Программа воспитания и социализации обучающихся
методическая разработка (7 класс)

Медведев Сергей Федорович

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение,  сориентировать ребенка на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью,  индивидуальностью.

   Задача классного руководителя — помочь детям развить свои способности, сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_7_klass.docx64.4 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Ничего невозможного нет

(древнее высказывание)

Программа воспитания и социализации обучающихся предусматривает формирование нравственного уклада жизни школьников, обеспечивающего создание соответствующей социальной среды для развития обучающихся и включающего воспитательную, учебную, в не учебную, социально значимую деятельность, основанного на системе духовных идеалов многонационального народа России, базовых национальных ценностей, традиционных моральных норм, реализуемого в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни. Программа воспитания и социализации обучающихся направлена на обеспечение их духовно-нравственного развития и воспитания, социализации, профессиональной ориентации, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Каждый ребёнок уникален и неповторим, и задача педагогов состоит, в том, чтобы, применив все свои знания, проявив такт и терпение,  сориентировать ребенка на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему стать полноценной личностью,  индивидуальностью.

   Интеллектуальный уровень 7 «В» класса средний, 100% успеваемость, 65% качество знаний, учащиеся принимают активное участие в муниципальных олимпиадах. По психолого-возрастным особенностям достаточно подвижны, стремятся к победе. Социальная активность высокая, лидерские качества выражены.

Программой предусмотрены различные формы работы, обусловленные особенностями ее реализации.  Это - классные часы, беседы, диспуты, информационные часы, конференции, викторины, конкурсы, КТД, экскурсии, проектная и исследовательская работа.

Необходимым условием успешной реализации данной программы является привлечение родителей к  тесному сотрудничеству с классным руководителем и классным коллективом. Это осуществляется за счёт  включения родителей в организацию  классных мероприятий,  общественно- значимую деятельность, проведение совместных встреч детей и родителей в поездках, походах, праздниках.

Задача классного руководителя — помочь детям развить свои способности, сохранить своё культурное наследие, духовность и красоту человеческих взаимоотношений, так как эти ценности будут вечны всегда.

Программа воспитания и социализации классного коллектива отвечает требованиям документов:

  • Конвенция о правах ребенка;
  • Конституция Российской Федерации;
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 с внесенными в него изменениями;
  • Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года;
  • Государственная программа «Образование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»;
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утверждена Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым 04.02.2010 года, приказ №271;
  • Приоритетные направления развития российского образования, одобрены на заседании Правительства Российской Федерации 09.12.2004 года, протокол № 47, раздел I;
  • Федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения (ФГОС);
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях различного вид (Сан ПиН 2.4.2.1178-02).

Цель программы:

создание образовательной среды, способствующей  формированию духовно-нравственному становлению толерантной личности и активной гражданской позиции школьников на основе общечеловеческих ценностей и культурно-исторических традиций страны.

Задачи воспитательной деятельности:

 - Формирование у учащихся межличностных отношений, гражданско-патриотического сознания, навыков самообразования и разностороннее развитие их творческих способностей;

 - Воспитание толерантности, чувства уважения друг к другу, взаимопомощи и взаимопонимания;
-  Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного, духовного и эстетического развития детей;

- Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива;

- Воспитание общей культуры школьников через приобщение к культуре, обычаям и традициям страны.

Принципы реализации программы

Принцип общественной направленности:  Школа не может являться самостоятельным механизмом, изолированным от общества. Деятельность педагога  должна соответствовать задачам воспитания подрастающего поколения в интеграции с государственной стратегией воспитания и направлена на формирование социально необходимого типа личности.

Принцип гуманистической направленности – уважительное   отношение к ребёнку, к его мнению, позиции; соблюдение прав и свобод школьников; ненасильственного формирования требуемых качеств.

Принцип ориентации на ценностное отношение - постоянство профессионального внимания педагога на разворачивающиеся в действиях, эмоциональных реакциях, словах и интонационной окраске отношения воспитанника к социально-культурным ценностям: человеку, природе, обществу, труду, познанию  и ценностным основам жизни, достойной человека, — добру, истине, красоте.  

Принцип субъективности  - максимальное содействие развитию способности ребенка осознавать свое "Я" в связях с другими людьми и миром в его разнообразии, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия как для других, так и для собственной судьбы, оценивать себя как носителя знаний, отношений, а также свой выбор, производимый ежечасно.

