История села Тагай
занимательные факты (6 класс)

Романова Марина Николаевна

История возникновения села

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_sela_tagay.odt141.37 КБ

Предварительный просмотр:

История села тагай

Основан «пригород Тагаев» был около 1650 года как одна из крепостей засечной черты. За его стенами размещались склады с пушками, боеприпасами и провизией на случай вражеского нападения.Славный «городок Тагаев»

Наш рассказ будет неполным без упоминания о самом Тагае, как одном из самых старых поселений региона, жизнь которого является ярким отражением истории нашего края.

Когда-то, около 400 лет назад, к югу от нынешней автотрассы «Ульяновск-Саранск», лежало «дикое поле»-степи, перемежаемые лесами. Здесь вольготно чувствовали себя кочевые племена и шайки «воровских людей». Среди поселений, идущих вдоль «большой из СИНБИРСКА московской дороге», Тагай, по признанию историков, был самым крупным. В 1649-1650 годах стрельником Измайловым по царскому указу был построен «городок Тагаев», как одно из укреплений Карсунско-Симбирской засечной черты. Городок по 40 метров в длину и ширину обнесли валом с частоколом, рвом и башнями по углам. Несколько позже, в 1652 году по обе стороны городка «для крепости» были построены остроги-ограждённые укрепления.

Если окунуться в ещё более глубокую старину, то узнаем, что в переводе с арабского Тагай означает «родственник по материнской линии, старший брат, дядя, старший родственник». Но, скорей всего, поселение было названо по имени хана Золотой Орды Тагая, перешедшего в 1361 году со своей дружиной реку Волгу и завоевавшего земли в здешних краях. Историк Сафаргалиев в своём труде «Распад Золотой Орды» писал: «Княжество Тагая, расположенное в районе Мохши (Мещеры) занимало значительную территорию в пределах Симбирской, Нижегородской и Пензенской губерний. Даже в 19 веке оставалось немало сёл, рек, урочищ, носивших имя Тагая».

Тагай продержался в своём улусе довольно долго. Он даже начал чеканить собственную монету и нападать на ближайшие русские княжества. Так, например, в 1365 году Тагай напал на Рязанское княжество и даже взял Переяславль, но был бит. После этого поражения  его имя в источниках больше не упоминается. Сложил ли он свою голову на полях сражений или бежал в Орду история умалчивает.

Вернёмся, однако, в городок. В нём со временем разместились склады вооружения и боеприпасов. Посад заселяли служилые люди из большого заволжского села Ключищи, пешие стрельцы из городов Цивильска, Ядрина и Кокшайска. К 1661 году в Тагае проходили службу 278 стрельцов, пушкарей и казаков. Они стойко и умело отражали набеги кочевников из числа башкир и ногайских татар. Что, впрочем, не помешало Тагаю стать одним из центров крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Как только в 1670 году сюда из Симбирска подступили отряды атамана, весь тагайский гарнизон перешёл на их сторону. Правительственные войска, возглавляемые князем Юрием Барятинским, застали в городке только женщин и детей.

Крепость – уездный город – посад

Новое административное деление, которое утвердила императрица Екатерина Вторая, изменило статус поселения. Ведомости Симбирского наместничества за 1780 год сообщали: «Городом уездным назначается Тагай … В нём церковь одна деревянная. Съезды уездных обывателей на торги продуктов бывают в каждой неделе по четвергам. Жители в нём: мещане – 148, пахотных солдат-389. Городу был дан герб: «Река в зелёном поле, по которой плывёт рыба, именуемая сельдь, ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя».

Император Павел Первый, сменивший матушку на престоле, в 1796 году уезд упразднил и перевёл Тагай в разряд посадов. Что, впрочем, не помешало ему оставаться крупным волостным селом с тремя тысячами жителей, базарной торговлей по четвергам, почтовой станцией на Московском тракте и пересыльной тюрьмой на этапной дороге в Сибирь. Летом 1847 года в ней по пути в ссылку провёл несколько дней великий украинский поэт Тарас Шевченко. Позднее, как уже сказано, тюремные постройки были переданы местной земской больнице.

Тагай развивался бурно. Главным занятием крестьян оставалось землепашество. Из ремёсел в ходу были выделка кож, пошив тулупов, изготовление колёс, горшков, сбор смолы, гонка дёгтя. На всю округу славились своим мастерством кузнецы и столяры. Работали три кирпичных и два поташных завода, две кожных обдирни, красильня, четыре водяные и три ветряные мельницы, одна из которых, кстати, простояла в центре села до середины 60-х годов прошлого века. К 1913 году село насчитывало 672 двора, волостное правление, церковь и молельный дом, две школы.

