Психологическая культура в аспекте формирования гражданской культуры личности
статья
В статье идет речь о влиянии современной социокультурной ситуации в стране на формирование гражданской культуры личности, о необходимости возрождения в обществе и психологической культуры граждан, об ответственности школы за воспитание гражданской культуры личности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_kultura_v_aspekte_formirovaniya_grazhdanskoy_kultury_lichnosti.docx | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая культура в аспекте формирования
гражданской культуры личности
Андрущенко Елена Викторовна,
ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»
В статье речь идет о влиянии современной социокультурной ситуации в стране на формирование гражданской культуры личности, о необходимости возрождения в обществе общей и психологической культуры граждан, об ответственности школы за воспитание гражданской культуры личности.
Многие проблемы современной общественной жизни обусловлены отсутствием культуры и, на что хотелось бы обратить внимание, психологической культуры граждан. И это несмотря на то, что психология, как научная, так и практическая, занимает все более заметное место во всех областях общественной жизни – политической, экономической, производственной, социальной, юридической, в области образования, искусств и спорта, сохранения здоровья и обороны страны, в сфере обслуживания и пр. Все современные принципы общественных отношений – гуманизм, демократизм, толерантность, сотрудничество – основаны на психологических законах общения людей, их взаимодействий и взаимоотношений. Отсутствие психологической культуры в нашем обществе тормозит реализацию принципов культурного взаимодействия людей во всех областях общественной жизни. В чем это выражается?
Общественно-политические и экономические явления последних десятилетий оказали отрицательное влияние на отношение человека к человеку, на отношение человека к обществу, к труду, к закону, к государству. Общественное сознание стало терять главное – понимание ценности человека, его жизни, люди стали эмоционально более глухими, циничными, часто не понимают и не хотят понимать чужого горя, происходит девальвация нравственных идеалов, обесценивание нравственных устоев, ослабление культуры языка, развиваются этнические предубеждения, формируется отношение к преступлению как явлению обычному и пр. «В системе ценностных потенциалов, которые характеризуют нравственную атмосферу общества, на первый план выдвигаются такие ценности, как деньги, вещи, власть. … триада этих ценностей может иметь негативные последствия, ибо она напрямую ведет к разложению общества и растлению личности» [2,].
Утрачена очень важная вещь – ощущение таких категорий, как добро и зло, стыд и бесстыдство. Для всех очевидно полное отсутствие культуры вообще и психологической культуры, в частности. Свою лепту в сложившуюся социокультурную действительность вносят все социальные институты: семья, средства массовой информации, образовательные учреждения – от детского сада до вуза, общество в целом. Психологическая неграмотность, низкая психологическая культура современного общества, отсутствие культуры отношений в том жизненном пространстве, в котором живут многие дети, создают условия, при которых ребенок нередко с момента рождения попадает в «зону риска» – риска не стать человеком. Очевидно, психология, и как наука, и как практика, должна нести большую гражданскую ответственность за решение задач, связанных с сохранением психологического здоровья населения страны, повышением его психологической культуры и, в целом, с качеством воспроизводства нации, так как она представлена во всех этих социальных институтах. В связи с этим одна из важных задач психологов – поиск и реализация средств, способов влияния на общественное сознание в направлении развития психологической культуры.
