Пожарная безопасность. Электробезопасность.
рабочая программа (8 класс)
Программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozharnaya_i_elektrobezopasnost_8_kl.zip | 70.32 КБ |
protivopozharnaya_bezopasnost.docx | 30.72 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №5 города Каменск - Шахтинского
Согласовано Зам. директора по ВР Асеева А.А. __________ ПРОГРАММА по курсу «Электробезопасность» 8р1 класса Составитель: Попова О.В. | «Утверждаю» директор МБОУ лицея 5 Гайдукова С.П.___________ Приказ № 180-о от 28.08.2020 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа обучения по курсу «Электробезопасность» предназначена для учащихся
8 р1 класса МБОУ лицея № 5.
Электробезопасность – система организационных и технических мероприятий и средств, обеспечивающих защиту людей от вредного и опасного воздействия электрического тока, электрической дуги, электромагнитного поля и статического электричества.
Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - различные
тематические конкурсы, беседа, лекция, викторина, семинар в сочетании с практическими
занятиями, экскурсиями.
Для закрепления приобретенных на занятиях знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала предлагается выполнить творческую работу на противопожарную тему. Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, рисунок, макет и т.д.
При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия
(плакаты, короткометражные видеофильмы, макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения.
Изучение правил электробезопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.
Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил электробезопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.
Задачи:
1. Сформировать понятийную базу по теме «Электробезопасность».
2. Развивать мотивацию по безопасному обращению с электричеством.
3. Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.
4. Научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим от электрического тока.
5. Освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.
6. Воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА.
1.Личностные результаты:
развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз; формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила пожарной безопасности; воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
2.Метапредметные результаты:
овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека; овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности; формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи,моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях; приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности с использованием различных источников и новых информационных технологий; развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации пожароопасных ситуаций.
3 Предметные результаты:
1. В познавательной сфере: знание правил пожарной безопасности; знание прав и обязанностей граждан по соблюдению ППБ, знание причин возникновения пожаров, а также ЧС техногенного происхождения; знание классификации средств пожаротушения; знание способов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при пожаре.
2. В ценностно-ориентационной сфере: системное знание ППБ и овладение навыками безопасного поведения, развитие культуры личной безопасности, сформированность самооценки и самоконтроля, способность к принятию эффективных решений в условиях пожароопасных и чрезвычайных ситуациях, сформированность правого самосознания в вопросах пожарной безопасности.
3. В коммуникативной сфере: умение оценить пожароопасную обстановку;умение предвидеть опасность и идентифицировать её; умение принимать правильные решения в различных чрезвычайных и пожароопасных ситуациях; выполнять правила пожарной безопасности, умение оказывать доврачебную помощь пострадавшим в ЧС
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА:
1. Общие требования электробезопасности.
Под электробезопасностью понимается система организационных и технических мероприятий по защите человека от действия электрического тока, электрической дуги, статического электричества, электромагнитного поля.
При пользовании любыми электрическими приборами или аппаратами необходимо всегда помнить о том, что некорректное обращение с ними, неисправное состояние электропроводки или самого электроприбора, несоблюдение определенных мер предосторожности может привести к поражению электрическим током. Неисправность электропроводки может стать причиной возгорания проводов и возникновения пожаров.
2. Правила электробезопасности
При эксплуатации электроприборов возможно воздействие следующих опасных производственных факторов: поражение электрическим током при прикосновении к токоведущим частям; неисправность изоляции или заземления;искрение;возгорание.
Во время работы следует строго выполнять следующие правила электробезопасности:перед первоначальным использованием электроприборов внимательно ознакомиться с инструкцией по эксплуатации данного электроприбора;включение электроприборов производить вставкой исправной вилки в исправную розетку;при неисправности электроприбора прекратить работу, отключить электроприбор от сети и сообщить непосредственному руководителю;неукоснительно выполнять требования плакатов и знаков безопасности в зданиях, помещениях и на территории;
не наступать на электрические провода и кабели временной проводки, проложенные на поверхности пола (земли);
лица, эксплуатирующие электроприборы, обязаны строго соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения, а также места их экстренного отключения;
- в процессе эксплуатации электроприборов персонал должен содержать в чистоте рабочее место.
3. Требования электробезопасности во время работы
Проверить отсутствие внешних повреждений на электроприборах, проводах и кабелях.
Убедиться в целостности электровилок, электророзеток и крышек выключателей.
Проверить наличие в помещении средств первичного пожаротушения и средств индивидуальной защиты органов дыхания при задымлении.
