Стили семейного воспитания
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Познакомиться с современной классификацией стилей семейного воспитания и их особенностями. Задачи : содействовать пониманию проблем, вытекающих из неправильно выбранного стиля семейного воспитания, способствовать повышению эффективности взаимоотношений между ребенком и родителями.
«Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед – посади дерево. Если ты думаешь на век вперед – воспитай человека».
Семья - это целый мир, в котором ребёнок живёт, действует , делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Отношения в семье могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние.
Кем для родителей может быть ребенок? Какое место занимает он в семье? Какие отношения складываются у ребенка с родителями с раннего детства?
Анкета для родителей
1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека – наследственностью или воспитанием? А). Преимущественно воспитанием. Б). Сочетанием врожденных задатков и условий среды. В). Главным образом врожденными задатками. Г). Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей? А). Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности. Б). Абсолютно с этим согласен. В). Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. Г). Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным? А). Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу) Б). Цель воспитания — научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) В). Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер) Г). Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер).
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола? А). Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит. Б). Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам. В). Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное — позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности. Г). Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.
5. Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы? А). Если попросит, можно и дать. Б). Лучше всего регулярно выдавать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы. В). Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы. Г). Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.
6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник? А). Огорчусь, постараюсь утешить ребенка. Б). Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика. В). Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги. Г). Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.
7. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка? А). Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято. Б). Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить. В). Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. Г). Ребенок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.
8. Дочь-подросток хочет провести выходные у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее? А). Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших. Б). Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят. В). Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно, в ее отсутствие буду немного беспокоиться. Г). Не вижу причины запрещать.
9. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал? А). Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить. Б). Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения. В). Расстроюсь Г). Попробую разобраться, что его побудило солгать.
10. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример? А). Безусловно. Б). Стараюсь. В). Надеюсь. Г). Не знаю.
Отношения в семье можно представить в виде формулы: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).
авторитарный демократический попустительский хаотический опекающий
демократический - Родители сознают свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним признают право на саморазвитие. - Понимают, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. - В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции. - Признают и поощряют автономию своих детей. - Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения; допускают изменения своих требований в разумных пределах. - Дети превосходно адаптированы, уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки. - Хорошо учатся в школе и обладают высокой самооценкой .
авторитарный - Родители представляют, каким должен вырасти их ребенок, и прилагают к этому максимум усилий. - В своих требованиях они категоричны и неуступчивы. - В общении с ребенком они отдают приказы, устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. - Закрыты для постоянного общения с детьми. - Дети, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и зависимы, непритязательны и раздражимы. - Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. - Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными.
Совет родителям: Дети обязательно должны понимать, почему и зачем они что-то делают. Слишком строгое воспитание, основанное на принципах, которые не всегда понятны ребенку, напоминает дрессировку. Ребенок может беспрекословно исполнять все, когда вы рядом, и «плевать» на все запреты, когда вас рядом нет. Убеждение лучше строгости.
опекающий - Родители слишком высоко ценят своего ребенка, считают простительными его слабости. - Легко общаются с ним, доверяют ему во всем. - Не склонны к запретам и ограничениям. - Ребенок в такой семье слабо или совсем не регламентирует поведение. - Родители ограждают детей от любых забот. - Детям предоставлен избыток свободы или руководство родителей незначительно. - Преобладает безусловная родительская любовь.
Совет родителям : К сожалению, дети не всегда оценивают усилия родителей. И часто блестящее будущее, нарисованное взрослыми в своем воображении, разбивается о полное нежелание ребенка заниматься, скажем, музыкой. Пока ребенок еще маленький и слушается взрослых, но затем… Желая вырваться из клетки родительской любви, начинает выражать протест доступными ему способами – это может быть прием наркотиков, алкоголя. Поэтому, заполняя день ребенка нужными и полезными занятиями, не забывайте оставить ему немного времени и для личных дел.
попустительский - Проблемы воспитания не являются для родителей первостепенными, поскольку у них другие заботы. - Родители не устанавливают для детей никаких ограничений, безразличны к собственным детям. - Закрыты для общения, из-за обремененности собственными проблемами у них не остается сил на воспитание детей. Безразличие родителей сочетается с враждебностью. Свои проблемы ребёнку приходится решать самому. - Ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить склонность к правонарушающему поведению.
Совет родителям : Никогда не надо показывать ребенку, что вам все равно, чем он занимается. Он, почувствовав ваше безразличие, немедленно начнет проверять, насколько оно «настоящее». Проверка будет заключаться в совершении поступков изначально плохих. Ребенок ждет, последует ли за проступок критика или нет. Поэтому лучше вместо показного безразличия постараться наладить с ребенком дружеские отношения, даже если его поведение вас совершенно не устраивает.
хаотический Отсутствует единый подход к воспитанию ребенка. Нет ясно выраженных , конкретных требований к ребенку. Ребенок лишается ощущения стабильности. Не формируется самоконтроль и ответственность. Ребенок становится тревожным, неуверенным в себе
Совет родителям: Родители должны показывать ребенку, что их радуют его хорошие поступки, и расстраивают плохие. Это создает у детей сознание непоколебимости ценностей. Когда взрослые в угоду своему эгоизму и настроению сегодня разрешают что-то, а завтра это же запрещают, ребенок может понять только одно: все равно, что я делаю, главное, какое у родителей настроение.
Понимание ребенка, принятие его не только сердцем, но и умом, осознание ответственности за судьбу маленького человека поможет взрослым выбрать тот стиль воспитания, который принесет благо и ребенку и родителям.
Памятка для родителей. Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть. Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности. Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым. Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством упрёка. Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других. Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя. Если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным. Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым. Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей. Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя. Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Мы все такие разные! Но для каждого родителя его ребенок самый лучший!
Спасибо за внимание! Источники: https://pandia.ru/ Презентация подготовлена Хохловой И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Стили семейного воспитания
Современный классный руководитель должен знать стили семейного воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему четко определить, как складываются отношения в семье ребенка, какие методы исполь...
Стили семейного воспитания
В статье рассказано, какие стили семейного воспитания существуют в российских семьях....
Стили семейного воспитания
слайдовая презентация к родительскому собранию о стилях семейного воспитания, о результатах к которым могут привести перегибы в воспитании детей...
Стили семейного воспитания
материал для родительского собрания...
Личность ребенка как результат стиля семейного воспитания.
Личность ребенка формируется в зависимости от стиля семейного воспитания. В этой статье я рассмотрела наиболее часто встречаемые стили семейного воспитания....
Стили семейного воспитания
Презентация на тему: "Стили семейного воспитания" предназначена для проведения родительского собрания в школе....
Стили семейного воспитания
Презентация к родительскому собранию по теме "Стили семейного воспитания"...