Родительское собрание "Успешность ребенка в обучении"
методическая разработка (8 класс)
Разработка родительского собрания (7-8 клаас)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rod.sobr_uspeshnost_kosyreva_o.a.docx | 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Учебная неуспешность и пути ее преодоления»
Разработала классный руководитель 7-8 классов
Косырева Олеся Александровна
«Как редко ребенок бывает таким, как нам хочется...»
Януш Корчаг
Цель проведения собрания:
Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости школьников.
Задачи: познакомить с понятием школьной неуспеваемости; рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении; воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку; дать рекомендации по организации помощи в преодолении ребенком трудностей в обучении.
1. Разработать совместно с родителями и детьми варианты сотрудничества с ребенком;
2. Повысить психологическую грамотность родителей.
Эпиграфы к родительскому собранию:
- Хорошая учеба - ключ к профессии и судьбе.
- Оценка - это цена нашего труда.
- Семья значит гораздо больше, чем сто учителей.
Ход собрания:
1. Слово классного руководителя.
Проблема неуспеваемости беспокоит всех: и взрослых, и детей. Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении.
Подростки, которые плохо учатся в школе, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит на последней парте, надеясь, что его не вызовут отвечать. Кто-то приучает учителей к мысли, что его вообще нельзя трогать — для этого он угрюмо и враждебно молчит, когда его вызывают к доске. Кто-то превращается в настоящего клоуна для всего класса и несет какую-то чушь. Кто-то списывает у друзей или сдает на контрольных пустые листки. Кто-то опаздывает на уроки, прогуливает и вообще не приходит на занятия. Кого-то оставляют на второй год или вообще исключают из школы.
Ребёнок может ненавидеть школу, плохо вести себя на уроке и ничего не запоминать… Неуспеваемость способна испортить не только его самооценку, но и изуродовать жизнь, превратив годы учёбы в ад. Между тем часто причины неуспеваемости лежат на поверхности, да и устранить их реально. А что такое неуспеваемость и отставание?
Отставание – процесс накапливания невыполнений требований.
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого – либо значительного отрезка процесса обучения – цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года.
Так сложилось, что многие, но только не ученики нашего класса, ломают себе голову над тем, как повысить успеваемость. Пугает то, что многие ребята остаются совершенно безучастны и даже входят во вкус своей роли пассивного наблюдателя. Часто приходится видеть, как такие ученики рассматривают свой приход на дополнительные занятия как большую «милость» с их стороны.
Оценки, которые получают наши дети, это цена их труда.
Почему же цена труда становится все ниже и ниже?
Как реагируют родители на складывающуюся ситуацию? Таких реакций, как правило, две. Первая - это искреннее возмущение. Все условия ребенку созданы. А он не желает ничего делать. Вторая реакция – отчаяние, возникающее из понимания безвыходности положения. Они или ругают, наказывают, или пытаются «договориться по-человечески». Иногда у родителей вдруг просыпается надежда на чудо: кто-то же знает такое слово, после которого ребенок поймет и на глазах переродится.
В подростковом возрасте происходит смена ведущего вида деятельности с учебы на общение. В школу подростки ходят не учиться, а общаться.
Часто мы слышим «учебная мотивация». Учебный мотив – желание учиться. Оно стойкое у тех, кто имеет четкую цель.
Ребенок знает, зачем надо учиться: получить специальность, хорошо зарабатывать. Но в подростковом возрасте далекая мотивация практически не влияет на поведение человека. Отсроченный результат, который наступит через несколько лет, не привлекает ребенка. Короткая мотивация - близкий результат - вот то, что определяет его поведение.
Я бы выделила следующие причины неуспеваемости:
1. Отсутствие интереса к учёбе. Помните: интерес нельзя привить насильно. Попытайтесь понять, что именно стало причиной его потери и как давно это произошло.
2. Конфликты с педагогами. Не понижать авторитет преподавателя в глазах ребёнка, быть осторожным при осуждении его действий. Ещё сильнее «опустив» педагога в глазах ребёнка, вы рискуете тем, что у него ваш сын или дочь уже совсем ничему не научится. Более того, ребёнок может привыкнуть списывать свои собственные неудачи на учителей и в дальнейшем.
