Рабочая программа воспитания
рабочая программа

Наталья Пряжникова

Рабочая программа воспитания для школ сроком на 5 лет согласно новым ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mkou_tinskaya_oosh_rpv_pravilnaya_05042021.docx111.93 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ

МКОУ Тинская ООШ

на 2021-2026 гг.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа воспитания направлена на решение проблем гармоничного вхождения школьников в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми. Воспитательная программа показывает, каким образом педагоги могут реализовать воспитательный потенциал их совместной с детьми деятельности.

В центре программы воспитания Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Тинская основная общеобразовательная школа» находится личностное развитие обучающихся в соответствии с ФГОС общего образования, формирование у них системных знаний о различных аспектах развития России и мира. Одним из результатов реализации программы школы станет приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Программа призвана обеспечить достижение учащимися личностных результатов, указанных во ФГОС: формирование у обучающихся основ российской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально-значимые качества личности; активное участие в социально-значимой деятельности.

Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

МКОУ Тинская ООШ расположена в д. Тинская, в 35 км от районного центра с. Агинское. Воспитательные цель и задачи, содержание и формы работы учреждения определяются запросами, интересами и потребностями обучающихся и их родителей (законных представителей), условиями школы и социума.

МКОУ Тинская ООШ - основная общеобразовательная школа, обучение ведется с 1 по 9 класс по двум уровням образования: начальное общее образование, основное общее образование. На начальном уровне образования формируются класс - комплекты.

Одна из особенностей нашей школы – это разнонациональный состав учащихся. В школе обучаются русские и азербайджанцы.

 В школе обучается 23 школьника, 26% обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 39% обучающихся из многодетных семей, 100% обучающихся из малообеспеченных. В школе 4% подвозимых обучающихся из д. Чарга.

Процесс воспитания в образовательной организации основывается на следующих принципах взаимодействия педагогов и школьников:

- неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и ребенка, соблюдение конфиденциальности информации о ребенке и семье, приоритета безопасности ребенка при нахождении в образовательной организации;

- ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие школьников и педагогов;

- системность, целесообразность и не шаблонность воспитания как условия его эффективности.

Реализация процесса воспитания главным образом осуществляется через создание в школе детско-взрослых общностей. В школе действует военно-патриотический кружок «Патриот» (Патриотическая работа в школе реализуется по следующим направлениям: 1.Работа с архивными документами; участие в конференциях исследовательских работ разного уровня; 2.Участие в акциях, мероприятиях патриотической направленности, забота о ветеране и тружениках тыла; 3. Подготовка к службе в ВС РФ),  большая часть воспитанников клуба являются членами ВВПОД «ЮНАРМИЯ».

Организована работа органов школьного самоуправления, как в классных коллективах, так и на школьном уровне. В школе действует волонтерский отряд «Тинко». В рамках реализации мероприятий регионального проекта «Безопасность дорожного движения» отряд юных инспекторов дорожного движения «Светофор» проводит массово-разъяснительную работу по пропаганде правил дорожного движения. Реализуется проект «Диалог двух культур» (с привлечением специалистов культуры, представителей сельской администрации).

Ежегодно школа расширяет круг социальных партнеров. Масштабные мероприятия школы проходят совместно с педагогами Центра детского творчества и МЦ «Саяны». Осуществляется сотрудничество с МБУ ДО «ДШИ», районной библиотекой, МБУ «Спортивная школа Саянского района», КГБУЗ «Саянская ЦБ», МО МВД России «Ирбейский».

Ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий        по        отношению        к        детям        защитную,        личностно        развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.

2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ.

Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в общеобразовательной организации – личностное развитие школьников, проявляющееся:

1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);

2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в развитии их социально значимых отношений);

3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует педагогов ненаобеспечениесоответствия личности ребенка единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.

Достижению поставленной цели воспитания школьников будет способствовать решение следующих основных задач:

1)        реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;

2)        реализовывать        потенциал        классного руководства в        воспитании школьников, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;

3)        вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;

4)     использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися; 5)     поддерживать социальную инициативу, творчество, самостоятельность

у        обучающихся, через        дальнейшее        развитие        системы        ученического самоуправления;

6)        поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных объединений и организаций;

7)        организовывать        профориентационную        работу        со        школьниками, направленную на подготовку к осознанному выбору своей профессиональной деятельности;

8)        поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских общественных        объединений,        развивать        добровольческую        и        волонтерскую деятельность;

9)        организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного.

Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.

3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы школы. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.