Культура выступает для последующих поколений ориентиром высочайшего уровня в развитии смыслов жизни и стратегий поведения в обществе. Воспитание молодого поколения в контексте культуры человеческого взаимодействия всегда рассматривалось как условие выживания человечества. Отечественные философы, психологи, педагоги, культурологи (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, Л.С. Выготский, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, А.Н. Леонтьев, Ю.М. Лотман, А.В. Петровский, и др.), утверждая, что человек становится частью человечества, постигая культуру и творя ее, подчеркивали психологический контекст этого постижения. Почему? Психологический контекст постижения человеком культуры объединяет явления, которые связаны с сознанием, с интеллектуальной и эмоционально-психической деятельностью человека. Это – язык, знания, мастерство, уровень интеллектуального, нравственного и эстетического развития, творчество, эмоции, отношения, способы и формы общения людей. Развитие этих психологических феноменов составляет базу для освоения необходимых культурных ценностей. Без этой базы никакая культура – культура искусств, литературы, науки, религии, культура общения, гражданская культура, культура поведения и пр. – не может стать личностным достоянием человека, что ведет к ущербности развития личности. Активное владение психологическими знаниями позволяет лучше понимать себя, способствует развитию умения управлять проблемами собственной жизни, проблемами профессионального и гражданского самоопределения, саморазвития.
Представляется, что при подготовке специалиста любого профиля должны быть определены приоритеты в такой последовательности: сначала – человек порядочный (обладающий психологической культурой личности), затем – человек компетентный, затем – человек конкурентоспособный. Ведь профессия – это, прежде всего, человек, выполняющий ту или иную работу, быть человеком – главная составляющая любой профессии. Компетентности, конечно, необходимы, но главное – сам человек, владеющий этими компетентностями. «Без любви, созидательной добродетельности, совестливых качеств души – реализации высшего профессионализма не достичь» [13]. Конечно, вузам сейчас нелегко. Туда приходят молодые люди из средней общеобразовательной школы, где основное внимание акцентируется на проблеме успеваемости школьников, развития их интеллектуальной сферы, на их подготовке к сдаче ЕГЭ. И значительно меньше внимания уделяется нравственному и эмоциональному развитию школьников. Вообще учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании.
Введение школьников в систему общественных отношений есть процесс воспитания у них культуры отношений к своему народу (нации) и другим народам (нациям), к своей малой родине, стране, государству и обществу в целом. Целью (результатом) гражданского воспитания является гражданская культура личности. Гражданская культура личности – интегративное качество личности, характеризующее степень овладения ею общечеловеческими гуманистическими ценностями, культурными и духовными традициями народа и идеологией государства, сформированности готовности личности к исполнению гражданского долга. Основу гражданской культуры личности составляет гражданственность – качество, характеризующее личность как сознательного и активного гражданина. Воспитание гражданской культуры предполагает развитие у подростка чувства патриотизма, преданности, долга, чести, гражданственности, толерантности, ответственности, оптимизма и веры, стремления к социальной солидарности и взаимопомощи, осознания общественных задач и активности в их реализации, умения достойно и конструктивна решать вопросы проблемного характера. Гражданственность выражается в знании гражданских прав и обязанностей, в выполнении гражданского долга, готовности трудиться на общую пользу, в непримиримости к антигосударственным проявлениям, в ориентации на гуманистическую идеологию. Составными частями гражданской культуры являются национальная культура (патриотизм), культура межнационального общения, политическая и правовая культура.
Задачи гражданского воспитания условно объединены в три группы: формирование гражданского сознания, гражданских чувств, опыта гражданского поведения и умений организаторской деятельности. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры предполагает воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
Вышесказанное позволяет определить условия воспитания гражданской культуры и патриотизма:
· осознание учащимися сущности гражданственности и патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию русского народа и других народов, живущих на территории России;
· воспитание уважительного отношения к государственным символам (гербу, флагу, гимну России); органам государственной власти;
· формирование у школьников морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважения к защитнику Отечества, воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
· пропаганда социально-экономических достижений русского государства;
· формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
· включение учащихся в социально значимую деятельность, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического самоуправления;
· повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин.
