Статья на тему "Проблемы воспитания в образовательных учреждениях"
статья

Проблемы воспитания в образовательных учреждениях на сегодня актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна и в социальном плане, и в плане реализации Программы развития образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_problemy_vospitaniya_molodezhi.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Л. Р. Ахметова, преподаватель  ГАПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум  им. Габдуллы Тукая»

ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Проблемы воспитания  в образовательных учреждениях на сегодня актуальна и своевременна, она является стержневой в развитии и становлении личности, определяет гуманистическую направленность всего воспитательного процесса. Она актуальна, современна и в социальном плане, и в плане реализации Программы развития образовательного учреждения.

В современной ситуации социокультурной и экономической жизни проблемы воспитания подрастающего поколения приобрели особую актуальность. Возросло внимание к проблемам воспитания со стороны государства, органов управления образованием, педагогической науки.

Я работаю преподавателем в ГАПОУ «Атнинский сельскохозяйственный техникум им. Габдуллы Тукая» и  являюсь классным руководителем. В процессе своей работы и преподавания нам, преподавателям очень часто приходиться сталкиваться с проблемами воспитания молодежи.

Молодёжь — это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства и юности к социальной ответственности. Всякие размышления о молодежи как-то у нас в последнее время стали актуальными.

Известно, что для воспитания существенную роль играет социальный опыт прошлых поколений. Россия в течение более 70 лет была страной закрытой, лишь немногие её жители хорошо владели иностранным языком, имели возможность бывать  за границей, читать разную зарубежную  литературу, общаться с иностранцами. Теперь ситуация коренным образом изменилась. Для молодых, так как «молодежь – дитя нашего неспокойного времени», мир становится всё более открытым. Они не только бывают в других странах, но учатся там и работают. Они, как губка, впитывают новые для себя ценности, усваивают обычаи, традиции разных народов. Доступность других культур создаёт условия не только для идентификации человека с другими культурами, что позволяет ему лучше понимать, усваивать и принимать ценности, традиции, обычаи другой культуры, но способствует и обособлению человека от других культур, ставит его в ситуации соотнесения с ними, последнее способствует и лучшему пониманию своей собственной национальной культуры. Но становится доступной не только культура высокого уровня, но и массовая культура, которая включает в себя и образцы низкого уровня. Они-то для современных детей и молодёжи подчас являются более желанными и легко осваиваются. В связи с этим возникают вопросы. Какая молодежь будет определять пути развития общества? Кто и как должен сегодня решать задачи воспитания детей? Какие идеалы и принципы определяют или должны определять воспитательные цели и организацию воспитательной работы с детьми, подростками и юношеством?

Эти и другие вопросы к семье, к системе образования, к общественным организациям, к иным социальным институтам, к науке и к практике. Их обсуждают и решают на федеральном и региональном уровне, на уровне муниципальных образований, конкретных образовательных учреждениях и педагогических коллективов. В качестве приоритетного вопрос об организации воспитательной работы стоит перед теми, кому предназначено управлять социальной сферой, в частности, системой образования.

Воспитание детей, в узком смысле слова, определяется как процесс целенаправленного формирования личности,   мировоззрения, нравственного облика, определенных черт характера. При этом, речь, как правило, идет либо о семейном воспитании, либо о целенаправленной деятельности педагогов, их воспитательной работе в условиях учреждений и организации разных типов, видов и ведомств Воспитание как общественные отношения, в которых одни люди прямо или косвенно, непосредственно или апосредственно воздействуют на других в целях направленного формирования или изменения их определенных личностных качеств и форм поведения  (сп, Баринов).

Воспитание как один из компонентов составляющих процесс социализации детей, подростков и юношества, происходит сегодня в необычайно противоречивых условиях. Ослаблено воспитание в семье. Негативные явления жизни пагубно влияют на становление нового поколения.

Моя работа, как классного руководителя, строится на рассмотрении вопросов воспитания у студентов патриотизма через вовлечение обучающихся в систему коллективных творческих дел.

Коллективная деятельность «способствует формированию процессов децентрализации ребенка, т.е. способности оказаться в положении другого человека, увидеть ситуацию его глазами», развивает способность к сопереживанию, сочувствию. Патриотизм – чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных занятий, проведение внеклассной и внеурочной работы. Основной формой учебной работы остается урок, который в воспитательной системе становится воспитательным комплексом, где интегрируются воспитательные воздействия в целостный воспитательный процесс. Поэтому для повышения воспитывающего характера обучения целесообразно:

-    усилить гуманитарную направленность всех учебных дисциплин: в традиционные предметы включить материал помогающий детям понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, проектировать свою жизнь.

-    использовать активные формы и методы образовательной деятельности, ее открытости, разнообразие учебно-методических материалов, форм и приемов учебной и вне учебной работы, развивающей знания и навыки, повышающие социальную и культурную компетентность личности.

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение, влияние социальной и предметно - эстетической среды.

Хочу отметить, как бы хорошо ни проводились классные часы по патриотическому воспитанию, самый прочный фундамент мировоззрения закладывается именно в семье. Родители также могут сделать немало для развития чувства патриотизма у детей. Отправиться с ними на экскурсию по интересным историческим местам страны,  рассказать о  подвигах прадедушек и прабабушек в годы войны, показать фото из семейного архива. Кто-то из родителей, возможно, предложит своему чаду посмотреть интересный документальный фильм об исторических событиях, кто-то – покажет, как много радости можно получить, поделившись одеждой или другими вещами с детьми-сиротами и инвалидами. Все эти маленькие шажочки на пути к формированию великой личности имеют огромное значение. Патриотическое образование детей должно происходить как в образовательных учреждениях, так и за ее стенами, в кругу семьи. Только в таком случае ребенок сможет осознать его значимость и перенять важнейшие нравственные, культурные и гражданские ценности.

Литература:

1. «Современные проблемы воспитания в образовательных учреждениях», Селиванова Н.,  - М.:2012 г.

2. «Социология молодежи». Энциклопедический словарь, - М.: 2009 г.

3. «Социальная работа с молодежью», - М.: Инфра – М, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правовое воспитание в образовательном учреждении

Программа правового воспитания школьников состоит из трех частей, каждая из которых посвящена разным возрастным категориям детей. Основанием для разработки такой...

Статья "Формирование здоровьесозидающей среды в образовательном учреждении в условиях модернизации образования"

Одной из важнейших задач современной школы является формирование здоровьесберегающей образовательной среды, чтобы учеба происходила без ущерба для здоровья, а наоборот, воспитывала у учащихся ку...

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...

Опытно-экспериментальная программа по теме: "Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении"

Педагогический совет:"Педагогические условия гражданско-патриотического воспитания в образовательном учреждении" Итоги работы муниципальной экспериментальной площадки.Цель:воспитание патриотизма,...

Статья «Гиревой спорт в системе физического воспитания в образовательных учреждениях»

Гиревой спорт в настоящее время является не только видом спорта, но и средством оздоровления организма. Доступность, зрелищность, непритязательность расширяют круг любителей гиревого спорта и способст...