Методики изучения личностных результатов
материал

Людмила Алексеевна Курмис

    Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_izucheniya_lichnostnyh_rezultatov.docx76.26 КБ

Предварительный просмотр:

    Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого классный руководитель может воспользоваться психолого- педагогическими методами изучения личности школьника. Такие методы должны гармонично включаться в воспитательную работу, не травмировать детей. Результаты диагностических исследований можно обсудить с психологом.

   Психолого- педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса. Психолого- педагогическая диагностика- это оценочная практика направленная на изучение индивидуально- психологических особенностей ученика и социально- психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно - воспитательного процесса.

   В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую ,оценочную, развивающую.

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы:

выявить относительный уровень развития ребёнка;

выявить уровень состояния педагогического взаимодействия;

определить основные параметры будущей характеристики ученика.

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы:

способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся;

определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

Оценочная функция диагностики заключается в том, чтобы:

иметь представление о результативности педагогического взаимодействия;

определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы:

использовать диагностические методики для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития;

создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

   Основные задачи диагностики в начальной школе:

1 .Определить уровни развития ребёнка;

2 .Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или худшую сторону

3 .Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон).

4. Проанализировать полученные факты.

5. Установить причины изменений.

6. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

   Работая с диагностическими методиками, классный руководитель должен придерживаться следующих правил:

  1. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат.
  2. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности.
  3. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми.
  4. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо.
  5. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа.
  6. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

Методика изучения социализированности личности

(разработана М.И. Рожковым)

В настоящее время в обществе происходит значительное изменение национальных и общепринятых норм, что оказывает влияние на социализацию личности подростка.

Степень социализации личности зависит от двух факторов: внутренних и внешних. Первоначальное и самое важное влияние на социализацию ребенка оказывает семья. И от того, в какой семье воспитывается ребенок, зависит, как успешно он будет социализироваться в обществе в дальнейшем.

Одним из внешних факторов, развития социализированности подростка, является школа. И изучение готовности подростков к самостоятельной «взрослой» жизни является  актуальным. Это связано с введением новых образовательных реформ, в том числе введением механизмов поступления молодых людей в высшие учебные заведения исключительно через систему успешной сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ)

Методика изучения социализированности личности (разработана М.И. Рожковым) позволяет определить степень социальной зрелости выпускников, их готовности к самостоятельной «взрослой» жизни и в тоже время выявить обучающихся из семей «группы социального риска».

Цель методики: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Инструкция: Подготовьте бланк ответов, в котором против номера суждения ставится оценка. Прочитайте (прослушайте) 20 суждений и оцените степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 — всегда;

3 — почти всегда;

2 — иногда;

1 — очень редко;

0 — никогда.

Бланк ответов

1

5

9

13

17

2

6

10

14

18

3

7

11

15

19

4

8

12

16

20

Бланк вопросов.

  1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся — добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро — это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать другим.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.

Обработка результатов

Количественный анализ

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять.

Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой.

Оценка социальной активности — с третьей строчкой.

Оценка приверженности гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) — с четвертой строчкой.

Качественный анализ

Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

Обобщение результатов.

Сделайте выводы по методике, обобщив результаты количественного и качественного анализа, дополнив их результатами самонаблюдения.

Высокий уровень социальной зрелости обучающихся предполагает сформированный непротиворечивый тип ценностных ориентиров в сфере образования и профессиональной сфере. Данная группа респондентов ориентирована на получение основательной образовательной подготовки, на развитие своих интеллектуальных способностей и реализацию творческого потенциала. Представление этих старшеклассников относительно своих жизненных перспектив реалистичны, принимаемые решения, как правило, самостоятельны, а профессиональный выбор конкретен. Кроме того, для данной группы учащихся характерно наличие устойчивого интереса к процессам и явлениям, происходящим в различных сферах общества. Выпускники с высоким уровнем социальной зрелости наиболее подготовлены к самостоятельной «взрослой жизни».

