Коллегам-классным руководителям
классный час
Скачать:
Предварительный просмотр:
Младший школьный возраст
В семилетнем возрасте ребенка ждут крупные изменения в его жизни. Вступление в школьный возраст влечет за собой изменения в его жизни: изменяется обучение, появляются в его жизни новые люди и с ними складываются, новые отношения.
Ведущей деятельностью становится учение, которое влечет за собой новые обязанности, изменяет весь уклад жизни ребенка. Личностным новообразованием является произвольное целеполагание.
Самооценка во многом зависит от оценок учителя. Уровень притязаний складывается под влиянием успехов и неуспехов в предметной деятельности.
Большое значение имеют для ребенка в этом возрасте социальные мотивы. Его привлекает домашний уют и семейное благополучие, это снижает степень школьной тревожности, которая обостряется с началом учебной деятельности. Интерес к содержанию и процессу учения у большинства младших школьников на низком и среднем уровне. В школе притязания на признание реализуются, в основном, через успеваемость.
К началу обучения в школе у ученика складывается достаточно сильная мотивация к учению. Ребенок хочет играть новую роль — роль ученика и соответственно выполнять все атрибуты этой новой роли. Психологи называют это «субъективной готовностью к школе». Мотивом, часто доминирующим и придающим отрицательную окраску учебной деятельности, остается мотивация избегания наказания.
Первый путь воспитания положительного отношения к учению — создание устойчивой мотивации достижения успеха на базе достаточно высокой адекватной самооценки.
Большинство детей, приходящих в школу, находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядного мышления, в котором господствует логика эмпирических связей вещей, основанная на практическом их использовании.
Умственное развитие в этом периоде проходит через три стадии:
- усвоение действий с эталонами по выделению искомых свойств вещей и построение их моделей;
- усвоение развернутых действий с эталонами и формирование действий в моделях;
- усвоение моделей и переход к умственным действиям со свойствами вещей и их отношениями.
Результативность решения младшими школьниками учебных задач во многом зависит от организации их деятельности.
Структура межличностных отношений состоит из двух независимых подструктур отношений мальчиков и девочек. Межличностные отношения строятся на эмоциональной основе. Мнения учащихся класса не являются для ребенка эталоном для самооценки, большее значение имеет мнение взрослого.
Среди младших школьников девочки обнаруживают более высокий уровень социального поведения по сравнению с мальчиками. Они же показывают более высокий уровень рефлексии и социальной ответственности.
Для младших школьников очень авторитетен учитель, воспитатель. Дети верят безоговорочно в то, чему их учат, они доверчивы, исполнительны, у них развита повышенная восприимчивость.
У младших школьников высокая умственная активность, они хотят подражать и повторять, выполняя учебные действия.
Средний школьный возраст
Средний школьный возраст (от 11-12-ти до 15-ти лет) — переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе (5-9 классы) и характеризуется глубокой перестройкой всего организма.
Характерная особенность подросткового возраста — половое созревание организма. У девочек оно начинается практически с одиннадцати лет, у мальчиков — несколько позже. Половое созревание вносит серьезные изменения в жизнь ребенка, нарушает внутреннее равновесие, вносит новые переживания, влияет на взаимоотношения мальчиков и девочек.
Стоит обратить внимание на такую психологическую особенность данного возраста, как избирательность внимания. Это значит, что они откликаются на необычные, захватывающие уроки и классные дела, а быстрая переключаемость внимания не дает возможности сосредотачиваться долго на одном и том же деле, Однако, если создаются трудно преодолеваемые и нестандартные ситуации ребята занимаются внеклассной работой с удовольствием и длительное время.
Значимой особенностью мышления подростка является его критичность. У ребенка, который всегда и со всем соглашался, появляется свое мнение, которое он демонстрирует как можно чаще, заявляя о себе. Дети в этот период склонны к спорам и возражениям, слепое следование авторитету взрослого сводится зачастую к нулю, родители недоумевают и считают, что их ребенок подвергается чужому влиянию и в семьях наступает кризисная ситуация: «верхи» не могут, а «низы» не хотят мыслить и вести себя по-старому.
Средний школьный возраст - самый благоприятный для творческого развития. В этом возрасте учащимся нравится решать проблемные ситуации, находить сходство и различие, определять причину и следствие. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение. Самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одной из самых главных моральных проблем среднего школьного возраста является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями, поведением. Система оценочных суждений, нравственных идеалов неустойчива. Трудности жизненного плана, семейные проблемы, влияние друзей могут вызвать у ребят сложности в развитии и становлении. Работа классного руководителя должна быть направлена на формирование нравственного опыта, развитие системы справедливых оценочных суждений.
В этом возрасте особое значение приобретает чувственная сфера. Свои чувства подростки могут проявлять очень бурно, иногда аффективно. Этот период жизни ребенка иногда называют периодом тяжелого кризиса. Признаками его могут быть упрямство, эгоизм, замкнутость, уход в себя, вспышки гнева.
Поэтому классный руководитель должен быть внимателен к внутреннему миру ребенка, больше уделять внимания индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним.
В этом возрасте подросток весьма подражателен. Это может привести его к ошибочным и даже аморальным представлениям и поступкам.
Подростки-мальчики склонны выбирать себе кумирами сильных, смелых и мужественных людей. Притягательными могут для них стать не только книжные пираты и разбойники, но и вполне реальные местные хулиганы. Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят ту опасную грань, за которой смелость становится жестокостью, независимость - подлостью, любовь к себе - насилием над другими.
Девочки-подростки отличаются тем, что они физически отличаются от мальчиков ранним взрослением и хотят общаться с мальчиками более старшего возраста. Исследования показывают заметное смещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые, ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки-подростки считают идеальной работу проститутки, тунеядство, гордятся своими знакомствами с правонарушителями.
Многие подростки, как мальчики, так и девочки, не желают связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сфере материального производства, но и с трудом вообще.
Классному руководителю необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- формирование нравственных качеств личности
- знакомство с примерами положительных идеалов.
Педагогу нужно глубоко осмыслить особенности развития и поведения современного подростка, уметь поставить себя на его место в сложнейших противоречивых условиях реальной жизни. Это даст возможность не только преодолеть отчуждение, но и наладить хорошие отношения в системе:
школа-----семья-----общество-----ребенок.
Особое значение для подростка в этом возрасте имеет возможность самовыражения и самореализации. Учащимся будут интересны такие классные дела, которые служат активному самовыражению подростков и учитывают их интересы. Ребят привлекает возможность самим организовывать классные дела, вступать в диалог и полилог, принимать самостоятельные решения. Организуя работу с учащимися, классный руководитель должен выступать не в роли исполнителя, а в роли дирижера оркестром по имени «класс».
У многих учащихся в этом возрасте возникают проблемы с учителями. Ученик, который имеет все пятерки по многим предметам, получает лишь «2» и «3» по другим. И это порой вовсе не связано с его работоспособностью или интеллектуальными возможностями. Зачастую это связано с резким падением интереса к учению, изменением учебной мотивации.
Классный руководитель должен вовремя исследовать причины учебных проблем ученика и использовать полученные результаты в работе с классом.
Старшие подростки. Старшеклассники
Ведущей деятельностью старшеклассников является учебно-профессиональная деятельность. Личностное новообразование — это чувство одиночества, первое глубокое чувство, открытие своего внутреннего мира.
Происходит существенное изменение самосознания — повышается значимость собственных ценностей, частные самооценки собственных качеств личности перерастают в целостное отношение к себе.
