Урок мужества
классный час (7 класс)

Материал для проведения классного часа "Урокмужества" для 6-8 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_muzhestva.docx31.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок мужества

Цель: сформировать представление о мужестве, долге, чести, ответственности, нравственности, понимание того, что без патриотизма невозможно привести Россию к возрождению.

Задачи:

 1) познакомить с героическими и трагическими страницами истории Отечества;

 2) воспитывать уважение у учащихся к ветеранам, подвигам военнослужащих, защитников Отечества, осознание необходимости увековечения памяти павших героев;

 3) способствовать формированию у учащихся готовности к защите Родины.

Ход урока

  1. Организационный момент.

                                                                           Видеоклип «Солдат».

II. Определение темы урока (Чтение стихотворения)

 Мужество – это не мода,

 Скорая, быстротечная,

 Мужество – суть мужчины,

 Прочная, долгая, вечная.

 Если зернышко смелости

 С почвой подружится.

 Вызреет в пору спелости

 Зернышко колосом мужества.

Учитель:

 - Скажите, пожалуйста, как вы считаете, что такое мужество и какого человека можно назвать мужественным?

 (ответ учащихся)

Учитель: - Сегодня мы с вами поговорим о мужестве. Назовите, пожалуйста, события, когда людям нашей страны приходилось быть особенно мужественными.

Ответы учащихся:

- во время Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и Чечне.

Учитель:

 -Сегодня мы вспомним об этих войнах.

У1 Время бежит с неумолимой скоростью. Вот уже 2019 год – больше 70 лет прошло с того страшного дня, когда началась ВОВ. Она оставила незаживающий след в каждой семье, в каждом сердце.

 Был летний воскресный день 22 июня. Ласково светило солнце, согревая своими лучами землю. Птицы пели на все голоса. Люди просыпались, строили планы на выходной день… Ничто не предвещало беды.

И вдруг из репродукторов донеслась страшная весть о том, что фашистская Германия напала на нашу страну. Над нашей Родиной нависла ужасная беда.    (1939 год видео)

У2 Великая Отечественная война началась  22 июня 1941 года и закончилась победой нашего народа 9 мая 1945 года. Все люди нашей необъятной Родины, все как один, поклялись встать на защиту родной земли. Так появился плакат «Родина-мать зовет!» и песня «Священная война». 

Наш народ поднялся на защиту Отечества, и потому война получила название Отечественной. Уходили на фронт отцы, братья и сыновья.(презентация)

 У3 Это были годы лишений, горя, тяжёлого труда. Разорены города и сёла, выжжены поля, оборваны мечты и надежды советских людей. На Фронт уходили ребята и девушки, едва закончив школу. На защиту своей Родины встала не только армия, но и простые мирные жители. На оккупированных немцами территориях они создавали партизанские отряды.  Во имя нашего мирного неба отдали свои жизни миллионы сынов и дочерей нашей Родины. И среди них были те, кому было столько же, сколько и вам. Более 35 тысяч юных героев были награждены медалями.

У4 До войны это были обычные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали коленки и заплетали косички… Их знали только родные и друзья. Но пришел час, они показали, какими огромными могут стать детские сердца, когда разгорается в них священная любовь к Родине. Маленькие герои большой войны – они сражались рядом со старшими – отцами и братьями. Сегодня мы должны учиться у них беззаветной преданности, любви к Родине, смелости и стойкости.

У5 Я ушла из детства в грязную теплушку,

В эшелон пехоты, в санитарный взвод.

Дальние разрывы слушал и не слушал

Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,

От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,

Потому что имя ближе, чем «Россия»,

Не могла сыскать.

У1 Жизнь детей во времена Великой Отечественной Войны была тяжела и нелегка, на их плечи легла слишком большая ответственность. Дети военной поры рано стали взрослыми, особенно мальчишки. Им пришлось заменить, ушедших на фронт отцов и старших братьев, у заводского станка, и у плуга на пашне. В стране возникло и ширилось движение “Молодежь – на производство”. После уроков они работали на швейных фабриках, в обувных мастерских, брали заказы на дом и изготовляли ложки, варежки, носки, шарфы, шили кисеты.

