Внеклассное мероприятие "И дети тоже победили в той войне!"
план-конспект
методическая разработка
+ презентация https://disk.yandex.ru/i/IX7Q9E0Pe5_-rA
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко"
Степновского муниципального района Ставропольского края, с. Степное
Методическая разработка
внеклассного мероприятия
Всероссийского дистанционного конкурса
среди классных руководителей
«И дети тоже победили в той войне! »
Разработала:
Маматова Людмила Салиховна
Должность: учитель иностранных языков,
классный руководитель
МОУ СШ №1 им. П.И. Николаенко
с. Степное, 2020 год
Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы:
Вопросы патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения в наше время встают очень остро. Современная молодежь мало знает о подвигах нашего народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг . С каждым годом всё меньше и меньше остается ветеранов той страшной войны. Но воспоминания об этих людях должны сохраниться. Необходимо уделять больше внимания мероприятиям, воспитывающим патриотизм; знакомить детей с произведениями о войне, организовывать встречи с ветеранами. И такие мероприятия помогают осуществить поставленные цели и задачи.
Целевая аудитория
9 класс муниципального общеобразовательного учреждения "Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко" (15-16 лет).
Роль и место мероприятия в системе воспитательной работы:
Данное мероприятие соответствует возрастным и психологическим особенностям детей, направлено на реализацию поставленных целей и задач, занимает важное место в системе воспитательной работы по направлениям: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Цели:
Приобщать подрастающее поколение к системе социокультурных ценностей, отражающих историю нашей Родины, на примере Великой Отечественной войны.
Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны.
Способствовать расширению представлений о подвиге нашего народа во время Великой Отечественной войны, о мужестве, отваге.
Формировать четкое представление о той страшной опасности, которую несут фашизм, война, преступления против человеческой жизни.
Задачи:
Образовательные
1) Погрузить детей в атмосферу военного времени.
2) Расширить знания школьников о событиях 1941-1945 гг.
3) Пробудить интерес к изучению исторического прошлого нашей Родины.
Воспитательные
1) Воспитание у обучающихся благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну.
2) Воспитание уважения к подвигам героев Великой Отечественной войны и чувства гордости за них.
3) Воспитание честности, благородства, сострадания.
4) Преемственность героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.
5) Содействовать воспитанию патриотизма и любви к своей «малой» Родине.
Развивающие
- Развивать интерес к изучению истории.
- Расширять область знаний, обогащать словарный запас обучающихся.
Форма: литературно-музыкальное мероприятие
Оборудование: компьютер, презентация.
Планируемые результаты
Обучающиеся смогут пополнить знания о событиях Великой Отечественной войны, узнают о роли детей во время Великой Отечественной войны.
Данная методическая разработка была опробована, как внеклассное мероприятие в МОУ СШ №1 им. П.И. Николаенко. Считаю, что данная методическая разработка поможет педагогам организовать внеклассное мероприятие или провести классный час.
Сценарий мероприятия
«И дети тоже победили в той войне! »
Ход мероприятия:
I. Организационный момент.
На доске эпиграф:
«В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной»
Учитель объявляет тему Слайды 1, 2
Ученик
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
Война началась на рассвете,
Чтоб больше народу убить.
Спали родители, спали их дети,
Когда стали Киев бомбить.
Говорит Юрий Левитан 22 июня 1941 года - Объявление о начале войны. Слайд 3
II. Вводная часть
Учитель
Как-то так сложилось, что, вспоминая ужасы Великой Отечественной войны, мы говорим об убитых солдатах, военнопленных, истреблении и унижении мирных граждан. А ведь можно выделить еще одну категорию безвинно пострадавших – дети. Из осколков памяти мы увидим другую войну, войну которую видел маленький человек. Слайд 4
Ученик
Я недавно смотрел старый фильм о войне
И не знаю, кого мне спросить.
Почему нашим людям в нашей стране
Столько горя пришлось пережить.
Почему сыновья не вернулись домой,
Столько жен потеряли мужей?
Отчего девицы ранней весной
Шли гулять без любимых парней?
Ученик Слайд 5
В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.
Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.
Учитель
Тысяча четыреста восемнадцать дней – война,
А за ней
Тысяча тысяч ненайденных звезд,
Несбывшихся жизней.