Не включать электроприборы в электрическую сеть мокрыми (влажными) руками.
Соблюдать правила эксплуатации электроприборов, не подвергать электроприборы и оборудование механическим ударам, не допускать их падения.
Не касаться оголенных (поврежденных) проводов и других токоведущих частей, находящихся под напряжением.
Не разрешается использовать электроприборы в случае их неисправности, искрения, нарушения изоляции и т.п.
Кабели и провода электроприборов должны быть защищены от случайного механического повреждения и соприкосновения с горячими, сырыми, маслянистыми поверхностями.
Не производить самостоятельно ремонт и наладку неисправных электроприборов.
4. Действие электрического тока на человека
Особенностью действия электрического тока на человека является его невидимость. Эта особенность обуславливает тот фактор, что практически все рабочие и нерабочие места, где имеется электрооборудование под напряжением, считаются опасными. В каждом таком месте нельзя считать исключенной опасность поражения человека электрическим током. Воздействовать на человека может электрический ток, а также электрическая дуга (молния), статическое электричество, электромагнитное поле.
Если через организм человека протекает электрический ток, то он может вызывать разнообразный характер воздействия на различные органы, в том числе центральную нервную систему.
Тело человека является проводником электрического тока. Однако проводимость живой ткани в отличие от проводимости обычных проводников обусловлена не только физическими свойствами, но и сложными биохимическими и биофизическими процессами, присущими живой материи. В результате чего сопротивление тела человека является переменной величиной, имеющей нелинейную зависимость от множества факторов, в том числе от состояния кожи, физиологических процессов, протекающих в организме, параметров электрической цепи, состояния окружающей среды.
Важнейшим условием поражения человека электрическим током является путь этого тока. Если на пути тока оказываются жизненно важные органы (сердце, легкие, головной мозг), то опасность смертельного поражения очень велика. Если же ток проходит иными путями, то воздействие его на жизненно важные органы может быть лишь рефлекторным. При этом опасность смертельного поражения хотя и сохраняется, но вероятность ее резко снижается.
Ток протекает только в замкнутой цепи. Поэтому имеет место как входная точка (участок) тела человека, так и точка выхода электрического тока. Возможных путей тока в теле человека неисчислимое количество.
Степень опасности различных петель тока можно оценить по относительному количеству случаев потери сознания во время воздействия тока, а также по значению тока, проходящего через область сердца. Наиболее опасными являются петли "голова - рука" и "голова - нога", когда ток может проходить не только через сердце, но и через головной и спинной мозг.
Проходя через организм человека, электрический ток может производить термическое, электролитическое, механическое, биологическое действия:
- термическое действие тока проявляется в ожогах отдельных участков тела, нагреве до высоких температур кровеносных сосудов, крови, нервной ткани, сердца, мозга и других органов, находящихся на пути тока, что вызывает в них серьезные функциональные расстройства;
- электролитическое действие тока выражается в разложении органической жидкости, в том числе крови, что сопровождается значительными нарушениями их физико-химического состава;
- механическое (динамическое) воздействие тока проявляется в возникновении давления в кровеносных сосудах и тканях организма при нагреве крови и другой жидкости, а также смещении и механическом напряжении тканей в результате непроизвольного сокращения мышц и воздействия электродинамических сил;
- биологическое действие тока проявляется в раздражении и возбуждении живых тканей организма, а также в нарушении внутренних биоэлектрических процессов, протекающих в нормально действующем организме.
Электрически ток, проходя через организм, раздражает живые ткани, вызывая в них ответную реакцию - возбуждение, являющееся одним из основных физиологических процессов, когда живые образования переходят из состояния относительного физиологического покоя в состояние нестабильности.
Если ток проходит непосредственно через мышечную ткань, то возбуждение проявляется в виде непроизвольного сокращения мышц. Такое воздействие называется прямым. Однако действие тока может быть не только прямым, но и рефлекторным, т.е. через центральную нервную систему, что приводит к серьезным нарушениям деятельности жизненно важных органов, в том числе сердца и легких.
Результатом воздействия электрического тока на человека является травма.
5. Классификация электротравм.
К местным электротравмам относятся местные повреждения организма или ярко выраженные местные нарушения целостности тканей тела, в том числе костных тканей, вызванные воздействием электрического тока или электрической дуги. К местным травмам относятся электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения и электроофтальмия.
Электрический ожог (покровный) возникает, как правило, в электроустановках до 1000 В. При более высоком напряжении возникает электрическая дуга или искра, что вызывает дуговой электрический ожог.