Принцип социального взаимодействия – придать воспитанию диалогический характер; способствовать сотрудничеству всех участников воспитательного процесса; создание условий для профессионального самоопределения школьников, формирования навыков общения в социуме.

Принцип систематичности, последовательности и непрерывности -   соблюдение преемственности в приобретении и закреплении знаний, умений и навыков; опора на жизненный опыт детей; формированию основ научного мировоззрения, высоких моральных качеств, навыков и привычек поведения.

Принцип успешности — в процессе коллективной творческой деятельности развиваются индивидуальные особенности учащихся, ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности; создание ситуации «успеха» в разных видах деятельности способствует формированию позитивной Я - концепции личности учащегося, стимулируется стремление ребёнка к самосовершенствованию.

Реализация данных принципов базируется на использовании следующих подходов в процессе воспитания:

Личностно – ориентированный подход – учет личностных качеств, характеристик и возможностей каждого ребёнка; видение, принятие личности школьника; создание условий для  разностороннего развития и индивидуальности учащегося.

Деятельностный подход — с помощью игровой, трудовой, творческой и     досуговой  деятельности дети овладевают определёнными способами и моделями поведения в процессе общения и взаимодействия, соответствующего общечеловеческим ценностям и нормам.

Компетентностный подход - формировании у учащихся компетенций, обеспечивающих им возможность успешной социализации; учащиеся должны обладать качествами, способствующими выполнению ими в будущем многообразных видов социально-профессиональной деятельности, что обуславливают формирование компетентной личности в современном мире.

Комплексный подход  - необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной и вариативной, что предполагает воспитание и развитие актуальных качеств личности ребёнка в различных направлениях.

Основные направления воспитательной деятельности

Направление

Афоризм

Задачи

Прогнозируемые результаты

Гражданско-патриотическое  

 «Я и моя Родина»

Понятие отечество обозначает страну предков (отцов) человека, а также часто имеет эмоциональный подтекст,

 что некоторые испытывают к отечеству особое чувство,

 которое сочетает любовь и чувство долга (патриотизм).

Википедия

- воспитание человека, осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг;

- воспитание уважения к Государственному флагу и гербу России, её героическому и историческому прошлому,

- воспитание чувства гордости за свою страну и веры в Россию;

- формирование чувства единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических либо религиозных убеждений;

- разъяснение Конституции РФ, создающей условия для демократии и гражданского согласия, свободного и достойного развития личности;

- изучение национальных традиций, культуры своего народа, любви к родному языку и краю;

- изучение гражданских, политических, экономических и социальных прав и обязанностей человека.

-создание условий для развития самостоятельности, инициативы учащихся их профессионального самоопределения.  

-знает символику, историю и героическое прошлое страны и родного города;

-уважительно относится к традициям, культурным ценностям своей Родины;

-знает свои права и обязанности;

-чувствует гражданскую ответственность за сложившуюся ситуацию,  и  готов изменить ее;

-способен осуществить самостоятельный выбор, и нести  ответственность за полученный результат;

-осознание возможности, достоинства и недостатков собственной личности;

- определяет свои профессиональные интересы.

Духовно -нравственное  

 «Я и окружающие люди»

Я не встречал такого человека, у которого не было бы чему поучиться

А.Виньи

- формирование  качеств личности, отвечающих представлениям об истинной человечности,  доброте, сострадании, милосердии;

- изучение культурных, духовно-нравственных ценностей своего народа, накопленных предыдущими поколениями; 

- формирование у детей умения строить свои взаимоотношения в процессе взаимодействия сокружающимися на основе сотрудничества, взаимопонимания, готовности принять других людей, иные взгляды, иные традиции и обычаи, иную культуру;

- развитие нравственного самосознания личности (совести) — способности школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

- готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата;

- привитие навыков культуры поведения, культуры речи, культуры общения; - изучение семейных традиций, воспитание у учащихся уважения к семейным ценностям.

-понимает значение общечеловеческих ценностей -  «мир», «любовь», «сострадание», «порядочность», «доверие»,  «забота», «справедливость», «достоинство», «ответственность», «гуманизм»;

-уважительно относится к себе и окружающим людям;

-умеет понимать других и готов помочь

-готов к состраданию и гуманному отношению ко всему живому

-знает основы коммуникативной культуры личности; 
-владеет навыками неконфликтного общения, - ценит чувство товарищества и взаимовыручки;

-участвует в акциях милосердия;

-коммуникабелен, умеет работать в коллективе.