Человек осознает себя принадлежностью мира. В этом возрасте происходит формирование половой взрослой принадлежности. Юноши начинают понимать значение слова «мужчина», а девушки -слово «женщина». Старшеклассники пытаются обратить внимание на собственную непохожесть и уникальность и пытаются это подчеркнуть возможными средствами. Многие ребята в этом возрасте задумываются о своей карьере, ставят определенные жизненные цели и пытаются поэтапно их реализовать. Этот возраст характерен мечтанием о будущем и с будущим связаны все переживания подростков.
Уровень тревожности старшеклассников гораздо ниже, чем у подростков. Отношения в классах становятся достаточно ровными и стабильными. Доверительность становится качеством общения со взрослыми, чувство дружбы - более избирательным. В классах можно наблюдать примеры длительной дружбы ребят друг с другом, которая переходит в доверительность и исповедальность, в отношениях преобладает принцип сходства и равенства.
Юношеская мечта о любви, ранняя любовь выражают потребность в эмоциональном контакте, понимании, душевной близости, осознании эротических мотивов, но собственные переживания иногда более значимы, чем объект привязанности. Старшеклассники сенситивны к освоению своего внутреннего мира, идет совершенствование умения управлять собой, обогащение эмоциональной сферы.
Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Развиваются и укрепляются качества: целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой.
Жизненные планы старшеклассников, которые стоят на пороге выбора профессии отличаются резкой дифференциацией по интересам и намерениям, но совпадают в главном - каждый хочет занять достойное место в жизни, получить интересную работу, хорошо зарабатывать. В связи с выбором профессии у учащихся могут возникать конфликты с семьей. Родители предлагают своему ребенку ту профессию, которую, по их мнению, легче получить или требуют идти по их стопам. Однако учащиеся определяют в профессии, в первую очередь, ее материальные возможности.
По исследованиям психологов, многие старшеклассники хорошо определяют в профессии ее результативность и с трудом определяют трудности профессии, с которыми им придется столкнуться.
Классному руководителю необходимо обратить серьезное внимание на просвещение учащихся в вопросе выбора будущей профессии, на знакомство с различными профессиями и представителями различных профессий. Не менее значимым и интересным является знакомство с Вузами, в которых можно получить информацию о той или иной профессии.
У старшеклассников обычно ярко выражено избирательное отношение к учебным предметам. Потребность в значимых для жизненного успеха знаниях — одна из самых характерных черт нынешнего старшеклассника. Старшеклассники отличаются высоким уровнем обобщения и абстрагирования, произвольностью и устойчивостью внимания, долговременной и логической памятью. В этом возрасте ярко проявляются доминирующие мотивы учения, которые можно изучить классному руководителю.
Много внимания в работе со старшеклассниками классный руководитель должен уделять этическим проблемам. Ни для кого не секрет, что в этом возрасте молодые люди испытывают интерес к «вечным» проблемам: смыслу жизни, свободе личности, поиску истины. Решая этические проблемы, молодежь вынуждена решать многие непростые вопросы, которые могут быть связаны с сильными переживаниями: интимные отношения, неформальные молодежные организации, поиск истины в различных сектах, уход в религию, уход в свой мир с помощью наркотиков и т.д. Все перечисленные выше ситуации должны быть в поле зрения классного руководителя и занять одно из главных мест в плане воспитательной работы со старшеклассниками.
Организуя просвещение учащихся по этическим проблемам, классный руководитель должен помнить, что основной смысл этого - формирование у старшеклассников понимания последствий их поисков для себя и других людей, последствий принятия ими самостоятельных решений. Подтверждением этого служат слова К. Д. Ушинского: «В огне, оживляющем юность, отливается характер человека. Вот почему не следует ни тушить огня этого, ни бояться его, ни смотреть на него как на нечто опасное для общества, не стеснять его свободного горения, а только заботиться о том, чтобы материал, который в это время вливается душу юности, был хорошего качества».
Рекомендации классному руководителю
по работе с «трудными» подростками
1. Ясно сформулировать взрослеющему человеку его права и обязанности, ограничить круг видов деятельности (которые ему разрешены и доступны) и ответственность за них. Настаивать на соблюдении принятых «правил игры», самим соблюдать их в тех случаях, когда другой стороне этого не удается. Быть терпеливым и помнить, чтобы избавиться от нежелательных привычек, нужны долгие месяцы.
2. В конфликтных ситуациях не стараться одержать победу любой ценой — мы тоже имеем право менять взгляды, мы не гарантированы от ошибок, кое в чем можем и уступить.
3. Действовать только тактическим маневром и никогда — прямой атакой. Выслушивать все, не реагируя тотчас же, и только потом, выбрав подходящий момент, без раздражения высказать свое мнение вносящее поправки в услышанное. Вскрывать причины неправильных взглядов подростка, показывать, в чем ошибочность его рассуждении, и таким путем развивать и направлять его мыслительный процесс, обеспечивая необходимыми источниками.
4. Быть самокритичными, принципиальными, стараться настолько укрепить доверие молодого человека, чтобы он делился с нами своими возможными неприятностями.
5. Не ставить на подростке крест, ведь его обостренное самолюбие и социальная поза возникли именно вследствие предыдущих социальных сбоев, которые постоянно напоминают о себе и подпитывают нежелательное поведение.
6. Не пытаться загнать подростка в угол, поставить в затруднительное положение. Не прибегать к физическому наказанию.
7. Требуя что-то от подростка, нельзя торговаться.
8. Стараться соблюдать принцип А. С. Макаренко: чем больше мы уважаем человека, тем выше наши требования к нему.
9. Уметь смеяться. Раскрывать подросткам особенности их личности и приемлемые для них черты нашей личности.
10. В личных беседах усиливать целенаправленную жизненную ориентацию подростков и развивать их идеал Я.
Предварительный просмотр:
Путешествие на поезде «Здоровье»
Каждый класс – команда с капитаном. Остальные – болельщики. Команды получают маршрутные листы с названием станций, с которыми передвигаются от одной станции к другой. Работает жюри.
Штрафные очки за:
- Шумное поведение на конкурсах и в пути;
- Несвоевременное прибытие;
- Грубость;
Станции располагаются на площадках школы (залах). На станциях таблички с названиями. Вопросы оцениваются для команды от 1 до 3 баллов, болельщики – 1 балл.
I станция «Зеленая аптека»
Оборудование: гербарий лекарственных растений, картинки – иллюстрации.
Плакат:
Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята.
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята!
Вопросы:
- Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни).
- У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, первоцвет, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца).
- У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Аир, валериана, девясил, женьшень, лопух, солодка),
- У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, черника, смородина, облепиха, калина, малина).
- Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман, ландыш майский).
- Это прозвище недаром у красивого цветка,
- Капля сочного нектара и душиста и сладка,
- От простуды излечиться
- Вам поможет …….. (Медуница)
- Появились бубенчики -
- Белые горошки.
- Распустились колокольчики
- На зеленой поляне. (Ландыш майский)
- Почему в бане парятся березовым веником? (Фитонциды листьев березы убивают микробы).
- Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги, используются для успокаивающих ванн. Назовите его? (Сосна).
II станция «Мойдодыр»
- Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной веточкой сосны, ели, дуба).
- Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветка ромашки, запах гвоздики, черемухи).
- Какое дерево избавляет ноги от запаха пота? (Кора дуба).
- Ягоды этого растения отбеливают кожу лица, делают ее упругой? (Земляника).
- Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем умываются, моют голову? (Чистотел).
- Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе? (Лопух, подорожник).
- Листья этого растения обжигают нас,
- Сок листьев этого растения спасает нас.
- Весной его используют на суп,
- Голову мыть его отваром – волосы растут. (Крапива – кровоостанавливающее, витаминное средство, ускоряет рост волос).
- Волосы, вымытые в отваре этого растения, приобретают золотистый оттенок, а при умывании кожа становится бархатной. (Цветы ромашки).
