Рабочая программа воспитания
рабочая программа
Рабочая программа воспитания для школ сроком на 5 лет согласно новым ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mkou_tinskaya_oosh_rpv_pravilnaya_05042021.docx | 111.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
МКОУ Тинская ООШ
на 2021-2026 гг.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.
В центре программы воспитания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тинская основная общеобразовательная школа» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
МКОУ Тинская ООШ расположена в д. Тинская, в 35 км от районного центра с. Агинское. Воспитательные цель и задачи, содержание и формы работы учреждения определяются запросами, интересами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей), условиями школы и социума.
МКОУ Тинская ООШ - основная общеобразовательная школа, обучение ведется с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование. На начальном уровне образования формируются класс - комплекты.
Одна из особенностей нашей школы – это разнонациональный состав учащихся. В школе обучаются русские и азербайджанцы.
В школе обучается 23 школьника, 26% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 39% обучающихся из многодетных семей, 100% обучающихся из малообеспеченных. В школе 4% подвозимых обучающихся из д. Чарга.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:
- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;
- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;
- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.
Реализация процесса воспитания главным образом осуществляется через создание в школе детско-взрослых общностей. В школе действует военно-патриотический кружок «Патриот» (Патриотическая работа в школе реализуется по следующим направлениям: 1.Работа с архивными документами; участие в конференциях исследовательских работ разного уровня; 2.Участие в акциях, мероприятиях патриотической направленности, забота о ветеране и тружениках тыла; 3. Подготовка к службе в ВС РФ), большая часть воспитанников клуба являются членами ВВПОД «ЮНАРМИЯ».
Организована работа органов школьного самоуправления, как в классных коллективах, так и на школьном уровне. В школе действует волонтерский отряд «Тинко». В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Безопасность дорожного движения» отряд юных инспекторов дорожного движения «Светофор» проводит массово-разъяснительную работу по пропаганде правил дорожного движения. Реализуется проект «Диалог двух культур» (с привлечением специалистов культуры, представителей сельской администрации).
Ежегодно школа расширяет круг социальных партнеров. Масштабные мероприятия школы проходят совместно с педагогами Центра детского творчества и МЦ «Саяны». Осуществляется сотрудничество с МБУ ДО «ДШИ», районной библиотекой, МБУ «Спортивная школа Саянского района», КГБУЗ «Саянская ЦБ», МО МВД России «Ирбейский».
Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к детям защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов ненаобеспечениесоответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:
1) реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
2) реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
3) вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
4) использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5) поддерживать социальную инициативу, творчество, самостоятельность
у обучающихся, через дальнейшее развитие системы ученического самоуправления;
6) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;
7) организовывать профориентационную работу со школьниками, направленную на подготовку к осознанному выбору своей профессиональной деятельности;
8) поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений, развивать добровольческую и волонтерскую деятельность;
9) организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль 1. «Ключевые общешкольные дела»
Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.
Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.
На внешкольном уровне:
• социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами комплексы дел (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), предоставляющие возможность участвовать в решении социально-значимых проблем школы, района (акции: «Спешите делать добрые дела», «Помоги пойти учиться», «Осенняя неделя добра», «Молодёжь выбирает жизнь», «Спорт – как альтернатива пагубным привычкам», «Безопасная дорога», «Георгиевская лента», «Парта героя», «Бессмертный полк», «Письмо солдату», «Три П»);
• проводимые для жителей района и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья!», праздники, фестивали, представления, которые открывают возможности для творческой самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;
• участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям: «День Единства», мероприятия памяти Победы в Вов.
На школьном уровне:
• разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу: «Курчатовские чтения», «Орлёнок», «Знатоки дорожных правил»;
• общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:
• «День знаний», направленный на создание положительного эмоционального настроя на начало нового учебного года, способствование творческому включению ребят в образовательный процесс, мотивирование ответственного отношения к учебе;
• «Осенний бал», направлен на создание условий для расширения представления обучающихся об окружающем мире, о времени года - осень и его природными особенностями, развитие творческих способностей, обучающихся;
• Новогодние театрализованные преставления, направлены на сохранение народных традиций празднования Нового года, организация творческого и содержательного досуга обучающихся;
• Праздник песни и строя, направлен на формирование у обучающихся социальной активности и патриотизма, чувства гражданственности и верности своему Отечеству, любви к Родине, готовности к её защите;
• «Последний звонок», «Выпускной», «День матери», «День учителя», направленные на воспитание уважительного отношения к школе, ее традициям учителям и родителям, воспитание гражданственности и патриотизма, повышение качества культурно-массовых мероприятий со школьниками;
• цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы (участие обучающихся в Почётном карауле, митинге с возложением цветов, акции «Бессмертный полк», «Сад памяти»; классные часы; выставки), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа, уважения к ветеранам;
• торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей;
• мероприятия, посвящённые 8 марта и 23 февраля.
