План воспитательной работы, 5 класс
рабочая программа (5 класс)
План воспитательной работы, 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_vospitatelnoy_raboty_5_klass.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кромского района Орловской области
«Закромско-Хуторская основная общеобразовательная школа»
ПРИНЯТО К УТВЕРЖДЕНИЮ УТВЕРЖДАЮ
решением педагогического совета Директор школы
от 25.08.2020 года ________/ Казимирова С. А.
протокол № 1 Приказ № 57 от 25.08.2020 г.
Классный руководитель:
Скукина Елена Александровна
СОГЛАСОВАНО
Методист_____/Швецова Е. А.
п. Кромской, 2020 г.
Возраст 10-11 лет можно назвать переходным от младшего школьного к младшему подростковому. Психологически этот возраст связан с постепенным обретением чувства взрослости - главного личностного новообразования младшего подростка. Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и в первую очередь - от семьи, от родителей. Внешне это отчуждение зачастую выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда такое количество конфликтов с взрослыми. При этом негативизм - первичная форма механизма отчуждения, она же является началом поиска подростком собственной уникальности, познания собственного Я. Этому же способствует и ориентированность подростков на установление доверительно-дружеских отношений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, нравственные ценности. Познание другого, похожего на меня, дает возможность как в зеркале увидеть и понять свои собственные проблемы.
Именно в силу психологической ценности отношений со сверстниками происходит замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, постепенно меняются приоритеты и в стенах школы. Умственная активность подростков высока, но способности будут развиваться только в деятельности, вызывающей положительные эмоции; успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки играют важную роль в этом: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для благополучия подростка.
От правильного воспитания детей зависит
благосостояние всего народа.
Джон Локк
Цель: становление и развитие качеств личности на основе нравственных ценностей, направленное на формирование активной жизненной позиции.
Основные задачи воспитательной деятельности:
- формирование у обучающихся межличностных отношений, толерантности, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;
- создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития обучающихся;
- повышение социальной активности обучающихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
- развитие общей культуры через приобщение к культуре, обычаям и традициям;
- совершенствование деятельности органов ученического самоуправления.
- воспитание семейных ценностей
Задачи воспитательной работы в классе:
- воспитание усидчивости, внимательности, общей культуры через индивидуальные беседы, классные часы, участие в культурных мероприятиях, проводимых в классе и в школе;
- формирование дружного отзывчивого коллектива через общеклассные мероприятия, классные часы, поздравление именинников, поздравление ветеранов войны с государственными праздниками;
- развитие коммуникативных навыков через привлечение каждого обучающегося к участию в предметных декадах, к выполнению общественных поручений, через участие в творческих проектах, выставках, конкурсах;
- формирование устойчивой нравственной позиции, духовности, взгляда на мир, основанных на культурных традициях путём бесед, дискуссий, классных часов;
- формирование активной жизненной позиции и воспитание патриотизма у обучающихся.
Задачи духовно-нравственного воспитания и развития:
Основными задачами духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся являются:
1) формирование основ нравственного самосознания личности, то есть способности обучающихся формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль;
2) осознание обучающимися ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
3) формирование патриотизма и гражданской солидарности, основанной на духовных отечественных традициях;
4) формирование эстетических ценностей;
5) формирование отношения к семье как основе российского общества;
6) формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
7) формирование осознанного и уважительного отношения к вере и религиозным убеждениям.
Групповые задачи:
1.Воспитание интереса к учебе
2. Укрепление трудовой дисциплины
3. Поддержание связи с родителями
4. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью других
5. Контроль за выполнением единых норм и требований всех учителей к своим воспитанникам
Индивидуальные задачи:
- Оказание помощи слабоуспевающим учащимся
- Поддержание тесной связи с родителями
- Контроль за посещением
- Формирование добрых отношений к одноклассникам и другим обучающимся
- Постоянная работа с обучающимися по сохранению здоровья
Профилактика правонарушений
Посещение обучающихся на дому
- Контроль за посещаемостью
- Встречи с инспектором по делам несовершеннолетних
Функции классного руководителя 5-го класса
1. Организационно-координирующие:
- организация адаптации учащихся 5-х классов в связи с переходом в среднее звено обучения;
- организация преемственности с учителем начальной школы;
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
- установление контактов с родителями (или опекунами) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
- проведение консультаций, бесед с родителями обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным персоналом образовательного учреждения;
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
- организация классного самоуправления;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования подростков (вовлечение в кружки, конкурсы, викторины, смотры, организация экскурсий);
- защита, сохранение и укрепление физического и психического здоровья подростков (сотрудничество с медперсоналом школы, организация просветительской работы с обучающимися, воспитание позитивного отношения к урокам физкультуры и занятиям спортом);
- организация изучения учащимися правил по охране труда, правил дорожного движения, безопасного поведения в городе, поведения в быту;
- выявление, учет и работа с подростками социально незащищенных категорий;
- работа с подростками и семьями, находящимися в социально опасном положении;
- ведение документации (классного журнала, личных дел учащихся, плана работы классного руководителя, осуществление проверок дневников, разработка методических материалов мероприятий);
- еженедельное проведение классных часов; проведение родительских собраний раз в четверть;
- организация дежурства по классу, школе, столовой; организация субботников и ремонта классного кабинета;
- забота о внешнем виде учащихся;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом.
2. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств; помощи в решении проблем, возникающих в общении с товарищами, учителями, родителями.
3. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- направление самовоспитания и саморазвития личности обучающихся;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
- ведение мониторинга учебной и социальной активности учащихся.
4. Контролирующие:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
- контроль за занятостью учащихся в системе дополнительного образования.
Циклограмма воспитательной работы классного руководителя
Ежедневно:
- Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учащихся.
- Организация питания учащихся.
- Организация дежурства в учебных кабинетах.
- Индивидуальная работа с учащимися.
Еженедельно:
- Проверка дневников учащихся.
- Проведение мероприятий в классе (по плану).
- Работа с родителями (по ситуации).
- Работа с учителями-предметниками (по ситуации).
Каждый месяц:
- Посещение уроков в своем классе.
- Встреча с родительским активом.
- Совещание по планированию работы (по графику).
Один раз в четверть:
- Оформление классного уголка по итогам четверти.
- Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.
- Проведение родительского собрания.
Один раз в год:
- Проведение открытого мероприятия.
- Оформление личных дел учащихся.
- Анализ и составление плана работы класса.
- Статистические данные класса (1 сентября)
- Дорога к человечности.
Задачи:
- Создать условия для формирования способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно нравственной компетенции — «становиться лучше».
- Способствовать формированию основ нравственного самосознания личности (совести) — способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.
- Способствовать осознанию основ морали — осознанной учащимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у учащегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма.
- Развивать у обучающегося уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; доброжелательность и эмоциональную отзывчивость.
- Создать условия для воспитания волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон.
Ожидаемые результаты:
- Учащиеся научаться воспитывать в себе такие качества: как доброта, вежливость, честность, правдивость, дружелюбие, взаимовыручка.
2. Наш дом - Россия.
Задачи:
- Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России.
- Усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества.
- Формирование личности как активного гражданина – патриота, обладающего политической и правовой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.
- Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края, о Донском казачестве.
Ожидаемые результаты:
- Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению.
- Учащиеся получат начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
3. Отчий дом.
Задачи:
- Формирование взаимоотношения между членами семьи, основанного на доверии, внимании, ответственности друг за друга, взаимоуважении, взаимопомощи и т.д.;
- Воспитание чувства взаимоуважения, нежности, доброты, чуткости, заботливости.
4. Счастливо жить - здоровым быть.
Задачи:
- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей.
- Формирование потребности в здоровье, как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни; позитивного отношения учащихся к урокам физической культуры и занятиям спортом.
- Развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Ожидаемые результаты:
- У учащихся формируются умения и навыки
санитарно - гигиенической культуры,
приучаются к здоровому образу жизни.
5. Живая планета.
Задачи:
- Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Ожидаемые результаты:
- Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.
- Первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе,
на пришкольном участке, по месту жительства
6. Путь в мир профессий.
Задачи:
- Способствовать тому, чтобы каждый ученик понимал значимость трудовой деятельности, даже будни труд может сделать праздничными днями.
Ожидаемые результаты:
- Приобщение учащихся к общественной работе, воспитание сознательного.
отношения к своим обязанностям, формирование трудового образа жизни.
7.Традиции храня и умножая.
Задачи:
- формированиепредставления о теоретических и ценностных основах эстетической культуры личности;
- формирование художественной культуры личности в единстве навыков, знаний, ценностных ориентаций, вкусов;
Учащиеся имеют право:
- Пользоваться учебными кабинетами, библиотекой.
- Участвовать в обсуждении вопросов по успеваемости, трудовой и учебной дисциплине, а также других вопросов, связанных с учебным процессом.
- Учащиеся имеют право участвовать в общественной жизни коллектива и школы.
Учащиеся обязаны:
- Посещать учебные занятия, школьные линейки, мероприятия.
- Повышать свой культурный и нравственный уровень.
- Соблюдать правила внутреннего распорядка школы.
- Быть дисциплинированными и организованными.
- Беречь школьное имущество.
