Семинар «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности» прошел в школе на этой неделе.
“В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасного у каждого индивида.
Эстетическое воспитание – это процесс развития художественного вкуса, умения видеть прекрасное, восприимчивости к красоте окружающего мира, красоте и ценности произведений искусства и способностей к самостоятельному творчеству. Умение видеть и оценивать красоту окружающего мира, наслаждаться произведениями искусства развивается в процессе знакомства с прекрасным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_dlya_pedagogov_shkoly.docx | 36.96 КБ |
nravstvennoe_vospitanie.pptx | 959.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».
“В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасного у каждого индивида.
Эстетическое воспитание – это процесс развития художественного вкуса, умения видеть прекрасное, восприимчивости к красоте окружающего мира, красоте и ценности произведений искусства и способностей к самостоятельному творчеству. Умение видеть и оценивать красоту окружающего мира, наслаждаться произведениями искусства развивается в процессе знакомства с прекрасным.
Эстетическое воспитание.
Эстетическое воспитание – это одно из направлений педагогики, главная цель которого научить человека понимать и ценить прекрасное. Это развитие в человеке способности воспринимать, ценить, анализировать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Здесь следует уточнить, что понятие «прекрасное» в контексте художественного формирования личности не совпадает со значением слов «красота, красивый». Последнее – это скорее описание внешней формы, которое зависит от конкретной исторической эпохи, и может меняться. «Прекрасное» же находится вне зависимости от времени и включает в себя такие понятия, как гармония, гуманизм, совершенство, возвышенность, духовность.
Термин «Эстетика» был введен в научный обиход немецким ученым Александром Баумгартеном в 1750г. Но сама наука зародилась в глубокой древности. Основной вопрос эстетики — это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Основные направления в развитии эстетики и отчетливо обозначились в Древней Греции. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись начиная со времён Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности её предмета. Термин «эстетика» происходит от греческого «aisteticos» (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования её эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед школой.
Существует множество определений понятия «эстетическое воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые из них, уже можно выделить основные положения, говорящих о его сущности. Во-первых, это процесс целенаправленного воздействия на учащихся. Во-вторых, это формирование способности у школьников воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее. В-третьих, эстетическое воспитание – это формирование эстетических вкусов и идеалов личности. И, в-четвертых, - развитие способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного.
Главная цель эстетического воспитания - формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя:
- Эстетическое восприятие — это способность видеть прекрасное в любом его проявлении: в природе, искусстве, межличностных отношениях.
- Эстетические чувства – эмоциональная оценка прекрасного.
- Эстетические потребности – желание и необходимость получать эстетические переживания путем созерцания, анализа и создание прекрасного.
- Эстетические вкусы – умение оценивать и анализировать проявления окружающего мира с точки зрения соответствия его эстетическим идеалам.
- Эстетические идеалы – личностные представления о прекрасном в природе, человеке, искусстве.
Задачами являются:
- формирование гармоничной личности;
- развитие в человеке способности видеть и ценить прекрасное;
- закладка идеалов прекрасного и выработка эстетических вкусов;
- побуждение к развитию творческих способностей.
