классный час, посвященный 75-летию Великой Победы
классный час (7, 8, 9 класс)
Классный час «Великая Победа – одна на всех»
Для учащихся 7-9 классов
Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения - воспитание любви к Родине, уважения к защитникам Отечества и историческому прошлому своей страны; нравственное воспитание учащихся – воспитание сочувствия и сострадания людям пережившим ужасы фашизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_maya.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час «Великая Победа – одна на всех»
Для учащихся 7-9 классов
Цель: гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения - воспитание любви к Родине, уважения к защитникам Отечества и историческому прошлому своей страны; нравственное воспитание учащихся – воспитание сочувствия и сострадания людям пережившим ужасы фашизма.
Ход классного часа.
Вступительное слово педагога:
Эпиграф нашего классного часа:
«Горит и кружится планета,
Над нашей Родиною дым.
И, значит, нам нужна одна победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!» Б. Окуджава.
Воскресенье, 22 июня 1941 года – самая драматическая дата в памяти народов нашей страны. На рассвете этого дня фашистская Германия вероломно нарушив договор о ненападении, внезапно, без объявления войны, нанесла по Советскому Союзу удар огромной силы.
На защиту своей страны встал весь народ. Советские воины мужественно воевали на фронте. Рабочие, крестьяне, учёные работали в тылу под лозунгом: «Всё для фронта, всё для Победы!». Народ отстоял своё Отечество, но цена Победы была очень высокой.
В ВОВ погибли более 8,5 миллионов военнослужащих, более 13,5 миллионов мирных жителей, умерших от голода, погибших во время бомбёжек и карательных акций, расстрелянных и замученных в концентрационных лагерях.
Уничтожение гражданского населения проводилось нацистами самыми изощрёнными способами и средствами. Злодейские правила поведения на оккупированной земле прививались каждому солдату вермахта. В одном из пунктов «Памятки немецкого солдата» было записано: «У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик. Убивай, этим самым ты спасёшь себя от гибели, обеспечишь будущее своей семьи и прославишься навек».
На оккупированной территории фашисты зверски уничтожали беспомощных женщин, стариков, детей. Послушайте отрывки из книги С. Алексиевич «Последние свидетели. Соло для детского голоса». Белорусская писательница собрала воспоминания людей, которым в годы войны было от трёх до пятнадцати лет. Эту книгу надо обязательно прочитать, чтобы помнить, какую страшную цену мы заплатили за Победу в Великой Отечественной войне.
Ученик (1) «Женя Белькевич – 6 лет. Я запомнила… Я была совсем маленькая, но я все запомнила…
Солнце светило мне в лицо. Так тепло… И теперь не верится, что мой отец в то утро уходил на войну. Я была совсем маленькая, но мне кажется, я сознавала, что вижу его в последний раз. Больше никогда не встречу. Я была совсем… Совсем маленькая…
Так и связалось у меня в памяти, что война – это когда нет папы…
А потом помню: черное небо и черный самолет. Возле шоссе лежит наша мама с раскинутыми руками. Мы просим ее встать, а она не встает. Не поднимается. Солдаты завернули маму в плащ-палатку и похоронили в песке, на этом же месте. Мы кричали и просили: «Не закапывайте нашу мамку в ямку. Она проснется, и мы пойдем дальше». По песку ползали какие-то большие жуки… Я не могла представить, как мама будет жить под землей с ними. Как мы ее потом найдем, как мы встретимся? Кто напишет нашему папе?
Кто-то из солдат спрашивал меня: «Девочка, как тебя зовут?» А я забыла… «Девочка, а как твоя фамилия? Как зовут твою маму?» Я не помнила… Мы сидели возле маминого бугорка до ночи, пока нас не подобрали и не посадили на телегу. Полная телега детей. Вез нас какой-то старик, собирал всех по дороге. Приехали в чужую деревню, и разобрали нас по хатам чужие люди.
Я долго не разговаривала. Только смотрела».
Ученик (2): «Тоня Рудакова – 5 лет. Приехали немцы утром, ещё было серенько. Они сначала нас расстреляли, а потом сожгли…Я вернулась с того света... На улице они не стреляли, а заходили в хаты. Заходят они во двор: первый – солдат, второй - офицер. Стали загонять нас в дом. В доме мама села на лавку возле стола. И я запомнила, что она взяла кружечку с молоком, стала нашего маленького прикармливать. А так тихо, что мы все слышим, как он чмокает. Я села в уголочке, впереди себя веник поставила. На столе была длинная скатерть, соседский мальчик под стол спрятался. Под скатерть. Брат под кровать залез. Офицер подошёл к столу, поднял скатерть и выстрелил. Оттуда крик, он ещё раз выстрелил. Смотрит на меня… Как раз в это время выходит из другой комнаты солдат и зовёт офицера, а там на кровати лежат маленькие котята. Они берут их на руки, улыбаются, они стали с ними играть. Котят они вынесли из хаты... Помню, как горели у убитой мамы волосы... А у маленького возле неё - пелёнки… Мы переползли со старшим братом, сначала – во двор, потом в огород. Вечером заползли в кусты. Каким образом мы остались живы? Не помню… Живы остались мы с братом и четыре котёнка. Пришла наша бабушка… Забрала нас всех».
