Работа с одарёнными детьми. 2019 год.
методическая разработка

Комолова Татьяна Ивановна

Методика выявления одарённых детей, принципы и методы работы с ними. Применение разноуровневых заданий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_odaryonnymi.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

-  

                                         Работа с одарёнными детьми

В настоящее время проблема работы с одарёнными детьми всё более актуальна.

Обществу нужна творческая личность. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей.

   Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. С сентября  2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны вводится Федеральный государственный образовательный стандарт (далее ФГОС). В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.

   Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Какого же ребёнка считать одарённым?  Вообще существует две крайние точки зрения:

1 Все дети являются одарёнными.

2. Одарённые дети встречаются крайне редко.

- Каково ваше мнение по этому вопросу? (обсуждение)

В настоящее время одарёнными принято считать:

  • детей с интеллектом выше среднего;
  • детей с высоким уровнем творческих способностей;
  • детей, достигших успехов в некоторых областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);
  • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

  Выделяют следующие виды одарённости:

  •  Одарённость в практической деятельности;
  •  Одарённость в познавательной деятельности;
  •  Одарённость в художественно-эстетической деятельности;
  •  Одарённость в коммуникативной деятельности;
  •  Одарённость в духовно-ценностной деятельности. 

    «Одаренные дети» — это особые дети, недаром ещё Сергей Есенин писал: «Не каждый умеет петь, не каждому дано яблоком падать к чужим ногам…».  Задача педагогов - понять таких детей, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Чтобы работать с одаренными детьми, нужна большая психологическая подготовка. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей.    

    Целостный подход к одаренному человеку, как к личности, необходим, чтобы реализовать его дар. В процессе целенаправленной деятельности, опирающейся на познавательные потребности детей, происходит развитие способностей.

Задачи, стоящие перед коллективом:

- Своевременное выявление одарённых детей;

- Использование на уроке дифференциации на основе индивидуальных особенностей детей;

- Отбор средств обучения, способствующих развитию самостоятельности мышления, инициативности и научно-исследовательских навыков, творчества в разных видах деятельности;

- Организация разнообразной внеурочной и внешкольной деятельности;

- Развитие у одарённых детей качественно высокого уровня представлений о картине мира, основанных на общечеловеческих ценностях.

Чем одарённые дети отличаются от других детей?

    Важной особенностью одаренных детей является их познавательная потребность прежде всего в познавательной информации, которая выступает в самых разных формах: любознательность, целенаправленная познавательная деятельность.

   Одаренные дети охотно и легко учатся, отличаются остротой мышления, наблюдательностью, исключительной памятью, проявляют разностороннюю любознательность, часто уходят с головой в то или иное дело. Выделяются умением четко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому приложению знаний, проявляют исключительные способности к решению разнообразных задач.

   Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания.

   В нашей школе уделяется должное внимание работе с одарёнными и детьми. Всевозможные формы и виды деятельности позволяют поддерживать и развивать их способности и таланты. Обучение одаренных детей в условиях общеобразовательной школы  осуществляться на основе принципов дифференциации: на старшей ступени для ребят организованы факультативы, курсы по выбору; с 2011-2012 года ученики 10-11 классов углубленно изучают историю и обществознание. С этого года в 1 классе разработана программа внеурочной деятельности, где ученики и их родители выбирают кружок той направленности, где ребёнок может проявить себя, развить свои способности.

   Ежегодно ученики нашей школы принимают участие в олимпиадах, очных и заочных конкурсах, конференциях. Всё это вносит неоценимый вклад в работу с одарёнными детьми.   

   Большое значение для развития способностей детей имеет исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время. Для развития творческих способностей, воспитания здорового образа жизни  в школе действуют кружки и секции.

    Работа с одаренными детьми трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога.

        Основные проблемы современного педагогического процесса связаны с дальнейшим совершенствованием системы образования, направленным на развитие творческой личности школьника. По мнению психологов, главным показателем всесторонне развитой личности является не сама по себе сумма знаний, а знания в союзе с творческими способностями. Таких детей (творческих, одаренных) с каждым годом всё меньше и меньше, поэтому мы, учителя гуманитарного цикла, стараемся брать за основу технологию личностно-ориентированного обучения, используя на уроках русского языка, литературы, истории проблемные ситуации, задания  разноуровневые и поискового характера, направленные на развитие мышления, памяти, внимания, воображения, познавательной сферы…

      С этой целью на уроках русского языка  и литературы Комолова Т. И. применяет разноуровневые задания.