Модуль 1. «Ключевые общешкольные дела»

Ключевые дела – это комплекс главных традиционных общешкольных дел, в которых принимает участие большая часть школьников и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и анализируются совестно педагогами и детьми. Ключевые дела обеспечивают включенность в них большого числа детей и взрослых, способствуют интенсификации их общения, ставят их в ответственную позицию к  происходящему в школе. Введение ключевых дел в жизнь школы помогает преодолеть мероприятийный  характер воспитания, сводящийся к набору мероприятий, организуемых педагогами для детей.

Для этого в образовательной организации используются следующие формы работы.

На внешкольном уровне:

•        социальные проекты - ежегодные совместно разрабатываемые и реализуемые обучающимися        и        педагогами        комплексы        дел        (благотворительной,        экологической, патриотической, трудовой направленности), предоставляющие возможность участвовать в решении социально-значимых проблем школы, района (акции: «Спешите делать добрые дела», «Помоги пойти учиться», «Осенняя неделя добра», «Молодёжь выбирает жизнь», «Спорт – как альтернатива пагубным привычкам», «Безопасная дорога», «Георгиевская лента», «Парта героя», «Бессмертный полк», «Письмо солдату», «Три П»);

•        проводимые для жителей района и организуемые совместно с семьями учащихся спортивные состязания «Папа, мама, я - спортивная семья!», праздники, фестивали, представления, которые открывают        возможности        для        творческой        самореализации школьников и включают их в деятельную заботу об окружающих;

•        участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям: «День Единства», мероприятия памяти Победы в Вов.

На школьном уровне:

•        разновозрастные сборы – ежегодные многодневные выездные события, включающие в себя комплекс коллективных творческих дел, в процессе которых складывается особая детско-взрослая общность, характеризующаяся доверительными, поддерживающими взаимоотношениями, ответственным отношением к делу: «Курчатовские чтения», «Орлёнок», «Знатоки дорожных правил»;

•        общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие (театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со значимыми для детей и педагогов знаменательными датами и в которых участвуют все классы школы:

•        «День знаний», направленный на создание положительного эмоционального настроя на начало нового учебного года, способствование творческому включению ребят в образовательный процесс, мотивирование ответственного отношения к учебе;

•        «Осенний бал», направлен на создание условий для расширения представления обучающихся об окружающем мире, о времени года - осень и его природными особенностями, развитие творческих способностей, обучающихся;

•        Новогодние театрализованные преставления, направлены на сохранение народных традиций празднования Нового года, организация творческого и содержательного досуга обучающихся;

•        Праздник песни и строя, направлен на формирование у обучающихся социальной активности и патриотизма, чувства гражданственности и верности своему Отечеству, любви к Родине, готовности к её защите;

•        «Последний звонок», «Выпускной», «День матери», «День учителя», направленные на воспитание уважительного отношения к школе, ее традициям учителям и родителям, воспитание гражданственности и патриотизма, повышение качества культурно-массовых мероприятий со школьниками;

•        цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы (участие обучающихся в Почётном карауле, митинге с возложением цветов, акции «Бессмертный полк», «Сад памяти»; классные часы; выставки), направленных на воспитание чувства любви к Родине, гордости за героизм народа, уважения к ветеранам;

•        торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом учащихся на следующую ступень образования, символизирующие приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие школьную идентичность детей;

•        мероприятия, посвящённые 8 марта и 23 февраля.

•        выбор и делегирование представителей классов в органы школьного самоуправления из числа старшеклассников;

•        участие классов в реализации общешкольных ключевых дел;

•        проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольного Совета лидеров.

На индивидуальном уровне:

•        вовлечение по возможности каждого ребенка в ключевые дела школы в одной из возможных для них ролей: сценаристов, постановщиков, исполнителей, ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, корреспондентов, ответственных за костюмы и оборудование, ответственных за приглашение и встречу гостей и т.п.);

•        индивидуальная помощь ребенку (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел;

•        наблюдение за поведением ребенка в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими школьниками, с педагогами и другими взрослыми;

•        при необходимости коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими детьми, которые могли бы стать хорошим примером для ребенка, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы.

Модуль 2. «Классное руководство»

Осуществляя работу с классом, классный руководитель организует работу с коллективом класса, индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе;  работу с родителями обучающихся или их законными представителями. Координацию деятельности классных руководителей осуществляет школьное методическое объединение классных руководителей, которое помогает педагогам совершенствовать формы и методы воспитания через изучение и обобщение опыта классного руководства.

