Классный час в 7 классе "Умей сказать НЕТ!"
классный час (7 класс)
Формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка уверенного поведения, отстаивание своей позиции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl_chas_7b_umey_skazat.docx | 27.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Умей сказать «Нет!»
Цель: формирование умения противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, отработка навыков уверенного поведения, отстаивания своей позиции.
Задачи: развивать способность делать самостоятельно свой выбор и умение поступать в соответствии с собственным решением; формировать представление о силе группового давления на личность, расширять поведенческий репертуар подрост6-ка в процессе конфронтации с группой.
Ход занятия:
1. Орг. момент. Приветствие
Я рада видеть вас на нашем часе общения. Надеюсь, наша работа будет очень плодотворна и полезна.
2. Сообщение темы, цели занятия.
Сегодняшнее занятие мы начнем с просмотра видеофрагмента. Внимательно посмотрите и ответьте на вопрос:
- Что нужно уметь сказать и в каких случаях?
Тема нашего занятия: «Умей сказать «Нет!».
Сегодня мы будем учиться говорить «Нет!», т.е. противостоять чужому давлению, выражать отказ оптимальными способами, учиться уверенному поведению при отстаивании своей позиции.
Почему умение отказывать, т. е. уметь сказать: «Нет» - одно из необходимых качеств человека?
Сколько раз Вам, иногда даже во вред себе и своим близким, приходилось выполнять чужие поручения, выполнять работу за других, общаться с неприятными Вам людьми? Сколько раз Вы чувствовали себя несчастными только лишь потому, что не смогли отказать, не смогли, постеснялись или побоялись сказать «Нет»?
Здесь никто не говорит о том, что надо быть эгоистом и никогда не выполнять чужих просьб. Я говорю о том, что вы имеете право сами решать, какую просьбу вам выполнять, а какую нет.
Есть такое маленькое слово «Нет!», но как бывает порой непросто его произнести.
- Почему? Чего мы боимся? Посмотрите на экран, зачитайте утверждения.
МИФЫ, по которым НЕ принято говорить «НЕТ»:
- я не могу отказать другу,
- я должен этому человеку,
- сейчас я не откажу этому человеку, а потом он не откажет мне,
- если я откажу, то обижу человека/ подведу/ испорчу с ним отношения…
- культурные люди не отказывают,
- если я откажу, я буду эгоистом, который думает только о себе,
- если я выполню просьбу этих людей – они будут хорошо ко мне относиться,
- если я откажу человеку, то он будет хуже ко мне относиться,
- если я откажусь что-то сделать – все будут считать меня трусом/ слабаком/ человеком не способным сделать это,
- если я откажусь что-то сделать – я подведу человека…
Если ты часто делаешь то, что тебе не надо, не нравится, не хочется делать…
Значит, тебе надо научиться говорить «НЕТ».
3. Беседа с элементами тренинга.
У каждого из нас есть свой круг общения. Это наши приятели в классе, друзья, товарищи по интересам и т. д.
- Почему почти у каждого человека существует потребность в принадлежности к какой-либо группе? (высказывания детей из своего опыта).
- Общие увлечения, одинаковые интересы объединяют группы, однако каждый из нас – индивидуальность и чем-то отличается от остальных. И вот именно это может отразиться на отношениях в группе: порой группа требует от человека отказаться от своего мнения. Часто это происходит незаметно от нас.
Психологи называют такое явление групповым давлением.
– Ребята, приходилось ли вам испытывать групповое давление?
Знакомство со способами давления и с формами отказа.
В жизни встречаются разные виды группового давления.
Представьте себе, что в классе есть ученик , который не желает петь. Но мы сговорились заставить его петь.
- Обратите внимание, каким способом заставляют ученика петь.
(Каждой группе учащихся раздаю карточки с фразами.)
1. Спой! У тебя голос лучше, чем у Пугачёвой!
Какие приемы воздействия на человека мы используем?
