Классный час Я и мои права 2-4 класс
классный час
Цели:
1. дать общее представление о понятиях: ООН, "Всеобщая Декларация прав человека"; познакомить с понятиями «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни; создать условия для размышления детей о человеческих ценностях; учить детей правилам дискуссии, умению выслушивать мнения одноклассников, доказывать свою точку зрения;
2. развивать коммуникативные качества, умение анализировать, познавательные способности учащихся, словарный запас, кругозор;
3. воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 30.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Я и мои права»
Цели:
1. дать общее представление о понятиях: ООН, "Всеобщая Декларация прав человека"; познакомить с понятиями «права граждан», «права детей», «обязанности школьников»; учить применять права и обязанности в повседневной жизни; создать условия для размышления детей о человеческих ценностях; учить детей правилам дискуссии, умению выслушивать мнения одноклассников, доказывать свою точку зрения;
2. развивать коммуникативные качества, умение анализировать, познавательные способности учащихся, словарный запас, кругозор;
3. воспитывать любовь к Родине; правовую грамотность, уважение к другим и к себе, чувство собственного достоинства.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Всех приветствую я вас!
Начинаем классный час!
Когда мы улыбаемся,
Мы реже ошибаемся.
Когда мы улыбаемся,
Мы жизнью наслаждаемся.
Улыбка вещь бесплатная,
Простая и понятная,
Смешная и доступная
Для всех.
На доске записан эпиграф урока:
«Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребенка» (Федор Михайлович Достоевский)
– Как понимаете смысл данного предложения?
– Сегодня на занятии поговорим о том, что делает ребенка счастливым.
II. Актуализация знаний.
– Начнем с повторения. Вместе разгадаем кроссворд.
1. обязательные правила поведения людей в обществе, установленные государством (закон)
5. наука о прошлом человечества (история)
3. люди, которые родились и живут в одно и тоже время (поколение)
4. механизм управления обществом в стране (государство)
2. место, где человек родился и вырос (родина)
– Как считаете, почему получилось такое слово?
– О чьих правах мы сегодня поговорим?
III. Сообщение темы и целей занятия.
– То, о чём мы сегодня будем говорить, относится ко всем нам. Наш классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек.
– Какова тема нашего разговора? (Я и мои права.)
– Вы познакомитесь с правами детей, с законами, которые защищают эти права. Подумаем вместе, как сделать, чтобы эти права помогали нам быть счастливыми.
IV. Беседа по теме занятия.
– Как вы понимаете значение слова «ПРАВО»? (свобода личности, условия учебы, жизни, которые государство дает человеку.)
– Права ребенка должны быть сформулированы, систематизированы в специальном документе. Как называется этот документ?
– Ребята, сегодня мы познакомимся с некоторыми статьями "Всеобщей декларации прав человека", поговорим о главных человеческих ценностях, встретимся со сказочными героями, поможем им разобраться в их правах.
– Что такое закон? (Важные правила, которые все обязаны соблюдать).
Если кто-то без законов
Хочет жизнь свою прожить,
То его, конечно, надо
И лелеять, и хвалить
Фотографию в газету
Поместить и подписать:
Он советует законы
Никогда не выполнять.
– Вы согласны с таким жизненным девизом?
– Как называется Основной закон нашего государства?
– В Конституции, основном, главном законе государства, записаны многие статьи, где сказано, как строятся взаимоотношения граждан друг с другом и с государством. Только закон и исполнение закона может нам обеспечить порядок.
– Давайте попробуем составить Конституцию (свод правил) школьной жизни.
Дети обсуждают в группах, после чего презентуют свои законы школьной жизни.
1) В школу приходить за 15 мин. до начала уроков со сменной обувью.
2) Без причины не пропускать занятия в школе.
3) Беречь школьное имущество.
4) Вне школы вести себя достойно.
5) Во время урока не шуметь, не отвлекаться самому и не отвлекать других.
6) На перемене не бегать по лестнице, не толкать друг друга, не употреблять непристойные выражения (и другие).