Интеллектуально-познавательное

 «Я и мир знаний»

Знания раскрывают нам двери,

но войти в них мы должны сами.

Д.С. Лихачёв

- формировать эмоционально – положительное отношение к учебному труду, знаниям, науке;

- целенаправленное формирование познавательных интересов, потребности в познании культурно-исторических ценностей;

-создание условий для развития творческой активности и повышению мотивации к процессу познания;

- развитие в ребёнке способности критического мышления, умения проявлять свои интеллектуально-познавательные умения в  жизни;

-  формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать кругозор и любознательность.

-умеет развивать свои способности;

-умеет самостоятельно планировать, организовывать, анализировать порученное дело;

-владеет приёмами изучения учебного материала;

 -умеет находить, и использовать информацию из различных источников;

- владеет приемами  самообразования и самовоспитания;

-умеет логически мыслить;

-владеет богатым словарным запасом;

- испытывает  интерес к познавательной деятельности;

Экологическое и трудовое

 «Я и моя планета»

Природа не терпит неточностей, и не прощает ошибок

Р.Эмерсон

- привитие навыков экологического воспитания и бережного отношения к природе;
- изучение и охрана природы своей местности;

- воспитание любви к родному краю, умения и желания любоваться природой, охранять её и защищать;

- знания законов живой природы, понимание сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой и человеком;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

-  подготовка детей к труду, жизненному и профессиональному самоопределению;

-  формирование культуры учебной и трудовой деятельности, жизненно-необходимых трудовых и бытовых навыков;

- развитие навыков коллективного труда в процессе классной коллективной деятельности.

-знает экологические проблемы и готов к их решению;

-умеет видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться;  

-ведёт себя  экологически грамотно;

-предпринимает  действия по сохранению и улучшению экологической ситуации в месте проживания;

-выполняет полезные и значимые для общества и коллектива  дела;

-трудолюбив,

-имеет знания о производстве, трудовых умениях;

-готов к выбору профессии.

Физическое воспитание и здоровый образ жизни

 «Я и здоровье»

Все имеет  смысл, пока мы здоровы

Древнее изречение

- сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование у школьников навыков организации здорового образа жизни;

-демонстрация учащимся значимости физического и психического здоровья человека;

- знакомство учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья воспитание понимания важности здоровья для будущего;

- воспитание в детях ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих;

- формирование у учащихся культуры сохранения и совершенствования собственного здоровья;

- профилактика вредных привычек и правонарушений.

- принимает здоровый образ жизни как основы своей жизнедеятельности;

-понимает опасности вредных привычек для организма и психики;

-знает основные правила поведения на дороге, в общественных местах, умеет правильно действовать в чрезвычайных ситуациях; 
-соблюдает нормы личной гигиены;

-владеет туристическими навыками;
-систематически занимается спортом, физически самосовершенствуется.

Эстетическое

 «Я и красота вокруг»

Конечная цель искусства – побудить людей делатьто, что им нужно, и осознавать то, что они знают.

М.Блондель

-  знакомство с культурным наследием прошлого, духовным богатством родного народа, с помощью живописи, литературы, истории и архитектуры;

- развитие чувства прекрасного, чувства истинной красоты, эстетического чувства восприятия окружающего мира на основе приобщения к выдающимся художественным ценностям отечественной и мировой культуры;

- формирование способностей восприятия и понимания прекрасного, обогащение духовного мира детей средствами искусства и непосредственного участия в творческой деятельности;

-формирование навыков совместного общения, умения правильно использовать свободное время.

-умеет оформлять портфолио, альбомы, стенды, электронные фотоотчёты;

-имеет сформированные эстетические вкусы

-умеет оценивать произведения искусства, эстетические явления с позиций эстетических знаний 
-пробует себя в музыке, литературе, в сценическом и изобразительном искусстве;

-готов развивать свои задатки и творческие способности в различных областях искусства.

