Иммунная система
план-конспект
Классный час «Иммунная система»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_immunnaya_sistema.docx | 22.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Иммунная система»
Цель:
- сформировать убеждения в необходимости избегать форм поведения, связанных с неоправданным риском для здоровья и жизни;
- познакомить и объяснить сущность СПИДа.
- воспитать бережное отношение к здоровью своему и окружающих.
Ход классного часа
I. Введение.
Ребята, все вы смотрели один из популярных сериалов на первом канале «Остаться в живых»? В этом фильме герои попадают на остров и борются с невидимым врагом.
А вот знаете ли вы, что мы каждый день пытаемся остаться в живых. Точнее наш организм борется. С чем же он борется, какие силы нам в этом помогают? Вы узнаете сегодня.
II. Основная работа.
Ни для кого не секрет, что любая страна выделяет львиную долю своего бюджета на оборону. Государство всегда должно быть готово к внутренней или внешней угрозе, войне, терактам, саботажу. Армия, воздушный и морской флот должны оснащаться и постоянно модернизироваться новейшим вооружением. Тело человека также окружено множеством врагов и постоянно находится под угрозой их агрессии. Эти враги - бактерии, вирусы и прочие микробы. Они могут быть повсюду в окружающей нас среде - от вдыхаемого воздуха до питьевой воды. Однако, большинство людей не подозревает, что человеческий организм располагает мощной армией, противостоящей неприятелю, - защитной или же, иначе, иммунной системой. Это настоящая армия с «солдатами» и «офицерами» различных родов войск, специально обученная и использующая всю новейшую технологию вплоть до химического оружия. Каждый день и даже каждую секунду эта армия отражает натиски вражеских сил, будучи на страже нашего здоровья. Война между ними может носить характер, как локальных стычек, так и тотальной войны. Эту тотальную войну мы называем болезнью.
В различных частях тела человека (кожа, складки кожи, ротовая и носовая полости, глаза, верхние дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, половые органы) есть определенные микробы, которые не вызывают у нас болезни. Входными воротами вирусов зачастую являются дыхательные пути. Враги стараются попасть в организм через вдыхаемый нами воздух. Однако их встречают элементы слизи в носу и особые клетки в легких (фагоциты), пожирающие врага. В большинстве случаев они вовремя справляются с ними и берут ситуацию под свой контроль. А микробы, предпочитающие попасть в организм вместе с пищей, обезвреживаются соляной кислотой в желудке и ферментами в кишечнике. Первую линию обороны нашего организма занимает кожа. Легкий порез или рана на коже означают, что над организмом уже нависла опасность, поскольку вирусы или бактерии могут легко проникнуть через них. И в этом случае враги вирусов и бактерий - фагоциты - спешат на место происшествия, готовые поглотить опасные микробы.
Если чужеродному микроорганизму удастся проскользнуть мимо пограничных застав и проникнуть в организм, то развернется полномасштабная война. Поскольку на этот раз организм подключит свою регулярную армию и даст отпор по всем правилам боевого искусства.
Как вы думаете, что же это за армия? (Иммунитет. Иммунная система).
Стратегия нашей защитной системы состоит из четырех основных этапов:
- Идентификация врага и первый отпор.
- Укрепление обороны и подготовка вооружения для наступления.
- Атака и сражение.
- Возврат к мирной жизни.
Когда возбудитель заболевания (назовем их антигенами – “чужаками”) попадает в кровь, иммунная система начинает бороться с ним с помощью клеток, называемых Т – киллерами.
Это клетки, которые первыми встречают врагов нашего организма и начинают их уничтожать. Уничтожая, бактерии они погибают. И если не могут одолеть врага, в работу вступает Макрофаг – эти клетки осуществляют первичный захват чужака, но не уничтожают его, а осуществляют представление и включают в работу клетки – помощники.
Их называют Т – хелперы (от англ. помощник), они помогают распознать антиген «Чужой ген» на поверхности макрофага и найти средство защиты от антигена.
При этом хелперы обращаются к В – лимфоцитам, которые вырабатывают средства защиты против антигенов. Таким образом, хелперы запускают механизм образования антител.
Вот такие баталии разворачиваются на невидимом фронте.