- Масло этого растения втирают в кожу головы, чтобы волосы лучше росли. (Репейное масло).
III станция «Кафе «Робинзон».
Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображением и названием растения. Дети должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.
Крапива – суп, салат.
Борщевик – напоминает куриной бульон, листья похожи на морковь, корневище заменяет сладкие плоды).
Дуб – из желудей приготавливают кашу, лепешки, оладьи.
Одуванчик – салат из листьев, варенье, чай.
Черемуха – ягоды добавляют в пироги, варят кисель, напитки.
Лопух – корень заменяет морковь, петрушку.
Дикий лук, чеснок – витаминное средство.
IV станция «Скорая помощь»
Остановить кровотечение с помощью жгута.
- Оказать первую помощь при переломе.
- Какие растения используют для остановки кровотечения? (Пастушья сумка, крапива, тысячелистник).
- Какие растения используют для лечения нарывов? (Алоэ, подорожник, календула, каланхое, капуста).
- Какие растения используют при сердечном приступе? (Настойка ландыша, валерианы, пустырника).
- Какие растения используются как жаропонижающие средства? (Малина, лимон).
- Какие растения используются при расстройстве желудка, кишечника? (Подорожник, черемуха, черника – плоды).
- Оказать первую помощь при тепловом и солнечном ударе.
- Оказать первую помощь при укусе ядовитыми животными.
V станция «Спортивная»
- Показать комплекс гимнастики для глаз.
- Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.
- Показать комплекс гимнастики на внимание.
- Показать комплекс гимнастики на релаксацию (расслабление).
- Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.
- Назвать виды спорта, входящие в Зимние Олимпийские игры (Хоккей, фигурное катание, лыжи, биатлон).
- Назвать виды спорта, входящие в Летние Олимпийские игры (Плавание, легкая атлетика, футбол, велосипед).
- Что такое культуризм? (Развитие определенных мышц тела).
VI станция «Неболейка»
- Какие меры профилактики гриппа в зимнее время вы знаете?
- Назовите болезни «грязных рук» (Желудочно-кишечные расстройства, дизентерия, гепатит (желтуха)).
- Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера? (Холера, дизентерия, гепатит, сальмонеллез, гельминты).
- Почему нельзя сразу после занятий физкультурой пить холодную воду? (Резкое охлаждение может вызвать ангину).
- Как избежать заболевания педикулезом? (Мыть чаще голову, не пользоваться чужими расческами, не ложиться в чужую постель).
- Почему нельзя гладить незнакомых собак? (Возможно заражение глистами, блохами, лишаем).
- Признаками какого заболевания может быть покраснение, зуд? (Возможна чесотка, обратиться к врачу).
- Как избежать солнечного удара? (Носить головной убор и не находиться долго на солнце).
VII станция «Вредные привычки»
На плакате аккуратно одетый, причесанный человек. Сверху плаката - накладные рисунки к вопросам. При ответе на вопрос о вредных привычках убираются соответствующие картинки и остается только рисунок на плакате.
Ведущая: Перед вами образ неряшливого человека. Попробуем узнать, какие вредные привычки привели его к этому облику.
Почему нельзя грызть кончик карандаша, ручки? (Зубы будут неровными, инфекции,…).
Почему нельзя курить? (Желтые зубы, запах изо рта, кашель).
Как влияет на здоровье и внешний вид употребление алкоголя? (Расширяются сосуды – красный нос, жилки на лице, болезни печени, желудка).
Как можно догадаться, что человек употребляет наркотики? (Красный цвет лица и глаз, расширенные зрачки, агрессивность, худоба, бледность, прыгающий взгляд).
Как часто и зачем нужно мыть голову?
Подружка просит Вас дать ей свою расческу. Что Вы сделаете?
- Предложите ей свою расческу – 0 баллов;
- Отдадите ей расческу, но потом ей пользоваться не будете, пока не помоете – 1 балл;
- Вежливо откажете, объяснив, что нельзя пользоваться чужими расческами – 3 балла;
Почему нельзя грызть ногти? (Под ногтями микробы, яйца глистов).
Почему нельзя брать в рот несъедобные предметы? (Можно проглотить, проколоть небо или щеку, заразиться болезнями).
Почему нельзя меняться одеждой, обувью, головными уборами? (Можно заразиться кожными, инфекционными заболеваниями, вшами, грибком).
VIII станция «Клуб закаливания»
Оборудование: губка, полотенце, мыло, ведро, тазик, вода, табличка «Водные процедуры»:
Умывание холодной водой лица,
Умывание холодной водой до пояса.
Обливание всего тела.
Холодные ванны ног.
Купание в водоеме.
Контрастный душ.
Обтирание до пояса.
Выберите правильный ответ:
Вы решили закаливать свой организм. С чего начнете?
- Посоветуетесь с врачом и родителями.
- Начнете обливание холодной водой всего тела.
- Будете купаться в реке пока не замерзнете.
VIII станция «Туристическая»
Узкая тропинка.
Обозначают 2 узкие «тропинки» длиной 3 – 6 м и шириной 25 см (шнурами, веревками, мелом). Тропинки заканчиваются кругом в 1м.
В каждой команде равное и четное количество участников. По команде «Марш» один из игроков каждой команды берет на спину «живой груз», т.е. члена своей команды, и старается как можно скорее добраться до конечной площадки, чтобы оставить там «груз», вернуться к месту старта. Только после этого вступает в действие следующая пара, не выходя за «тропинку» (штраф 1 очко).
Переправа. (Тренировка равновесия).
Переправляется по бревну (дереву) каждый участник отдельно. За сход с переправы начисляется штрафное очко.
Бег по кочкам.
По команде ребята бегут наперегонки по «кочкам», которые обозначены кругами или расчерчены мелом. Круги располагаются на расстоянии 80-100 см.
Участники штрафуются, если наступят на границу круга или за его пределы. В таком случае игрок возвращается на старт и начинает бег сначала.
Укладка рюкзака.
По команде укладывают рюкзак с туристическими принадлежностями. Затем застегнуть, подогнать заплечные ремни. Каждый из участников, уложив рюкзак, докладывает: «Готов!». Проверяется руководителем, он штрафует за ошибки.
Тяжелые вещи внизу. Мыло, кружка – в боковых карманах.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ
Предварительный просмотр:
Классный час
«Азбука правовой культуры»
Цели:
- Познакомить обучающихся с основными правами ребенка.
- Дать общее представление об ООН и принятых ее документах, познакомить с Конвенцией ООН о правах ребенка.
- Формировать уважительное отношение друг к другу, к взрослым.
Оборудование: Выставка рисунков по теме «Права ребенка».
ХОД
- Вступительное слово
Сегодня наш классный час мы посвятим теме «Права ребенка».
«200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек… Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался… «Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!»
Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.
Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)
Право - система общеобязательных правил поведения, установленных государством.
Права ребенка - это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.
Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.
Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
Выступление учащихся
1 ученик: Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.
2 ученик: Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.
3 ученик: Только ты на свет родился
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.
4 ученик:
Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.
1 ученик:
Есть еще такое право помнить, думать и творить
И другим свои раздумья , если хочешь подарить.
2 ученик:
Я росточком не доволен и пока не так силен.
Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.
3 ученик:
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
4 ученик:
Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь - учиться на родном мне языке.
1 ученик:
Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки - это право есть у нас.
2 ученик:
Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь - пищу вправе получать.
3 ученик:
Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно.
Ты родился быть счастливым - Это право всем дано.
И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение)
(Дети называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.
В 18 лет появляются прав на: свободный брак, участие в управлении страной, владение имуществом, неприкосновенность личности и убежище в другой стране от преследователей, свободный труд и выбор профессии, вознаграждение за свой труд.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия для вашего развития, защищает ваши права и интересы? (Ответы детей - родители)
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей.
