Классный час на тему:"Характер человека создаёт его судьбу" .
классный час (8 класс)

Пугачевич Галина Леонидовна

 

Цели:  расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию. 
Форма проведения: час общения. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_v_8_b_klasse.docx19.81 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час: "Характер человека создаёт его судьбу" .

Цели:  расширить представление детей о самовоспитании, познакомить с методикой самовоспитания; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как вера в себя, целеустремлённость, воля, настойчивость, желание работать над собой; способствовать формированию адекватной самооценки; побуждать детей к анализу своих поступков, мыслей, чувств, самонаблюдению, самопознанию, самосовершенствованию. 
Форма проведения: час общения. 

Ход классного часа 

1. Просмотр видеосюжета об инвалидах ( видеофрагмент передачи «Минута славы»). 
- Ребята, как вы считаете, была ли минута славы у этих ребят? 
- Ребята, скажите, пожалуйста, а могла бы жизнь у этих ребят сложиться совсем по-другому? 
- Благодаря каким качествам характера их жизнь стала полноценной и счастливой? 
-Вокруг столько ярких, сильных твёрдых характеров! Столько людей с сильной волей, уверенных в себе, целеустремлённых, активных! Можно ли каждому стать таким? Можно ли воспитать свой характер? Об этом мы будем говорить сегодня. 

Тема нашего общения «Характер человека создаёт его судьбу» 

2. Воспитывающая ситуация « Пример для подражания» 
-Как же можно воспитывать свой характер? 
Чаще всего люди берут чей- то пример для подражания. 
-Ребята, назовите мне великого путешественника, который благодаря целеустремлённости и силе воли, преодолев все трудности, открыл Америку и стал знаменитым? ( ответы детей) 
Просмотр видеосюжета о Колумбе. 
- Какие качества характера известного путешественника помогли Х.Колумбу сделать великое открытие? 


3.Упражнение « Мой характер» 

 Характер в переводе с греческого означает « чеканка» , «отпечаток». Это индивидуальное сочетание психических, духовных свойств человека, которые проявляется в его поведении – в отношении к труду, к людям, к самому себе. Сейчас мы с вами выполним упражнение. Перед вами лист бумаги, согните его пополам. Оторвите правый верхний уголок. А теперь оторвите нижний левый уголок и кусочек в центре. Разверните свой лист и сравните листочки с соседями. Есть ли у кого такой же? 
- Какой же вывод можно сделать? Ответы ребят ( все мы разные, поэтому у всех разные листочки) 
-Так и в жизни: каждый человек- это неповторимая личность, у каждого свой характер. Очень важным качеством характера является воля. Воля - способность человека преодолевать препятствия, добиваться поставленной цели. Она проявляется в таких качествах характера, как целеустремлённость, решительность, настойчивость, мужество. 

4.Дискуссия « Человек привычки» и « Человек воли» .


-Как же научиться преодолевать препятствия? Как воспитывать свою волю? Оказывается, в каждом из нас есть «человек привычки» и « человек воли». «Человек привычки» делает всё, что ему хочется, а «человек воли», наоборот, принуждает, ограничивает себя, заставляет себя делать то, что не хочется, и не делать того, что хочется.

Сейчас мы обсудим ситуацию с трёх сторон.

( Класс делится по рядам на 3 группы)

В роли мальчика выступает первый ряд.

В роли «человека привычки» выступит второй ряд.

В роли «человека воли» выступит третий ряд.

Итак:  Проверяем, как борются в каждом из нас  эти 2 начала- «человек воли» и «человек привычки».(Выбрать утверждения, которые подходят для данных ролей).

 В 7.00 звонит будильник. 

Что делает «человек привычки»?

«ЧЕЛОВЕК ПРИВЫЧКИ». Посплю ещё 15 минут, в комнате холодина, так не хочется вылезать из-под одеяла…

-Какие ещё будут варианты? ( Закрыть будильник подушкой и продолжать спать, найти у себя какую- нибудь болезнь и не пойти в школу, пойти на второй урок)

-А как ведёт себя «человек воли»?

«ЧЕЛОВЕК ВОЛИ». Нужно вставать. Ведь дал себе слово начинать новую жизнь, воспитывать характер.

-Какие ещё варианты может предложить «человек воли»? ( Сосчитать до 3-х и подняться, поругать себя, вспомнить о своём идеале, пристыдить себя…)

Вот такие противоречия буквально раздирают нас каждое утро. Как же детям удаётся принимать решения?

Слушаем мальчика.

МАЛЬЧИК. В основном побеждает человек воли. И чаще всего под воздействием родителей.

-Какие ещё будут варианты? ( Всё зависит от настроения, погоды, но всегда можно найти повод не пойти на первый урок и вообще прогулять весь день)

-Хорошо, допустим, так или иначе, но мы всё таки поднимаемся с постели. Борьба двух начал продолжается. По каким вопросам ведётся спор?

«Человек воли» и «человек привычки». Умывание, зарядка, еда…

-Какие же предположения выдвигаются?

( учитель даёт слово трём оппонентам, потом членам их групп)

Вот такие бои на невидимом фронте могут идти в нашем сознании. Но чаще всего это происходит с людьми, которые решили бороться со своими недостатками и начали работать над собой. А те, в которых господствует «человек привычки», спокойно делают всё, что им хочется. Так может, это и хорошо? Может быть, так и надо жить?

