Семья и семейные ценности
методическая разработка (7, 8 класс)

Конкурс "Лучшая практика" по формированию культуры семейной жизни и ответственного родительства

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Беэлепкинская основная общеобразовательная школа»

307026,  Курская область,  Мантуровский район,  д. Разбираевка,

ул. Садовая, д.6.  Тел: 8(47155)32-4-43

Конкурс практик по реализации региональной образовательной программы  «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»

Номинация: «Лучшая практика по реализации региональной образовательной программы «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»»

Название работы: «Семья и семейные ценности»

(описание практики по реализации региональной образовательной программы  «Формирование культуры семейной жизни и ответственного родительства»)

                                                                             Автор: классный руководитель

                                                                             Баркова Мария Ивановна

2019г

Содержание.

  1. Введение.
  2. Основная часть.

1)Значение культуры семейных отношений.

2)Что такое ответственное родительство.

3)Задачи ответственного родительства.

4)Факторы, определяющие ответственное родительство.

5)Формирование семейных ценностей

3. Заключение.

4. Список литературы.

5. Приложения.

    1)Анкетирование «Анализ семейных взаимоотношений»

    2)Родительское собрание «Семья – счастливая планета».

   3)Исследовательская работа «Дорога к храму»

   4)Классный час с родителями «Семья и семейные ценности»

   5)Праздник « Мамины глаза»

   6)Грамота, благодарность, рисунки.

                                              Как хорошо, что есть семья, которая от бед любых всегда,

                                                                                                                  везде хранит меня…»

 Издавна на Руси семья занимала главнейшее место, ведь она укрепляла и растила новые поколения русского народа. Семьей принято было гордиться и на нее надеяться. Семья - колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребенка - все это создает максимально благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые кристаллизуются потом в новую неповторимую личность.

Эмоциональное начало пронизывает все стороны нашей натуры, его нельзя отделить ни от характера самого человека, ни от его поступков. Где-то  оно играет решающую роль, в других случаях подчиненную, но так или иначе всегда сказывается на наших мыслях, действиях, поступках, отношениях с людьми, окрашивает всю нашу жизнь. Причем сильнее, чем это принято считать. Мы склонны порой приписывать обстоятельствам гораздо больше, чем они заслуживают. От чего зависит, предположим, неудовлетворенность человека своей специальностью и выполняемой работой ? Совсем не редкость, когда человек становится просто жертвой неведомого ему несоответствия между свойственным ему психическим складом и типом операций, выполняемых в учреждении или у станка. А производственные успехи предприятия или учреждения в целом? Разве не связаны они с эмоционально-психической окрашенностью отношений между людьми как индивидуальностями, с их расстановкой в коллективе?

Эмоциональный склад семьи ощущается сам собой как мера душевного здоровья семьи, как милая, легкая и добрая атмосфера. Только преобладание положительных эмоций над отрицательными (бодрости, оптимизма, взаимной нежности и дружбы над раздорами, унынием, скукой) создает то, что можно назвать семейным очагом. Он собирает и сплачивает вокруг себя людей, связанных родственными узами, он согревает, дает пищу чувствам и отдых душе. Семья при всех свойственных ей заботах, хлопотах, проблемах, возможных огорчениях и даже несчастьях должна в конечном итоге приносить человеку радость. Семьи,  как правило, были многодетными, и каждый ребенок являлся лишь членом семьи, а не "центром мироздания", - когда мысли и действия всех взрослых сосредоточены только на нем. К жизни подходили серьезно, и детям в семьях с раннего возраста прививалось чувство чести, собственного достоинства, готовности служить Отечеству. Даже в русских сказках счастливый конец - это свадьба, после которой семья "живет-поживает да добра наживает".

 Поэтому так важна связь поколений в семье; знание традиций своего народа, формирующих вкусы детей, помогающих сделать осознанный выбор между вечными и временными (мнимыми) ценностями, выбор жизненных приоритетов.

Семейная ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит весомым достоянием для ее потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. В нашем представлении, семейные ценности - это не только семейные праздники, не только помощь в выборе профессии членами семьи, не только традиционные увлечения, это гораздо большее. Прежде всего - это внутренняя культура семьи: великодушие, снисходительность, уступчивость, доброжелательность, то есть все то, без чего не может существовать семья.