ООН (создана 24 октября 1945 года для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами, предотвращать войну и вооруженные конфликты, защищать права и свободу человека.)
20 ноября 1989 года Генеральная Ассамблея ООН (Ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ - Конвенцию о правах ребенка.
Всеобщая декларация по правам человека (принята 10 декабря 1948 года - носит рекомендательный характер и не является обязательным документом).
Права детей в России регулируются законами:
Конституция РФ (принята 12 декабря 1993 года. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).
Семейный кодекс РФ.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
Федеральный закон об образовании.
Закон об основных гарантиях прав ребенка в ФРФ РРФ.
Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон о социальной защите инвалидов в РФ.
Практическая часть классного часа
Викторина:
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? (Три поросенка, Заяц в сказке “Ледяная избушка”)
- В какой сказке “хлебобулочный герой” несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? (Колобок)
- Кто из сказочных героев, воспользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба-яга)
- У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых и досуг, разумное ограничение рабочего дня? (Золушка)
- Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? (Снежная королева)
- Кто пользовался правом вести домашнее хозяйство и вырастил гигантский урожай? (Дед из сказки Репка)
- Буратино продал свою азбуку и не воспользовался правом на… (Бесплатное образование)
- Кот Базилио и лиса Алиса пытались отнять деньги у Буратино и лишить Буратино право на… (Имущество)
В диалоге ответить сказочному герою, основываясь на статьи Декларации прав человека. Например: Лиса Алиса обращается к Буратино “Буратино, отдай мне эти денежки!”. Буратино ей отвечает “Не имеешь права лишать меня моего имущества”.
Волк: “Колобок, колобок, я тебя съем!” Колобок “…….(Не имеешь права посягать на мою жизнь)
Волк: “Козлятушки – ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка”. Козлята “…..(Не имеешь права вторгаться в наше жилище, оно неприкосновенно”.
Медведь “Машенька, будешь жить у меня, печку топить, кашу варить”. Маша “……(Не имеешь права посягать на мою свободу)
Обсуждение проблемы:
Какими правами вы пользуетесь?
Сталкивались ли вы с нарушениями ваших прав?
Приходилось ли вам нарушать права других людей?
Вывод: Заявляя о своих личных правах , нужно помнить: они есть и у всех остальных людей. Учитесь уважать личные права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши. Не позволяйте нарушать права других людей.
А сейчас мы попытаемся составить свою “Декларацию” которая могла бы подходить для вас, школьников.
У нас 3 группы:
1 группа – выдвигает и обосновывает права школьников
2 группа – выдвигает и обосновывает обязанности учащихся
3 группа – обязанности учащихся в форме запретов.
После обсуждения на доске появляется схема:
“Декларация” школьников Вы - школьники:
имеете право | обязаны | никогда не обязаны |
1. На успех, т. е иногда ставить себя на первое место. 2. Просить о помощи. 3. Протестовать против несправедливого обращения или критики. 4. Быть независимым. 5. Иметь собственное мнение и убеждение. 6. Совершать ошибки. 7. Отвечать отказом на просьбу. 8. На человеческое достоинство, т.е. обращать внимание на советы окружающих и следовать своим собственным убеждениям. 9. Получать то, за что платите. | 1. Соблюдать тишину на уроках. 2. Посещать уроки, определенные расписанием. 3. Здороваться с учителями и своими одноклассниками. 4. Соблюдать чистоту. 5. Выполнять учебные требования учителей. 6. Соблюдать установленные нормы во внешнем виде. | 1. Быть безупречным на 100%. 2. Следовать за группой (Выполнять то, что делает группа) 3. Любить людей, приносящих им вред. 4. Чувствовать себя виноватым за свои желания. 5. Мириться с неприятной ситуацией. 6. Выполнять неразумные требования. 7. Отдавать что-то, что на самом деле не хочется отдавать. |
Вывод по классному часу:
Каждый человек на свете должен знать свои права.
Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.
Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.
Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.
Ты имеешь право, но в тоже время и обязанности!
Ты хочешь стать человеком завтрашнего дня, ИТАК
Говори всегда правду.
Будь храбрым.
Не обманывай, не жульничай, не воруй.
Будь мужественным.
Оставайся честным и вежливым.
Учись работать с другими.
Уважай закон и права.
Держи свои слова.
Люби хорошо выполненную работу.
Уважай природу и окружающую среду.
Помогай больным и беспомощным.
Учись добиваться намеченной цели.
Учись работать в коллективе.
Встань на защиту прав человека.
Укрепляй дружбу между людьми.
Прислушивайся к чужому мнению.
Будь толерантным!!
Предварительный просмотр:
Классный час «Давайте познакомимся»
Цели:
- Дать возможность детям поближе познакомиться друг с другом, способствовать формированию групповой сплоченности.
- Помочь прояснить свои цели на время обучения в пятом классе.
- Помочь ознакомиться со школьными правилами.
Материалы:
- Бейджики с именами всех обучающихся.
- Фломастеры, цветные листы на столе, в цвет им жетоны.
- Небольшие листочки
- Листы А-4 для каждого обучающегося
- Листы А-3 для каждой группы
Ход классного часа
I. Знакомство.
Классный руководитель рассказывает о себе, своем увлечении (5-6 предложений).
Дети становятся в круг. Классный руководитель читает стихотворение с именами, услышав свое имя, ребенок выходит на середину, где психолог прикалывает ему бейджик с его именем. Во время возвращения на место дети в кругу хором повторяют имя. (Интересно если выходят несколько человек с одинаковыми именами, тогда имя повторяется столько раз, сколько детей).
Игра «Выходи, тот у кого…»
Выходи, тот у кого:
- голубые глаза,
- светлые волосы,
- черные туфли,
- имя начинается на букву «Д»,
- день рождения в декабре и т.п.
До тех пор, пока каждый не побывает в кругу.
II. Работа по микрогруппам.
Деление ребят по группам по способу из игры М. Битяновой «Волшебный кристалл». Предлагается встать по парам или по 3 человека, кто с кем хочет. Затем раздаем жетоны: 2 красных, 2 зеленых, 2 желтых, 2 синих. Группы, у которых цвет жетонов совпал, объединяются в одну и садятся за стол, на котором лежит листок такого же цвета.
1. Принятие правил. (Правила написаны на листке бумаги, на каждом столе).
Правила:
- Работаю активно сам, даю работать другим.
- Показываю все свои лучшие качества, вижу их у других.
- Все, что сейчас узнаю – для всех, кроме нас, секрет.
- Отвечаю честно, задаю вопросы если непонятно.
2. «Мое увлечение» - «Наши увлечения».
А) Перед каждым обучающимся кладется лист. За 10-15 минут каждый должен написать 10 пунктов. В них могут входить увлечения, кружки, любимые занятия, любимая еда, цвет и т.д. Затем идет обсуждение, и обучающиеся в группе на листе А-3 выписывают те пункты, которые есть у всех (например: «Я люблю танцевать, читать, играть в компьютерные игры»).
Таким образом, классный руководитель получает четкую картину интересов обучающихся.
Б) Затем лист А-3 переворачивается. Дается группам задание написать «Чем мне хотелось бы заниматься, чему я могу научить других, какое поручение я хотел бы выполнять и т.п.». Можно писать по очереди, можно выбрать одного, можно проиллюстрировать работу. Затем 3-4 минуты дать на обдумывание.
3. «Моя цель».
Передаем свечу в произвольном порядке. «В пятом классе я хочу …». Ответы не должны повторяться.
III. Обсуждение итогов занятия.
После упражнения «Моя цель» остаемся стоять в кругу. Беремся за руки и молчим 1 минуту. Затем молча садимся за стол, кладем листки, отвечаем на вопросы письменно.
- Что понравилось на занятии?