а) Лесть, похвала;
2. Если споёшь, я подарю тебе игрушку.
б) Шантаж, подкуп;
3. Спой! Мне так нравится твоё пение.
в) Уговоры, обман;
4. Если не споёшь, я не буду с тобой разговаривать.
г) Угроза, запугивание;
Теперь давайте поиграем. Представьте себе, что в классе есть ученик, который не желает участвовать в Новогоднем празднике. Но мы сговорились заставить его участвовать в мероприятии.
Попытайтесь упомянутыми способами заставить, убедить своего одноклассника участвовать в празднике.
- А теперь давайте подумаем, каким образом люди обычно реагируют на такие ситуации, когда нарушаются их права? Ученые утверждают, что таких способов всего три (показывает на доску): пассивность, агрессивность и неагрессивное настаивание на своем. Самый распространенный способ - пассивность, то есть отсутствие реакции, принятие всего без возражения и сопротивления.
Агрессивность означает атаку на другого человека, чрезмерно активное реагирование или проявление неприятного характера. Наиболее подходящий способ поведения в сложных ситуациях - это неагрессивно настаивать на своем, то есть умение постоять за свои права, смело и открыто выражать свое мнение. Это ответственная манера поведения.
А вот вам и ситуация для иллюстрации.
«Школьная столовая. Саша, Дима и Олег стоят в очереди, вдруг кто-то нахально становится впереди них.
Саша посторонился и промолчал.
Дима громко закричал: «Отвали, тебя здесь не было!»
Олег твердо сказал: «Извини, встань в очередь сзади!»
Какой способ сопротивления выбрал каждый из ребят?
(Дети отвечают: Саша - пассивность, Дима - агрессивность, Олег - неагрессивное настаивание на своем.)
Вы увидели, что самый лучший способ - это неагрессивно настоять на своем. Этот способ позволяет выразить свое мнение, избегая конфликтов и не роняя себя.
Упражнение с элементами тренинга. Игра «Откажись по-разному».
А сейчас вы будете предлагать мне, а я буду отказываться. Я буду выражать отказ по-разному.
1. Отказ-обещание.
- Пойдем гулять!? - Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини.
1. | Отказ-обещание | Мягкая безобидная | Когда нужно избежать конфликтной ситуации. Вежливо показываем, что ценим общение с предложившим. | - Пошли гулять!? - Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини. |
2. Отказ-альтернатива
- Пойдем гулять?
- Холодно, давай лучше у меня фильм посмотрим!
2 | Отказ-альтернатива | Мягкая безобидная | Когда что-то мешает принять предложение, но мы не хотим прерывать общение, а выдвигаем встречный вариант | - Пошли в кино? - Денег нет, давай лучше у меня фильм посмотрим! |
3. Отказ «обстоятельства не позволяют»
- Пойдем гулять!
- Не могу, у меня много дел! Мне на тренировку нужно (можно так же увести разговор в сторону)
3 | Отказ «обстоятельства не позволяют» | Более жесткая форма | - Когда нужно «отвязаться» он предложившего. Не даем никаких обещаний и альтернатив не выдвигаем - Когда есть угроза расправы или психологическая зависимость от предлагающего. | - Пошли гулять! - Не могу, у меня много дел! - Пошли с нами, говорю! - Нет, не пойду, мне на тренировку (можно так же увести разговор в сторону) |
4. Отказ-отрицание
- Пойдем гулять!
- Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…
(с тобой не хочу…просто не хочу!
4 | Отказ-отрицание | Жесткая бескомпромиссная, даже обидная | Когда хотим избежать подобных предложений в дальнейшем. | - Пойдем в клуб! - Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…или: с тобой не хочу…просто не хочу! |
5. Отказ-конфликт
- Пойдем гулять!
- Отвали со своей прогулкой, идиот!...
(сам занимайся этой ерундой!)
5 | Отказ-конфликт | Может содержать оскорбление или угрозу | Крайний вариант, когда другие не действуют | - Пошли на веранде посидим! - Отвали со своей уродской, верандой, идиот!...или сам занимайся этой ерундой! |
Ролевая игра.
