СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
статья

Дмитренко Ирина Вячеславовна

История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ногинская специальная (коррекционная) школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

города Ногинска Московской области

ШМО классных руководителей

Доклад  на тему:

«СИСТЕМА И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ УЧАЩИХСЯ»

                                                                                                                                                        Дмитренко Ирина Вячеславовна,

Учитель физической культуры.

                                                                                                                                                             История нашей Родины свидетельствует о том, что во все времена одним из основных факторов, обеспечивавших сплоченность народа, помогавших ему преодолеть трудности и невзгоды, был патриотизм – любовь к Родине, своему народу, а также стремление своими действиями служить интересам Отечества, защищать его от врагов. 

          Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ.

В настоящее время насаждается культ развлечений и потребительства, эрзац – культуры,  ложные жизненные ценности. Вместо Ильи Муромца, Алеши Поповича , хороших матерей и отцов символами становятся  — деньги, гламур, «рублевка», успех любой ценой. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, национализм. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной службы. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания. Если такая модель утвердится окончательно, то наш народ может превратиться в бездумное население, а рядом сплоченные идейно цивилизации: мусульманский мир, растущий Китай, проявляющие имперские амбиции  Соединенные Штаты Америки.

  Поэтому, одним из направлений обеспечения национальной безопасности нашей страны является воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу.

    

На основании анализа сложившейся ситуации мной была определена цель патриотического воспитания: создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями.

Формирование основ патриотизма у младших школьников решается через задачи:

- формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, школе, селу,  родной природе, культурному наследию своего народа;

- воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям и окружающим людям;

- воспитание уважительного отношения к людям, родной земле, символике, традициям и обычаям;

- физическое развитие учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни.


Основные направления гражданско-патриотического воспитания

   Основные направления гражданско – патриотического воспитания в классном коллективе формируются на основе базовых направлений:

  • Духовно - нравственное
  • Историко – краеведческое
  • Гражданско –правовое
  • Социально – патриотическое 
  • Военно – патриотическое
  • Спортивно - патриотическое
  • Культурно - патриотическое

 

   Для успешной реализации системы мероприятий направленных на гражданско-патриотическое воспитание учащихся в нашей образовательной организации созданы следующие условия:

  • воспитательная система, основанная на взаимоуважении, взаимной ответственности всех участников образовательного процесса и конструктивном взаимодействии и сотрудничестве педагогического, ученического и родительского сообщества;
  • функционирует система дополнительного образования;
  • разработана система традиционных общешкольных мероприятий и творческих проектов;
  • развивается музейная работа;
  • используются новые подходы к организации воспитательного процесса и внедряются современные технологии в процесс патриотического воспитания.

    В  школе ведущей формой деятельности является игровая, введение детей в мир русской культуры, содействие принятию ими нравственных ценностей: единства человека и природы, любви к родной земле, трудолюбия, милосердия.

Содержание гражданско-патриотического воспитания основывается на соответствующих формах воспитательной работы:

  • Тематические классные часы;
  •  Проведение экскурсий по школьному музею и посещение музеев города;
  • Изучение истории своей семьи, семейных традиций;
  • Изучение народных традиций и обычаев, истории своего села, школы;
  • Кружковая работа;
  • Проведение общешкольных мероприятий;
  • Проведение встреч с ветеранами ВОВ и участниками боевых действий в горячих точках;
  • Заочные экскурсии по городам России;
  • Военно-спортивная игра «Зарница»;
  • Участие в конференциях, конкурсах, смотра

Система мероприятий гражданско-патриотического воспитания.

  • Духовно – нравственное направление помогает учащимся осознавать высшие ценности, идеалы и ориентиры, социально-значимые процессы и явления реальной жизни.

В рамках данного направления проведены мероприятия:

  • Беседа «Дружить умеем»
  • Профессия – УЧИТЕЛЬ. Беседа-рассуждение
  • Классный час "Всемирный день "Спасибо"
  • Акция «Спеши делать добро»
  • Игра «Исчезающие животные»
  • Беседа «Человек и животные»
  • Презентация «Забавные животные»
  • Игра «Человек и растения»
  • Презентация «Исчезающие растения»
  • Всемирный день водных ресурсов
  • Игра «Какие бывают профессии?»
  • Конкурс рисунков «Земля мой дом»
  • День пожарной охраны
  • Игра «Земля наш общий дом
  • Презентация «Человек осваивает природу»

  • Историко – краеведческое направление направленно на познание историко - культурных ценностей, осознаний неповторимости Отечества, его судьбы, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе, формирование знаний о родном селе, районе.

Формированию ценностей способствует проведение мероприятий:

  • Экскурсия по селу
  • Игра «Устное народное творчество»
  • День Конституции РФ
  • Игра "Что за прелесть эти сказки"
  • Заочная экскурсия по Екатеринбургу
  • День защитника Отечества
  • Презентация «Сталинград. День воинской славы»
  • Презентация «Кремль»
  • Презентация «Крым в России»
  • Презентация «Александр Невский»
  • Урок «Космос – это мы»
  • День славянской письменности
  • Митинг.
  • Акция «Свеча памяти»
  • Презентация «Герои ВОВ»

  • Гражданско –правовое направление   реализуется через систему мероприятий направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий, процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, воспитание уважения к государственной символике.

