Классный час по теме: "Правовая культура" (в игровой форме)
классный час
Классный час для обучающихся 1-2 классов с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_pravovaya_kultura_dlya_1-2_klassov_-_kopiya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для обучающихся 1-2 классов
Тема: "Правовая культура" (в игровой форме).
Цель: формировать правовую культуру и правовое сознание детей.
Задачи:
Образовательные: расширять и закреплять представления детей об их правах и обязанностях.
Развивающие: развивать словарный запас речи; мышление, внимание, память.
Воспитательные: воспитывать любовь к семье, толерантность, стремление к получению знаний, умение проводить отдых с пользой, учить заботиться о своем здоровье.
Оборудования:
Картинки с иллюстрированными правами ребенка. Цветик-правоцветик; свидетельства о рождении, книги со сказками: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка» и др.; карточка с именами, карточки с буквами для составления имен.
Предварительная работа: беседы, игры, чтение сказок, рассматривание иллюстраций, занятия по изо деятельности о правах детей.
Ход занятия:
- Организационный момент. Вводная беседа. Сообщение темы.
-Ребята, скажите, кто населяет нашу планету? Люди появились на Земле давным-давно, тысячи лет назад. Тогда же появились главные вопросы: «Что могут люди делать, и что не могут?», «Что они обязаны делать и что не обязаны?», «На что имеют права и на что не имеют?» Со временем люди решили искать ответы на эти вопросы. В результате появилась книга «Всеобщая декларация прав человека», в которой записано все, что люди должны делать, чтобы жить в мире и согласии. Но эту книгу взрослые написали для себя. А, заботясь о детях, написали вторую книгу. Она называется «Конвенция о правах ребенка»:
Эта книга не простая
Развернешь – как хороша
Где написано, что можно
Где написано нельзя.
-И сегодня мы поговорим о ваших правах и обязанностях.
Лишь появится ребенок
И дышать начнет едва
У него уже с пеленок
Появляются права.
- Основная часть.
-Что же такое право? Каждый ребенок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают. Все ваши права можно изобразить с помощью такого Цветика-правоцветика. Отрываем первый лепесток, прочитаем слово и узнаем первое право.
1 право: имя
Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию и отчество. Ребята, посмотрите на мою карточку, на ней написаны интересные слова: Вова, Дима, Миша. Что обозначают эти слова? (имена)
-А у вас есть имя? Кто дал вам имя? Ребенку имя выбирают всей семьей. Помогают и бабушки, и дедушки, братья и сестры.
-А когда дают ребенку имя? Подтверждает право вашего имени документ, который называется «Свидетельство о рождении»
Давайте поиграем в игру "Составь свое имя" (из букв дети составляют свои имена, прочитывают и говорят ласково).
Имя нам дает отраду,
Дарит счастье и удачу.
Оттого узнать бы надо,
Что же имя ваше значит.
Что еще кроме имени дается ребенку? (отчество, фамилия). Кто знает, как присваивается отчество?
У вас у всех есть право на имя, а какие правила необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
- не дразниться;
- не придумывать клички;
- обращаться друг к другу вежливо, ласково;
- к взрослым обращаться по имени, отчеству.
Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
2 право: семья
Отрываем 2 лепесток.
-Скажите, пожалуйста, благодаря кому вы появились на свет? Самые близкие ребенку люди – его родители. И для родителей дети - смысл и радость всей жизни!
-А кто еще помогает родителям воспитывать детей?
- А как называется группа людей, в которую входят мама, папа, ребенок, братья, сестры и даже дедушка с бабушкой?
-Семьи бывают маленькие и большие. А как вы понимаете – маленькая семья? Большая семья? В жизни совсем не важно – большая семья или маленькая.
В книге «Конвенция прав ребенка» записано: «Каждый ребенок имеет право жить в семье и право на любовь и заботу со стороны родителей».
-А что значит согласная семья?
Главное, чтобы в этой семье всегда были мир, согласие, дружба, уважение, понимание и любовь друг к другу.
Игра «Собери картинку». Дети из частей собирают картинку «Семья».
А какие обязанности должны быть у детей в семье?
3 право: учёба
Отрываем 3 лепесток. Право на образование.
-Все дети должны иметь возможность учиться. А для чего нужно учиться? Правильно! Когда человек много знает, разбирается во многих вопросах, с ним интересно общаться, делиться мнениями.
-А где человек получает знания?
Давайте с вами немного поиграем: Игра по командам «Школа»
(дети делятся на две команды; учитель по очереди задает вопросы):
1. В какое время года, в каком месяце школьники начинают учиться?
2. Как называется школьный стол?
3. Как называются занятия в школе?
4. Кто ведет уроки?
5. Единственный школьный урок, где позволяют бегать, прыгать и играть?
6. Школьный урок, где позволяют громко петь?
7. Перерыв между уроками?
8. Сигнал на урок?
9. Какой отметки радуются ученики?
10. В нем школьники несут учебные принадлежности?
Послушайте пословицы о знаниях:
«Повторенье – мать ученья»
«Учение - путь к умению»
Все эти пословицы говорят, что знания человеку просто необходимы и у нас есть право получать эти знания.
Подведем итог игры. Команды получают призы.
Но нет прав без обязанностей, потому что учеба — это не только ваше право, но и ваша обязанность хорошо учиться. Запомните это!
-На какие оценки нужно учиться в школе?
Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звезд,
Управлять машиной в поле,
Иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе,
Добросовестно учись.