3. Конфликты с товарищами по учёбе, с ребятами во дворе и т. д. Ребёнок захвачен конфликтом, и он отнимает большую часть его ресурсов, которые могли бы быть потрачены на обучение. Чем дольше это продолжается, тем больше школьник изматывается. Для начала попытайтесь поговорить с ребёнком. В качестве профилактики обучите его приёмам бесконфликтного общения.
4. Конфликты с родителями. Перед тем, как обвинять ребёнка, присмотритесь к себе. Помните простую истину: поведение детей – это зеркало нашего к ним отношения.
5. Пробелы в ранее усвоенных знаниях. Это серьёзное препятствие на пути овладения новым материалом. Посоветуйте ребёнку обратиться к ранее изученному.
6. Неумение организовать свою домашнюю работу. Попробуйте помочь ребёнку распределять время и силы. Пусть сначала он выполняет то задание, которое вызывает у него наибольшие трудности.
7. Отвлекающие факторы. Компьютер, телевизор и прочие развлечения должны знать своё место. Не позволяйте их электронным душам слишком долго находиться в центре внимания ребёнка, если он только не использует их для обучения.
8. Отсутствие мотивации к учебной деятельности. Мотивация — это своего рода двигатель, приводящий в движение деятельность. Почти любые действия начинаются и продолжаются благодаря мотивации. Когда у подростка она сильна, говорят, что он настойчив и добивается своих целей. Подростков, которым не хватает мотивации, часто называют «неудачниками». У них нет целей, которые бы заставляли их хорошо учиться, поэтому они не используют весь свой интеллектуальный потенциал.
9. Недостаточное умение учиться. Основной симптом этой проблемы проявляется тогда, когда выполнение домашнего задания становится источником постоянных конфликтов семье.
Для начала спросите ребёнка о том, зачем он учится? И попытайтесь объяснить, для кого он это делает.
10. Проблемы с развитием внимания и памяти. Начать исправлять можно уже сегодня. Надеюсь, легко найдёте подходящие способы. Затрудняетесь? Почему бы не посоветоваться со школьным психологом?
11.Личные проблемы. «Какие там такие проблемы могут быть в его-то возрасте. Одни фантазии!». Если вы можете согласиться с этим высказыванием, то, скорее всего, вашему ребёнку сильно не повезло – ему трудно будет поделиться с вами проблемой, ведь она для вас просто пустяк, а для него беда.
12. Ребёнок часто болеет. Постарайтесь укрепить его иммунитет и не давайте тратить драгоценное время впустую.
Таким образом, все причины плохой успеваемости в школе сводится к тому, что у ребёнка не развиты учебная мотивация и навыки эффективного обучения. Это возможно только тогда, когда эффективно работает система семья – ученик – школа.
Мною проведен блицопрос учителей - предметников. Предлагаю ознакомиться с рекомендациями и претензиями учителей относительно учеников класса.
1. Нарушается дисциплина в классе.
2. Из 12(5) учащихся занимаются в полную силу только 4(2) человека.
3. Очень много времени теряют на уроке: разговоры, переписываются записками, просятся «выйти» из класса, не все принадлежности носят с собой, один учебник на двоих.
4. Частые пропуски уроков, в том числе по уважительной причине.
5. Нет закрепления материала дома, не готовят домашнего задания.
6. Не записывают в дневники домашнее задание, произнося при этом: «Я потом у одноклассника спишу» или «У меня дневника сегодня нет».
7. Не используют в полную силу ресурсы своего мозга.
8. «Наглеют», вступают в споры с учителем на уроке, тем самым отвлекают других учеников.
2. «Новое в образовании» (памятка для родителей).
Сегодня учитель- это человек, который дает знания, помогает разобраться в темах. Часов на повторение и закрепление у него нет, поэтому большая ответственность ложится на домашнее обучение как самих ребят, так и их родителей Закрепление нового навыка, который ученик получает в школе требует 100-200 повторений.
