классный час к 75-летию Победы "Это,может быть,обломки детства..." (дети во время ВОв)
классный час (6 класс)
- Данный классный час входит в систему мероприятий, направленных на духовно-нравственное развитие личности учеников, относится к интегрированному проекту «У Победы наши лица...» Выбранная тема актуальна, потому что она связана с жителями нашей Свердловской области, прабабушками и прадедушками тех, кто сегодня сидит за партой- у ребят была возможность рассказать о своих родных людях, оформить страничку дневника «У Победы наши лица...», попытаться представить то, что выпало на долю их родных людей, изменить своё отношение к ветеранам войны и труженикам тыла. В течение всего классного часа для активизации познавательной деятельности используются разные формы работы: фронтальная, групповая, методы: словесный (беседа, понятия), наглядный, развития критического мышления ( работа с текстом), метод проекта, объединяющий исследовательские, проектные, творческие методы и приёмы обучения по ФГОС, - у обучающихся - задание: собрать посылку на фронт – на классном часе используются интерактивные методы, звучит монологическая и диалогическая речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
20_minutnyy_posledniy.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме: «Это, может быть, обломки детства…»
Цель: выяснить, как Великая Отечественная война отразилась на жизни детей.
Задачи:
- формирование умений работать с различными источниками информации,
анализировать, систематизировать полученную информацию, выделять главное.
- воспитание патриотизма на примере подвигов детей в годы Великой Отечественной войны, чувства гордости за свое Отечество
- воспитание уважения по отношению к ветеранам Великой Отечественной войны.
- Пробудить интерес у учащихся к изучению истории Отечества, истории своего народа.
Оборудование: мультимедиа проектор, стенды, подготовленные учащимися
Ход урока:
Учитель:
На доске: черно-белые фотографии времён ВОв, хаотично расположенные, изображающие обломки....
( ученица читает стихотворение В.Тушновой «Кукла» под стук колёс поезда...
!!! Стук колёс поезда.
Я начала наш урок со стихотворения Вероники Тушновой «Кукла», скажите, что вы почувствовали, когда услышали эти строки?
-Символом чего выступает « потерянная, затоптанная в жидкую, струящуюся грязь кукла? ( символом такого же потерянного, сломанного детства... обратите внимание на строчки: «но никто не подал ей игрушки...», взрослые люди разломили детство...), о котором сегодня мы будем говорить, поэтому последние строчки стихотворения В.Тушновой являются темой нашего классного часа, прочтите их, пожалуйста...
«Это, может быть, обломки детства?..»
(Учитель записывает тему на доске)
Учитель: Классный час будет посвящён теме Великой Отечественной войны, точнее, судьбам детей, на чью долю выпала война...
- Обратите внимание на доску, как вы думаете, почему она оформлена таким образом? ( потому что разрезанные фотографии напоминают обломки детства)
Для нас Великая Отечественная война – история… Мы никогда с вами не слышали воя сирен, не видели разрушенных бомбами домов, не знаем, что такое нетопленное жилище и скудный военный паек. И, может быть, поэтому мы абсолютно спокойно говорим о событиях Великой Отечественной , они далеки от нас... Но эти события были пережиты нашими родственниками: бабушками, прабабушками, прадедушками. Когда началась война, они были вашими ровесниками… 5 минут
Учитель: У Вас на партах лежат дневнички.
- Кто может напомнить, что такое дневниковые записи?
Дневниковые записи – достаточно популярный жанр. Во все времена люди старались рассказать о своей жизни, поделиться тем, что их волнует. Но не всегда это можно было обсудить с кем-то. И, поэтому, вели дневники. Самое сокровенное записывалось туда в хронологической последовательности. Сегодня мы с вами попытаемся восстановить странички из дневника, посвящённые детям, пережившим войну, и постараемся ответить на вопрос: Каким было детство во время войны?
Учитель: Вам предоставлены дневниковые листочки, заполнять которые вы можете в течение классного часа, информацию, которая покажется Вам важной, записывайте в дневнички - они ваши, для вас их придумали и сделали ребята моего 9А. Во время войны дети писали в маленьких тетрадочках, делили листы, иногда даже выполняли задания на газетах, а газетный лист был уже с напечатанным текстом, поэтому даже маленькая часть листа, на которой ничего не было написано, была ценна, и сегодня у вас – маленькие дневнички, на большие просто во время ВОв не было бумаги...