У2 Станки стояли прямо на снегу, 
К морозной стали руки примерзали, 
И задыхалась вьюга на бегу... 
Но мы твердили, нет, не чудеса... 
Мы просто фронту честно помогали 

(слайд дети в тылу у станка)

У3 В телогрейках и стеганых брюках, в больших по размеру ботинках на толстой деревянной подошве стояли юноши и девушки на рабочих местах, некоторые на специальных подставках.

Не было для тружеников тыла ни дней отдыха, ни праздников, ни отпусков – все, от мала до велика, все кто мог по возрасту и по состоянию здоровья трудились, работали, не жалея сил, во имя разгрома ненавистных захватчиков, во имя грядущей Победы, в которой не сомневался ни один русский человек.

Большой вклад в дело Победы внесли труженики Урала. Перевыполняли нормы в два-три раза, трудились по несколько смен подряд на лесозаготовках, на золотодобыче, в угольных разрезах и других местах. (фильм Подвиг тружеников тыла)

У4 Во время войны не действовало положение о сокращении продолжительности рабочего дня для несовершеннолетних. Дети, так же, как и взрослые рабочие, трудились по 12 часов без выходных и отпусков. Получали такие же напряжённые задания. Кроме того, растущий организм требовал дополнительных калорий. Объем продуктов, получаемых по продуктовым карточкам, был явно недостаточен для восполнения затраченной энергии. Дети голодали. (фильм о продовольственных карточках)

У5 Памятник Детям войны – Труженикам тыла 14 ноября 2014 года был торжественно открыт на пересечении улицы Фронтовых бригад и проспекта Космонавтов в Екатеринбурге.
Мемориал посвящен подвигу всех тружеников тыла, но в центре композиции её автор, екатеринбургский скульптор Константин Грюнберг поместил изваяния двух подростков, мальчика и девочки, взваливших на свои плечи стилизованный военный груз - что-то вроде снарядных ящиков, стволов орудий и направляющих реактивной установки «катюша». Дети войны. 
Место для памятника выбрано не просто примечательное, а исторически очень значимое для Екатеринбурга. Здесь, на перекрёстке проспекта Космонавтов и улицы Фронтовых Бригад, напротив рабочей проходной Уралмаша, в военные 1941-1945 годы в наспех сооружавшихся бараках размещали семьи эвакуированных в Свердловск работников оборонных заводов. Бараки давно снесли, но память об их бывших обитателях, как и о сотнях тысяч других жителей нашего города, героически трудившихся на разных предприятиях, конечно, жива и будет жить.  
(слайд памятник Дети-труженики тыла)

  Записки детей с войны (печальная музыка)

  1. «..июнь 1941 год - мне 9 лет, провинциальный город Шадринск - Зауралье. Все ушли на фронт, а мы, второклассники, расселенные по деревенским домам, собираем овощи. И так долгих 4 года войны. Есть стало нечего. Пока были зубы - ели лебеду, крапиву, клевер, все, что можно было прожевать. Были и пионерские лагеря, ежедневно работали в июле, то прополка, то окучивание картошки. Вечно изо дня в день хотелось есть. Когда собирались вместе, то были мечты: сейчас бы буханку хлеба, скорей бы кончилась война!.. Галя Биркина
  2. В 1944 году в Белорусии в разрушеном доме нашли письмо.Это письмо писала 15-тилетняя девочка Катя Сузанова.На конверте было написано"Дорогие дяденьки и тётеньки!Когда прочитаете письмо,сразу отправте его в почтовый ящик Полевой почты!"Внутри было вшито письмо так старательно,что пробить его могла только пулемет.и оно гласило: 

