“Моральный выбор”
методическая разработка (9 класс)
Понятие «выбор» - одно из наиболее употребляемых в обыденной жизни, в гуманитарных, общественных науках, публицистике, СМИ. Ученики 9 класса стоят на пороге взрослой жизни, где им предстоит неоднократно столкнуться с муками выбора, порой непростого. В этом возрасте ребёнок должен понять, что от многих его поступков зависит не только его будущее, но и жизни других людей, поэтому делая что-либо, необходимо предварительно взвесить все “против” и “за”, ибо моральный выбор — это прежде всего ответственность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
durova_vm_mor_vyb_9klass.docx | 985.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 70 Петроградского района Санкт-Петербурга
Районный конкурс педагогических достижений “Петроградская весна 2020”
Номинация “Современный классный руководитель”
Открытое воспитательное мероприятие с обучающимися в соответствии с заявленной темой “Моральный выбор”
-
Дурова Оксана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ гимназия № 70
Петроградский район Санкт-Петербурга
Декабрь 2020
Пояснительная записка
Актуальность, социальная значимость темы: Понятие «выбор» - одно из наиболее употребляемых в обыденной жизни, в гуманитарных, общественных науках, публицистике, СМИ. Ученики 9 класса стоят на пороге взрослой жизни, где им предстоит неоднократно столкнуться с муками выбора, порой непростого. В этом возрасте ребёнок должен понять, что от многих его поступков зависит не только его будущее, но и жизни других людей, поэтому делая что-либо, необходимо предварительно взвесить все “против” и “за”, ибо моральный выбор — это прежде всего ответственность.
Целевая аудитория: 9 класс
Цель мероприятия: Обеспечить понимание таких понятий, как моральный выбор, свобода, ответственность и показать взаимосвязь между ними.
Задачи мероприятия:
- Дать трактовку понятий.
- Выявить, какие факторы влияют на моральный выбор человека.
- Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанный выбор, поступок.
- Мотивировать учащихся к самосовершенствованию, к ответственному выбору своих поступков.
Педагогические технологии: игровая, развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающая
Формируемые УУД:
Регулятивные:
- высказывать предположения на основе наблюдений;
- формулировать тему, проблему урока, искать пути её решения;
- соотносить цели и результаты своей деятельности;
- определять степень успешности работы.
Познавательные:
- выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий;
- искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения;
- группировать слова по самостоятельно выбранным основаниям.
Коммуникативные:
- планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, соблюдать правила речевого поведения.
- уметь высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
Планируемые результаты: Формирование и развитие познавательного интереса к моральным проблемам общества; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности; воспитание ответственного отношения к своим словам и поступкам.
Ход мероприятия
Приветствие. Настрой на занятие. Погружение в тему. Постановка проблемы.
У.: Ребята, предлагаю представить, что вы оказались на ток-шоу. Если я сегодня буду выполнять функцию ведущего, то вы станете не только зрителями, но и экспертами. Мне нужны три добровольца, которые станут в дальнейшем нашими гостями (выбирает 3 желающих, выдаёт им листочки для подготовки).
Пока наши гости готовятся, мы попробуем узнать, о чем же сегодня пойдёт речь. Для этого давайте ответим на 2 вопроса (они взаимосвязаны):
Как вы считаете, чем человек отличается от животного? Чем руководствуется человек при принятии того или иного решения? А животное?
(Дети отвечают на поставленные вопросы, комментируют свой выбор.)
Предлагаю вам отобразить наши ответы в форме облака слов или тегов на рабочих листах.
Облако тегов (слов) — это визуальное представление списка категорий или тегов, также называемых метками, ярлыками, ключевыми словами и т.п. Принцип устройства таких облаков очень простой. Поскольку каждое слово является гиперссылкой, то, чем чаще оно встречается на сайте, тем больший размер принимает в облаке.
Одно слово у вас на листах уже есть. Как вы думаете, а какое слово в этом облаке будет самым большим? Именно это понятие и будет ключевым отличием человека от животного, которое станет темой нашего ток-шоу.
Картинки на доске станут для вас подсказками (выводит на доску несколько картинок, слайд).
(Дети выдвигают предположения, заканчивают заполнять облако тегов, самостоятельно формулируют тему)
Таким образом, мы сегодня поговорим о моральном выборе (слайд).
А что такое моральный выбор? Какова цель нашей беседы? Для чего нам необходимо знать и понимать, что такое моральный выбор?
Можем ли мы сказать, что моральный выбор — это свобода? Почему?