- Создание сплоченного классного коллектива.
- Сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника.
- Проявление инициативы и ответственности за порученное дело.
- Наличие положительной динамики роста духовно-нравственных качеств личности ребенка .
- Участие в конкурсах, концертах, спортивных соревнованиях.
- Посещение спортивных секций, кружков по интересам.
- Удовлетворенности родителей и учащихся жизнедеятельностью класса.
НАЗВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЯ | ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ | ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ | ДАТА |
«Можно и нельзя» | Коррекция девиантного поведения | Беседа | В течение года |
«Хочу все знать» | - Активизация познавательной деятельности; - воспитание чувства ответственности, самостоятельности. | Консультации со слабоуспевающими детьми | В течение года |
«Самый обаятельный и привлекательный» | Развитие эстетических чувств, умения видеть прекрасное и безобразное, умения следить за своим внешним видом. | Беседа | В течение года |
«Мои обязанности» | - Воспитание культуры поведения в семье и в классе, ответственности; - создание условий для формирования необходимости выполнять свои обязанности. | Беседа Ролевые игры | В течение года |
- трудовой
сектор
- ответственный
за питание
-цветовод
- староста
-ответственный
за питание
- учебный
сектор
В классе 6 обучающихся: 4 мальчика и 2 девочки. Все ребята готовы к восприятию нового материала, стремятся получать знания, применять их в своей практической деятельности, добросовестно готовиться к урокам. Один ученик требует постоянного внимания со стороны учителей и классного руководителя, это Ермаков Руслан. Он не собран, часто забывает дома учебники, тетради и другие школьные принадлежности.
Класс очень активный, можно сказать «непоседы». На перемене учеников тяжело успокоить, особенно Бурмистрова Ивана и Смурыгина Назара, но с началом урока все затихают. В процессе урока ребята активно работают, слушают новый материал, обсуждают пройденный. Лучше других занимается Чубуткин Владимир и Смурыгин Назар. Рогожина Софья и Бурмистров Иван стараются не отставать от своих одноклассников. Приведенцевой Дине и Ермакову Руслану учёба даётся непросто, но они всегда приходят в школу с выполненным домашним заданием, на уроке работают по мере своих способностей.
Дети участвуют в трудовой деятельности, на которую все родители дали своё письменное согласие: убирают класс, моют парты, сажают цветы, работают на школьном огороде, убирают территорию.
В свободное от учёбы время обучающиеся посещают занятия по внеурочной деятельности по таким предметам как английский язык, биология, физическая культура и ОДНКНР.
Неформальным лидером можно назвать Ивана Бурмистрова и Назара Смурыгина. Как таковых «отверженных» в классе нет, но могут возникать конфликты с Чубуткиным Владимиром, который всегда придерживается своей позиции и в силу своего характера «колко» реагирует на замечания, может разговаривать на повышенных тонах. В классе никто никого не притесняет, иногда ребята могут подшутить друг над другом, но при этом проявляют уважительное отношение друг к другу.
Между классным руководителем и детьми складываются хорошие, уважительные, дружеские отношения. Все ребята посещают классные часы, общественные поручения выполняют сразу, от работы не отказываются.
Конфликтов в классе нет, но у ребят встречаются частые перепады настроения, которые могут переходить в небольшую перепалку между одноклассниками, но как правило они быстро мирятся. Климат в классе благоприятный, нет принижения или издевательства по отношению к ученикам, которые чего-то не знают или плохо одеты и.т.п.
№ п/п | Фамилия, имя | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. |
Бурмистров Иван | ||||||
Ермаков Руслан | ||||||
3. 4. | Приведенцева Дина Рогожина Софья | |||||
5. | Смурыгин Назар | |||||
6. | Чубуткин Владимир |
№ п/п | Фамилия, имя | Пн. | Вт. | Ср. | Чт. | Пт. |
1. | Бурмистров Иван Смурыгин Назар | |||||
2. | Приведенцева Дина Рогожина Софья | |||||
3. | Ермаков Руслан Чубуткин Владимир | |||||
4. | Все девочки | |||||
5. | Все мальчики |
№ п/п | Фамилия, имя | Название внеурочной деятельности |
1. | Бурмистров Иван | «Английский с увлечением», «Здоровейка», «Подготовка к ВПР по биологии», ОДНКНР. |
2. | Ермаков Руслан | «Английский с увлечением», «Здоровейка», «Подготовка к ВПР по биологии», ОДНКНР. |
3. | Приведенцева Дина | «Английский с увлечением», «Здоровейка», «Подготовка к ВПР по биологии», ОДНКНР. |
4. | Рогожина Софья | «Английский с увлечением», «Здоровейка», «Подготовка к ВПР по биологии», ОДНКНР. |
5. | Смурыгин Назар | «Английский с увлечением», «Здоровейка», «Подготовка к ВПР по биологии», ОДНКНР. |
6. | Чубуткин Владимир | «Английский с увлечением», «Здоровейка», «Подготовка к ВПР по биологии», ОДНКНР. |
№ п/п | Ф.И. ученика | Семья полная | Семья неполная | Кол-во детей в семье |
Бурмистров Иван | 2 | |||
Ермаков Руслан | 4 | |||
Приведенцева Дина | 3 | |||
Рогожина Софья | 2 | |||
Смурыгин Назар | 3 | |||
Чубуткин Владимир | 2 |
ЦЕЛЬ:
создание условий для активного участия семьи в воспитательной системе классного коллектива, формирование коллектива единомышленников из числа родителей.