Работа с классным коллективом:

•        инициирование и поддержка активов класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе; выбор и делегирование представителей классов в органы школьного самоуправления из числа старшеклассников;

•        организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной,        духовно-нравственной,        творческой,        профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, –установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения        в обществе: новогодние театрализованные преставления, праздник строя и песни, цикл мероприятий, посвящённых Дню Победы ,мероприятия, посвящённые 8 марта и 23 февраля, дни здоровья, сдача норм ГТО, спортивные квесты;

•        классные часы: тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датам, Дню Победы, Дням воинской славы, событию в классе, в селе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие        лучше        узнать        и        полюбить        свою        Родину;        игровые,        проблемные, организационные, здоровьесберегающие;

•        сплочение        коллектива        класса        через:        игры        и        тренинги        на        сплочение        и командообразование; экскурсии в музей, предприятия района, ДШИ, ЦДТ, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей класса;

        выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

•        изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением        школьников        в        их        повседневной        жизни,        в специально        создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом;

        поддержка ребенка через индивидуальные консультации с психологом в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбор профессии, вузаи дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.);         индивидуальная работа со школьниками класса, по выстраиванию индивидуальной траектории развития, направленной на создание портфолио и рейтинга учащихся;

        коррекция поведения ребенка через частные беседы социального педагога с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения;

•        работа с обучающимися, состоящими на различных видах учёта, в группе риска, оказавшимися в трудной жизненной ситуации через беседы, вовлечение в организацию и проведение мероприятий разного уровня, предложить взять ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

        регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;

        проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;

        привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;

        привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

•        регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;

•        беседа родителей, педагогов, администрации (при необходимости), с целью оказания помощи родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками; проведение «Малых педагогических советов», работа «Службы примирения»;

•        организация        родительских        собраний        (тематических,        организационных, аналитических, итоговых, комбинированных, совместно с учителями-предметниками, совместно с детьми), проводимых в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;

•        создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;

•        привлечениеродителей (законныхпредставителей) к просмотрувебинаров, собраний в формате онлайн воспитательной направленности;

•        привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;

•        организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Модуль «Курсы внеурочной деятельности»

Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности преимущественно осуществляется через:

-        вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;

-        формирование в объединениях, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять детей и педагогов общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;

-        создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;

-        поддержку в детских объединениях, обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;

-                поощрение педагогами детских инициатив и детского самоуправления. Внеурочная деятельность на базе образовательного учреждения реализуется по

следующим направлениям развития личности: 1. спортивно-оздоровительное;

2. духовно-нравственное; 3. социальное;

4.общеинтеллектуальное; 5. общекультурное.

Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися видов деятельности.

Общеинтеллектуальное.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на обогащение запаса учащихся языковыми знаниями, способствование формированию мировоззрения, эрудиции, кругозора

Начальное общее образование

Основное общее образование

«Интересное в  математике»

Занимательная математика

Шахматы

Робототехника

Практика работы на цифровом оборудовании

Радуга творчества

Дизайн и 3D моделирование

Путешествуем с английским

Юные биологи

Учимся играть в шахматы

Общекультурное.

Курсы внеурочной деятельности, создающие развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций

Начальное общее образование

Основное общее образование

Школьный театр

Чудеса творчества

Мой мир

Социальное.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на формирование таких ценностей как познание, истина, целеустремленность, социально-значимой деятельности

Начальное общее образование

Основное общее образование

Учусь создавать проекты 1,3 класс

Учусь создавать проекты 2,4 класс

Мир профессий

Формирование здорового образа жизни

Спортивно-оздоровительная деятельность.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на всесторонне гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья

Начальное общее образование

Основное общее образование

Подвижные игры

Народные игры

Спортивные игры

Духовно-нравственное.

Курсы внеурочной деятельности, направленные на привитие любви к Отечеству, малой Родине, формирование гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества, религии своего народа:

Начальное общее образование

Основное общее образование

Праздники, традиции и ремесла народов России

Азбука добра

Мы патриоты

Наследие веков живое

Литературная гостиная

Модуль «Школьный урок»

Реализация школьными педагогами воспитательного потенциала урока предполагает следующее:

•        установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности: обращение к личному опыту, привлечение различного уровня информации;

•        побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации, соблюдение «Правил внутреннего распорядка обучающихся»;

•        использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе через проведение «Уроков мужества»; мероприятий, посвящённых памятным датам; анализ поступков современников и исторических деятелей;

•        применение на уроке интерактивных форм работы обучающихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и взаимодействию с другими обучающимися- дебаты, мозговой штурм; программы-тренажеры, тесты, зачеты в электронных приложениях, мультимедийные презентации, научно-популярные передачи, фильмы, обучающие сайты, уроки онлайн, видео уроки, онлайн-конференции и др.), использование дистанционных образовательных технологий обучения;