• выбор и делегирование представителей классов в органы школьного самоуправления из числа старшеклассников;
• участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;
• проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного Совета лидеров.
На индивидуальном уровне:
• вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);
• индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
• наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;
• при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.
Модуль 2. «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет школьное методическое объединение классных руководителей, которое помогает педагогам совершенствовать формы и методы воспитания через изучение и обобщение опыта классного руководства.
Работа с классным коллективом:
• инициирование и поддержка активов класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; выбор и делегирование представителей классов в органы школьного самоуправления из числа старшеклассников;
• организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе: новогодние театрализованные преставления, праздник строя и песни, цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы ,мероприятия, посвящённые 8 марта и 23 февраля, дни здоровья, сдача норм ГТО, спортивные квесты;
• классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датам, Дню Победы, Дням воинской славы, событию в классе, в селе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; игровые, проблемные, организационные, здоровьесберегающие;
• сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; экскурсии в музей, предприятия района, ДШИ, ЦДТ, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей класса;
• выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.
Индивидуальная работа с учащимися:
• изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;
• поддержка ребенка через индивидуальные консультации с психологом в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вузаи дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.); • индивидуальная работа со школьниками класса, по выстраиванию индивидуальной траектории развития, направленной на создание портфолио и рейтинга учащихся;
• коррекция поведения ребенка через частные беседы социального педагога с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;
• работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации через беседы, вовлечение в организацию и проведение мероприятий разного уровня, предложить взять ответственность за то или иное поручение в классе.
Работа с учителями, преподающими в классе:
• регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
• проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
• привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
• привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.
Работа с родителями учащихся или их законными представителями:
• регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
• беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости), с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; проведение «Малых педагогических советов», работа «Службы примирения»;
• организация родительских собраний (тематических, организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
• создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
• привлечениеродителей (законныхпредставителей) к просмотрувебинаров, собраний в формате онлайн воспитательной направленности;
• привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
• организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.
Модуль «Курсы внеурочной деятельности»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:
- вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
- формирование в объединениях, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
- создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
- поддержку в детских объединениях, обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
- поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется по
следующим направлениям развития личности: 1. спортивно-оздоровительное;
2. духовно-нравственное; 3. социальное;
4.общеинтеллектуальное; 5. общекультурное.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися видов деятельности.
Общеинтеллектуальное.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора
Начальное общее образование | Основное общее образование |
«Интересное в математике» Занимательная математика Шахматы | Робототехника Практика работы на цифровом оборудовании Радуга творчества Дизайн и 3D моделирование Путешествуем с английским Юные биологи Учимся играть в шахматы |
Общекультурное.
Курсы внеурочной деятельности, создающие развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Начальное общее образование | Основное общее образование |
Школьный театр Чудеса творчества | Мой мир |
Социальное.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой деятельности
Начальное общее образование | Основное общее образование |
Учусь создавать проекты 1,3 класс Учусь создавать проекты 2,4 класс | Мир профессий Формирование здорового образа жизни |
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Начальное общее образование | Основное общее образование |
Подвижные игры Народные игры | Спортивные игры |
Духовно-нравственное.
Курсы внеурочной деятельности, направленные на привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа:
Начальное общее образование | Основное общее образование |
Праздники, традиции и ремесла народов России Азбука добра | Мы патриоты Наследие веков живое Литературная гостиная |
Модуль «Школьный урок»
Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности: обращение к личному опыту, привлечение различного уровня информации;
• побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся»;
• использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе через проведение «Уроков мужества»; мероприятий, посвящённых памятным датам; анализ поступков современников и исторических деятелей;
• применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися- дебаты, мозговой штурм; программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видео уроки, онлайн-конференции и др.), использование дистанционных образовательных технологий обучения;
• проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки, урок - деловая игра, урок -путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурсов, турниров, викторин, экскурсий и др.);
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения («Курчатовские чтения», «Научно-практические конференции»), проектная деятельность на уроке («Учусь создавать проект», «Индивидуальный проект», «Мое исследование»);
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими одноклассниками, участие представителей органов школьного самоуправления (Центр «Образование») в Совете профилактики по вопросам неуспевающих обучающихся по предметам.
