Классный час "Новое поколение-кто мы?"
классный час (10, 11 класс)

Иванова Елена Михайловна

Данный классный час рассматривается в рамках формирования компетенций 4К. Целью его является осмысление и формирование основ нравственно-культурной личности с активной жизненной позицией

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ivanova_em_klassnyy_chas_po_kursam_4k.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7» г.Калуги

Классный час

"Новое поколение - кто мы?"

в рамках формирования компетенций «4К»

Выполнила:

Иванов Елена Михайловна,

учитель биологии МБОУ «СОШ №7»

2020


Класс: 10-11.

Форма проведения: актуализация знаний, беседа, групповая работа.

Цель: осмысление и формирование основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи:

1. Формировать умение анализировать свои возможности для решения конкретных проблем.

2. Учить вырабатывать и аргументированно отстаивать свою точку зрения, формировать навык речевого этикета.

3. Прогнозировать свое будущее, задумываться о своём месте в жизни.

4. Воспитывать  доброжелательность, уважение друг к другу.

5. Способствовать развитию умений работать в группе, развивать коммуникативные умения, закреплять навыки бесконфликтного общения.

6. Формировать у учащихся уважение к общечеловеческим нравственным ценностям

7. Уметь прогнозировать будущее, задумываться о своем месте в нем

Формирование 4К компетенций:

  1. Коммуникация( весь классный час построен на общении, как учителя с учениками так и учеников между собой в группах, что способствует формированию данной компетенции)
  2. Креативность( в ходе представления,, ученики придумывают себе ник, отражающий их внутренний мир; в ходе групповой работы создают портрет человека нового поколения)
  3. Критическое мышление ( ученики анализируют определенные жизненные характеристики и подходят к мысли о ценностях жизни, анализируют черты своих одноклассников и свои таланты и возможности их использования в будущем)
  4. Кооперация( работа в группах по созданию портрета, работа в парах по описанию талантов)

Обсуждаемые понятия: общество, личность, мир, общечеловеческие и духовные ценности.

Используемое оборудование: фломастеры, схемы для групповой работы, листы бумаги, ватмана.


Ход мероприятия

«Пора перестать ждать

Неожиданных подарков от жизни,

А самому делать жизнь!»

Л.Н. Толстой

  1. Организационный момент

Звучит отрывок песни «Где-то далеко» в исполнении В. Кикабидзе.

Учитель читает притчу.

Когда-то давно стари открыл своему внуку жизненную истину:

-В каждом   человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло:зависть,эгоизм, амбиции. Другой волк представляет добро: мир , надежду, любовь, совесть, долг, истину.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

-А какой волк побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

-Всегда побеждает волк, которого  ты кормишь.

О чем идет речь? (Подводит к ценностям жизни) .

Вы видите тему на доске «Наше поколение-кто мы?». Что значит – наше поколение? ( молодежь).

Я согласна с вами, но это узкое видение. Если брать шире, то вы – целая эпоха, ступень в развитии сознания человечества. Здесь берем в расчет и  особенности вашей жизнедеятельности, стремлений, идеалов. У каждого поколения свои цели, задачи, кумиры, взгляды на жизнь.

  1. Основная часть

Давайте сегодня попытаемся составить портрет абстрактного современного молодого человека.

Нам предстоит совместная работа, а потому нужно «познакомиться». Предоставляю вам возможность выбрать себе имя. Часто бывает, что кому-то не нравится его имя, данное при рождении, кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, некоторым нравится, чтобы их называли сокращенно. Также многие люди любят себя называть, исходя из своих увлечений, интересов.

В течение 30 секунд придумайте себе имя-ник, напишите его на бэйдже и представьте себя группе. В течение всего общения все собеседники будут обращаться к вам только так.

Для работы в группе необходимо принять общие правила:

- конфиденциальность (все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, не должно становится достоянием третьих лиц);

- принцип добровольного участия в группе (члены группы могут не принимать участие в тех или иных видах заданий);

- доброжелательная атмосфера (недопустимы агрессивные действия и высказывания по отношению друг к другу).

Чтобы составить портрет современного молодого человека, предлагаю каждой группе определенный набор характеристик (представитель группы выбирает случайным образом карточку из предложенных учителем). Из этого набора выберите те качества, которые считаете нужными. Можете дополнить своими вариантами (работают в группах, 4 группы по 7 человек).

  1. Обобщение

(Учащиеся защищают свои работы – на доске крепятся результаты работы групп как единое целое).

Так из чего состоит наш портрет?

(Идет обсуждение составленного портрета).

Как видите, портрет поколения состоит не только из внешних характеристик, но в большей степени из жизненных ценностей.

Получился портрет виртуального молодого человека. Но каждый из вас вполне реален, причем у каждого есть свои индивидуальные особенности, характер. Давайте узнаем у «соседей», какие черты характера нам присущи.  Для этого пусть каждый обведет ладонь своей руки на листке бумаги и передаст по часовой стрелке соседу, тот, в свою очередь, должен написать на ладошке одно из качеств вашего характера, которое ему в вас нравится.

(Учащиеся пишут на листах с ладошками качества характера, работа будет закончена тогда, когда свой же листочек вернется к хозяину. А затем каждый прочтет то, что написано у него на ладошке). 

