Исследовательский проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
проект
Материал из опыта моей работы
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Проблема – возможность повышения эффективности моей воспитательной деятельности.
ЦЕЛЬ изучение деятельности классного руководителя в классе и определение условий эффективности его работы.
ЗАДАЧИ: 1. Проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. 2. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. 3. Представить практические материалы моей работы, как классного руководителя.
Сущность деятельности классного руководителя Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса. На него возлагается ответственность за организацию жизни детей, формирование и воспитание коллектива, за учебно-воспитательной работой в классе. Как воспитатель учащихся, он заботится о всестороннем их развитии, о воспитании у них трудолюбия, коллективизма, о повышении качества знаний и укреплении дисциплины и порядка в классе. Всю эту работу классный руководитель проводит не в порядке самодеятельности, а как официальное должностное лицо. Классный руководитель несёт ответственность перед руководством школы и органами образования за содержание и организацию воспитательной работы в порученном ему классе.
Воспитательная деятельность классного руководителя сложна и многогранна. Он проводит различную воспитательную работу с коллективом учащихся, с учителями своего класса, с родителями и общественностью. Задачи его воспитательной деятельности определяются общими задачами воспитания и конкретными условиями жизни класса. На разных этапах развития коллектива классный руководитель выдвигает конкретные задачи воспитания и, опираясь на ученический коллектив, проводит разнообразную воспитательную работу с классом и отдельными учениками. При определении этих задач, он учитывает возрастные особенности учеников, уровень их знаний и состояние успеваемости, дисциплины в классе, наличии таких качеств, как трудолюбие, коллективизм, сознание общественного долга.
Условия эффективности деятельности классного руководителя. Эффективность деятельности классного руководителя зависит в первую очередь от личности самого воспитателя, от его личностных характеристик, определяющих стиль отношений с воспитанниками, систему педагогических приемов и способов его взаимодействия с учащимися, влияющих на характер общения классного руководителя с учениками от уровня его педагогической культуры, знания и понимания им основных социально-психологических феноменов класса. В качестве условий эффективности деятельности классного руководителя рассматриваются также степень его включенности в жизнь класса (участие в разнообразных делах классного коллектива, близость, частота личных контактов с учащимися; адекватность представлений классного руководителя о классе (уровня восприятия педагогом личности учащегося, структуры классного коллектива, специфики внутриколлективных отношений)
Основные задачи классного руководителя. 1. Изучение учащихся . Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения. 2. Организация и воспитание классного ученического коллектива - это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач. 3. Повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина - важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний и дисциплины школьников.
4. Организация и проведение внеурочной и внеклассной воспитательной работы - ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления - идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников. 5. Координация воспитательной деятельности учителей. Задача классного руководителя - обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями предметниками, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе. 6. Работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.
Педагогические требования к классному руководителю. Педагогическое мастерство предполагает основательное знание своего предмета, понимание закономерностей воспитания и обучения. Важный показатель педагогического мастерства - это наличие умений и навыков проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. Важный показатель педагогического мастерства - это поиск новых путей подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного воздействия на учащихся во многом зависит от установления правильного контакта с классом. Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны конфликтные ситуации. Мастерство состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить их, поддержать и поверить в их силы и возможности.
Разумная любовь и уважение к детям - непременное условие повышения эффективности воспитательной работы. Любовью и уважением можно вызвать у детей хорошее чувство, воспитать нужные качества, приучить к труду и порядку, к послушанию и уважению старших. Нельзя оставлять без внимания проступки учащихся, нарушение ими дисциплины и порядка. Школьники уважают строгих и требовательных, но справедливых воспитателей. Сложная и многосторонняя воспитательная деятельность требует регулярной и систематической работы по повышению квалификации. Нельзя добиться серьёзных успехов в воспитании детей, если надеяться только на ранее заученные педагогические правила и методические приёмы.
Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика Дети, родители, учителя - члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых во многом зависит от характера их взаимодействия. В основе сотруднического взаимодействия семьи и классного руководителя лежат принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу. Сотрудничество педагогов, учащихся, родителей реализуется в различных формах совместной деятельности.
