Главные вкладки
Искусство блокадного Ленинграда
классный час (8 класс)
Классный час подготовлен, чтобы разнообразить представления учащихся о Великой Отечественной войне. Позволяет взглянуть на события не только в историческом контексте, но и с точки зрения искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_blokadnogo_leningrada.docx | 24.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час для 8 «А» класса
на тему
«Искусство блокадного Ленинграда»
Подготовила: кл. рук. Гавриленко О.А.
…И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду.
-Ну, так и есть – мотор заело.
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта – не угроза,
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь – опять сведет.
Стоять? А хлеб? Своих дождаться?
А хлеб – две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот – в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора,
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на рассвете -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам…
-Это стихотворение написала Ольга Федоровна Берггольц.В годы блокады (с 1941 по 1943) она находилась в осажденном Ленинграде.Тихий голос поэтессы стал голосом самого Ленинграда.В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно вела радиопередачи.«Говорит Ленинград! У микрофона поэтесса Ольга Берггольц…». Тысячи ленинградцев ждали эти слова каждый день.Они знали: если Ольга в эфире, значит город не сдался.
Блокада Ленинграда — одна из самых трагических страниц в истории Великой Отечественной войны. Блокада длилась 872 дня, начиная с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. 24 января 2019 года исполнится 75 лет со дня снятия блокады.Бомбёжки и голод унесли жизни от 600 тысяч до 1,5 миллиона человек. Однако, несмотря на это, жители города на Неве продолжали вести культурную жизнь.
Сегодня я хочу рассказать, чем жили блокадники, как спасали себя от ужасов войны, как поднимали боевой дух, и что помогало им в этом.
Просмотр видеоролика «Как выживало искусство»https://www.youtube.com/watch?v=STiumnnLC1g
Симфония № 7 «Ленинградская» домажор соч. 60 — симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в 4 частях, одно из важнейших его произведений, созданное в 1941 году.
Знаменитая тема первой части симфонии была написана Шостаковичем до начала Великой Отечественной войны — в конце 30-х годов или в 1940-м. Это были вариации на неизменную тему в форме пассакальи, по замыслу сходные с «Болеро» Мориса Равеля. Простая тема, поначалу безобидная, развиваясь на фоне сухого стука малого барабана, в конце концов вырастала в страшный символ подавления.
В сентябре 1941 года, в уже блокадном Ленинграде (блокада началась 8 сентября), Шостакович написал вторую часть и начал работу над третьей. 1 октября композитор вместе с семьёй был вывезен из Ленинграда; после недолгого пребывания в Москве он отправился в Куйбышев (Самара), где 27 декабря 1941 года и была закончена симфония. Премьера произведения состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве, где в то время находилась в эвакуации труппа Большого театра. Седьмая симфония была впервые исполнена в Куйбышевском театре оперы и балета оркестром ГАБТ СССР под управлением дирижёра Самуила Самосуда.
Прослушивание 1 части 7 симфонии (тема нашествия)с видеорядом https://www.youtube.com/watch?v=9FKQUTxDtWg
9 августа 1942 года Седьмая симфония прозвучала в блокадном Ленинграде; оркестром Ленинградского радиокомитета дирижировал Карл Элиасберг.
Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Для восполнения численности оркестра пришлось отозвать музыкантов из военных частей.
Исполнению придавалось исключительное значение; в день первого исполнения все артиллерийские силы Ленинграда были брошены на подавление огневых точек противника. Несмотря на бомбы и авиаудары, в филармонии были зажжены все люстры.
Новое произведение Шостаковича оказало сильное эстетическое воздействие на многих слушателей, заставив плакать, не скрывая слёз. В великой музыке нашло своё отражение объединяющее начало: вера в победу, жертвенность, безграничная любовь к своему городу и стране.
Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, двое туристов из ГДР, разыскавшие Элиасберга, признались ему:
Тогда, 9 августа 1942 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть… |
Изобразительное искусство Ленинграда достигло в дни блокады мощнейшей социально-политической значимости. Во время блокады в Ленинграде работали многие художники, только одних членов Союза Художников насчитывалось около ста человек. Художникам пришлось работать по маскировке военных объектов, по эвакуации музейных ценностей, и маскировке монументальной скульптуры. Самый знаменитый из памятников, — памятник Петру Великому, — «Медный всадник» было решено оставить на месте, защитив его и засыпав песком.
Многие художники напрямую последовали указаниям, исходящим от Обкома ВКП (б) и Политуправления фронта, призывавших «к штыку приравнять перо», и превращали своё искусство в могучий агитационный ресурс. Живописные работы, написанные в блокаду, далеко не так многочисленны, как графические произведения. К батальной живописи относятся многочисленные произведения, созданные в это время живописцами по заказам ЛССХ, изображающие эпизоды сражений, имевших место в ходе битвы за Ленинград, события происходящие на фронте, боевые действия партизан, и также поднятая тема героизма защитников города. Официальные заказы художники получали на написание «военных портретов», при этом многие бойцы приезжали позировать прямо с фронта, получая короткий отпуск.
С начала блокады самым востребованным и массовым видом искусства становится плакат; одним из самых первых плакатов, появившихся в городе, был сделан В. В. Лебедевым, в прошлом, известным мастером этого жанра, в 1919—1920 годах работавшего над серией плакатов «Петроградские окна РОСТА». В начале войны над плакатом работало не более пяти человек, тогда как к августу число плакатистов подошло к пятидесяти, они работали в возобновлённых «Окнах ТАСС» и для объединения «Боевой карандаш». Плакаты имели сильное воздействие, взывая к прохожим со стен: «Смерть детоубийцам», «Уничтожить немецкое чудовище». Кроме листков «Боевого карандаша» и плакатов, большими тиражами выпускались лубки, открытки, и портреты героев войны.
Значительную часть созданных в блокаду работ составляли рисунки, носившие документальный характер. Один из драматических образов, характерный именно для блокадной зимы, повторяющийся во многих работах — человек, везущий по улице сани с телом покойника.
Показ репродукций картин и рисунков блокадного Ленинграда https://www.youtube.com/watch?v=dfZa3SPjma8
Без света и тепла, используя последние ресурсы, блокадники работали с таким упорством, будто точно знали, что Ленинград фашистам не взять, и рано или поздно русские воины-освободители прогонят гитлеровцев и подарят людям новую жизнь. Художники и писатели, музыканты и актёры не ошиблись в своих ожиданиях, и теперь одна из трагических страниц истории нашей страны останется в воспоминаниях, в документальных фильмах, в фотографиях, в памятниках, в музыке, в картинах, в стихах…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов
Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...
Искусство и культура в блокадном Ленинграде
Искусство и культура в блокадном Ленинграде....
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы
Беседа ко Дню снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» с детьми подготовительной группы...
Методическая разработка посвященная памяти жертв блокадного Ленинграда, героизму и мужеству жителей и защитников города «Что мы знаем о блокаде Ленинграда»
Цель мероприятия – формирование исторической памяти связанной с событиями Великой Отечественной войны в жизни блокадного Ленинграда, воспитание патриотизма. Дорогие ребята и гости нашего ме...
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся по теме «ПАМЯТИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ПОСВЯЩАЕТСЯ. «Я говорю с тобой из Ленинграда…», целью которого является формирование у обу...
Презентация на тему "ИСКУССТВО БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА"
Презентация к открытому городскому конкрусу "900 шагов к победе"...