Недаром замечательный отечественный педагог А.С.Макаренко писал: «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы. Разорвитесь на части, используйте все свои таланты, ваши способности, привлеките ваших друзей, знакомых, но будьте счастливы настоящим человеческим счастьем!». Ощущение ребёнком счастья в семье  - это тоже непревзойдённая семейная ценность, которую нужно сохранять и поддерживать.

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения, направленная на формирование у детей определенных качеств, но и тех, которые закладывает семейная микросреда. Образ жизни семьи в целом.

Главная цель любой семьи – формирование нового, более лучшего и более свободного поколения, но выполнять эту задачу семья сможет тогда, когда она основана на духовных ценностях, на духовном единении. Такая семья является школой здорового чувства собственности. Самодеятельности и инициативы, социальной помощи и верности. Чего каждый из нас имел право ожидать от своей семьи и своих родителей – ведь все мы когда – то были детьми. Если ребенка сравнивать с молодым деревцем, то семья – это почва, на которой оно растет, и тот ландшафт, который его формирует, одни растут в ухоженном саду, другие – в оранжерее, третьи – на скудной каменистой почве, четвертые на – на семи ветрах. И вырастают деревца, конечно, разные.

Хорошая семья дает опору ребенку. Помогает укрепиться в этом мире, в хорошей семье ни кого не защищает, она сама по себе – лучшая защита ребенку от любых внешних угроз, надежный тыл, его первый образ жизни.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах развития и воспитания. Кроме того, в последнее время очень изменилось отношение родителей к школе, появились агрессивность, недоверие, которые, конечно же, впитывают и дети.

. Что же важно, когда ты – родитель? Легко ли быть ответственным родителем и что это такое?

ЧТО ТАКОЕ ОТВЕТСТВЕННОЕ РОДИТЕЛЬСТВО

В обществе существует мнение о том, что с ребенком обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты родительства, но недостаточные.

По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью, человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать благоприятные условия для развития ребенка.

Итак, ответственное родительство это, прежде всего, сбалансированность разных сторон воспитания:

  1. Коммуникативная сторона – это регулярное общение с ребенком. В условиях современного мира, полного опасностей и соблазнов, родитель должен быть всегда в курсе того, что происходит в жизни ребенка – его интересов и предпочтений, по возможности разделять их и иметь на него влияние.
  2. Эмоциональная сторона – родитель должен быть готов не просто слушать ребенка и говорить с ним на важные темы, стараясь избегать оценок в суждениях и осуждения, но выступать в роли помощника и советчика, вызывать в ребенке ответную реакцию, давать ему возможность обсуждать проблемы и делиться своими переживаниями.
  1. Экономическая сторона – сейчас даже обучение в государственных образовательных структурах становится все более затратным. Поэтому родитель должен иметь возможность оплачивать обучение ребенка, обеспечить его необходимой одеждой, желательно, карманными деньгами.
  2. Охранительная сторона – сохранение и укрепление здоровья ребенка, что в условиях современного российского общества становится очень актуальным и полностью ложится на плечи родителей;
  1. Нормативная сторона – родителю необходимо выступать в роли эксперта, обладающего опытом общения с социальными институтами. Это означает, что ребенка надо учить следовать правилам, установленным обществом, в котором он живет.
  2. Духовная сторона – способность привить ребенку базовые жизненные ценности, такие как семья, культура. Родители должны научить ребенка ценить свои жизнь и здоровье. Дети, как известно, сильно подвержены влиянию сверстников, информационных ресурсов и окружающих взрослых, будь то положительный или негативный опыт. Поэтому в детском возрасте особенно важно наличие рядом взрослых, которые хранят духовное наследие и в состоянии передавать его своим потомкам. Ведь, не имея собственного мнения и понятия о том, что есть зло, а что добро, не умея самостоятельно анализировать ситуацию и принимать решения, ребенок легко может стать объектом манипуляции

 ЗАДАЧИ ОТВЕТСТВЕННОГО РОДИТЕЛЬСТВА

Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено, что сами родители важными задачами ответственного родителя считают:

  • сохранение здоровья и жизни ребенка;
  • материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием, дать ему достойное образование;
  • находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг вместе.

Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию. В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».

Кроме этого немаловажными задачами являются:

  • Предупреждение родителями развития пагубных привычек у детей, путем развития духовного и нравственного компонентов, создавая доверительную обстановку в семье. Разговаривая про курение и алкоголь, очень важно не создавать «искусственный ажиотаж» вокруг этой темы, поощрять стремление ребенка делиться своими размышлениями на эту тему, знать, в какой компании он проводит свое свободное время.
  • Умение оказать поддержку и защитить в сложных ситуациях. Дети очень уязвимы, они обладают подвижной нервной системой, впечатлительны и часто все воспринимают очень остро. Поэтому сложной в детском возрасте может быть любая ситуация, которая ребенка заставит переживать более интенсивные эмоции, чем обычно, даже если родителям кажется, что это сущий пустяк. Родители должны постараться избегать фразы «не стоит расстраиваться из-за такой мелочи», вместо этого стоит признать право ребенка на его чувства – будь то разочарование, злость, обида, и помочь ему справиться.
  • Собственным примером учить ребенка стойкости и упорству, прививать трудолюбие и любовь к учебе.

Поэтому вопрос организации совместного взаимодействия и сотрудничества родителей, учителей и обучающихся в условиях нашего села является одной из острых проблем школы. Хочется видеть в родителях настоящих и искренних помощников! И в последнее время они такими и являются.

Поэтому возрождение нормальной семьи и ее функций как никогда приобрело первостепенное значение. Ведь семья вместе со школой создает тот важнейший комплекс факторов воспитывающей среды. Который определяет успешность, либо не успешность ребенка и всего учебно – воспитательного процесса в школе. Наше образовательное учреждение было, есть и останется одним из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, способно внести огромную лепту в восстановлении семейственности.

На протяжении нескольких лет мы изучаем социальный состав, образовательный уровень родителей нашей школы. Преимущественно это служащие, домохозяйки, сельскохозяйственные рабочие, которые имеют возможность уделять большее время детям. В результате анализа социального состава семей по различным категориям мы установили тенденцию к увеличению количества многодетных семей, малообеспеченных семей и семей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Именно поэтому сотрудничество семьи и школы нашло свое отражение в разработанной нашей школой программе «Семья и семейные ценности».

 Цель: формирование системы ценностных семейных отношений, максимально комфортных условий для личностного роста и развития ребенка через сотрудничество семьи, школы, села и района.

Основные задачи:

1.Организация целенаправленного просвещения родителей по вопросам воспитания детей, использование активных форм просветительской деятельности.

2. Оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся (одарённых, трудных, детей группы «риска»), индивидуальная работа с семьями, оказавшимися в жизненно-трудной ситуации.

3.Формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;

4.Формирование толерантности, как условия успешной социализации школьников сельского социума.

5. Организация и проведение совместного досуга учителя-ученика-родителя и совместного творчества.

6. Воспитание у детей чувства гордости и уважения за свою семью, пропаганда и возрождение семейных традиций.

Формирование семейных ценностей, безусловно, очень важный и сложноорганизованный процесс, требующий больших затрат со стороны всех членов семьи в течение длительного времени. Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные (к старшим, младшим, к женщине, родителям и т.д.) отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать всяческую поддержку (в том числе и психологическую), сохранение семейных ценностей

В нашей школе существуют 3 направления:

 1. Направление: «Диагностика семей»

Задачи:

1.Изучение и составление характеристик семей обучающихся (состав семьи,

образовательный уровень, сфера их занятости, определение соц. статуса)

2. Определение отношения семьи к школе.

3.Выявление положения детей в системе внутрисемейных отношений.

Формы работы:

В нашей школе по направлению «Диагностика семей» проводятся следующие мероприятия:

1.Изучение семей первоклассников, знакомство их с нормативно – правовой базой , консультирование и индивидуальные беседы , ежегодное внесение изменений и дополнений в социальный паспорт, проведения анкетирования с родителями и обучающимися школы «Анализ семейных взаимоотношений». Это помогает выявить неблагополучные семьи, провести обследование жилищно- -бытовых условий, создать банк данных о семьях.

