"Психолого-педагогические аспекты формирования ценностного отношения к жизни у младших подростков".
классный час (5 класс)
Материал посвящен психолого-педагогическим аспектам формирования ценностного отношения к жизни у младших подростков. Может быть использован для проведения внеклассного мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zagoruyko_n._a.docx | 22.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Загоруйко Неля Александровна
Тема: Как сформировать ценностное отношение к жизни у младших подростков.
Ценностные ориентации - неотъемлемая часть жизни и культуры отдельной личности и всего общества. Из-за происходящих социальных изменений, связанных с развитием общества, наблюдается кризис ценностной системы. Размытое представление о ценностях изменяет отношение к жизни, к семье и труду и может привести к девиантному поведению.
Важно иметь четкую систему ценностей и ценностных ориентаций, ведь они определяют цели и, главное, способы и средства их достижения. Все это будет формировать культуру всего общества, а если четкого представления о ценностях не будет, то и культуру сложно будет назвать культурой.
Проблема ценностей изучается не только социологией, но и некоторыми другими науками, такими как, например, культурология и психология. Изучением этого вопроса занимались многие известные ученые, как отечественные, так и зарубежные, от классиков до современников. Среди них Т. Парсонс, А. Маслоу, Т. Гоббс, В. А. Ядов, Г.В. Осипов, Н. И. Лапин и др.
Цели:
- помочь учащимся определить различие нравственных понятий «Цена» и «Ценность» в связи с социальными изменениями;
- гуманизировать отношения между детьми в семье и школе.
Задачи:
Рассмотрение классификации и структуры ценностей;
Выявление роли ценностей в культуре.
Оборудование:
У детей: 10 жетонов для покупки лотов.
У учителя: лоты с надписями, клубок ниток.
Компьютер и проектор для просмотра видео.
Ход мероприятия:
1. Приветствие:
Тема жизни актуальна была всегда, и наш разговор пойдет сегодня о ценностях жизни.
2. Беседа по теме.
Ценность – что это такое? Как вы понимаете? (Ценные вещи, деньги, драгоценности, золото, серебро, квартира, дорогие вещи, машина, здоровье, родители, дети). Но самое важное, самое ценное для человека что это? (Ответ участников) Да. Это Жизнь! Чего желают люди друг другу всегда? (Счастья, здоровья, долгой и счастливой жизни, счастья в жизни и т.д.). Именно эти пожелания мы пишем на поздравительных открытках, сколько лет бы не исполнилось – 10 или 50, всем желают счастья и долгой – долгой жизни.
Жизнь! Какая она может быть? Давайте попробуем «увидеть» ее.
Для этого мы сейчас проведем тренинг.
Жизнь, попробуем описать ее. Какая она может быть? Как она выглядит? (счастливая, долгая, красивая, длинная, интересная, многогранная, бесценная)
Какая форма у нее может быть?
Какого она цвета может быть?
Что вы можете ощущать, прикасаясь к ней?
Какой аромат она излучает?
Какой она может быть на вкус?
Отсюда, какой можно сделать вывод?
Вот, для тебя жизнь, какая должна быть?
Какую жизнь для себя ты хочешь
Вывод:
У каждого человека свое понимание жизни, потому что все мы разные. Каждый со своими взглядами, интересами, представлениями и правилами жизни.
3. Игра.
Перед началом игры каждая группа получает десять жетонов. Каждый жетон представляют собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов, индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!
Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить».
На продажу будут выставлять сразу по две вещи. Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.
Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.
Готовы?
Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:
А) Хорошая просторная квартира либо дом (1жетон);
Б) Новый спортивный автомобиль (1жетон).
Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?
Следующая пара:
а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего друга (2 жетона);
б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалёком будущем станет вашей женой (вашим мужем) (2 жетона).
Затем:
а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет (1 жетон);
б) Один настоящий друг (2 жетона).
Следующая пара:
а) Хорошее образование (2 жетона);
б) Предприятие, приносящее большую прибыль (2 жетона).
Далее:
а) Здоровая семья (2 жетона);
б) Всемирная слава (3 жетона).
(Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда – два лишних жетона).
Потом:
а) Изменить любую черту своей внешности (1 жетон);
б) Быть всю жизнь довольным собой (2 жетона).
Дальше:
а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения (2 жетона);
б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените (2 жетона).
(Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить ещё один жетон, если у вас они ещё остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали).
Следующая пара:
а) Чистая совесть (2 жетона);
б) Умение добиваться успеха во всём, чего бы вы ни пожелали (2 жетона).
Следующая пара:
а) Чудо, совершённое ради человека, которого вы любите (2 жетона);
б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого (2жетона).
И, наконец:
а) Семь дополнительных лет жизни (3 жетона);
б) Безболезненная смерть, когда придёт время (3 жетона).
Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.
Обсуждение игры:
Поздравляю вас с покупками! Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:
1. Какой покупкой вы более всего довольны?
2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?
3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?
4. Работа по группам.
Ребята делятся на группы. В течение нескольких минут им предлагается выбрать из списка свое жизненное кредо, а затем защитить свой проект.
Мое жизненное кредо:
- Жить увлеченно;
- Идти вперед;
- Стараться быть цельной натурой;
- Стремиться к новым знаниям;
- Признавать и уважать ценность каждого другого человека;
- Всегда идти в нужном направлении;
- Знать себя и слушать свой внутренний голос;
- Научиться любить и принимать себя;
- Ценить каждое мгновение жизни.
5. Упражнение «Клубок».
Материалы: клубок ниток.
Инструкция: участникам предлагается передавать друг другу клубок ниток, оставляя намотанной на руку нить у себя. При передаче нити с клубком тому, кому он предназначен, говорят добрые слова, комплимент.
Обсуждение.
- Что произойдет, если кто-то, не отпустив нить, соберется уйти сейчас?
- Когда разрываются нити? При каких условиях?
- С какими людьми эти нити связывают нас очень крепко?
Вывод: вот так все люди связаны между собой невидимыми нитями доброты, дружбы и любви на протяжении всей жизни.
6. Рефлексия (обобщение).
- Спасибо тем, кто играл. Всегда ли в жизни мы можем иметь то, что хотим?
- Участникам предлагается ответить на вопрос: «Какой знак препинания вы бы поставили по итогам нашей встречи (.,...?!), объяснив свой выбор, поделиться своими идеями и пожеланиями.
Выслушиваем все мнения.
7. Подведение итогов.
Завершить наше мероприятие хочется небольшим видео, над которым стоит задуматься каждому из нас.
https://www.youtube.com/watch?v=kXWN34vMr9c
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка программы формирования ценностных отношений у обучающихся младшего школьного возраста.
Актуальность проблемы формирования ценностных отношений у обучающихся продиктована социальными запросами к образованию, необходимостью приобщения учащихся к системе общечеловеческих ценностей, к...
Формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни у подростков в условиях общеобразовательного учреждения
Здоровье подрастающего поколения является актуальной проблемой современности, предметом первоочередной важности и заботы государства, поскольку именно здоровье определяет будущее страны, генофонд наци...
Опыт формирования ценностного отношения учащихся к здоровому образу жизни в условиях развивающейся образовательной среды
В тстатье представлена модель рефлексивно-культурологического подхода, включающая в себя нормативно–целевой, технологический, контрольно-оценочный компоненты....
ВНЕУРОЧНАЯ ЗАНЯТОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
В статье раскрывается зачение занятости учащихся в послеурочное время, На примере школы показано, как заняты учащиеся, какие кружки работают в школе. как происходит формирование здорового образа жизни...
Формирование ценностного отношения школьников к здоровью и здоровому образу жизни
Данная статья является методическим материалом для проведения педагогического совета по формированию ценностного отношения к здоровью....
Родительское собрание в 7 классе «Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»
Родительское собрание в 7 классе«Формирование ценностного отношения к здоровью и навыкам здорового образа жизни, как проблема семейного воспитания»...
Доклад: "ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВЬЮ И ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ"
Самой большой ценностью для человека является его здоровье. Что же такое здоровье? Какого человека можно считать здоровым?...