Модуль «Самоуправление»
Работа ученического самоуправления строится в соответствии с деятельностью Общероссийской общественно-государственной детско-юношескойорганизации «Российское движение школьников». В школе действует школьная организация «Ты и Я» (необходимо развивать работу организации, ознакомить членов организации с положением РДШ), деятельность которой направлена на развитие социальной инициативы среди учащихся, приобщение обучающихся к общественной деятельности, приобретение опыта конструктивного социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; формирование у обучающихся личностных качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством.
Работа школьного самоуправления строится по 4 направлениям:
1. личностное развитие (творческое развитие, популяризация ЗОЖ среди школьников, популяризация профессий);
2. гражданская активность (волонтерство);
3. военно-патриотическое направление (ЮНАРМИЯ, РДШ, кружок «Патриот»);
4. информационно-медийное направление.
В рамках школьного самоуправления для просветительской работы и участия в акциях, конкурсах, соревнованиях в школе созданы отряды:
1. Отряд волонтеров «Тинко» (разместить информацию об отряде в общественных местах д. Тинская)
2. Отряд юных инспекторов дорожного движения «Светофор».
Продолжить оформлять информационные стенды для отрядов.
Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.
На уровне школы:
• выдвижение кандидатур для участия в работе Управляющего Совета школы для учеников 6-9 классов (учет мнения школьников по вопросам управления образовательной организации и принятие административных решений, затрагивающих их права и законные интересы); кандидаты разрабатывают свою программу и агитируют за себя
• председатель лидеров школьного самоуправления избирается обучающимися 2-9 классов в ходе выборов в сентябре, осуществляет координацию детской организации, представляет её интересы на разных уровнях;
• взаимодействие актива с организатором школы, педагогическими работниками школы и родительским коллективом;
• взаимодействие Председателя актива в совместной программе с ЦДТ: «Юные лидеры Присаянья», КШП.
На уровне классов:
• через деятельность актива классов, отвечающих за различные направления работы;
• через участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел;
• через участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, оформлении классных уголков;
• участие активов класса в работе по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.;
На индивидуальном уровне:
• через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;
Модуль «Профориентация»
Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей профессиональной деятельности. Создавая профориентационно значимые проблемные ситуации, формирующие готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:
• циклы профориентационных часов общения, направленных на подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;
• профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;
• посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий (в том числе онлайн), дней открытых дверей вфилиалетехникумагорных разработок им. В.П. Астафьева, в учебных заведениях края.
• совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования, участие в региональном проекте «Успех каждого ребёнка»: «Билет в будущее», «ПроеКториЯ»; реализация общеобразовательной программы в сетевой программе совместно с ЦДТ и КГПУ им. В.П. Астафьева «Психолого-педагогический класс»;
• индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросамсклонностей, способностей, дарованийииныхиндивидуальныхособенностейдетей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;
• участие в конкурсах профориентационной направленности для детей с ОВЗ: «Абилимпикс», «Лучший по профессии»;
• участие обучающихся начальной школы в реализации программы по профориентации в рамках курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»;
• организация фотовыставки: «Профессии моих родителей».
Модуль «Работа с родителями»
В МКОУ «Тинская ООШ» действует Управляющий совет, являющийся коллегиальным органом самоуправления, имеющим полномочия, который собирается по необходимости. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.
Необходимо ознакомить членов Управляющего совета с положением.
На групповом уровне:
• общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей, собирается 2 раза год и по мере необходимости;
• общешкольные родительские собрания – 2 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания с привлечением различных служб по необходимости;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• родительский всеобуч в формах лектория, общих родительских собраниях, семинарах-практикумах, на которых родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;
• комиссия по осуществлению контроля за качеством питания обучающихся в школьной столовой, осуществляют плановый контроль организации и качества горячего питания обучающихся в школьной столовой;
• создать родительский чат в месенджере WhatsApp;
• стенды с информацией для родителей;
• родительский день для будущих первоклассников «День открытых дверей».
На индивидуальном уровне:
• работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций, работа службы примирения;
• участие родителей в малых педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;
• помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;
• индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным МКОУ «Тинская ООШ» направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы в школе, являются:
- принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;
- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.
Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.
Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы в конце учебного года.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, предложенное П.В. Степановым, с целью получения результатов динамики личностного развития школьников каждого класса и классов в целом.
2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы.
Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел;
- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;
- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления;
- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством профориентационной работы школы;
- качеством взаимодействия школы и семей школьников.
Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет
Рабочая программа воспитания и обученияв группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет ...
Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"
Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...
Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса
Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...
Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"
Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....