- Кто понравился, с кем интересно было работать?
- Что не понравилось?
- Есть ли вопросы?
- Надо ли еще проводить такие классные часы?
IV. Домашнее задание.
Дома на альбомный лист приклеить свою замечательную фотографию, а ниже написать небольшой рассказ о себе, своей семье, своих увлечениях и друзьях. Вложить лист в файл. Сдать классному руководителю. Так появляются первые листы классного альбома.
Договариваемся с ребятами, что они носят полученные бейджики весь сентябрь, тогда и множеству учителей их будет легче запомнить и др.
V. Прощание.
Предварительный просмотр:
Классный час
"Первый раз в пятый класс"
Цели: познакомить учеников с классным руководителем; формировать у детей положительную оценку своего классного коллектива; адаптировать пятиклассников к новой системе обучения; создать благоприятную атмосферу в классе.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя: Дорогие ребята! Пятый класс – это первая ступенька, но постепенно, поднимаясь со ступеньки на ступеньку, вы станете выпускниками. Знания, полученные в школе, помогут вам выбрать профессию, стать уважаемыми людьми, принести пользу нашей стране.
5 класс принесет много нового и необычного в вашу жизнь: это и новые предметы, и новые учителя, и новые проблемы, но я надеюсь, что все проблемы мы с вами преодолеем, потому что будем решать их сообща, помогать друг другу. Попытаемся сделать так, чтобы всем в нашем классе было хорошо, как в большой и дружной семье.
Создание автопортрета класса.
Учитель: Впереди у нас много трудных и интересных дел, и я надеюсь, мы с вами познакомимся поближе. Но сейчас мне хотелось бы немного узнать о таинственном незнакомце по имени 5 «Б» класс.
А поможете в этом мне вы, ребята, ответив на некоторые вопросы. Ответы на них мы запишем на листе ватмана.
1. Первый вопрос самый легкий – это ваш рост. Средний рост пятиклассников обычно 145-150 см. Что мы запишем в эту графу? Какой рост у нашего класса? Высокий, низкий, а может быть средний? (записываем ответ)
2. Теперь вес – нормальный, недостаточный? (ответ)
3. А теперь каково же физическое развитие нашего класса? Занимаетесь ли вы спортом или нет? (ответ) разносторонние увлечения
4. А как у нашего 5 «Б» с дисциплиной: хорошо или плохо? (ответ)
5. А вот что касается учебы, тут мы пока ничего не можем написать. Почему, как вы думаете? (еще не проявили себя в 5 классе)
6. Ну и последний вопрос: Каковы качества характера нашего класса? Какой он? Добрый, веселый, дружный, послушный, активный, честный, надежный, умный, сильный, смелый, справедливый? (ответы)
Чтобы закончить портрет нашего класса, остается только нарисовать лицо. Как вы думаете, какое у него лицо? (учитель показывает две рожицы: веселую и грустную, дети выбирают и приклеивают на ватман)
Вот и получился портрет 5 «Б» класса. Спасибо вам за помощь в его составлении. Мы повесим его на видное место и будем наблюдать, как наш класс растет, становится умнее, сильнее, лучше.
Но мы будем не просто расти, а путешествовать по Планете знаний (карта с названиями предметов).
Путешествие по Планете знаний.
Учитель: Перед вами – карта Планеты знаний 5 класса с названиями предметов, которые у вас будут в пятом классе.
Сейчас мы проведем путешествие по некоторым континентам Планеты знаний, названия которых зашифрованы в загадках. Давайте их разгадаем.
Загадки о школьных предметах:
1. Нужная наука, для ума гимнастика,
Нас научит думать….(математика)
2. Грамотным будет любой ученик,
Если он знает …(русский язык)
3. Хочешь ездить по разным странам,
Нужно знать язык …(иностранный)
4. Книжки полюбим, повысим культуру
Мы на уроках …(литературы)
5. Укрепит мускулатуру всем детишкам…(физкультура)
6. Чтоб найти таланты у детей вокальные,
Им нужны уроки …(музыкальные)
7. Картины, краски, высокие чувства –
Этому учит … (изобразительное искусство)
8. Мастерить, работать с увлечением –
Для этого нужно … (трудовое обучение – технология)
9. Далекое прошлое, древние территории –
Это изучает наука … (история)
10.Знать и любить природу научит …(природоведение)
11.В мир компьютерной грамматики
Нас ведут уроки … (информатики).
Учитель: Ну, вот и закончилось наше путешествие по некоторым континентам Планеты знаний. А чтобы глубоко исследовать каждый континент, у нас впереди целый учебный год! Но чтобы наши эмоции были всегда положительные, предлагаю принять законы класса и кодекс чести.
ТРИ ЗАКОНА НАШЕГО КОЛЛЕКТИВА.
1. Закон кота Леопольда
«Давайте жить дружно!»: искать точки соприкосновения – лучшее друг в друге – и все получится.
2. Закон Маугли
« Мы одной крови!»: ученики и учителя - мы делаем общее дело, от него зависит наш общий успех.
3. «Noblesseoblige!»
(«Положение обязывает»):
Мы сами разрабатываем законы и правила жизни в классе, мы их принимаем, и, значит, должны их выполнять, так как сами определили их.
КОДЕКС ЧЕСТИ или КЛЯТВА ПЯТИКЛАССНИКА
Я, ученик 5 «Б» класса Вязьма-Брянской СОШ, вступая в ряды лучших представителей учеников среднего звена, торжественно клянусь:
1. Клянусь жить так, чтобы людям рядом со мной было хорошо.
2. Клянусь не строить из себя интеллектуальную элиту общества, поскольку не знаю, что это такое.
3. Клянусь, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки.
4. Клянусь выучить наизусть имена всех своих учителей.
5. Клянусь научиться радоваться не только своим успехам, но и успехам своих товарищей.
6. Клянусь никому не завидовать и не ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения.
7. Клянусь до последнего шарика в шариковой ручке, до сворачивания ушей в трубочку, до измозоливания мизинца ноги конспектировать все, что вижу, слышу, обоняю и осязаю.
8. Клянусь прийти на помощь товарищу, не ждать, пока меня об этом попросят.
9. Клянусь считать тетрадь не своим личным имуществом, а общественным достоянием класса, параллели, школы.
10. Клянусь, если мне будет плохо, не спешить обвинять в этом других, а учиться преодолевать неприятности, ведь плохое скоро проходит.
11. Клянусь называть школьную столовую рестораном, а саму школу храмом.
12. Клянусь дорожить школьной дружбой, ценить свой класс и свою школу.
13. Клянусь входить в класс без шума, спать без храпа, отвечать без звука.
14. Клянусь не прогуливать перемены.
15. Клянусь не считать слово «ботаник» оскорблением.
16. А ГЛАВНОЕ КЛЯНУСЬ: ОТНОСИТЬСЯ К ЛЮДЯМ ТАК, КАК ХОТЕЛ, ЧТОБЫ ОТНОСИЛИСЬ КО МНЕ.
Предварительный просмотр:
Классный час «Моя семья - моя крепость»
Цель: осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
- Раскрытие сущности понятия «дом»;
- Раскрытие культуры других семей для собственной личности;
- Формирование способности быть хорошим семьянином;
- Формирование чувства долга и ответственности перед своей семьей.
Оборудование: магнитофон с записью песни «Родительский дом» карточки «домики», карточки «кирпичики», маркеры, двусторонний скотч, плакат «Семья», словарик по этике, колокольчик.