Токовый ожог участка тела является следствием преобразования энергии электрического тока, проходящего через этот участок, в тепловую энергию. Этот ожог определяется величиной тока, временем его прохождения и сопротивлением участка тела, подвергшегося воздействию тока. Максимальное количество теплоты выделяется в местах контакта проводника с кожей. Поэтому в основном токовый ожог является ожогом кожи. Однако токовым ожогом могут быть повреждены и подкожные ткани. При токах высокой частоты наиболее подвержены токовым ожогам внутренние органы.
Электрическая дуга вызывает обширные ожоги тела человека. При этом поражение носит тяжелый характер и нередко оканчивается смертью пострадавшего.
Электрические знаки воздействия тока представляют собой резко очерченные пятна серого или бледно-желтого цвета на поверхности тела человека. Обычно они имеют круглую или овальную форму и размеры 1-5 мм с углублением в центре. Пораженный участок кожи затвердевает подобно мозоли. Происходит омертвение верхнего слоя кожи. Поверхность знака сухая, не воспаленная.
Электрические знаки безболезненны. С течением времени верхний слой кожи сходит и пораженное место приобретает первоначальный цвет, эластичность и чувствительность.
Металлизация кожи - проникновение в верхние слои кожи частичек металла, расплавившегося под действием электрической дуги. Такие случаи происходят при коротких замыканиях, отключения рубильников под нагрузкой. При этом брызги расплавившегося металла под действием возникших динамических сил и теплового потока разлетаются во все стороны с большой скоростью. Так как расплавившиеся частицы имеют высокую температуру, но небольшой запас теплоты, то они не способны прожечь одежду и поражают обычно открытые части тела - лицо, руки.
Пораженный участок кожи имеет шероховатую поверхность. Пострадавший ощущает на пораженном участке боль от ожогов и испытывает напряжения кожи от присутствия в ней инородного тела. Особенно опасно поражение расплавленным металлом глаз. Поэтому такие работы, как снятие и замена предохранителей, должны проводиться в защитных очках.
При постоянном токе металлизация кожи возможна и в результате электролиза, который возникает при плотном и относительно длительном контакте с токоведущей частью, находящейся под напряжением. В этом случае частички металла заносятся в кожу электрическим током, который одновременно разлагает органическую жидкость в тканях, образует в ней кислотные ионы.
Механические повреждения являются следствием резких непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего через тело человека. В результате могут произойти разрывы сухожилий, кожи, кровеносных сосудов и нервной ткани. Могут иметь место также вывихи суставов, и даже переломы костей. Механические повреждения, вызванные судорожным сокращением мышц, происходят в основном в установках до 1000 В при длительном нахождении человека под напряжением.
Электроофтальмия возникает в результате воздействия потока ультрафиолетовых лучей (электрической дуги) на оболочку глаз, в результате чего их наружная оболочка воспаляется. Электроофтальмия развивается через 4-8 часов после облучения. При этом имеют место покраснение и воспаление кожи лица и слизистых оболочек век, слезотечение, гнойные выделения из глаз, спазмы век и частичная потеря зрения. Пострадавший испытывает головную боль и резкую боль в глазах, усиливающуюся на свету. В тяжелых случаях нарушается прозрачность роговой оболочки. Предупреждение электроофтальмии при обслуживании электроустановок обеспечивается применением защитных очков или щитков с обычным стеклом.
Общие электротравмы (электрические удары) возникают при возбуждении живых тканей организма протекающим через него электрическим током и проявляются в непроизвольном судорожном сокращении мышц тела. При этом под угрозой поражения оказывается весь организм.
6. Шаговое напряжение.
Шаговое напряжение обуславливается растеканием электрического тока по поверхности земли в случае однофазного замыкания на землю электрического провода.
Если человек будет стоять на поверхности земли в зоне растекания электрического тока, то на длине шага возникнет напряжение и через его тело будет проходить электрический ток. Величина этого напряжения, называемого шаговым, зависит от ширины шага и места расположения человека. Чем ближе человек стоит к месту замыкания, тем больше величина шагового напряжения.
Чтобы избежать поражения электрическим током, человек должен выходить из зоны шагового напряжения короткими шажками, не отрывая одной ноги от другой.
При наличии защитных средств из диэлектрической резины (боты, галоши) можно воспользоваться ими для выхода из зоны шагового напряжения.
В случае падения человека (на руки) значительно увеличивается величина шагового напряжения, следовательно, и величина тока, который будет проходить через его тело и жизненно важные органы - сердце, легкие, головной мозг.
7. Оказание первой помощи при электротравмах.
Первая помощь - это комплекс мероприятий, направленных на восстановление или сохранение жизни и здоровья пострадавшего, осуществляемый немедицинскими работниками или самим пострадавшим.
