Классный час "дети войны"
классный час (7 класс)

Разделы методической разработки воспитательного мероприятия.

 

1. Тематическое направление – патриотическое воспитание. Тема: «Дети войны». Актуальность: необходимо пропагандировать среди подрастающего поколения тему войны, т.к. в настоящее время наблюдается целый шквал нескончаемых попыток переписать итоги Великой Отечественной войны со стороны многих европейских стран.

2. Целевая аудитория – 5-7 кл. (10-13 лет)

3. Данное мероприятия можно проводить не только на классных часах, но и на уроках истории и литературы, в школьном музее.

4. Форма проведения – классный час

5. Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ;

            показать героизм детей во время войны;

            формировать стремление быть похожими на героев Великой 

            Отечественной войны.

Задачи:

- активизировать познавательную деятельность воспитанников;

- развивать познавательные психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, а также творческие способности;

- формировать мотивацию к получению знаний посредством использования нетрадиционных форм работы над художественным произведением;

6. Педагогические технологии- информационно – коммуникационная технология, здоровьесберегающие технологии, технология проблемного обучения, педагогика сотрудничества. Методы, использованные в работе над проектом: словесные, наглядные, метод практической работы, проблемно-поисковый.

7. Первый этапе (Проблема). На втором этапе (Проектирование или планирование) для детальной разработки проекта мы сначала знакомились с литературными и историческими источниками о военном прошлом Волоколамска, о пионерах-героях. На третьем этапе (Поиск или проработка) шла детальная проработка частей классного часа. Четвёртый этап (Продукт) - работа над постановкой (постановочная работа), которая состояла из следующих этапов:

-работа над композицией за столом, чтение по ролям;

-работа над музыкальными номерами;

-разводка композиции на площадке;

-составление презентации, иллюстрирующей композицию;

-прогоны композиции, их анализ и обсуждение.

Пятый этап (Презентация)

8. Для проведения классного часа необходимы кабинет (помещение) с компьютером, проектором, экраном. В мероприятие задействованы ведущий (педагог или старшеклассник), лекторская группа (учащиеся)

9. Рекомендация – использовать данную разработку на уроках.

Классный час на тему: «Дети войны»

Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ;

            показать героизм детей во время войны;

            формировать стремление быть похожими на героев Великой 

            Отечественной войны.

Учитель: Бадзагуа Е.А.   

                                                                   Ход урока:

Эпиграф:                                     …Сороковые, роковые,

                                                    Свинцовые, пороховые.

                                                    Война гуляет по России,

                                                   А мы такие молодые!

                                                                    Давид Самойлов.

I.Организационный момент.

II. Введение в новый материал:

Показ видеоролика «Композиция из песка»

-Ребята, как вы думаете, почему я подготовила к показу именно этот видеоролик?

    В своей многовековой истории наш народ выдержал немало испытаний. Великая Отечественная война по своим масштабам, напряженности, жертвам и разрушениям не имела себе равных в прошлом. Невероятно тяжелой и кровопролитной оказалась дорога к победе.

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить.

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

 Отчего девицы ранней весной

 Шли гулять без любимых парней?

 Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

 А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей. (Ю. Воронов)

Учитель: С каждым весенним праздником Победы всё дальше уходят от нас грозные военные годы.  Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о войне.  Что знает о войне ваш ровесник?  Две-три битвы да имя великого полководца.  Победу над фашизмом одержали не военачальники, не отдельные герои (хотя и их роль велика), не второй фронт, а весь советский  народ,  в  том  числе  и  дети.   То, что мы называем фашизмом, возникло в начале 20 в. в Германии. Это неприязнь к людям других национальностей, вероисповеданий.  И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Они мечтали, любили, дружили, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не только ждали победы, но и боролись за нее. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.

II. Информационный блок:

1 ученик: Кто такие фашисты? Сказать о них звери – мало. Фашист больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление людей - вот, что питает фашиста, вот, что держит его на ногах. Примеры истязаний фашистов над советскими людьми можно приводить бесконечно. Об этом больно вспоминать, но забывать об этом нельзя.

2 ученик: Страшно…Очень страшно… Особенно в то время было страшно детям. Они не доели, не доиграли, не доучили. Детская память избирательна, в ней остаются только самые яркие моменты. В городе Брест на футбольном поле изуверы начали расстреливать людей поодиночке. На глазах у матерей расстреливали их детей. Расправа продолжалась около часа. Оставшимся в живых фашистский офицер скомандовал: «Бегите». И толпа побежала, вслед бегущим застрочил пулемет.