        В мотивации выпускников, обладающих средним уровнем социальной зрелости, доминируют мотивы престижа и благополучия, что взаимосвязано со структурой их ценностных ориентаций в образовательной и профессиональной сферах. Для обучающихся данной группы характерна неопределенность или противоречивость жизненного выбора, вследствие чего они подвержены ситуативному влиянию. Любое изменение социальных условий влечет за собой корректирование их ориентации и жизненных планов. Обучающиеся данной группы полагают, что не в полной мере  готовы к самостоятельной «взрослой» жизни, поэтому  успех в жизни связывают не только со своими способностями и личной инициативой, но и с внешними, не зависящими от них обстоятельствами.

        Для  обучающихся, имеющих низкий уровень социальной зрелости, характерно выраженное отсутствие интереса к учебе. В их системе мотивации учения доминируют мотивы обязанности и избегания неприятностей. В структуре ценностных ориентаций этих выпускников преобладают внеобразовательные и внепрофессиональные ценности, что свидетельствует о направленности их интересов в другие сферы жизнедеятельности. Кроме того, в большинстве своем эти старшеклассники не проявляют заинтересованности к событиям, происходящим в общественной жизни страны. Обучающиеся данной группы психологически не готовы к самостоятельному решению вопросов, касающихся их будущего социального становления, и находятся в ситуации неопределенности жизненного выбора.

        Социальные нормы: высокие значения - отражают выраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятым нормам поведение и взаимоотношений с окружающими людьми.

Низкие значения - свидетельствуют о нонкомформистских установках испытуемого, о его склонности противопоставлять собственные нормы и ценности групповым, о тенденции «нарушать спокойствие», искать трудности, которые можно было бы преодолеть.

Социальная адаптация- интегрирование личности в сложившуюся систему социальных отношений, что предполагает выработку стереотипов поведения, отражающих систему ценностей и норм, и определяющих поведение в данной культурной группе, а также приобретение, закрепление и развитие умений и навыков межличностного общения.

Высокие значения - нормальная адаптация представляет адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без изменений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности. При нормальной адаптации обучающиеся  способны к усвоение социальных ролей, сформирована психологическая готовность обучающихся к решению поставленных задач, мотивация деятельности и поведения.

Низкие значения - девиантная адаптация характеризуется удовлетворением потребности личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Социальная активность – социальная активность определяется как уровень активности, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума, устойчивое активное отношение личности к обществу в целом. Основными ее компонентами большинство исследователей считает самостоятельность, ответственность и инициативность личности в достижении общественно значимых целей

Высокие значения - личность сохраняет и развивает тенденцию к автономии, независимости, свободе (тенденция автономизации). Эта тенденция обнаруживает себя в процессе саморазвития и самореализации личности, в ходе которых происходит не только актуализация имеющегося опыта, но и создание нового, в том числе и личного, индивидуального опыта

Низкие значения — личность пассивна, степень проявления возможностей и способностей человека как члена социума снижена.

Автономность личности - степень независимости человека от воли других, присутствие постоянной критической переоценки своих убеждений, идеалов и целей; свобода от манипуляций и принуждений, а также наличие адекватных вариантов выбора. Автономность личности является одним из приоритетных качеств личности и позволяет человеку эффективно самореализоваться, адаптироваться изменениям общества, сохраняя при этом свое психологическое здоровье.«некое социально-психологическое качество человека, позволяющее ему действовать независимо от внутренних и внешних установок, демонстрируя способность к самостоятельности»

Высокие значения -  характерны для тех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений и успехов считает себя. Человек переживает собственное "Я" как внутренний стержень, который координирует и направляет всю активность, организует поведение и отношения с людьми, что делает его способным прогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими. Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий. Человеку свойствен контроль над эмоциональными реакциями и переживаниями по поводу себя.

Низкие значения - описывают веру субъекта в подвластность своего "Я" внешним обстоятельствам и событиям. Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели. Основным источником происходящего с человеком признаются внешние обстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительно собственного "Я" сопровождаются внутренним напряжением.

Литература:

1.Митичева Т. И., Соловьева А. В. Особенности социализации современных подростков в неблагополучных семьях // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 739-742.