 Этапы реализации программы

Сроки реализации

Этап

Содержание деятельности

Сентябрь 2018

Подгото

вительный

-выявление проблем, которые должны быть решены в ходе реализации программы;  

-составление  плана деятельности;

-проведение анализа педагогической, психологической и методической литературы;

-изучение диагностических методик;

-изучение и анализ нормативно - программных документов

Сентябрь 2018- октябрь 2018

Органи

зационный

-постановка целей и задач программы;

-привлечение родителей к сотрудничеству;

-консультации со школьной психолого-педагогической службой;

-планирование основных мероприятий по воспитательным направлениям;

Октябрь 2018-апрель 2019

Деятель

ностный

- работа по основным направлениям воспитательной программы;

- сотрудничество с педагогическим коллективом, школьной психолого-педагогической службой и родительской общественностью;

- необходимая корректировка запланированных мероприятий;

-промежуточный мониторинг успешности реализации программы;

-отслеживание результатов индивидуального развития учащихся и классного коллектива в целом

Апрель 2019-июнь 2019

Рефлексия

-соотношение результатов с поставленными в начале целями и задачами;

-сравнительный анализ и самоанализ изменений, произошедших с детьми в ходе реализации программы;

-подведение итогов;

-оформление и описание хода реализации и результатов проекта в форме отчета.


 

 

Мониторинг воспитательной деятельности

Педагогическая диагностика это педагогическая деятельность, направленная на изучение объектов и субъектов педагогического процесса (отдельных школьников, школьного коллектива, педагогического процесса целиком) в целях сотрудничества с ними и управления этим процессом. Без педагогической диагностики невозможно контролировать воспитательный процесс, невозможно организовать целенаправленный, обоснованный процесс развития личности учащегося.Педагогическая диагностика имеет в качестве своего предмета три области:

  1. Результаты обучения в виде оценки знаний (академические достижения учащихся); ежегодно по четвертям и  в конце года во все года обучения.  Анализ  участия в олимпиадах, наличие победителей и призеров – ежегодно.

 7 класс  - повторная диагностика интеллектуальных способностей и сравнение роста с начальной школой.

 2.        Результаты воспитания и обучения в виде социальных, эмоциональных, моральных качеств личности и групп учащихся. Индивидуальная активность учащихся по четвертям и в конце года – ежегодно.

7 класс  -  особенности  проблемных переживаний методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (в модификации В. В. Бойко)

 8 класс – эмоциональных отношений со сверстниками, психосоциального развития по Э. Эриксону и по модели ТЕСТ-АНКЕТА: ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ (Б.И.ДОДОНОВ);                                    - профессиональное самоопределение, анкетирование.

3.     Результаты педагогического процесса в виде психологических качеств и новообразований личности

 9 класс - модель выпускника, портфель личных достижений; сформированность классного коллектива– тест- опросник.                                                                                                

 4.  Ежегодно анкета для родителей «Воспитательная работа в классе глазами родителей», позволяющая корректировать социальный заказ на воспитание.

Проводится социально-психологические тренинги.

В 9-х классах осуществляется первичная профориентация учащихся.

Портрет выпускника основной школы

  Ценностный потенциал:     Восприятие ценности семьи: осознанная любовь к родному дому, семье, близким, чуткость, тактичность.   Восприятие ценности достоинства человека: преобладание духовно-нравственных приоритетов над материальными.      Уважение к своей Родине – России. Осознание ценности природы родного края, ее исторических памятников. Потребность общения с прекрасным.

  Творческий потенциал: Проявление активной позиции, соответствующей личностным интересам и элементарным навыкам поискового мышления. Стремление строить свою жизнь по законам гармонии и красоты. Потребность в посещении театров, выставок, концертов, чтении классической литературы, умение проникать во внутренний мир художественного произведения, понимать его духовную сущность.

  Коммуникативный потенциал: Умение критически осмысливать свои поступки, анализировать взаимоотношения со своими сверстниками и взрослыми, умение идти на компромисс.  Обладать социальной ответственностью за свои действия и поступки. Способность поддерживать эмоционально-устойчивое поведение в жизненных ситуациях

  Здоровье сберегающий  потенциал:  Осознанное и ответственное  отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей; опрятность, соблюдение правил личной гигиены и рационального питания. Участие в спортивно-массовых мероприятиях.

Литература

1. Амонашвили Ш.А. «Личностно-гуманная основа педагогического Процесса». - М., -2015г.

2.Бретт Д. Жила-была девочка, похожая на тебя… Психотерапевтические истории для детей. Класс. — М., 2017.

3. Додонов Б.И. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2012. С.132-134

4. Дереклеева Н.И. «Азбука классного руководителя». - М.: 5 за знания, 2016. - 432с.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. «Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий». - Учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ПРО, 2013. – 101 с.