3 ученик: Из воспоминаний очевидца. «Мне было 6 лет, когда началась война. Помню первый день войны, когда вся улица собралась возле громкоговорителя. Жуткое чувство страха перед чем-то неизвестным охватило меня в тот момент.»

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось.

До 1941 г. это был обычный день, теперь – это день памяти и скорби – 22 июня.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей… (Муса Джалиль)

Учитель: Нет роднее для нас земли, чем наш Волоколамский край. Мы гордимся своим краем. Он дорог нам прежде всего тем, что каждый клочок нашей Волоколамской земли обильно полит солдатской кровью. Здесь в октябре – декабре 1941 г. проходили решающие бои за нашу столицу. И ваши ровесники тоже участвовали в спасении своей родины.

1 ученик: Толя Шумов учился в Осташевской школе. Как только фашисты напали на нашу Родину, вступил в истребительный батальон. Фашисты заняли его родное село. Вместе с ним в партизанский отряд вступила его мама, Евдокия Степановна Шумова. Фашисты объявили розыск Толи Шумова. 30 ноября 1941 г. его схватили. Анатолия жестоко пытали, но никакие истязания ничего не дали фашистам: Толя своих товарищей-партизан не выдал. Его фашисты казнили, но память о нем жива. Анатолия Шумова посмертно наградили орденом Ленина.

2 ученик: Володя Колядов был лучшим другом Толи Шумова. Вместе вступили они в истребительный батальон, вместе ушли в партизаны. Володя выполнял в отряде серьезные и ответственные поручения. При выполнении боевого задания Володя Колядов был смертельно ранен. Володя Колядов был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

      3 ученик:  Весь наш народ знает и помнит о восьми героях-комсомольцах, которых зверски замучили фашисты в ноябре 1941 г. в Волоколамске. Запомните их имена:

Инженер московского завода «Серп и Молот» Константин Федорович ПАХОМОВ (это был командир группы).
Машинист Павел Васильевич КИРЬЯКОВ.
Конструктор Николай Александрович ГАЛОЧКИН.
Слесарь Виктор Васильевич ОРДИНАРЦЕВ.
Слесарь Иван Александрович МАЛЕНКОВ
Инженер Николай Семенович КАГАН.
Работница мебельной фабрики Александра Васильевна ЛУКОВИНА-ГРИБКОВА.
Студентка 3-­го курса Московского художественного училища Евгения Яковлевна ПОЛТАВСКАЯ.

1 ученик: Ученик 7 –го класса г. Волоколамска Борис Кузнецов не дал фашистам взорвать мост, когда к нему подходили части Красной Армии. Он убил двух немцев, а третьего – ранил. Фашисты смертельно ранили самого Бориса. Он умер 18 марта 1942 г., похоронен на Преображенком кладбище в Москве.

2 ученик: Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Можно сказать, что на территории нашей родины действовал в годы войны самый настоящий детский фронт. Четырем школьникам было присвоено самое высокое военное звание – Герой Советского Союза. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду героя в самый разгар войны. Он был партизанским разведчиком, принимал участие в 27 военных операциях. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В августе 1942 г., находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. Леня Голиков погиб, но навсегда остался в памяти людей.

Работа с сочинениями учащихся, которые они готовили дома на тему «Чем страшна война?»

- О чем говорили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- А сейчас есть войны?

- Что нужно сделать, чтобы войны в мире прекратились?

      Учитель: Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям? Именно они помогали приблизить день победы – 9 мая.

                                                                                                Литература.

  1. https://youtu.be/V7BEt3usYxo
  2. Криворучко М.Г., Скотников Ю.А. Боевая слава Подмосковья. Московский рабочий, 1986.
  3. Онуфриев И. Волоколамск и окрестности, Московский рабочий, 1994.
  4. Пионеры-герои. Рассказы о пионерах-героях Советского союза. Красноярское книжное издательство, 1999.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_voyny.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Дети войны»

Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ;

            показать героизм детей во время войны;

            формировать стремление быть похожими на героев Великой  

            Отечественной войны.

Учитель: Бадзагуа Е.А.   

                                      

Ход урока:

Эпиграф:                                     …Сороковые, роковые,

                                                    Свинцовые, пороховые.

                                                    Война гуляет по России,

                                                   А мы такие молодые!

                                                                    Давид Самойлов.

I.Организационный момент.