Война –
Это жизни безумный оборот,
Время, текущее назад, а не вперед.
Война – это разлука,
Война – это злейший враг человека.
III. Основная часть
Ученик
Какими они были, солдаты 1941 года?
Грянул 41 год, ударил огнем,
Подпоясал мальчишек солдатским ремнем,
А им бы еще петь, любить и быть любимыми.
Но судьба распорядилась иначе.
Ученик
Мальчики, еще не герои…
Еще вас не знает страна.
Но близится двадцать второе…
Стоит на пороге война.
Какими вы юными были,
Красивыми были – когда
Часы еще те не пробили,
Но рядом стояла беда! ...
(Звучит фоновая музыка).
Учитель
Дети и война – понятия несовместимые. Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, что попали на войну, должны были расстаться с детством.
Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями. Сражались повсюду: на море, в небе, в партизанском отряде, в Брестской крепости, в подполье. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Отложив в сторону игрушки, недочитанные книжки и школьные учебники, дети старались помочь взрослым. Мальчишки и девчонки собирали лекарственные растения, ухаживали в больницах за ранеными. Выступали с концертами в госпиталях. Не жалея сил днем и ночью работали в цехах заводов и на колхозных полях. Так они помогали фронту и приближали победу.
Многие мальчики и девочки по зову своих юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы мстить врагу за погибших родных и друзей, за сожженные жилища – за все злодеяния, совершенные фашистами на нашей земле.
По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. По официальным данным Центрального архива Министерства обороны (ЦАМО) России, в годы войны в боевых частях числились свыше 3500 военнослужащих в возрасте до 16 лет. Самые юные Герои Советского Союза -
эти четыре имени — Леня Голиков, Марат Казей, Зина Портнова и Валя Котик — вот уже свыше полувека являются самым знаменитым символом героизма юных защитников нашей Родины. Воевавшие в разных местах и совершившие разные по обстоятельствам подвиги, все они были партизанами и все посмертно удостоены высшей награды страны — звания Героя Советского Союза. Двоим — Лене Голикову и Зине Портновой — к тому моменту, когда им довелось проявить небывалое мужество, исполнилось по 17 лет, еще двоим — Вале Котику и Марату Казею — всего по 14.
Просмотр ролика «Маленький разведчик».
Ученик Слайд 6
Леня Голиков был первым из четверки, кто удостоился высшего звания: указ о присвоении был подписан 2 апреля 1944 года. В тексте сказано, что звания Героя Советского Союза Голиков удостоен «за образцовое выполнение заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях». И действительно, менее чем за год — с марта 1942-го по январь 1943-го — Леня Голиков успел поучаствовать в разгроме трех вражеских гарнизонов, в подрыве десятка с лишним мостов, в захвате немецкого генерал-майора с секретными документами… И геройски погибнуть в бою под селом Острая Лука, не дождавшись высокой награды за захват стратегически важного «языка».
Ученик Слайды 7,8,9
Зине Портновой и Вале Котику звания Героев Советского Союза были присвоены через 13 лет после Победы, в 1958 году. Зина удостоена награды за мужество, с которым она вела подпольную работу, потом выполняла обязанности связной между партизанами и подпольем и в конце концов вынесла нечеловеческие муки, попав в руки к гитлеровцам в самом начале 1944 года. Валя — по совокупности подвигов в рядах шепетовского партизанского отряда имени Кармелюка, куда он пришел после года работы в подпольной организации в самой Шепетовке. А Марат Казей удостоился высшей награды только в год 20-летия Победы: указ о присвоении ему звания Героя Советского Союза был обнародован 8 мая 1965 года. Почти два года — с ноября 1942-го по май 1944-го — Марат провоевал в составе партизанских соединений Белоруссии и погиб, подорвав последней гранатой и себя, и окруживших его гитлеровцев.
Ученик
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство ворвалась она.
Смертельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы войну не играли –
Мы просто дышали войной.
Ученик
А мы не стали памяти перечить.
И, вспомнив, дни далекие, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная не детская беда.