Однако, большинство Т и В-клеток, произведенных в военных целях, завершают свой жизненный цикл и умирают. Но эта вынужденная война не будет забыта. Перед началом войны понадобилось некоторое время, прежде чем враг был обнаружен, и были сделаны соответствующие приготовления. И при повторной агрессии врага организм будет уже начеку. Ибо теперь в его защитной системе будет постоянно служить группа клеток «памяти», распознающая и запоминающая отличительные признаки врага. При возможном нападении впредь, иммунная система уже сможет своевременно отреагировать на врага и упредить его нападение, благодаря информации клеток памяти.
Переболев однажды свинкой или корью, мы не переносим их вновь, повторно, то есть, приобретаем «иммунитет», которым обязаны именно этой памяти в нашей иммунной системе.
Таким образом, все процессы иммунной системы и вместе с ними и всю иммунную систему можно разделить на 4 блока исходя из функций:
Дозорная - это пограничники, которые высматривают инфекцию, чтобы она не проникла в организм, и наносят первый удар, если им это не удается, они подключают «2 фланг».
Идентификация - на этом фланге в работу включаются Т – хелперы, которые исследуют чужаков, собирают о них информацию – «разведчики». Собрав всю информацию, ищут средство защиты от них.
Поиск и активация уничтожения, как только клетки получают информацию об инфекции, сразу начинают вырабатываться антитела. Отыскав инфекцию антитела, прикрепляются к ним и сигнализируют о месте нахождения «чужого».
В этот момент к работе приступает блок киллеров, которые, ориентируясь на сигналы антител, находят инфекцию и уничтожают ее.
III. Физкультминутка.
IV. Продолжение работы.
Но при попадании особого возбудителя в организм, наша иммунная система не работает. Как вы думаете, что же это за враг? (СПИД).
Правильно, только не СПИД, а ВИЧ.
ВИЧ уничтожаются Т – хелперы (помощники, которые передают информацию о возбудителе болезни киллерам), без которых Т – киллеры не работают. Иными словами, иммунная система не может нормально функционировать и бороться с инфекцией.
Также необходимо запомнить, что такое ВИЧ и СПИД. Это не одно и тоже!
ВИЧ – вирус иммунодефицита человека.
СПИД – синдром приобретенного иммунного дефицита.
Помните, иммунная система это последний барьер, который преодолевают возбудители болезней. Ее необходимо беречь!
V. Итог занятия.
С чем Вы познакомились сегодня?
Что Вы теперь знаете о защитной системе Вашего организма?
Что такое ВИЧ-инфекция?
Что такое СПИД?
Директор _______________ Н. Т. Течиева
подпись расшифровка
М.П.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по биологии в 8 классе. Тема урока: «Иммунитет. Механизм и виды иммунитета. Органы иммунной системы »
Цели урока:Образовательные: дать представление о защитной системе организма – иммунитете, формировать новые анатомо-физиологические понятия – о строении иммунной системы, о механизма...
Основные аспекты иммунной защиты человека
Содержание. 1. Введение.......................................................................................................... 22. Иммунитет.......................................................
Урок-игра: обобщение по темам:"Опорно-двигательная система", "Нервная система", "Кровь. Кровеносная система".
Обобщение по пройденным темам в виде урока игры "Кто хочеть стать отличником?"...
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»
Урок-игра по информатике и ИКТ в 8 классе по теме: «Системы счисления. Перевод из одной системы счисления в другие, арифметические операции в двоичной системе счисления»...
презентация: иммунная система человека
как быть здоровым? почему мы болеем? что такое иммунная система человека? Как знания о нашем организме помогают быть активными и жизнерадостными....
Внеурочное занятие по английскому и русскому языку, направленное на развитие смыслового чтения при подготовке к ЕГЭ, для 10-11 классов на тему: «Коронавирус: ламы обеспечивают путь к иммунной терапии»
Цель: отработка навыков смыслового чтения старшеклассниками при подготовке к государственной итоговой аттестацииЗадачи:развитие у учащихся словарного запаса;развитие критического мышления;развитие нав...
Материалы к внеурочному занятию по английскому и русскому языку, направленное на развитие смыслового чтения при подготовке к ЕГЭ, для 10-11 классов на тему: «Коронавирус: ламы обеспечивают путь к иммунной терапии»
Материалы позволяют провести внеурочное занятие по английскому и русскому языку, направленное на развитие смыслового чтения при подготовке к ЕГЭ, для 10-11 классов на тему: «Коронавирус: ла...