Рассмотрите ситуации, когда подростки «на слабо» предлагают что-то опасное для здоровья. Ситуации, в которых значимые сверстники предлагают выпить, уколоться, «раскурить косячок», пойти на сомнительную вечеринку. Давайте поупражняемся в умении неагрессивно отказать.
Я раздам вам карточки с мини-диалогами и попрошу вас разыграть их в группах.
1. - Привет! Присоединяйся к нашей компании. У нас есть кое – что выпить.
А) - Да ну! Сейчас по телевизору начинается классный фильм, пойдем лучше посмотрим. (отказ-альтернатива).
Б) - Нет, спасибо, мне сейчас нужно идти на тренировку на занятия. (обстоятельства не позволяют)
2. - Давай покурим. Чего ты боишься? Сейчас только младенцы не курят. Ты что салага?
А) - Нет, не хочу. Кстати, большинство людей как раз не курят. (отказ-отрицание)
Б) - Нет, спасибо. Мне совсем не нравится запах табака. Меня от него просто тошнит. (отрицание)
3. Пойдем со мной в гости. Ребята обещали принести наркотики. В жизни надо попробовать все. Не упрямься.
А) - Нет, это не по мне. Плохое место. Я не хочу, чтобы обо мне говорили , что я наркоман. (отрицание)
Б) - Ты шутишь! Такие эксперименты всегда заканчиваются плохо. Я хочу оставаться здоровым. (отрицание)
4. - Хочешь выпить?
А) - Нет, спасибо, от вина люди перестают соображать и совершают глупые поступки. (отрицание)
Б) - Нет, спасибо, от вина у меня болит голова. (отрицание)
Как видите, если вам предлагают пить, курить, употреблять наркотик, это может быть преодолено с использованием навыков неагрессивного отказа, которые помогут отстаивать свои интересы и права, открыто и честно выражать свои чувства, не нарушая прав и интересов других людей.
К таким ситуациям следует заранее быть готовым. Как же это сделать?
Шаги:
1. Выслушать просьбу спокойно, доброжелательно.
2. Попросить разъяснения, если что-то не ясно («Что ты имеешь в виду?»).
3. Оставаться спокойным и сказать «нет».
4. Объяснить, почему Вы говорите «нет».
5. Если собеседник настаивает, повторить «нет» без объяснений. ("Не дави на меня!" "У меня такое ощущение, что ты на меня давишь!")
Давайте рассмотрим еще одну ситуацию
Ситуация « Просьба».
Сергей шел по улице. Вдруг его кто-то окликнул. Он оглянулся и увидел хорошо одетого, солидного мужчину, стоящего около дорогой иномарки. Сергей остановился и подошел к нему. Мужчина попросил юношу отнести и передать какую – то коробку в офис, находящийся в доме напротив. Сергей стал отказываться, тогда мужчина стал его уговаривать. Сначала он предложил ему за услуги деньги, потом стал нервно объяснять, почему он сам не может ее отнести. Когда он разговаривал с Сергеем, он старался не смотреть ему в глаза.
Нужно при такой просьбе что-то объяснять человеку?
Способы отказа.
Нет, не могу.
Нет, нет, и еще раз нет.
Нет, мне сейчас некогда.
Нет, спасибо, мне не нужны деньги.
Скажите « нет» и уйдите, не объясняя причины.
1.Ролевая игра – умей сказать «Нет»
- Ребята! Сейчас мы с вами поиграем в игру «Умей сказать «Нет». В этой игре мы будем учиться отказываться от того, чего мы не хотим делать. Интересно посмотреть, кто лучше умеет уговаривать, а кто умеет отказываться так, чтобы не поссориться».
Ситуация 1:
В компании настойчиво предлагают выпить: «Давай, только ты не выпил, все уже выпили!»
