Классный час "Блокада Ленинграда"
учебно-методический материал (6 класс)
Классный час "Блокада Ленинграда"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl._chas_blokada_leningrada_8_fevralya.zip | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Блокада Ленинграда»
Место проведения: классный кабинет
Аудитория: 4 класс, ведущие ученики 10 класса.
Слайд 1.
Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня учащиеся 10 «А» класса, которые 6 лет назад сидели за вашими партами, так как учились у меня пришли к вами провести классный час на тему: «Блокада Ленинграда».
Ведущий 2. Давайте задумаемся, в какое прекрасное время мы живем. Над нами мирное чистое небо. У нас любящие родители, которые окружают нас с вами теплом и лаской. Мы все хорошо и тепло одеты и обуты. Каждое утро все отправляемся в школу, где нас встречают наши учителя. В школе замечательная столовая, в которой можно позавтракать и пообедать и даже можно воротить носом Мы все бегаем по школе и не задумываемся, почему в классе и в коридоре зимой тепло, откуда в кране бреется вода. Ведь так и ДОЛЖНО БЫТЬ, мы же дети. А для детей все самое лучшее.
Ведущий 1. Какое счастье, что мы с вами живем именно сейчас! Над нами мирное, чистое небо! Мы не заем что такое ВОЙНА, ГОЛОД и ПРОНИЗЫВАЮЩИЙ ДО КОСТЕЙ ХОЛОД!
Именно об этом и пойдет речь во время нашего классного часа.
Муз фрагмент 1. (Слайд.2)
Чтец. Опять война,
Опять блокада...
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это верно, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.»
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда –
Не права!
Чтоб снова
На земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно,
Чтобы наши дети
Об этом помнили,
Как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она,
Как сила, нам нужна!
Ведущий 1. В далеком 1941 году фашисты напали на Советский Союз. Началась Великая Отечественная война. Эта война ворвалась каждую нашу семью.
Ведущий 2. Ребята, поднимите руки у кого в семье дед или прадед воевали?
Вот видите почти у всех кто-то побывал на войне (не удивительно, ведь даже в нашем родном Тихвине шли ожесточенные бои, мы все знаем что целый месяц наш город был оккупирован фашистами.
Ведущий 1. Намцев сильно интересовали два города. Это Москва и Ленинград. Гитлер очень хотел стереть с лица земли нашу северную столицу. Был разработан план окружить Ленинград плотным кольцом. и устроить городу полную блокаду.
Ведущий 2. Кто может вспомнить, в каком месяце началась война?
(Июнь) Муз. фрагмент 2.
Ведущий 1. Прошло всего два месяца и 8 сентября Ленинград был окружен. Были сожжены Бадаевские склады с продовольствием. В городе за короткий срок не осталось хлеба. (Слайд 3)
Думаю, что нужно задуматься в тот момент, когда бросаем кусок хлеба на пол, можно ли так поступать?
Чтец 1. Я вспоминаю хлеб блокадных лет,
Который в детском доме нам давали.
Не из муки он был - из наших бед,
И что в него тогда только не клали!
Хлеб был с мякиною, макухой и ботвой,
С корой. Колючий так, что режет десна.
Тяжелый, горький - с хвоей, лебедой,
На праздник, очень редко - чистый просто.
Но самый сильный голод был, когда
Хлеб мы по два-три дня не получали.
Мы понимали, что война – это беда,
Но каждый день с надеждой хлеба ждали. (Слайд 4)
Не дни мы голодали, а года.
Хоть раз наесться досыта мечтали.
Кто видел, не забудет никогда,
Как с голоду детишки умирали.
В дыму ленинградское небо
Но горше смертельных ран,
Тяжелого хлеба. Блокадного хлеба
Сто двадцать пять грамм
В годы тягот и сражений,
Новый мир мужал и креп,
Шел народ в огне сражений
За победу и за хлеб
Значит правильны слова:
«Хлеб всей жизни голова».
Чтец 2. 125 граммов блокадного хлеба.
Военное, хмурое, серое небо.
Улицей длинной, морозной зимой
Мальчишка один возвращался домой.
Он шел, но ему хотелось бежать, -
Ждала его дома голодная мать.
Прошел он по Невскому Аничков мост,
Навстречу ему кто-то саночки вез.
Шагая чуть слышно и не спеша,
Двое везли хоронить малыша.
Мальчишка стремглав припустился домой,
Сжимая в руке то, что нес он с собой.
Откроет дверь в комнату:
«Милая мама! Смотри, для тебя 125 граммов (Слайд 5)
С завода принес половину пайка».
Мама погладит вихор у сынка:
«Мой мальчик! Какой же ты взрослый!
Только ты выглядишь грустным, серьезным».
