Беседа: "Осторожно тонкий лед"
классный час (7 класс)

Дмитрий Александрович Михаевский

Беседа: "Осторожно тонкий лед" Для учащихся 7 - го класса коррекционной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Беседа: "Осторожно тонкий лед"102.5 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБОУ для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Демидовская школа-интернат»

Беседа:

«Осторожно тонкий лед»          

Учитель: Михаевский Дмитрий Александрович

                           

          Конспект беседы «Осторожно тонкий лед!»

Цель: формировать у детей представление о правилах безопасного поведения на водоемах в осенне - зимний период;

                                              Ход беседы:

- Ребята, отгадайте загадку:

Бежала – шумела,

Заснула – заблестела. (Это река подо льдом)

- Правильно, молодцы! Тема классного часа: «Осторожно, тонкий лед!». В ходе нашей беседы мы найдем ответить на вопросы:

Чем опасен ранний и поздний лёд?

Каковы условия безопасного пребывания человека на льду?

Каковы основные правила поведения на льду?

Чем опасно попадание человека в ледяную воду и как вести себя в этой ситуации?

- Закройте глаза и представьте, как выглядит водоем поздней осенью или в начале зимы.

- Она замерзла, покрыта льдом.

Верно. А какая опасность может предостерегать нас в это время на реке или озере?

- Можно провалиться под лед.

Правильно, ребята. С наступлением холодов, когда начинают замерзать водоёмы, резко возрастает число несчастных случаев. Ежегодно во время ледостава на водных объектах Российской Федерации гибнет около тысячи человек.

Основным условием безопасного пребывания человека на льду является соответствие толщины льда прилагаемой нагрузке:

- безопасная толщина льда для одного человека не менее 7 см;

- безопасная толщина льда для совершения пешей переправы 15 см и более;

- безопасная толщина льда для проезда автомобилей не менее 30 см.

Прочный лед имеет синеватый или зеленоватый оттенок, лед с желтоватым оттенком – ненадежен.

Главная причина трагических случаев – незнание, пренебрежение или несоблюдение элементарных мер безопасности. Необходимо обращать внимание на запрещающие знаки вблизи водоема («Переход (переезд) по льду Запрещен!»), а также помнить правила поведения на льду.

3. Физкультминутка.

4. Знакомство с правилами поведения на льду.

Не только летом, но и зимой многих тянет к реке, озеру. На ледяной глади появляются конькобежцы, лыжники. Минуя дальние мосты и сокращая этим себе путь, идут на противоположный берег пешеходы.

Ледяная поверхность рек и озер, принося людям много удовольствия и создавая им известные удобства, в то же время таит большую опасность для жизни и здоровья человека.

Осенью, как только ударят первые морозы, на водоемах образуется ледяной покров. Стоячие водоемы (пруды, озера, болота и др.) лед сковывает по всей поверхности и раньше, чем реки с быстрым течением. На крупных водоемах лед появляется прежде всего у берега, а с усилением морозов все покрывается зеркальной гладью. Следует помнить, что на середине реки лед всегда тоньше. Здесь могут быть промоины.

С появлением первого ледяного покрова на водоемах выход на лед запрещается. Тонкий лед не прочен и не выдерживает тяжести человека.

Переходить по льду следует по оборудованным транспортным и пешеходным переправам, соблюдая при этом дисциплину и порядок, установленные на них. При отсутствии таких переправ, прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, проверенной взрослыми, опытными людьми.

Категорически запрещается проверять прочность льда ударом ноги, рискуя провалиться под лед.

Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться и идти по проложенной тропе. Во время оттепели на лед выходить опасно. Не следует спускаться на лыжах и санках в незнакомом месте, особенно с обрывов.

При движении по льду следует быть осторожным, внимательно следить за поверхностью льда, обходить опасные и подозрительные места, остерегаться площадок, покрытых толстым слоем снега. Под снегом лед всегда тоньше, чем на открытом месте.

Особенно осторожным следует быть вблизи выступающих на поверхность кустов, травы, в местах, где быстрое течение, где ручьи впадают в водоемы, выходят родники, вливаются сточные воды промышленных предприятий, где ведется заготовка льда.

Темное пятно на ровном снеговом покрове тоже таит опасность: под снегом может оказаться непрочный лед.

