Профилактика суицида в образовательной организации.
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Нарыкова Екатерина Юрьевна

Ситуация проявления суицида, как одного из вариантов поведения, может возникнуть у обучающихся в сложившейся для них экстремальной ситуации, поэтому профилактическая работа должна проводиться систематически. В статье указаны формы профилактической работы с обучающимися 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktike_suitsidov_v_uchrezhdenii_obrazovaniya.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактике суицидов в учреждении образования

В последнее время уверенно набирает обороты проблема подросткового суицида. Основные причины самоубийства в столь раннем возрасте —  это неудачные попытки справиться с навалившимися проблемами в школе и семье. Родители часто не понимают своих детей, навязывают им свое мнение. Своими действиями они оказывают серьезное эмоциональное давление на еще не сформировавшуюся психику ребенка, заставляя его решать свои проблемы самостоятельно, часто не пытаясь вникнуть в ситуацию и попытаться помочь. В школе же ситуация обостряется огромной загруженностью и возникающей из нее усталости, проблемами в общении, стеснением, замкнутостью.

Как считают многие родители, ребенок может убить себя из-за так называемых закрытых «групп смерти» в социальных сетях. На них приходится 
1% от общего числа смертей. Но ведь с каждым годом это число увеличивается из-за стремительного развития технологий и все большего продвижения интернета в нашу жизнь.

По официальным данным количество самоубийств с 2021 года в России составляет около 2000 человек, из которых более трети — дети и подростки. Это является очень большим числом для современного мира, а для нашей страны поистине огромным. Мы должны всеми силами предотвратить охватившую все СНГ волну самоубийств, потому что  подростки – это наше будущее. Решить это проблему смогут только понимание и желание выслушать проблемы ребенка, попытаться помочь как можем. Ведь дети в этом возрасте такие ранимы, они очень нуждаются в нашей поддержке и сочувствии, напутственном совете и внимании.

Педагогическим коллективом МКОУ «Скороднянская СОШ»  проводится профилактическая работа, направленная  на стабилизацию провокационных ситуаций и недопущение случаев самоубийств (суицидов) среди обучающихся.

Цель:

-создание в oбщеoбразoвательном учреждении благоприятного социально-психологического климата, способствующего укреплению психического и психологического здоровья учащихся.

Задачи:

-укрепление социальной защищенности обучающихся;

-выявление причин, способствующих проявлению суицидального поведения;

-совершенствование организации профилактических мероприятий по предупреждению суицидов;

-развитие социальной активности учащихся;

-вовлечение учащихся в социально полезную деятельность;

-активное привлечение учащихся в деятельность органов ученического самоуправления;

-организация работы информационных групп из числа юношей и девушек по принципу «равный обучает равного»;

- активное привлечение учащихся для участия в волонтерской деятельности.

            Основным направлением профилактики самоубийств среди обучающихся является просвещение педагогов, родителей и самих учащихся учреждения образования, в результате которого коллектив нацеливает взрослых на внимательное и чуткое отношение к детям и молодежи, а учащихся - на формирование активной жизненной позиции и определение истинных ценностных ориентаций в жизни.

 

Особое внимание педагогические  работники  обращают  на соответствующие высказывания, намеки, сопровождающиеся какими-либо действиями, направленными на лишение себя жизни.

Суицидальное поведение может быть следствием социально-психологической дезадаптации личности учащихся в условиях переживаемых ими конфликтов: снижение социально-психологической адаптированности личности в виде предрасположенности, готовности к совершению суицида. В рамках проведения комплекса профилактических мероприятий по предупреждению самоубийств среди учащейся молодежи педагогические работники   исследуют причины и особенности суицидального поведения в  подростковом и юношеском возрасте.

Алгоритм исследования:

1.Исследование психологической атмосферы в семье, изучение личных дел учащихся, диагностическое исследование психологической атмосферы в семье, посещение на дому, взаимодействие с ближайшим социальным окружением учащегося, особенно обращают  внимание на:  

- несправедливое отношение со стороны родителей;

- развод (или супружеские измены) в семье учащегося;

- потерю одного из членов семьи;

     - неудовлетворенность в доверительных отношениях с родителями;

     - одиночество;

- недостаток внимания и  заботы со стороны окружающих.

2. Наблюдение за состоянием психического и физического здоровья, изучение личных дел и медицинских карт учащихся, особенно обращают внимание на:

- реальные конфликты и мотивы его участников;

- патологические наследственные причины (алкоголизм родителей, психопатия, психологические травмы, зависимости);

- соматические заболевания, эмоциональные переживания, зависимости от компьютерных и азартных игр, алкоголя, наркотических средств.

3. Взаимодействие в социуме, изучение межличностных отношений «учащийся - учащиеся», «учащийся - педагог», выявление референтных групп, особенно обращают  внимание на:

- отверженность, неприятие, унижение личностного достоинства и др.;

- несостоятельность, неудачи в учебе, падение престижа в коллективе сверстников;

- несправедливые требования к учащемуся;

- принадлежность к молодежным асоциально настроенным группам, деструктивным сектам или боязнь конфликтов, угроз, расправы за разрыв отношений с ними;

- страх иного наказания или позора, самоосуждение за неблаговидный поступок.