Эстетическое воспитание – задача не только воспитателей и учителей. Это непрерывный процесс, который берет свое начало в семье, а продолжается педагогами. Самым действенным из всех методов является личный пример учителя (родителя). Посредством его формируется тот идеал, который потом ложится в основу всего художественного сознания. Личный пример включает в себя: манеру поведения, общения, внешний вид и моральные качества. Эстетического развития в семье начинается с момента рождения ребенка и включает в себя: личный пример родителей; пение песен и колыбельных; рисование; чтение книг, рассказывание сказок; беседы; эстетика быта. Народная мудрость подчеркнула это пословицей «Яблоко от яблони недалеко падает». Первое, что видит ребенок в семье – это мама и папа. Они являются его первыми эстетическими идеалами. В этом деле нет мелочей, важными являются и внешний вид родителей, и их манера общения, разговора, и семейные критерии прекрасного и безобразного. Семейное эстетическое воспитание складывается из многих составляющих: опрятно одетые члены семьи, атмосфера взаимного уважения, искренние эмоции, умение выражать свои чувства словом, наличие дисциплины и правил поведения – вот те основы, на которых строится правильное эстетическое сознание ребенка. Воспитание музыкального вкуса начинается с пения колыбельных песен, потешек, детских песен как отдельно матерью, так и совместно с ребенком. Умение ценить произведения искусства, тягу к созиданию развивает рисование. Употребление различных техник: карандаш, гуашь, акварель, фломастеры, карандаши, помогает ребенку знакомиться с цветами, их сочетаниями, развивает способность видеть форму и содержание. Чтение книг, рассказывание сказок помогает ребенку освоить все богатство родного языка, научиться использовать слово в качестве инструмента выражения эмоций. Беседы необходимы для ответов на вопросы ребенка, возникающие во время познавания окружающего мира. Они помогают научиться отличать прекрасное от безобразного, гармонию от хаоса, возвышенное от низменного. Эстетика быта включает дизайн детской комнаты, общее оформление жилого пространства: картины на стенах, живые цветы, порядок, чистота. Все это с самого раннего детства формирует у ребенка внутреннее чувство прекрасного, которое затем найдет свое выражение в эстетическом сознании.
Богатейшим источником эстетических переживаний является природа. В отличие от произведений искусства природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года, суток и погоды. В каждый момент в окружающей природе есть что-то прекрасное. Природа - это и музыка: шелест листьев, пение птиц, журчание воды. Чувства, в том числе и эстетические – специфическая форма отражения окружающего. Поэтому они не могут возникнуть и развиваться там, где в повседневном окружении нет тех сочетаний предметов, форм, красок, звуков, которые могут быть восприняты как образцы прекрасного. Однако только наличие этих объектов еще недостаточно для возникновения у детей эстетических чувств. Природа – это самый совершенный объект для эстетического воспитания ребенка, он всегда находится перед его глазами. Но ребенок должен научиться воспринимать присущие ей разнообразные формы, гармонию красок, звуков, запахов и испытывать при этом эстетические чувства, а помочь ему в этом могут взрослые, организуя экскурсии и походы на природу. К.Д.Ушинский считал, что день, проведенный ребенком среди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.
Наибольшее влияние на развитие эстетических вкусов учащихся оказывают уроки:
- Русского языка и литературы. Они знакомят детей с сокровищницей родной речи, помогая овладеть словом, научиться ценить и анализировать произведения мировой классики.
- Музыки. Музыка и пение развивают голос и слух. Кроме того, изучаемые на уроках теоретические основы музыки учат детей правильно оценивать любое музыкальное произведение с эстетической точки зрения.
- Рисования (уроки изобразительного искусства). Рисование способствует выработке художественного вкуса. Изучение работ классиков мировой живописи, скульптуры на уроках изобразительного искусства формирует в детях способность видеть прекрасное в самых разных его выражениях.
- Мероприятия в библиотеке. Библиотека всегда ассоциировалась с сокровищницей знаний. Это уважительное отношение к книгам можно использовать для эстетического воспитания школьников младших и средних классов школы. Среди мероприятий, проводимых в библиотеке можно выделить: ознакомительные беседы, рассказывающие о ценности книг, бережном отношении к ним; тематические книжные выставки, посвященные, например, старинным книгам, литературе о войне, защите окружающей среды; дни «приведи друга», направленные на побуждение детей записаться в библиотеку; литературные и поэтические вечера, посвященные творчеству конкретного писателя или поэта, со знакомством с его биографией, выдающимися произведениями, чтение отрывков из них или декламация стихов наизусть.
Эстетическое воспитание также осуществляется в разнообразных формах внеучебной воспитательной работы, в учреждениях дополнительного образования и культуры.
Содержание эстетического воспитания включает в себя формирование знаний, умений и навыков, воспитание эстетических чувств, вкусов, интересов.