Соответственно и методы, с помощью которых мы хотим помочь детям, должны состоять в том, чтобы помочь подросткам усвоить эффективные учебные навыки и развивать свою мотивацию, после чего они будут в состоянии выполнять более сложные учебные задания.
Прежде всего нужно рассмотреть семейную обстановку в доме. Еще раз проверить условия учёбы – учащийся должен иметь собственное рабочее место. Необходимо укрепить чувство собственного достоинства, обеспечивая успех подростка. Продумать вознаграждение для побуждения детей лучше учиться. И напоследок, одна и главных причин, это отсутствие сотрудничества между учителем, учеником и его родителями. Только совместными усилиями мы можем достичь успеха освоения знаний подростка и его сдачи экзаменов.
С. Я. Маршак говорил, что есть талант писателя, а есть талант читателя. Как любой талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить, воспитать.
Но нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения - невоспитанный человек, нравственный невежда. Выражение “уметь читать” включает в себя широкий спектр понятий: от умения складывать слоги в слова до умения не только прочитать текст, но и осознавать его, эмоционально отзываясь на каждый поступок героя, переживая за него.
Слабочитающий ученик тонет, даже захлебывается в потоке информации.
И, несмотря на многие усилия, в классе всегда оказывается группа слабочитающих детей. У них работа с книгой вызывает умственную перегрузку, а это приводит к нежеланию читать. И, в конечном счете, к отставанию в учебе. Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
3. Подведение итогов собрания
(Родителям предлагается определить ценность сегодняшнего собрания с точки зрения практической помощи в вопросах воспитания и обучения детей.)
- Узнали вы сегодня что-нибудь новое?
- Была ли эта информация для вас полезной?
- Заставила ли она вас задуматься, оценить свое отношение к ребенку по-новому?
(Высказывания родителей).
Предлагает обсудить дома свои возникшие мысли, чувства с супругом (ой), другими членами семьи.
Решение собрания
1. Обсудить с членами семьи необходимость контролировать свою речь в конфликтных ситуациях с ребенком.
2. Стараться доказывать собственным примером, что знания делают человека интересней, богаче.
Давайте выработаем программу по стимулированию познавательной деятельности учащихся. Примите советы, которые помогут повысить свою успеваемость.
- Серьезно относитесь к выполнению домашних заданий.
- Составьте план изучения предметов.
- Не забывайте устраивать между предметами короткие перерывы, особенно если задание большое.
- Домашнее задание начинайте выполнять с трудного предмета.
Советы родителям:
- Никогда не называйте ребенка бестолковым и т.п.
- Хвалите ребенка за любой успех, пусть даже самый незначительный.
- Ежедневно просматривайте без нареканий тетради, дневник, спокойно попросите объяснения по тому или иному факту, а затем спросите, чем вы можете помочь.
- Любите своего ребенка и вселяйте ежедневно в него уверенность.
- Не ругайте, а учите его!
Обобщение, выработка программы действий родителями
Памятка для родителей.
1. Установить контакт с ребенком.
2.Не забывать похвалить ребенка, если он заслужил это.
- Перейти к ежедневному контролю над выполнением домашнего задания.
- Иметь четкий распорядок дня.
- Установить время и рабочее место для приготовления уроков.
- Приучить ребенка не отвлекаться во время занятий.
- Сделать период включения в работу минимально коротким.
- Откладывать все дела, чтобы помочь ребенку в учебе.
- Не отчаиваться, если немедленных успехов не будет.
- Сдержанно относиться к школьным неуспехам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собрание "Ребенок тоже человек"
разработка родительского собрания для 5-7 классов Права ребенка...
Родительское собрание "Ребенок и компьютер. Опасная грань"
Выступление педагога-психолога на общешкольном родительском собрании. При подготовке к родительскому собранию в школе был проведен социологический опрос среди родителей учащихся 1-3 классов, учащихся ...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
Родительское собрание "Ребенок в интернете"
Родительское собрание "Ребенок в интернете"...
«Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельности, к учителям и к самому себе»
Родительский клуб «Школа первоклассного родителя» «Личностная готовность ребенка к обучению в школе. Как сформировать положительное отношение у ребенка к школе, к учебной деятельност...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов шко...