Безопаснее всего переходить в морозную погоду по прозрачному, с зеленоватым оттенком льду.

При групповом переходе по льду следует двигаться на расстоянии 5-6 м друг от друга. Идущий впереди должен подвязаться веревкой, другой конец ее будет нести идущий сзади, чтобы в случае необходимости прийти ему на помощь.

Кататься на коньках разрешается только на специально оборудованных катках. Если каток оборудуется на водоемах, то катание разрешается лишь после тщательной проверки прочности льда и при толщине его не менее 25 см.

Опасно ходить и кататься на льду в одиночку в ночное время и особенно в незнакомых местах.

При переходе водоема на лыжах рекомендуется пользоваться проложенной лыжней. Если приходится идти по целине, то для обеспечения безопасности необходимо крепления лыж отстегнуть, чтобы можно было быстро освободиться от них в случае провала льда. Палки надо держать в руках, петли с кистей рук снять, рюкзак держать на одном плече. Расстояние между лыжниками должно быть 5-6 м. Во время движения по льду лыжник, идущий первым, ударами палок проверяет прочность льда.

Нередко дети, особенно подростки, увлекаются ловлей рыбы со льда. Во время рыбной ловли не рекомендуется на небольшой площадке пробивать много лунок, прыгать и бегать по льду, собираться большими группами. Каждому рыболову необходимо иметь с собой шнур длиной 12—15 м, на одном конце которого крепится груз весом 400—500 г, на другом – петля. Шнур бросается провалившемуся под лед.

Действия провалившегося на льду

В случае провала льда под ногами необходимо действовать быстро и решительно, широко расставив руки, без резких движений, удержаться на поверхности, переползти на поверхность крепкого льда, а затем, лежа на спине или груди, продвигаться в ту сторону, откуда пришел, одновременно призывая людей на помощь.

Лыжник в случае провала льда под ногами должен немедленно отбросить рюкзак, положить поперек трещины палки, лечь на лед, без суеты освободиться от лыж и попытаться, опираясь на палки, выбраться на крепкий лед.

Способы спасания, провалившегося на льду

При оказании помощи провалившемуся на льду человеку используются как табельные, так и подручные средства.

Если человек провалился под лед вблизи спасательной станции, то спасатели используют табельные спасательные средства: выдвижные спасательные лестницы, сани-носилки, шесты, шлюпки-ледянки, волокуши, волокуши-понтоны, сани-носилки, резиновые лодки и другие средства (рис. 82).

Но чаще люди тонут вдали от спасательных станций. В этих случаях следует использовать подручные спасательные средства: жерди, лыжи, лыжные палки, рюкзак, шарф, пальто, ремень, веревку, т. е. любые предметы, находящиеся рядом (рис. 1-4).

При оказании помощи провалившемуся под лед опасно подходить к нему близко. К пострадавшему следует приближаться лежа, с раскинутыми в сторону руками и ногами. Если помощь оказывают два-три человека, то они ложатся на лед и цепочкой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги, а первый подает пострадавшему лыжные палки, шарф, одежду и т. д. Деревянные предметы (лестницы, жерди, доски и др.) необходимо толкать по льду осторожно, чтобы не ударить пострадавшего. Спасатель при этом должен обезопасить и себя. Продвигаясь к пострадавшему, следует ложиться на доску, лыжи и другие предметы.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/29/s_588dc95c04431/541937_1.jpeg

Рис. 1. Помощь лыжной палкой

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/29/s_588dc95c04431/541937_2.jpeg

Рис. 2. Помощь доской

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/29/s_588dc95c04431/541937_3.jpeg

Рис. 3. Помощь веревкой

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/29/s_588dc95c04431/541937_4.jpeg

Рис. 4. Помощь шарфом

Ситуация, когда человек провалился под лед, требует от спасателя соблюдения особых правил предосторожности. Для приближения к тонущему нужно ползти по льду на груди, широко расставляя руки и ноги. Если есть возможность, то нужно использовать для увеличения площади опоры доски, жерди, лыжи, фанеру, лестницы и т. п. Опасно приближаться к самому пролому, так как у кромки лед особенно хрупок и может обломиться под тяжестью тела спасателя. Лучше, не подползая к полынье или пролому слишком близко, бросить тонущему веревку, связанные ремни или протянуть шест, за который он может ухватиться.