Ученик (3): «Валя Матюшкова – 5 лет. Помню себя в детприёмнике, он был окружён проволокой. Охраняли нас немецкие солдаты и немецкие овчарки. Там были и такие дети, что не умели ещё ходить, а ползали. Когда они хотели есть, они лизали пол…Они быстро умирали. Кормили плохо, давали какой-то хлеб, от него так распухал язык, что мы не могли даже говорить. Из детприёмника перевезли в детдом, детдом находился напротив мединститута, а там был немецкий госпиталь. Меня очень любила женщина, которая там убирала. Когда приходили к нам брать кровь, она засовывала меня в какой-нибудь угол. «Врачи» уходили, я возвращалась в комнату… Через две-три недели дети менялись. Одних куда-то увозили, они уже все были бледные, слабые, а других привозили. Немецкие врачи считали, что кровь детей до пяти лет помогает скорейшему выздоровлению раненых. Обладает омолаживающим эффектом. Я теперь это знаю…».
Ученик (4): «Валя Юркевич – 7 лет. Под Смоленском наш вагон с эвакуированными разбомбили полностью. Мы как-то уцелели, нас вытащили из-под обломков. Вернулись с мамой к себе в Витебск. Дом наш был разбит. Приютила нас всех еврейская семья, двое очень больных и очень добрых стариков. Мы всё время боялись за них, потому что в городе везде развешивали объявления о том, что евреи должны явиться в гетто. Однажды нас не было… Когда вернулись, обнаружили записочку, что хозяева ушли в гетто, потому что боятся за нас, нам надо жить, а они старые… Побежали с сестрой к Двине, моста в том месте не было, в гетто людей перевозили на лодках. На наших глазах загружали лодки стариками, детьми, на катере дотаскивали до середины реки и лодку опрокидывали. Видели, как села в лодку семья – муж, жена и двое детей, когда лодку перевернули, взрослые сразу пошли ко дну, а дети всё время всплывали. Фашисты, смеясь, били их вёслами. Я не помню, как пришли мы с сестрой домой, как я её дотащила».
В каждой семье есть свои герои Великой Отечественной войны. Кто-то погиб за Победу, кто-то прошёл всю войну и вернулся домой, кто-то приближал Победу, работая в тылу.
Педагог: Ребята, расскажите о своих родственниках, которые воевали или работали в тылу. (Ученики заранее готовят сообщения).
Учащиеся рассказывают о своих родственниках, участниках войны 1941-1945гг.
Педагог: Мы всегда будем помнить подвиг ветеранов Великой Отечественной войны.
Давайте вспомним о подвигах лишь некоторых героев, отдавших свою жизнь за Победу.
Ученик (5): Лётчик капитан Николай Гастелло совершил наземный таран, направив свой горящий самолёт на боевую технику фашистов. Подвиг Н. Гастелло повторили более 600 лётчиков.
Ученик (6): Разведчицы Вера Волошина и Зоя Космодемьянская были подругами и погибли в один день, выполняя задание в немецком тылу. Они должны были поджигать дома, в которых жили фашисты, но были схвачены и 29 ноября 1941 года девушки были казнены – Вера в деревне Головково, Зоя – в деревне Петрищево.
Ученик (7): Василий Клочков был политруком стрелковой дивизии генерал-майора И. В. Панфилова. В ноябре 1941 года немцы приближались к Москве. У разъезда Дубосеково атаки фашистов отбивали 28 бойцов дивизии И.В. Панфилова во главе с В. Клочковым. 28 бойцам противостояли 50 танков фашистов. Герои сражались до последнего патрона. Ценой собственной жизни панфиловцы не пропустили немцев к Москве. После войны у разъезда Дубосеково поставили памятник героям-панфиловцам
Педагог: Все слышали о подвиге ленинградцев, переживших блокаду.