4. Дезадаптирующие условия:

- снижение толерантности к эмоциональным нагрузкам;

- своеобразие личностного развития, несформированность навыков общения;

- неадекватную самооценку личностных возможностей;

- утрату понимания ценности жизни;

- потерю любимого человека; уязвленное чувство собственного достоинства;

- отождествление  себя  с  человеком, совершившим  самоубийство (этим частично объясняются "эпидемии самоубийств");

- состояние переутомления;

- паническую боязнь будущего.

 Ситуация проявления суицида, как одного из вариантов поведения, может возникнуть у обучающихся в сложившейся для них экстремальной ситуации, поэтому профилактическая работа должна проводиться систематически. Профессиональные практические действия педагога напрямую зависят от их понимания социально-дезадаптационной природы самоубийства.

Формы профилактической работы с обучающимися 5 класса:

-Воспитательный час «Поиск позитивных путей разрешения конфликтных ситуаций» (Сентябрь)

 -Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома) (Октябрь)

       -Акция «Я выбираю жизнь» (Ноябрь)

       - Сочинений о смысле жизни  (Декабрь)

-Беседа «Нормы неконфликтного общения»  (Январь)

-Тренинговое занятие «Дорога к спасению души» (Февраль)

-Круглый стол «Я в этом мире не один» (по проблеме одиночества личности учащегося в социуме и дома) (Март)

 -Воспитательный час «Экстремальная ситуация. Как себя вести?» (Апрель)

-Психолого-педагогические консультации на темы «Умей владеть собой», «Приемы снятия психологического напряжения», «Экзамен без стресса» и др. (В течении года) 

 

Характерные черты суицидальных личностей:

 

- настойчивые или повторные мысли о суициде;

- депрессивное настроение, часто с потерей аппетита, сна;

- возможно присутствие сильной зависимости от наркотиков или алкоголя;

- чувство изоляции и отверженности по причине ухода из семьи или лишения системы поддержки;

- утрата семейного и общественного престижа, особенно в группе сверстников;

- ощущение безнадежности и беспомощности;

- неспособность общаться с другими людьми из-за мыслей о самоубийстве и чувстве безысходности;

- в мыслях и речах наличие обобщения и фатальности;

- «туннельное» зрение, неспособность видеть положительные моменты, иной выход из ситуации;

- амбивалентность: хотят умереть и в то же время хотят жить.

 

         Одна из классификаций выделяет четыре основные причины самоубийства:

         изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);

         беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);

безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);

чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).

 

 Рекомендации для тех, кто рядом с человеком, склонным к суициду:

 

  1. не отталкивайте его, если он решил разделить с вами проблемы, даже если вы потрясены сложившейся ситуацией;
  2. доверьтесь своей интуиции, если вы чувствуете суицидальные наклонности в данном индивиде, не игнорируйте предупреждающие знаки;
  3. не предлагайте того, чего не в состоянии сделать;
  4. дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность;
  5. сохраняйте спокойствие и не осуждайте его, не зависимо от того, что он говорит;
  6. говорите искренне, постарайтесь определить, насколько серьезна угроза: вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, на самом деле они помогут почувствовать облегчение от осознания проблемы;
  7.  постарайтесь узнать у него план действий, так как конкретный план – это знак реальной опасности;
  8. убедите его, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью;
  9. не предлагайте упрощенных решений;

10) дайте понять, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства;

11) помогите ему понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию, ненавязчиво посоветуйте, как найти какое-либо решение и управлять кризисной ситуацией;

12) помогите найти людей и места, которые смогли бы снизить пережитый стресс;

13) при малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько изменить его внутреннее состояние;

14) помогите ему понять, что присутствующее чувство безнадежности не будет длиться вечно.

        

 

Контактные телефоны для тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации:

  • Круглосуточная кризисная линия Министерства социальной защиты Курской области : +7(4712)35-24-89
  • 8-800-2000-122 – единый номер телефона доверия (служб экстренной психологической помощи) для детей, подростков и их родителей. Звонок анонимный и бесплатный с любого телефона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по профилактике суицида

Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Учреждение образования, где подростки проводят треть дня, представляется идеальной средой для проведения программы пре...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Последнее время все больше и больше говорят о буллинге ,травле в образовательной организации.К сожалению не все педагоги обращают на это внимание и оставляютпроблему  на самотек.Однако своевремен...

Коучинг - занятие «Профилактика буллинга в образовательной организации»

Что такое буллинг, как он проявляется  во всех возрастных и социальных группах...

Основные направления, формы и технологии по профилактике суицида в образовательных организациях

Основные направления, формы и технологии работы по профилактике суицида в образовательных организациях...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Статья посвящена проблемам буллинга в подростковой среде и способам профилактики этого явления в образовательном учреждении. Материал был использован для проведения методического семинара среди классн...

Профилактика буллинга в образовательной организации

Профилактика буллинга в образовательной организации...

Каждый важен (профилактика буллинга в образовательной организации)

В последнее время в современном мире всё большую актуальность приобретает проблема агрессии и насилия. Особенно острой эта тема является в контексте образовательной среды...