2.http://www.scienceforum.ru/2016/2152/17600

Методика изучения мотивации обучения обучающихся 5-11 класса.

[ М.И. Лукьянова, Н.В. Калинина.М]

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предложенные варианты ответов к нему. Выбери для окончания предложения 3 варианта из предлагаемых ответов, самые справедливые и действительные по отношению к тебе. Выбранные ответы подчеркни.

      1. Я стараюсь учиться лучше, чтобы...

а)        получить хорошую отметку;

б)        наш класс был лучшим;

в)        принести больше пользы людям;

г)        получать впоследствии много денег;

д)        меня уважали и хвалили товарищи;

е)        меня любила и хвалила учительница;

ж)        меня хвалили родители;

з)        мне покупали красивые вещи;

и) меня не наказывали; к) я больше знал и умел.

       2.   Я не могу учиться лучше, так как...

а)        у меня есть более интересные дела;

б)        можно учиться плохо, а зарабатывать впоследствии хорошо;

в)        мне мешают дома;

г)        в школе меня часто ругают;

д)        мне просто не хочется учиться;

е)        не могу заставить себя делать это;

ж)        мне трудно усвоить учебный материал;

з)        я не успеваю работать вместе со всеми.

       3.   Если я получаю хорошую отметку, мне больше всего нравится то, что...

а)        я хорошо знаю учебный материал;

б)        мои товарищи будут мной довольны;

в)        я буду считаться хорошим учеником;

г)        мама будет довольна;

д)        учительница будет рада;

е)        мне купят красивую вещь;

ж)        меня не будут наказывать;

з)        я не буду тянуть класс назад.

       4.   Если я получаю плохую отметку, мне больше всего не нвится то, что...

а)        я плохо знаю учебный материал;

б)        это получилось;

в)        я буду считаться плохим учеником;

г)        товарищи будут смеяться надо мной;

д)        мама будет расстроена;

е)        учительница будет недовольна;

ж)        я весь класс тяну назад;

з)        меня накажут дома;

и)        мне не купят красивую вещь.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Учащимся предлагается выбрать 3 варианта ответов, чтобы исключить случайность выборов и получить объективные результаты.

Каждый вариант ответов имеет определенное количество баллов в зависимости от того, какой мотив он отражает (табл. 7).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла. Учебный мотив — 5 баллов.

Варианты ответов

Количество баллов по номерам предложений

1

2

3

4

а)

2

3

5

5

б)

3

3

3

2

в)

4

0

3

3

г)

4

4

3

3

д)

3

1

3

3

е)

3

3

0

3

ж)

3

5

0

4

з)

0

3

4

0

и)

0

0

к)

5

Баллы суммируются и по оценочной табл. 8 выявляется итоговый уровень мотивации учения.

Таблица 8

Уровни мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

41—48

II

33—40

III

25—32

IV

15—24

V

5—14

Выделяются итоговые уровни мотивации школьников на момент перехода учащихся из начальных классов в средние.

I        — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. сниженный уровень мотивации учения;

V        — низкий уровень мотивации учения.

Качественный анализ результатов диагностики направлен на определение преобладающих для данного возраста мотивов (табл. 9). По всей выборке обследуемых учащихся подсчитывается количество выборов ими каждого мотива, а затем определяется процентное соотношение между ними.

Выявление ведущих мотивов у учащихся 5-х классов

Варианты ответов

Выбранные мотивы по номерам предложений

1

2

3

4

а

б

в

г

д

е

ж

з

и

к

О

П

С

С

П

П

П

В

В

У

П

П

В

С

И

П

У

П

-

-

У

П

П

П

П

В

В

С

-

-

У

О

П

П

П

П

С

В

В

-

Условные обозначения мотивов:

У - учебный мотив; С - социальный мотив; П – позитивный мотив; О – оценочный мотив; И – игровой мотив; В – внешний мотив.

Вывод об успехе и эффективности образовательного процесса возможен в том случае, если в выборах учащихся явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;
  • количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых.