(Дети отвечают на вопросы, аргументируют свой выбор, комментируют ответы)
Моральный выбор - отличие человека от животного. Дар морального выбора - свобода человека.
А как вы считаете, на основании чего человек осуществляет моральный выбор?
Чтобы верно ответить на этот вопрос, нам нужно выслушать наших гостей.
Приглашаю нашего первого гостя - Петра Гринёва, дворянина, главного героя произведения А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.
Ученик1 (Пётр Гринёв): Здравствуйте! Меня зовут Пётр Гринёв. Во время крестьянской войны я оказался в самой гуще событий. Мне довелось не только лично познакомиться с Емельяном Пугачёвым, но и получить от него предложение примкнуть к рядам восставших. Я прекрасно понимал, что, возможно, решается моя дальнейшая судьба, был в шаге от смерти, ибо был наслышан о зверствах бунтовщика, но остался верен своим идеалам, принципам, т.к. ещё отец, отправляя меня на службу в Белогорскую крепость, завещал: “ Береги честь смолоду!”
Уважаемые зрители-эксперты! Как вы думаете, что помогло Петру Гринёву сделать выбор? Как бы вы поступили в этой ситуации? Почему?
Давайте выслушаем нашего второго гостя - Александра Андреевича Чацкого, молодого дворянина, главного героя произведения А.С.Грибоедова “Горе от ума”.
Ученик2 (А.А.Чацкий): Добрый день! Однажды я вернулся из-за границы к своей возлюбленной, Софье Павловне Фамусовой, но наткнулся на непонимание не только со стороны дамы сердца, но и всего московского дворянского общества. Я искренне пытался вразумить этих людей! Мои попытки оказались тщетны, ибо в Москве процветает культ денег и мундира! К тому же Софья распустила слух, что я безумен! Я решил, что гораздо проще покинуть это загнивающее место, чем бороться за любовь и пытаться изменить устои общества! Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Уважаемые зрители-эксперты! Как вы думаете, почему Чацкий не остался в Москве? Почему не продолжил бороться за любовь? Почему не попытался исправить несовершенства общества? На что Чацкий опирался, делая свой выбор? Как бы вы поступили на его месте? Почему?
И, наконец, наш третий герой - Андрий, сын Тараса Бульбы из одноимённого произведения Н.В. Гоголя.
Ученик3 (Андрий): Здравствуйте! Я молодой казак из семьи опытного воина Тараса Бульбы. Как только мы с братом Остапом вернулись домой после обучения, отец сразу же отправил нас воевать. Хоть я и проявил себя на поле боя во всей красе, мне всегда хотелось чего-то иного. Однажды я встретил прекрасную полячку и всем сердцем её полюбил. В то время мы и воевали с поляками, но молодая паночка в одно мгновение заменила мне всё. А что мне отец, товарищи и отчизна! Отчизна есть то, чего ищет душа наша, что милее для нее всего. Отчизна моя – она! Вот моя отчизна! Я сразу же перешёл на сторону врага.
Уважаемые зрители-эксперты! Одобряете ли вы поступок Андрия? Как вы считаете, почему он так поступил? Чем руководствовался?
Спасибо нашим гостям!
Так что же влияет на моральный выбор человека? Можем ли мы сказать, что моральный выбор — это ответственность? Почему?
Давайте познакомимся с небольшим текстом (читает ученик):
(1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? — спросила она парня.
– (7)Шофёр, — ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? — спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
(По Ю. Яковлеву) *
* Яковлев Юрий Яковлевич (1923—1996) — писатель и сценарист, автор книг для детей и юношества.
О чём этот текст? Как вы можете прокомментировать поступки героев этого текста? Кто, на ваш взгляд, поступил правильно? Почему? Найдите в тексте доказательство того, что моральный выбор — это прежде всего ответственность. Как бы вы поступили на месте героев?
Итак, что же такое моральный выбор? Какие ключевые компоненты входят в это понятие? На основе чего мы делаем выбор? Есть ли универсальная формула?
Хочешь изменить мир - начни с себя. Т.к. вы сегодня не просто зрители, а эксперты, то должны показать своим примером, что значит сделать правильный моральный выбор. Предлагаю создать “Календарь добрых дел”: каждый из вас берёт шаблон календарного листка и вписывает туда какой-нибудь хороший поступок, который может\планирует сделать в ближайшем будущем. Постарайтесь указать не только сам поступок, но и какая есть отрицательная альтернатива, не соответствующая вашим моральным принципам и т.п.