«Боюсь за тебя, не случится беды?
Вставай же, скорей, принеси мне воды!»
В печурке открытой не гаснет огонь,
На сердце такая не детская боль!
Ему на завод возвращаться пора,
Смена начнется уже в 5 утра.
«Скажите мне, люди,
Ну почему?
Придумали взрослые эту войну?»
Ведущий 1. Нас утором родители еле- еле поднимают в половину восьмого чтобы отправить в школу, а этот мальчик уже в 5 часов утра приступал к работе на заводе, дела снаряды для борьбы с врагами. (Слайд 6)
Ведущий 2. С первого дня блокады жители Ленинграда слышали ровный размеренный стук метронома днем и ночью, если метроном стучал медленно, это означало, в городе все спокойно, в небе нет ни одного вражеского самолета, но стоило только метроному застучать быстрее, жители понимали началась бомбежка, а бомбить немцы старались и днем и ночью на протяжении всех 872 дней.
Ведущий 1. Вошёл в историю блокады Ленинграда
Неумолкаемым звучаньем метроном,
Меняя ноты темп и ритм у звукоряда,
Предупреждал бомбёжки и обстрелы он.
Ведущий 1. Что же помогло ленинградцам? Как им удалось выжить и чего не учли фашистские стратеги? Ответ на этот вопрос можно найти в «Блокадной книге» - так называется книга воспоминаний ленинградцев, переживших блокаду. Эту книгу создали известные советские писатели А. Адамович и Д. Гранин. Авторы приводят дневники, письма, рассказы ленинградцев, которые самоотверженно и скромно выполняли свой патриотический долг. Мы увидели необычайные примеры крепости духа, примеры благородства, красоты, исполнения долга, но и - неслыханных страданий, мучительных лишений, смертей... Вот отрывки из «Блокадной книги».
Ведущий 2. Надо понять, что значило слово «работать» в блокадном Ленинграде. (Слайд 7) «Каждое движение происходило замедленно. Медленно поднимались руки, медленно шевелились пальцы. Никто не бегал, ходили медленно, с трудом поднимали ноги...» И в этом состоянии нужно было ремонтировать орудия, подниматься на чердак, чтобы тушить «зажигалки», расчищать завалы. «Чтобы понять, чего это стоило ленинградцам, надо, прежде всего, понять протяженность и силу блокадного голода, протяженность его не только вширь, но и как бы вглубь человека. Надо понять, как сказывался голод на поведении человека, каким испытаниям подвергались и психика, и душа, и вера, причем не вообще человека, а конкретного, этого, потому что у каждого было свое, своя схватка с голодом, и протекала она по-разному. Только постигнув голод, представив его силу, изучив его масштабы, его действие, можно почувствовать сделанное ленинградцами. Без этого не понять истинной величины мужества защитников города... Фашисты пытали Ленинград, ленинградцев голодом. Матерей пытали жалостью к умирающим на глазах у них детям и мужьям, а солдат - жалостью к угасающим матерям, женам, детям, надеясь, что дрогнут ленинградцы, откроют ворота в город...»
Ведущий 1. Что же можно было противопоставить таким пыткам?
«Довольно скоро многие почувствовали спасительную силу товарищества, старались соединиться, быть вместе. Приспосабливали в рабочих помещениях комнаты, ставили кровати, налаживали отопление, быт. Скучивались, собирались по цехам, по отделам, жались друг к другу, ища тепла, помощи. Да и работать так было легче, не ходить из дома и домой пешком в непогоду. Первыми, естественно, переходили на казарменное одинокие и те, у кого семьи были эвакуированы. Хуже приходилось, когда семья жила в городе и нельзя было оставить мать, жену, детей одних».
Авторы «Блокадной книги» приводят множество рассказов, из которых видно, как люди выжили, хотя по всем объективным данным должны были умереть.
Ведущий 2. «Одна из блокадниц это чудо сформулировала так: "У каждого был свой спаситель"». И действительно так. Не в том только смысле, что многие выжили лишь потому, что в самый трудный момент кто- то кого-то поднял на улице, вернул утерянную карточку, поделился последним. Была и более сложная зависимость.
Ведущий 1. Люди остались в живых потому, что их держало на ногах чувство любви, долга, преданности - ребенку, дорогому человеку, родному городу... Спасались, спасая. И если даже умерли, то на своем последнем пути кого-то подняли. А выжили - так потому, что кому-то нужны были больше даже, нежели самому себе. Открывали других, открывали и себя - с лучшей стороны. Блокадная жизнь, конечно, обнажила и самые затаенные, скрытые пороки человеческие, которые в обычной мирной жизни часто маскировались красивыми речами, заверениями, умением понравиться, быть душою общества и тому подобными способностями. Но происходило и обратное. За молчаливостью, угрюмостью, резкостью, неучтивостью вдруг открывалась такая готовность помочь, такая сила нежности, любви, сочувствия!»