4 право: здоровье
Отрываем 4 лепесток. Дети, скажите, что на свете всего дороже и ни за какие деньги не купишь?
-Что такое здоровье? У каждого ребенка есть право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
-А кто заботится о вашем здоровье? Если заболел ребенок, то родители ведут его в поликлинику или больницу.
-А чем отличается поликлиника от больницы?
Всем известно, что на свете
Без врачей прожить нельзя
Педиатры, терапевты
Няни сестры, фармацевты
Это все твои друзья.
Только ли врачи должны заботиться о вашем здоровье? Что, значит, беречь свое здоровье?
И мы в школе тоже соблюдаем режим дня и занимаемся физкультурой:
Физкультминутка
Любим спортом заниматься.
Будем очень мы стараться, (Принять позу силача)
Мяч бросать и принимать, (Изобразить руками объем мяча, сымитировать его бросание и прием)
Метко вдаль его кидать, (Изобразить «метание» выбросом руки вперед)
Ловко прыгать на скакалке, (Выполнить движения с воображаемой скакалкой)
Ног своих совсем не жалко,
Приседать и вновь вставать, (Выполнять движения по тексту)
Руки быстро поднимать
Наклоняться вправо, влево (Поднять руки, наклоны)
Все мы делаем умело! (Развести руки в стороны.)
5 право: жизнь
Отрываем 5 лепесток. Право на жизнь, свободу и неприкосновенность.
-Вспомните сказки, которые мы читали. Какие права нарушались у героев сказок? («Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Золушка», «Дюймовочка», «Три поросенка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
-Такие герои сказок как Волк, Лиса, Баба-Яга, Гуси-лебеди, Кощей Бессмертный – это отрицательные герои или положительные? Какие поступки они совершали? Т. е. они совершали зло. Но в сказках всегда побеждает…?
-У каждого из вас есть право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу. Но всегда ли мы в школе соблюдаем это право? Хорошо это или плохо?
-А что делают с тем человеком, который нарушает право другого человека? (наказывают)
-Наказание – это наказ на будущее, чтобы больше не совершать плохих поступков. А я предлагаю говорить друг другу побольше добрых слов и никогда ни с кем не ссориться.
Игра «Скажи другу комплимент» (детям предлагается встать в круг и передавая мяч по очереди говорить друг другу комплименты).
Комплименты – приятные слова, которые могут касаться личных качеств, внешности, настроения человека.
6 право: отдых
Отрываем 6 лепесток. Это новое право, которое говорит, что каждый человек имеет право на отдых, досуг. А что такое отдых и досуг?
-Человек обязательно должен отдыхать. Когда человек отдыхает, он восстанавливает силы. И взрослые, и дети отдыхают каждый день: днем поработали - ночью отдохнули, поспали.
-Назовите мне дни недели, в которые мама и папа не ходят на работу, а вы не учитесь в школе?
-Что вы делаете в эти дни?
-Отдыхать можно по-разному: можно просто лежать на диване или спать. Иногда, когда очень устанешь, так и нужно делать. Но можно отдыхать и
по-другому: путешествовать, ходить в походы, в кино, в гости. Иногда можно делать то, что ты любишь, что тебе интересно. Бывает отдых длительный.
-Кто знает, как называется длительный отдых для взрослых?
-Скажите, как называется длительный отдых для учеников?
-Расскажите, были ли вы с родителями в отпуске? Куда ездили, что видели?
В народе говорят: «Делу время, а потехе час», «Сделал дело – гуляй смело». Что означают эти пословицы? Давайте их повторим.
- Закрепление.
-Итак, о чем же мы сегодня говорили? Для чего они нужны? Давайте подойдем к доске и рассмотрим картинки – и еще раз назовем их.
-Но нельзя забывать, что наряду с правами мы не должны забывать и о своих обязанностях.
Как хорошо, что есть права
Закон нас строго защищает
И в нем важны нам все права
Они великой силой обладают
Чтоб нас никто не мог побить
Украсть, унизить и обидеть.
- Итог занятия.
-Ребята, понравилось вам занятие?
-Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?
В свободное время я предлагаю вам оформить раскраски о ваших правах и сделать выставку. А сейчас вы можете воспользоваться правом на отдых и поиграть с друзьями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час в игровой форме "Права ребенка" для 9-11 классов
Материал можно использовать как для внеклассной работы, так и на уроках обществознания в любом классе как дополнение, при повторении....
Классный час в игровой форме "Посеешь привычку - пожнешь характер"
Формирование у школьников потребности в здоровом образе жизни, негативного отношения к вредным привычкам....
"Идем по городу". Правила этикета. Классный час в игровой форме.
Занятие поможет детям усвоить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения....
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему "Правовые взаимоотношения в образовательном учреждении" (игровой правовой практикум).
Классный час по правовому воспитанию в 5 классе на тему «Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении» (игровой правовой п...
Классный час на тему: «Правовые последствия употребления алкоголя, наркотических веществ и других ПАВов» (10 класс)
Цель: формирование правовой грамотности школьников старших классов, формированию личной ответственности за собственные поступки....
План-конспект классного часа на тему «Правовая культура и правосознание»
Главная цель данного классного часа - сформировать у учащихся представление о правовой культуре и правосознании, объяснить значимость этих элементов для развития гражданского общества и правового госу...
Разработка классного часа для учащихся 6А класса в игровой форме "Права ребенка"
классный час в игровой форме...