Человеку много нужно, чтобы счастливо прожить,
Нужен дождь и даже лужи, нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море, нужно солнце и леса,
Нужно счастье, нужно горе и родные голоса.
Невозможно без природы, без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу, мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете, чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить, всё почувствовать вокруг.
– Давным-давно, тысячи лет назад на земле появились люди. Одновременно с ними появились и главные вопросы:
– Что люди могут делать и что не могут?
– Что они обязаны делать и что не обязаны?
– На что они имеют право и на что не имеют?
Приглашаю в гости в замок
В распрекрасный город Прав!
Кто хозяйка в этом замке
Отгадайте-ка сейчас!
Вы знаете девушку эту,
Она в старой сказке воспета.
Работала, скромно жила,
Не видела ясного солнышка,
Вокруг – только грязь и зола.
А звали красавицу….
(Золушка).
– Золушка – главная героиня сказки … («Золушка»), которую написал … (Шарль Перро).
– Послушайте фрагмент из этой сказки:
«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.
Сами они жили в неге и довольстве.
Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.
Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»
– Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).
– С детьми порой тоже обращаются несправедливо, иногда даже жестоко. Чтобы прекратить это, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство.
– Как вы думаете, почему о детях наше государство должно заботиться в первую очередь? (Дети меньше могут себя защитить, они незрелы и ранимы, зависят от опеки старших.) Поэтому многочисленные, общественные и государственные организации главной своей задачей считают защиту прав детей. Все права ребенка собраны в международном договоре, который называется Конвенция. Конвенция – это договор, который должен неукоснительное исполняться теми, кто его подписал. Наиболее авторитетная международная ООН 20 ноября 1989 года приняла полный документ Конвенцию о правах ребенка, в котором права ребенка приобрели силу норм международного права. Права детей намного шире, глубже, чем права взрослых. Во всех странах, подписавших его, должны быть созданы благополучные условия для развития и счастья детей.
Сегодня Конвенция включает 54 статьи. Данную конвенцию приняли 192 государства и наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит пообещала всему миру заботиться о своих малолетних гражданах и сделало это в 1990 году.
Теперь эти страны должны помогать детям и спасать их от жестокости, обязаны думать о наилучшем соблюдении прав всех детей мира. Специальная международная организация ЮНИСЕФ – Детский фонд Организации Объединенных наций, помогает детям во всем мире и следит, чтобы их права соблюдались. А 10 декабря ежегодно празднуется День прав человека.
А вот познакомиться с некоторыми из статей этой Конвенции нам помогут литературные герои. Ведь если внимательно посмотреть и поразмыслить, то в любой сказке, рассказе герой сталкивается с либо торжеством прав человека, либо с нарушением их. Ведь как говориться: "Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок".
Остановимся на некоторых, самых значимых статьях.
– Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым важным? (Жизнь)
– Докажите, почему самым богатством для человека является жизнь.
Вывод: Человек имеет право на жизнь.
– «В бутоне что-то щелкнуло, цветок распустился. Это был точь в точь тюльпан, но в самой чашечке сидела девочка. Она была маленькая, маленькая, всего с дюйм ростом. Ее так и прозвали Дюймовочкой.»
Вывод: Право на имя, гражданство.
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имя личное свое.
– Родители подбирают вам имя, дают фамилию, а затем вписывают ваши данные в специальный документ - свидетельство о рождении. Оно говорит о том, что ребенок является гражданином страны, которое заботится о его благополучии.
– Не менее важным является - здоровье. Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других?
Вывод. Человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание. Каждый гражданин имеет право получить помощь врача при заболевании.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
– Без чего, без кого человек не сможет быть счастливым? (Без семьи)
Вывод. Каждый человек имеет право жить в семье.
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
– О следующем праве расскажут герои сказки «Федорино горе».