Например:

По русскому языку

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

 

      Б..лезнь. в...зать, д...лекий, зв...нок, к...нфета. к...лоть, л...вить, м...лок, ор...6етъ, п...тно, г...ристый, р...мень, м...лоток, схв...тить. отд...вать, ст...кан, ст...рый. т...желый, л..сной. (20 слов.)

 

Задание 1-го уровня

•   Вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

•   Подберите к выделенному одной линией слову 4—5 однокоренных.

** Задание 2-го уровня

•   Выберите слова с безударной гласной в корне, проверяемой ударением, и напишите их вместе с проверяемыми словами.

•   Подберите к выделенным 2 линиями словам по 4—5 однокоренных слова.

*** Задание 3-го уровня

•   Сначала выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, подчеркните вставленную букву, выделите корень гласной в корне, не проверяемой ударением. Поставьте ударение.

•   Над первыми 5 словами укажите сокращенно название частей речи.

По литературе

 

 Н.С.Лесков. «Левша» 6 класс

Уровень «1»

  1.  Прочитайте сказку о Левше.
  2.  Понравился ли этот рассказ вам, если «да», то чем? Какой эпизод вам запомнился? Проиллюстрируйте его.
  3.  Почему сказка называется «Левша»? Придумайте свой заголовок.

Уровень «2»

  1.  Что вы можете рассказать о Левше? Не напоминает ли вам рассказ о нем миф, если «да», то чем?
  2.  Как вы думаете, кого на Руси называли праведниками? (Посмотрите в словаре значение этого слова). Является ли «праведничество» гарантией безгрешности? Так в чем же «праведность» Левши и его товарищей?
  3.  Какой эпизод, на ваш взгляд, является в рассказе и почему?
  4.  Какие два мира противопоставляет автор и с какой целью?

Уровень «3»

  1.  Какие реальные исторические персонажи действуют в рассказе? С какой целью автор упоминает о них?
  2.  Так почему же Лесков выбирает «сказовую» форму повествования?
  3.  Подготовьте рассказ о писателе.

».

    Для поддержки одаренных детей  на уроках Татьяна Ивановна даёт  задания  для развития творческого мышления, памяти, внимания и т.п.

       

Задания на развитие мышления

Например:

  • Распределите данные слова по группам.
  • Найдите «третий лишний» (присоединить, приключение, прервать ).

     

Задания на развитие воображения

Например:

  • Нарисуйте иллюстрацию к былине, вылепите из глины или пластилина древнерусских воинов. Сделайте из бумаги крепость по образцу древнерусской.
  • Нарисуйте портрет героя.
  • Составьте маршрутный лист «Путь странствий…»

Задания на развитие памяти

  • Письмо по памяти.
  • Зрительный диктант.

            Свободный диктант

Задания на развитие внимания

       например

  • Назовите художественную деталь в повести «Шинель» и объясните её роль.
  • Какие средства выразительности позволили автору нарисовать…
  • Прослушайте текст, выпишите из него все фразеологические обороты.

Задания на развитие познавательной сферы

Например:

  • Дайте определение хорошо знакомому предмету, например, карандашу, пальто, автомобилю, и т.п. в художественном и научном стиле речи.
  • Нарисуйте психологический портрет героя (оцените его поступки, речь…).

          На уроках истории Бондарева С. Н. использует задания поискового характера, направленные на формирование умений добывать информацию, проводить самостоятельные исследования, формулировать и высказывать суждения. Это находит отражение в реферативных работах учащихся.

     

       Таким образом, главной задачей уроков русского языка, литературы и истории является развитие личностных качеств ребенка на примерах мировой художественной литературы, формирование  и развитие их интеллекта и речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.

Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...

Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"

Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...

Программа работы с одарёнными детьми по русскому языку и литературе на 2016-2019 учебные года

Приоритетный национальный проект «Образование» предусматривает ряд  мероприятий по государственной поддержке способных и талантливых учащихся. Это делает актуальной проблему методичес...

Программа по работе с одарёнными детьми для 3 класса на 2019 – 2020 учебный год

Программа разработана учителем начальных классов Поповой Ю.Н. для обучающихся 3 "А" класса МОУ "Гимназия имени Сергия Радонежского г.Йошкар-Олы". Главной задачей ставлю для себя - ...