Если вы провалились под лед, широко раскиньте руки, навалитесь грудью или спиной на лед и постарайтесь вылезти на него самостоятельно, зовите на помощь.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/29/s_588dc95c04431/541937_5.jpeg

Рис. 5. Попытки вылезти самому из полыньи грудью или спиной

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/01/29/s_588dc95c04431/541937_6.jpeg

Рис. 6. Попытки вылезти самому из полыньи с лыжами

Провалившемуся необходимо внушить, чтобы он широко раскинул руки на льду и ждал помощи, так как самостоятельная попытка вылезти из воды может привести к новому обламыванию кромки льда и очередному погружению пострадавшего под лед. Если тонущий скрылся подо льдом, спасатель ныряет за ним, но в этом случае для обеспечения собственной безопасности и более успешной попытки спасти человека, он обвязывает себя веревкой, конец которой должен быть закреплен на берегу, либо находиться в руках человека, стоящего на твердой опоре или лежащего на льду вдали от проруби. Следует помнить, что лед на реке менее крепок, чем в водоеме со стоячей водой и правила предосторожности имеют здесь еще большее значение. После извлечения, провалившегося следует принять меры к согреванию и предупреждению простудных заболеваний как у пострадавшего, так и у спасателя. Для этого необходимо пострадавшего и спасателя доставить в теплое помещение, снять мокрую одежду, растереть тело и надеть сухое белье. Быстрейшему согреванию способствуют горячие напитки: кипяток, чай, кофе и др.

При массовых несчастных случаях основное внимание должно быть обращено на четкую организацию спасания. Опытный пловец или кто-либо из находящихся на берегу обязан возглавить общее руководство мероприятиями по оказанию помощи.

При отсутствии достаточного количества спасательного инвентаря могут быть использованы различные водоплавающие предметы (бревна, доски, скамейки и др.), которые спасатели толкают к месту происшествия. Оказывая помощь вплавь группе тонущих, вначале следует спасать детей и пожилых людей. При этом надо учитывать, что заплывание в середину группы пострадавших опасно для спасателей. Сначала спасать необходимо только находящихся с краю, подбадривая и давая советы остальным. При выполнении этих элементарных правил спасание группы людей, терпящих бедствие, пройдет успешно и обеспечит сохранение многих жизней.

Важно знать телефоны экстренных служб. Чтобы позвонить с мобильного телефона на номера 01, 02, 03 или 04, необходимо добавить в конце цифру «0» 010, 020, 030, 040 для пользователей сетей МТС, МЕГАФОН и БИЛАЙН. Для пользователей сетей ТЕЛЕ-2 необходимо добавить «*» 01*,02*,03*,04

5. Закрепление нового материала.

- Сегодня на занятии вы узнали много нового. Давайте назовем правила поведения на льду.

Ученики называют.

- Молодцы! И в заключении мы с вами посмотрим фрагмент мультфильма «Смешарики - Азбука безопасности (Тонкий лёд)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа-Осторожное обращение с огнём

Анализ причин пожаров, происшедших по вине детей, показывает, что они часто вызваны отсутствием навыков осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем над их поведением со стороны взрослых, а ...

Беседа "Осторожно, тонкий лёд!"

Беседа по программе охраны жизни и здоровья обучающихся...

Беседа "Осторожно: незнакомец!"

Цель: Дать понятие о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям. Научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность и правильно реагировать в таких случаях....

Беседа: "Осторожно ледоход"

Беседа: "Осторожно ледоход", для учащихся 6 - го класса коррекционной школы....

Беседа: "Осторожно сосульки".

Беседа: "Осторожно сосульки". Коррекционная школа 6 класс....

Беседа «Осторожно! Коронавирус»

Формирования и развития знаний  о коронавирусе  и мерах профилактике. Познакомить симптомами заболевания и профилактические  меры, по недопущению    распространения  забо...

Беседа: Осторожно гололёд!

Предупреждение несчастных случаев в зимний период. Обеспечить знания основных определений и понятий, относящихся к поведению на улице и дороге во время гололеда....