6. Резапкина Г.В. «Классные часы. Беседы о самоопределении» : Книга для классных руководителей 5-9 классов. – М.: Образовательно-издательский центр «Академия»: ОАО «Московские учебники», 2015. – 192с.

7. Селиванова Н. «Эффективные способы решения современных проблем воспитания» // Учитель, № 6 – 2016. – С. 39-43

8. Педагогика. Учебное пособие для  студентов педагогических вузов и колледжей./ Под редакцией П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое сообщество России, 2014г.- 640с.

9. «Журнал классного руководителя»/ сост. Л.В. Голубева. - Волгоград: Учитель, 2016. - 109с.

10. Журнал «Справочник классного руководителя» №4, 2015. - П.С. Кудешов Долгосрочная воспитательная программа класса.

11. Электронные ресурсы:

http://mon.gov.ru/

http://pedagogik.mgou.ru/

Приложение

Анкета «Воспитательная работа в классе глазами родителей»

1. Какие мероприятия класса и школы этого года понравились Вашему ребенку?                                                                                          2.  Какие мероприятия класса и школы понравились Вам?                                                                                                                    3.  Какие мероприятия класса и школы Вам не понравились?

Какие мероприятия класса и школы не понравились Вашему ребенку и почему?

В каких мероприятиях класса и школы в будущем году мог ли бы участвовать Ваш сын или дочь?

В каких мероприятиях класса и школы могли бы Вы принять участие в будущем году?

Какие мероприятия Вы хотели бы предложить в будущий план воспитательной работы?

          8.На что Вы считаете необходимым обратить внимание классного руководителя в воспитательной работе в будущем году?9. Какие традиции, на Ваш взгляд, необходимо развивать в коллективе учащихся в будущем учебном году?

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности Л. И. Вассермана (вмодификация В. В. Бойко)

Ниже предлагается опросник, который фиксирует степень неудовлетворенности социальными достижениями в основных аспектах жизнедеятельности»

Прочтите каждый вопрос и укажите один наиболее подходящий ответ.

1– полностью удовлетворен;

2– скорее удовлетворен;

3– затрудняюсь ответить;

4– скорее не удовлетворен;

5– полностью не удовлетворен.

Удовлетворены ли вы:

1

2

3

4

своим образованием

 

 

 

 

взаимоотношениями с одноклассниками

 

 

 

 

взаимоотношениями с учителями

 

 

 

 

взаимоотношениями с друзьями

 

 

 

 

содержанием своей учебы в целом

 

 

 

 

условиями учебы

 

 

 

 

своим положением в обществе

 

 

 

 

материальным положением

 

 

 

 

жилищно-бытовыми условиями

 

 

 

 

отношениями с подругой (другом)

 

 

 

 

отношениями с  родственниками

 

 

 

 

отношениями с родителями

 

 

 

 

обстановкой в обществе (государстве)

 

 

 

 

отношениями с друзьями, ближайшими знакомыми

 

 

 

 

сферой услуг и бытового обслуживания

 

 

 

 

сферой медицинского обслуживания

 

 

 

 

проведением досуга

 

 

 

 

возможностью проводить каникулы

 

 

 

 

возможность выбора дополнительного образования

 

 

 

 

своим образом жизни в целом

 

 

 

 

 

Обработка данных.

По каждому пункту определяется показатель уровня фрустрированности. Он может варьироваться от 0 до 4 баллов. Каждому варианту ответа присваиваются баллы: полностью удовлетворен – 0, скорее удовлетворен – 1, затрудняюсь ответить – 2, скорее неудовлетворен – 3, не удовлетворен полностью – 4.

Если методика используется для выявления показателя у группы респондентов, то надо:

1) получить раздельно произведение числа респондентов, выбравших тот или иной ответ, на балл, присвоенный ответу;

2) подсчитать сумму этих произведений;

3) разделить ее на общее число ответивших на данный пункт. Можно определить итоговый средний индекс уровня социальной фрустрированности. Для этого надо сложить показатели фрустрированности по всем пунктам и разделить сумму на число пунктов (20).

В массовых обследованиях весьма показателен процент лиц, выбравших тот или иной вариант ответа на конкретный пункт.

Интерпретация результатов. Выводы об уровне социальной фрустрированности делаются с учетом величины балла (среднего балла) по каждому пункту. Чем больше балл, тем выше уровень социальной фрустрированности:

3,5–4 балла: очень высокий уровень фрустрированности;

3,0–3,4: повышенный уровень фрустрированности;

2,5–2,9: умеренный уровень фрустрированности;

2,0–2,4; неопределенный уровень фрустрированности;

1,5–1,9: пониженный уровень фрустрированности;

0,5–1,4: очень низкий уровень;

0–0,5: отсутствие (почти отсутствие) фрустрированности.