Этапы мероприятия | Формы и методы, время |
Здравствуйте! Меня зовут Ольга Александровна. Мы сегодня проведем классный час…(«Я и моя семья»). Как вы думаете, о чем мы будем говорить на классном часе? (О доме, о семье, о семейных отношениях). Вы правы, мы поговорим о ценности семейных отношений. | 2 мин |
А дом, заставленный добром – еще не дом. И даже люстра над столом – еще не дом. Чего не хватает в этом доме? (Людей, близких, животных) Так давайте возьмем в руки домики и заселим их родными и близкими людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники, то есть близкие по духу вам люди. Впишите их имена в прямоугольники окон. Диагностика привязанности к родным и близким людям, к товарищам, учащимся друг к другу. Когда вечерняя сгустится темнота, Так эта истина понятна и проста – Что от ладоней до окна наполнен дом Твоим теплом. Конечно, в ваших юных сердцах зарождается с детства и крепнет с годами любовь к дому своему. Прослушивание музыкального произведения. Думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее уютного дома, где тебя всегда поймут, посочувствуют, поддержат? Как же построить такой дом? С чего начать? Предлагаю вам поиграть в «строителей». У нас есть четыре строительные бригады. При строительстве дома необходимо соблюдать ряд требований.
Правила понятны? Есть такая традиция перед началом строительства скрепить бригады общим символическим рукопожатием. Выполняют рукопожатие. (раз, два, три) Строительство дома начинается с фундамента. Первое задание: найдите на «розовых» кирпичиках, предложенных вам, слово, которое ассоциируется у вас со словом «дом». Для меня это слово – «кров». А для вас? (Дом – это…начало начал, крепость, кров, очаг, причал) Каждая бригада прикрепит кирпичик к эскизу дома. Продолжим строительство фундамента. Второе задание: написать на пустых кирпичиках слово, которое ассоциируется со словом «семья». (Семья – это…я и родственники; мама, папа, сестра и я.) Семья – группа живущих вместе близких родственников. Молодцы! Фундамент дома готов. Начинаем строительство стен дома. А стенами нашего дома будут являться семейные отношения. Третье задание: из «зеленых» кирпичиков выберите только четыре, самых важных на ваш взгляд. При затруднениях обращайтесь к словарикам. Не забывайте, чтобы всем в доме было уютно и тепло. Итак, слушаем представителей первой бригады. (Зачитывают и прикрепляют) Дом готов. Молодцы! Вы выбрали прочный строительный материал. Каждый из вас отдал при строительстве частичку души. А теперь давайте «оживим» дома, которые вы заселили в начале классного часа. Каждый на обратной стороне домика напишет те понятия, которые он считает необходимыми для создания теплых семейных отношений. Вы не забыли себя заселить в этот дом? Ребята, а чей же дом получился на доске? (Дом нашего класса). Правильно! Пусть всегда царит в нем доброта, дружба, уважение и т.д. | 25 мин 2 мин Диагностика Индивидуальная работа 5 мин Музыкальный фрагмент. 1 мин Инструктаж 2 мин Работа в группах 12 мин Работа со словариками. Диагностика 3 мин |
Наш классный час подходит к концу хотелось бы узнать ваше мнение? Запись на доске:
Плакат на доске «Семья вместе- душа на месте» Пусть все это только игра, Но ею сказать мы хотели: Великое чудо семья! Нет в жизни важнее цели! Храните ее! Берегите! Спасибо за помощь в проведении классного часа. До свидания! | 3 мин Рефлексия 2 мин Работа с наглядностью 1 мин |
Легенда «Родной очаг»
Это было давным-давно,
В позабытые предками годы.
Когда жили еще племенами
И везде были чистыми воды.
Там в долине прекрасной,
Что ее не окинешь и взором,
Жило племя людей,
А кругом были яркие горы.
Цепь лесистых бугров и зеленых лугов
Дополняли красоты долины.
На охоту изо дня в день
Уходили в горы мужчины
Родной их очаг – уют и тепло –
Не гаснул ни ночью, ни днем.
В любое ненастье манил он к себе
Ярким красным огнем.
Мужчины, спускаясь в долину с гор,
Видя родной очаг,
Знали, что дома все хорошо,
И прибавляли шаг.
Спокойно и мирно тянулись года,
Но за солнечным днем приходит ненастье.
И вот неожиданная беда
Унесла у людей счастье.
Горе застало племя врасплох:
В горах на охоте были мужчины –
Разрушили варвары вся и все.
Потух их очаг родимый.
Ничто не светит мужчинам вдали –
И стала их поступь тяжелой,
Тревогой сердца их были полны,
Никто не обмолвился словом.
О, где ты, огонь очага?!
Багровый ночью, синеватый при свете дня,
Отец, страж и спаситель
Даже в самые тяжкие времена.
И вдруг, о, чудо! Слабый огонь
Из уголька возгорается.
Одной из женщин он был сохранен, –
Значит счастье в дом возвращается.
И снова дышит родной очаг.
Звонко смеются дети.
А вот малыш сделал первый шаг –
Как жить прекрасно на свете!
Храните, люди, семейный очаг,
В нем сила ваша и крепость –
Это было, это есть и сейчас,
И это так будет вечность.
Предварительный просмотр:
Посвящение в пятиклассники
Класс разбивается на три команды, выбирается капитан.
За каждый конкурс команда может получить баллы-жетоны. Решение выносят члены жюри (группа старшеклассников)
В процессе конкурсов слово пятиклассник, вывешенное на доске, “разбирается” по буквам. Каждая буква в слове “ПЯТИКЛАССНИК” является первой буквой названия конкурсов. Таким образом, конкурсы могут быть следующие:
Пословицы
Яркий
Таланты
Интеллектуальный
Коллективный
Ласковый
Астрономический
Сложный
Смекалистый
Нарисуй-ка
Избушка на курьих ножках
Квадратный
Учитель может сам составить порядок проведения конкурсов, а могут в этом участие принять дети.
Учитель: Ребята! Первая четверть подошла к концу. И сегодня мы проверим -можете ли вы нести это гордое звание “пятиклассник”.
У нас сегодня соревнуются три команды. Судить конкурсы будут ваши старшие друзья (учитель представляет жюри).
ЯРКИЙ конкурс.
Команды придумывают название команды. Оно должно соответствовать эмблеме, которую дети в течение пяти минут создают.
Учитель для этого каждой команде предоставляет одинаковые наборы карандашей, мелков и т.п., можно дать листы с изображениями из книжки-раскраски.
СЛОЖНЫЙ конкурс.
В этих конвертах задания по математике. Вы должны решить предложенные вам задания.
Прочтите слова:
Смор1 а (смородина),
по2л (подвал),
па3от (патриот),
с3ж(стриж),
пу100(пусто),
ка100рка (касторка),
40оножка (сороконожка),
40а (сорока).
СМЕКАЛИСТЫЙ конкурс
Шуточные задачи на бумаге, дети заполняют ответ
1. Что находится внутри квадрата? (Его площадь).
2. Разделить пять яблок между пятью лицами так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине.(Один человек берет яблоко вместе с корзиной).
3. Число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ними никаких арифметических действий. (Написать это число, а затем повернуть бумагу Вверх ногами (на 180°). Получится 999).
4. На грядке сидит 6 воробьев, к ним прилетели еще 4. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьев на грядке? (Нисколько, так как остальные воробьи улетели).
5. Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока. Сколько всего яблок? (Нисколько).
6. Что легче: один килограмм ваты или один килограмм железа? (Один килограмм ваты равен по весу одному килограмму железа).
7. Тройка лошадей пробегает 5 километров. По сколько километров пробегает каждая лошадь? (По 5 километров).
КОЛЛЕКТИВНЫЙ конкурс
Необходимо по сигналу учителя каждой команде построиться:
1. по росту
2. по цвету волос (от светлых до тёмных)
3. по алфавиту
Кто быстрее?
Этот конкурс показал нам, что вы – дружные ребята!