Давайте посмотрим, как они построены: поэтический текст перемежается с воспоминаниями людей, переживших войну, это наши с вами земляки, жители Свердловской области, которые вспоминают о своём военном детстве.
Учитель:
- Напомните , кого мы называем «дети войны»? Это дети, которые родились в период с 1930 по 1945 год.
- Как вам кажется, какое было детство у ребят, которые находились в тылу?
Сегодня мы поговорим о тех, чьё детство проходило здесь, на Урале, в Свердловской области...Сейчас эти люди в возрасте, тем ценнее для нас их воспоминания...
Листайте дневнички... Обратите внимание на 2 страницу.
4 слайд. 48 лет в Свердловской области работала учителем русского языка и литературы, руководила школьным музеем Лия Александровна Плюснина, когда началась Великая Отечественная война, Лии Александровне исполнилось 4 года. Она ребёнок войны. Много тяжёлых воспоминаний хранит и её память.
Ребята, прочтём эти воспоминания...
«…Мне было 7 лет, когда шел 1944 год. До конца войны еще 1 год. Наши отцы на фронте. Голодно. Тяжело. Ни о каких туфельках, сапожках и речи не было. Валенки, ботинки солдатские на ногах. Пальто из шинелей. Холщовые сумки. Чернила из сажи. Тетради, сшитые из газет. Даже лапти. Никаких обедов в школе не было. Нам, первоклассникам, приносили маленькие пирожки с морковкой. О, как они были вкусны! Но есть их я не имела права. Дело в том, что после школы я отдавала этот пирожок каждый день голодному, бледному, оборванному мальчишке. Потом я узнала его имя - Митя Мальцев. Он потребовал, чтобы я никому не говорила… Глотая слюнки, отдавала я свое сокровище. И это длилось до тех пор, пока учительница не нажаловалась моей маме. Проследили, поймали мальчишку, увезли в детдом. Отец его погиб на фронте, а мать умерла. Жил он в банях, которые топились, а на ночь еще хранили тепло. Просил милостыню, отбирал еду у таких, как я. Увезли его в детдом в другую область.
- Что вас поразило в воспоминаниях Лии Александровны?
( то, что полуголодный ребёнок проявлял сочувствие)
У этих воспоминаний есть продолжение...
Учитель: Шли годы. И вот я студентка. Приезжаю на каникулы домой, иду на танцы. Мне уже 18 лет. Вдруг подходит бравый моряк, приглашает меня танцевать, просит внимательно посмотреть…
- Никогда вас не видела.
- А вы всмотритесь… Когда-то вы спасли мне жизнь…Я умер бы от голода.
Боже мой! Узнаю! В памяти эти огромные глаза, тогда такие голодные. Трясущиеся тогда и уверенные сейчас руки! Красивый высокий юноша.
Как хорошо, что в то далекое время я способна была на сострадание, на жалость. И это в какой-то мере помогло мальчишке-сироте.
Трудным было наше военное и послевоенное детство, но из него я унесу с собой до последней черты самых дорогих мне людей: моих родителей, друзей, мою первую учительницу…»
Ребята, обратите внимание на доску, здесь представлены фотографии из альбома еще одной жительницы нашего города, пережившей войну, Абраменковой Елены Ильиничны.
-Холодные, зачастую не топленные помещения, потому что просто не хватало дров..., школы топились дровами.
- Вы обратили внимание на то, как было непросто учиться детям во время войны? (Чернила из сажи. Тетради, сшитые из газет. Даже лапти. Пирожки с морковкой приносили только первоклассникам...) 10 минут
В этом маленьком дневничке мы найдем ещё одни воспоминания, поэтические... Анатолий Андреевич Азовский, наш земляк, полевской поэт, тоже пережил трудное военное детство. В своих воспоминаниях он пишет, что никогда не забудет, как они с мамой ходили на базар, чтобы обменять её любимые золотые серёжки на буханку хлеба. «Мама плакала, а я под мышкой нёс эту драгоценность – чёрный-чёрный хлеб, предвкушая ужин: картошку с хлебом…»[1]
Среди стихотворений А.Азовского есть одно, которое так и называется «Чёрный хлеб», Вы прочтете его дома.