Одним из важнейших положений оказания первой помощи является ее срочность. Поэтому такую помощь своевременно может и должен оказать тот, кто находится рядом с пострадавшим.
При поражении человека электрическим током:
- устранить воздействие на организм повреждающих факторов (освободить от действия электрического тока, вынести из зараженной атмосферы, погасить горящую одежду и т.п.), оценить состояние пострадавшего;
- определить характер и тяжесть травмы, наибольшую угрозу для жизни пострадавшего и последовательность мероприятий по его спасению;
- выполнить необходимые мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение и т.п.), при отсутствии пульса на сонной артерии следует нанести удар кулаком по грудине и приступить к реанимации;
- вызвать скорую медицинскую помощь или врача, либо принять меры для транспортировки пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение;
Освобождение пострадавшего от действия электрического тока осуществляется в электроустановках до 1000 В путем отключения той части установки, которой касается пострадавший. Если отключить установку в данном случае невозможно, необходимо принять иные меры для освобождения пострадавшего.
Для освобождения пострадавшего от токоведущих частей или провода следует воспользоваться средствами защиты, канатом, палкой, доской или каким-либо другим сухим предметом, не проводящим электрический ток. Можно оттянуть пострадавшего за одежду (сухую), избегая при этом прикосновения к окружающим металлическим предметам и частям тела, не прикрытым одеждой.
Для изоляции рук оказывающий помощь должен надеть диэлектрические перчатки или обмотать руки сухой одеждой. Можно также изолировать себя, встав на резиновый коврик, сухую доску или какую-либо непроводящую электрический ток подстилку, одежду и пр. При освобождении пострадавшего от токоведущих частей рекомендуется действовать одной рукой.
Если электрический ток проходит через пострадавшего в землю и он судорожно сжимает в руке токоведущий элемент, можно прервать ток, отделив пострадавшего от земли (оттащить за одежду, положив под пострадавшего сухой предмет).
Только врач может окончательно решить вопрос о состоянии здоровья пострадавшего.
При поражении молнией оказывается такая же помощь, что при поражении электрическим током.
В случае невозможности вызова врача на место происшествия необходимо обеспечить транспортировку пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение. Перевозить пострадавшего можно только при удовлетворительном дыхании и устойчивом пульсе. Если состояние пострадавшего не позволяет его транспортировать, необходимо продолжать оказывать помощь.
Для оказания первой помощи при ранении необходимо использовать индивидуальный перевязочный материал (бинт, платок, чистая ткань). Накладывать вату непосредственно на рану нельзя. Если в рану выпадает какая-либо ткань или орган, то повязку накладывают сверху, ни в коем случае не пытаясь вправлять эту ткань или орган внутрь раны.
Для остановки кровотечения необходимо:
- поднять раненую конечность;
- закрыть рану перевязочным материалом и придавить сверху, не касаясь пальцами самой раны (4-5 мин.). Если кровотечение остановиться, то, не снимая наложенного материала, забинтовать раненое место с небольшим нажимом, чтобы не нарушать кровообращение поврежденной конечности;
- при сильном кровотечении следует сдавить кровеносные сосуды пальцами, жгутом, либо согнуть конечность в суставах.
Внутренние кровотечения распознаются по резкой бледности лица, слабости, слабому пульсу, одышке, головокружению, обморочному состоянию, сильной жажде. В этих случаях необходимо срочно вызвать врача, а до его прихода создать пострадавшему полный покой. Нельзя давать ему пить, если есть подозрение на ранение органов брюшной полости. На место травмы необходимо положить холодные примочки, мягкую емкость с холодной водой и т.п.
Быстро остановить кровотечение можно, прижав пальцами кровоточащий сосуд к подлежащей кости выше раны (ближе к туловищу). Придавливать пальцами кровоточащий сосуд следует достаточно сильно.
Кровотечение из ран можно остановить:
- на нижней части лица - прижатием челюстной артерии к нижней челюсти;
- на виске и лбу - прижатием височной артерии над ухом;
- на голове и шее - прижатием сонной артерии к шейным позвонкам;
- на подмышечной впадине и плече - прижатием подключичной артерии к кости в подключичной ямке;
- на предплечье - прижатием плечевой артерии посередине плеча с внутренней стороны;
- на кисте и пальцах рук - прижатием двух артерий (лучевой и локтевой) к нижней трети предплечья у кисти;
- на голени - прижатием подколенной артерии;
- на бедре - прижатием бедренной артерии к костям таза;
- на стопе - прижатием артерии, идущей по тыльной части стопы.