Была беда и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна,
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Ученик
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей от смерти сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Учитель Слайд 10
Конечно, историки могут скрупулезно подсчитать количество дивизий,
участвовавших в том или ином сражении, число сожженных деревень, разрушенных городов… Но не могут они рассказать, что чувствовала семилетняя девочка, на глазах у которой бомбой разорвало сестру и брата. О чем думал голодный девятилетний мальчик в блокадном Ленинграде, варивший в воде кожаный ботинок, глядя на трупы своих родных.
Ученик Слайд 11
Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Как это
ужасно, когда рвутся бомбы, свистят пули, рассыпаются осколки снарядов на крошки, на пыль – дома, и горят детские кроватки. Многие спросят: «Что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети войны?» Много.
(Звучит фоновая музыка «Бухенвальдский набат») Слайд 12
Письма с фронта (ученики читают письма).
Ученик - Виталий Хрусталев (17 июня 1942):
«Здравствуй, дорогая мамушка, Аннушка и Владимир, тетя Настя, Костя, Валя, Маруся, Нюра, тетя Акулина и тетя Лизавета, Тетя Нюта и дядя Федор, тетя Нюра, дядя Ваня , тетя Поля и дядя Вася , Таня и Коля.
Привет от бойца…
Мама, пишу тебе письмо. Ты не расстраивайся, я ухожу на передовую.
Нет наших … почти все на фронте. Мама, ты мои брюки продавай или пускай носит Владимир. Мама, если меня не будет, то живите без меня …»
Ученик - Буримович Алексей (8 августа 1942):
«Здравствуй, дорогие мама и Алексей Михайлович! Пишу вам это письмо со Сталинградского фронта, держусь за Дон, за Сталинград. Сам жив, здоров. Живу хорошо. Особенно у нас был замечательный вчерашний день. Вчера за три минуты мы уничтожили пять немецких бомбардировщиков. Всего за день было сбито 7 фашистских стервятников сейчас могу вам сообщить мой адрес, по которому вы можете мне писать: Действующая Красная Армия, полевая почтовая станция 28, 1261 АП ПВО, лейтенанту Буримовучу. Пишите обо всем. А то я за все время. От вас не получил ни одного письма.
В Сталинграде у отца я был уже 3 раза. Не получал я писем и из Рязани. Особенно писать не о чем. Вот разобьем немцев, приеду, и обо всем расскажу, как дрались и т.д.
Обо мне не беспокойтесь. Мы, зенитчики, заговорены, нас бомбы не берут, а мы их бьем»
Пишите. Целую, ваш Алеша.
Посылаю письмо из Сталинграда, куда приехал в 4ый раз».
Ученик- Катя Сусанина (12 марта 1943):
«Дорогой, добрый, папенька! Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. Несколько слов о матери. Когда вернёшься, маму не ищи. Её расстреляли немцы, когда допытывали о тебе, офицер бил её плёткой по лицу. Мама не стерпела и гордо сказала, вот её последние слова: «Вы, не запугаете меня битьём. Я уверена, что муж вернётся назад и вышвырнет вас, подлых захватчиков, пошлёт вон отсюда» и офицер выстрелил маме в рот… Папенька, мне сегодня исполнилось 15 лет, и если бы ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала очень худенькая, мои глаза ввалились, косички мне отстригли налысо, руки высохли, похожи на грабли».
Ученик
Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то
подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных
городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском
лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Ученик Вика
Четыре года было мне
В тот страшный день и час,
Когда в июньской тишине
Он шел убить всех нас.
Он шел, сжигая города,
Осатаневший зверь.
И трудно виделось тогда
Далекое теперь.
Года немыслимых атак
Еще пройти суметь!
Так далеко стоял рейхстаг…
И очень близко смерть…
Звучит песня «Песня о солдате»
Рассказы наших одноклассников о прадедушках (рассказы вошли в школьный альманах, посвященный празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне. Он был подготовлен обучающимися, родителями (законными представителями) и педагогами МОУ СШ №1 им. П.И. Николаенко. Школьный альманах был опубликован, а также размещен руководителем организации в социальной сети «Инстаграм» (официальная страница школы). Слайды 13,14,15. Приложение 1
IV. Заключительная часть
Сегодня мы говорили о детях - героях. Эти девчонки и мальчишки не играли в войну: они показывали храбрость и мужество и погибали по-настоящему. Они не были специально обученными смертниками и совершали подвиги не за награды - просто они очень хорошо знали цену таким словам, как «патриотизм», «подвиг», «доблесть», «самопожертвование», «честь», «Родина». В советское время о детях-героях писали книги, стихи, пели песни, снимали художественные фильмы. Их именами называли улицы, школы... Ведь жить - значит оставаться в благодарной памяти людей! Мы гордимся теми, кто сохранил нашу историю, наш народ, нашу страну. Ведь тот, кто не помнит своего героического прошлого, не имеет и будущего.