Конкурс НАРИСУЙ-КА
В нашем классе работают учителя русского языка и литературы, математики, природоведения, истории, физкультуры, музыки.
Каждая команда получит конверт, в котором вы найдете листок с фамилией, именем, отчеством учителя, портрет которого вы должны нарисовать.
(После выполнения задания каждая команда показывает свой портрет, остальные участники вечера отгадывают, кто был нарисован).
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ конкурс.
- Дед, баба, внучка, жучка, кошка и мышка тянули-тянули репку и наконец, вытянули. Сколько глаз увидели репку? (12)
- Кузнец подковал тройку лошадей. Сколько подков ему пришлось сделать? (12)
- Один ослик нес 10 кг сахара, а другой – 10 кг ваты. У кого поклажа была тяжелее? (Одинаковая – 10 кг.)
- Наступил долгожданный декабрь. Погода стояла хорошая. У нас в саду сначала зацвели две сливы, а потом три яблони. Сколько деревьев зацвело? (Нисколько: в декабре деревья не цветут.)
- Около столовой, где обедали лыжники, было воткнуто 20 лыж и 20 палок. Сколько лыжников ходило в поход? (10)
- По морю плыли 9 акул. Они увидели косяк рыб и нырнули в глубину. Сколько акул осталось в море? (9)
- В комнате – четыре угла. В каждом углу сидит по кошке. Напротив каждой кошки – еще три кошки. Сколько всего кошек в комнате? (4)
- Сколько лет рыбачил старик из “Сказки о рыбаке и рыбке” прежде, чем ему попалась рыбка? (30 лет и 3 года.)
- Сколько героев в сказке “Курочка Ряба”? (4)
Конкурс ПОСЛОВИЦЫ.
Командам предлагается отгадать зашифрованную пословицу. Кто быстрее?
не а сто имей
имей сто друзей рублей
Ответ: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”
КВАДРАТНЫЙ конкурс
Задание – сосчитать: сколько на рисунке треугольников (7);
КОНКУРС “ТАЛАНТЫ”.
Всей командой исполнить песню. Кто дружнее и лучше?
ЛАСКОВЫЙ конкурс.
Команды по очереди называют ласковые слова, обращаясь к своим соперникам. Из игры выбывает та команда, которая собьётся первой. Затем игра продолжается между двумя оставшимися командами, но ласковые слова заменяются на вежливые.
Конкурс ИЗБУШКА.
Команде предлагается за 5 минут создать самую оригинальную избушку на курьих ножках, используя как можно меньше ног (можно пользоваться любыми средствами и способами).
АСТРОНОМИЧЕСКИЙ конкурс.
Напишите название планет солнечной системы по порядку, начиная с ближайшей к Солнцу.
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон)
Кто быстрее и правильнее напишет?
Учитель:
Ребята! Вы смогли защитить все буквы слова “ПЯТИКЛАССНИК”
Значит, вы действительно достойны нести звание "Пятиклассник".
Жюри подводит итоги, объявляет победителя.
Вручение медалек "Я пятиклассник!".
Ученик:
Ребята, дружбу крепкую свою
В 5 класс возьмите
И на долгие года
Каждый сохраните!
Как всегда "один за всех"
Будьте вы в ответе,
Вот тогда все скажут вам:
Вот такие дети!
Предварительный просмотр:
Памятка классному руководителю
Учитель, работая с классом, всегда помни:
- если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;
- если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;
- если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;
- если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;
- если ребенка критикуют, он учится ненавидеть;
- если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;
- если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;
- если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины;
- если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;
- если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей;
- если ребенок живет в понимании, он учится находить любовь в этом мире.
Предварительный просмотр:
Полезные ссылки на интернет-ресурсы для классных руководителей
- I. Помощь в организации воспитательной работы
- http://oodvrs.ru/
- http://www.edu.ru/
- http://moeobrazovanie.ru/
- http://ed.vseved.ru/
- http://detstvo.ru/
- II. Помощь в организации проведения мероприятий (сценарии, разработки, материал)
- http://ped-kopilka.ru/klasnomu-rukovoditelyu/
- http://konkyrs.org/
- http://www.uchportal.ru/
- http://pedsovet.su/
- http://klruk.uroki.org.ua/
- http://uroki-stsenarii.narod.ru/
- http://www.vozhatyj.ru/
III. Дистанционные творческие конкурсы
Предварительный просмотр:
Игра-соревнование «Права ребенка»
Игра проводится для учащихся 5-х классов. Данное мероприятие знакомит обучающихся с Декларацией прав ребенка, учит детей осознавать свои права и обязанности, развивает творческие способности.
I этап
Заочно проводится конкурс рисунков на темы: "Мое счастливое детство", "Я имею право на...". Капитаны каждой команды в начале игры проводят "экскурсию" по рисункам.
II этап
Обучающиеся должны выбрать правильный вариант ответа из двух предложенных и ответить на вопросы учителя. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.
№ п/п | Вариант ответа А | Вариант ответа В | |
1 | Каждый ребенок имеет право на все, что изложено в Декларации прав ребенка независимо от богатства или бедности его родителей, цвета кожи, религиозных, политических и иных убеждений | На все, что изложено в Декларации прав ребенка, могут рассчитывать только: • внуки и правнуки Царя Салтана, а также дети Соловья-разбойника; • дети, верящие в Бабу Ягу и Кощея Бессмертного; • дети одного с Бабой Ягой цвета кожи, одной с ней национальности и разделяющие взгляды Кощея Бессмертного | |
Вопрос классу: Какой из вариантов ответа является более справедливым и почему? | |||
2 | В законах любого государства главным должно быть наилучшее соблюдение интересов ребенка и предоставление ему возможности свободно развиваться духовно, умственно и физически | У государства свои заботы, у детей - свои. Дети не занимаются вопросами воспитания и развития государства, а государство не занимается вопросами воспитания и развития детей | |
Вопрос классу: Какой вариант правильный? Можно ли стать всесторонне развитым человеком, если все свое время посвящать развлечениям, играм и забавам? | |||
3 | Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребенка | Законы любого государства должны обеспечивать социальную защиту ребенка. За исполнение этих законов отвечает Баба Яга. Контроль за их соблюдением возлагается на Спящую Царевну | |
Вопрос классу: Нужны ли законы, защищающие детей, кто должен следить за их соблюдением? | |||
I 4 | Каждый ребенок со дня своего рождения имеет право на гражданство и собственное имя | Все дети рождаются одинаковыми, поэтому давать имена им не надо. Дети должны обращаться друг к другу по кличкам или прозвищам. Гражданство, как не имеющее никакого значения, отменяется | |
Вопрос классу: Дразнил ли кто-нибудь вас? Что вы при этом чувствовали? | |||
5 | Каждый ребенок имеет право на достойные медицинское обслуживание, жилище, питание, развлечения | На достойное медицинское обслуживание имеют право только дети врачей. На достойное жилище - дети строителей. На хорошее питание – дети поваров | |
Вопрос классу: Какой из вариантов вы считаете более справедливым и почему? Даже самый красивый дом можно испортить, разукрасив стены и лифты глупыми надписями, разбив лампочки и стекла в подъездах. Приятно ли и удобно жить в таком доме? | |||
6 | Каждый ребенок и его мать имеют право на особую заботу государства об охране их здоровья | Государство должно заботиться только о здоровых людях. Все остальные должны лечить себя сами | |
Вопрос классу: Почему государство должно особенно заботиться о матери и ребенке? Что нужно делать, чтобы быть здоровыми? | |||
7 | Каждый ребенок с физическими или психическими недостатками имеет право на заботу, а также на специальное образование и медицинский уход | Ребенок с физическими или психическими недостатками должен заботиться о себе сам | |
Вопрос классу: Еще вчера ты был нормальным здоровым ребенком, а сегодня, к сожалению, сломал руку, т. е. приобрел физический недостаток. На чью помощь ты можешь рассчитывать? Величайший поэт Древней Греции Гомер был слепым. Появились бы на свет его поэмы "Илиада" и "Одиссея", если бы рядом с ним не было заботливых людей? Как нужно относиться к людям с физическими или психическими недостатками? | |||
