Юные герои - антифашисты
план-конспект занятия (5 класс)
Классный час патриотического направления, разработанный для знакомства обучающихся 5-7 классов с подвигом детей во время Великой отечественной войны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_kl.chasa_yunye_geroi_antifashisty.docx | 28.84 КБ |
Предварительный просмотр:
2 Всероссийский дистанционный конкурс среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий (региональный этап)
Патриотическое
Тематическое направление
«8 февраля – день юного героя - антифашиста»
Название методической разработки
Автор: Гущина
Вера Владимировна,
заместитель директора по ВР
классный руководитель 5 класса
МКОУ Шилыковская СШ
2021
- Пояснительная записка
- Тематическое направление мероприятия – патриотическое воспитание
- Тема воспитательного мероприятия – «8 февраля – день юного героя антифашиста». Данная тема выбрана для среднего звена основной школы для того, чтобы продолжать формировать главные ценности у подрастающего поколения в нашей стране – патриотизм и гражданскую ответственность. В качестве действенного примера взята тема, близкая детям 10-12 лет: герои – ровесники, совершившие подвиг во имя Родины.
- Целевая аудитория мероприятия – 5-6 класс (обучающиеся 10-13 лет)
- В системе работы классного руководителя данное мероприятие оказывает роль связующего звена в системе воспитательных мероприятий на тему патриотизма и гражданской ответственности. Мероприятие запланировано между «Днем героев отечества» (декабрь) и «Днем Победы» (май).
- Цель занятия – воспитание патриотизма и любви к своей Родине через знакомство с историей героизма детей в Великой Отечественной войне.
Дидактические задачи:
- познакомить обучающихся с яркими личностями антифашисткого сопротивления;
- пробудить чувство гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения;
- формировать навыки выразительного чтения с активным включением обучающихся к творческой части мероприятия.
В итоге проведения занятия планируется приобщить обучающихся к осознанию гражданской ответственности каждого соотечественника, не зависимо от возраста, а также знакомство с историческими личностями – детьми, проявивших мужество и героизм в защите Родины.
- Форма проведения занятия - классный час в форме круглого стола с театрализацией и мастер-классом (завязывание пионерского галстука).
- Для достижения планируемых результатов применяются следующие методы: метод выразительной театрализации поэзии, метод группового взаимодействия в коллективе, метод иллюстрации - визуализации, метод активного слушания, метод действия – практики.
- Для проведения мероприятия необходимы: интерактивная доска (проектор), иллюстративная база (прилагается), красные платки (имитация пионерского галстука) по количеству участников.
- В практике классных руководителей данный материал рекомендуется использовать в среднем звене с привлечением сотрудников дополнительного образования (библиотекарь, руководитель исторического кружка).
- Основная часть
- Для проведения мероприятия необходимо тематически оформить помещение - портреты пионеров – героев, фоновая музыка. Столы поставить полукругом (чтобы дети видели выступающих и друг друга).
- Сценарий мероприятия:
Звучит фоновая музыка.
Ученик:
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны
Нам нужно,
Чтобы наши дети.
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та Война.
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила нам нужна….
Педагог: 8 февраля – День юного героя – антифашиста . Что это за день? И почему его отмечают 8 февраля? (ответы детей)
8 февраля 1962 года рабочий Париж вышел под красными флагами на демонстрацию с требованием прекратить кровавую войну против алжирского народа. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие новости номера «Юманите». От него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили. Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире. От их предательских выстрелов погиб Даниэль. Его хоронили с рабочими почестями на кладбище Пер – Лашез, у стены коммунаров.
Ровно год спустя в другой стране, на Азиатском материке, в застенках багдадской тюрьмы умер от пыток ровесник Даниэля Фадык Джамал, сын иракского коммуниста. Мальчик отказался выдать реакционным властям имена и адреса товарищей своего отца.
А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран: «Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днем памяти юных героев – наших сверстников. Пусть в этот день все дети во всех уголках земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов, еще теснее сомкнут свои ряды, еще крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всем земном шаре!»
Библиотекарь:
Вот уже белее полувека 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма, империализма, за демократию и мир.
8 февраля – День памяти всех детей, которые боролись за мир не только в мирное время, но и в годы Великой отечественной войны. Юные герои-антифашисты , это такие, же дети как вы, ребята. Они боролись за то, чтобы был мир во всем Мире. Чтобы не гибли люди от бандитов, террористов, чтобы не было фашизма на Земле.
Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советских людей. Она прошла через судьбы каждой семьи, коснулась своим дыханием всех - от мала до велика.
Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящается наше мероприятие.
Ученик:
Война - жесточайше нету слова.
Война - печальней нету слова.
Война - святее нету слова
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного
Еще не может быть и нет...
