Еще одна страница истории - Холокост
классный час (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Голина Ирина Петровна

Внеклассное мероприятие, посвященное Международному дню памяти жертв Холокоста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_odna_stranitsa_istorii_-_holokost.docx32.87 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

Подготовила и провела: Голина Ирина Петровна

Тема: «ЕЩЁ   ОДНА   СТРАНИЦА  ИСТОРИИ  - ХОЛОКОСТ»

Цели:

Формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;

Формирование  интереса к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста;

Воспитание у учащихся понимания опасности ксенофобии, неонацизма, антисемитизма.

Задачи мероприятия:

- усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания;

- формирование мышления, основанного на моральных ценностях гражданского общества;

- расширение знаний учащихся по теме «Память о Холокосте – путь к толерантности».

Форма проведения: Внеклассное мероприятие.

План:

Введение.

Вступительное слово учителя.

Выступления учащихся с включением вопросов по теме.

Обобщение темы.

Викторина.

Итог.

"Память о Холокосте необходима,

 чтобы наши дети никогда не были жертвами,

 палачами или равнодушными наблюдателями."

И. Бауэр

Введение:

     Сегодня наше мероприятие пройдёт под темой «Ещё одна страница истории - Холокост». Мы вспомним, что вам известно, а, возможно, кто-то  узнает новые факты из истории Второй мировой и Великой отечественной войн на примере истории Холокоста.

   -Кто знает, что такое Холокост?

(ХОЛОКОСТ (холокауст) (англ. holocaust, от греч. holokaustos — сожженный целиком), обобщенное образное понятие, обозначающее гибель значительной части еврейского населения Европы в ходе его преследования нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933-1945.)

Вступительное слово учителя:

- Вы правильно дали определение слову Холокост. Но осознаем ли мы в полной мере причину того, что убийство человека человеком вновь обрело такую гигантскую силу, как в годы Второй Мировой войны? Мир Холокоста существует и сейчас, ведь Холокост не чисто еврейский вопрос. Геноцид, расизм, национализм могут коснуться любого народа.

Понять причины современного геноцида, осмыслить мировую историю в ХХ веке, остановить возрождающийся фашизм невозможно без знания истории Холокоста.

Холокост - от Holocaust, что по-гречески значит "всесожжение" - обозначение массовых убийств евреев в 1933 - 1945 гг. в Европе. Как сказал Л. Коваль: "Холокост - это наконечник на выструганной веками стреле антисемитизма…".

В курсе изучения мировой и отечественной истории в школьной программе места Холокосту нет. Поэтому мы, понимая актуальность проблемы, ее нравственный смысл и воспитательные задачи, решили провести мероприятие на данную тему.

Трагедия Холокоста - это не только часть истории евреев; это часть всемирной истории. Разговор о Катастрофе, постигшей еврейский народ в годы Второй Мировой войны, - это разговор и о проблемах современной цивилизации, о ее болезнях, об угрожающей ей опасности.

Осмысление Холокоста возможно только в широком историческом контексте, в связи с теми событиями, процессами и явлениями, которые сделали возможным массовое и целенаправленное истребление целого народа.

Очень важно, чтобы вы, почти незнакомые с историей еврейского народа и с особенностями еврейской культуры, осознали уникальность Холокоста; но при этом ни в коем случае нельзя приуменьшать трагедию других народов, пострадавших от фашизма. Я считаю, что на нашем мероприятии вы  должны усвоить следующие факты и идеи.

Во время  Второй Мировой войны нацисты и их пособники убили около шести миллионов евреев - треть нации. Это было не просто убийство огромного числа людей, но попытка уничтожить еврейство как таковое. Оправданием геноцида стали расовые теории нацистов; евреи были объявлены "антирасой", "недочеловеками". Катастрофа отличается от остальных известных истории случаев массовых убийств людей в первую очередь не по числу убитых, а по злодейскому намерению уничтожить всех евреев ("Не все жертвы были евреями, но все евреи были жертвами нацизма" - Э. Визель), по масштабу планирования преступлений, по изощренности убийств.

Вы должны знать и названия мест, которые стали символами трагедии еврейского народа: Бабий Яр в Киеве, Яновский лагерь во Львове, Треблинку, Понары, Майданек, Освенцим и др.