Осваивая окружающую действительность и искусство, у детей формируются знания о прекрасном. Под руководством взрослых дети осваивают основные эстетические критерии возвышенного и низменного, трагического и комического и т.д. Через произведения искусства: стихи, песни – у детей закрепляется знание о прекрасном, дети овладевают эстетической оценкой: прекрасного или некрасивого, уродливого, безобразного. Осваивают и категорию смешного, и комического. В комизме отражаются противоречия между старым и новым, между должным и реально существующем.
В содержание эстетического воспитания входит и формирование элементарных знаний о художественной литературе: русской и зарубежной. Дети приобретают знания о фольклоре, стихах, рассказах.
Наряду с усвоением знаний в содержание эстетического воспитания входит и приобретение эстетических навыков и умений. В музыкальной деятельности дети овладевают навыками слушания музыки; в изобразительной деятельности – умение наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, замечать индивидуальные свойства и общие.
Также в содержание эстетического воспитания входит развитие у детей самостоятельности в творчестве, когда ребенок сам что-то создает, проявляя при этом свою инициативу и раскрывая свои интересы и потребности.
Таким образом, средствами приобщения к прекрасному являются:
- изобразительное искусство (живопись, скульптура);
- драматургия (театр);
- архитектура;
- литература;
- телевидение, СМИ;
- музыка различных жанров;
- природа.
Основными методами и формами эстетического воспитания являются:
- беседы,
- лекции,
- круглые столы,
- клубы друзей искусства,
- кружки, фестивали,
- экскурсии,
- посещение театра,
- художественных выставок,
- встречи с работниками искусства,
- конкурсы исполнительского искусства,
- литературные вечера и другие.
Помимо формирования эстетического отношения детей к действительности и искусству, эстетическое воспитание параллельно вносит вклад и в их всестороннее развитие. Эстетическое воспитание способствует формированию нравственности человека, расширяет его познания о мире, обществе и природе. Разнообразные творческие занятия детей способствуют развитию их мышления и воображения, воли, настойчивости, организованности, дисциплинированности.
Критериями сформированности эстетической культуры являются: наличие эстетической потребности в преобразовании окружающей действительности по законам красоты; знание основ искусства, историко-культурных традиций своей страны, стремление к их творческому освоению и сохранению; наличие стремления к общению с искусством и природой; умение воспринимать искусство, дать эстетическую оценку произведениям искусства, объектам природы; способность и умения художественно-творческого самовыражения; эстетизация отношений с окружающими людьми.
Таким образом, эстетическое воспитание – это не одноразовое мероприятие. Оно должно начинаться с самого рождения ребенка в семье, подхватываться воспитателями детских садов, продолжаться в школе и университете и сопровождать человека всю его жизнь уже в форме самосовершенствования.
«Роль эстетического воспитания в формировании личности школьников»
Выступления педагогов.
1.Педагогическая наука определяет эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей.
Потребность в красоте и доброте у ребенка отличается с его первых дней. Важно, чтобы с детства восприятие красоты сохранилось на всю жизнь, а для этого ребенка надо учить видеть прекрасное вокруг себя – в природе, в деятельности человека, в отношениях между людьми, их поступках, взглядах, суждениях. В самой материальности мира, во взаимодействии его явлений заключена природная основа прекрасного. Постепенно познавая эту красоту окружающего бытия, ребенок обогащает свой внутренний мир, откликается на жизненные явления, отношения, предметы.
Эстетическое воспитание – целенаправленное систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, то есть формирования эстетических восприятий, суждений, вкусов, чувств, эстетического сознания, правильного понимания прекрасного в действительности и в искусстве; развитие эстетических потребностей и интересов, способностей к творческому участию в преобразовании жизни по законам красоты. Эстетическое развитие – это длительный процесс становления и совершенствования эстетического сознания, отношений и эстетической деятельности личности.
Основные задачи эстетического воспитания:
1) воспитание в личности чувство прекрасного;
2) формирование умений и навыков творить красоту в повседневной жизни;
3) формирование умения отличать прекрасное от безобразного;
4) формирование умения жить по законам духовной красоты.
