Работа с одарёнными детьми. 2019 год.
методическая разработка
Методика выявления одарённых детей, принципы и методы работы с ними. Применение разноуровневых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_odaryonnymi.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
-
Работа с одарёнными детьми
В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна.
Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Какого же ребёнка считать одарённым? Вообще существует две крайние точки зрения:
1 Все дети являются одарёнными.
2. Одарённые дети встречаются крайне редко.
- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)
В настоящее время одарёнными принято считать:
- детей с интеллектом выше среднего;
- детей с высоким уровнем творческих способностей;
- детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Выделяют следующие виды одарённости:
- Одарённость в практической деятельности;
- Одарённость в познавательной деятельности;
- Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
- Одарённость в коммуникативной деятельности;
- Одарённость в духовно-ценностной деятельности.
«Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…». Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.
Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.
Задачи, стоящие перед коллективом:
- Своевременное выявление одарённых детей;
- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;
- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;
- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;
- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.
Чем одарённые дети отличаются от других детей?
Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.
Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.
Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.
В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы факультативы, курсы по выбору; с 2011-2012 года ученики 10-11 классов углубленно изучают историю и обществознание. С этого года в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.
Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.
Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни в школе действуют кружки и секции.
Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.
Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя гуманитарного цикла, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы, истории проблемные ситуации, задания разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…
С этой целью на уроках русского языка и литературы Комолова Т. И. применяет разноуровневые задания.
Например:
По русскому языку
Безударные гласные в корне, проверяемые ударением
Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)
* Задание 1-го уровня
• Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.
• Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.
** Задание 2-го уровня
• Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.
• Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.
*** Задание 3-го уровня
• Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.
• Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.
По литературе
Н.С.Лесков. «Левша» 6 класс
Уровень «1»
- Прочитайте сказку о Левше.
- Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его.
- Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок.
Уровень «2»
- Что вы можете рассказать о Левше? Не напоминает ли вам рассказ о нем миф, если «да», то чем?
- Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей?
- Какой эпизод, на ваш взгляд, является в рассказе и почему?
- Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью?
Уровень «3»
- Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них?
- Так почему же Лесков выбирает «сказовую» форму повествования?
- Подготовьте рассказ о писателе.
».
Для поддержки одаренных детей на уроках Татьяна Ивановна даёт задания для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п.
Задания на развитие мышления
Например:
- Распределите данные слова по группам.
- Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать ).
Задания на развитие воображения
Например:
- Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.
- Нарисуйте портрет героя.
- Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»
Задания на развитие памяти
- Письмо по памяти.
- Зрительный диктант.
Свободный диктант
Задания на развитие внимания
например
- Назовите художественную деталь в повести «Шинель» и объясните её роль.
- Какие средства выразительности позволили автору нарисовать…
- Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты.
Задания на развитие познавательной сферы
Например:
- Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.
- Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).
На уроках истории Бондарева С. Н. использует задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.
Таким образом, главной задачей уроков русского языка, литературы и истории является развитие личностных качеств ребенка на примерах мировой художественной литературы, формирование и развитие их интеллекта и речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Работа с одаренными детьми. Формы и методы работы с одарёнными детьми в школе.
Выступление на методическом объединении...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2019 учебные года
Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает ряд мероприятий по государственной поддержке способных и талантливых учащихся. Это делает актуальной проблему методичес...
Работа с одарёнными детьми 2019-2024 годы
Копии дипломов...
Программа по работе с одарёнными детьми для 3 класса на 2019 – 2020 учебный год
Программа разработана учителем начальных классов Поповой Ю.Н. для обучающихся 3 "А" класса МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г.Йошкар-Олы". Главной задачей ставлю для себя - ...