Обязательно нужно с еврейским вооруженным сопротивлением (восстания в гетто, лагерях, участие в подполье, партизанском движении), о евреях-героях, воинах армий стран антигитлеровской коалиции.

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.

Учитель:

- К нашему мероприятию учащиеся приготовили небольшой материал о Холокосте. Давайте дадим им слово.

1 ученик:

- Антиеврейская политика нацистской Германии (1933г.-1939г.)

Антисемитская идеология была положена в основу программы Национал-социалистичеcкой партии Германии (NSDAP), принятой в 1920. После прихода к власти в январе 1933 Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Ее первой жертвой стала еврейская община Германии, насчитывавшая более 500 тыс. человек. «Окончательное решение» еврейского вопроса в Германии, а позднее — в оккупированных нацистами государствах предполагало несколько этапов. Первый из них (1933-39) состоял в принуждении евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

1 апреля 1933 нацисты организовали по всей стране «бойкот еврейских магазинов и товаров». Спустя 10 дней был принят Декрет, определяющий статус «неарийца», который был присвоен евреям.

Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах страны. 10 мая 1933 в Берлине состоялось массовое сожжение книг, написанных «неарийцами».

Принятые в сентябре 1935 на съезде нацистской партии в Нюрнберге законы «О гражданах рейха» и «Защите немецкой чести и немецкой крови», а также принятые два месяца спустя поправки к ним юридически оформили лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав. Последующие законодательные акты принудительно обязывали евреев — владельцев предприятий и фирм передать их «арийцам». Мужчинам и женщинам с нееврейскими именами предписывалось вписать в паспорта «Израиль» или «Сара».

Состоявшаяся 5 июля 1938 во французском городе Эвиан-ле-Бен международная конференция по проблемам еврейских беженцев показала, что ни одна страна Запада не готова принять евреев Германии. Символом равнодушия к их судьбе стал пароход «Сент-Луис» с еврейскими беженцами на борту, не допущенный в территориальные воды сначала Кубы, а затем США.

В ноябре 1938 мир был потрясен событиями «Хрустальной ночи», организованными гестапо в ответ на убийство в Париже немецкого дипломата, совершенное после насильственной депортации в Польшу 15 тыс. евреев. В ночь с 9 на 10 ноября были сожжены или разрушены все 1400 синагог Германии, разграблены еврейские дома, магазины, школы. 91 еврей был убит, несколько тысяч ранены, десятки тысяч отправлены в концентрационные лагеря.

На еврейскую общину Германии была наложена контрибуция в 1 млрд. марок «за причиненный ущерб».  24 января 1939 Геринг издал распоряжение «О неотложных мерах по ускорению еврейской эмиграции из Германии». В целом накануне Второй мировой войны Германию покинуло свыше 300 тысяч евреев. Более быстрым темпам эмиграции препятствовали высокая степень ассимилированности немецких евреев, невозможность массового выезда не только на территорию Палестины, находившейся под мандатом Великобритании и незаинтересованной в еврейских переселенцах, но и в другие государства мира.

 Беседа по прослушанному материалу:

Вопрос:

- В чём заключалась антиеврейская политика нацистской Германии?

Ответ:

  - Нееврейскому народу:

   Запрещалось иметь какие бы то ни было отношения с евреями, запрещалось даже всякий простой разговор нееврея с евреем, запрещалось продавать, менять или дарить евреям съестные продукты или вообще товары, вообще торговать с евреями.

Немецкой полиции приказано неуклонно пресекать какое-либо общение между евреями и неевреями. Неподчиняющиеся строго наказывались".

-  Гитлер проводит последовательную политику государственного антисемитизма. Это принуждение евреев к эмиграции посредством мер законодательного характера, а также пропагандистских, экономических и физических акций против еврейского населения Германии.

Вопрос:

- Что значит статус «неарийца»?

Ответ:

- Они изгонялись с государственной службы, из школ и университетов, медицинских учреждений, средств массовой информации, армии и судебных учреждений. Нацистская пропаганда небезуспешно создавала из евреев образ «внутреннего и внешнего врага», виновного во всех бедах стран; были приняты поправки о лишение евреев Германии всех политических и гражданских прав.

2 ученик:

-  «Окончательное решение» еврейского вопроса в Европе.