Ученик (8): 900 дней противостоял Ленинград вражеской блокаде и каждый из этих дней был отмечен боевой и трудовой доблестью ленинградцев. Голод – самая страшная страница ленинградской блокады. В ноябре 1941 года ленинградцы получали кусочек хлеба весом 125 грамм в день. Страшно мучаясь от голода, люди вынуждены были есть столярный клей, кожаные ремни, сумки, перчатки. Лепёшки из лебеды были доступны только летом. Число умерших в блокадном Ленинграде составляет около миллиона человек. Немало душ и сердец во всём мире потряс дневник Тани Савичевой: «Бабушка умерла 25 янв…», «Дядя Алёша 10 мая ...», «Мама 13 мая в 7.30 утра…», «Умерли все. Осталась одна Таня». Таню вывезли из Ленинграда, но она умерла в 1944 году, не пережив последствий голода.
Ученик (9): Послушайте отрывок из стихотворения Анны Ахматовой, которое она написала осенью 1941 года:
Птицы смерти в зените стоят.
Кто идет выручать Ленинград?
Не шумите вокруг — он дышит,
Он живой еще, он все слышит:
Как на влажном балтийском дне
Сыновья его стонут во сне,
Как из недр его вопли: «Хлеба!»
До седьмого доходят неба...
Но безжалостна эта твердь.
И глядит из всех окон — смерть.
Ученик (10): В таких ужасных условиях люди продолжали работать. Вот что вспоминает К.П. Дубровина, пережившая блокаду, работавшая зимой 1941-1942 гг. токарем на заводе: «Нам выдали талончики. На них дадут немножко жидкой-жидкой каши, а мы ещё разбавляем кипятком, чтобы её было побольше, вроде впечатление, что больше поел. На заводе было страшно конечно. Голодные у станков работали, всюду были выбиты окна, руки примерзали к металлу».
Педагог: Подвиги солдат и мирных жителей в Великой Отечественной войне останутся в нашей памяти навсегда. Мы всегда будем помнить о тех, кто не вернулся с войны, кто, работая в тылу, помогал приближению Победы, о погибших детях, женщинах, стариках, о замученных в концентрационных лагерях, об умерших от голода в блокадном Ленинграде.
Ученик (11) читает отрывок из стихотворения Р. Рождественского «Реквием (Вечная слава героям…)».
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какою ценой
завоёвано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Детям своим
расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям
детей
расскажите о них
чтобы тоже
запомнили!
Литература
1. Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. Ленинград, Лениздат, 1984.
2. Алексиевич С. Последние свидетели. Соло для детского голоса. М. Время, 2008.
3. Ахматова А.А.: Птицы смерти в зените стоят… -
http://family-history.ru/dopmaterial/prilozh/poesia/aaach/aaach_390.html
4. Кривошеев Г.Ф., Андронников, В.М. , Буриков П.Д., Гуркин В.В. Великая Отечественная без грифа секретности. Книга потерь. М. Вече, 2009.
5. Окуджава Б. И, значит, нам нужна одна победа. http://stih.pro/belorusskij-vokzal/ot/okudzhava
6. Рождественский Р. Реквием (Вечная слава героям..) http://ruspoeti.ru/aut/rrozhdestvenskij/11269/
7.http://pobeda-mo.ru/kosmodemyanskaya/
8.http://www.pomnivoinu.ru/home/reports/1495/
9.http://army.lv/ru/Gastello-Nikolay-Frantsevich/400/3116
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка классного часа, посвященного 70-летию Великой Победы
· Воспитать у школьников патриотические чувства к своей Родине, гордость за её героическое прошлое, уважение к участникам Великой Отечественной войны, г...
Классный час к 70-летию Великой Победы "Памятники Великой Отечественной войны, посвященные Курской битве"
Материал содержит сценарий и презентацию для классного часа о памятниках Великой Отечественной войны, посвященных Курской битве. Данный материал познакомит учащихся с ходом ВОВ, а конкретнее с Курской...
Классный час, посвященный 75-летию Великой Победы
Разработка классного часа для обучающихся 10-11 классов по теме: "Истории той войны". Классный час посвящен празднованию 75-летию Великой Победы....
Электронный сборник материалов первого этапа педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районного конкурса "Учитель года"
Материалы выступлений педагогов на первом этапе педагогической эстафеты 2019-2020 учебного года, посвященной 75 -летию Великой Победы в Великой Отечественной войне и 25-летию проведения районног...
Классный час, посвященный 75-летию Великой Победы над фашизмом «Вклад ученых-математиков в победу над фашистской Германией».
методическая разработка 9-11 кл...
Методическая разработка классного часа, посвященного 75-летию Великой Победы «УРОК ПОБЕДЫ »
Методическая разработкаклассного часа,посвященного 75-летию Великой Победы«УРОК ПОБЕДЫ »...
Классный час, посвященный 75-летию Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45г.г.
Классный час, посвященный 75-летию Великой Победы Советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45г.г.9 классТема: «У войны - не женское лицо»( в памят...