Методика изучения мотивации учения подростков

(для учащихся 6-7-го класса)

Анкета

Дата        Ф.И.        Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и предлагаемые варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

      1.  Обучение в школе и знания необходимы мне для...

а)        получения хороших отметок;

б)        продолжения образования, поступления в институт;

в)        поступления на работу;

г)        того, чтобы получить хорошую профессию;

д)        саморазвития, чтобы быть образованным и содержательным человеком;

е)        солидности.

       2.  Я бы не учился, если бы...

а)        не было школы;

б)        не было учебников;

в)        не воля родителей;

г)        мне не хотелось учиться;

д)        мне не было интересно;

е)        не мысли о будущем;

ж)        не долг перед Родиной;

з)        не хотел поступить в вуз и иметь высшее образование.

       3.  Мне нравится, когда меня хвалят за...

а)        хорошие отметки;

б)        приложенные усилия и трудолюбие;

в)        мои способности;

г)        выполнение домашнего задания;

д)        хорошую работу;

е)        мои личные качества.

II  4. Мне кажется, что цель моей жизни...

а)        получить высшее образование;

б)        мне пока неизвестна;

в)        стать отличником;

г)        состоит в учебе;

д)        получить хорошую профессию;

е)        принести пользу моей Родине.

       5.  Моя цель на уроке...

а)        слушать и запоминать все, что сказал учитель;

б)        усвоить материал и понять тему;

в)        получить новые знания;

г)        сидеть тихо, как мышка;

д)        внимательно слушать учителя;

е)        получить пятерку.

      6.  Когда я планирую свою работу, то...

а)        сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

б)        тщательно продумываю все ее аспекты;

в)        сначала стараюсь понять ее суть;

г) стараюсь сделать это так, чтобы работа была выполнена полностью;

д) обращаюсь за помощью к старшим;

е) сначала отдыха

Ill   7. Самое интересное на уроке — это...

а)        различные игры по изучаемой теме;

б)        объяснения учителем нового материала;

в)        изучение новой темы;

г)        устные задания;

д)        классное чтение;

е)        общение с друзьями;

ж)        стоять у доски, то есть отвечать.

       8.  Я изучаю материал добросовестно, если...

а)        он мне нравится;

б)        он легкий;

в)        он мне интересен;

г)        я его хорошо понимаю;

д)        меня не заставляют;

е)        мне не дают списать;

ж)        мне надо исправить двойку.

        9. Мне нравится делать уроки, когда...

а)        они несложные;

б)        остается время погулять;

в)        они интересные;

г)        есть настроение;

д)        нет возможности списать;

е)        всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV   10. Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

а)        мысли о будущем;

б)        родители и(или) учителя;

в)        возможная покупка желаемой вещи;

г)        низкие оценки;

д)        желание получать знания;

е)        желание получать высокие оценки.

         11. Я более активно работаю на занятиях, если...

а)        ожидаю похвалы;

б)        мне интересна выполняемая работа;

в)        мне нужна высокая отметка;

г)        хочу больше узнать;

д)        хочу, чтобы на меня обратили внимание;

е)        изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

        12.        Хорошие отметки — это результат...

а)        хороших знаний;

б)        моего везения;

в)        добросовестного выполнения мной домашних заданий;

г)        помощи друзей;

д)        моей упорной работы;

е)        помощи родителей.

V   13.  Мой успех в выполнении заданий на уроке зависит от...

а)        настроения;

б)        трудности заданий;

в)        моих способностей;

г)        приложенных мной усилий;

д)        моего везения;

е)        моего внимания к объяснению учебного материала учителем.

       14. Я буду активным на уроке, если...

а)        хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

б)        смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

в)        считаю нужным всегда так поступать;

г)        меня не будут ругать за ошибку;

д)        я уверен, что отвечу хорошо;

е)        иногда мне так хочется.

      15. Если учебный материал мне не понятен (труден для меня), я...

а)        ничего не предпринимаю;

б)        прибегаю к помощи товарищей;

в)        мирюсь с ситуацией;

г)        стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

д)        надеюсь, что разберусь потом;

е)        вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи, сделанные на уроке.