И ответило корыто
На Федору я сердито
И сказала кочерга
Я Федоре не слуга
И ответили тарелки
Лучше в поле пропадем
А к Федоре не пойдем
И ответила посуда
Было нам у бабы худо
Не любила нас она
Била, била нас она
Запылила, закоптила
Загубила нас она
Оттого то мы от бабы
Убежали как от жабы
И к неряхе – замарахе
Не воротимся.
– Чем была недовольна посуда? (грязным содержанием)
– Как возмущалась корыто? (сердито)
– Кем называла себя кочерга? (слуга)
– Как говорили тарелки? (в поле пропадем)
– В каком состоянии была посуда? (била, запылила, закоптила)
– Жалко грязную посуду и натерпевшись плохого отношения к себе, она высказала свое мнение.
Вывод. Право на выражение своего мнения.
Есть еще такое право -
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
– Для формулирования следующего права нужно выполнить следующее задание: соедините части пословиц.
Хлеб- вода-матушка.
Хлеб-батюшка- всему – голова.
Хлеб - ногами топтать, не будет и обеда.
Не будет хлеба, народу голодать.
– О каком праве шла речь? (Вывод. Достойное питание.)
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
– Ребенок в меру должен получать мясные, молочные, рыбные продукты, а сладкое кушать ежедневно запрещается.
– Прочитайте слова, записанные на доске: школа, портфель, ученики, учитель, пенал, учебники, тетради. Как бы вы назвали данное право? (Вывод. Право на образование.)
– Каждый человек имеет право на свободный труд. Каждый может выбрать труд по своему усмотрению. Принудительный труд запрещён.
– Каждый гражданин имеет право на образование. В зависимости от возраста он может посещать д/с, школу, колледж или университет.
Чтоб с наукой подружиться,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь «учиться
На родимом языке».
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
– Каждый человек имеет право на отдых.
Будь ты слабым или сильным,
Белым, черным - все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
– Скажите, какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?
– А теперь, зная эти права, мы поиграем.
V. Первичное закрепление.
– Жители города Прав и Золушка с великим уважением относятся друг к другу, добры, трудолюбивы, готовы помочь всем в трудную минуту и очень любят песенку Смешариков «Я имею право». Давайте и мы послушаем эту песню и ответим на вопрос: «О каких правах поется в песне?» (О праве на имя, на развитие, на равенство, на заботу, на любовь).
Игра «Разрешается-запрещается».
Вместе дружно в школе жить,
С разными детьми дружить
Это … – разрешается
Вот в углу стоит мальчонка
Плачет, надрывается,
Бить, наказывать ребенка
Строго … – запрещается
Много трудится ребенок
Мало у него силенок
Ноги подгибаются
В детстве тяжкая работа
Строго … – запрещается
Куда пойдем мы в воскресенье:
На каток или в кино.
Вот семья вопрос решает
Выбрать мнение одно.
Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.
Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).
С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить –
Это (разрешается).
Дитя незаконно похищают,
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
Когда слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).
– О каких правах говорят загадки?
– Когда люди оберегают права, живут в мире и согласии с окружающими, чувствуют ли они себя счастливыми?
– Воспользуемся своим правом на отдых и проведем физкультминутку.
VI. Физкультминутка. (Танец «Бугги-вугги».)
Игра “Путешествие в сказку”.
– Каждая команда получает иллюстрацию из сказки. Задача: определить, каким правом воспользовались герои. Время – 1 минута.
1. “Айболит” К. И. Чуковский (право на получение медицинской помощи)
2. “Золотой ключик” А. Толстой (право на образование)
3. “Сказка о попе и работнике его Балде” А. Пушкин. (Право на труд)
Игра «Правозащитники».
– Определи, кто из героев сказки лишен следующих прав. Выберите одного героя из трех, остальных зачеркните.
Право на жизнь | Золушка Колобок Кот в сапогах |
Право на неприкосновенность жилища | Сестрица Алёнушка Три поросёнка Колобок |
Право на свободный труд | Золушка Красная Шапочка Балда |
Право на свободу вступления в брак | Золушка Дюймовочка Алёнушка |
«Анаграммы».
