Классный час "Семейная экономика: доходы и расходы" 8 класс
классный час (8 класс)
Внеклассное мероприятие проводится в форме классного часа, где группам-семьям предлагаются задания по вычислению семейного бюджета, экономному планированию семьи. Классный час направлен на повышение финансовой грамотности обучающихся.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Трофимова И. Л. учитель географии
МБОУ «Михайловская СОШ им. ГСС А. К. Скрылева»
Ужурского района Красноярского края
Вид группого проекта: комплекс дидактических материалов.
Внеурочная деятельность. Классный час.
Семейная экономика: доходы и расходы.
Цель: создать условия для применения навыков при расчете семейных доходов и расходов в достижении финансового благополучия.
Задачи:
1) повторить понятия доходы и расходы;
2) применить навыки работы с различными видами информации для решения экономических задач;
3) повысить финансовую грамотность обучающихся.
Планируемые результаты:
Предметные: использует полученные знания на уроках обществознания, математики, географии при решении экономических задач; приводит аргументы в конкретных ситуациях для обоснования своего мнения.
Метапредметные УУД:
Познавательные: применяет навыки смыслового чтения при решении текстовых задач; сопоставляет информацию, представленную в разных видах.
Регулятивные: осуществляет действие целеполагания, обосновывает свое мнение, осуществляет действие взаимопроверки.
Коммуникативные: взаимодействует с учителем и одноклассниками, аргументирует свое мнение в устной форме.
Личностные: проявляет интерес к теме классного часа и испытывает чувства ответственности.
Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, презентация, карточки с заданиями, иллюстрации, карта России.
Целевая аудитория: обучающиеся 8 класса.
Форма работы: практикум.
Методики: метод воспитывающих ситуаций.
Технологии: информационно-коммуникативная.
Практическая значимость: Внеклассное мероприятие проводится в форме классного часа, где группам-семьям предлагаются задания по вычислению семейного бюджета, экономному планированию семьи.
Подготовительный период: обучающиеся делятся на 3 группы-семьи по 5 человек. Каждая группа выбирает хозяина семьи.
Ход классного часа.
- Организационный этап. Мотивация. Приветствие.
Классный руководитель: послушайте одну восточную притчу:
Стоял ноябрь. Сын пришёл к отцу и сказал:
— Отец, цена на верблюдов так упала, что верблюда можно купить за один дирхем.
— А сколько у тебя сена, чтобы его прокормить? — спросил отец у сына.
— Одна арба, — ответил сын.
— Верблюд стоимостью в один дирхем слишком дорог.
В конце марта, когда взошла трава, сын пришёл к отцу и сказал:
— Отец, верблюд стоит сто динаров.
— Вот теперь он стоит дёшево, надо купить.
Сын купил верблюда и начал посевные работы. (презентация Слайд 2).
1. Почему отец посоветовал сыну отложить покупку до весны?
2. Будьте первыми, расскажите, что вы думаете, и узнайте мнение других участников.
3. О чем мы будет с вами говорить на классном часу.
Ответы обучающихся: о семейном бюджете, доходах, расходах, дефиците и др..
4. Какие проблемы могут возникнуть в семейном бюджете. Ответы обучающиеся: при планировании бюджета, непредвиденные расходы, долги и т. д.) Слайд3
Предлагаю составить план для решения этих проблем. (Слайд 4).
Предлагаю работать по такому плану:
План: (прочитайте на слайде план занятия.)
1. Разминка (Вспомним основные понятия: доход, расход, дефицит и профицит).
2.Моделирование ситуации
3. Решение практических задач.
4.Тест «Умеете ли вы тратить деньги с умом?»
5. Советы по ведению семейного бюджета.
6.Итог занятия. Рефлексия. (Слайд 3).
Основной этап.
1. Разминка
Классный руководитель:
1. Что такое «Семейный бюджет»? Основные понятия: доход, расход, дефицит и профицит.