Дезорганизующие эмоциональные состояния в режиме угнетения психики

Здесь следует назвать дистимию, депрессию, апатию, гипотимию, растерянность, тревогу, страх, бредовое настроение. Эти весьма разные по содержанию эмоциональные состояния имеют ряд общих признаков:

– личность практически не реагирует на внешние воздействия иначе, как при помощи дезорганизующего эмоционального состояния. Во всяком случае, разум и воля не помогают человеку быстро и успешно преодолевать неадекватность эмоциональных состояний, придавать им коммуникабельную форму;

– для восстановления эмоциональной нормы требуется время, покой, помощь окружающих, в том числе лечебная. Любое из дезорганизующих эмоциональных состояний может проявляться в пределах нормы или приобретать размеры психического расстройства, т. е. психопатологическую форму. Последняя возникает при наличии сопутствующих факторов.

Психопатологические расстройства состояний характеризуются общим измененным нервно-психическим тонусом.

В свою очередь, устойчивые изменения нервно-психического тонуса вызываются;

– органическими поражениями мозга. В этом случае расстройства наиболее обширные и глубокие;

– дефектами нервной системы. Обычно она ослаблена болезнями, психическими травмами;

– внешними причинами. Среди них такие, которые вызвали психический стресс, интоксикацию, травмы;

– соматическими заболеваниями. Болезнь того или иного органа вызывает нарушения сопряженных участков мозга, нервной системы, обмена веществ, что приводит к изменениям эмоционального и, нередко, интеллектуального отражения действительности.

Очень разные по своему проявлению расстройства состояний имеют, похоже, одну и ту же механику: отсутствует нормальная связь между интеллектом и эмоциями. Интеллект почему-либо (поражение мозга в результате стресса, интоксикации, травмы и т.п.) не оценивает должным образом внешние и внутренние воздействия, не выявляет их значимость для личности. Его управляющие команды не включают адекватные эмоциональные программы и наработанные стереотипы эмоционального поведения. Вместо адекватных эмоциональных программ и стереотипов автоматически все время вступает в действие один и тот же стереотип, свойственный личности.

Ее поведение становится неадекватным, оно не обусловлено видимыми причинами.

Психосоциального развития по Э. Эриксону

Возраст 12 – 18 лет.

Задача этапа: идентичность против смешения ролей.

Ценные качества, приобретаемые на этом этапе: посвящение и верность.

Эриксон. Главное затруднение на этой стадии – идентификационная спутанность, неспособность опознать свое “Я”.

Подросток созревает физиологически и психически. В добавление к новым ощущениям и желаниям у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Интерес к мыслям других людей, к тому, что они сами о себе думают.

Подростки могут себе создавать мысленный идеал семьи, религии, общества. Вырабатывать и перенимать теории и мировоззрения, которые сулят примирить все противоречия и создать гармоничное целое. Подросток – это нетерпеливый идеалист, полагающий, что создать идеал на практике не труднее, чем вообразить в теории.

Связь с окружающими колеблется между положительным полюсом идентификации “Я” и отрицательным -– путаницы ролей. Главная задача – объединить все свои роли: школьника, сына, спортсмена, бойскаута, газетчика и т.д. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и спроецировать в будущее. Если справится, у него появится ощущение того, кто он естьгде находится и куда идет. Все тождества и непрерывности, на которые эго полагалось, подвергаются сомнению вследствие интенсивности физического роста, усугубляемого процессом созревания. Происходит физиологическая революция.

Влияние родителей на этой стадии – косвенное. Если подросток благодаря родителям уже выработал доверие, самостоятельность, предприимчивость, и умелость, то его шансы на идентификацию, т.е. на опознание собственной индивидуальности значительно увеличиваются.

Обратное справедливо для подростка недоверчивого, неуверенного, исполненного чувства вины и сознания своей неполноценности. При трудностях самоидентификации проявляются симптомы путаницы ролей. Это часто бывает у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей.

В значительной степени юношеская любовь – это попытка добиться четкого определения собственной идентичности, проецируя расплывчатый образ своего эго на другого и наблюдая его уже отраженным и постепенно проясняющимся. Вот почему в юношеской любви так много разговоров.