    "Дорогой папенька!Пишет тебе твоя умирающая дочь Катя Сузанова.Когда ты будешь читать письмо меня уже не будет в живых.Не ищи маму.Её расстреляли фашисты,когда допрашивали о тебе.Её последние слова"Я вас не боюсь.Мой муж вернется и отомстит за меня!".когда её расстреряли меня взяли в плен какому-то барону.Он не говорит как его зовут а заставляет работать.Живу я в старом полусломаном сарае.Ем в корыте со свиньями Кларой и Хельгой.Я очень боюсь Клару.Один раз она чуть не откусила мне палец когда я доставала из корыта картошку.Я жаловалась три раза барону а он рвал на мне платье и бил ногами.Один раз я потеряла сознание.На меня вылили ведро воды и бросили в подвал.Помнишь как мы весело отметили 13-летие?Мы с мамой приготовили торт и другие угощения.А потом ко мне пришли подружки и мы пели нашу любимую пионерскую песню.ты меня не узнаешь:вся тощая,рваное грязное платье,мои рыжие волоосы подстрижены налысо,бледная только глаза все еще голубые.Что с того что мне исполнилось 15 лет?!а сейчас барон хочет отвезти меня в германию в концлагерь.Я не поеду.Натерпелась я здесь.Через 10минут меня повешают.Завещаю тебе,милый папенька,отомсти за меня и за маму.Прощай милый папенька!Ухожу умирать.Больше ты обо мне не услышишь."
  3. Отрывок из дневника Тани Савичевой, 14 лет, школьницы, которая с начала блокады Ленинграда начала вести дневник в записной книжке. Почти вся семья Тани Савичевой погибла в период с декабря 1941 года по май 1942 года. В её дневнике девять страниц, на шести из которых даты смерти близких людей — матери, бабушки, сестры, брата и двух дядей. Сама Таня умерла уже в эвакуации. Блокаду пережили только её старшие сестра Нина и брат Михаил, благодаря которым дневник Тани уцелел и стал одним из символов Великой Отечественной войны:

"Женя умерла 28 дек в 12.30 час утра 1941 г". На саночках родные отвезли её на Смоленское кладбище и похоронили на участке, расположенном на острове Декабристов. Соседи сварили кота. И мама сказала строго: «Мы нашего Барсика резать не будем». Через неделю кот пропал: его съел кто-то другой…
Суп из обоев, компот из засушенных от моли апельсиновых корок, студень из кожаных колодок. Блокадное меню."

У1 А тем временем шли ожесточенные бои за освобождение нашей Родины от фашистского гнета.

Сейчас мы предлагаем вам узнать, где, на каком участке фронта, у какого города-героя происходили эти события: (слайды –города)


Учитель 1. С 6 июля по  10 сентября 1941 года развернулось ожесточенное оборонительное сражение у этого города. Воинские части и жители оказали героическое сопротивление врагу. Немецкие войска почти на два месяца были задержаны в городе. Был сорван план молниеносного наступления гитлеровских полчищ.
(Смоленск)
 

2. Солдаты сражались до последнего патрона, до последней гранаты, показывали примеры героизма и стойкости. Больше месяца длилась героическая оборона, которой руководили капитан И.Н.Зубачёв, майор П.М.Гаврилов, полковой комиссар Е.М.Фомин. Крепость в этом городе приняла на себя первый удар первого дня войны(Брест)

3. Дислоцированная в Заполярье 150-тысячная германская армия имела директиву Гитлера: захватить город и порт, через который шли грузы из стран-союзниц для снабжения страны и армии по ленд-лизу. По расчетам немецкого командования, город должен быть взят за несколько суток. Дважды – в июле и сентябре – немецкие войска предпринимали генеральное наступление, однако оба наступления провалились.
(Мурманск)

У3: Враг был силен. Геройски сражались Панфиловцы.(фильм про Жукова «Герои . Адреса» )

У4 С августа 1942 года Жуков назначен заместителем Верховного Главнокомандующего. Он внес большой вклад в разработку и осуществление операций по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом, по прорыву блокады Ленинграда. Когда Жуков приезжал на тот или иной фронт, радостное оживление охватывало солдат: «Значит, будет дело!» Они знали: где Жуков – там победа.

