Деловая игра «Свобода и ответственность – выбор 21 века»
классный час (9, 10, 11 класс)
Деловая игра «Свобода и ответственность – выбор 21 века» предназначена для учащихся 9-11 кл., способствует формированию активной гражданской позиции, основанной на понимании ответственности за свои решения и поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas.docx | 26.96 КБ |
kl._chas.pptx | 932.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра «Свобода и ответственность – выбор 21 века»
Цель: формирование активной гражданской позиции, основанной на понимании ответственности за свои решения и поступки.
Задачи:
Обучающая: раскрыть понятия терминов: «свобода», «выбор», «ответственность»;
Развивающая: формировать умение принимать взвешенные решения, давать нравственно-этическую оценку поступкам. развивать коммуникативные навыки, отстаивать свою точку зрения, аргументировать ее в ходе дискуссии.
Воспитательная: способствовать нравственному воспитанию учащихся, принятию ответственных решений.
Основные понятия: свобода, абсолютная и относительная свобода, выбор, ответственность.
Форма: деловая игра
1. Определение темы, цели мероприятия
(слайд 1) Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)
Учитель: На слайде вы видите фотографию уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.
Давайте рассмотрим иллюстрацию и попытаемся сформулировать основную тему.
- Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса)
Учитель: Как вы думаете, о чем мы сегодня поговорим? - О свободе! Freedom! (слайд 2).
Глядя на скульптуру, что, прежде всего, бросается в глаза?
-Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений …
-Предположите, что мы постараемся уяснить для себя в процессе игры?
II. Основная часть
1. Определение
Учитель: Ребята, за годы учёбы в школе , мы учили вас уметь преодолевать трудности, жить, соблюдая законы, быть ответственными, готовили вас к самостоятельной жизни.
И вот через год вас ожидает долгожданное слово - с в о б о д а…
Учитель: Как вы распорядитесь своей свободой? Как правильно вы будете поступать, какой выбор вы будете делать в той или иной ситуации, от этого будет зависеть ваша жизнь.
Свобода — категория, рассуждения о которой звучат на всем протяжении истории человечества. В обобщенном виде ее можно представить как возможность выбора личностью всех составляющих своего существования, возможность целеполагания, совершения действий и поступков. Свобода – одна из человеческих ценностей. Всё живое на Земле стремится к свободе. Едва зародившаяся былинка ломает толстый асфальт, устремляясь к солнцу. Птица в клетке бьётся до изнеможения, пытаясь вырваться на волю. Человек – венец творения, едва встав на ноги, требует для себя свободы. А что такое свобода? Давайте попробуем разобраться. Для того чтобы активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода», давайте познакомиться с определениями данного понятия, взятыми из различных словарей.
(слайд 3 ) Свобода — это…
отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности;
сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления;
способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости;
реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач;
не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности;
степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей;
наличие прав и их гарантированность;
один из основополагающих принципов правового государства.
Учитель: Что лично для вас значит – быть свободным?
Быть свободным – хорошо или плохо?
Как связаны жизнь и свобода?
2. А согласны ли вы с таким определением? (слайд 4)
Свобода – отсутствие ограничений.
-Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных».
3. Словосочетания
Учитель: Существует огромное количество словосочетаний со словом «свобода».
Давайте вспомним ставшие привычными выражения: «свобода личности», «свобода духа», «политические свободы», «свобода слова», «свободное время» и т.д.
Учитель: С самого рождения человек стремится быть независимым и свободным, и в течение жизни меняется число предоставляемых ему свобод.
Попытаемся проанализировать подобные изменения на примере своей жизни. Заполним таблицу.
4. (Слайд 5) Таблица
5. Путь к свободе.
Учитель: Стремление человека к свободе подталкивает его к попыткам расширить круг своих свобод. Что нам помогает расширить круг наших возможностей?
Учащиеся называют целый список возможностей: богатство, авторитет, знания, власть, творчество, преступления и т.д. (слайд 6)
Все ли способы получения большей свободы хороши? Какие наиболее приемлимы для вас? Всегда ли власть и сила дает нам больше свободы?
6. Ограничение свободы.
Учитель:
Давайте подумаем и попробуем назвать, а что может ограничить нашу свободу в этом мире? (слайд 7)
(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки)
7. Притча о короле, который дал свободу своим сыновьям.
Послушайте притчу:
Король стал стар и призвал к себе двух сыновей.
- Сыновья, я назначаю вас правителями двух областей. Покажите, на что вы способны, и я решу, кто будет моим преемником, — сказал правитель двум принцам. Юноши поклонились и разъехались в разные стороны. Старшему сыну досталась равнинная восточная провинция. Младший сын стал править горной западной провинцией. Прошёл год. Сначала король поехал в гости к старшему сыну. Тот с гордостью показал огромный дворец, а потом провёз короля по стране. Люди всюду убирали урожай. При виде королевских экипажей крестьяне падали лицом на землю и лежали так, пока экипажи не исчезали. В честь короля принц устроил парад. За год он создал дисциплинированную армию. Вечером на пиру певцы и музыканты воспевали короля
.— Видите, отец, какую власть я приобрёл за год! Всё в моей провинции держится на страхе и повиновении, — с гордостью сказал принц.
— Хорошо, теперь я посмотрю, чего достиг младший сын, — ответил король. В горной провинции короля тоже встретили с почётом. Горцы низко кланялись королевской свите и снова приступали к работе. Они строили дороги и мосты, возили землю на горные склоны и сажали виноградники.