Процесс эстетического воспитания продолжается на протяжении всей жизни человека и направления этой работы многогранны.
К ним относятся:
1. Жизнь и деятельность ребенка в семье. Здесь закладываются основы формирования эстетических вкусов, эстетических чувств. Организация эстетического быта в доме, одежда, красота взаимоотношений между членами семьи, оценка старшими предметов, явлений окружающей действительности с позиций эстетики, непосредственное участие в эстетической деятельности, игрушки и др. - все это, так или иначе, влияет на формирование эстетических чувств и вкусов ребёнка.
2. Воспитательная деятельность дошкольных воспитательных учреждений.
3. Учебно-воспитательная деятельность общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений. Задачи эстетического воспитания решаются путем привлечения школьников к различным сферам деятельности: овладение содержанием учебных дисциплин, внеклассная воспитательная работа, которая несет в себе эстетическую нагрузку.
В условиях школы эстетическое воспитание, так или иначе, пронизывает всю систему воспитательной работы. Ученики овладевают эстетическими знаниями в процессе изучения учебных дисциплин. Язык, литература, история, дисциплины естественнонаучного цикла несут в себе значительный эстетический потенциал. Особое место среди учебных дисциплин занимают музыка и изобразительное искусство.
В рамках общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений широко практикуется привлечение учащихся к различным видам внеклассной воспитательной работы по эстетическому содержанию. Это участие в работе танцевальных кружков, хоровых коллективов, студий изобразительного, литературного искусства и др.
4. Учебно-воспитательная работа внешкольных детских воспитательных учреждений (дома и дворцы детского и юношеского творчества, студии, детские музыкальные и художественные школы и т.д.) Деятельность этих заведений направлена на удовлетворение интересов детей, развитие способностей, привлечение к активной эстетической деятельности.
5. Самообразование.
6. Деятельность профессиональных учебно-воспитательных заведений, где будущие специалисты продолжают овладевать эстетическими знаниями, участвуют в деятельности художественных любительских коллективов, приобретают умения эстетической деятельности.
7. Влияние средств массовой информации: художественная и научная литература, газеты, журналы, радио, кино, телевидение, концертная деятельность.
Научить видеть прекрасное вокруг себя, в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания. Для того чтобы эта система воздействовала на ребенка наиболее эффективно и достигала поставленной цели, Б.М.Неменский выделил следующую ее особенность: "Система эстетического воспитания должна быть, прежде всего, единой, объединяющей все предметы, все внеклассные занятия, всю общественную жизнь школьника, где каждый предмет, каждый вид занятия имеет свою четкую задачу в деле формирования эстетической культуры и личности школьника". Но у всякой системы есть стержень, основа, на которую она опирается. Такой основой в системе эстетического воспитания мы можем считать искусство: музыку, архитектуру, скульптуру, живопись, танец, кино, театр и другие виды художественного творчества. Повод для этого нам дали еще Платон и Гегель. На основании их взглядов стало аксиомой, что искусство является главным содержанием эстетики как науки, и что красота есть основное эстетическое явление. Искусство заключает в себе большой потенциал для развития личности.
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении – везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет наслаждение и удовольствие, стимулирует трудовую активность, делает приятными встречи с людьми. Безобразное отталкивает. Трагическое учит сочувствию. Комическое помогает бороться с недостатками.
Эстетическое воспитание и образование не только открывают душу человека навстречу звукам, краскам, формам мира, но и в целом способствуют более полному, более связному и глубокому пониманию мира и более гармоничному, всестороннему раскрытию себя. Это способствует и развитию творческого мышления, расширяет возможности в поиске и нахождении новых путей, новых решений, в том числе в сфере науки, производства, экономики.
Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. Общество все больше начинает осознавать, что главное его богатство – человек, а еще точнее – творческая личность. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать контекст, условия и установку на творчество, с одной стороны, и потребность и побуждение к творчеству, с другой, нельзя без специальных усилий общества, без соответствующей политики, направленной на эту культурную цель. Чрезвычайно важная роль здесь принадлежит программе эстетического воспитания и развития, которые являются одним из важнейших средств качественного совершенствования человеческой природы.
Эстетическое воспитание как бы пересоздает личность, по-новому структурируя душу и эстетизируя мировоззрение, в то же время, становясь заключающим звеном формирования личности, ”суммирующим” ее, объединяющим в единую целостность. Становясь сам субъектом культуры, человек проявляется при этом во всей полноте, многогранности, неповторимости своей личности. Именно в многообразии личностей и богатстве их творческих позиций – залог развития общества, залог здоровья человечества как биологического вида.
Эффективность эстетического воспитания обеспечивается через единство и взаимообусловленность национального и общечеловеческого. Эстетическая культура личности должна формироваться, прежде всего, на почве национальной культуры с привлечением к достижениям культуры мировой.
2.Формы эстетического воспитания могут быть самыми различными и делятся на те, которые используются во время уроков и те, что применяются во внеурочное время:
- эстетическое воспитание путем общения с природой. Это могут быть экскурсии в парк или лес, походы, экологические игры и различные развлечения. Затем дети могут описывать увиденное в сочинениях или выражать приобретенный опыт в виде рисунков.
- эстетика в физической культуре. К примеру, организация спортивных мероприятий, праздников и конкурсов.
- эстетическое воспитание через искусство. Походы школьников в музеи и театры, литературные встречи и музыкальные вечера, детские конкурсы и викторины. Можно организовать встречу детей с писателями, актерами или певцами, а также проводить литературные обсуждения.
- эстетика работы заключается в оформлении рабочего места, сооружении рабочего инвентаря и т. д.
Общая структура средств и форм эстетического воспитания
Формы
Средства
Экскурсии
Изобразитель-ное искусство
Уроки
Окружающая среда
Беседы, диспуты
Семинары
Архитектура
Литература
Театральное и киноискусство
Кружки Секции
Коллективное творческое дело
Музыка
Всё вышеперечисленные формы активно использую в своей воспитательной деятельности. Развиваю эстетический вкус, бережное отношение к своим вещам и к школьному имуществу. Развиваю умение чувствовать и видеть красоту в окружающем мире: в природе, искусстве, поступках и людях. Воспитываю художественный вкус и потребность в прекрасном.
Влияние искусства на воспитание человека в определяющей мере зависит от его художественно-эстетического развития. В восточных странах говорят: «Нет красоты в песках пустыни, есть красота в душе араба». Без знания законов художественного отражения действительности, без понимания языка и художественных средств искусство не возбуждает ни мыслей, ни глубоких чувств. Оно приносит удовольствие и наслаждение только человеку, который имеет соответствующую подготовку и в достаточной степени эстетически образован. Чтобы воспринимать красоту оперного искусства, например, необходимо знать его особенности, понимать язык музыки и вокала, с помощью которых композитор и певцы передают все оттенки жизни и чувств и воздействуют на мысли и эмоции слушателей. Восприятие поэзии и изобразительного искусства также требует определенной подготовки и соответствующего понимания. Даже интересный рассказ не будет захватывать читателя, если у него не выработана техника выразительного чтения, если всю свою энергию он будет затрачивать на составление слов из произносимых звуков и не будет испытывать их художественно-эстетического влияния. Именно, задача школы – обеспечить необходимую эстетическую подготовку учащихся, ввести их в большой мир искусства, сделать его действенным средством познания окружающей действительности, развития мышления и нравственного совершенства.
Только подлинное искусство делает человека умнее, сильнее, добрее, счастливее. Оно и является поэтому мощным и незаменимым орудием целостного формирования личности.