А между тем, растущий человек воспринимает мир, понимает мир и относится к нему сквозь призму своих переживаний. Сам процесс освоения знаний должен пониматься как средство «вхождения» в культуру, ориентированную на развитие чувств, мыслей и созидательных начал в человеке. К сожалению, в школьных программах сокращается объем предметов гуманитарного цикла, в том числе по литературе, где можно почерпнуть знания о гражданской культуре на примерах произведений классической литературы, в которой человек предстает в богатстве и сложности своих мыслей, чувств, переживаний, сомнений, которая помогает растущему человеку осознать назначение и ценность человеческой жизни, приобщиться к гражданской культуре, к идеалу человеческих отношений и деяний. Чтение классической литературы, где раскрываются движения человеческой души, заменяется легким чтивом текстов в виде кратких переложений или просмотром телевизионных версий великих творений. В поликультурном образовательном пространстве школы не представлена психология как наука о человеке, это означает, что человек как ценность не входит в состав базовых ценностей культуры, которые формируются в школьном возрасте. Поэтому разговоры о развивающем пространстве современной школы – во многом пустые разговоры. Не может быть полноценного развития личности там, где сокращается гуманитарное образование. Ю.М. Лотман отмечал: «Гуманитарные науки существуют для того, чтобы обеспечить человечеству непрерывную этическую память, без которой оно немыслимо, без которой оно не выживет» [10].
Чтобы разбить порочный круг воспроизводства безнравственности и психологического бескультурья, система образования должна:
- признать важность культуры, в том числе психологической, для сохранения и упрочения страны как цивилизованного государства, а цивилизованным оно будет тогда, когда в нем идет формирование гражданской культура личности;
- почувствовать ответственность перед обществом за уровень психологической грамотности и культуры его граждан;
- выстраивать образовательную программу от детского сада до вуза в едином контексте получения знаний сквозь призму общечеловеческих ценностей.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - СПб.,; М., 2003. – Культура.
2. Буева Л.П. Проблемы нравственной культуры и развитие детей России //Государство и дети: реальность России: Международная науч.-практ. конференция. – М., 1995.
3. Дубровина И.В. Психологическая культура школьников в контексте современного образования// Известия Российской академии образования. – 2010. - № 3. С.62-76.
4. Запесоцкий А.С, Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002
5. Зеличенко А.И. Свет жизни: история человечества в психосфере Земли. - М.: Открытый мир, 2006. – 701 с.
6. Зинченко В.П. Страсть стать человека// Семья и школа. 2003. № 7.
7. Ильин И.А. Возвращение. – Минск, 2008.
8. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М., 1998. 9. Лихачев Д.С. Избранные труды по русской и мировой культуре. – СПб., 2006.
10. Лотман Ю.М. Воспитание души. – СПб., 2003.
11. Мудрость тысячелетий. М.: Олма-пресс, 2004.
12. Петровский А.В. Психология и время. СПб,: Питер, 2007
13. Пономаренко В.А. Профессия – психолог труда. М.: Институт психологии РАН, 2007
14. Розин В.М. Психология: иллюзии идентификации и самоопределения// Психология: Журнал Высшей школы экономики. 2009. Т.6, 3 4. С. 3-23.
15. Симонов К. В этом непростом мире. М., 1974. 16. Скатов Н. О культуре. – СПб., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по русскому языку и литературе в аспекте диалога культур ( на примере рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», 5 класс,
Данный урок направлен на обобщение и систематизацию знаний учащихся по изученным темам на уроках русского языка и литературы. Научить детей анализировать художественный текст, ф...
Поликультурное языковое образование - как один из важнейших аспектов диалога культур.
Формирование у детей и подростков умения общаться и взаимодействовать с представителями соседних культур и в мировом пространстве....
Деятельность учителя физической культуры в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках и во внеурочное время
Выступление на ГМО...
Аудирование как учебный аспект иноязычной культуры
Аудирование как вид коммуникативной деятельности может условно рассматриваться как составная часть иноязычного общения, когда между участниками коммуникативного акта происходит двусторонний обмен инфо...
Эстетические аспекты музыкальной культуры личности
Определение сущности и содержания категории «музыкальная культура личности» возможно через раскрытие содержания основных понятий и их производных....