Хлеб военного времени состоял из ржаной муки, отрубей. Он мало напоминает тот хлеб, который мы едим сегодня.
Учитель: А вот это тот самый хлеб... и морковный чай...и морковный пирожок...
(Учитель раздает морковные пирожки, кусочки хлеба, весящие 125 граммов..., морковный чай)
Скажите, что вы чувствуете, когда держите в руках этот маленький, почти невесомый кусочек? 12 минут
Учитель:
А еще в таком состоянии надо было помогать взрослым.
Где трудились подростки во время войны?
За период 1941–1945 годов в Свердловской области был развёрнут 161 госпиталь, 49 из них — в самом Свердловске. На Урал согласно принятой очерёдности лечения попадали самые тяжёлые раненые, требующие длительного пребывания под наблюдением врачей: процент излечения был высок, более 50% раненых возвращались обратно на фронт.
Госпитали часто располагались в зданиях школ. Гимназии № 2, 9,37,40,школа № 1 на ВИЗ-бульваре в годы войны принимали раненых. Санитарками в них трудились вчерашние школьницы. Ученицы старших классов вступали в сандружину.
Школа, в которой я работаю, во время ВОв тоже была госпиталем.
Одна из старшеклассниц, Катаева Лариса Павловна, вспоминает: «После открытия в школе №4 госпиталя № 3752, мы, девушки девятых-десятых классов, вступили в сандружину, прошли спецподготовку на медсестёр. В госпиталь поступали тяжелораненые, неходячие, мы ухаживали за ранеными, стирали бинты, читали книжки, писали письма, а также собирали посылки на фронт».
!!!- Я предлагаю разбиться на три группы: одной попробовать собрать посылку для бойца для работы вам предложен текст, второй, выбрав необходимые принадлежности для письма ( предложены шариковая ручка, перо с чернильницей, карандаш, листы, газетная бумага) - написать небольшое письмо на фронт, которое могло быть вложено в эту посылку - у вас 4 минуты, третьей – восстановить фотографии.
- Первая группа определяет содержимое посылки, вам предстоит объяснить, с какой целью вы отправляете эту вещь на фронт ( предлагаются носки, варежки, тушёнка, бумага, кисет с махоркой, кукла, конфеты, яблоки, печенье)
-Вторая группа пишет небольшое письмо, которое отправит вместе с посылкой. Выбирайте принадлежности для письма ( предложены шариковая ручка, перо с чернильницей, карандаш, листы, газетная бумага)
15 минут
!!! Поппури «Военные песни» - 19 минут
«Дорогой друг!» - так начинали женщины свои письма, которое с любовью вкладывали в посылки. «Сражайся за Родину, воюй храбро, надеемся, эти вещи тебе помогут!»
Про такие подарки даже пели песни: «Может, в Суздале, может, в Рязани не ложилися девушки спать, много варежек тёплых связали, чтоб на фронт их в подарок послать. Пункты приема посылок работали круглосуточно. Посылка не больше 20 килограммов. Зачастую таскать ящики приходилось хрупким девушкам.
И в окопах эти незатейливые подарки были так же дороги и необходимы солдатам, как снаряды, патроны, пушки, танки. Они напоминали лишний раз о доме, о том, что их помнят, ждут с победой.
Вместе с подарками в ящиках отправляли и письма. Доставлялись эти письма из различных регионов Советского Союза, городов, деревень, мысли, и чувства в них излагались одни – с фашистскими оккупантами должно быть покончено как можно быстрее.
Посылка на фронт представляла собой небольшой фанерный ящик, в котором складывали необходимые вещи для бойцов.
В дневничках вы также найдете стихотворение Сергея Михалкова о посылке на фронт. 23 минуты
Обратите внимание, в ваших дневничках есть пустые страницы. Как вы думаете, почему они не заполнены?( они оставлены для того, чтобы вы сюда вписали информацию о ваших прабабушках и прадедушках, о тех, чьё детство прошло во время войны...)