Задачи:
- Довести до сознания родителей педагогические советы и рекомендации, выработать положительное отношение к ним.
- Создать эмоциональный настрой на совместную работу родителей с детьми и учителями-предметниками.
№ п/п | Тема родительского собрания | Сроки |
1. | «Социальная адаптация пятиклассников к новым условиям обучения в школе» | I четверть |
2. | «Трудный диалог с учёбой или как помочь своему ребёнку учиться» | II четверть |
3. | «Роль домашнего задания в самообразовании школьника» | III четверть |
4. | Итоги прошедшего учебного года– | IV четверть |
- У родителей повысится заинтересованность школьной жизнью детей.
- Дети научаться жить дружно, сплочённо.
- Сформируется взаимодействие семьи и школы.
Индивидуальные:
- посещение на дому;
- приглашение в школу;
- индивидуальные консультации педагога;
- переписка;
Групповые:
- родительский лекторий;
- тематические консультации;
- классные детские мероприятия;
- родительские вечера.
Коллективные:
- классные родительские собрания;
- общешкольные родительские собрания;
- дни открытых дверей;
- концерты;
- выставки учебных работ;
- творческие отчеты.
Индивидуальные формы
1. Посещение семьи на дому.
Посещая учащихся на дому, выясняются условия семейного воспитания. Информация о микроклимате в семье, об особенностях отношения к ребенку, об ориентации родителей в вопросах воспитания позволяет индивидуально работать с семьей, а также более точно определить направления и средства коррекционного воздействия на ребенка в школе. Нас интересуют условия жизни ребенка, отношение к нему родственников, отношение ребенка к членам семьи. Не имея этих сведений, нельзя оказать ученику необходимой поддержки.
Очень важно, чтобы родители были уверены, что учитель приходит в семью не для выговора ученику, не с жалобами на него, а как помощник в деле воспитания ребенка. Жалобы учителя на ученика или обвинения родителей только удручают родителей и вызывают нередко жестокое и несправедливое отношение к ребенку, а со стороны ученика – озлобленное конфликтное отношение к учителю и потерю интереса к учению.
Родители заранее предупреждаются о приходе.
При посещении учащегося на дому соблюдаются следующие правила:
- проявлять высокий такт в разговоре с родителями, всегда начинать с похвалы и комплиментов;
- исключать жалобы на ученика, говорить о проблемах, подсказывать пути их решения;
- беседовать в присутствии учащегося, только в исключительных случаях требовать конфиденциальной встречи;
- не предъявлять претензий к родителям;
- всячески подчеркивать свою заинтересованность судьбой воспитанника;
- советы и рекомендации давать ненавязчиво, взвешивать уровень своих требований и возможности семьи;
- договариваться о конкретных совместных делах;
- не давать беспочвенных обещаний, быть крайне сдержанным в сложных случаях, выражать осторожный оптимизм.
2. Приглашение в школу.
Родители приглашаются в том случае, когда надо поделиться радостной новостью, например, ребенок овладел тем учебным материалом, который ему долго не давался. Для участия ребенка в театральной постановке, надо помочь ему изготовить костюм, поучить с ним слова роли и т. д.
Нужно стараться не приглашать родителей в школу для того, чтобы нажаловаться на плохое поведение ребенка или низкую успеваемость. Подобные приглашения вызывают у родителей негативное отношение к школе.
3. Индивидуальные консультации педагога.
Это одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Консультации проводятся для того, чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке. Они способствуют созданию хорошего контакта между родителями и учителем.
Консультации проводятся по мере необходимости, часто по инициативе родителей. В процессе бесед с родителями в неофициальной обстановке выясняются необходимые для профессиональной работы сведения (особенности здоровья ребенка; его увлечения, интересы; поведенческие реакции; особенности характера; мотивации учения и т.д.).
4. Переписка.
