Аналитическая деятельность классного руководителя
учебно-методический материал
Воспитание в школе - это творческий целенапрвленный процесс взамодействия педагогов и воспитанников по созданию оптимальных условий организации усвоения социально-культурных ценностей общества и, как следствие, развития их индивидуальности, самоактуализации личности.
Позиция классного руководителя и его деятельность - важное звено в этом процессе, поэтому очень важна работа по повышению его коммуникативной компетентности.
На современном этапе очень важным является формирование у учителя умений в области профилактических работы, анализа, планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiticheskaya_deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya.docx | 27.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аналитическая деятельность классного руководителя
Анализ динамики социальной ситуации развития учащихся
- Особенности отношений учащихся класса с окружающим их социумом, наиболее заметные изменения в этих отношениях, произошедшие за прошедший учебный год. Какие факторы особенно повлияли на эти изменения?
- Основные ценностные ориентации учащихся класса, особенности отношения учащихся класса к людям, к труду, учебе, школе, классу и т.д.
- Изменения круга наиболее значимых людей (референтного окружения) учащихся класса. Кто для них является (становится) наиболее значимым? Какова степень влияния ближайшего социального окружения (родителей, сверстников), занятий в кружках, секциях и других объединениях на процесс и результат социализации школьников?
- Кто и что влияет в большей мере на развитие личности учащихся, на формирование их личностных качеств (эмоциональных, интеллектуальных, физических, организаторских и т.д.) дарований и способностей?
- Какую роль в социальном развитии школьников играет классное сообщество?
Анализ развития коллектива класса.
-Характеристика социально-психологического микроклимата в классе: характер взаимоотношений учащихся (тактичность, вежливость, внимание и уважение друг к другу) , взаимоотношения мальчиков и девочек, доброжелательность, коллективизм, отношения взаимной ответственности, заботы и т.д.);
- Преобладающее отношение учащихся к учителям и школе. Доминирующий эмоциональный настрой учащихся класса, особенности общения в классном коллективе.
- Социометрическая. Ролевая и коммуникативная структуры класса, уровень развития коллективных взаимоотношений, степень включенности учащихся в жизнедеятельность класса, в процесс планирования, организации и анализа совместной деятельности.
- Развитие общественной активности учащихся (их инициативность, творчество, организованность, самостоятельность, участие в самоуправлении класса).
- Изменения состава класса, произошедшие в течение года, индивидуальные особенности «новеньких» учащихся, их адаптация и интеграция в классном коллективе.
- Особенности общественного мнения в классе и его влияние на интересы и поведение учащихся. Кто (что) оказывает наибольшее влияние на общественное мнение класса?
Анализ организации воспитательного процесса в классе и эффективности воспитательной работы классного руководителя.
- Что из содержания воспитательных мероприятий было принято учащимися наиболее охотно? В каких делах они участвовали с наибольшим удовольствием? В каких проявили себя активными организаторами? А к каким остались равнодушными? В каких были пассивными? Почему?
- Насколько удачной оказалась последовательность классных мероприятий в прошедшем учебном году?
- Какая деятельность положительно влияла на формирование сознательной дисциплины и ответственного отношения к учебе и труду?
- Какие совместные дела, проведенные в прошедшем году способствовали сплочению классного коллектива?
- Какие методы воспитательного взаимодействия, формы работы и средства педагогического влияния наиболее положительно повлияли на развитие учащихся?
Анализ участия учащихся класса в жизнедеятельности школы.
- Основные мотивы участия учащихся класса в школьных мероприятиях, степень их заинтересованности и вовлеченности в жизнь школы, активность и результативность (для развития личности и для обеспечения жизнедеятельности школы) участия членов классного коллектива в школьных делах.
- Участие учащихся класса в школьном самоуправлении, организаторской деятельности, работе школьных кружков, секций, клубов и других объединений; влияние этой деятельности на воспитание и развитие личности учащихся.
Анализ педагогического взаимодействия с семьями учащихся класса и с родительским активом.
- Частота и характер контактов с семьями учащихся.
- Изменение отношения родителей к школе за учебный год.
- Влияние родителей учащихся на воспитательную деятельность класса (в предъявлении требований к содержанию и организации педагогического процесса, в планировании и организации классных дел и мероприятий).
- Результативность педагогического просвещения родителей и информирования их о ходе и результатах учебно-воспитательного процесса в классе (в зависимости от содержания и форм, применявшихся до этого).
- Результативность организации родительских собраний в классе.
- Эффективность индивидуальной работы с родителями.
- Особенности взаимодействия с родительским активом.
- Результаты педагогических наблюдений за воспитанием в семьях учащихся класса, участие родителей в подготовке детей к семейной жизни.
- Взаимодействие с «проблемными» семьями, требующими особенного внимания педагогов школы.