Педагог:
Вторая мировая война оборвала жизни не только миллионам взрослых, жертвами фашизма стали и дети: малыши и подростки. Но дети в ту пору стали не только жертвами, они становились и воинами.
Отдельной страницей в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг советских детей – героев антифашистов .
За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные с немецко-фашистскими захватчиками, многие советские дети заслужили самую высокую награду – звание Героя Советского Союза. А были они ведь детьми, не достигнувшими совершеннолетия.
Они были разведчиками, подрывниками, связистами, адъютантами армейских и партизанских командиров. Только в партизанских отрядах Беларуси сражалось 25 тысяч юных бойцов, не достигших допризывного возраста.
Ученик:
Поверьте, это совсем не просто,
Жить так, чтоб гордилась тобою страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту
Шинель, оружие и война.
Ученик:
Но шли, ребята, назло ветрам
И умирали, не встретив зрелость.
А было им столько, сколько нам,
И жить им, конечно, до слез хотелось.
Ученик:
Юные безусые герои,
Юными остались вы вовек.
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим не поднимая век
Ученик:
Боль и гнев сейчас тому причиной.
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие, стройные мужчины,
Девочки, достойные поэм.
Библиотекарь:
В первые часы Великой Отечественной войны в героической обороне Брестской крепости принимали участие дети командиров, воспитанники полка, живущие в крепости. Они ухаживали за тяжелоранеными, набивали патронами ленты пулеметов, подносили, защитникам крепости боеприпасы, уносили раненых бойцов, заменяли тех, кто уже не мог держать оружие.
Часто ночью под сильным обстрелом врага добирались дети до реки и обводных каналов, чтобы принести воды для маленьких детей и раненых бойцов.
Пришел час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.
Ученик:
Навеки стоят в пионерском строю
Герои, что пали когда-то в бою.
На знамени нашем горят имена,
Которыми нынче гордится страна.
Ученик:
И память о них год от года светлей.
В названии улиц, дворцов, кораблей.
В названии наших дружин и отрядов,
В горячих делах и крылатых мечтах.
Они и сегодня стоят с нами рядом,
Правофланговые в наших рядах.
Ученик:
И в восемнадцатом,
И в сорок первом,
Шли деды и отцы в суровый бой.
А рядышком порой шагал парнишка,
Сверстник наш, наверно,
Ещё мальчишка, но уже герой!
Ученик:
Сколько вас? Попробуй перечислить!
Не сочтёшь, а впрочем – всё равно.
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Педагог:
22 июня 1941 года войска Фашисткой Германии вероломно напали на Советский Союз – началась Великая отечественная война. Много мальчиков и девочек погибли в борьбе за мирное будущее.
Имена у них разные, но часто их взрослые называли «орлятами». Орлята –значит отважные, смелые. Им, орлятам, нашей огромной страны, сынам и дочерям полков, детям из партизанских отрядов наш низкий поклон и слова благодарности.
Педагог:
Поверка юных героев Советского Союза: Лёня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова, Саша Чекалин, Лара Михеенко и многие другие. Их фото и истории – перед вами.
(На экране проецируются слайды с фотографиями и идёт краткий рассказ о них)
(Звучит музыка) https://www.youtube.com/watch?v=FDgCr1Nu5vQ
https://www.youtube.com/watch?v=fhj8qCV9Oys
Ученик:
Уходили мальчики – на плечах шинели
Уходили мальчики – храбро песни пели
Отступали мальчики – пыльными степями
Умирали мальчики – где не знали сами
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков страшные собаки.
Убивали мальчиков за побег на месте
Не продали мальчики совести и чести.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Уезжали мальчики, стиснув автоматы.
Повидали мальчики – храбрые солдаты
Волгу – в сорок первом,
Шпрею – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года
Что такое мальчики нашего народа.
Рассказ о пионерах ГЕРОЯХ Советского Союза.
Ученик:
Леня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, которая находилась в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат и передал их партизанам. Сам остался в партизанском отряде.
Воевал наравне со взрослыми. Ему было всего десять лет, но он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Леня участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал.
Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание
Героя Советского Союза.
Ученик:
Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, но он ушел к партизанам вместе со своей сестрой и стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Как и Голиков, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Когда у Марата осталась одна граната, он подпустил врагов поближе и взорвал себя вместе с ними…
Посмертно стал Героем Советского Союза.
Ученик:
Вале Котику было всего 12 лет и учился он в пятом классе Шепетовской школы, а во время войны стал разведчиком в партизанском отряде. Он бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железнодорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений.
На счету героя шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад.
Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения.
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик:
Ленинградская школьница Зина Портнова летом 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». Потом стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала. Однажды ее арестовали. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее схватили и вскоре казнили.
Посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик:
Саша Чекалин в 16 лет стал членом партизанского отряда «Передовой» в Тульской области. Вместе с другими партизанами он поджигал фашистские склады, подрывал машины и устранял вражеских часовых и патрульных.
