педагогические ситуации
материал

Шагунова Наталья Викторовна

педагогическая ситуация

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskie_situatsii.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры педагогических ситуаций

Описание сюжета проблемной ситуации. Подростки дружат. Но однажды случилась в школе кража, и украл друг. Подруга знала и на классном собрании открыто высказала осуждение. При этом привела пример, когда за кражу в Китае отрубают палец. «Хоть ты мне и друг, но я бы отрубила тебе палец», –  сказала девочка.

Противоречие по линии отношений ребенка с другими детьми. Например, ребенок старается быть в центре внимания, или отказывается от роли ведущего, или не хочет играть с детьми, жалуется на других, конфликтует с детьми, проявляет эгоизм и т. п. Причины таких ситуаций кроются во взаимоотношениях «я — они», где отсутствует чувство «мы». Формирование такого чувства требует мотивационной включенности каждого ребенка в совместную жизнедеятельность детей.

Существуют противоречия в отношении детей к элементарным трудовым обязанностям. Например, ребенок не хочет дежурить по столовой или убирать вещи и игрушки и т. п. Проблема скрывается в противоречивой мотивации ребенка, в его ситуативных увлечениях, желаниях, интересах. Они на данный момент не совпадают с целями и задачами воспитательной программы. Воспитателю в этом случае необходимо искать неординарные решения. Для этого, может быть, потребуется отклониться от плана педагогических мероприятий. В таких случаях начинать нужно с создания положительной мотивации на предполагаемую деятельность. Без этого невозможно добиться положительного результата.

Однако при анализе каждой конкретной ситуации необходимо учесть специфику условий ее протекания, своеобразие участников взаимодействия. Как все это осуществить на практике?

Сначала необходимо установить представителей всех сторон взаимодействия, прямых и косвенных участников решения возникших задач. Например, в ситуации «ребенок унес игрушку из детского сада» в число участников могут попасть и родители. Следовательно, особенности решения этой ситуации будут определяться не только взаимодействием воспитателя с ребенком, но и воспитателя с родителями, а также родителей с ребенком. Это очевидно, но не всегда принимается во внимание.

Каждый из участников взаимодействия в проблемной ситуации находится на несовпадающих позициях. Например, позиция воспитателя — это позиция лица, представляющего интересы общества; позиция ребенка заключена в его желаниях; позиция родителей двойственна: с одной стороны — общественные требования, с другой — родительская снисходительность к ребенку.

Далее следует определить потенциал влияния субъектов взаимодействия. В ситуации с игрушкой потенциал влияния родителей наибольший. Поэтому воздействовать на ребенка нужно через них. Если родители займут попустительскую позицию, то решение данной ситуации сильно затруднится из-за ограниченности средств воздействия у воспитателя. В ряду таких средств наиболее действенными являются его авторитет и сила убеждения. Если этого нет или это не помогает, то приходится искать другие способы решения. В частности, можно повысить ранг воздействующей стороны, привлекая представителей администрации детского сада.

Описание сюжета проблемной ситуации. Воспитатель на прогулке организовала спортивные соревнования по командам. Команда, в которой была Света, несколько раз проигрывала из-за ее нерасторопности. Капитан команды, выражая недовольство, указал на физические недостатки Светы, добавив: «Не умеешь играть — не играй!» Девочка отошла в сторону, заплакала и после этого случая, несмотря на все уговоры воспитателя, больше не принимала участия в детских играх.

 

Главным в этой ситуации становится внутреннее противоречие, связанное с переосмыслением ребенком своего положения в группе и осознанием своих индивидуальных особенностей.

Для воспроизведения целостной картины формирующейся личности ребенка необходимо учесть следующую информацию: 1) об индивидуально-типических особенностях ребенка (в данном случае о физическом развитии Светы); 2) об условиях семейного воспитания (в данном случае о приоритете внимания родителей на младшем брате Светы); 3) о статусе ребенка в группе (в данном случае Света — «отверженная»); 4) о сути предшествующих событий (в данном случае — фрустрированность Светы, возникшая в результате неуспеха на физкультуре); 5) о возрастных особенностях (в данном случае — о закономерностях формирования самосознания и социального развития дошкольников); 6) об особенностях внешних и внутренних противоречий проблемной ситуации.

Комплекс неполноценности Светы сформировался в двух конкретных ситуациях: 1) на физкультурном занятии и 2) на командном соревновании. Произошло это из-за неправильного отношения воспитателя к физическим недостаткам Светы. Фактически воспитатель спровоцировал проявление физических недостатков ребенка.

Проследим, как это было. Участниками первой ситуации являются Света, воспитатель и дети. Проблема Светы состояла в необходимости выполнить упражнение при отсутствии необходимых физических возможностей. Проблема воспитателя заключалась в необходимости выполнить требование программы воспитания. Это требование вошло в противоречие с возможностями Светы. Света могла этого еще не сознавать, а воспитатель должен был предполагать возможную неудачу ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Банк заданий для проведения письменных квалификационных испытаний в форме решения педагогических ситуаций

Приложение к "Методике оценки уровня квалификации педагогических работников", подготовленной Департаментом общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации. Пример задания...

Педагогические ситуации

Саша - упрямый малчик, не любит прибирать свои игрушки.Как вы поступаете, если ребенок отказывается убирать игрушки;В группе детского сада есть отверженный ребенок, с которым дети не хотят играть.В 6-...

Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций

То такое педагогические ситуации и как их решать? Почему эти вопросы касаются каждого? Дело в том, что каждый из нас является либо родителем, либо учителем, либо  приятелем, либо чьим-то родствен...

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение.

Педагогические ситуации. Авторская презентация. Ситуация и решение. Материал можно использовать для подготовки к аттестации, конкурсным мероприятиям....

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 2...

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3

Педагогические ситуации. авторская презентация. Ситуация и решение. Материалы для аттестации и конкурсов № 3...