VI  16. Ошибившись при выполнении задания, я...

а)        выполняю его повторно;

б)        теряюсь;

в)        нервничаю;

г)        исправляю ошибку;

д)        отказываюсь от его выполнения;

е)        прошу помощи у товарищей.

       17. Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)        анализирую его повторно;

б)        огорчаюсь;

в)        спрашиваю совета у учителя или у родителей;

г)  откладываю его на время;

д)  обращаюсь к учебнику;

е)  списываю у товарища.

18. Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)  сложные и большие;

б)  легко решаемы;

в)  письменные;

г)  не требуют усилий;

д)  только теоретические или только практические;

е)  однообразны и их можно выполнять по шаблону.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Предложения 1, 2, 3, входящие в содержательный блок I диагностической методики, отражают такой показатель мотивации, как личностный смысл учения.

Предложения 4, 5, 6 входят в блок II и характеризуют другой показатель мотивации — способность к целеполаганию.

Блок III анкеты (предложения 7, 8, 9) указывает на иные мотивы.

Каждый вариант ответа в предложениях названных блоков обладает определенным количеством баллов в зависимости от того, какой именно мотив проявляет себя в предлагаемом ответе (табл. 10).

Внешний мотив — 0 баллов.

Игровой мотив — 1 балл.

Получение отметки — 2 балла.

Позиционный мотив — 3 балла.

Социальный мотив — 4 балла.

Учебный мотив — 5 баллов.

Таблица 10   Ключ для показателей I, II, IIIмотивации

Номера предложе-

Варианты ответов

Показатели

ний и баллы, им

а

б

в

г

д

е

ж

3

мотиваций

соответствующие

1

2

5

4

3

5

0

-

I

2

0

0

0

5

3

4

3

4

3

2

5

2

4

5

3

-

-

4

3

0

2

5

4

4

-

-

II

5

4

5

5

0

3

2

-

6

3

5

5

3

0

1

-

-

7

1

4

3

3

5

1

3

-

III

8

3

1

3

3

0

0

2

-

9

3

1

3

3

0

5

-

-

Для того чтобы исключить случайность выборов и получить более объективные результаты, учащимся предлагается выбрать два варианта ответов.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Показатели I, II, III мотивации по сумме баллов выявляют итоговый уровень мотивации. По оценочной табл. 11 можно определить уровни мотивации по отдельным показателям (I, II, III) и итоговый уровень мотивации подростков.

Таблица 11

Оценочная таблица

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов итогового уровня мотивации

I

II

III

I

27—29

25—29

20—23

70—81

II

24—26

20—24

16—19

58—69

III

18—23

13—19

10—15

39—57

IV

10—17

6—12

4—9

18—38

V

до 9

до 5

до 3

до 17

I        — очень высокий уровень мотивации учения;

II        — высокий уровень мотивации учения;

  1. нормальный (средний) уровень мотивации учения;
  2. сниженный уровень мотивации учения;

V        — низкий уровень мотивации учения.

Кроме того, уровни мотивации по блоку I показывают, насколько сильным для школьника является личностный смысл обучения. Уровни мотивации по блоку II свидетельствуют о степени развитости у учащихся способности к целеполаганию. Анализ данных по каждому из этих показателей мотивации позволит руководителям образовательного учреждения, учителям, школьному психологу сделать вывод об эффективности педагогической работы в плане формирования личностного смысла учения и способности к целеполаганию, а также сформулировать соответствующие коррекционно-развивающие задачи.

Поскольку блок III анкеты выявляет направленность мотивации на познавательную или социальную сферы, то при поэлементном анализе мы имеем возможность увидеть по всей выборке мотивы, выбираемые детьми чаще всего. Для этого необходимо подсчитать частоту выборов всех мотивов по всей выборке учащихся. После этого следует определить процентное соотношение между всеми мотивами, что позволит сделать выводы о преобладании тех или иных из них (табл. 12):

Условные обозначения мотивов:

У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Содержательный блок IV анкеты (предложения 10, 11, 12) позволяет выявить преобладание у школьника внутренней или внешней мотивации обучения.

