626-1462170966.jpg)
70 - летию снятия блокады Ленинграда посвящается...
Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.Рядом с ними солдаты - красноармейцы.Всею жизнью своей они защищали тебя,Ленинград - колыбель революции.Их имен благородных мы здесь пер...
Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/27/picture-239233-1393500393.jpg)
70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается.
Классный час, воспитывающий патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважение к защитникам Родины....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/23/picture-282717-1424642958.jpg)
Классный час "Дню снятия блокады Ленинграда посвящается"
Общешкольное мероприятие, посвященное 71 годовщине снятия блокады Ленинграда...
![](/sites/default/files/pictures/2023/11/10/picture-756210-1699594355.jpg)
Дорога жизни. Снятию блокады Ленинграда посвящается...
Разработка классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда...
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/12/picture-366018-1386801825.jpg)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-75-летию со дня снятия блокады Ленинграда посвящается
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народЗадачи: Дать представление о блокаде Ленинграда, тем самым пробудив чувство гордости за стойкость народа во время блокады и ...