(Дети заполняют листы календаря, затем прикрепляют их на доску. Самые интересные зачитывают по желанию.)
Приложение 1
1)Девочку звали Алиса. (2)Ей было шесть лет, у неё был друг — театральный художник. (3)Алиса могла свободно войти в театральный двор, который охранял строгий сторож, а другие дети не могли попасть в этот интересный мир. (4)Но она была не просто девочка, она — помощник художника.
(5)Однажды в театральном дворе Алиса увидела парня и сразу поняла, что он не артист.
– (6)Ты кто? — спросила она парня.
– (7)Шофёр, — ответил парень.
– (8)А что ты здесь делаешь?
– (9)Жду.
– (10)Кого?
– (11)Викторию Сергееву.
(12)Сергеева — артистка театра, молодая и красивая женщина. (13)И Алиса задала парню «взрослый» вопрос:
– (14)Ты её любишь?
– (15)Нет, — улыбнулся парень. — (16)Я однажды спас её. (17)В нашем городе, театр был тогда у нас на гастролях. (18)Это было весной, в конце марта. (19)Ребята катались на санках у реки. (20)Сергеева тоже захотела покататься. (21)Ребята дали ей санки. (22)Она села и поехала, сани случайно выехали на лёд, который был тонким и хрупким, и через минуту Сергеева оказалась в ледяной воде. (23)Ребята закричали, а я был недалеко и услышал.
– (24)И ты прыгнул в ледяную воду?
– (25)Прыгнул, — подтвердил парень.
– (26)Не испугался?
– (27)Не успел испугаться.
– (28)И не заболел?
– (29)Заболел немножко.
(30)Алиса и незнакомый парень разговаривали и не заметили, как во двор вошли Сергеева и знакомый художник. (31)Парень первым увидел её и сказал:
– (32)Здравствуйте, Виктория! (33)Вы, наверное, не помните меня? (34)Я Назаров.
(35)Сергеева внимательно посмотрела на парня: она не могла вспомнить его.
– (36)Ну помните, как Вы катались на санках, а я... (37)Вы ещё пригласили меня в Москву.
– (38)Ах, да, — вспомнила Сергеева. — (39)Сейчас я организую Вам билеты.
– (40)Спасибо, — сказал Назаров, — но я не за этим приехал. (41)У меня болен отец. (42)Мы приехали в Москву, но в Москве я знаю только Вас, и я хотел спросить, можем ли мы остановиться у Вас на неделю?
– (43)Нет, нет, — поспешно сказала Сергеева. — (44)Это неудобно, потому что у меня совсем маленькая квартира.
– (45)Что же делать? — спросил парень.
– (46)Не знаю.
(47)И тут Алиса взяла парня за руку. (48)«Пойдём», — сказала она. — (49)«Куда?» — удивился парень. — (50)«К нам», — сказала Алиса.
(51)Она не думала, что скажут дома. (52)Она спасала парня, спасала его от позора и неблагодарности. (53)А когда спасают, то долго не думают, а раз — и в холодную воду!
– (54)Нехорошо как, — сказал художник, когда Алиса и шофёр вышли вместе со двора. — (55)Ведь он вам жизнь спас.
– (56)Что же, я теперь памятник ему должна поставить? — ответила Сергеева.
(57)И тут старый сторож вдруг закричал: (58)«Вон! (59)Вон отсюда!» (60)Он делал вид, что кричит на мальчишек, которые тихонько пробрались в театральный двор. (61)Но кричал-то он на Сергееву.
(По Ю. Яковлеву) *
Библиография:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок № 9 по ОРКиСЭ "Свобода и моральный выбор человека"
Разработка урока по теме «Свобода и моральный выбор человека» помогает понять что свобода, это не вседозволенность, свобода зависит от выбора, сделанного человеком.В результате урока учащиеся должны ...
"Свобода и моральный выбор"
Методическая разработка урока...
"Свобода и моральный выбор"
Методическая разработка урока...
технологическая карта урока № 9, тема урока «Свобода и моральный выбор человека».по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики"
Данный урок предполагает ознакомление с такими понятиями:Свобода, моральный выбор, ситуация морального выбора, моральный конфликт....
Моральный выбор- это ответственность!
Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...
Моральный выбор- это ответственность!
Карточки для индивидуальной работы на уроках обществознания...
Методическая разработка учебного занятия по дисциплине "Обществознание" на тему "Как жить? Моральный выбор человека" с использованием технологии педагогических мастерских
Данный урок является составной частью темы "Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры" дисициплины "Обществознание". Урок построен на основе технологии "педагогическ...