Анализ организации педагогического взаимодействия взрослых, работающих с учащимися класса.
- С кем из педагогических, медицинских, социальных работников и представителей других сфер осуществлялось педагогическое взаимодействие?
- Кто из взрослых, работавших с учащимися класса, оказывает значительное влияние на воспитание и развитие личности учащихся?
- В какой мере классному руководителю удалось организовать взаимодействие педагогов, обучающих и воспитывающих учащихся класса?
- Какие методы педагогического взаимодействия взрослых были наиболее эффективными?
Составление характеристики учащихся
Характеристика учащихся – это обобщение педагогического и психологического наблюдения. Практика общения на уроке, вне занятий, в трудовых делах, знание семейных отношений, друзей позволяет классному руководителю определить тип характера, потенциальные способности, познавательные интересы и прогнозировать мотивы поведения в тех или иных ситуациях.
Особое внимание следует уделить эмоционально-волевой характеристике личности. Это переживания, связанные с учебой, адаптацией в коллективе. Внешнее проявление эмоций (чувств) в поведении, жестах, мимике, настроении.
К волевым качествам относятся целеустремленность, настойчивость, выдержка, смелость, дисциплинированность. Развитие волевых качеств приводит к формированию деловых качеств личности, что особенно важно в современных условиях развития российского общества: предпринимательство на всех уровнях жизни, возможность занять свое место в обществе.
Изучение коллектива и индивидуумов можно условно разделить на несколько этапов педагогического и психологического исследования: индивидуальные беседы, эксперимент (анкетирование, тестирование), психологический и педагогический анализ.
Завершающим этапом исследования является составление характеристики. Индивидуальная характеристика учащегося включает следующее:
1. Сведения об учащемся.
2. Уровень отношения к учебе.
3. Характеристика качеств личности.
4. Характеристика темперамента
Приложение
Характеристика типов темперамента
- Сангвинический темперамент
- живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений;
- веселый, жизнерадостный;
- Эмоционально неустойчивый, легко поддается чувствам, но они у него обычно не сильные и не глубокие;
- Быстро забывает обиды, легко переживает неудачи;
- легко устанавливает контакты, общителен, доброжелателен, приветлив, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения.
- если учебный материал интересен, доступен, то вызывает эмоциональный отклик, быстро усваивает новое, запоминает, легко переключает внимание; если же учебный материал неинтересен и для его изучения требуется длительная, напряженная, однообразная работа, не сангвиник плохо усваивает новое, отвлекается.
2. Холерический темперамент
- быстрота (иногда лихорадочная быстрота) движений и действий, порывистость, возбудимость;
- неуравновешенность: с увлечением, страстью берется за дело, проявляет инициативу, работает с подъемом, но если работа однообразна и требует усидчивости и терпения, настроение резко падает и исчезает.
- в отношениях с людьми допускает резкость, вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную несдержанность (что часто не дает ему возможности объективно оценивать поступки людей) и на этой почве часто создает конфликтные ситуации в коллективе.
3. Меланхолический темперамент
- психические процессы замедленно, с трудом реагируют на сильные раздражители;
- длительное и сильное напряжение вызывает у них замедленную деятельность, а затем и прекращение ее;
- быстро утомляются;
- в привычной и спокойной обстановке чувствуют себя спокойно и работают продуктивно.;
- Эмоции возникают медленно, но отличаются глубиной, большой силой и длительностью;
- легкоуязвимые, тяжело переносят обиды, огорчения, но внешне все эти переживания выражаются у них слабо;
- склонны к замкнутости, избегают общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются;
- на основе этого типа могут развиться такие черты, как болезненная ранимость, подавленность, мрачность, мнительность, скрытность, пессимизм;
- уклоняется от общественной деятельности;
- при благоприятных условиях может добиваться больших успехов в искусстве — музыке, рисовании, поэзии;
- отличаются мягкостью, тактичностью, деликатностью, чуткостью и отзывчивостью.
4. Флегматический темперамент
- медлителен, спокоен, нетороплив;
- в деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство.;
- склонен к порядку, привычной обстановке, не любит перемен в чем бы то ни было;
- как правило, доводит начатое дело до конца;
- в отношениях с людьми флегматик всегда ровен, спокоен, в меру общителен, настроение у него устойчивое;
- нелегко вывести из себя и задеть эмоционально, уклоняется от ссор, его не выводят из равновесия неприятности и неудачи;
- легко может сформировать такие черты, как усидчивость, деловитость, настойчивость;
- при неблагоприятных обстоятельствах у флегматика могут развиться такие специфические отрицательные черты, как вялость, инертность, пассивность, лень. Иногда у человека этого темперамента может развиться безразличное, равнодушное отношение к труду, окружающей жизни, людям и дате к самому себе.
Уровень отношения к себе
Высокий уровень ответственного отношения к учебе.