При сильном кровотечении следует перетянуть всю конечность, накладывая жгут. В качестве жгута целесообразно использовать какую-либо упругую растягивающуюся ткань, резиновую трубку, подтяжки и т.п. Место, на которое накладывается жгут, должно быть обернуто чем-либо мягким, например, несколькими слоями бинта или куском марли. Можно накладывать жгут поверх рукава или брюк.
Перетягивание жгутом конечности не должно быть чрезмерным. Натягивать жгут нужно только до прекращения кровотечения. Правильность наложения жгута проверяется по пульсу. Если он прощупывается, то жгут наложен неправильно, его необходимо снять и наложить снова.
Держать наложенный жгут больше одного часа не допускается, так как это может привести к омертвению конечности.
При кровотечении из носа пострадавшего следует усадить, наклонить голову вперед, подставить под стекающую кровь какую-либо емкость, расстегнуть ему ворот, положить на переносицу холодную примочку, ввести в нос кусок ваты или марли, смоченной 3%-ным раствором перекиси водорода, сжать пальцами крылья носа на 4-5 мин.
При кровотечении изо рта пострадавшего следует уложить и срочно вызвать врача.
Если на пострадавшем загорелась одежда, нужно набросить на него любую плотную ткань или сбить пламя водой.
При оказании помощи пострадавшему нельзя касаться руками обожженных участков кожи или смазывать их мазями, маслами, присыпать питьевой содой, крахмалом и т.п. Нельзя вскрывать ожоговые пузыри кожи, удалять приставшую к обожженному месту мастику, канифоли или другие смолистые вещества.
При небольших по площади ожогах первой и второй степени необходимо наложить на обожженный участок кожи стерильную повязку. Если куски одежды пристали к обожженному участку кожи, то поверх них следует наложить стерильную повязку и направить пострадавшего в лечебное учреждение.
При тяжелых и обширных ожогах пострадавшего необходимо завернуть в чистую простынь или ткань, не раздевая его, тепло укрыть и создать покой до прибытия врача.
Обожженное лицо следует закрыть стерильной марлей.
При ожогах глаз необходимо делать холодные примочки из раствора борной кислоты и немедленно направить пострадавшего к врачу.
При переломах, вывихах, ушибах и растяжении связок главным моментом в оказании первой помощи пострадавшему является иммобилизация (создания покоя) поврежденной конечности. Для этого используются готовые шины, палки, доски, линейка и др.
В предобморочном состоянии (жалобы на головокружение, тошноту, стеснение в груди, потемнение в глазах) пострадавшего следует уложить, опустив голову несколько ниже туловища, так как при обмороке происходит отлив крови от мозга. Необходимо расстегнуть одежду пострадавшего, обеспечить приток свежего воздуха, дать ему выпить холодной воды и дать понюхать нашатырный спирт. Так же следует поступать, если обморок уже наступил.
При тепловом и солнечном ударе происходит прилив крови к мозгу, в результате чего пострадавший чувствует внезапную слабость, головную боль, возникает рвота, его дыхание становится поверхностным. В этом случае пострадавшего вывести из опасного места, обеспечить приток свежего воздуха, уложить так, чтобы голова была выше туловища, расстегнуть одежду, положить на голову холодный предмет, смочить грудь холодной водой, дать понюхать нашатырный спирт.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ 8Р1 КЛАССА
№ п/п | Содержание (тема). Инструктаж по теме. | формы проведения | даты |
1. | Общие требования электробезопасности в быту и в школе. | показ, практическое занятие | |
2. | Правила электробезопасности в быту и в школе. | беседа | |
3. | Требования электробезопасности в быту и в школе. | практическое занятие | |
4. | Действие электрического тока на человека. | беседа | |
5. | Классификация электротравм. | беседа | |
6. | Классификация электротравм. | беседа | |
7. | Шаговое напряжение. | практическое занятие | |
8. | Оказание первой помощи при электротравмах. | беседа, практическое занятие | |
9. | Оказание первой помощи при электротравмах. | беседа, практическое занятие |
К завершению периода основного (общего) образования учащийся должен знать:
- электричество как явление;
- общие требования правил электробезопасности в школе, быту и т.д.;
- элементарные способы тушения возгораний;
- первичные средства пожаротушения;
- ответственность за нарушение правил электробезопасности;
Учащийся должен уметь:
- оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- выполнять требования правил электробезопасности.
ИНСТРУКТАЖ.
Мы, учащиеся 8р1 класса МБОУ лицея № 5,прослушали развернутый инструктаж по темам курса «Электробезопасность» и обязуемся строго выполнять правила и следовать всем рекомендациям по ОБЖ.
