Адаптация 5 класса
статья (5 класс)
В работе представлен анализ результатов адаптации и формирования УУД учащихся 5-го класса . Также приведены рекомендации для более успешного прохождения адаптации пятиклассников при переходе в среднее звено школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptatsiya.docx | 30.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа села Фащевка»
Выступление на педагогическом совете по теме
«Адаптация обучающихся 5 класса»
Подготовила:
классный руководитель 5 класса
Трунова Н.Н.
2020 г
Переход учащихся из начальной школы в основную справедливо считается кризисным периодом. Учащимся, привыкшим к определенным порядкам начальной школы, необходимо время, чтобы приспособиться к новому темпу и стилю жизни.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребенка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.
Что же может затруднить адаптацию детей к основной школе? Прежде всего, это рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.
Очень значимо сохранить положительное отношение пятиклассника к обучению, помочь отыскать ему личный интерес к изучаемому предмету, сориентировать его на пути самосовершенствования и самореализации.
Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспособиться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.
В начале учебного года передо мною, как классным руководителем, стояла главная цель – обеспечить адаптацию учеников при переходе из начальной школы к условиям обучения в среднем звене.
Для достижения которой, осуществлялись следующие задачи:
-создавать в классе ситуацию успеха;
-способствовать сплочению классного коллектива, формированию доброжелательного отношения между одноклассниками;
-создавать условия для сохранения и укрепления здоровья;
-развивать классное самоуправление;
-стимулировать интерес к развитию творческих, интеллектуальных и физических возможностей и способностей в каждом ученике
Воспитательная работа в течение четверти велась в соответствии с планом работы на 2020-2021 учебный год.
Основными формами работы стали классные часы, беседы. Участие принимал весь класс. При их проведении функции организатора возлагались в основном на классного руководителя.
В работе с классом основное внимание уделялось нравственному воспитанию: развитию самостоятельности, инициативы, ответственности. В основном все намеченные задачи были выполнены. Были проведены классные часы, на которых обсуждали вопросы серьёзного отношения к учёбе, своевременного выполнения домашнего задания, добросовестного отношения к урокам, посещению занятий, говорили о дополнительных консультациях при выполнении домашнего задания. Также проводились индивидуальные беседы с детьми на темы хорошего поведения, правила поведения в общественных местах, о школьной форме и т.п. Были проведены плановые тематические классные часы:
- «Урок мужества, посвященный 75-летию Победы»
- «Будь здоров»
- « Дорожная азбука »
- «Техника безопасности учащихся..»
- «Олимпийские игры в России»
- «Осенние итоги…» (анализ успеваемости, сложностей в обучении, дополнительные занятия)
В 5 классе обучается 21 человек: 12 мальчиков и 9 девочек. По итогам I четверти одна отличница – Древина Милана, 5 хорошистов – Гончаров Матвей, Карлина Алина, Колесникова Алена, Кривоносова Анастасия, Семиколенова Елизавета, 3 человека – Барбашина Ярослава, Серенко Дарья, Смольянинова Виталия - имеет одну тройку по английскому языку. Успеваемость составила 100%, а качество знаний – 29%. Просьба к учителям-предметникам присмотреться к данным ученикам и по возможности повысить качество знаний по предмету, так как по сравнению с I четвертью 4 класса оно понизилось на 30%. Я считаю, что это связано с возросшим темпом работы на уроке, объёмом материала, новыми требованиями.
Для изучения классного коллектива были предприняты следующие шаги:
- Разговор с учителем начальных классов Прошиной Ириной Анатольевной о классном коллективе в целом, об отдельных учениках в частности. Узнала об интересах детей, их успеваемости, внеклассной деятельности, кружковых увлечениях. Получила подробную информацию от Ирины Анатольевны об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися.
- Создание эмоциональной обстановки в классе, близкой к начальной школе: доверительность, оптимизм, возможность посоветоваться, откровенно поговорить.
Для обеспечения благоприятного протекания процесса адаптации были проведены следующие мероприятия:
--информирование родителей через группу в сети «Вотсап».
--личные встречи с некоторыми родителями по вопросам успеваемости и поведения, учащихся класса.
--наблюдение за учащимися во время и вне учебных занятий.
--рассаживание детей с учётом их индивидуальных особенностей.
--сотрудничество с учителями-предметниками.
--распределение поручений на основе интересов, желаний и возможностей.
--привлечение детей к участию в конкурсах.
Процесс адаптации ребенка к средней школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. По результатам наблюдений можно охарактеризовать уровень адаптации 5 класса по следующим показателям:
- Произвольность психических процессов. Большая часть учащиеся не может самостоятельно организовать выполнение учебных заданий. Во время урока они показывают средний уровень сосредоточенности и поддержания внимания на учебной задаче.
- Умственная работоспособность и темп учебной деятельности. Часть учащихся не способна работать в одном темпе со всем классом. В целом темп работы в классе можно охарактеризовать как средний. Учащиеся часто отвлекаются.
