Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….
учебно-методический материал на тему
Формируем патриотизм
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_k_70-letiyu_proryva_blokady_leningrada.docx | 29.78 КБ |
Предварительный просмотр:
70 лет со дня снятия блокады Ленинграда…
Цель: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ, уважительного отношения к старшему поколению, памятникам войны.
Задачи:
образовательная - изучение роли операции по прорыву блокадного кольца в Великой Отечественной войне, ее значения и влияния на формирование национального самосознания российских граждан;
развивающая – способствовать развитию творческих способностей учащихся, мышлению, речи и познавательной активности.
воспитательная - формирование у учащихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества.
Ожидаемые результаты:
-осознанное чувство благодарности ветеранам за Победу и передаваемый ими опыт;
-духовное и физическое совершенствование,
-формирование стойкой патриотической позиции;
-воспитание потребности в духовном обогащении;
-общее развитие личности, усвоение норм человеческого общения, чувственное восприятие мира.
Оборудование:
-Мультимедийный проектор
-Компьютер/ноутбук
Оформление помещения:
Плакаты, рисунки, газеты, посвященные Дню полного снятия блокады Ленинграда.
Дню снятия блокады Ленинграда посвящается….
(Звучит вой сирены, треск зениток, рокот моторов. Наступает тишина. В тишине - стук метронома…)
Ведущий1: Опять война
Опять блокада?
А может нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить…»
Ведущий2: И может показаться: правы
И убедительны слова
Но даже если это правда
Такая правда – не права!
Ведущий1: Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Ведущий2: 22 июня 1941 года фашисты без объявления войны перешли границу Советского Союза. Перед вами карта современной России. В 1941 году наша страна называлась СССР и занимала большую территорию.
Ведущий1: Фашистское командование разработало план захвата Советской территории под названием «Барбаросса». За 3-4 месяца они хотели захватить всю европейскую часть СССР до Уральских гор. Уничтожить значительную часть населения.
Ведущий2: Фашисты говорили, что Москва – это сердце России, а Ленинград ее душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на наш город с целью стереть его с лица земли.
(стихотворение Галины Станиславской «8 сентября, обычный день недели…»)
(звучит песня «В далеком, тревожном году»)
Ведущий1: Жители мужественно обороняли свой город. Мужчины и вчерашние десятиклассники стали солдатами, первыми создав армию народного ополчения.
Ведущий2: Женщины рыли окопы вокруг города.
Солдаты устанавливали противотанковые укрепления.
Ведущий1: Началась эвакуация мирных жителей.
Но, несмотря на героическое сопротивление наших войск, фашисты вышли к Неве, перерезав железную дорогу, связывавшую Ленинград со страной.
Ведущий2: Фашисты подошли так близко, что могли рассматривать город в бинокль. Они заняли Пулковские высоты.
Фашисты ежедневно по нескольку раз обстреливали и бомбили город.
Ведущий1: Чтобы предупредить жителей об артобстреле или налете вражеских самолетов в городе объявлялась «Воздушная тревога», звучала сирена и люди, взяв с собой самое необходимое, прятались в бомбоубежище.
Ведущий2: Бомбежки и артобстрелы были не единственной опасностью для жителей. Самым страшным испытанием стал голод.
Ведущий1: Особенно тяжелой для города оказалась поздняя осень 1941 года, когда Ладога замерзла и практически единственная ниточка, связывающая Ленинград со страной оборвалась.
Ведущий2: И тогда по ладожскому льду проложили военно-автомобильную дорогу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда. 22 ноября 1941 года на еще неокрепший лед вышли первые грузовики с мукой.
(стихотворение «Казалось солнце не взойдет», Ольга Берггольц отрывок из «Ленинградской поэмы»)
Ведущий1: На 12 сентября наличие основных продуктов питания составляло:
- Хлебное зерно и мука на 35 суток;
- Крупа и макароны на 30 суток;
- Мясо и мясопродукты на 33 суток;
- Жиры на 45 суток;
- Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.
Продукты стали выдавать по карточкам. В пищу шло все: опилки, жмых, казеиновый клей.
(стихотворение Игоря Робертовича Белова «900 черных дней и ночей…»)
Ведущий2: Вот такой кусочек хлеба получали люди в самые страшные голодные дни, всего 125 г!
Сейчас мы порой не едим хлеб совсем. У нас много другой еды. Но тогда.…Кроме хлеба есть было нечего.
( Сценка- воспоминание: мать, чтобы накормить дитя, продала все. Осталась шаль- самое дорогое воспоминание о погибшем муже. Продается и шаль, а что потом…)
Ведущий1: Многие жители не перенесли этой зимы. Они умирали прямо на улицах, не дойдя до дома, умирали в промерзших домах, падали без сил у станков.
(стихотворение Юрия Воронова «Девчонка руки протянула»)
Ведущий2: Голод! Какое страшное слово! Ленинградцы, и прежде всего ленинградские женщины, могут гордиться тем, что в условиях блокады они сохранили детей.
Ведущий1: Речь идёт о тех маленьких ленинградцах, которые прошли все тяготы и лишения вместе со своим городом. В Ленинграде были созданы детские дома, которым голодный город отдавал лучшее из того, что имел.
Ведущий2: Ленинградские женщины проявили столько материнской любви и самоотверженности, что перед величием их подвига можно преклоняться. Ленинградцы знают примеры исключительного мужества и героизма, проявленного женщинами -работниками детских домов во время опасности.
Ведущий1: "Утром в Красногвардейском районе начался интенсивный обстрел участка, где были расположены ясли №165. Заведующая вместе с воспитательницей и санитаркой под огнём стали выносить детей в укрытие. Обстрел был так силён и опасность, угрожавшая детям, была настолько велика, что женщины, чтобы успеть унести всех детей в укрытие, укладывали по нескольку ребят в одеяло и так кучками выносили.