Многодетные семьи – 3;

Неполные семьи – 0;

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации– 2;

Опекаемые – 0.

2. Направление: «Психолого-педагогическое просвещение»

Задачи:

1.Формирование теоретических представлений у педагогов о возможностях и условиях использования различных методов, новых форм и технологий в работе с родителями.

2.Вооружение родителей педагогическими знаниями и умениями.

3.Формирование активной педагогической позиции родителей.

Формы работы:

Работа с родителями.

 С родителями мы проводим лекции на родительских собраниях «Семья – счастливая планета», «В семье мне хорошо и уютно»,  круглые столы «В кругу семьи мы жизнь создаем», «Семья – моя защита», «Традиции моей семьи»,  дни открытых дверей в форме открытых уроков для родителей 1-9 классов «Инновационные формы обучения», «Что такое ФГОС?», «Информационно компьютерные технологии на уроках»,– это ознакомление родителей с новыми программами по предмету, требованиями учителя к урокам, нормы оценок. Именно такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности, курс предмета «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, избегая декларативности, отчуждения учебного материала от интересов ребенка, и в адекватной для его форме решает задачи формирования нравственных ценностей. Таким образом, реализуется основная идея курса – формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.

На уроках обществознания, ОБЖ, биологии учащиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, инфляция и семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи. На уроках технологии учатся ведению домашнего хозяйства.

В школе также проходят выставки: новогодняя выставка творческих работ «Мастерим всей семьей», «Мастерская деда Мороза», ярмарки - распродажи, индивидуальные тематические консультации – которые дают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах, оформление уголка «Для вас, родители» - доступность информации в любой день.

В школе ведется работа с педагогическими кадрами, которая традиционно осуществляется через педагогические советы, совещания при директоре, методическое объединение классных руководителей. На заседаниях педсоветов мы рассматриваем следующие вопросы: «Формирование семейных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы», «Семья и школа на современном этапе», на ШМО классных руководителей рассматривались вопросы «Социальное партнерство семьи и школы в сфере воспитания», «Диагностика и анализ в процессе педагогического сопровождения семейного воспитания», Повышение психолого-педагогической компетентности родителей», где выступали с докладами и сообщениями: В.В. Макаева, Т.Г.Рощупкина, Н.В. Золотых, А. А. Оболенских, М.И. Баркова  и др.

В работе классных руководителей выделяются три основных направления:

- просвещение родителей;

- управление;

- совместные мероприятия.

Просветительская деятельность классных руководителей осуществляется через организацию педагогического всеобуча. Опережающее педагогическое просвещение родителей по формированию у них ценностей семьи, сознательного родительства, индивидуальное и групповое консультирование, выпуск буклетов, памяток.

Управленческая деятельность заключается в содействии работе родительского комитета школы  и совместное планирование воспитательной работы в классе и школе.

Классные руководители организуют и совместную с родителями внеурочную деятельность. Нетрадиционной формой совместных классных часов являются мастер– классы «Сердце матери», «Создание презентаций»,  проводимые педагогами: Золотых Н.В., Барковой М. И., Путивцевой ИА.  для родителей. Педагоги в своей работе с родителями используют индивидуальные беседы «Мой ребенок не желает учиться», «Как научить ребенка самостоятельности», задушевный разговор, педагогическое консультирование, вынесение благодарности родителям и детям.

 3.Направление: «Сотрудничество»

Сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы и вовлечение их в совместную с детьми деятельность.