В работе с родителями переписка используется довольно широко. Особенно часто эта форма работы применяется к тем родителям, которые не в состоянии часто посещать школу, много работают или очень далеко живут.
Групповые формы
1. Родительские лектории.
Задачи лектория многообразны: познакомить родителей с системой коррекционно-воспитательной работы в школе, дать практические советы и рекомендации по воспитанию ребенка в семье и т.д.
2. Тематические консультации.
Тематические консультации рекомендуется проводить 1 раз в четверть для всех желающих. Их проводят специалисты, которые могут помочь найти оптимальный вариант решения конкретной проблемы. Это социальный педагог, психолог, представитель правоохранительных органов и т.д.
3. Родительские вечера.
Родительский вечер – это праздник общения родителей.
Свободная беседа родителей друг с другом, обмен опытом разрешения различных ситуаций в своих семьях помогает иначе воспринимать трудности, лучше понять индивидуальные особенности ребенка, расширить возможности воспитания.
4. Классные детские мероприятия.
В течение учебного года внутри класса обычно проводятся различные мероприятия (дни именинников; чаепития, приуроченные к каким-либо праздникам и т.д.).
Подобные мероприятия способствуют сближению родителей между собой, налаживанию контакта между учителем и родителями.
Коллективные формы
1. Научно – практическая родительская конференция – форма сочетания пропаганды педагогических знаний с практическим передовым опытом семейного воспитания. Их организаторами выступают родительский комитет и актив класса. Это могут быть заседания, посвященные отдельным воспитательным проблемам.
Конференции проводятся 1 – 2 раза в год, так как требуют тщательной подготовки. Ход конференции обсуждается на родительском комитете: продумывается план, выявляются семьи, чей опыт воспитания достоин распространения.
Успех конференций зависит от самостоятельной работы родителей по анализу литературы, осмыслению и обобщению своего опыта, умения на основе критических знаний оценивать воспитательный процесс, увидеть возможность совершенствования форм и методов сотрудничества с детьми.
Условиями успешного проведения родительских конференций являются следующие:
- актуальность, значимость и доступность предложенной темы;
- тщательная предварительная подготовка (тема и план представляются родителям за 2 – 3 недели до проведения, указывается рекомендованная литература);
- организация консультаций в период подготовки по отбору материала, его систематизации, анализу, подготовке выступлений;
- создание благоприятного эмоционального климата во время проведения конференции, характеризующегося общей заинтересованностью, откровенностью разговора.
Порядок работы конференции может быть определен следующим образом:
- Вступительное слово педагога (классного руководителя, директора, замдиректора) о значимости и сущности проблемы и позитивном опыте семей.
- Выступления родителей (обмен опытом, анализ воспитательного процесса в семье).
- Заключение ведущего конференции, содержащее оценку выступлений, опыта семейного воспитания. Проблем, которые предстоит решить.
Эффективность родительской конференции возрастает, если в ее проведение включается библиотека, работники, которой готовят книжные выставки по обсуждаемой проблеме.
Примерные темы для совместного обсуждения на конференции:
- «Основы построения общения с ребенком»
- «Права и обязанности ребенка в семье»
- «Стили и методы воспитания ребенка в семье»
- «Психология ребенка»
- «Особенности адаптации ребенка в школе»
- «Предупреждение правонарушений несовершеннолетних» и др.
Наиболее распространенной формой работы с родителями является классное родительское собрание. Главным ее предназначением является согласование, координация и интеграция усилий школы и семьи в создании условий для развития личности ребенка.
Родительское собрание – одна из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся и пропаганды психолого- педагогических знаний. Эта школа повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив.
На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива. По тем конкретным задачам, которые решаются на собраниях, их можно разделить на несколько видов:
- Организационные собрания (выбор классного родительского комитета; выбор деятельности по направлениям; выбор представителей в совет школы; разборка и утверждение плана работы родительского комитета и т.п.).
- Аналитические собрания (ориентированные на разрешение возникающих проблем педагогического просвещения родителей).
- Итоговые собрания (направленные на подведение итогов работы класса за определенный период времени: четверть, полугодие, год).
- Комбинированные собрания (включающие в себя задачи всех предыдущих видов собраний). Практика свидетельствует о том, что этот вид собраний наиболее часто встречается в работе классных руководителей.
На организационных собраниях утверждаются планы работы, избирается родительский комитет, разрабатывается план мероприятий, распределяются общественные поручения и создаются инициативные группы родителей по различным направлениям работы, разрабатываются планы проведения общешкольных мероприятий с участием родителей.