Формы досуга: Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, КВН, походы, экскурсии.
Самоанализ деятельности классного руководителя В настоящее время я являюсь классным руководителем 7 класса , в классе обучается 16 человек, из них 10 мальчиков и 6 девочек. Цель моей работы в качестве классного руководителя – воспитание социально активной личности через осознание собственной значимости и самоценности , необходимости участия в жизни общества.
Основными направлениями моей воспитательной работы как классного руководителя являются: 1. Здоровьесберегающее - использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. 2. Нравственное - обучение обучающихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей . Интеллектуальное - оказание помощи ученикам в развитии в себе способности мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно . Трудовое - привитие основ самообслуживания, самоорганизации . Патриотическое - формирование у обучающихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторах поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного выбора поведения и ответственности за него.
В классе 9 хорошистов. Работу строю по следующим принципам: Принцип дифференциации и индивидуализации обучения. Принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с обучающимися . Принцип создания условий для совместной работы обучающихся при минимальной роли учителя . Воспитание- процесс непрерывный, и, начавшись на уроке, он продолжается, углубляется и дополняется во внеурочной деятельности . Классный руководитель должен быть очень убедителен, предлагая учащимся те или иные мероприятия и чутко прислушиваться к мнению детей.
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Семья и школа призваны дополнять друг друга и взаимодействовать между собой. С этой целью в классе ведется большая работа с родителями или лицами их заменяющими. Систематически провожу классные родительские собрания, разнообразные по формам (организационные, тематические, итоговые, собрания-диспуты). Работу с родителями веду в двух направлениях: повышение педагогической культуры и объединение родителей в сплоченный коллектив. Провожу групповые и индивидуальные консультации с родителями.
Считаю, что уровень сплочения классного коллектива значительно повысился. Каждый ученик в классе имеет коллективное поручение, с которым успешно справляется. Работает актив класса, который вовлекает во внеклассную и внеурочную деятельность всех ребят. Делу сплочения коллектива способствовало проведение различных мероприятий: классные вечера, экскурсии, походы, трудовой десант, празднование дней рождения одноклассников, участие в общешкольных мероприятиях . Все учащиеся задействованы во внеурочной деятельности: в кружках, спортивных секциях (волейбол, баскетбол). Мой класс принимает активное участие в подготовке и организации общешкольных воспитательных мероприятий, праздников, спортивных соревнований («День матери», «Новый год», «А у нас – Масленица», конкурс «Смотра строя и песни », «Рыцарский турнир», « М исс Весна»…
Заключение Таким образом, условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности зависят от множества факторов и направлений образовательной деятельности, которые успешно реализуются в моей воспитательной работе, способствуют моему профессиональному росту и дают возможность каждому воспитаннику реализовать свои творческие задатки и способности, а воспитателю получить гармонично развитую личность ребёнка . Н есмотря на всю сложность и ответственность эта работа, доставляет очень много радости и приносит ощущение удовлетворения.
ИНТЕРНЕТ - РЕСУРСЫ http:// studopedia.ru http:// www.myshared.ru http:// www.b17.ru http:// txtb.ru/85/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
Презентация для выступления на школьном методическом объединении учителей естественно-математического цикла....
Педагогический проект «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
laquo;Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности
В современном мире образование играет одну из важнейших ролей. Для того, чтобы будущий выпускник соответствовал данным критериям образованного человека, необходимо создать такие условия в процессе о...
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую и проектную деятельность как один из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе.
Включение обучающихся в учебно-исследовательскую деятельность...
Нетрадиционные формы урока, как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
Основополагающие вопросы: 1) Творческие работы нетрадиционных жанров. 2) Уроки-семинары по русскому языку в старших классах. 3) Урок-лекция, интегрированный урок, урок-дидактическая иг...
Нетрадиционные формы занятий как способ достижения эффективной познавательной деятельности в условиях внедрения ФГОС
В современных условиях бурного развития начальной школы, каждый учитель должен работать творчески. Это значит, проводить уроки разнообразно и увлекательно. Своеобразие и необычность работы учителя нач...
Учебно-исследовательская и проектная деятельность, как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.
Целью учебно-исследовательской и проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении определенных тем по предмету....