Предложения 13, 14, 15 входят в V блок методики и характеризуют следующий показатель мотивации — стремление подростка к достижению успеха в учебе или недопущение неудачи.

Реализацию названных мотивов поведения учащихся позволяют определить вопросы содержательного блока VI анкеты (предложения 16, 17, 18).

Варианты ответов, выбранные учащимися по трем названным показателям (IV,V,VI), предлагается оценивать с помощью полярной шкалы измерения в баллах +5 и —5. Ответам, в которых отражается внутренняя мотивация, стремление к достижению успеха в учебе, начисляется +5 баллов. Если ответы свидетельствуют о внешней мотивации, о стремлении к недопущению неудачи и о пассивности поведения, то они оцениваются в —5 баллов.

Полярная шкала измерения позволяет выявить преобладание определенных тенденций в показателях IV, V, VI мотивации.

Баллы выбранных вариантов ответов суммируются. Так как учащиеся выбирают два варианта ответов для окончания каждого предложения, то возможные суммы баллов за каждое предложение будут такими: +10; 0; —10. По каждому показателю мотивации (то есть в каждом из содержательных блоков — IV, V, VI) возможные суммы баллов будут таковы: +30; +20; +10; 0; —10; —20; -30. Следовательно, если учащийся набирает по каждому из данных показателей:

+30; +20 баллов, то можно сделать вывод о явном преобладании у него внутренних мотивов над внешними (показатель IV), о наличии стремления к успеху в учебной деятельности (показатель V) и реализации учебных мотивов в поведении (показатель VI);

+ 10; 0; —10 баллов, то внешние и внутренние мотивы выражены примерно в равной степени, присутствует как стремление к успеху, так и недопущение неудач в учебной деятельности; учебные мотивы реализуются в поведении довольно редко;

—20; —30 баллов, то следует говорить о явном преобладании внешних мотивов над внутренними, о стремлении к недопущению неудач в учебных действиях и его преобладании над стремлением к достижению успехов, об отсутствии поведенческой активности при реализации учебных мотивов.

Таким образом, оценка эффективности образовательного процесса на данном этапе тестирования осуществляется по следующим групповым показателям:

  • количество учащихся с высоким и очень высоким уровнем развития учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

количество учащихся со средним уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего числа обследуемых;

      ---  количество учащихся с низким уровнем учебной мотивации, выраженное в процентах от общего количества обследуемых.

Об успехах деятельности образовательного учреждения можно говорить в том случае, если при выборе мотивов учащимися явно преобладают познавательный и социальный мотивы. Кроме того, поэлементный качественный анализ основных компонентов (показателей) учебной мотивации осуществляется на основе вычисления следующих показателей:

  • количество учащихся, имеющих очень высокий и высокий уровни понимания личностного смысла обучения, а также количество учащихся, у которых понимание личностного смысла отсутствует (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество учащихся с очень высоким и высоким уровнями целеполагания, а также количество школьников с низким уровнем целеполагания (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество учащихся с явным преобладанием внутренней мотивации учения, а также количество учащихся с преобладанием внешних мотивов учения (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество школьников с ярко выраженным стремлением к достижению успехов в учении и количество школьников, у которых преобладает стремление к недопущению неудач в учебном процессе (определяется процентное соотношение между ними);
  • количество подростков, активно реализующих учебные мотивы в собственном поведении, и количество учащихся, у которых отсутствует активность в реализации учебных мотивов (определяется процентное соотношение между ними).

        

Методика изучения мотивации обучения старших подростков на этапе окончания основной школы

(для учащихся 8-9-го класса)

Анкета

Дата         Ф.И.              Класс        

Дорогой друг!

Внимательно прочитай каждое неоконченное предложение и варианты ответов к нему. Подчеркни два варианта ответов, которые совпадают с твоим собственным мнением.

         I      1. Обучение в школе и знания необходимы мне для...