После захвата Польши под контролем нацистов оказалось более 2 млн. евреев  этой страны.     21 сентября  1939  был  издан приказ  шефа  РСХА  Р. Гейдриха о создании специальных еврейских кварталов (гетто) в городах вблизи крупных железнодорожных станций. Туда же переселялись евреи из прилегающей сельской местности. Первое гетто было создано в г. Петроков-Трибунальский в октябре 1939. Самое крупное гетто Европы находилось в Варшаве (создано в конце 1940). Здесь 500 тысяч евреев — треть населения города — были размещены на улицах, составлявших не более 4,5 % территории Варшавы. Недостаток продовольствия, болезни и эпидемии, непосильный труд вели к огромной смертности. Однако такие темпы уничтожения евреев не устраивали нацистов. На проведенной 20 января 1942 в пригороде Берлина Ван-Зее конференции, подготовленной Гейдрихом и Эйхманом, был вынесен смертный приговор 11 млн. евреям 33 стран Европы. Для их уничтожения на территории Польши (в Хелмно, Собиборе, Майданеке, Треблинке, Белжеце и Освенциме) создавалось 6 лагерей смерти. Главным из них (с использованием газовых камер и крематориев) стал построенный близ города Освенцим лагерь уничтожения Аушвиц-Биркенау, где погибло свыше 1 млн. 100 тысяч евреев из 27 стран.

Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались.

В лагерях смерти и гетто на территории Восточной Европы (включая оккупированные области СССР) были уничтожены 200 тыс. евреев Германии; 65 тыс. — Австрии; 80 тыс. — Чехии; 110 тыс. — Словакии; 83 тыс. — Франции; 65 тыс. — Бельгии; 106 тыс. — Нидерландов; 165 тыс. — Румынии; 60 тыс. — Югославии; 67 тыс. — Греции; 350 тыс. — Венгрии.

Значительное число мирных граждан всех этих стран, погибших от рук нацистов и их пособников, составили евреи. Наиболее ощутимые жертвы (свыше 2 млн. человек) понесла еврейская община Польши (помимо этого более 1 млн. бывших польских евреев погибли на территориях, отошедших осенью 1939 к Советскому Союзу).

Беседа по прослушанному материалу:

Вопрос:

- Каково было «окончательное решение» еврейского вопроса в Европе?

Ответ:

- Евреи всех оккупированных нацистами стран подлежали регистрации, их обязывали носить повязки или нашивки с шестиконечными звездами, платить контрибуцию и сдавать драгоценности. Они были лишены всех гражданских и политических прав, заключались в гетто, концентрационные лагеря или депортировались.

3 ученик:

- Холокост на территории СССР.

Систематическое уничтожение мирного еврейского населения нацистами было начато (впервые в Европе) сразу же после нападения Германии на Советский Союз.

В уничтожении  участвовали 4 айнзацгруппы СС — «А», «В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии.

Тезис о борьбе с «жидобольшевизмом», при помощи которого советские евреи отождествлялись с коммунистами как главными врагами рейха, стал одним из лейтмотивов нацистской пропаганды, в т. ч. — в периодических изданиях для жителей оккупированных советских территорий.

Любые акты сопротивления оккупантам в первые месяцы войны объявлялись «еврейскими акциями», а жертвами ответного террора становились преимущественно евреи (так мотивировались расправы с евреями Киева, где в Бабьем Яре 29-30 сентября 1941 было уничтожено несколько десятков тысяч евреев, и Одессы).

Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах — в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе просуществовали до середины 1943. Они изолировались от остального населения колючей проволокой, внутреннее самоуправление осуществляли «юденраты» (советы старейшин), назначавшиеся нацистами для сбора контрибуции, организации рабочей силы и предотвращения эпидемий, а также распределения продуктов питания. Периодически проводимые расстрелы узников гетто, а затем и ликвидация всех их обитателей (за исключением переведенных в рабочие лагеря нескольких тысяч специалистов) свидетельствуют, что нацисты рассматривали гетто как промежуточный этап в «окончательном решении» еврейского вопроса.

Лишь на территории Транснистрии, захваченной румынскими войсками, уцелело около 70 тыс. узников гетто. Более 2 млн. евреев, проживавших на территории СССР на 22 июня 1941, погибли от рук нацистов и их пособников (уже в первые дни войны нацисты инспирировали еврейские погромы силами местных националистов в Литве и Западной Украине).