( классный руководитель даёт слово трём оппонентам, потом членам их групп)

Подводя итоги нашего обсуждения, всё-таки скажу, что наши желания, прихоти и лень-матушка могут нам навредить, поэтому их приходится ограничивать. А значит, так или иначе, нужно укреплять в себе «человека воли» и воспитывать характер.

(Упражнения:"Как же следует формировать "Человека воли".)

- Я предлагаю вам прочитать стихотворение и определить для себя, какая жизненная позиция вам наиболее близка. 

5. Обсуждение стихотворения «Моя жизненная позиция» .
Обсуждение стихотворения Парции Нельсон: 

Я иду по улице. 
На дороге глубокая яма. 
Я падаю. 
Я пропал… 
Я беспомощен 
Я не виноват. 
Я никогда не выберусь отсюда. 
Я иду по той же улице 
На дороге глубокая яма. 
Я делаю вид, что не замечаю ее. 
И снова падаю. 
Не верится, что я опять здесь, 
Но я не виноват. 
Все же долго выбираться отсюда. 
Я иду по той же улице. 
На дороге глубокая яма. 
Но падаю … по привычке…но 
Мои глаза открыты. 
Я знаю, где нахожусь 
Я сам виноват 
И выбираюсь в миг. 
Я иду по той же улице. 
На дороге глубокая яма. 
Я обхожу ее. 
Я иду по другой улице.

 

-Как менялась жизненная позиция героя стихотворения? 
- Какая позиция вам наиболее близка? 
-А можно ли в течение жизни поменять свою позицию, воспитывая свой характер? 

6.Незавершённые предложения по теме: « Воспитание характера- это…»

Как победить в себе человека привычки? Как воспитать характер? Попробуйте ответить на этот вопрос, продолжив предложение: «Воспитание характера- это…( искоренение плохих черт характера, выработка хороших, избавление от вредных привычек, овладение в совершенстве каким –либо делом….)

Всё, что мы сейчас перечислили, называется самовоспитанием и требует постоянного напряжения воли.

7. Составление памятки « Как воспитать характер».

Те, кто занимается спортом, хорошо знают, как воспитывается воля. А остальные ребята и хотели бы изменить свой характер, но не знают, как это сделать. Психологи утверждают, что характер и волю можно тренировать так же, как мы тренируем мускулы. Для наращивания мускулов используют штангу, гантели, а для тренировки характера и воли применяют следующие инструменты:

  • Самообязательства
  • Самоубеждение
  • Самопринуждение
  • Самообладание
  • Самоприказ
  • Самоконтроль
  • Задания самому себе на день, неделю, месяц

Это и будет нашей памяткой « Как воспитывать характер»

 Теперь давайте решим, над чем в первую очередь, нужно поработать нашим мальчикам и девочкам.( мальчикам-  не ругаться, воспитывать мужественность…, девочкам- поменьше краситься , воспитывать скромность…..)

8.Заключительное слово.

Сегодня мы говорили о том, как благодаря работе над собой, благодаря силе воли и характеру можно создать свою судьбу, стать лучше, совершеннее. В этом вопросе нельзя дать рецептов, одинаковых для всех. Каждый человек уникален, и самовоспитание- это индивидуальный процесс. И длится он в течение всей жизни. Но одно правило- общее для всех: чтобы себя изменить, нужно усилие воли. А воля закаляется в преодолении трудностей. Именно так можно одержать победу над собой. И именно с этой победы начинаются все остальные победы.

9. Подведение итогов. (рефлексия)

-Что нового вы узнали о себе в ходе классного часа? Захотелось ли воспитывать свой характер и создавать самим свою судьбу?

И помните, 
«Посеешь поступок — пожнешь привычку, 
посеешь привычку — пожнешь характер, 
посеешь характер — пожнешь судьбу». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характер человека создаёт его судьбу

Классный час направлен на расширение представлений детей о самовоспитании, на формирование положительной нравтственной самооценки и  таких качеств, как вера всебя, целеустремлённость, воля, насто...

Классный час на тему «Будь человеком – Человек!»

Классный час направлен на развитие умений разбираться в людях,  выражать свое мнение в правильной форме, определить меру ответственности каждого члена коллектива. Игры  - задания помогут уча...

Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортлӧн сям.Асалан вежлӧг") , 5 класс

Конспект урока на тему "Характер человека. Родительный падеж" ( "Мортлӧн сям.Асалан вежлӧг") , 5 класс...

Методические материалы для занятия в 5 классе по теме "Характер человека"

Данный материал поможет учащимся овладеть лексикой по теме "Характер человека"...

Классный час на тему: «Характер закаляется трудом»

Классный часна тему: «Характер закаляется трудом»...

Технологическая карта урока на тему Характер человека (7 класс, по УМК Spotlight)

Технологическая карта урока  на тему Характер человека (7 класс, по УМК Spotlight)...

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме "Характер человека." Лексика. (Adjectives of character)

Технологическая карта урока английского языка в 7 классе по теме "Характер человека". Лексика. (Adjectives of character)....