II. Введение в новый материал:

Показ видеоролика «Композиция из песка»

-Ребята, как вы думаете, почему я подготовила к показу именно этот видеоролик?

    В своей многовековой истории наш народ выдержал немало испытаний. Великая Отечественная война по своим масштабам, напряженности, жертвам и разрушениям не имела себе равных в прошлом. Невероятно тяжелой и кровопролитной оказалась дорога к победе.

Я недавно смотрел старый фильм о войне

И не знаю, кого мне спросить.

Почему нашим людям в нашей стране

Столько горя пришлось пережить.

Почему сыновья не вернулись домой,

Столько жен потеряли мужей?

 Отчего девицы ранней весной

 Шли гулять без любимых парней?

 Дети детство узнали в руинах домов,

Эту память вовек не убить,

Лебеда – их еда, и землянка – их кров.

 А мечта – до Победы дожить.

Я смотрю старый фильм, и мечтается мне,

Чтобы не было войн и смертей,

Чтобы мамам страны не пришлось хоронить

Вечно юных своих сыновей. (Ю. Воронов)

Учитель: С каждым весенним праздником Победы всё дальше уходят от нас грозные военные годы.  Уходят ветераны Великой Отечественной войны. Уходит и память о войне.  Что знает о войне ваш ровесник?  Две-три битвы да имя великого полководца.  Победу над фашизмом одержали не военачальники, не отдельные герои (хотя и их роль велика), не второй фронт, а весь советский  народ,  в  том  числе  и  дети.   То, что мы называем фашизмом, возникло в начале 20 в. в Германии. Это неприязнь к людям других национальностей, вероисповеданий.  И эта война уже представляется какой-то далекой войной из предыдущего столетия. А между тем живо еще поколение, которое помнит эту войну и может рассказать о ней. «Дети войны» - так называют это поколение. В том далеком 1941 году они были мальчишками и девчонками. Они мечтали, любили, дружили, верили в счастливое будущее. Но у всех у них детство закончилось в один страшный день – 22 июня 1941 года. Дальше – вой сирен, бомбежки, убежища, разоренные дома, потеря близких, работа наравне со взрослыми. И страстное ожидание победы. Многие из них не только ждали победы, но и боролись за нее. Мальчишки и девчонки рвались на фронт, многие уходили в партизаны. Они хотели стоять в одном строю с отцами и старшими братьями. Сегодня мы будем говорить о них, об их подвигах.

II. Информационный блок:

1 ученик: Кто такие фашисты? Сказать о них звери – мало. Фашист больше, чем зверь. Это изверг, людоед. Кровь, человеческая кровь, истребление людей - вот, что питает фашиста, вот, что держит его на ногах. Примеры истязаний фашистов над советскими людьми можно приводить бесконечно. Об этом больно вспоминать, но забывать об этом нельзя.

2 ученик: Страшно…Очень страшно… Особенно в то время было страшно детям. Они не доели, не доиграли, не доучили. Детская память избирательна, в ней остаются только самые яркие моменты. В городе Брест на футбольном поле изуверы начали расстреливать людей поодиночке. На глазах у матерей расстреливали их детей. Расправа продолжалась около часа. Оставшимся в живых фашистский офицер скомандовал: «Бегите». И толпа побежала, вслед бегущим застрочил пулемет.

3 ученик: Из воспоминаний очевидца. «Мне было 6 лет, когда началась война. Помню первый день войны, когда вся улица собралась возле громкоговорителя. Жуткое чувство страха перед чем-то неизвестным охватило меня в тот момент.»

Такою все дышало тишиной,

Что вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной,

Всего каких-то пять минут осталось.

До 1941 г. это был обычный день, теперь – это день памяти и скорби – 22 июня.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня…

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,—
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.

И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.
— Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! —
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо…
— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? —

И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
— Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь ты вольно.

Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.—

И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!

Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,

Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей… (Муса Джалиль)

Показ видеоролика «Дети войны»

Учитель: Нет роднее для нас земли, чем наш Волоколамский край. Мы гордимся своим краем. Он дорог нам прежде всего тем, что каждый клочок нашей Волоколамской земли обильно полит солдатской кровью. Здесь в октябре – декабре 1941 г. проходили решающие бои за нашу столицу. И ваши ровесники тоже участвовали в спасении своей родины.