Ожидали ли вы узнать о себе все то, что прочитали? Это был взгляд со стороны. А сами вы задумывались над вопросами: «Кто я? Какой я?».

Казалось бы, очень простые вопросы, но для большинства из нас ответить на них труднее всего. Ответы на эти вопросы определяют наше отношение к себе, к другим и к жизни в целом.

  1. Рефлексия

Представьте себе, что вы в поисках работы наткнулись на объявление о предложении трудоустроиться. Поняв, что это место для вас, звоните по указанному телефону. Вас спрашивают: «Кто вы?». Подумайте, что бы вы ответили и запишите на бумажных листках. В помощь вам на доске неоконченные фразы:

  • Я - …
  • Я хочу (не хочу)  …
  • Я люблю (не люблю) …
  • Я буду (не буду)  …
  • Я стремлюсь …

(Ученики записывают продолжение фраз на бумажных листках).

Продолжая фразу «Я стремлюсь», вы мечтали. Запечатайте ваши записи в конверт, мы откроем их через год и вы посмотрите: чего вы достигли, что изменилось в ваших планах, что нужно еще сделать, чтобы воплотить мечту в жизнь.

Нужно не только составлять блестящие планы на будущее, но и их реализовывать. А кто-то из вас может уже реализовал себя в какой-либо деятельности?

(Ответы учащихся).

А что вам помогло реализоваться? Какие качества?

(Упорный, уверенный, трудолюбивый…).

Стремясь к цели, не забывайте, что вам предстоит и нести ответственность за свои действия.

Вы стоите на пороге жизненного пути, перед выбором, каким быть, кем быть? Но чтобы грамотно и осознанно сделать свой выбор, вы должны, в первую очередь, познать себя. Принимать решения и осуществлять выбор – талант, который нужно развивать.

А ещё все вместе- вы новое поколение, от которого зависит что будет с нашим миром дальше.

Упражение: у учителя в руках маленький глобус( просто шар диаметром около 15 см)Учитель предлагает ребятам встать в круг. «Ребята у меня в руках маленький глобус. Это модель нашего общего дома, нашего мира Возьмите его в руки и задержите на некоторое время, проникнетесь мыслью, что жизнь и благополучие мира- в ваших руках. Прислушайтесь к своим мыслям. Вы-наша надежда» Ребята передают из рук в руки глобус. Учитель благодарит за совместное общение

Карточки для групп

I группа

Внешний вид (одежда)

Форма выражения – рисунок

II группа

Общечеловеческие ценности

Выбрать из списка ценности и выстроить их по приоритету:

  • Здоровье
  • Красота природы
  • Красота искусства
  • Любовь
  • Дружба
  • Уверенность в себе
  • Расширение кругозора
  • Свобода как независимость в поступках и действиях
  • Счастье близких людей  
  • Творчество
  • Признание

III группа

Общество и личность

  • Процветание государства
  • Хорошее образование
  • Интересная  работа
  • Карьера
  • Счастливая семья
  • Материальная обеспеченность
  • Научная деятельность
  • Уверенность в себе и самоуважение
  • Власть и положение
  • Природоохранная деятельность
  • Слава

IV группа

Духовные ценности

Музыка

Живопись

Авторская песня

Альтернатива (субкультуры)

Классическая
Медитация/Релакс

Металл
Популярная

Рок
Романс

Русский шансон

Рэп, хип-хоп
Танцевальная (хаус, техно и др.)

Фолк
Хард-рок

Абстракционизм

Авангардизм

Аниме

Аэрографика

Барокко

Батальный жанр

Бытовой жанр

Городской пейзаж

Готика

Натюрморт

Пейзаж

Портрет

Фэнтези


Список использованной литературы и источников:

1.http://contest.miroznai.ru/?mid=650&p=5

2.http://doc4web.ru/pedagogika/vneklassnoe-meropriyatie-poznay-i-oceni-sebya.html

3.http://nsportal.ru/shkola/klassnoe-rukovodstvo/library/2011/11/21/aktualnost-dukhovno-nravstvennogo-vospitaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час" Встреча трех поколений"

Круглы стол "Встреча трех поколений защитников Отечества"...

Классный час на тему: Мы поколение – некурящих.

Содержание классного часа позволяет ознакомить учащихся с историей развития вредной привычки, влияние на состояние здоровья человека, а также  способствовать формированию  правильной жизненн...

Методическая разработка классного часа, посвященного Дню Защитника Отечества "ВСТРЕЧА ТРЕХ ПОКОЛЕНИЙ"

Формирование у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству....

Классный час "Здоровое молодое поколение - будущее России"

Классный час посвящен пропаганде здорового образа жизни среди детей и подростков....

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война"

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС "У каждого поколения своя война" посвящён празднику защитника отечества 23 февраля. Данный материал является незамеимым в воспитании патриотизма обучающихся.Материал иллюстри...

Классная воспитательная система -Новое поколение

В  воспитательной системе образовательного учреждения классный руководитель занимает  о...

"Ступени роста успешного поколения" Программа работы классного руководителя с классным коллективом

Программа работы классного руководителя по формированию классного коллектива с учётом всех аспектов воспитательной работы...