— Извини, отец, если не смог принять тебя достойно. Слишком мало я успел сделать за год для моих подданных, — сказал младший принц королю. Вскоре король объявил, что назначает своим преемником младшего принца.
— У него нет власти, народ его не боится, он даже армию не создал! — обиженно заявил старший принц.
— Не власть украшает правителя, а ответственность перед людьми, — спокойно объяснил король.
8. Свобода и ответственность.
Учитель : Что значит быть ответственным? С чем связана ответственность? Может ли существовать ответственность без свободы? У кого больше (свободы) ответственности у раба или господина? Ответственным быть трудно или легко?
Учитель:
В ценности и значимости понятия свобода вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека.
9. Согласны ли вы.. (слайд 8)
Подумайте и скажите согласны ли вы с изречениями:
- «Свобода есть право делать все, что дозволено законом”. (Ш.Монтескье)
- “Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. (Ф.Бэкон)
3. «Мы одиноки и нет нам извинения… человек осужден быть свободным. Осужден, потому что сам себя создал и отвечает за все, что делает». Ж.П.Сартр
- «Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». (Б.Шоу)
10. Рефлексия (продолжите фразу):
«Я ответственен за...» (за что я могу и готов принять на себя ответственность);
«Я ответственен перед...» (перед кем и перед чем я готов быть ответственен);
«Я не обязан нести ответственность за...» (за какие аспекты жизни я не хочу или не готов брать ответственность на себя);
«Ответственный человек — это...» (какие качества личности соответствуют такому определению человека).
11. Вывод.
Учитель: Порой, совершая поступки, человек не задумывается о последствиях.
Только на плёнке можно перемотать всё назад и начать всё по – другому, а в реальной жизни – сделал выбор и понёс наказание за содеянное.
В ценности и значимости понятия свобода вряд ли кто-то усомнится. Лишение свободы — одно из самых тяжких наказаний в жизни человека.
Поэтому: свобода без ответственности – путь в никуда. Полной свободы в природе не существует. Свободный человек тем и отличается, что он несёт ответственность за свои поступки, не перекладывая вину за последствия на других, и задумывается над тем, какими будут последствия для меня и окружающих меня людей. У вас сейчас сложный возраст, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к жизни, миру, людям, к делу, событиям, собственное отношение к себе и окружающим и вы, как витязь на распутье, выясняющий, куда ему идти. Витязь думает, а мы иногда делаем, потом думаем.
И в завершении нашего классного часа, хотелось бы прочесть такие строки:
У каждого свой путь, своя дорога
Определена она судьбой,
а может случаем, иль волей Бога,
Но выбор есть всегда, он за тобой.
И всё же каждый вправе что – то поменять:
Сломать, разрушить, или же создать.
Всем людям в мире свойственно мечтать,
Желать, страдать, а иногда осуществлять.
Все люди разные и судеб разных много,
И счастья все хотят любой ценой.
У каждого свой путь, своя дорога,
Но выбор есть – он за тобой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
“Freedom” - свобода. Что «свобода» значит для вас?
Свобода- это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в деятельности ; сознательный выбор человека из ряда возможных направлений в его мыслях и поступках какого-либо одного направления; способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на знание объективной необходимости; реализация своих творческих замыслов, воплощение намеченных задач; не стесняемое никакими ограничениями развитие сил и способностей, полное раскрытие личности; степень самостоятельности личности, возможность и полнота удовлетворения потребностей, развития способностей; наличие прав и их гарантированность; один из основополагающих принципов правового государства.
Свобода- это отсутствие всяких ограничений?
Я свободен в принятии решений Раннее детство Настоящее время Взрослая жизнь Детство Настоящее Будущее
Расширить круг возможностей (свобод) помогает: богатство а вторитет з нания в ласть т ворчество преступления
Что может ограничивать свободу: Законы нормы морали о бязанности физические возможности страх привычки власть
С огласны ли вы с изречениями: “Человек, властвующий над другими, утрачивает свою собственную свободу”. ( Ф.Бэкон ) «Мы одиноки и нет нам извинения… человек осужден быть свободным. Осужден, потому что сам себя создал и отвечает за все, что делает». ( Ж.П.Сартр ) « Свобода означает ответственность. Вот почему многие ее боятся». ( Б.Шоу )
Продолжите фразу: «Я ответственен за ...» « Я ответственен перед...» « Я не обязан нести ответственность за...» « Ответственный человек — это ...»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»
На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...
Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс
Урок в 11 классе обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение" по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...
Урок "Деловая игра "Выборы"
Тема: «Выборы в демократическом обществе». Цель и задачи: показать сущность избирательной системы; этапы избирательной кампании. Решать проблемные задачи, делать выводы, формировать...
методическое пособие по проведению деловой игры "Выборы в Законодательное Собрание Владимирской области"
Пособие дает возможность в игровой форме отработать навыки поиска информации о выборах, проанализировать предвыборную программу кандидатов, высказаться по выбранной позиции....
Свобода в деятельности человека. Свобода и ответственность.
11 класс Урок-исследование по обществознанию....
Маршрутный лист по литературе для 10 класса на тему: "Значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание». Понимание свободы как ответственности за совершённый выбор".
Цель урока - рассмотреть образ Сони Мармеладовой. Эпилог, его роль в произведении....