1 ученик: Толя Шумов учился в Осташевской школе. Как только фашисты напали на нашу Родину, вступил в истребительный батальон. Фашисты заняли его родное село. Вместе с ним в партизанский отряд вступила его мама, Евдокия Степановна Шумова. Фашисты объявили розыск Толи Шумова. 30 ноября 1941 г. его схватили. Анатолия жестоко пытали, но никакие истязания ничего не дали фашистам: Толя своих товарищей-партизан не выдал. Его фашисты казнили, но память о нем жива. Анатолия Шумова посмертно наградили орденом Ленина.

2 ученик: Володя Колядов был лучшим другом Толи Шумова. Вместе вступили они в истребительный батальон, вместе ушли в партизаны. Володя выполнял в отряде серьезные и ответственные поручения. При выполнении боевого задания Володя Колядов был смертельно ранен. Володя Колядов был посмертно награжден орденом Красного Знамени.

      3 ученик:  Весь наш народ знает и помнит о восьми героях-комсомольцах, которых зверски замучили фашисты в ноябре 1941 г. в Волоколамске. Запомните их имена:

Инженер московского завода «Серп и Молот» Константин Федорович ПАХОМОВ (это был командир группы).
Машинист Павел Васильевич КИРЬЯКОВ.
Конструктор Николай Александрович ГАЛОЧКИН.
Слесарь Виктор Васильевич ОРДИНАРЦЕВ.
Слесарь Иван Александрович МАЛЕНКОВ 
Инженер Николай Семенович КАГАН.
Работница мебельной фабрики Александра Васильевна ЛУКОВИНА-ГРИБКОВА.
Студентка 3-го курса Московского художественного училища Евгения Яковлевна ПОЛТАВСКАЯ.

1 ученик: Ученик 7 –го класса г. Волоколамска Борис Кузнецов не дал фашистам взорвать мост, когда к нему подходили части Красной Армии. Он убил двух немцев, а третьего – ранил. Фашисты смертельно ранили самого Бориса. Он умер 18 марта 1942 г., похоронен на Преображенком кладбище в Москве.

2 ученик: Сотни тысяч детей стали бойцами Великой Отечественной войны. Можно сказать, что на территории нашей родины действовал в годы войны самый настоящий детский фронт. Четырем школьникам было присвоено самое высокое военное звание – Герой Советского Союза. Юный партизан Леня Голиков получил Звезду героя в самый разгар войны. Он был партизанским разведчиком, принимал участие в 27 военных операциях. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу». В августе 1942 г., находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину немецкого генерала и добыл портфель с ценными документами. Леня Голиков погиб, но навсегда остался в памяти людей.

Работа с сочинениями учащихся, которые они готовили дома на тему «Чем страшна война?»

Показ видеоклипа «О той весне»

Подведение итогов:

- О чем говорили на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- А сейчас есть войны?

- Что нужно сделать, чтобы войны в мире прекратились?

      Учитель: Дети войны – у этого поколения было трагическое, горькое детство. Теперь у многих детей войны тяжелая, одинокая старость. Они нуждаются в нашем внимании, в добром слове. Как мы можем помочь этим людям? Именно они помогали приблизить день победы – 9 мая.

                 

Литература.

  1. https://youtu.be/V7BEt3usYxo
  2. Криворучко М.Г., Скотников Ю.А. Боевая слава Подмосковья. Московский рабочий, 1986.
  3. Онуфриев И. Волоколамск и окрестности, Московский рабочий, 1994.
  4. Пионеры-герои. Рассказы о пионерах-героях Советского союза. Красноярское книжное издательство, 1999.

                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый тематический классный час: «Война в Афганистане. 1979-1989 г.г. Память и боль».

15 февраля 2009 года – памятное событие в истории Советской Армии и его боевых традиций. Двадцать лет назад в 15:00 – 15 февраля 1989 года – последний солдат Ограниченного контингента Советских войск ...

Классный час "Войны священные страницы навеки в памяти "

Разработка классного часа посвещена Великой отечественной войне.Рассчитана на учащихся старших классов. В разрабртке классного часа использованы стихотворения автора Иосифа Уткина .песни военных лет ,...

Классный час "Война на дорогах"

Классный час о правилах дорожного движения....

Классный час "Война 1812 года", 5 класс

Сформировать представление о войне 1812 года у учеников 5 класса...

Классный час Война 2012 года

Классный час Война 2012 года...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДЛЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ. Классный час. Война 1812г.

Презентация подготовлена для проведения урока мужества "Герои прошлых лет... Война 1812г."...

Презентация для классного часа "Войны и люди на войне"

Презентация для классного часа  разработана для учащихся 5-6 классов на военную тематику...