Ведущий 2. «У каждого был свой спаситель. Они появлялись из тьмы промерзших улиц, они входили в квартиры, они вытаскивали из-под обломков. Они не могли накормить, они сами голодали, но они говорили какие-то слова, они поднимали, подставляли плечо, протягивали руку. Они появлялись в ту самую последнюю, крайнюю минуту, когда человек, прислонясь к стене, сползал вниз, когда, присев на ступеньку подъезда, он уже не находил сил подняться...
Ведущий 1. Те, кто спасал, те, кто за кого-то беспокоился, кому-то помогал, вызволял и кого-то тащил, те, на ком лежала ответственность, кто из последних сил выполнял свой долг - работал, ухаживал за больными, за родными, - те, как ни странно, выживали чаще. Разумеется, правила тут нет. Умирали и они. И выживали всякие жулики...
Ведущий 2. Среди людей происходила как бы поляризация. Либо поступать по чести, по совести, несмотря ни на что, либо выжить во что бы то ни стало, любыми способами, за счет ближнего, родного, кого угодно. Подвергались тяжелейшему испытанию все человеческие чувства и качества - любовь, супружество, родственные связи, отцовство и материнство...Амплитуда страстей человеческих в блокаду возросла чрезвычайно - от падений самых тягостных до наивысших проявлений сознания, любви, преданности».
Ведущий 1. «Сплошь и рядом, когда мы допытывались, как выжили, каким образом, каким способом, что помогало, то оказывалось - семья сплотилась, помогала друг другу, сумели создать в учреждении, на предприятии коллектив, кто-то требовал, заставлял подчиняться дисциплине, не позволял опускаться. В одной семье мать заставляла детей всю блокаду чистить зубы. Не было зубного порошка - чистите древесным углем. Много значило для этой семьи то, что не был съеден кот. Спасли кота. Страшный он стал, весь обгорелый оттого, что терся боками о раскаленную «буржуйку». Но не съели. И такое тоже поддерживало, поднимало самоуважение людей. Из самых разных историй и случаев убеждаешься, что для большинства ленинградцев существовали не способы выжить, а скорее способы жить.
Ведущий 2. Русские понятия «интеллигент», «интеллигентность» в блокаду проявлялась в совестливости, в том, как личность отстаивает себя в борьбе с голодом и отчаянием. В чем проявлялась духовность ленинградцев того времени? Вот как на этот вопрос отвечает один из блокадников: «Не паниковали, не психовали. Было мало истерики, криков. Я вообще против слова «героизм» в этих условиях. Была выдержка, было достоинство, даже в смерти. Был оптимизм, не надежда личная, а оптимизм общества. Вообще в Ленинграде народность соединилась с интеллигентностью...» И эта интеллигентность ленинградцев и победила блокаду».
Учитель. «Можно победить любое оружие, кроме оружия духа», - говорил Наполеон. И это еще раз доказали защитники Ленинграда. Для нашего народа война 1941 -1945 гг. поистине была Великой Отечественной. И блокада Ленинграда показала, что только единство народа, его духовная крепость могут привести к Победе. Дети блокады, как и все, у кого война забрала детство, молодость, здоровье, нуждаются сейчас в нашей помощи, в уважении, в благодарности. Не забывайте об этом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час "Да будет мерой чести Ленинград!"
классный час для учащихся 7 - 9 классов с презентацией и музыкальным сопровождением...
Классный час "Блокада Ленинграда"
Классный час "Блокада ЛДенинграда"...
Классный час "Они выстояли" о блокадном Ленинграде
Презентация о блокадном Ленинграде Классный час "Блокадный Ленинград" p { margin-bottom: 0.21cm; } h1 { margin-top: 0.49cm; margin-bottom: 0.49cm; font-size: 24pt; font-weight: bold...
Блокада Ленинграда (Литературная композиция для классного часа)
Поборка стихов, материалов о блокаде Ленинграда.Составлена в виде литературной композиции....
Классный час "Блокада Ленинграда"
В работе предлагается классный час посвященный блокаде Ленинграда. Предлагается провести в форме презентации.в форме презентации...
Разработка классный "Блокадный Ленинград"
Блокадный Ленинград...
Классный час «Классный час освобождения Ленинграда от блокады» Учитель физики Буданова О.Е МБОУ Школа № 128 г.о.Самара
quot;Слава и тебе, великий город,Сливший воедино фронт и тыл.В небывалых трудностях которыйВыстоял. Сражался. Победил"...