О церкви, которая в те времена была основой исторического бытия любого селения, центром духовной жизни, разговор особый. Непосредственно в Тагае таким центром был храм Казанской Божией Матери, первый камень в основание которого заложили в 1783 году. Строили её 20 лет вручную, на собранные простым людом деньги. Храм был с семью куполами и большой колокольней. Стоял он на взлобке, с которого открывался вид на всё село. В 1936 году было принято решение о сносе церкви. Вручную её разобрать не удалось. Тогда храм взорвали…

До середины 50-х годов минувшего века Тагай оставался районным центром. Жизнь здесь кипела. Но и потом, лишившись статуса райцентра, который перешёл к посёлку Майна, ставшему к тому времени крупным железнодорожным узлом, Тагай ещё долго оставался в силе, имел молокозавод, лесопереработку, крупные механические мастерские. Сельчане жили «по- городскому»: Дом культуры, универмаг, школа-десятилетка, книжный магазин, библиотека, столовая, стадион …

Многое из перечисленного за последние десятилетия перестроечной смуты и всеобщего народного обнищания было утрачено. Но Тагай живёт. Его сила в истории, уходящей корнями в глубину веков и, главное, в людях, которые не утратили связи с прошлым и с надеждой смотрят в будущее.

 

 

Город Тагай получил герб 22 декабря 1780 года вместе с другими городами Симбирского наместничества

В верхнем поле герб Симбирский, в нижнем поле "река в зеленом поле, по которой плывет рыба, именуемая сельдь, ибо протекающая в сем городе река имеет сие имя"

 В 1868 году составлен проект герба Тагая: "В зеленом щите серебряная волнообразная перевязь влево, обремененная лазоревой рыбой. В вольной части герб Симбирской губернии. Щит увенчан червлёной башенной короной о трех зубцах и окружён золотыми колосьями, соединёнными Александровской лентой".

Материалы геральдического архива В.Л.Маркова (г.Санкт-Петербург),

 

Герб Тагайского сельского поселения утвержден решением Совета депутатов Тагайского сельского поселения от 4 апреля 2013 года № 59/17 и внесен в Государственный геральдический регистр РФ под № 8365. Описание герба:

"В зелёном поле - серебряная левая перевязь, обременённая лазоревой сельдью с золотыми глазами и плавниками, обращённой вправо и вниз".
Герб Тагайского сельского поселения может воспроизводиться с вольной частью в соответствии со статьёй 6 Закона Ульяновской области от 03 марта 2004 года № 010- ЗО "О гербе и флаге Ульяновской области".
Герб Тагайского сельского поселения в соответствии с Методическими рекомендациями по разработке и использованию официальных символов муниципальных образований (Раздел 2, Глава VIII, п.п. 45-46), утверждёнными Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации 28.06.2006 года может воспроизводиться со статусной короной установленного образца.

Обоснование символики герба Тагайского сельского поселения.
Село Тагай было основано в 1649-1650 годах по царскому указу как укреплённый городок на Симбирской пограничной линии. В 1780 году, в ходе административно-территориальной реформы, Тагай становится центром одноименного уезда Симбирского наместничества, в него входило более 130 селений. Тогда же городу был Высочайше пожалован герб, подлинное описание которого гласит: "Въ верхней части щита гербъ Симбирскiй: въ синемъ поле, на белом столбе, золотая корона. Въ нижней - река въ зеленомъ поле, по которой плывет рыба, именуемая сельдь: ибо протекающая въ семъ городе река имеет сiе имя".
Реконструкция исторического герба в качестве основы флага современного муниципального образования говорит о бережном сохранении культурного наследия, традиций многих поколений местных жителей, их преемственности.
Серебро - символ чистоты, совершенства, мира и взаимопонимания..
Золото - символ урожая, богатства, стабильности, уважения и интеллекта.
Зелёный цвет - символ природы, здоровья, молодости, жизненного роста.
Голубой цвет - символ чести, благородства, духовности; цвет водных просторов и бескрайнего неба.
Авторская группа:
реконструкция герба: Константин Моченов (Химки);
художник и компьютерный дизайн: Оксана Афанасьева (Москва);
обоснование символики: Кирилл Переходенко (Конаково)".

 

            Основан «пригород Тагаев» был около 1650 года как одна из крепостей засечной черты. За его стенами размещались склады с пушками, боеприпасами и провизией на случай вражеского нападения.

В Тагая существовало две церкви: приходская и кладбищенская.
Первая – деревянная однопрестольная церковь во имя Казанской иконы Божией Матери, была построена в 1651 году.

           
В 1780 году по новому административному делению, утвержденному Екатериной II, Тагай стал называться уездным городом Симбирского наместничества.

           
В 1783 году вместо старой церкви, на другом месте, на средства прихожан, построена новая деревянная однопрестольная церковь, во имя Казанской иконы Божией Матери.