( Предлагаю назвать эти страничики «У Победы наши лица...»
Ребята, у кого-то из ваших прабабушек и прадедушек было военное детство?
Вы что-то знаете об этом?
Учитель:
- Какое было оно, военное детство, проходившее здесь, в Свердловской области ?
В тылу мальчишки и девчонки каждый день совершали маленький подвиг.
- Вспомните, сколько часов длился их трудовой день?
По 12-14 часов стояли у станка на заводах, писали в тетрадях, сшитых из газет, стояли в очередях за хлебом, где на детской ладошке был написан их номер. У них не было времени на детство, им не достались годы, чтобы взрослеть. Они взрослели по минутам... И все-таки это были дети. Жизнь шла своим чередом: они сидели за партами, учились грамоте, дружбе, и всему тому, без чего немыслима человеческая жизнь – и наверное, правильно, что вы соединили эти обломки, потому что другого детства у них не было... Мы должны понимать, что жизнь человеческая может проходить в разных условиях, на долю наших родных выпала война...»
Исправляю надпись на доске: «Это-детство...»
У писателя Альберта Лиханова есть такое обращение к нынешнему поколению детей: «Пройдёт время, и все, кто был взрослым, когда шла война, умрут. Останетесь только вы, теперешние дети. И может случиться, что новые малыши забудут наше горе, нашу радость, наши слёзы. Не давайте им забыть!»
-Как вы понимаете эти слова?
Дневнички остаются у вас, я надеюсь, что вы продолжите записи, сделанные сегодня, и страничка «У Победы наши лица» не будет пустой... А ещё у меня есть к вам просьба: присылайте ваши работы на почту: Oxana839@bk.ru, и мои ученики смогут их оформить в сборник «Это, может быть, обломки детства...» 25 минут
В годы Великой Отечественной войны более 20 миллионов ребят помогали взрослым и за годы войны выработали свыше 585 миллионов трудодней. В Свердловск ( Екатеринбург) было переброшено 667 крупных и средних предприятий. Бронекорпусы для боевых машин, башни для танка «Клим Ворошилов», самоходные установки, танки Т-34, зенитные установки, танки Т-60, миномёты «Катюша», солдатское обмундирование и продовольствие для фронта- производилось в Свердловске и Свердловской области.
Откройте странички дневника, здесь воспоминания Анны Александровны Обвинцевой, жительницы Свердловской области, работавшей на оборонном заводе.
[1] Из архивов школьного музея
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
классный час, посвященный 300-летию М.В.Ломоносова
классный час-беседа о жизни и творчестве великого русского ученого М.В.Ломоносова...
Классный час, посвящённый 65-летию победы в Великой Отечественной войне.
Классный час, посвящённый 65-летию ...
Открытый классный час, посвященный 300-летию М.В. Ломоносова
Оснащение:1. На доске:- портрет М.В. Ломоносова;- эпиграфы к мероприятию:… может собственных Платонов и быстрых разумом НевтоновРоссийская земля рождать!М.В. ЛомоносовЖалею только о том, что не ...
классный час, посвящённый 75-летию Ростовской области.
материал классного часа рассказывает о прошлом и настоящем Ростовской области, воспитывает любовь к своей "малой Родине"....
Сценарий открытого классного часа, посвященного 25- летию вывода советских войск из Афганистана в 6 "а" классе. ( Классный руководитель Кусей Л.А.)
Прошло уже много лет со времен той страшной войны в Афганистане. До сих пор нет единой точки зрения политиков и историков о значимости той войны, о роли русских солдат и войск. Тем не менее, не зависи...
Мастерская о ценности детства «ДЕТИ и… ВОЙНА» ( по повести Владимира Богомолова «Иван»)
Цель: образовательная – а) повторение ранее изученного произведения ( Л.Н.Толстой «Петя Ростов»);б) знакомство с произведением о Великой Отечественной войне 1941-1945гг., где герой-ровесник вносит пос...
Урок-конференция по повести Т. Бембеева «Граница детства» (Дети войны)
План урока-конференции и презентация к уроку...