Первое родительское собрание является, как правило, организационным и проводится в начале сентября. Последующие собрания проводятся один раз в четверть. На первом родительском собрании классный руководитель раскрывает перед родителями необходимость и задачи взаимодействия. Общим решением, определяя основные направления работы, на этом же собрании выбирается родительский комитет. Собираются материалы о возможности организации работы родителей класса в виде предложений, изложенных в анкете.
Эти предложения могут быть такими:
- поручения, предполагающие проявление родителями активной воспитательной позиции, непосредственную работу с детьми, проявление творчества, инициативы. Организаторских способностей: руководство кружком по своей специальности, руководство спортивной секции, руководство клубом, руководство турнирами, олимпиадами, руководство экскурсиями. Составление сценариев классно – семейных праздников, организация и подготовка совместных с детьми выступлений. Творческих отчетов;
- поручения, предполагающие содействие в проведении воспитательной работы, оказание организационной помощи: содействие в проведении экскурсий содействие в проведении классно–семейных праздников и общешкольных мероприятий; содействие в организации встреч с интересными людьми; содействие в создании материально – технической базы класса;
- поручения, предполагающие непосредственное участие в развитии и укреплении материально–технической базы ОУ: трудовое участие в оборудовании кабинетов; изготовление оборудования, приборов, наглядных пособий; помощь в ремонтных работах, благоустройстве школы; спонсорская помощь школе.
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:
- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатами учебной деятельности класса. С рекомендациями педагогов – предметников.
- Знакомство родителей с состоянием эмоционального климата в классе. Темой для разговора здесь могут быть взаимоотношения учащихся, внешний вид и другие вопросы.
- Психолого-педагогическое просвещение. Этот компонент можно выделить в отдельный пункт собрания, но можно естественным образом включить в структуру других составляющих.
- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебной литературы и пр.).
- Рефлексия. В конце родительского собрания родители оценивают его значимость, актуальность, полезность.
- Личные беседы с родителями.
Организуя родительские собрания, можно придерживаться следующих принципов:
- родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе;
- тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей;
- собрание должно носить как теоретический, так и практический характер (разбор ситуаций, тренинги, дискуссии);
- классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями. Давая им возможность высказать свое мнение в ходе собрания, а не после него;
- родительское собрание не должно быть длительным, главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность;
- каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку.
Семь правил успешного проведения родительского собрания
- Уважайте!
- Помогайте!
- Объясняйте!
- Доверяйте!
- Учитесь!
- Спрашивайте!
- Благодарите!
Важно!
- Говорите о проблеме, а не о персоналиях.
- Отмечайте успехи и резервы. Никаких обсуждений конкретного ребенка. Если хвалите, то всех – за что – нибудь.
- Классный руководитель не диктует правильное решение, а стимулирует к его поиску коллектив родителей.
Правила поведения классного руководителя на родительском собрании.
- Снять собственное напряжение перед встречей с родителями.
- Дать родителям почувствовать ваше уважение и внимание.
- Убедить родителей в том, что у школы и семьи одни проблемы, одни задачи, одни дети.
- Постараться понять родителей, правильно определить наиболее волнующие проблемы.
- Словом и делом помочь родителям находить оптимальные пути и способы решения проблемных ситуаций, формировать у них уверенность в том, что в воспитании детей они всегда могут рассчитывать на вашу поддержку и помощь других учителей.
- Разговаривайте с родителями спокойно, доброжелательно, заинтересованно. Важно, чтобы родители всех учеников (и благополучных и «сложных») ушли с собрания с верой в своего ребенка.
Общешкольные родительские собрания.
Общешкольные родительские собрания проводятся 2-4 раза. Тематика таких собраний носит характер отчета работы школы за определенный период времени. На них выступают директор, заместители, отчитывается о работе родительский комитет школы. В конце учебного года награждаются семьи, активно участвующие в жизни школы.
Родительские дни.
“День открытых дверей” предлагаю проводить один раз в году. Родители могут посетить любые уроки. Организовывается школьная выставка, которая отражает результаты работы кружков, труд школьников в мастерских. В заключении участники художественной самодеятельности организовывают для родителей творческий отчет.
Такая форма работы с родителями дает им возможность увидеть реальные успехи своих детей в учебе и труде. У них укрепляется вера в возможности детей.
Концерты.
Родители привлекаются к проведению школьных детских праздников, воспитательных мероприятий. Они помогают педагогам и воспитателям готовить номера художественной самодеятельности.
Практика показывает, что после посещения праздников большинство родителей не остаются равнодушными, у них даже снова возникает желание оказать помощь школе в организации воспитательной работы.
Творческие отчеты.
Творческие отчеты служат для подведения итогов работы различных кружков художественной самодеятельности. Чаще всего используются не как самостоятельная форма, а включаются в общешкольные праздники, концерты и другие формы воспитательной работы.