Мероприятия:

  • Презентация «Символы России»
  • Беседа «Что такое толерантность?»
  • Игра «Вредные привычки»
  • Классный час. «Воспитание характера»
  • Акция «Терроризму – нет!»
  • Беседа «Борьба с наркоманией и наркобизнесем»
  • Беседа «Правила поведения на каникулах»
  • Презентация «НОГИНСКг»

  • Социально – патриотическое направление  направлено на формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.

Мероприятия данного направления:

  • Игра «Ближе к природе»
  • День матери в России. Конкурс поздравлений
  • Беседа «Школьная форма»
  • Классный час «Как мы выполняем поручения»
  • Беседа. «Ответственность»
  • Беседа «Мой характер»
  • Мониторинг «Лесенка достижений»
  • Готовим папам подарки ко дню Защитника Отечества»
  • Конкурс рисунков «Портрет моей мамы»
  • Классный час «Учитесь улыбаться»
  • Конкурс рисунков «Кем я хочу стать»
  • День донора в России
  • Международный день семьи. Моя семья - моё богатство
  • Праздник для девочек «Наши девочки – самые прекрасные!»
  • Классный час «Расскажу о маме»

  • Военно – патриотическое направление ориентировано на изучение русской военной истории, воинских традиций.

Мероприятия:

  • День МЧС России. Классный час « Герои нашей страны!»
  • «Великие полководцы». Презентация
  • День воинской славы.(парад 1941 года)
  • Классный час «Неизвестный солдат»
  • Презентация «Военная техника»
  • Классный час «Буду в армии служить»
  • Презентация «Великий Г.Жуков»
  • Презентация «Современники-герои»
  • Классный час «Этих дней не смолкнет слава»
  • Выставка «Книги о Великой Отечественной войне»

  • Спортивно - патриотическое направление  способствует развитию морально-волевых качеств, воспитанию выносливости, стойкости, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом.

Мероприятия:

  • Беседа «Чистота залог здоровья»
  • Классный час "Спортивные игры"
  • Беседа «Как победить простуду».
  • Беседа «Обморожение и его последствия»
  • Игра «Твоё здоровье – в твоих руках»

  • Культурно - патриотическое направление  направлено на развитие творческих способностей учащихся через приобщение их к музыкальному фольклору, устному народному творчеству, миру народных праздников, знакомство с обычаями и традициями русского народа.

Мероприятия:

  • «П.И. Чайковский. Мир балета» презентация
  • Презентация «Словарь русского языка»
  • Мир глазами географа. Презентация
  • Викторина «Что? Где? Когда?»
  • Презентация «Великие путешественники »
  • Презентация «Семь чудес света»
  • Классный час «Новогоднее чудо»
  • День заповедников и парков
  • Презентация «Заповедники Урала»
  • По следам великих путешественников.
  • Международный день родного языка
  • Презентация «30 стран мира»
  • Презентация «7 чудес России»
  • Интерактивная игра-викторина "Мир сказок"

Данная система мероприятий направлена на воспитание патриотов своей Родины. Планомерная, повседневная работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

Я считаю, работа по патриотическому воспитанию школьников должна вестись не эпизодически, а ежедневно. Учитель в свою очередь на своём примере должен показывать, что ему не безразлично, какими станут его воспитанники. Учителю должно быть небезразлично, что происходит в России, что ожидает нашу страну в будущем. Если дети будут чувствовать и видеть, что их учитель на деле, а не на словах любит свою страну, то они ему будут верить, и воспитание патриотических чувств будет направлено в нужное русло. И будет результат этой работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: опыт работы УДОД в процессе реализации инновационного проекта «Светёлка».

Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера "День победы".Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.Задачи: актуализировать и активизировать сл...

Формы работы по нравственно - патриотическому воспитанию в ДОУ

В материалах представлена методическая разработка по нравстенно-патриотичекому воспитанию в дошкольном учреждении: доклад-выступление на городском семинаре для музыкальных руководителей, сценарий праз...

Нравственно-патриотическое воспитание учащихся младшего школьного возраста посредством туристско-краеведческой деятельности. Из опыта работы.

Из опыта работы педагога доплнительного образования МБУ ДО "Центр детского и юношеского туризма и экскурсий" по социаализации и воспитанию нравственно-патриотических чувств  детей начальных класс...

Проектная работа Мероприятие «Помним и чтим», посвящённое 70-летию Победы в ВОВ в рамках нравственно - патриотического воспитания дошкольников, в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Институт педагогики и психологии Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работн...

Презентация работы по нравственно-патриотическому воспитанию

Тема: «Воспитание нравственно – патриотических чувств у старших дошкольников через различные виды музыкальной деятельности»...

"Поисковая работа - категория нравственно-патриотическая"

Статья о значении поисковой деятельности в патриотическом воспитании учащихся...

Обобщение опыта работы школы-лаборатории по теме «Духовно – нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в ОУ»

Представлен опыт работы школы по духовно-нравственному, патриотическому и гражданскому воспитанию обучающихся...