№ | ФИО | Тема № 1 | Тема №2 | Тема №3 | Тема №4 | Тема №5 | Тема № 6 | Тема № 7 | Тема № 8 | Тема № 9 |
Бландов Данил Александрович | ||||||||||
Болдырев Алексей Михайлович | ||||||||||
Волченский Михаил Игоревич | ||||||||||
Воротынцева Дарья Дмитриевна | ||||||||||
Гагулин Ярослав Вадимович | ||||||||||
Галущенко Илья Владимирович | ||||||||||
Дашевский Никита Андреевич | ||||||||||
Жданова Анастасия Павловна | ||||||||||
Журбенко Данил Андреевич | ||||||||||
Костюков Владимир Вадимович | ||||||||||
Кривошеев Иван Денисович | ||||||||||
Леднев Александр Алексеевич | ||||||||||
Малышев Евгений Сергеевич | ||||||||||
Мартынова Евгения Павловна | ||||||||||
Огожельский Владислав Юрьевич | ||||||||||
Срыбная Алина Константиновна | ||||||||||
Третьяков Лука Алексеевич | ||||||||||
Тыквинская Анна Сергеевна | ||||||||||
Федченко Дмитрий Валерьевич | ||||||||||
Харченко Александра Николаевна | ||||||||||
Цветов Дмитрий Максимович | ||||||||||
Целовальникова Ирина Геннадьевна | ||||||||||
Цуканова Софья Дмитриевна | ||||||||||
Челомбиева Дарья Дмитриевна | ||||||||||
Шемет Ника Дмитриевна |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №5 города Каменск - Шахтинского
Согласовано Зам. директора по ВР Асеева А.А. __________ | «Утверждаю» директор МБОУ лицея 5 Гайдукова С.П.___________ Приказ № 180-о от 28.08.2020 |
ПРОГРАММА по курсу
« Противопожарная безопасность»
8р1 класса
Составитель :Попова О.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Анализ причин пожаров показывает, что возникают они в большинстве случаев из-за незнания правил пожарной безопасности или халатности.
Именно поэтому важно изучать правила пожарной безопасности в школе, так как
приобретенные знания, навыки пользования первичными средствами пожаротушения,
внимательное отношение к вопросам соблюдения противопожарных норм и правил, дети
пронесут через всю жизнь, что поможет исключить пожары, возникновение которых связано с незнанием этих правил.
Занятия проводятся во внеурочное время. Форма проведения занятий - различные
тематические конкурсы, беседа, лекция, викторина, семинар в сочетании с практическими
занятиями, экскурсиями.
Для закрепления приобретенных на занятиях знаний, роста творческой активности, выявления уровня восприятия учащимися материала предлагается выполнить творческую работу на противопожарную тему. Способ и форма изготовления творческой работы произвольные. Это может быть поделка из любого материала, рисунок, макет и т.д.
При подготовке к занятиям необходимо подобрать наглядные средства и пособия
(плакаты, короткометражные видеофильмы, макеты, противопожарный инвентарь), необходимые для лучшего восприятия программы обучения.
Изучение правил пожарной безопасности ставит перед собой достижение следующих целей и задач.
Цель: Привить устойчивые навыки по соблюдению правил пожарной безопасности и безопасного поведения в быту, в школе, на природе, сформировать культуру безопасного поведения.
Задачи:
1. Сформировать понятийную базу по пожарной безопасности.
2. Развивать мотивацию по безопасному обращению с огнем.
3. Прививать учащимся устойчивый навык правильного поведения при возникновении пожароопасной ситуации.
4. Научить оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на пожарах.
5. Освоить навыки применения первичных средств пожаротушения.
6. Воспитывать личностные качества учащегося, способствующие предупреждению и преодолению опасных ситуаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
1) развитие умений применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов;
2) развитие умений оценивать окружающие его предметы и явления с точки зрения пожарной безопасности;
3) развитие умений предвидеть возможность возникновения пожара и прогнозировать его последствия;
4) развитие и совершенствование навыков оказания первой помощи;
5) применение на практике методов и форм противопожарной безопасности;
6) планирование профилактической деятельности с ровесниками и младшими школьниками;
7) использование методов получения знаний, характерных для социальных и исторических наук: объяснение, использование статистических данных;
8) реализация своих творческих способностей при проведении профилактической работы по ППБ: составлять сценарии, выполнять рисунки;
10) развитие умений убеждать окружающих в необходимости проведения профилактической работы и привитие им навыков пожаробезопасного поведения;
11) осознание своей ответственности за качество выполненного проекта;
12) развитие умений презентовать свою работу, участвовать в обсуждении - коллективной оценочной деятельности;
13) развитие умений проводить игры, беседы с детьми младшего возраста, взаимодействовать с другими членами отряда ДЮП, с сотрудниками ГПС в процессе проведения профилактической работы.
