Музейный урок.
классный час (5 класс)

Бабашова Мария Викторовна

Музейный урок – это эффективный способ социализации личности ребенка путем приобщения его к культурному наследию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynyy_urok.docx15.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок в музее. Что должен знать классный руководитель

В новом учебном году используйте во внеурочной деятельности и внеклассной работе музейные уроки. Они позволят вашим ученикам расширить кругозор, мотивируют их к познавательной деятельности, сплотят коллектив, приобщат детей к отечественной и мировой культуре.

Внимание

Музейный урок – это эффективный способ социализации личности ребенка путем приобщения его к культурному наследию

Чтобы в новом учебном году разнообразить формы внеурочной деятельности и воспитательной работы с классом, используйте музейные уроки. Вы можете проводить их в реальной и виртуальной среде. Пример такого урока смотрите в тексте статьи.

Чем различаются традиционный и музейный уроки

Между традиционным уроком и музейным существуют семь различий. Это пространственно-организационные, мотивационно-регулятивные, психовозрастные, процессуальные, результативно-целевые, дидактические, контрольно-оценочные. Рассмотрим каждое отдельно.

Пространственно-организационные. На традиционном уроке школьники сидят за партами. Во время музейного урока они могут свободно перемещаться в пространстве музея.

Мотивационно-регулятивные. Форма учебного занятия (традиционного урока) обязательна даже при возможной вариативной структуре и способах организации познавательной деятельности. Музейный урок – форма добровольная по содержанию и вариативная по организации познавательной деятельности его участников.

Психовозрастные. Если в учебном классе обычно присутствуют школьники одного возраста, то музейный урок может объединять разновозрастную аудиторию. Например, в начальной школе это может быть объединенный урок для учеников 2–3-х классов, на котором они познакомятся с видами музеев и основными музейными понятиями: «экспонат», «экспозиция», «подлинник», «копия».

Процессуальные. Традиционный урок обычно ведет учитель (педагог со специальным образованием, который владеет современным арсеналом методических приемов и средств). Музейные уроки могут вести не только педагоги, но и специалисты, которые работают в музее.

Результативно-целевые. Традиционный урок учитель организует, чтобы школьники получили знания и умения по программе конкретного учебного предмета. Музейный урок организуют, чтобы дети получили дополнительные знания как по определенным разделам образовательной программы, так и выходящим за рамки содержания учебной дисциплины или интегрированные сведения из ряда дисциплин.

Дидактические. На традиционном уроке в классе ученики работают с текстом, устным словом, иллюстрациями, моделями, муляжами и другими средствами наглядности. Специфика музейного урока всегда предполагает обращение к музейным экспонатам.

Контрольно-оценочные. Результаты работы учеников на традиционном уроке оценивает учитель в балльной системе, но они могут дополнительно оцениваться словесно. Балльная оценка предполагает наличие критериев достижения образовательных результатов. Результаты музейного урока педагог оценивает словесно.

Основное условие причастности того или иного урока к музейному – использование музейного предмета или экспозиции (в реальной или виртуальной среде). Наиболее соответствуют этому критерию такие формы музейно-педагогической работы, как лекции, экскурсии и консультации.

Экскурсию отличает динамичный характер. Движения детей от экспоната к экспонату учитель выстраивает в определенной логике.

Лекцию характеризует статичный характер. Ее проводят в специально оборудованном помещении, возможно и за пределами музея. При этом используют музейные предметы или их изображения. Производными от базовой формы лекции являются лекторий, школа в музее, учебный курс.

Музейную консультацию учитель строит как индивидуальную форму работы с посетителем или очень узкой группой, объединенной общим интересом, который и способствовал обращению за консультацией. Достаточно часто консультации оказываются в рамках кружковой, клубной работы музеев.Чтобы организовать внеурочную деятельность и реализовать дополнительные общеразвивающие программы, можно использовать: научные чтения (конференции, сессии, заседания); клубную работу (кружки, студии); конкурсы (олимпиады, викторины); концерты (литературные вечера, театрализованные представления); музейные праздники; исторические игры. Если их соединить с формами, которые заимствованы из других практик, они становятся основой для появления новых форм (экскурсия-урок, театрализованная экскурсия, арт-терапевтическое занятие) и стимулируют интеграцию музея в культурно-образовательное пространство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейный урок "Из бабушкиного сундука.."

Музейный урок   Тема: Из бабушкиного сундука… Краткая аннотация.     Музеи как центры хранения историко-культурного наследия обладают большим образовательным потенциалом.  Му...

Музейные уроки

урок-музей "Итоги и уроки Великой Отечественной войны"Богородицкая Татьяна Ивановна...

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в путешествиях В.Я.Ерошенко"

Интегрированный музейный урок по истории и литературе "Миссия милосердия в произведениях В.Я.Ерошенко" представляет собой синтез научно-исследовательского компонента с обучающими видами деятельности. ...

Сценарий музейного урока «Память незримая нить, связывающая правнуков и их прадедов, отстоявших мир» урок посвящён 70-ой годовщине освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистских захватчиков

Внеклассное мероприятие посвященное 70-летию освобождения Верхнедонского района от немецко-фашистксих захватчиков проведенное в школьном музее дл яучащихся 1-4 классов.Цель мероприятия: Приобщить учащ...

Музейный урок «Юный музейщик»Урок посвящение в члены музейного сообщества

Урок-посвящение. Совет Музея проводит занятие с ребятами перешедшими в 5 класс.Еще Ф.М. Достоевский заметил, что полукультура страшнее чумы. Сегодня многим стало ясно, какая страшная опасность для кул...

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...