Беседа по прослушанному материалу:

Вопрос:

- Какие группы уничтожали евреев на территории СССР?

Ответ:

- В уничтожении  участвовали 4 айнзацгруппы СС — «А», «В», «С» и «D», приданные соответствующим группам войск вермахта, полицейские батальоны СС и тыловых частей вермахта, местные коллаборационисты, союзники нацистской Германии.

Вопрос:

- Как шло уничтожение евреев Айнзацгруппами?

Ответ:

- Айнзацгруппы уничтожали всех евреев в сельской местности, а также в городах — в зоне немецкой военной администрации (восточнее Днепра). Уничтожение зачастую проводилось в самих населенных пунктах, на глазах у других жителей. В зоне гражданской администрации было создано несколько сот гетто, самые крупные из которых в Минске, Каунасе и Вильнюсе.

4 ученик:

- Еврейское Сопротивление.

Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943г. Это было первое городское восстание в оккупированной нацистами Европе.

К его годовщине приурочен День памяти евреев — жертв нацизма и героев Сопротивления, отмечаемый ежегодно во всех еврейских общинах мира. Восстание продолжалось несколько недель, почти все его участники погибли с оружием в руках. Успешным было восстание и побег нескольких сот узников из лагеря смерти Собибор, организованное советским военнопленным евреем А. Печерским. Подпольные группы, организовавшие вооруженное сопротивление, а также побеги узников и снабжение партизан оружием и медикаментами, существовали в минском, каунасском, белостокском, виленском гетто. Около 30 тыс. евреев сражались в лесах Белоруссии, Литвы, Украины в составе партизанских отрядов и групп. Полмиллиона советских евреев воевали с нацистами на фронтах Великой Отечественной войны.

Мемориалы Холокоста.

В память 6 млн. евреев — жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них — Музей Яд Вашем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

Беседа по прослушанному материалу:

Вопрос:

- Что стало символом еврейского сопротивления?

Ответ:

- Символом еврейского Сопротивления стало восстание в Варшавском гетто, начавшееся 19 апреля 1943г.

Вопрос:

- Какие мемориалы Холокоста вы знаете?

Ответ:

- В память 6 млн. евреев — жертв нацизма воздвигнуты мемориалы и музеи во многих странах мира. Среди них — Музей Яд Вашем в Иерусалиме (1953), Центр документации и мемориал в Париже (1956), Дом-музей Анны Франк в Амстердаме (1958), Мемориальный Музей Холокоста в Вашингтоне (1994), Музей памяти 1,5 млн. еврейских детей в Хиросиме.

- Молодцы, ребята. Вы внимательно слушали сообщения своих ребят и смогли ответить на поставленные вопросы.

Обобщение темы учителем:

До сих пор люди хранят память о Холокосте.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила 27 января, день освобождения Освенцима, Международным днём памяти жертв холокоста.

В день 60-й годовщины холокоста Европарламент принял резолюцию, осуждающую холокост:

Лидеры и представители более 40 государств, присутствовавших на памятной церемонии в Освенциме, среди которых был Владимир Путин, решительно осудили холокост, антисемитизм и ксенофобию.

Изучением холокоста занимаются множество учёных и исследовательских центров во всём мире.

Наиболее известными научными центрами, специализирующимися на этой теме являются израильский «Национальный мемориал катастрофы и героизма» (Яд ва-Шем) и американский «Мемориальный музей Холокоста».

Важным моментом в сохранении памяти людей холокоста и необходимости недопущения подобной трагедии впредь является художественное осмысление холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве. Наиболее эмоционально эта тема раскрыта в кино.

Первым из фильмов, рассказавших об Освенциме и холокосте, был польский фильм «Последний этап» (1946).

А сейчас я попрошу вас, ребята, ответить письменно на такие вопросы викторины:

Вопросы викторины:

Нужно ли сегодня молодежи знать о Холокосте? Если да, то почему?

В чем отличие Холокоста от геноцида?

Если бы Вам предложили составить план экспозиции Холокоста, какие разделы Вы бы выделили в нем? Какие бы экспонаты Вы предложили выставить в этом музее?

Какова роль музеев Холокоста в современном мире?

Генрих Гейне однажды сказал: "Там, где сжигают книги, будут жечь людей". Какой исторический опыт позволил ему придти к такому утверждению? В чем Вы усматриваете связь между судьбой книг и судьбой людей?