Ребята, вы, конечно, знаете, что наша школа носит имя одного из героев – Петра Ивановича Николаенко.
Ученик
Николаенко Пётр Иванович — командир роты 134-го танкового полка (30-я кавалерийская дивизия, 4-й гвардейский кавалерийский корпус, Закавказский фронт), старший лейтенант. Участник похода советских войск в Западную Украину и Западную Белоруссию 1939 года, советско-финляндской войны. Был ранен. На фронте в Великую Отечественную войну с февраля 1942 года. Участвовал в оборонительных боях на ростовском направлении. Только за два дня 22-23 июня 1942 года рота старшего лейтенанта Николаенко подбила 29 немецких танков. После пребывания в тылу П.И. Николаенко в декабре 1942 года вновь на фронте в составе 134-го танкового полка 30-й кавалерийской дивизии 4-го гвардейского кавалерийского корпуса. Полк вёл бои с превосходящими силами противника на моздокском направлении.
12 декабря в районе хутора Нортон (Курский район Ставропольского края) рота старшего лейтенанта Николаенко отразила атаку 18 немецких танков при поддержке двух рот пехоты, чем способствовал удержанию позиций 30-й кавалерийской дивизии. В ходе боя из своей машины лично подбил три танка врага, уничтожил батарею шестиствольных миномётов, два противотанковых орудия, две автомашины и до роты гитлеровцев. Когда его танк был подбит, давал целеуказания подчинённым. Под огнём неприятеля эвакуировал свой танк с поля боя.
22 декабря при освобождении хутора Нортон подбил два артиллерийских орудия, уничтожил три дзота и удержал контратаку противника.
29 января 1943 года П.И. Николаенко погиб в бою в районе села Ново-Александровка Зерноградского района Ростовской области.
Похоронен в братской могиле в селе Ново-Александровка.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство старшему лейтенанту Николаенко Петру Ивановичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Ученик
Мой прадед
Рассказывал мне о войне.
Как в танке сражались,
Горели в огне,
Теряли друзей,
Защищая страну.
Победа пришла В Сорок пятом году!
Вечернее небо,
Победы салют.
Солдаты России
Наш сон берегут.
Я вырасту — Детям своим расскажу,
Как прадеды их Защищали страну!
Ученик
– Я нарисую яркое солнце!
– Я нарисую синее небо!
– Я нарисую свет в оконце!
– Я нарисую колосья хлеба!
– Мы нарисуем осенние листья,
Школу, ручей, друзей беспокойных.
И зачеркнем нашей общей кистью
Выстрелы, взрывы, огонь и войны.
Песня «О той весне» в исполнении обучающихся 9 Б класса МОУ СШ №1 им. П.И. Николаенко
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Дети и война", посвященное к 70 летию Победы
Данное мероприятие проводилось в нашей школе. Оно было посвящено к 70 летию Великой Побелды....
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Дети войны - дети Победы»
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дети войны - дети Победы"....
Внеклассное мероприятие , посвященное Великой Победе в Отечественной войне 1941-1945 г
Мероприятие представлено в форме презентации. В ней в яркой форме рассказывается о подвигах героев - земляков...
Внеклассное мероприятие , посвященное Великой Победе в Отечественной войне 1941-1945 г
Мероприятие представлено в форме презентации. В ней в яркой форме рассказывается о подвигах героев - земляков...
Сценарий внеклассного мероприятия "Дети войны" к 75-летию Великой Победы
Литературно-музыкальная композиция....
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы по теме: « Дети войны» (историческая хроника)
Цели и задачи:Познакомить учащихся с судьбами детей, на долю которых выпало военное лихолетье и все его тяготы;Расширить знания школьников о войне, о том, как трудно было детям пережить военные годы;Д...