- Мотивационная сфера. Ребята позитивно относятся к школе и учителям. Сохранность познавательных мотивов учебной деятельности можно охарактеризовать на среднем уровне.
- Особенности поведения. Учащиеся показывают средний уровень саморегуляции: часть детей не умеет сдерживать непроизвольные эмоции и желания, порой не принимают и не соблюдают классные и школьные социальные нормы. Данная склонность к школьной дезадаптации требует индивидуальной коррекционной педагогической работы и внимания к данной проблеме родителей.
- Особенности общения со сверстниками. Учащиеся 5-го класса способны к установлению дружеских отношений и их поддержанию.
- Особенности общения с педагогами. В целом учащиеся способны самостоятельно устанавливать адекватное взаимодействие с педагогом.
- Эмоциональное состояние. С нашей точки зрения и точки зрения родителей учащиеся испытывают адекватные переживания, школьная и личностная тревожность в норме, ребята эмоционально устойчивы.
Организация сотрудничества с учителями- предметниками в процессе адаптации.
В начале учебного года с ребятами были проведены беседы, в результате которых ученики познакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности. В течение первой четверти обучения я узнавала у детей о том, есть ли какие-либо трудности. Затем после уроков беседовала с учителями - предметниками об успеваемости, проблемах. В содружестве с учителями-предметниками следила за успеваемостью. По мнению учителей-предметников – класс работоспособный, но нужен контроль по учёбе. Вместе с тем отмечаются отрицательные стороны:
-- есть ученики, которые систематически приходят с плохо выполненными заданиями: БесчеревныхТ, Борисов Т., Дежин С., Сидорин Д., Стрельцов Д. На уроках работа с этим классом проходит в медленном темпе, так как подготовка домашних заданий не всегда полная.
-- есть некоторые проблемы в дисциплине в связи с поведением таких учеников, как Михалев Тимофей, Борисов Тихон, Стрельцов Дмитрий, Дежин Степан.
В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно. Анализ мониторинга показал, что наиболее «любимыми» предметами у детей являются: русский язык, литература, математика, изо и физкультура. Английский язык вызывают у детей сложность и, как следствие, отмечается равнодушие и в некоторой степени нелюбовь.
И еще важно помнить, что период адаптации длится не один месяц. И как правило, к концу первой четверти 5 класса у ребят резко снижается успеваемость, память, внимание, школьная мотивация, повышается утомляемость, появляется страх перед уроками, учителем, контрольной работой и т. д. В связи с этим важно организовывать учебную деятельность с учетом психофизиологических особенностей учащихся (учащиеся 5 класса – это младший школьный возраст) и одной из основных форм работы должна быть дидактическая игра. Оценки выставлять своевременно, предварительно комментируя их. Оценка – фактор, стимулирующий ученика, а для пятиклассников этот фактор особенно значим!
Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5-го класса к процессу обучения в средней школе:
- у большинства учащихся 5-го класса есть желание идти в школу, участвовать в общественной жизни, общаться с учителями, у детей устойчиво хорошее настроение и успеваемость на уровне 4-го класса или чуть ниже, что на данном этапе обучения является нормой;
-в классе между учащимися доброжелательная и дружелюбная атмосфера. Также хочется отметить, что учащиеся 5 класса организованные и трудолюбивые, охотно откликаются на просьбы классного руководителя.
Исходя из вышесказанного, считаю, что поставленные основные цели и задачи, выполнены.
В следующих учебных четвертях
1.Продолжить работу над развитием классного коллектива: добиваться высокого уровня сплоченности.
2.Создать условия для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии (сохранить успеваемость класса – 100%, добиваться повышения качества знаний учащихся, добиваться 100% посещаемости).
3. Продолжить развивать интерес к внеклассной деятельности.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на ШМО классных руководителей по теме" Особенности адаптации адаптация в 5 классе".
Выступление на ШМО классных руководителей по теме"Особенности адаптации в 5 классе"...
Влияние профессионального обучения на социальную адаптацию школьников на социальную адаптацию школьников с нарушением интеллекта.в
Выступление на методическом объеденении учителей профессионально - трудового обучения . Для специальной (коррекционной) школы - интерната VI...
Родительское собрание «Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями».
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного...
ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Проблема обучения детей-инвалидов в условиях массовой общеобразовательной школы - одна из актуальных проблем современного российского общества. Очень важным является решение вопросов, связанных с обес...
Выступление на семинаре классных руководителей с сообщением на тему "Адаптация пятиклассников. Роль классного руководителя в процессе адаптации пятиклассников."
Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. От того, как пройдёт процесс адаптации, зави...
"Трудности адаптации ребенка к обучению в 5 классе. Роль семьи и ее значение в адаптации школьников."
Переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее педагогически сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обуче...
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ АДАПТАЦИИ ДОУ
С приходом в детский сад или другое дошкольное учреждение у ребенка начинается новый этап в его жизни. Но дети часто тяжело привыкают к детскому саду. Часто адаптация сопровождается нервными и эмоцион...