Предполагаемые ответы обучающихся. Слово "бюджет" означает " денежная сумка, кошелек". Бюджет - это совокупность всех доходов и расходов за определенный период времени (месяц или год). Семейный бюджет – это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени. С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы. Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников. Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги. Бюджет представляет собой весы, на одной чаще доходы, а на другой чаще расходы. Если "весы" находятся в равновесии, т.е. расходы равны доходам, бюджет сбалансированный. Слайд 5
2.Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы? (Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги).
3.Какие текущие расходы?
(одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.). Но могут быть и непредвиденные расходы (лекарства, штраф и т. д). Слайд 6
В зависимости от их количества бюджет можно разделить на три вида: дефицит - если в семье расходов больше, чем доходов. Баланс - если семья рационально расходует деньги и сумма расходов равна сумме доходов. Профицит -ситуация в семье, когда доходов больше, чем расходов. Такую семью можно назвать экономной. Слайд 7
Классный руководитель: Бюджет семьи должен быть строго сбалансированным, так как это позволяет рационально использовать ресурсы семьи, удовлетворить большинство ее потребностей. Если он сбалансированный или профицитный, это не плохой результат, а вот над дефицитным надо будет поработать. Слайд 8
2. Моделирование реальных ситуаций.
Классный руководитель: А теперь подумайте и обсудите в группах ответ на вопрос:
Какие черты характера человека помогают ему правильно вести семейный бюджет, а какие мешают?
Ответы обучающихся: хозяйственный, расточительный, бережливый, умный ,экономный, жадный, щедрый, мастеровой, трудолюбивый, расчетливый, терпеливый. Слайд 9
Обучающиеся группируются по 5 человек, получают карточки с заданиями и ищут выход из предложенных ситуаций. Приложение 1
1. Мама и папа планируют расходы на месяц, а ребенок-подросток требует купить дорогой телефон.
Решение: Постепенно откладывать деньги на эту покупку.
2. Два подростка живут в одной комнате общежития и распределяют определенную сумму на неделю.
Решение: Необходимо учесть деньги на питание, учебные принадлежности, проезд. Второстепенные расходы – развлечения, покупка предметов не первой необходимости.
3. В семье из 3 человек появилась большая сумма денег (лотерея, наследство). Как правильно ей распорядиться?
Решение: Часть денег отложить в банк, часть потратить на неотложные нужды.
3. Решение практических задач.
Классный руководитель: Вам представлен семейный бюджет трех семей Ивановых, Петровых и Сидоровых. Каждой группе достается одна семья. Вам необходимо выполнить задание на карточках. В группе нужно распределить роли кто отвечает за расчет дохода, кто за расход, кто анализирует и выбирает оптимальный вариант поездки.
1.Куда совершит поездку каждая семья согласно своим условиям?
2.Назовите города и поместите значок на карте России. Обоснуйте ответ. Слайд 10 Приложение 2-8
Задание №1 для семьи Ивановых.
В семье Ивановых совокупный доход составляет 50000 р. Расходы на самое необходимое — 30000 р. Степан тратит на машину, спорт, одежду и обувь ежемесячно 9200 р., а его жена Ольга тратит на косметику, спорт, одежду, обувь, театр и др. — 8300 р. На их маленького сына Артема, который ходит в детский сад, уходит 5000 р. Что образуется в результате такого ведения хозяйства? Живёт ли семья по средствам? Каковы последствия такого планирования своих финансов? Пусть семья поставила перед собой цель накопить денег на отдых. При условии совершить поездку в столицу к родственникам в сентябре на 7-10 дней. Составьте план бюджета семьи на следующий месяц, сократив необязательные расходы.