Учится в полную меру сил, способностей, старательный, требовательный к себе, слова не расходятся с делом, доводит начатую работу до логического завершения.
Личные успехи в учении рассматривает в единстве с общественными интересами, как дело коллектива группы, учебного заведения в целом. Настойчив в достижении цели.
Значимы не только познавательные, но и нравственные мотивы долга и ответственности в учении.
Целеустремленный. Обладает самостоятельностью в принятии решений, в действиях.
Близкий к высокому уровень ответственного отношения к учебе.
Характерно преобладание проявлений ответственного отношения к учению, но суждения о долге и ответственности не всегда подкрепляются требовательностью к качеству и результатам своего труда.
Иногда активен по престижным мотивам. Из-за этого в коллективной учебной деятельности создается напряженная обстановка.
Ответственность перед родителями выше, чем перед коллективом.
Средний уровень ответственного отношения к учению.
Характерно незначительное преобладание положительных проявлений ответственного отношения к учению;
Имеет множество отклонений от нормы: ситуативный характер ответственности, инертность; имеет рассеянное внимание, отвлечения, связанные с внеучебными занятиями, леность.
Активность проявляется в условиях коллективной работы.
Низкий уровень ответственного отношения к учению.
Характерно преобладание отрицательных проявлений к учению по всем предметам.
Не рассматривает учебу как обязанность перед обществом, а считает сугубо личным делом.
Пассивен на уроках, не имеет деловых контактов в учебе со своими одноклассниками.
Не выполняет « Единые педагогические требования» на уроках, с готовностью поддерживает нарушителей порядка и дисциплины. Ведет себя вызывающе, грубит и т. д. Не умеет (или не хочет) работать индивидуально, коллективно. характеристике необходимо отметить личностные качества учащегося, такие, например, как инициатива, отношение к другим, лидерство и т. д.
Характеристика качеств личности
Инициатива
Ищет дополнительные занятия, очень искренний, находчив, смекалист при выполнении заданий. Выполняет необходимый объем работ без указаний. Безынициативный, ждет напоминаний, указаний.
Отношение к другим
Позитивное дружелюбное отношение к товарищам по учебе, преподавателям, работникам учебного заведения. Иногда с ним трудно работать, общаться. Сварливый, некоммуникабельный. Не терпит вмешательства в свои дела, не прислушивается к мнению других.
Лидерство.
Сильный, внушает уверенность и доверие. Умело отдает эффективные приказы, ведущий, ведомый. Пользуется уважением в учебной группе и у преподавателей. Надежный в делах. Независимый, искренний. Любит власть, стремится к власти, болезненно воспринимает, когда указывают, что делать и как делать. Если не удается стать лидером, может стать бунтарем, агрессивным. Нерешительный, малодушный.
Ответственность.
Добросовестно и в срок выполняет поручения. Соглашается с поручениями, хотя и не без протеста. Неохотно соглашается с поручениями. Уклоняется от любых поручений.
Организаторские способности.
Очень способный в убеждении людей и выстраивании фактов в логическом порядке. Способный организатор, средние организаторские способности, плохой организатор.
Решительность
Быстрый и точный, основательный и осторожный, осмотрительный. Быстрый, но часто делает ошибки, сомневающийся и боязливый.
Упорство –
Целеустремленный, его нелегко обескуражить трудностями. Предпринимает постоянные усилия. Добивается цели любыми средствами. Средний уровень упорства и решимости. Низкий уровень упорства и решимости.
Оптимист (пессимист) –
Оптимистом человек может быть от рождения или стать им. Оптимизм может перейти в необузданное легкомыслие. Здоровый юмор, самоирония. Реалист. Пессимист не видит выхода из окружающих его проблем. Подвержен депрессии, нуждается в помощи для выхода из нее.
Нерешительный
Взвешивает все «за» и «против» в любой жизненной ситуации. Если удается переложить принятие решения на плечи другого, вздыхает с облегчением. Часто принимает половинчатые решения. На собраниях предпочитает молчать, чаще из-за трусости. На человека нерешительного трудно положиться, он может в любой момент подвести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
презентация к педсовету по теме "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"
тема выступления на педсовете "Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя"«Воспитание – высшее из благ, но только ...
Заседание МО классных руководителей «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя?»
Заседание методического объединения классных руководителей по теме «Как добиться успехов и избежать в воспитательной деятельности...
Аналитическая деятельность классного руководителя
Аналитическая деятельность классного руководителя...
Аналитическая справка по результатам деятельности классного руководителя 5 класса за уч.год
1. Цель воспитательной работы – создание воспитательной системы класса, которая способствует всестороннему развитию личности ребенка....
Педагогический совет для классных руководителей «Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя».
Педагогический совет для классных руководителей«Творчество классного руководителя или как добиться успеха и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя»....