Выставки работ.
Подобная форма работы также используется в основном, как сопутствующая другим формам, а не самостоятельная.
Так, например, выставки организовывают во время проведения дня открытых дверей, концертов, родительских собраний и т.д.
Выставки являются своеобразным стимулом для детей, желающих, чтобы родители похвалили и оценили по достоинству их труд.
Следует особо выделить такую форму связи школы с семьей, как работа родительского комитета. Он вырабатывает план совместных действий по оказанию помощи семьям в воспитании детей, организовывает обмен опытом отдельных родителей, решает целый ряд вопросов, касающихся случаев, когда в той или иной семье воспитание ребенка поставлено не на должном уровне, решает другие вопросы. Комитет помогает в проведении различных внеклассных и оздоровительных мероприятий.
В школе можно оформить “Уголок для родителей” , из которого они могут узнать, как проводится учебно-воспитательная работа в школе.
Известные трудности возникают в работе с родителями, которые сами нуждаются в перевоспитании, а также с родителями, дети которых являются правонарушителями. Школа ведет строгий учет таких неблагополучных семей, поддерживает постоянную, деловую связь с работниками детской комнаты милиции.
Таким образом, все индивидуальные, групповые и коллективные формы работы с родителями призваны наладить взаимодействие между школой и семьей, повысить эффективность процесса воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье и школе.
Чтобы школа жила и развивалась в нынешних социально-экономических условиях, ей необходима поддержка и союзники, в первую очередь в лице родителей.
Работа с родителями – одно из самых сложных направлений в профессиональной деятельности педагога.
Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов
воспитания детей, но она не может конкурировать с семьей.
Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь доказала, что все беды детей, а потом и взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей.
Социокультурные особенности жизни семьи, экономическое положение
семьи имеет большое значение в воспитании личности учащихся. Информирование родителей о деятельности школы является одним из условий организации сотрудничества школы и семьи.
Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаем доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.
Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна поддержка, помощь и просто добрый совет.
№ п/п | № лич-ного дела | Фамилия, имя обучающегося; дата рождения | Родители: Ф.И.О.; номер телефона | Домашний адрес | Место работы, должность |
1 | Б-11 | Бурмистров Иван 02.01.2009г. | Бурмистрова Светлана Ивановна +7 962 477 56 22 | п. Кромской д.3 кв.1 | домохозяйка |
Бурмистов Александр Анатольевич | г. Москва Охрана(старший смены) | ||||
2 | Е-7 | Ермаков Руслан Рустамович 22.07.2009г. | Ермакова Валентина Александровна +7 996 164 05 73 | п. Кромской | Магазин (продавец) |
Конысбаев Рустам Сайлауович +7 977 811 26 46 | Знаменское СГЦ (обвальщик) | ||||
3 | П-5 | Приведенцева Дина Викторовна 04.12.2009г. | Приведенцева Жанна Александровна +7 953 616 37 46 | д. Закромский Хутор д.11 | домохозяйка |
Приведенцев Виктор Геннадьевич +7 900 486 28 77 | ООО «Орёл-Агро-Продукт» (тракторист) | ||||
4 | Р-3 | Рогожина Софья Алексеевна 27.02.2010г. | Рогожина Елена Владимировна +7 953 477 45 58 | п. Линия д.11 регистрация п. Кромской д.1 кв.5 проживает | ООО «Знаменское СГЦ» (разборщик субпродуктов) |
5 | С-15 | Смурыгин Назар Викторович 03.08.2009г. | Смурыгина Юлия Евгеньевна +7 960 644 98 09 | д. Речица д.16 – регистрация п. Кромской ул. Садовая д. 2 «б» кв.2 - проживает | Мираторг-Курск (оператор СК) |
Смурыгин Виктор Михайлович +7 906 662 47 96 | «Стройма-гистраль» (водитель) | ||||
6 | Ч-5 | Чубуткин Владимир Алексеевич 26.062009г. | Чубуткина Виолетта Юрьевна +7 960 644 43 24 | п. Кромской д.1 кв.4 | НП «Ранеда» (колорист) |
Чубуткин Алексей Владимирович +7 960 658 63 98 | ЛПДС «Никольское» (монтажник наружного трубопровода) |
Приоритетные направления | Тема | месяц |
Традиции храня и умножая. | Праздничная линейка | сентябрь |
Счастливо жить- здоровым быть. | ПДД «Безопасный путь в школу» | |
Наш дом-Россия. | День солидарности в борьбе с терроризмом. | |