3. Воспитание в дошкольном учреждении
Попадая в детский сад, ребенок окунается в новый мир. Вопросы прекрасного начинаются в нем с оформления помещения. Все, что окружает малыша, должно быть чистым, аккуратным. Помещение насыщено произведениями искусства: картинками, произведениями декоративного искусства. Особая роль отводится народному творчеству. Большое значение в детском саду приобретают занятия по музыке, рисованию, лепке, чтению.
Игры с пением, хороводами; сценки из сказок, детских книг, применение народных костюмов – лучшее средство развития нравственно-эстетической культуры ребенка.
4. Воспитание и школа
Школа влияет на становление всех качеств ребенка. Особое значение имеют уроки русского языка, литературы, знакомящие детей с красотой родного языка, помогающие ценить произведения литературы. Занятия по музыке развивают голос, слух, приобщают к музыкальным произведениям мирового искусства, рисование способствует формированию художественного вкуса, приобщает к изобразительному искусству.
Внеклассные мероприятия разносторонне влияют на формирование разных качеств у школьников. Велико значение в формировании культуры понимания прекрасного досуговых, дополнительных учреждений образования: музыкальных, изобразительных школ, студий танцев и музыки.
Эстетическое воспитание крайне важно для развития ребенка. Его азы закладываются взрослыми после рождения. Ведущую роль в воспитании подрастающего поколения играют семья, дошкольные учреждения, школа. Родителям, учителям необходимо постараться создать обстановку, в которой у ребенка как можно быстрее развивается чувство красоты, чистоты, аккуратности. Эти качества становятся определяющими при развитии чувства прекрасного и общей культуры личности.
5. Эстетическое воспитание и семья
Формирование чувства прекрасного начинается с самого раннего детства. Роль семьи, родителей в становлении этого чувства у ребенка на ранних этапах становления личности неоценима. Для ребенка мать, отец являются идеалами. Личный пример родителей, методы воздействия (применение песен, колыбельных, посещение культурных заведений, прочтение книг, рисование) формируют фундамент для развития эстетических качеств у ребенка.
Факторы влияния семьи:
- внешний вид членов семьи;
- семейная атмосфера, доверительность, взаимное уважение;
- эмоциональность;
- формы воздействия;
- умение родителей выражать чувства;
- эстетика быта (оформление детской комнаты, жилого пространства, цветы, чистота, порядок).
Все это оказывает положительный эффект при формировании внутреннего чувства прекрасного, находящего свое выражение в становлении личности ребенка в будущем.
Дети до школы начинают проявлять эстетические качества личности при рисовании, построении замков из кубиков, снега, песка. На этом этапе родителям важно помочь им не затормозить, а ускорить развитие этих качеств. На этом периоде формируется интерес ребенка к труду, желание понимать красоту.
Первоначальные чувства у ребенка вызывает красивая музыка, детские украшения (банты, яркая одежда, игрушка). Важно побуждать интерес к произведениям литературы. При слушании у детей развивается речь, чувство ритма, чувствительность слуха, эмоциональность голоса.
Важно
Поведение ребенка часто подражает взрослым. Важно, чтобы они видели около себя только хорошее, доброе.
Семинар подготовила ответственная по охране детства в школе Стебунова О.А.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложили в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Р езультатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательном стремлении к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли» Н.И. Пирогов
Задачи эстетического воспитания развитие эстетического восприятия, чувств, представлений; воспитание основ художественного вкуса как способности самостоятельно видеть, замечать красоту, оценивать эстетику произведений искусства и явлений жизни; приобщение к деятельности в области искусства; воспитание потребности посильно вносить элементы прекрасного в быт, в природу, во взаимоотношения; р азвитие художественно – творческих способностей.
Задачи нравственного воспитания воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости); воспитание коллективистских чувств и взаимоотношений; воспитание любви к Родине, к людям труда, к людям разных национальностей, т. е воспитание гражданственности.
Успешное решение задач в нравственном воспитании способствует осуществлению в единстве воздействия на чувства, на сознание и поведение ребенка. в эстетическом воспитании способствует накоплению сенсорного опыта – овладение сенсорными умениями и навыками.