Назовите основные этапы антиеврейской политики фашистского рейха и важнейших пропагандистских мероприятий нацистского руководства.

Благодаря каким обстоятельствам нацистам удалось проводить в жизнь планы "Окончательного решения еврейского вопроса"? Почему приказы о выполнении этого решения, идущие сверху, беспрекословно выполнялись на всех уровнях и этапах?

Каково было предназначение айнзацгрупп? Какие методы использовались этими группами для достижения поставленных целей?

По-разному вели себя евреи в гетто: одни заботились лишь о том, чтобы не нарушать установленные порядки и тем завоевать милость начальства, часть узников гетто старалась вести себя по своим этическим нормам и в соответствии с религиозным чувством. Были и такие, которые боролись за свое человеческое достоинство с оружием в руках. Постарайтесь заглянуть в себя: как бы Вы вели себя в жестоких условиях гетто и лагерей смерти. Какой стереотип поведения был бы наиболее характерным для Вас, будь Вы на месте узников гетто и лагерей смерти?

Вспомните случаи в Вашей жизни, если Вашего друга оскорбляли за принадлежность к какой-либо национальности. Какое чувство Вы испытывали при этом? Ваши действия?

Что Вам известно о сопротивлении евреев в годы Великой Отечественной войны из произведений литературы, кино, теле- и радиопередач?

Часто говорят, что Холокост - это грозное предупреждение всем современникам. О чем же предупреждает нас Холокост?

Итог мероприятия:

Чем дальше от нас события еврейской Катастрофы 1933-1945 гг., тем больше мужества требуется, чтобы помнить о гибели шести миллионов евреев и миллионов других людей, убитых за то, что они были цыгане или славяне, инакомыслящие или военнопленные…

Осмысливая Холокост как уникальное явление, историки в то же время стараются определить роль еврейской трагедии в судьбе человечества, выяснить, как могли совершиться столь чудовищные злодеяния, какие параллели можно увидеть между тем, что произошло в Германии в середине ХХ века, и тем, что происходит сегодня.

Осмысливая трагический опыт прошлого, нужно возвращаться по следу зла, осознавая, что корни явлений, приведших к еврейской Катастрофе, еще не выкорчеваны. В большинстве стран мира Холокост воспринимается не только как трагедия евреев, погибших в результате тщательно разработанного и осуществленного плана массового истребления, но и как предостережение.

Вот почему во многих странах мира день восстания в Варшавском гетто - 6 апреля - отмечается как День памяти евреев - жертв нацизма (в Израиле Йом-Шоа). Вот почему созданы сотни центров по изучению Холокоста, воздвигнуты памятники жертвам Холокоста, работают Музеи, в которых представлены документальные свидетельства о Катастрофе европейских евреев, вещественные доказательства страшных преступлений.

Изучение страшного прошлого - это не только сохранение памяти о погибших, но и одно из условий выживания современного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост»

Образовательная программа дополнительного образования «Страницы истории еврейского народа. Холокост» направлена на углубление знаний учащихся по истории Второй Мировой и Великой Отечественной войны. Ц...

"Авторский краеведческий курс «Страницы истории поселка Шумовский»- одно из важных средств формирования у школьников исторической идентичности»

В период смены ценностных ориентиров возникает проблема: нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения,...

"Страшнее нет беды" Страницы истории одной семьи.

Материал рассказывает о белорусской семье Корчик, об испытаниях выпавших на долю этой семьи в военные и послевоенные годы. Рассказ составлен по воспоминаниям моей мамы - младшей дочери в семье Корчик....

Великая Отечественная война: страницы истории. Решение неравенств второй степени с одной переменной.

Данная разработка содержит конспект и презентацию к интегрированному уроку алгебры в 9 классе. Главная цель урока: изучить основные события истории ВОВ сквозь призму числовых данных. В самом начале ур...

Открытое занятие "Одна из страниц истории села Большой Куяш" по внеурочной деятельности "Юные краеведы"

Материал может быть полезен для учителей по внеурочной деятельности....

Середневский пруд - одна из страниц истории нашего села.

Работа выполнена на основе краеведческого материала. Победитель муницмпального этапа Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ "Отечество" В номинации "Наш край"...