           
В 1877 году церковь обновлена и расширена, на средства прихожан. К ней пристроены два боковых предела – правый во имя Святителя и Чудотворца Николая Мирликийского и левый – во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня. Церковь становится трёхпрестольной.
 
           
В 1889 году на месте первоначальной церкви, на средства прихожан, начато строительство новой, каменной церкви больших размеров:
длиной 40,5 м; шириной 30 м; высота колокольни 45 м; высота главного купола 34 м.
Для этого были специальные сборщики, которые ходили по сёлам и собирали деньги на строительство.
Но из-за нехватки денежных средств, строительство шло очень медленно. И церковь было решено строить не трёхпрестольной, как планировалось, а однопрестольной.
Окончено строительство было лишь к 1904 году. Освящена была в честь Казанской иконы Божией Матери. Колокольню же достроили лишь к 1910 году.
Церковь была пятиглавая, с большой колокольней. Самый большой колокол весил 250 пудов. Звонари звонили в колокола по большим праздникам, так что звон доносился до соседних сел. Данный храм строили в течении 20 лет вручную, вместо цемента используя яйца, что придавало особую прочность церковным стенам.

           Старая же церковь продолжала существовать некоторое время, и после окончания строительства новой, была разобрана к 1916 году.

            Вторая, кладбищенская церковь, построена в 1792 году, на средства Саранского купца Феодора Михайловича Сыринского.
Была она деревянной, небольших размеров, однопрестольная, во имя Смоленской иконы Божией Матери. Службы в ней совершались 2-3 раза в год.
В 1879 году в церкви произвели ремонт.

          Во второй половине 17 века, в Тагай из г. Смоленска, в связи с постигшей Тагай эпидемией, была принесена Смоленская икона Божией Матери. Вскоре после этого события, на месте встречи жителями иконы, в 1 км от Тагая, была построена деревянная часовня. Вскоре которая сгорела. И около 1704 года вместо неё, на средства подьячего при Симбирской Приказной палате Петра Ивановича Муромцева, построена новая, так же деревянная часовня, с кельей для монахов Симбирского Покровского монастыря, служивших молебны перед иконой.
Икону Муромцев взял в Покровский монастырь, а в Тагае оставил список с неё, снятый в 1734 году тагаевскими стрельцами, когда часть их выселилась из Тагая, и основали новое селение – Копышёвку.
          
             
В 1936 г. было принято решение о сносе церкви, но вручную сломать её не удалось, поэтому пришлось взрывать. Во время взрыва колокол сорвало, и падая, он разрушил колокольню. В дальнейшем, из этого кирпича были построены интернат и школа.

              Перед взрывом с церкви сняли кресты и вынесли иконы, поместив их в сельсовете. Некоторые из икон являлись чудотворными. Во время засухи, неурожая, падежа скота верующие совершали крестный ход до Симбирска, неся в руках святые лики. Люди молились и просили у Бога помощи, вера помогала им избежать многих несчастий. Впоследствии иконы были разворованы и где они сейчас неизвестно.


            
Восстановление Православия на селе произошло в 2002 году.
          В ответ, на многочисленные обращения православных верующих, оказавшихся без молитвенной поддержки, в связи с отсутствием ближайших церквей (на 5082 человек населения из ближайших 7 сёл), к архиерею Симбирскому и Мелекесскому Проклу, - было дано благословение об открытии в с. Тагай прихода.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация о ДО "Моя Родина - Урал" МАУ ДО ГорСЮН г. Нижний Тагил

Информация о ДО "Моя Родина - Урал" МАУ ДО ГорСЮН г. Нижний Тагил...

РЕСУРСНАЯ КАРТА НИЖНЕГО ТАГИЛА ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОВЗ И ИХ СЕМЬЯМ

СОЗДАНИЕ АДАПТИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ (посвященные памяти кандидата педагогических наук, директора Учебно-...

Сәдәф тагу.

5 класста "Йорт эшләре" дәресеннән план-конспет....

Презентация к уроку " Сочинения – описания Ф.П. Решетниковонь «Тага кафта» картинастонза репродукциять коряс".

Цельхне: - содафтомс шабатнень Ф.П. Решетниковонь творчестванц мархта;- панжемс картинать основной мяленц;-тонадомс картина коряс сочинениянь сёрмадома;-лездомс тонафнихненди сяда кемоста шарьхкодемс,...

Международный конкурс юных чтецов «Живая классика» - 2023. Фотоотчёт МБОУ СОШ № 70 (г. Нижний Тагил)

13 марта 2023 года в Дзержинском дворце детского и юношеского творчества (г. Нижний Тагил) прошел районный этап Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика"....