Модель нравственно-эстетического процесса формирование эмоционально – нравственных отношений; формирование у ребёнка способности к самообучаемости , к самоконтролю , к самооценке; ф ормирование индивидуальных нравственно – эстетических чувств личности и эстетического вкуса.
Принципы нравственно-эстетического воспитания Индивидуальный подход к детям, основанный на выявлении их различий и определении оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого. Направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта, формирование сенсорных способностей в разных видах деятельности. Взаимосвязь обучения и творчества Взаимосвязь обучения и развития. Интеграция разных видов деятельности.
Типы занятий по нравственно-эстетическому воспитанию Интегрированные. К омплексные . Т ематические . З анятия – игры. С казка – путешествие. П осиделки . И гра – путешествие и др.
Цели занятий Приобщить к духовному через нравственные ценности, используя личный жизненный опыт детей, средства музыкального и изобразительного искусства, русское устное народное творчество. Познакомить с обычаями, жизнью, историей русского народа. Воспитывать доброжелательное отношение, интерес к окружающему миру, к природе, к себе, к своим родным и близким, к сверстникам, к взрослым . Развивать нравственные идеалы, качества личности.
Задачи занятий Воспитание любви и привязанности к своей семье, к дому, улице, городу. Уважение к труду. Воспитание интереса к русским традициям, промыслам, фольклору. Расширение представлений о природе. Воспитание интереса к искусству, музыке, живописи, к художественной литературе. Расширение представлений о городах России. Развитие чувства гордости за достижение страны.
Принципы организации занятий Позитивный центризм (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста ). Непрерывность и преемственность педагогического процесса. Дифференцированный подход к каждому ребёнку, учёт его психологических особенностей, возможных интересов. Рациональное сочетание разных видов деятельности, эмоциональной и двигательной нагрузок. Деятельностный подход. Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Методы занятий Наглядный . Словесный. Практический.
Цель этой книги – нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие, а задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа. Цель этой книги – нравственное воспитание ребенка, его духовное развитие, а задача – развивать в детях лучшие качества, свойственные русскому человеку: высокую духовность, доброту, отзывчивость, трудолюбие, уважение к старшим, милосердие, бережное отношение к природе, терпение, сострадание, мужество. Приобщать дошкольников к русской культуре и ее истории можно в форме беседы об устном народном творчестве, живописи, музыке или ознакомлении с бытом, обрядами и традициями русского народа. В книге представлено более 150 подробных конспектов занятий с дошкольниками всех возрастных групп, составленные на основе произведений русского фольклора. Они помогут воспитателю не в назидательной, а в занимательной форме учить детей любить свой народ, свою родину, с уважением относиться к ее прошлому, любить друг друга и беречь родную природу.
Предполагаемый результат Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру. Формирование позитивного отношения к окружающим, к другим людям, к самому к себе, дружеское отношение со взрослыми и детьми. Потребность и готовность проявлять сострадание. Субъективное психо – эмоциональное благополучие. Воспитание чувства патриотизма. Приобщение к опыту православной культуры, к искусству, к музыке. Ответственность за свои дела и поступки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности обучающегося»
выступление на Республиканской научно-практической конференции "Просвещение и нравственность: забота государства, церкви и общества"Секция: Духовно-нравственное воспитание в процессе обученияНовая рос...
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности.
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности....
Педагогический совет «Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося в рамках ФГОС»
Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания Во-первых, общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными черта...
Эстетическое воспитание как фактор всестороннего развития личности
Эстетическое воспитание, являясь одним из факторов всестороннего развития личности, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь «по законам красоты»...
Семинар для педагогов школы: «Эстетическое воспитание, как основа духовного развития личности».
ldquo;В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Такие слова А. П. Чехова определили необходимость развития эстетического воспитания, становления чувства прекрасн...
«Духовно – нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося» статья
Статья на тему: Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося". Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школ...
Духовно-нравственное воспитание как основа гармоничного развития личности учащегося
Данная статья является материалом к педсовету...