14) приобретение обучающимися знаний по технике безопасности и жизненно-важным навыкам;
15) формирование интереса к регулярным занятиям спортом, повышение спортивного мастерства; овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Личностные результаты освоения:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
9) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
10) использовать речь для регуляции своего действия;
11) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметно-информационная оставляющая образованности:
Знать причины пожароопасных ситуаций в школе, дома, на природе;
Знать основные правила пожарной безопасности;
Знать назначение и оборудование пожарного щита;
Знать телефон вызова пожарной охраны.
Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:
Умение правильно вызвать по телефону пожарную охрану;
Умение предвидеть пожароопасные ситуации в школе и дома;
Умение правильно и безопасно выходить из задымленной квартиры;
Умение использовать первичные средства пожаротушения;
Умение оказывать первую помощь пострадавшим при отравлении угарным газом и при ожогах.
Ценностно-ориентационная составляющая образованности:
Способность к принятию правильных решений в пожароопасной ситуации;
Ответственное поведение и осознание ценности жизни человека при соблюдении правил пожарной безопасности;
Бережное отношение к окружающей природе.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПО ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ .
Тема 1. Становление пожарного дела.
Необходимость мер по борьбе с пожарами. История создания противопожарной службы. Государственная противопожарная служба. Закон РФ «О пожарной безопасности». Экскурсия в пожарно - спасательный отряд.
Тема 2. Причины возникновения пожаров.
Пожар как сложный физико-химический процесс горения. Основные причины пожаров:
неосторожность обращения с огнем, неисправность или неправильная эксплуатация
электрооборудования, детская шалость с огнем и др. Самовозгорание.
Тема 3. Сигарета - яд и пожар.
Курение - самая распространенная из вредных привычек. Вред курения. Причины курения
подростков. Опасность курения в постели и неосторожного обращения с не затушенной сигаретой. Статистика пожаров.
Тема 4. Сколько стоит пожар?
Экологические последствия пожаров. Психологические последствия пожаров.
Материальные последствия пожаров. Важность профилактики пожара.
Тема 5. Пожарная безопасность. Общие понятия.
Возможная вероятность пожара. Пламя, искры, повышенная температура, дым, токсичные
продукты горения и разложения, пониженная концентрация кислорода - основные факторы пожара. Вторичные проявления опасных факторов.
Пожарная безопасность - комплекс организованных мероприятий и технических средств,
направленных на предотвращения пожара. Противопожарный режим. Правила содержания и эксплуатации первичных средств пожаротушения, внутренних пожарных кранов. Технические и автоматические средства противопожарной защиты.
Уголовная и административная дисциплинарная ответственность.
Тема 6. Люди огненной профессии.
Необходимость профессии пожарного. Готовность пожарных немедленно прийти на
помощь. Опасность огненной профессии. Условия, в которых работает пожарный.
Встреча с сотрудниками пожарной охраны.
Тема 7. Летний пожароопасный сезон.
Опасность для людей, находящихся в лесу. Основные причины пожаров в лесу.
Последствия от сжигания сухой травы, тополиного пуха.
Тема 8. Оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.
Травмы при пожаре. Ожоги. Первые признаки отравления угарным газом. Первая помощь.
Тема 9. Главное - самообладание. Практические занятия по эвакуации.
Действия по сохранению жизни и здоровья до прибытия пожарных подразделений.