(Ответ: Чтобы узнать, что получится в результате составления такого бюджета, как у Ивановых, нужно сначала сложить все расходы: 3000 р. + 9200 р. + 8300 р. + 5000 р. = 52 500 р. Затем нужно из доходов вычесть расходы: 50 тыс. р. – 52 500 р. = – 2500 р. В семье Ивановых образовался дефицит, так как расходы превышают доходы на 2500 р. Последствия, скорее всего, будут такие: семье придётся брать у кого-то в долг, так дефицит будет только нарастать и уже через полгода, например, может составить 15 тыс. р., а через год — 30 тыс. р. Если семья поставит цель накопить себе на летний отдых, то им придется сократить на необязательные расходы минимум в два раза. Например: 9200+8300=17500 р./2=8750 р.-2500 р.=6250 р. Итак семья может покрыть дефицит 2500 р. и отложить на летний отдых по 6250 р. в месяц. Итого накоплений получится 6250*11=68750 р. берем 11 месяцев, т. к. один месяц в минусе).
(Семья Ивановых посетит столицу нашей родины Москву. Выгоднее купить билеты 13.09 в Москву по цене 4699 р. на человека, а в семье их трое, то получим 4699*3=14097 р., а обратно в Красноярск 23.09 по цене 3499 р., то получим 3499*3=10497 р.. Всего стоимость билетов 24594 р. на всю семью. По такой же цене можно приобрести билеты 18.09 в Москву и обратно 28.09. Поездка составит 10 дней. Все условия выполнены. На остальные нужды сэкономили 68750-24594=44156 р.).
Задание №2 для семьи Петровых.
Представьте, что расходы семьи Петровых (мамы, папы, сына и дочери) состоят из следующих статей: Коммунальные платежи – 4500 р. Продукты питания – 12000 р. Бытовая химия и предметы личной гигиены – 2000 р. Одежда и обувь – 14000 р. Оплата кредита на покупку бытовой техники – 12000 р. Образование (дополнительные занятия) – 3000 р. Проезд – 3000 р. Откладывание на летний отдых семьи – 7000 р. Лекарства – 3000 р. Оплата телефона и Интернета – 1300 р. Прочие платежи – 3500 р. Какова сумма ваших расходов в месяц? Чему равен доход, если бюджет семьи Петровых считать сбалансированным? Пусть семья поставила перед собой цель накопить денег на летне-осенний отдых. При условии совершить поездку на озеро «Байкал» в сентябре на 7-10 дней.
Ответ: сначала рассчитаем сумму расходов в месяц: 4500+12000+2000+14000+12000+3000+3000+7000+3000+1300+3500=65300 р.. Если расходы равны доходам бюджет называется сбалансированным. Значит доход составляет 65300 р. Рассчитаем накопления на отдых за год 7000*12=84000 р.). Семья Петровых летит в Иркутск 13.09 цена билета 3985 на человека, то 3985*4=15940 р., а обратно через 10 дней 23.09 по цене 3984 р.*4=15936 р. Итого: 31876 р. на билеты всей семье. На другие нужды сэкономили 84000-31876=52124 р. все условия выполнены.
Задание № 3 для семьи Сидоровых.
Семья Сидоровых состоит из отца, матери, бабушки-пенсионерки, дочери-студентки 18 лет и сына 3 лет. Бюджет составляется на 1 месяц (февраль). Доходы семьи за февраль месяц составят из: − зарплаты отца в размере 50 000 рублей ; − зарплаты матери в размере 30 000 рублей; пенсии бабушки в размере 12 000 рублей; − заработка дочери, дающей уроки школьникам, в размере 5 000 рублей. Семья за февраль месяц потратила: − на питание дома – 20 000 рублей; − на оплату коммунальных услуг – 10 000 рублей; − на оплату мобильной связи – 4 000 рублей; − на покупку лекарств – 3 000 рублей; − на оплату общественного транспорта – 3 000 рублей; − на оплату детского сада и дополнительного образования сына – 3 000 рублей; − на покупку одежды и обуви – 8 000 рублей; − на поездку в дом отдыха –8 500 рублей, − на бензин – 3 000 рублей; − на карманные расходы для дочери – 3 000 рублей; − на прочие нужды – 4 500 рублей. 1) Подсчитайте: доходы и расходы; 2) сколько денег сможет отложить семья только в этом месяце? 2) Пусть семья поставила перед собой цель накопить денег на летний отдых. При условии совершить поездку на море в сентябре на 7-10 дней. Составьте план бюджета семьи на следующий месяц, сократив необязательные расходы. Свой ответ обоснуйте.