8 | Каждый ребенок нуждается в любви и внимании | Каждого ребенка нужно любить и выполнять все его желания. Дети, чьи права не соблюдаются, направляются в пансионат Змея Горыныча за тридевять земель, где им будут обеспечивать уход и заботу | |
Вопрос классу: Почему детям нужны любовь и внимание? Можно ли выполнять все желания детей? К чему это может привести? Должны ли дети сами заботиться о ком-либо? | |||
9 | В тех случаях, когда ребенок по каким-то причинам мешает семье, он имеет право на особую заботу со стороны государства | Дети, лишившиеся семьи, имеют право пойти за тридевять земель просить помощи у доброго царя | |
Вопрос классу: Почему о детях, лишившихся семьи, должно заботиться государство? | |||
10 | Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей мамой, кроме исключительных случаев | Ни один малолетний ребенок не может быть разлучен со своей мамой, кроме тех случаев, когда она:
| |
Вопрос классу: Считаете ли вы запрещение круглосуточно смотреть телевизор достаточной причиной лишения мамы родительских прав? Когда вы станете взрослыми, как вы будете себя вести, чтобы ваши дети никогда не захотели разлучаться с вами? | |||
11 | Желательно, чтобы многодетным семьям государство оказывало материальную помощь | Для оказания материальной помощи многодетным семьям государство обязано сообщать Бабе Яге, Гусям-Лебедям и Змею Горынычу адреса этих семей | |
Вопрос классу: Почему государство заботится о многодетных семьях? | |||
12 | Каждый ребенок имеет право на бесплатное и обязательное образование, по крайней мере на начальных стадиях | Каждый ребенок имеет право на обязательное образование по телевизору. Обязательными учебными предметами являются: • родная речь (учитель Соловей-разбойник); • история и естествознание (учитель Кощей Бессмертный); • права ребенка (преподает Баба Яга); • трудовое воспитание (учитель Емеля) | |
Вопрос классу: Почему каждому ребенку необходимо учиться? | |||
13 | Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребенка. Об этом обязаны заботиться государство и в первую очередь родители ребенка | Образование, игры и развлечения должны способствовать общему культурному развитию ребенка. Об этом обязаны заботиться Баба Яга, Емеля, Соловей-разбойник и Кощей Бессмертный | |
Вопрос классу: Кого, по вашему мнению, будет считать "культурно развитым ребенком" Василиса Премудрая, а кого - Баба Яга? | |||
14 | Каждый ребенок имеет право при любых обстоятельствах получить защиту и помощь | Каждый ребенок, первым прибежавший к месту получения защиты и помощи, первым их получит. Все остальные получат по подзатыльнику | |
Вопрос классу: Какой из двух вариантов текста вы считаете справедливым и почему? | |||
15 | Каждый ребенок должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме | Каждый ребенок до десяти лет должен быть огражден от жестокости и эксплуатации в любой форме | |
Вопрос классу: Какой из двух вариантов текста вам понравился больше и почему? | |||
16 | Ни один ребенок не может быть продан или куплен | Ни один ребенок не может быть продан или куплен, но может быть заменен на более послушного и вежливого | |
Вопрос классу: Делаете ли вы хоть что-нибудь, чтобы у ваших родителей не возникало желание обменять вас на ребенка получше? | |||
17 | Ребенок ни в коем случае не должен заниматься непосильным для его возраста трудом и привлекаться к работе и занятиям, вредным для здоровья, умст-венного и физического развития | Ребенок не должен заниматься непосильным для его возраста трудом, если он состоит в родстве со Змеем Горынычем | |
Вопрос классу: Какие занятия считаются вредными, а какие - полезными | |||
18 | Каждый ребенок должен быть защищен от дискриминации в расовой, национальной или любой другой форме | Каждый светловолосый ребенок имеет право проживать в избушке на курьих ножках, где он будет надежно защищен от всякой дискриминации | |
Вопрос классу: Как может повести себя ребенок, выйдя из избушки на курьих ножках и впервые увидев детей с иным цветом волос? | |||
19 | В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания между народами | В каждом ребенке должно воспитываться чувство дружбы и взаимопонимания в отношении приятных ему народов | |
Вопрос классу: Как быть с неизвестными вам народами, о которых вы ничего не знаете: • давать их представителям обидные клички; • замазывать чернилами на карте те страны, где эти народы проживают; • познакомиться с их историей и культурой и понять, что эти народы ничуть не хуже других? | |||
20 | В каждом ребенке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить людям | В каждом ребенке необходимо воспитывать сознание, что его энергия и способности должны служить только близким людям | |
Вопрос классу: Возможна ли нормальная жизнь в государстве, если все живущие в нем столяры будут делать мебель, писатели писать стихи, а шахтеры добывать уголь только для себя и своих близких? Что вы, ребята, можете сделать хорошего и полезного людям? |
III этап
Закончите утверждения, выбрав из предложенного списка подходящие пункты:
А.С. Пушкин "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях"
• Приказав Чернавке увести царевну и бросить ее связанной в лесу, царица посягнула на... (2)
• Брак королевича Елисея и царевны был заключен при... жениха и невесты. (3)
• Пес Соколко не пускал старуху в дом, охраняя право на... (1)
1) неприкосновенность жилища;
2) личная неприкосновенность, жизнь и свобода;
3) свободное и обоюдное согласие.
А.С. Пушкин "Сказка о Царе Салтане"
• Князю Гвидону, превратившемуся в комара, никто не мешал воспользоваться правом... (2)
• Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой виноваты в... царицы. (3)
• Получив сообщение от гонца, Царь Салтан решил отложить решение до
своего возвращения, чтобы установить виновность или невиновность царицы с помощью... (1)
1) закон и справедливый суд;
2) уехать из своей страны и вернуться на родину;
3) посягательство на честь и репутацию.
IV этап
Учащиеся должны ответить на вопросы по сказке А.С. Пушкина "Сказка о попе и о работнике его Балде":
• Кто из персонажей сказки воспользоваться своим правом на труд? (Балда.)
• За какое вознаграждение и на какой срок поп нанял работника? (Поп нанял работника за 3 щелчка себе по лбу и обязался кормить его вареной полбой.)
• Получал ли работник вознаграждение, которое могло обеспечить ему и его семье достойное существование? (Нет.)
Побеждает та команда, которая правильно выполнит наибольшее число заданий, тем самым набрав наибольшее количество баллов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы классного руководителя "Роль классного руководителя в профориентации учащихся в специальной (коррекционной) школы VIII вида"
В данной публикации представлен материал о деятельности классного руководителя коррекционной школы VIII вида по профориентации учащихся....
Обобщение опыта работы классного руководителя "Работа классного руководителя с семьями учащихся с ОВЗ в условиях МСКОУ СКОШ VIII вида г. Арзамаса"
В данной статье обобщен опыт работы классного руководителя с семьями учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида....
Новые формы взаимодействия классного руководителя и субъектов образовательного процесса. (Система работы классного руководителя с родителями обучающихся).
Программа развития воспитания в системе образования России на 1999–2001 гг. (приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.10.99 № 574) выделяет воспитание как важнейшую стратегичес...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Выступление на семинаре классных руководителей "Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ"
Доклад и презентация к выступлению на городском семинаре классных руководителей «Роль классного руководителя в профилактике асоциального поведения учащихся и употребления ПАВ»...
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....