Ситуация 2:
Друг настойчиво угощает сигаретами: «Давай покурим. В жизни все надо попробовать!»
Ситуация 3: Сосед или приятель просит оставить кое-какие подозрительные вещи у себя дома.
Обсуждение. Удалось ли отказаться от предложений? Почему да или почему нет?
Как известно, люди порочными не рождаются, а становятся. Пороки вырастают из маленьких удовольствий, если их не контролировать. Например, наслаждение вкусной едой может перерасти в переедание, а удовольствие от бокала шампанского - в алкоголизм. Поэтому самое главное для человека - вовремя остановиться, сказать себе и другим «нет!».
Вопросы для рефлексии:
1. Что было самым полезным в сегодняшнем часе общения?
2. Был ли в ходе тренинга какой-либо неприятный момент? Какой? С чем связан?
3. Какое главное открытие вы сделали для себя в результате тренинга?
4. Чтобы вы хотели пожелать себе и окружающим?
5. Чтобы вы хотели пожелать классному руководителю?
Виды отказа
№ п/п | Вид отказа | Форма отказа | Когда можно использовать | Пример |
1 | Отказ-согласие | Мягкая безобидная | Когда человек согласен, но деликатно сопротивляется, чтобы предложивший мог отступить, если сам делал предложение только из вежливости | -Чаю? - Нет-нет, спасибо, не хочу вас затруднять! |
2 | Отказ-обещание | Мягкая безобидная | Когда нужно избежать конфликтной ситуации. Вежливо показываем, что ценим общение с предложившим. | - Пошли гулять!? - Завтра – обязательно, а сейчас к контрольной готовлюсь, ты уж извини. |
3 | Отказ-альтернатива | Мягкая безобидная | Когда что-то мешает принять предложение, но мы не хотим прерывать общение, а выдвигаем встречный вариант | - Пошли в кино? - Денег нет, давай лучше у меня фильм посмотрим! |
4 | Отказ «обстоятельства не позволяют» | Более жесткая форма | - Когда нужно «отвязаться» он предложившего. Не даем никаких обещаний и альтернатив не выдвигаем - Когда есть угроза расправы или психологическая зависимость от предлагающего. | - Дай списать! - Не получится, я еще сам не доделал! - Пошли гулять! - Не могу, у меня много дел! - Пошли с нами, говорю! - Нет, не пойду, мне на тренировку (можно так же увести разговор в сторону) |
5 | Отказ-отрицание | Жесткая бескомпромиссная, даже обидная | Когда хотим избежать подобных предложений в дальнейшем. | - Пойдем в клуб! - Не хочу. Дурацкое времяпрепровождение…только время терять…или: с тобой не хочу…просто не хочу! |
6 | Отказ-конфликт | Может содержать оскорбление или угрозу | Крайний вариант, когда другие не действуют | - Пошли на веранде посидим! - Отвали со своей уродской, верандой, идиот!...или сам занимайся этой ерундой! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Умей сказать Нет!" 7 класс
Классный час "Умей сказать Нет!" 7 класс...
Классный час на тему "Сказать коррупции- НЕТ!"
Давайте вместе попробуем разобраться, есть ли в нашем обществе такое явление, как коррупция? Чем она угрожает именно вам? Как вы можете бороться с коррупцией?...
Классный час "Как сказать "нет"
Классный час для учеников 5-7 класса. Содержит материал на антинаркотическую тему...
Классный час "Уметь сказать "нет"
Классный час посвященный проблеме наркомании “Умей сказать ” Нет”...
Классный час в 7 классе "Умей сказать НЕТ!"
Классный час в 7 классе "Умей сказать НЕТ!", против курения....
Классный час "Умей сказать НЕТ"
Классный час про здоровый образ жизни....
«Умей сказать НЕТ» классный час для учащихся 7 классов
«Умей сказать НЕТ» классный час для учащихся 7 классов Цель: Учить детей говорить слово «НЕТ» алкоголю.Задачи:Формировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, как главному разрушител...