Ответ: Необходимо рассчитать доходы и расходы семьи. Доход в месяц: 50000+30000+12000+5000=97000 р. Расход в месяц: 20000+10000+4000+3000+3000+3000+8000+8500+3000+3000+4500=70000 р. В этом месяце доходы превышают расходы и накопления составили 97000-70000=27000 р. Если ежемесячно откладывать по 8500 р. на поездку, то выходит 8500*12=102000 р. (плюс сбережения 27000 р. только в этом месяце). Тогда будет 129000 р. (Семья Сидоровых получила совершить поездку во Владивосток по бесплатной путевке (дорога за свой счет), т. к. в сентябре там бархатный сезон и есть Японское море. Выгоднее вылететь во Владивосток 12.09 по цене 11190 р.*5=55950 и вернуться 21.09 по той же стоимости билетов. Всего 9 дней. Итого: 111900 р. на авиабилеты для всей семьи. Остаток на другие нужды 129000-111900=17810 р.
Группые презентации: (семьи представляют свои ответов). слайд 11
Заключительный этап.
4. Классный руководитель: А сейчас мы узнаем кто вы транжиры или экономисты? Я предлагаю вам выполнить тест, состоящий из четырех вопросов. После выполнения вам нужно будет суммировать все баллы. Приложение 9
Тест. Умеете ли вы тратить деньги с умом?
Вопрос 1. Вам не хватает денег, которые дают вам родители или частенько приходится одалживать у друзей ?
-Хватает как раз на то время, что я рассчитываю (2)
-Иногда приходится занимать (1)
-В свой бюджет никак не укладываюсь (0)
Вопрос № 2. Знаете ли вы, сколько вам надо денег на питание в месяц?
-Да, знаю (2);
-Знаю, но приблизительно (1);
-Не знаю (0)
Вопрос № 3 Вы увидели в магазине ценную вещь, которую искали долго, но денег на покупку не хватает. Отложите на полчаса товар и побежите за деньгами. Куда?
--Домой или сберегательную кассу (2)
--К знакомым чтобы взять деньги в долг, без твердой уверенности в том, как и когда вы отдадите долг. (0)
--К друзьям, чтобы одолжить без точного срока возврата (1)
Вопрос № 4 Купил долгожданную вещь, пригодится она или нет?
Давно искали, чтобы купить (1)
Покупка оказалась совсем неожиданной, но удачной (2)
Неудачная покупка. Вещь лежит без употребления (0)
Подсчитайте ваши ответы и прослушайте ключ теста:
Более 5 очков – вы умеете правильно расходовать деньги
4-5 очков – вам следует подучиться искусству тратить деньги
Менее 4 очков – срочно заведите тетрадь учета расходов. Слайд 12
А выводы делать вам!
Классный руководитель: Ребята, а какие советы можете дать по ведению семейного бюджета. Обучающиеся предлагают свои советы. Слайд 13
Советы по ведению семейного бюджета
Учиться ведению домашнего хозяйства надо уже сейчас. Деньги в жизни решают многое, но не все!
Надо учиться жить по средствам на деньги, которые сам заработал.
И при этом не страдать от того, что не все покупки по карману.
Уходя из дома, не забывайте выключить свет;
Требуя новый телефон, подумайте о семейном бюджете;
Бережно относись к своим вещам;
Своевременно оплачивайте коммунальные услуги и налоги.
Рефлексия: лестница успеха. На слайде презентации представлена лестница успеха, состоящая из трех ступеней: испытывает затруднения; усвоил новые знания, но нужна помощь; усвоил новое и научился применять его на практике. Каждая ступень имеет свой символический знак. Выберите ту ступень на которой вы стоите и нарисуйте соответствующий знак на доске, где расположена лестница успеха. Молодцы! Слайд 14. Вы должны быть финансово грамотными.