•        проведение учебных (олимпиады, занимательные уроки, урок - деловая игра, урок -путешествие, урок мастер-класс, урок-исследование и др.) и учебно-развлекательных мероприятий (конкурсов, турниров, викторин, экскурсий и др.);

•        инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст обучающимся возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения     («Курчатовские        чтения»,        «Научно-практические        конференции»),        проектная деятельность на уроке («Учусь создавать проект», «Индивидуальный проект», «Мое исследование»);

•        включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний (социо-игровая режиссура урока, лекция с запланированными ошибками, наличие двигательной активности на уроках), налаживанию позитивных межличностных отношений в классе помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;

•        организация кураторства мотивированных и эрудированных обучающихся над их неуспевающими        одноклассниками,        участие        представителей        органов        школьного самоуправления (Центр «Образование») в Совете профилактики по вопросам неуспевающих обучающихся по предметам.

Модуль «Самоуправление»

Работа ученического самоуправления строится в соответствии с деятельностью Общероссийской общественно-государственной детско-юношескойорганизации «Российское движение школьников». В школе действует школьная организация «Ты и Я» (необходимо развивать работу организации, ознакомить членов организации с положением РДШ), деятельность которой направлена на развитие социальной инициативы среди учащихся, приобщение обучающихся к общественной деятельности, приобретение опыта конструктивного социального поведения, приобретение знаний о нормах и правилах поведения в обществе, социальных        ролях        человека;        формирование        у        обучающихся        личностных        качеств, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством.

Работа школьного самоуправления строится по 4 направлениям:

1.        личностное развитие (творческое развитие, популяризация ЗОЖ среди школьников, популяризация профессий);

2.        гражданская активность (волонтерство);

3.        военно-патриотическое направление (ЮНАРМИЯ, РДШ, кружок «Патриот»);

4.        информационно-медийное направление.

В рамках школьного самоуправления для просветительской работы и участия в акциях, конкурсах, соревнованиях в школе созданы отряды:

1. Отряд волонтеров «Тинко» (разместить информацию об отряде в общественных местах д. Тинская)

2. Отряд юных инспекторов дорожного движения «Светофор».

Продолжить оформлять информационные стенды для отрядов.

Детское самоуправление в школе осуществляется следующим образом.

На уровне школы:

•        выдвижение кандидатур для участия в работе Управляющего Совета школы для учеников 6-9 классов (учет мнения школьников по вопросам управления образовательной организации и принятие административных решений, затрагивающих их права и законные интересы); кандидаты разрабатывают свою программу и агитируют за себя

•        председатель лидеров школьного самоуправления избирается обучающимися 2-9 классов в ходе выборов в сентябре, осуществляет координацию детской организации, представляет её интересы на разных уровнях;

•        взаимодействие актива с организатором школы, педагогическими работниками школы и родительским коллективом;

•        взаимодействие Председателя актива в совместной программе с ЦДТ: «Юные лидеры Присаянья», КШП.

На уровне классов:

•        через деятельность актива классов, отвечающих за различные направления работы;

•        через участие в планировании, организации и анализе проведенных общешкольных, внешкольных, классных дел;

•        через участие в дежурстве по классу и школе, в трудовых акциях, оформлении классных уголков;

•        участие активов класса в работе по организации соревнований, конкурсов, олимпиад, конференций и т.д.;

На индивидуальном уровне:

•        через вовлечение школьников в планирование, организацию, проведение и анализ общешкольных и внутриклассных дел;

Модуль «Профориентация»

Задача совместной деятельности педагога и ребенка - подготовить обучающегося к осознанному        выбору        своей        будущей        профессиональной        деятельности.        Создавая профориентационно      значимые      проблемные        ситуации,        формирующие      готовность обучающегося к выбору, педагог актуализирует его профессиональное самоопределение, позитивный взгляд на труд в постиндустриальном мире, охватывающий не только профессиональную, но и внепрофессиональную составляющие такой деятельности. Эта работа осуществляется через:

•        циклы        профориентационных        часов        общения,        направленных        на        подготовку обучающихся к осознанному планированию и реализации своего профессионального будущего;

•        профориентационные игры: симуляции, деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо принять решение, занять определенную позицию), расширяющие знания обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся профессиональной деятельности;

•        посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий (в том числе онлайн), дней открытых дверей вфилиалетехникумагорных разработок им. В.П. Астафьева, в учебных заведениях края.