Обособленность круга и отвержение “чужаков”. Опознавательные знаки “своих” – одежда, макияж, жесты, словечки. Эта интолерантность (нетерпмость) – защита против “помрачения” сознания идентичности. Подростки стереотипизируют себя, свои идеалы, своих врагов. Часто подростки отождествляют свое “Я” с образом, противоположным тому, что ожидают их родители. Но иногда лучше ассоциировать себя с “хиппи” и т.п., чем вообще не обрести своего “Я”. Подростки испытывают способность друг друга хранить верность. Готовность к такому испытанию объясняет привлекательность для молодежи простых и жестких тоталитарных доктрин.

Соционический подход. Подросток создает себе и другим “рамки”, ограничения: “похож – не похож на идеал” приравнивается к понятию “свой – чужой”. Рамочная, ограничительная функция в соционике – седьмая.

На этом этапе происходит возврат к функциям витального кольца -- подсознательным. Но уже сильным, способным обрабатывать большие объемы информации. Этот огромный объем обрушивается на подростка, накрывая его, как волна. Если учесть, что витальные функции плохо осознаются, то можно понять растерянность подростка, уход от простой и такой ясной ранее реальности в бесконечные вопросы. В этом кризис подросткового возраста.

В этом возрасте нет цельности восприятия мира и себя. Не оформлена личность. Жизнь ставит новые ограничения, необходимо в них вписываться, держать себя в рамках, что бывает очень трудно подростку. До этого этапа все было просто и понятно. Теперь появились вопросы: “Кто я?”, “Какой я?”, “Зачем я?”. Все это напоминает встречу с собственной Тенью (архетип Юнга, соответствующий блоку ИД). Популярные наши книги “Искусство быть собой” и т.п. чаще всего адресованы подросткам, или людям, которые не вполне прошли кризис подросткового возраста.

Проблема “отцов и детей” обостряется на этой стадии, особенно если “отцы” не прошли успешно в свое время аналогичную стадию и жестко держатся за свои идеалы, не принимая идеалов детей. Отцы в таком случае не могут выйти за пределы своих рамок, остаются ограниченными. А детиеще не могут отойти от своих рамок, они еще не обрели достаточной широты взгляда на мир. Вот и общаются – каждый “со своей колокольни”, отсюда непонимание, споры, конфликты.

Резюме:на этой стадии развития происходит возврат к бессознательным функциям (о чем говорит сложность идентификации собственного “Я”) теперь уже сильным (о силе бушующих страстей подростка, видимо, не надо и говорить), все это соответствует блоку ИД;

функция в витальном кольце, включается развитие бессознательного: “не понятно, как стать самим собой” – характерно для этого возраста, подросток очень похож на “гадкого утенка” у Андерсена, страдавшего от своей непохожести на окружающих, долго искавшего “своих”, пока, наконец, повзрослев, не превратился в прекрасного лебедя;

включились сильные функции – началась буря полового созревания;

работает акцептная функция этого блока – седьмая: по-прежнему главная работа подростка-школьника – учиться и читать, узнавать что-то новое о жизни, подростки любят все попробовать на себе, испытать, узнать самим, по-прежнему никакой важной продукции они не производят, часто их даже обвиняют в потребительстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Данная программа составлена на 5 лет, рассчитана на обучающихся среднего звена. ...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МКОУ-Теренгульская СОШ (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о с...

ПРОГРАММА воспитания и социализации обучающихся на ступени начального общего образования

Цель программы - создание благоприятных условий для развития личности школьника как высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личн...

Программа воспитания и социализации, обучающихся на ступени основного общего образования

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования МОУ «ООШ №8» (далее Программа) разработана в соответствии с Конституцией РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и...

Программа воспитания и социализации обучающихся ЦРТДиЮ г. Нерюнгри

Локальный докумлент учреждения дополнительного образования детей. Нормативно-правовой и документальной основой программы воспитания и социализации обучающихся являются Закон «Об образовании», федераль...

Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень основного общего образования "Стать Человеком"

Настоящая Программа воспитания и социализации обучающихся на ступень общего образования разработана в соответствии с требованиями ФГОС и Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности...

Рабочая программа воспитания и социализации обучающихся "____11__"_Б___ класса

Ни одно учебное заведение на сегодняшний день не может заявить о себе как о современном, гуманном, личностно-направленном, если ограничится, лишь передачей ученикам знаний и не разовьет в них способно...