Все дети - их было сто семьдесят - были спасены".
Ведущий2: Война в жестокой слепоте своей соединяет несоединимое: дети и кровь, дети и смерть. В годы битв наша страна делала всё, чтобы уберечь детей от страданий. Но порой эти усилия оставались тщетными. И когда дети беспощадной волею судьбы оказывались в пекле страданий и невзгод, они вели себя как герои, осилили, вынесли то, что, казалось бы, и взрослому преодолеть не всегда под силу.
(стихотворение Ольги Берггольц «Ленинградка»)
(сценка: голодная мать отдает последний кусок хлеба дочери, а сама умирает; звучит песня «Журавли»)
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Ведущий1: К началу 1943 года положение блокадного Ленинграда оставалось крайне тяжелым. На его улицах и площадях продолжали рваться бомбы и снаряды, гибли люди, рушились здания.
Ведущий2: Разработка плана операции по прорыву блокады Ленинграда началась осенью 1942 г. 22 ноября
Ведущий1: В ночь перед наступлением авиация нанесла массированные удары по огневым позициям артиллерии, пунктам управления, аэродромам и узлам коммуникаций врага. В 9 часов 30 минут на обоих фронтах началась мощная артиллерийская и авиационная подготовка. Во 2-й ударной армии она продолжалась 1 час 45 минут, а в 67-й — 2 часа 20 минут. Тонны металла обрушились на врага, уничтожая его живую силу и разрушая оборонительные сооружения.
Ведущий2: Утром 12 января 1943 года Волховский и Ленинградский фронты одновременно начали наступление.
Ведущий1: В этих боях войска Волховского фронта захватили немецкий новый тяжелый танк Тигр.
Ведущий2: 18 января 1943 г. в Москву поступили сведения о прорыве блокады.
Ведущий1: Через Неву строители возвели временный железнодорожный мост. Утром 7 февраля ленинградцы встретили первый железнодорожный состав, пришедший с Большой земли. Вдоль южного берега Ладожского озера началось и автомобильное движение. По-прежнему продолжала работать Дорога жизни.
Ведущий2: Крупнейший политический, промышленный и культурный центр Советского Союза после тяжелой 16-месячной борьбы вновь обрел сухопутную связь со страной.
Ведущий1: Однако ещё год после прорыва блокады Ленинград находился на осадном положении, и полностью осада была снята лишь в ходе операции «Январский гром».
Ведущий2: 27 января 1944 года, враги были отброшены от города на 300 км и Ленинград навсегда был освобожден от вражеской осады!
Ведущий1: В честь Победы дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком.
Ведущий2: Гром орудий, но не грохот боя
Лица, лица… Выраженье глаз
Счастье, радость… Пережить такое
Сердце в состоянье только раз.
Ведущий1: Рыдают люди и поют
И лиц заплаканных не прячут
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут…
( стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов»; песня «О героях былых времен»- видеоролик)
Читают участники мероприятия:
1 участник:
И снова мир с восторгом слышит
салюта русского раскат.
О, это полной грудью дышит
освобожденный Ленинград!
2 участник:
...Мы помним осень, сорок первый,
прозрачный воздух тех ночей,
когда, как плети, часто, мерно
свистели бомбы палачей.
3 участник:
Но мы, смиряя страх и плач,
твердили, диким взрывам внемля:
- Ты проиграл войну, палач,
едва вступил на нашу землю!
4 участник:
А та зима... Ту зиму каждый
запечатлел в душе навек -
тот голод, тьму, ту злую жажду
на берегах застывших рек.
5 участник:
Кто жертв не предал дорогих
земле голодной ленинградской -
без бранных почестей, нагих,
в одной большой траншее братской?!
6 участник:
Но, позабыв, что значит плач,
твердили мы сквозь смерть и муку:
- Ты проиграл войну, палач,
едва занес на город руку!
7 участник:
Какой же правдой ныне стало,
какой грозой свершилось то,
что исступленною мечтой,
что бредом гордости казалось!
8 участник:
Так пусть же мир сегодня слышит
салюта русского раскат.
Да, это мстит, ликует, дышит!
Победоносный Ленинград! (произносится хором)
(поклон, песня «День победы»)
Все стихотворения исполняются под сопровождение музыки.
К словам ведущих прилагается презентация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок мужества 70-летию снятия Блокады Ленинграда посвящается...
Урок мужества посвящён снятию блокады Ленинграда...
70 - летию снятия блокады Ленинграда посвящается...
Здесь лежат ленинградцы.Здесь горожане - мужчины, женщины, дети.Рядом с ними солдаты - красноармейцы.Всею жизнью своей они защищали тебя,Ленинград - колыбель революции.Их имен благородных мы здесь пер...
Литературно-музыкальный сценарий 70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается
Сценарий литературно-музыкальной композиции к 70-летию полного снятия блокады Ленинграда...
70-летию снятия блокады Ленинграда посвящается.
Классный час, воспитывающий патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ, уважение к защитникам Родины....
Классный час "Дню снятия блокады Ленинграда посвящается"
Общешкольное мероприятие, посвященное 71 годовщине снятия блокады Ленинграда...
Дорога жизни. Снятию блокады Ленинграда посвящается...
Разработка классного часа, посвященного снятию блокады Ленинграда...
ПРЕЗЕНТАЦИЯ-75-летию со дня снятия блокады Ленинграда посвящается
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народЗадачи: Дать представление о блокаде Ленинграда, тем самым пробудив чувство гордости за стойкость народа во время блокады и ...