 (слайды)

У1: В 1944 году вся территория страны была освобождена от захватчиков, и тогда Сталин приказал идти на Берлин. Войскам под командованием Жукова удалось первыми ворваться в Берлин и водрузить над Рейхстагом советский флаг. Взятие Берлина вознесло маршала на вершину славы. Сталин предоставил ему особую честь – принимать вместо себя парад Победы на Красной площади. (фрагмент парада Победы 1945 г)

У3: Жуков командовал войсками Уральского военного округа с 1948 по 1953 год. Дом-дача командующего войсками Уральского военного округа в Екатеринбурге находится в Зелёной Роще. (фильм с сайта zhukovekb.ru о роли в Екатеринбурге)

У1 Дорогой ценой досталась нашему народу победа. Почти четыре года, 1418 дней, шла война.

Советский Союз потерял в этой войне более 26 миллионов людей. 26 миллионов погибших… Вы только представьте, если по каждому из 26 миллионов в стране объявить минуту молчания, то страна будет молчать 41 год!  

Вместе с тем это были годы мужества, беззаветной любви к Родине.

У2 Давайте вспомним, о ком идет речь? (слайды)
-Советский разведчик, работавший под видом немецкого журналиста в Японии. Передал точную дату нападения Германии на Советский Союз, количество дивизий и общую схему немецкого плана военных действий. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
(Рихард Зорге)
-Ленинградская школьница, которая вела дневник в блокадном городе.
(Таня Савичева)

-«За Волгой для нас земли нет!». Эти слова принадлежат одному из героев Сталинградской битвы, снайперу, который лично уничтожил 242 фашиста.
(Василий Зайцев)

-Выдающийся советский полководец, маршал СССР, четырежды Герой Советского Союза, который проявил себя как талантливый военачальник во всех крупных военных операциях, боевых действиях, сражениях Великой Отечественной войны. Принимал капитуляцию Германии. Принимал парад Победы в Москве.
(Г.К.Жуков)

-Диктор Всесоюзного радио, народный артист СССР, чей голос стал 
символом военных лет.
(Ю.Б.Левитан)

У2 К сожалению, имена многих защитников нашего Отечества установить в военные годы было невозможно. До сегодняшнего дня члены поисковых групп пополняют списки воинов, не вернувшихся с войны. Много имен было определено, но много еще лежат в земле безымянными. И поэтому в память о них установили в нашей столице у стен Кремля Могилу Неизвестному солдату. И как дань преклонения перед их подвигом несут вахту Памяти в вечном карауле солдаты нашей армии.

У3 : (видео вечный огонь)
Осталась память о войне
Она живет в тебе и мне,
О тех, кто жив, кто воевал,
И тех, кто без вести пропал… 

-У4 Куда б ни шёл, ни ехал ты,

 Но здесь остановись -

 Могиле этой дорогой

 Всем сердцем поклонись,

 И для тебя, и для меня

 Он сделал всё, что смог…

 Себя в бою не пожалел,

 А Родину сберёг.

 

Учитель  Прошу почтить память павших героев всех войн минутой молчания. Прошу всех встать. Метроном

22 июня 1941 и 9 мая 1945 года – две странички календаря, два дня из жизни планеты Земля, которые навсегда должны остаться в памяти. Наш долг – всегда помнить о подвигах наших отцов и дедов.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

урок мужества "Мужество, выносливость, слава! "

День воинской славы России. День полного освобождения Ленинграда от блокады. 27.01.1944г....

Урок мужества по теме: «Детство и мужество»

Урок мужества является наиболее действенным средством обсуждения с учащимися представлений о мужестве, долге, физической и нравственной готовности оказать помощь, чести, ответственности....

Разработка урока мужества по теме "Мужество и героизм русского народа".

Разработка урока мужества предназначена для учащихся 8 класса....

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...