В ноябре 1941 года Саша тяжело заболел. Какое-то время он находился в одной из деревень Тульской области, близ города Лихвина, у проверенного человека. Один из жителей выдал юного партизана фашистам. Ночью они ворвались в дом и схватили Чекалина. Когда дверь распахнулась, Саша кинул в немцев заранее приготовленную гранату, но она не взорвалась. Фашисты несколько дней пытали мальчика. Потом его повесили. Тело оставалось на виселице более 20 дней – убирать его не разрешали. Сашу Чекалина похоронили со всеми воинскими почестями, только когда город освободили от захватчиков.
В 1942году ему присвоили звание Героя Советского Союза.
Ученик:
Их судьбы похожи, как капли воды. Прерванная войной учеба, клятва мстить оккупантам до последнего вздоха, партизанские будни, разведывательные рейды по вражеским тылам, засады, взрывы эшелонов… Разве что смерть была разной. Кому-то выпадала прилюдная казнь, кому-то выстрел в затылок в глухом подвале.
Лара Михеенко была партизанкой-разведчицей. Выведывала расположение вражеских батарей, считала машины, двигавшиеся по большаку в сторону фронта, запоминала, какие поезда, с каким грузом приходят на станцию Пустошка. Лару выдал предатель. Гестаповцы не делали скидок на возраст — после бесплодного допроса девочку расстреляли.
Это случилось 4 ноября 1943 года. Посмертно наградили орденом Отечественной войны I степени.
Библиотекарь:
Вся послевоенная молодёжь знала этих юных героев. А сколько их еще было – мальчиков и девочек, совершивших свои маленькие подвиги, чьи имена остались неизвестными?
Ученик:
Ветры походные трубы трубили
Дождь отбивал барабанную дробь.
Ребята – герои в разведку ходили.
Сквозь чащу лесов и болотную топь.
Нынче в разведку идут следопыты
Там, где когда-то ровесники шли.
Не будут, не будут, не будут забыты
Ребята – герои родимой земли!
Ученик:
Сколько вас? Попробуй перечислить,
Не сочтешь, а впрочем, все равно,
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, легком шуме листьев,
Тихо постучавшихся в окно.
Ученик:
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зеленая трава.
Ученик:
Мы не слышали взрывов бомб, сигналов воздушной тревоги.
Ученик:
Не стояли холодными ночами за хлебом. Мы не знали, что такое похоронки.
Педагог:
Ради счастья и жизни на свете, ради воинов, павших тогда,
Да не будет войны на планете.
Хором: Никогда! Никогда! Никогда!
Своей страны, Земли российской преданные дети,
Бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками
Победы нашей вознесли вы знамя.
Помните! Через века, через года
Помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, -
Помните!
- Почтим память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины.
Минута молчания.
Учитель:
Благодарим их за жизнь,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живём.
Библиотекарь:
В нашем ХХI веке идеология фашизма, которая несёт для людей только смерть и ужас, к сожалению, жива. Она не терпит людей другой национальности, вынашивает планы господства над умами и сердцами людей, стремиться к политической власти. В странах Прибалтики и в Украине сегодня фашизм расправляет свои плечи: глумятся над могилами советских солдат, преследуют ветеранов Великой Отечественной войны. Угроза есть. И поэтому сегодня нам нужно помнить.
Педагог:
- Люди! Покуда сердца стучаться,
Библиотекарь:
- Помните!
Педагог:
- Какой ценою завоёвано счастье,
Библиотекарь:
- Пожалуйста, помните!
Педагог:
Песню свою, отправляя в полёт,
Библиотекарь:
- Помните.
Педагог:
- О тех, кто уже никогда не споёт.
Библиотекарь:
- Помните!
Проводится мастер - класс по завязыванию пионерских галстуков.
(Слайд)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературный вечер, посвященный памяти юных героев-антифашистов
Сценарий литературного вечера, посвященного памяти юных героев-антифашистов, предназначан для учащихся 8-9 классов....
Линейка, посвященная Дню памяти юных героев-антифашистов
Сценарий торжественной линейки для пионерской организации, посвященной Дню памяти юных героев-антифашистов (8.02). Приложена презентация с фотографиями пионеров-героев. На линейке члены пионерской дру...
день юного героя - антифашиста
Классный час на тему "8 февраля День юного героя-антифашиста" презентация...
День юного героя - антифашиста
Внеклассное мероприятие для учащихся 2-4 классов...
Презентация "Юные герои-антифашисты"
Можно использовать во внеклассной работе, например, во время проведения военно-патриотического месячника....
Внеклассное мероприятие "8 февраля - День юного героя-антифашиста"
Внеклассное мероприятие "8 февраля - День юного героя-антифашиста"...