•        совместное с педагогами изучение интернет ресурсов, посвященных выбору профессий, прохождение профориентационного онлайн-тестирования, прохождение онлайн курсов по интересующим профессиям и направлениям образования, участие в региональном проекте «Успех каждого ребёнка»: «Билет в будущее», «ПроеКториЯ»; реализация общеобразовательной программы в сетевой программе совместно с ЦДТ и КГПУ им. В.П. Астафьева «Психолого-педагогический класс»;

•        индивидуальные консультации психолога для обучающихся и их родителей по вопросамсклонностей, способностей, дарованийииныхиндивидуальныхособенностейдетей, которые могут иметь значение в процессе выбора ими профессии;

•        участие в конкурсах профориентационной направленности для детей с ОВЗ: «Абилимпикс», «Лучший по профессии»;

•        участие обучающихся начальной школы в реализации программы по профориентации в рамках курса внеурочной деятельности «Учусь создавать проект»;

•        организация фотовыставки: «Профессии моих родителей».

Модуль «Работа с родителями»

В МКОУ «Тинская ООШ» действует Управляющий совет, являющийся коллегиальным органом самоуправления, имеющим полномочия, который собирается по необходимости. Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется в рамках следующих видов и форм деятельности: Работа с родителями или законными представителями школьников обеспечивает формирование и развитие психолого-педагогической компетентности родительской общественности посредством различных форм просвещения и консультирования.

Необходимо ознакомить членов Управляющего совета с положением.

На групповом уровне:

•        общешкольный родительский комитет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их детей, собирается 2 раза год и по мере необходимости;

•        общешкольные родительские собрания – 2 раза в год в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания с привлечением различных служб по необходимости;

•        помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

•        родительский всеобуч в формах лектория, общих родительских собраниях, семинарах-практикумах, на которых родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания детей;

•        комиссия по осуществлению контроля за качеством питания обучающихся в школьной столовой, осуществляют плановый контроль организации и качества горячего питания обучающихся в школьной столовой;

•        создать родительский чат в месенджере WhatsApp;

•        стенды с информацией для родителей;

•        родительский день для будущих первоклассников «День открытых дверей».

На индивидуальном уровне:

•        работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций, работа службы примирения;

•        участие родителей в малых педагогических советах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного ребенка;

•        помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной направленности;

•        индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогов и родителей;

4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Самоанализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным МКОУ «Тинская ООШ» направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.

Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов.

Основными        принципами,        на        основе        которых        осуществляется        самоанализ воспитательной работы в школе, являются:

-        принцип        гуманистической        направленности        осуществляемого        анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс;

- принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между школьниками и педагогами;

- принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;

- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития школьников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие школьников – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей.

Основными направлениями анализа организуемого в школе воспитательного процесса могут быть следующие:

1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников.

Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития школьников каждого класса.

Осуществляется анализ классными руководителями совместно с заместителем директора по воспитательной работе с последующим обсуждением его результатов на заседании методического объединения классных руководителей или педагогическом совете школы в конце учебного года.

Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития школьников является педагогическое наблюдение, предложенное П.В. Степановым, с целью получения результатов динамики личностного развития школьников каждого класса и классов в целом.

2. Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Критерием является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.

Осуществляется анализ заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями,        активом        старшеклассников        и        родителями,        хорошо        знакомыми        с деятельностью школы.

Способами получения информации о состоянии организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании методического объединения классных руководителей.

Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с: - качеством проводимых общешкольных ключевых дел;

- качеством совместной деятельности классных руководителей и их классов; - качеством организуемой в школе внеурочной деятельности;

- качеством реализации личностно развивающего потенциала школьных уроков; - качеством существующего в школе ученического самоуправления;

- качеством функционирующих на базе школы детских общественных объединений; - качеством профориентационной работы школы;

- качеством взаимодействия школы и семей школьников.

Итогом самоанализа организуемой в школе воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа воспитания и обучения в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет

Рабочая программа воспитания и обученияв группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет ...

Рабочая программа воспитания и социализации учащихся 5а и 7а классов "Мы вместе"

Наименование программыШкольная программа воспитания и социализации  учащихся 5 А и 7 А классов «Мы вместе» МБОУ «СОШ №18» г. Бийска ЗаказчикАдминистрация школы, родители, законные представит...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЕ, ОБУЧЕНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ – 1 КЛАСС

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы...

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Обновление в рабочей программе учебного предмета, курса обязательного пункта 3 «Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводим...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ (ПОДГОТОВЛЕНА НА ОСНОВЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ) 2023 – 2024 УЧЕБНЫЙ ГОД

Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности с целью достижения обучающимися личностных результатов образования, определённых ФГОС....