– Разгадайте зашифрованные слова.
Н О К Е В Н И Ц Я
Р Д О Т И Е И Л , Г О У С А Р Д Т С О В
И Ж З Н Ь , Р Б О А З О А В И Н Е.
Конкурс «Песня о правах».
– Сейчас для вас прозвучат отрывки из любимых детских песен, а вы должны будете сказать, о каких правах в ней идет речь.
«Песня бременских музыкантов» (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) – «Ничего на свете лучше нету…» (Право на свободу передвижения. Право на свободу мирных собраний.)
«Чему учат в школе» (музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского). (Право на образование.)
«Песенка мамонтенка» (музыка В. Шаинского, слова д. Непомнящей). (Право на то, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями вопреки их желанию.)
«Чунга-Чанга» (музыка В. Шаинского, слова Ю.Энтина). (Право пользоваться благами, право на отдых.)
«Песенка Чебурашки» (Право на имя).
VII. Подведение итогов.
– Подведем итог.
– Как называется организация, главной целью которой является поддержка мира во всём мире? (ООН)
– Какой документ был принят OOН, включающий в себя права и свободы человека?
– С какими правами, отражёнными во Всеобщей Декларации прав человека, мы познакомились на занятии?
∙ Право на жизнь и её охрану.
∙ Право на охрану здоровья.
∙ Право жить в семье.
∙ Право быть гражданином своей страны.
∙ Право жить в мире.
– А почему вы должны знать свои права?
– Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партой?
– Каким правом вы пользуетесь, когда уходите на каникулы?
– Каким правом вы пользуетесь, когда идёте в столовую на обед?
– Каким правом вы пользуетесь, когда отвечаете на вопросы учителя, которые начинаются словами «Как вы думаете», «Как вы считаете»?
Как хорошо, что есть права!
Конвенция нас строго защищает.
И в ней важны нам все права,
Они великой силой обладают.
– Ребята, вы имеете право расти в условиях свободы, развиваться всесторонне, ведь государство и закон предоставляет вам эти права. Чтобы не нарушали ваших прав, следует уважать права других, соблюдать законы и выполнять свои обязанности. Только так мы сможем стать счастливее! Но помня про свои права, не стоит забывать и про свои обязанности. Запомните: Права предоставляются, а обязанности выполняются!
VIII. Рефлексия.
– Мы много с вами говорили о правах. Продолжите такую фразу: “Для меня самое главное право – это ...”.
– Результаты классного часа меня порадовали. В память о данном занятии я дарю вам памятки.
Помните, каждый ребенок должен быть счастливым, а если вам кажется, что ваши права кто-то нарушает, посоветуйтесь с взрослым, которому доверяете. Решение будет найдено.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в игровой форме "Права ребенка" для 9-11 классов
Материал можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках обществознания в любом классе как дополнение, при повторении....
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"
Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....
Классный час по теме "Уважай правила дорожного движения" для учащихся 9 класса.
Классный час по теме "Уважай правила дорожного движения" для учащихся 9 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Цели:1. Углублять знания учащихся о правилах дорожного движения....
Классный час на тему: "Мои права и обязанности в ОУ. Правила поведения на улице с незнакомыми людьми"
Методическая разработка содержит информацию о правах и обязанностях учащихся. Позволяет обсудить практические ситуации. Содержит краткую информацию о безопасном поведении на улице и с незнакомыми людь...
Классный час. "Путешествие в страну правил поведения». Для обучающихся 1-4 классов
Классный час "Путешествие в страну правил поведения" разработан для начальной школы с целью профилактики асоциального поведения....
Презентация к классному часу "Мы и наши права" 5 класс
Презентация к классному часу "Мы и наши права" 5 класс...
Конкурс "Самый классный классный" ПРОГРАММА воспитательной работы "Миром правит доброта", ПЛАНЫ воспитательной работы
Программа и планы воспитательной работы...