Традиционными для школы являются спортивные соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Веселые старты». Активное участие в спортивных соревнованиях, всегда поражают папы своей напористостью и скоростью, мамы своей грацией и гибкостью, ну, а дети просто неотразимы. Эта форма работы имеет положительные результаты и мы ее развиваем, ведь сейчас много говорится о спорте и наши дети участвуют в районных  соревнованиях «Соревнования по шашкам  и шахматам» (Грамота 1 место), «Зарница», все это, благодаря нашему учителю  физической культуры Золотых Н.В.  и родителям, которые именно своим примером прививают любовь к здоровому образу жизни. В школе у нас работают спортивные кружки,  в них занимаются и дети из многодетных семей, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации,  внеклассные мероприятия «Семейные радости»,  «Рождественские посиделки», конкурс открыток для родителей младших классов «Подарок своими руками», день именинника, конкурс сочинений для многодетных детей «История моей семьи», экскурсии по святым местам, участие в межрегиональной открытой научно-практической конференции «Куряне – подвижники Святаго Духа» (Благодарность за исследовательскую работу «Дорога к храму» ), которые повышают культуру родителей во взаимоотношении с ребенком и ведут к уменьшению факторов риска, правонарушениям и злоупотреблениям психоактивными веществами в детской среде, улучшают микроклимат в семье и разрешают проблемы между обучающимися и родителями, праздничные программы ко Дню Учителя «Учитель главное слово», «Я бы в учителя пошел, пусть меня научат», защитника Отечества «», международному женскому дню «Мамины глаза», «Вот моя семья, и я ее люблю», «Моя бабушка – лучшая хозяйка», «Добрый взгляд моей мамы», дни именинников «Вместе дружною семьей», «Мой день именин», поздравления ветеранов войны села с днем Победы «Давно закончилась война», «Солдаты Великой Победы», «Мы не забудем ваши подвиги», «Спасибо за мир на земле», совместные классные часы «Моя семья – мое богатство», «Семья – всему начало», «Семья и семейные ценности», «Семья – это то, что для тебя навсегда», конкурсы фотовыставок «Самая счастливая, дружная и крепкая семья».

Также в школе уже 2 года существует «Трудовой десант» по ремонту школьной мебели, книг, мелкого ремонта. В состав десанта входят дети из многодетных и малообеспеченных детей. С большим энтузиазмом дети работают в мастерской по ремонту. Мы и дальше планируем продолжить работу трудового десанта.

Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе, ни с какими другими социальными институтами, так как именно в сфере и развивается личность ребенка. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни, Именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности. Сотрудничая с родителями на протяжении многих лет, мы активно привлекаем их к учебно – воспитательному процессу. Анализируя результаты этой работы, мы пришли к выводу, что это партнерство способствует сплочению связей между семьей и школой, обучающимися и родителями, классными коллективами. Школа, обучающиеся и родители становятся единой командой, повышается самооценка каждого ребенка, у родителей и обучающихся возникает чувство гордости за свою семью, школьный коллектив. Несомненно, что такая работа укрепляет взаимопонимание и доверие между семьей и школой.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семья и семейные ценности

Презентация для 4-5 классов, где рассматриваются аспекты - что такое семья и какие бывают семейные ценности....

Классный час на тему "Урок семьи и семейных ценностей" в пятом классе

Цель: прививать учащимся любовь к своей семье и культивировать в них бережное отношение к семейным ценностям.Задачи:1.Познакомиться с классом,  создать атмосферу доверия и сотрудничества в коллек...

Сценарий Дня знаний: День семьи и семейных ценностей +75 лет Ростовской области

1 сентября 2012года во всех школах страны проводились праздничные классные часы  на тему: "Семья. Семейные ценности".  Но в нашем регионе ещё один праздник - скоро 75 лет Ростовской области!...

План Классного часа "Семья и семейные ценности"

Классный час 1 сентября 2012года «Семья и семейные ценности»5б класс Классный руководитель: Максимова Станислава Николаевна. Дерево держится корнями, а человек семьей.(Пословицы и пого...

Внеклассное мероприятие "Урок семьи и семейные ценности"

Внеклассное мероприятие создано для учащихся 11 класса к 1 сентября на основе методических рекомендаций Хабаровского краевого института развития образования. Представлена презентация и методическая ра...

Урок -презентация " Семья и семейные ценности"

Отношение и семья,  главные сферы нашей жизни. Без любви и дружбы человек не может жить. Это главная потребность нашей души.Пути исправления, по мнению академика Д. С. Лихачева, ...

Всероссийский день семьи, любви и верности Своя игра на тему «Семья и семейные ценности»

1.     Воспитывать у детей любовь к своей семье и своим родственникам, уважение к ним.2.     Учить детей вежливо общаться со взрослыми, воспитывать желание забо...