План эвакуации людей в случае возникновения пожара, как обязательное организационное мероприятие по упорядоченному, эффективному, самостоятельному спасению жизни.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ПРОТИВОПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ 8Р1 КЛАССА
№ п/п | Содержание (тема). Инструктаж по теме. | формы проведения | даты |
1. | Знакомство с планом эвакуации школы и знаками пожарной безопасности. Тренировочная эвакуация по сигналу «Пожарная тревога». | показ, практическое занятие | |
2. | Основные причины пожаров в лесу. Последствия сжигания сухой травы, тополиного пуха. Экологические последствия пожаров. | беседа | |
3. | Огонь - друг, огонь – враг. Что нельзя делать при пожаре в квартире. | беседа | |
4. | Наш номер «01». Люди огненной профессии. Просмотр фильмов на противопожарную тематику. | беседа | |
5. | Пожарная безопасность. Противопожарный режим в школе. Административная ответственность несовершеннолетних за нарушение правил пожарной безопасности. | беседа | |
6. | Действия во время пожара в общественном местах, в общественном транспорте. | беседа | |
7. | Первая помощь при ушибах, вывихах и порезах. Порядок наложения повязок. | практическое занятие | |
8. | Причины лесных пожаров. Последствия лесных пожаров. Меры профилактики и борьба с лесными пожарами. | беседа | |
9. | Первичные средства пожаротушения. Тренировочная эвакуация по сигналу «Пожарная тревога». | беседа, практическое занятие |
К завершению периода основного (общего) образования учащийся должен знать:
- пожар как явление;
- основные характеристики горючей среды и источников зажигания;
общие требования правил пожарной безопасности в школе, быту и т.д.;
- элементарные способы тушения возгораний;
- первичные средства пожаротушения;
- ответственность за нарушение правил пожарной безопасности;
Учащийся должен уметь:
- оценивать обстановку при возникновении задымления или загорания;
- пользоваться первичными средствами пожаротушения;
- выполнять требования правил пожарной безопасности.
ИНСТРУКТАЖ.
Мы, учащиеся 8р1 класса МБОУ лицея № 5,прослушали развернутый инструктаж по темам курса «Противопожарная безопасность» и обязуемся строго выполнять правила и следовать всем рекомендациям по ОБЖ.
№ | ФИО | Тема № 1 | Тема №2 | Тема №3 | Тема №4 | Тема №5 | Тема № 6 | Тема № 7 | Тема № 8 | Тема № 9 |
Бландов Данил Александрович | ||||||||||
Болдырев Алексей Михайлович | ||||||||||
Волченский Михаил Игоревич | ||||||||||
Воротынцева Дарья Дмитриевна | ||||||||||
Гагулин Ярослав Вадимович | ||||||||||
Галущенко Илья Владимирович | ||||||||||
Дашевский Никита Андреевич | ||||||||||
Жданова Анастасия Павловна | ||||||||||
Журбенко Данил Андреевич | ||||||||||
Костюков Владимир Вадимович | ||||||||||
Кривошеев Иван Денисович | ||||||||||
Леднев Александр Алексеевич | ||||||||||
Малышев Евгений Сергеевич | ||||||||||
Мартынова Евгения Павловна | ||||||||||
Огожельский Владислав Юрьевич | ||||||||||
Срыбная Алина Константиновна | ||||||||||
Третьяков Лука Алексеевич | ||||||||||
Тыквинская Анна Сергеевна | ||||||||||
Федченко Дмитрий Валерьевич | ||||||||||
Харченко Александра Николаевна | ||||||||||
Цветов Дмитрий Максимович | ||||||||||
Целовальникова Ирина Геннадьевна | ||||||||||
Цуканова Софья Дмитриевна | ||||||||||
Челомбиева Дарья Дмитриевна | ||||||||||
Шемет Ника Дмитриевна |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инструкция о мерах пожарной безопасности Инструкции о мерах пожарной безопасности
Инструкция о мерах пожарной безопасности...
Положение о контроле состоянияохраны труда, пожарной безопасности и безопасности учебного процесса МБОУ СОШ № 117 г. Екатеринбурга И БЕЗОПАСНОСТИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА МОУ СОШ № 117
В положении представлены цели, задачи, виды контроля, содержание и периодичность контроля по состоянию ОТ, ПБ, БУП, расписаны функции, распределение ответственности и обязанности работников по обеспеч...
Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Закрепление правил пожарной безопасности»
Конспект образовательной деятельности, направленной на:Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности.Вооружение детей знаниями, умениями и навык...
Конспект тематического занятия по пожарной безопасности «Пожарный номер - 01»
Это познавательное занятие по правилам пожарной безопасности с элементами игры, задачи которого - отработать модели поведения обучающихся в пожароопасных ситуациях, формировать основы их внутренней уб...
ПРОГРАММА «ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ» ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНОГО ТРАВМАТИЗМА, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, ЗАЩИТЫ ОТ ТЕРРОРИЗМА, ГО И ЧС И ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
Трагические события в Беслане, гибель обучающихся образовательных учреждений во время пожаров, массовые заболевания и отравления обучающихся, чрезвычайные ситуации криминального характера, дорожно-тра...
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности игра - квест «Школа пожарной безопасности»
Сценарий мероприятия по формированию основ пожарной безопасности...
Конспект урока по теме: "Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности. Правила личной безопасности при пожаре" (8 класс)
Материал предназначен для использования проведения урока в 8 классе с использованием VR-технологий....