Наш дом-Россия | «Государственные символы России». | |
Дорога к человечности. | «Я и мои друзья». | |
Счастливо жить- здоровым быть. | «COVID-19 – Как сохранить здоровье и не заболеть?» | |
Традиции храня и умножая. | Видео-поздравление для учителей ко Дню учителя. | октябрь |
Дорога к человечности. | Классный час: «Правила поведения в общественных местах». | |
Живая планета. | Выставка «Дары природы». | |
Живая планета. | Трудовой десант. «Сделаем мир чище». | |
Счастливо жить- здоровым быть. | Тематический классный час: «Безопасность школьников в сети Интернет» | |
Наш дом-Россия. | Классный час: «День народного единства» | ноябрь |
Путь в мир профессии. | «Мир профессий» | |
Наш дом- Россия. | 20 ноября - Всемирный день ребёнка. «Права ребенка» | |
Живая планета. | Операция «Помоги пернатому другу». | |
Отчий дом | Праздник, посвященный Дню матери. | |
Дорога к человечности. | День неизвестного солдата | декабрь |
Наш дом- Россия. | День Конституции - что это за праздник? | |
Счастливо жить- здоровым быть. | Классный час «Зимние игры и забавы – веселье и опасность». | |
Духовно-нравственное воспитание | Классный час «Как отмечают Новый год в разных странах» | |
Традиции храня и умножая. | Новогодний праздник | |
Наш дом- Россия. | «Войны священные страницы навеки в памяти людской» Виртуальная экскурсия: « Города Герои» России. https://youtu.be/gfbinUtRLzA | январь |
Наш дом- Россия. | БУКОО «Орловский краеведческий музей» Виртуальная экскурсия по краеведческому музею | |
Наш дом- Россия. | Классный час «День памяти жертв Холокоста» (27.01) День полного снятия блокады Ленинграда (27.01) | |
Дорога к человечности. | Классный час: «В дружбе сила» | февраль |
Наш дом- Россия. | « Есть такая профессия - Родину защищать» | |
Наш дом- Россия. | Музыкальный час. Песни военных лет. | |
Наш дом- Россия. | Классный час: «История Российского флага». | |
Отчий дом. | Классный час «Мои обязанности в семье» | март |
Отчий дом. | Праздничный концерт к 8 марта. | |
Счастливо жить- здоровым быть. | Классный час: «Режим дня» | |
Традиции храня и умножая. | Литературный вечер «История жизни великого человека» - Ф.М. Достоевский | |
Наш дом- Россия. | Каникулы без происшествий. | |
Наш дом- Россия. | 12 апреля- День космонавтики. 60 лет со дня полёта Ю. А. Гагарина в космос (1961 год) | апрель |
Счастливо жить- здоровым быть. | Беседа «Где нас подстерегает опасность». (Как вести себя в экстремальных ситуациях) | |
Живая планета. | 22 апреля - День Земли. | |
Дорога к человечности. | 26 апреля - 35 лет со дня катастрофы на Чернобыльской АЭС (1986 год) | |
Наш дом- Россия. | «9 мая - День Победы. Мы помним. Мы гордимся!» | май |
Живая планета. | Викторина по туризму и краеведению «Мир вокруг нас» | |
Наш дом- Россия. | День славянской письменности и культуры. День Крещения Руси | |
Традиции храня и умножая. | 10 июня исполняется 85 лет со дня основания «Союзмультфильма» (1936 год) | |
Счастливо жить- здоровым быть. | Операция «Лето без происшествий». |
Направление воспитательной работы | Название мероприятия | Время проведения | Для кого проводится | Ответственный |
СЕНТЯБРЬ | ||||
ОКТЯБРЬ | ||||
НОЯБРЬ | ||||
ДЕКАБРЬ | ||||
ЯНВАРЬ | ||||
ФЕВРАЛЬ | ||||
МАРТ | ||||
АПРЕЛЬ | ||||
МАЙ | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы класса
План воспитательной работы 6 класса на 1 полугодие...
Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год"
Методическая разработка "План воспитательной работы класса на 2013-2014 учебный год, составила Т.А. Корчагина заместитель директора по воспитательной работе МБОУ СОШ№4 г. Дзержинска Нижегородской обла...
Рекомендации к составлению плана воспитательной работы класса
Для классных рукоодителей...
План воспитательной работы класса 2014
План воспитательной работы класса...
План воспитательной работы класса 9а на 2015-2016 учебный год
Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество.К.Д. Ушинский...
План воспитательной работы класса 5в на 2016-2017 учебный год
План воспитательной работы класса 5в на 2016-2017 учебный год...
План воспитательной работы класса
План воспитательной работы класса, включающий следующие направления: "лидер", "культура здоровья", "Отечество", "экология", "свой голос"....