Используемый материал:
Азбука финансовой грамотности. Образовательная программа для организаций дополнительного образования, пришкольных и загородных оздоровительных лагерей. Второе электронное издание: дополненное и переработанное / Губанов А.Ю., Губанова Т.М., Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В. – М., 2018 год
Интернет-ресурсы:
http://sorokulya.ru/kak-sostavlyat-semejnyj-byudzhet/
Приложение
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стоял ноябрь. Сын пришёл к отцу и сказал: — Отец, цена на верблюдов так упала, что верблюда можно купить за один дирхем. — А сколько у тебя сена, чтобы его прокормить? — спросил отец у сына. — Одна арба, — ответил сын. — Верблюд стоимостью в один дирхем слишком дорог. В конце марта, когда взошла трава, сын пришёл к отцу и сказал: — Отец, верблюд стоит сто динаров. — Вот теперь он стоит дёшево, надо купить. Сын купил верблюда и начал посевные работы. Притча «Дешевый верблюд»
Закон семейной экономики - четко соизмерять свои потребности с возможностями.
1. Разминка (Вспомним основные понятия: доход, расход, дефицит и профицит ). 2.Моделирование ситуации 3. Решение практических задач. 4.Тест «Умеете ли вы тратить деньги с умом?» 5. Советы по ведению семейного бюджета. 6 . Рефлексия . Итог занятия. План
Семейный бюджет Ивановых, Петровых, Сидоровых
Путешествие по стране Ивановых, Петровых, Сидоровых.
Подсчитайте ваши ответы и просмотрите ключ теста: Более 5 очков – вы умеете правильно расходовать деньги; 4-5 очков – вам следует подучиться искусству тратить деньги; Менее 4 очков – срочно заведите тетрадь учета расходов. А выводы делать вам! Тест. Умеете ли вы тратить деньги с умом?
Учиться ведению домашнего хозяйства надо уже сейчас. Деньги в жизни решают многое, но не все! Надо учиться жить по средствам на деньги, которые сам заработал. И при этом не страдать от того, что не все покупки по карману. Уходя из дома, не забывайте выключить свет; Требуя новый телефон, подумайте о семейном бюджете; Бережно относись к своим вещам; Своевременно оплачивайте коммунальные услуги и налоги. Советы по ведению семейного бюджета.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговый тест по экономики 7 и 8 класс
Данный тест применяется для промежуточной аттестации для 7 и 8 класса по экономикив 2 вариантах для каждого класса. Включает все вопросы по программе данных классов. Прилагается схемма отчёта по теста...
Билеты по экономики за курс 9 класса
Все билеты по экономи за курс 9 класса, содержат полные ответы по вопросам, схемы, таблицы, простое и понятное объяснение, что поможет как учителям, так и учиникам, при подготовки к экзамену по эконом...
Тесты по теме "Экономика" для 11-х классов
Данные тесты можно использовать при обобщении материала по разделу "Экономика".Максимально приближены к заданиям ЕГЭ....
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра)
Сегодня необычная игра: Экономика и обществознание в гостях у нас....
Неделя экономики в школе . Внеклассное мероприятие по экономике для 4-6 классов "Экономика +обществознание"( игра). Презентация к мероприятию
Цели и задачи:Формировать умение оперировать экономическими терминами;Учить анализировать и делать выводы.Развивать интеллект, социальное и экономическое мышление;Воспитывать интерес к предмету эконом...
Презентация к интерактивной доске (SMART Notebook 11) "Доходы семьи" (6 класс)
Для проведения учебного курса по финансовой грамотности в образовательных учреждениях по теме: "Доходы семьи" можно соотнести виды доходов с экономическими ролями (1-й страница), а так же со...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по экономике для 7 предпрофильного класса по направлению «управление и менеджмент» к УМК И.В.Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности»
Программа ориентирована на изучение базовых экономических понятий, формирование у школьников общих, и в то же время, достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом и пр...