Основные направления деятельности классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ
статья

Власенко Виктория Анатольевна

Данная статья описывает те направления, по которым должна выстраиваться деятельность классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, где классный руководитель, безусловно, является ключевой фигурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Основные направления деятельности классного руководителя в соответствии со Стратегией развития воспитания в РФ на период до 2025 года

Согласно Стратегии развития воспитания приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

За этими, казалось бы, общими и для кого-то банальными фразами стоит главный смысл: воспитательная нагрузка на школы и учителей очень возрастает, воспитательному компоненту деятельности педагогов придается особое значение. Но на чьи плечи в первую очередь ложится эта нагрузка и повышенная ответственность?  Ответ очевиден: на того человека, который бывает ближе всех к детям – на классного руководителя. Именно ему отводится главная задача личностного воспитания растущего поколения. И первое, что из этого вытекает – это расширение функционала классного руководителя. Теперь ему, как никогда ранее, для получения хороших воспитательных результатов приходится быть и педагогом, и психологом, и наставником, и исследователем, вникая в те новые формы работы, которые предлагает новый образовательный стандарт.

Согласно Стратегии наивысшими ценностями современного мира являются жизнь, природа, общество, добро, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение. На вершине этой пирамиды ценностей находится сам человек.

Основными функциями, выполняемыми классным руководителем, являются организация воспитательного процесса в классе, внеурочной деятельности, руководство и контроль за развитием этого процесса; содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности.

Каковы же основные направления, по которым следует осуществлять свою работу?

  Гражданско–патриотическое направление подразумевает под собой воспитание патриотизма, любви к своему народу, интереса к истории своей Родины, знание государственной символики своей страны. Совершенствование нравственных качеств личности: формирование сознательной дисциплины, культуры поведения, чувства гуманизма, ответственности, готовности к нравственному самовоспитанию, умение пользоваться полученными знаниями в межличностном общении. Формирование убеждений, мировоззрения, системы социальных установок, правосознания, гражданской ответственности обучающихся. В качестве форм работы можно использовать такие как тематические классные часы, встречи с представителями правовых структур, органов правопорядка, встречи с ветеранами войны и труда, собрания, концерты, посвящённые правовой и патриотической тематике.
          
Учебно-познавательное направление - одно из основных в процессе обучения направлений. Оно подразумевает стимулирование познавательных процессов, развитие мышления, памяти, внимания, умения оперировать гипотезами, формирование основ научной организации труда, сознательного отношения к обучению.
          
Духовно-нравственное направление предполагает воспитание нравственных чувств и этического сознания; развитие художественных способностей и эстетической культуры обучающихся, воспитание уважения к народному творчеству, формирование представлений о вкусах и моде, о необходимости привносить подлинную красоту в поведение, труд, быт, досуг. Здесь необходимо проводить беседы по нравственной тематике; тематические классные часы; знакомство с историческими и памятными местами страны, города (экскурсии); дискуссии по нравственной тематике; шефская помощь ветеранам войны и труда; праздничные поздравления ученического и педагогического коллектива.
         Информационное направление призвано научить ориентации в социальной, политической и культурной жизни общества, развитию познавательной активности обучающихся.
Здесь также проводятся классные часы, беседы познавательной направленности; беседы, посвящённые истории, образованию, культуре, профилактические беседы по ПДД, пожарной безопасности.
         Спортивно-оздоровительное направление, задачами которого являются укрепление здоровья обучающихся, повышение санитарно-гигиенической культуры, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Здесь проводятся  инструктажи по охране труда; дни здоровья; спортивные соревнования и первенства по различным видам спорта , профилактические беседы о здоровом образе жизни; беседы о внешнем виде и личной гигиене обучающихся; беседы о предупреждении травматизма.

    Трудовое воспитание ставит свое целью  расширение профориентационного кругозора обучающихся, определение их интересов и склонностей к конкретным видам деятельности, воспитание ответственного отношения к труду, воспитание бережного отношения к историко-культурным памятникам, любви к природе, понимания и осмысления себя как частицы природы.
Здесь хорошо всем известны  субботники по уборке территории вокруг школы, генеральная уборка кабинетов,  дежурство по школе, которое всегда было неотъемлемой частью жизни во многих школах, но прекратилось на время ограничений, связанных с эпидемиологической ситуацией.

Если в своей работе классный руководитель будет придерживаться реализации мероприятий в рамках этих направлений, то его деятельность позволит помочь ребятам не только адаптироваться в разных ситуациях, но и создать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития личности каждого.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Направления деятельности классного руководителя

В любом своем действии идти от живого ребенка, от его способностей, физических и интеллектуальных сил – вот кит, на котором стоит творчество учителя.           Важн...

Основные направления работы классного руководителя.

Статья, рассказывающая, о направлениях моей работы, как классного руководителя....

Психолого-педагогическое сопровождение детей с овз находящихся на дистанционном обучении и основные направления деятельности педагога-психолога в соответствие с требованиями фгос

Одним из основных направлений государственной политики в Калужской области является обеспечение государственных гарантий доступности и равных прав получения полноценного образования детям с ограниченн...

Формирование благоприятного психологического климата в ученическом коллективе как направление деятельности классного руководителя

Материал данной статьи есть попытка осмысления собственного опыта социального педагога и классного руководителя по формированию благоприятного психологического климата в ученическом коллективе. Школа ...

Функции и основные направления деятельности классного руководителя

Функции и основные направления деятельности классного руководителя...

выступление на педсовете с докладом Доклад на тему: «Нравственное воспитание учащихся с нарушением интеллекта – одно из значимых направлений деятельности классного руководителя в становлении личности»

Нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности.  Нравственное  воспитание – одна из актуальных и  сложнейших пр...