             а)  получения образования;

             б)  поступления в вуз;

  в) будущей профессии;

  г) ориентировки в жизни;

  д) того, чтобы устроиться на работу.

2.  Я бы не учился, если бы...

   а)  не было школы;

   б)  не жил в России;

   в)  не воля родителей;

   г)  не получал знания;

   д)  не жил.

3.  Мне нравится, когда меня хвалят за...

   а)  хорошие отметки;

   б)  успехи в учебе;

   в)  приложенные усилия;

   г)   мои способности;

   д)   выполнение домашнего задания;

   е)   мои личные качества.

II     4.  Мне кажется, что цель моей жизни...

   а)   работать, жить и наслаждаться жизнью;

   б)   закончить школу;

   в)   доставлять пользу людям;

   г)   обучение.

        5.   Моя цель на уроке...

   а)   усвоить что-то новое;

   б)   пообщаться с друзьями;

   в)   слушать учителя;

   г)   получить хорошую оценку;

   д)   никому не мешать.

         6.   При планировании своей работы я...

   а)   тщательно обдумываю ее;

   б)   сравниваю ее с имеющимся у меня опытом;

   в)   сначала стараюсь понять ее суть;

        г)   стараюсь сделать это так, чтобы работа была полностью;

   д)   обращаюсь за помощью к старшим;

   е)   сначала отдыхаю.

Ill     7.   Самое интересное на уроке — это...

   а)   общение с друзьями;

   б)   общение с учителем;

   в)   изучение новой темы;

   г)   объяснения учителем нового материала;

   д)   получать хорошие отметки;

   е)   отвечать устно.

          8.   Я изучаю материал добросовестно, если...

   а)   он для меня интересен;

   б)   у меня хорошее настроение;

   в)   меня заставляют;

   г)   мне не дают списать;

   д)   мне надо исправить плохую отметку;

   е)   я его хорошо понимаю.

           9.  Мне нравится делать уроки, когда...

   а)   ничто меня не отвлекает;

   б)   они несложные;

   в)   остается много свободного времени, чтобы погулять;

   г)   я хорошо понимаю тему;

   д)   нет возможности списать;

    е)   всегда, так как это необходимо для глубоких знаний.

IV     10.  Учиться лучше меня побуждает (побуждают)...

    а)   деньги, которые я заработаю в будущем;

    б)   родители и(или) учителя;

    в)  чувство долга;

    г)   низкие отметки;

    д)  желание получать знания;

    е)  общение.

           11.        Я более активно работаю на занятиях, если...

    а)   ожидаю одобрения окружающих;

    б)   мне интересна выполняемая работа;

    в)   мне нужна высокая отметка;

    г)   хочу больше узнать;

    д)   хочу, чтобы на меня обратили внимание;

    е)   изучаемый материал мне понадобится в дальнейшем.

           12.        Хорошие отметки — это результат...

    а)   моей упорной работы;

    б)   заискивания перед учителем;

    в)   подготовленности и внимания на уроках;

    г)   моего везения;

    д)   получения качественных знаний;

    е)   помощи родителей или друзей.

V      13.  Мой успех при выполнении заданий на уроке зависит от...

    а)   настроения;

    б)   трудности заданий;

    в)   моих способностей;

    г)   приложенных усилий и старания;

    д)   моего везения;

    е)   внимания к объяснению учебного материала учителем.

          14.  Я буду активным на уроке, если...

    а)   хорошо знаю тему и понимаю учебный материал;

    б)   смогу справиться с предлагаемыми учителем заданиями;

    в)   считаю нужным всегда так поступать;

    г)   меня не будут ругать за ошибку;

    д)   я уверен, что отвечу хорошо;

    е)   иногда мне так хочется.

           15.        Если учебный материал мне не понятен (труден для меня) я...

    а)   ничего не предпринимаю;

    б)   прибегаю к помощи товарищей;

    в)   мирюсь с ситуацией;

    г)   стараюсь разобраться во что бы то ни стало;

    д)   надеюсь, что разберусь потом;

         е)   вспоминаю объяснение учителя и просматриваю записи сделанные на уроке.

    VI       16.  Ошибившись при выполнении задания, я...

    а)   выполняю его повторно, исправляя ошибки;

    б)   теряюсь;

    в)   прошу помощи у товарищей;

    г)   нервничаю;

    д)   продолжаю думать над ним;

    е)   отказываюсь от его выполнении.

     17.   Если я не знаю, как выполнить учебное задание, то я...

а)   обращаюсь за помощью к товарищам;

б)  отказываюсь от его выполнения;

в)   думаю и рассуждаю;

г)   списываю у товарища;

д)   обращаюсь к учебнику;

е)   огорчаюсь.

      18.   Мне не нравится выполнять учебные задания, если они...

а)   требуют большого умственного напряжения;

б)   не требуют усилий;

в)   письменные;

г)   не требуют сообразительности;

д)   сложные и большие;

е)   однообразные и не требуют логического мышления.
Спасибо за ответы!

Обработка результатов

Дальнейшие действия производятся по аналогии с методикой определения мотивации учения подростков для 7-го класса. Однако количество баллов по номерам предложений будет отличаться от предыдущего (табл. 14, 15).

Таблица 14

Ключ для показателей I, II, III мотивации

Номера предло-

жений и баллы, им соответст-

вующие

Варианты ответов

Показатели

мотивации

а

б

в

г

д

е

1

5

4

4

3

4

-

I

2

0

3

0

5

4

-

3

2

2

5

2

5

3

4

3

0

4

5

-

-

II

5

5

1

3

2

0

-

6

5

3

5

3

0

1

7

1

3

5

4

2

3

III

8

3

1

0

0

2

5

9

0

3

1

3

0

5

Таблица 15

Уровень мотивации

Показатели мотивации

Сумма баллов

итогового уровня мотивации

I

II

III

I

26—28

24—27

22—25

70—80

II

22—25

20—23

17—21

57—69

III

18—21

15—19

13—16

44—56

IV

15—17

9—14

7—12

29-3

V

до 14

до 8

ДО 6

до 28

Выявление основных мотивов у школьников 9-х классов                   Таблица 16

Варианты ответов

Номера предложений

7

8

9

а

б

в

г

д

е

И

П

У

С

О

П

П

И

В

В

О

У

О

П

И

П

В

У

Итоговые уровни мотивации выделяются по аналогии с итоговыми уровнями школьников 7-х классов.

Условные обозначения мотивов: У — учебный мотив; С — социальный мотив; П — позиционный мотив; О — оценочный мотив; И — игровой мотив; В — внешний мотив.

Подсчет суммы баллов и выводы о преобладании тех или иных мотивов делаются по аналогии с методикой изучения мотивации учащихся 7-х классов (табл. 16, 17).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика проведения сравнительной диагностики предметных, метапредметных, личностных результатов обучаемости учащихся 5 класса

Данная методическая разработка содержит рекомендации для диагностики достижения предметных, метапредметных, личностных результатов учащимися 5-го класса в процессе изучения математики. (сентябрь-декаб...

Доклад на тему «Методики мониторинга личностных, предметных и метапредметных результатов в условиях новых ФГОС», 2014 г.

Выступление на августовском педагогическом форуме (сентябрь 2014 г.)Презентация создана на основе презентации издательства "Экзамен", а также презентации Н.В.Шокуровой (СИПКРО, САМАРА, 2014 г.)...

Компьютерная обработка теста "Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации» (Личностные УУД)"

Методика изучения мотивации обучения школьников при переходе из начальных классов в средние по методике М. Р. Гинзбурга «Изучение учебной мотивации»(Личностные УУД)Цель:...

Методика интент-анализа - как инструмент оценки личностных результатов учащихся в образовательном процессе.

Одним из инструментов оценки личностных результатов образовательного процесса может стать методика интент-анализа текста творческих работ учащихся. В чем сущность данного метода, как учитель может при...

Методики исследования личностных результатов.

Представлены методики исследования личностного развития (самоопределение, смыслообразование, нравственное развитие)....